Д кедрин дума о россии конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: охарактеризовать основные тенденции развития культуры данного периода; ознакомить учащихся с основными произведениями культуры и дать представление о появлении шатрово-каменного зодчества; показать тесную взаимосвязь главных тенденций в архитектуре с созданием единого государства. Помочь учащимся пережить и осознать важные для современности проблемы: творцов и потребителей, вызвать чувства гордости за русского человека, поклонение его таланту и красоте.

Основные понятия: "Домострой", шатровая архитектура.

Важнейшие даты: 1524-1525 гг. - Смоленский собор Новодевичьего монастыря; 1532 г. - строительство храма Вознесения в Коломенском; 1555-1556 гг. - Покровский собор в Москве (Храм Василия Блаженного); 1560-е гг. - "История о Казанском ханстве"; 60-70 гг. XVI вв. - переписка Грозного с Курбским; 1541 гг. - завершение объединенного сборника "Четьих-Миней" митрополита Макария; 1564 гг. - первая печатная книга на славянском языке Ивана Федорова.

Выдающиеся личности: Митрополит Макарий, митрополит Филипп, Иван Федоров, Андрей Курбский.

Рекомендуемая организация урока

Словарь:

Зодчие - строители.
Посконные - рубахи из грубой конопляной ткани.
Смерды - простые люди, крестьяне.
Пагода - храм.
Тороватый - щедрый.
Правеж - расправа, порка.
Лепота - красота.

Ход урока

Учитель истории: Поиск новых архитектурных форм привел к возникновению в XVI в. шатрового стиля. Отныне храмы венчались шатром, который во многом определял композицию постройки. Историки зодчества не пришли к единому мнению, откуда появился в русской архитектуре шатер. Некоторые говорят о влиянии европейском (итальянском); проводятся параллели с северорусской деревянной архитектурой, самой русской природой с ее "шатровыми" елями. Как бы то ни было, в шатровых постройках XVI—XVII вв. ярко выразилось национальное своеобразие русского зодчества. Шатровый стиль отступал от привычного крестово-купольного типа храма, открывал новый простор для творчества русских зодчих. (Приложение 1)

Другой архитектурный памятник, который по праву можно назвать и памятником самой эпохи, — знаменитый Покровский собор на Рву, который многим более знаком под другим названием — собор Василия Блаженного (по имени московского юродивого, погребенного в одном из приделов). Построен храм был в 1554—1561 гг. и отразил в себе мироощущения современников и участников этого события. Для них оно было символично и воспринималось как завершение векового спора Руси с Ордой. В необычайно богатом и разнообразном архитектурно-декоративном убранстве собора — выражение торжества. Это скорее храм-памятник, чем культовое сооружение. Соединение переходами, галереями девяти различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое Русское государство. В каменном зодчестве русский национальный стиль ярко выражен в девяти шатровых Постройках собора Василия Блаженного. Он возведен по случаю взятия Казани в 1552 г.Продолжают строить соборы и крепостные стены в монастырях Соловецком, Троице- Сергиевом и др. В Москве окружили стеной Белый город, в Пределах современного Бульварного кольца. По примеру Московского Успенского собора в Вологде строят Софийский собор (1568 1570 гг.). А в Вязёмах, к западу от Москвы, в именно Бориса Годунова появляется величественный пятиглавый храм святой Tpoицы; позднее его стали звать Преображенским. Обширное строительство по всей России сделало необходимым появление специального учреждения - Приказа каменных дел (1580-е гг.). Он организовывал строительные работы, очень большие по масштабам (вызов рабочих из разных городов, заготовка стройматериалов). (Приложение 2)

Летопись рассказывает, что мастера построили храм "не как поведено было им, но как богом даровался им разум", им было положено возвести 7 приделом вокруг центрального храма (в честь семи святых, которые оказали помощь русским воинам), а они сделали восемь, исходя из законов симметрии, т.е. поступили как истинные художники.

Иностранные гости говорили, что храм получился более для украшения, чем для молитвы. (Приложение 3)

Вопрос учителя истории: Каков этот Храм? Опишите его

Ученик. В центре мы видим шатровую башню, ниже - 4 восьмигранных, а еще ниже - четыре башенки поменьше. Башни вроде бы не похожи друг на друга, но храм составляет единое целое, он строен и прекрасен. Посмотрите: все купола - луковицы, разной величины и разного убранства, затейливые узоры, какая-то причудливость, сказочность.

Учитель истории: В 16 веке храм был из красного кирпича с белыми украшениями, купола из серого свинца, а уже в 17 веке он стал таким разноцветным. Итак, перед вами церковь, где человек должен приносить молитвы, т.е. храм смирения, где в общем - то человек выражает свою готовность отречься от земной жизни.

Учитель истории: А каково отношение создателей этого храма к земной жизни, к человеку? Чувствуют ли они себя смиренными?

Учащиеся: Зодчие славят красоту земли, воспевают творческие способности человека, богатство его фантазии. Человек влюблен в жизнь, земную жизнь.

Учитель литературы: читает стихотворение Д. Кедрина "Зодчие" (Это чтение должно произвести сильное глубокое впечатление на учащихся. А читается стихотворение нелегко. В конце чтения возможно включение колокольного звона).

Беседа по вопросам

Устно нарисуйте этот храм таким, каким его увидел поэт, с окружающей торговой площадью. Какое впечатление произвела на вас эта картина? Зачем храм противопоставлен тому, что его окружает?

Примерный ответ: Поэт не описывает храм, он показывает процесс действия, а также впечатления, которое производит храм на зрителей "Лепота одно слово!" Собор возвышается над обычной будничной суетой торговой площади. Измученный, засеченный, простой народ, нищий видит в нем свою мечту, надежду, воплощение собственных скрытых сил.

Вопрос. Как бы определили основной конфликт стихотворения? Что воплотил поэт в образе зодчих, а выразителем каких идей предстает царь?

Сравниваем 2 диалога, две встречи. Читаем вторую встречу. Что ждут, на что надеются художники, отвечая: "Можем! Прикажи, государь!"

Примерные ответы: Видя восхищение храмом самого царя, художники гордятся своей работой и простодушно говорят, что могут сделать еще прекраснее. Это сцена таит в себе страшную развязку. Раньше царь говорил о церкви, которая была бы пригожей заморских церквей, он жаждал обладать чудом. А теперь он собственник, коварный, хитрый. Жизненные позиции две: творцов и потребителей; бескорыстие и щедрость таланта - и собственничество хозяина; простодушие, открытость мастеров - и зависть, жестокость, коварство, неблагодарность царя).

Вопрос. Следующая строфа - "расправа с мастерами". Какие чувства вызывает она? Почему поэт подробно рисует казнь? Какие художественные средства использует?

Ответ. Это строфа - эмоциональная кульминация, плач, использованы: аллитерация (ли), повторы (их), инверсии, народно-песенные выражения.

Вопрос. Как вы понимаете смысл эпилога? Чем отличается образ церкви здесь от того образа, который нарисован раньше? Найдите антитезы, помогающие понять мысли и чувства поэта. На какие размышления о собственной жизни наводят последние строки стихотворения?

Ответ. Эпилог не успокаивает. Он построен на антитезах: мрачный быт, нищета, доносы, казни - и мастера, их церковь, мастера, просящие подаяния

Вот она, страшная реальность, а церковь - "Словно приснилась", и звон её звучит погребальным плачем. Но она жива, и жива память народная, и гусляры в песне произнесли свой суд над царем. Творческая сила народа вечна. Поэт убежден в бессмертии народа, неисчерпаемость его творческих сил, в способности противостоять любым враждебным силам.

Дома: Подготовиться к выразительному чтению, ответить на вопросы: Каков жанр стихотворения? Чем похоже, чем отличается от других известных вам произведений этого жанра? Какие слова, выражения помогают почувствовать колорит старины? Какого отношение поэта к прошлому? А наше каким должно быть? (По литературе)

Цель урока: познакомить обучающихся с личность поэта, с эпохой правления Ивана Грозного; дать понятие о жанре баллады; ввести в мир стихотворения, учить анализировать балладу; развивать умения высказывать, правильно формулировать свое мнение; совершенствовать творческие способностей обучающихся.

О этот звон…, звон-чудо, звон-виденье.

Мелкая суета дней гаснет.

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на рабочий лад.

- Здравствуйте, ребята, давайте улыбнемся и пожелаем друг другу хорошего настроения и новых открытий на уроке, в конце которого определим самого творческого его участника.

  1. Определение темы и цели урока.
  2. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
  • Вступительное слово учителя.

Найти ответы на эти вопросы нам помогают произведения литературы, созданные великими мастерами слова. И таким мастером является Дмитрий Кедрин.

4. Восприятие обучающимися учебного материала.

Задание: дать лексическое толкование слов, сделать вывод, для чего Д. Кедрин использует в произведении устаревшие слова.

  • Определение жанра произведения. Запись на доске, что называется балладой.
  • Анализ системы образов.
  1. Характеристика образа Ивана Грозного.
  2. Словарная работа. Работа со словарем.

Благодетель (устар., иронич.) – человек, который оказывает покровительство кому-нибудь из милости.

- Как вы думаете, в каком значении использует это слово Д. Кедрин?

  1. Церковь – внутренний стержень произведения
  2. Какие художественно-изобразительные средства использует автор для описания красоты и величия храма Василия Блаженного?
  • Составить ассоциативный ряд:

(Обучающиеся используют опорные слова раздаточного материала).

Вывод-обобщение. Для чего человек посещает церковь?

Включается запись: звон церковных колоколов.

(Обращение к эпиграфу урока).

  1. Характеристика образа зодчих.
  • Проблемная ситуация.

Можно ли сказать, что в финале баллады зодчие побежденные? Почему вы так считаете? (Определение идеи произведения).

Работа в группах .

Задание: Что будем снимать, что общим планом, что крупным и почему? Продумайте звуковое сопровождение своей части фильма (Какая музыка должна звучать? Как передать дух, атмосферу эпохи? Реплики разговора)

- Что интереснее, посмотреть фильм или прочитать балладу? Свой ответ обосновать.

- Определить самого творческого участника урока.

Комментарий оценок учителя за урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


сценарий "Поэт в России - больше, чем поэт"

Сценарий "Поэт в России - больше, чем поэт" посвящен поэтам военного времени.

презентация "Поэт в России - больше. чем поэт"

Презентация дает краткое содержание жизни и творчества Бориса Пастернака.

открытый урок "Поэт в России - больше, чем поэт"

Конспект урока по творчеству Б.Пастернака в 11 классе.


Образовательные цели урока: · познакомить учеников с личностью поэта; помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения;·.



Урок разработан в форме Литературного салона.


Тема одаренности детей, их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений.

Кедрин Дмитрий Борисович

Кедрин Дмитрий Борисович (4 февраля 1907, Берестово-Богодуховский рудник — 18 сентября 1945) — русский советский поэт, переводчик.

Родился в 1907 году в донбасском посёлке Берестово-Богодуховский рудник в семье железнодорожного бухгалтера, мать была секретаршей в коммерческой школе. Рано осиротев, Кедрин получил хорошее домашнее образование благодаря бабушке-дворянке, которая ввела его в мир народного творчества, познакомила с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко. Учился в Днепропетровском железнодорожном техникуме (1922—1924).

В творчестве Дмитрия Кедрина наряду с песенными стихами о природе много публицистики и сатиры, и стихотворений повествовательных, часто исторического содержания. В его ясных и чётких стихах, где умело соблюдена мера в образном воссоздании духа и языка прошедших эпох, отражены страдания и подвиги русского народа, подлость, свирепость и произвол автократии. Многие стихи Дмитрия Кедрина были положены на музыку. Кедрину принадлежит также множество поэтических переводов с украинского, белорусского, литовского, грузинского и других языков. Его собственные стихи так же переводились на украинский.

По возвращении с фронта Кедрин замечает за собой слежку. Предчувствие беды не обмануло поэта. 18 сентября 1945 Дмитрий Кедрин трагически погиб под колесами пригородного поезда возле Тарасовки (по некоторым данным он был выброшен из тамбура электрички). Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Каждый человек воспитывается в культурной среде, сложившейся на протяжении веков, вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. Прошлое – это та почва, на которой мы стоим и , отталкиваясь от которой, идем в будущее. А это прошлое, духовный опыт народа запечатлен в улицах и площадях, домах и парках, храмах и книгах, картинах и скульптурах. Необходимо все это бережно сохранять и беречь, постоянно пополняя этим свой духовный мир.

Д.С.Лихачев, известный деятель современной культуры, считает, что “если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране”.

Писатели и поэты помогают нам это понять. Например, поэт Дмитрий Кедрин.

История родины – главное в творчестве поэта. Он обращается к прошлому, чтобы показать истоки настоящего, талантливость народа, красоту его души. Кедрин показывает, что одной из черт народного характера является красота и способность создавать прекрасное вопреки жестоким условиям, в которых жил народ.

О многом нас заставил подумать, много почувствовать проникновенный, умный, чуткий поэт:

К. Кулиев ПАМЯТИ ДМИТРИЯ КЕДРИНА

В заснеженном посёлке Подмосковья
мы сиживали часто, коротая
досуг в домишке из сосновых бревён,
и вслушивались в завыванье вьюги.
Его густые волосы сбегали,
пересекая лоб открытый слева.
Как были тонки и подвижны пальцы!
Он голову откидывал при чтенье,
он отличался лёгкою походкой,
он радовался, как дитя, пороше.
Я помню — он любил смотреть подолгу
на снег, свалившийся на плечи леса.
Когда читал он вечером метельным,
России сердце в тех строках стучало,
я видел битвы на равнинах снежных
и ощущал себя их очевидцем…

Смерть меднохвостой огненной лисицей
выглядывала из лесу и снова
скрывалась.
Мы же не подозревали
(хотя сосновый бор был близко, близко!),
что на снегу нетронутом, конечно,
она следы незримо оставляла.
В те дни глядели мы не на лисицу,
а в песен чистые глаза гляделись.
Какое дело было нам до смерти!

Ушёл вослед лисице меднохвостой
мой друг с безоблачным и добрым сердцем.
Что делать! Уходящий за лисицей
уже не возвращается обратно:
его пути заносит снег глубокий,
а расстоянья поглощают голос.

Вступают смерть и память в поединок,
но друга память уступить не хочет!
Поэзия спешит на бой со смертью,
поэзия бросает смерти вызов,
стихи кричат: — Не отдадим поэта!

Когда из жизни он ушёл, планета
мне показалась холодней, суровей.
Обычно это происходит с нами,
когда теряем близких безвозвратно.
Всю силу дружбы — крепости алмаза —
оставьте мне, Поэзия и Память. (1945—1948)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7

Урок - творческая мастерская

«…вся красота – только луч того солнца,

(внеклассное чтение в 8 классе

Школьникова

Татьяна Александровна

г . Ивантеевка

Московская область

Тема «…вся красота – только луч того солнца,

Цель дать представление и о личности и творчестве Д.Б. Кедрина

выявить авторскую позицию

развивать у учащихся умение анализировать мысли и чувства

формировать уважительное отношение к истории культуре России, чувство патриотизма, гордость за русский народ, уважение к народу –труженику, создателю красоты

Оборудование :

В ыставка книг Д.Б.Кедрина

Справочники по литературе

Заготовка для практической работы

Презентация о Кедрине и о соборе Василия Блаженного

Фонограммы песен на стихи Д. Кедрина, звон колоколов

Технология творческая мастерская

Виды работ индивидуальная, групповая

ВОПРОС: В чем красота России? Её тайна, загадка, сила? С ответом не торопитесь, поразмышляйте, в конце урока мы вернемся к нему.

Из рассказа одноклассника…вы получите представление о личности и творчестве Д.Б. Кедрина Наш урок предполагает не пассивное слушание, а активную деятельность. по ходу рассказа делайте записи, наброски о поэте, а презентация даст вам возможность проверить свои записи.

Дмитрий Борисович Кедрин родился 4 февраля 1907 в пос. Щегловка (Донбасс ) в семье счетовода железной дороги и машинистки Коммерческого училища .Он рано осиротел и воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая познакомила внука с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, русским фольклором.

Кедрин писал в стихах о том, как в борьбе рождается новая жизнь. Его героями выступают художники и мятежники: художник Рембрандт, знаменитый русский градостроитель Федор Конь, сподвижница Степана Разина Алена Старица. Поэт обращается к прошлому, чтобы лучше показать истоки таланта народа, красоту его души. Поэт гордится своим народом и показывает, что одной из черт национального характера является способность создавать прекрасное вопреки жестоким условиям.

Худенький, невысокий, очень близорукий и всегда задумчивый, Дмитрий Кедрин становился сильным и прекрасным, когда речь заходила о поэзии.

20-40 годы - хронологические рамки творчества Кедрина. Он знаком читателям не только как поэт, но и как переводчик с украинского, белорусского, сербского.

К сожалению, 18 сентября 1945г жизнь Дмитрия Борисовича Кедрина трагически оборвалась…

Я оставлю мой голос,

На черном кружке

и вот под иголочкой,

тонкой, как волос,

От гибкой пластинки отделится он

Примерный план в тетрадях

1907 -в пос. Щегловка (Украина) родился Кедрин , осиротел

воспитывался хорошо образованной бабушкой

1920-1924 – учеба (Коммерческое училище, потом техникум)

1924-1 931 работа литературным сотрудником в газетах и журналах Донбасса, появление произведений. Темы стихов -талантливость народа, красота души

1931 -переезд в Москву

1933-1941 - работал литературным консультантом в газетах и журналах,

Герои -- художники и мятежники ( Рембрандт, Федор Конь, Алёна Старица)

Посконные рубахи - рубахи из грубой конопляной ткани

Смерды -человек низкого сословия, холоп

Пагода -храм в Индии

Тать –вор, разбойник

Батоги - плётки, кнуты

Лобное место - место для произнесения приказов

Переметчики -перебежчики, предатели

Рогожка –грубое платье

Плаха -помост для казни

Очёсок - остаток волос

Обратите внимание на доску

Пивших чару вина в один дых - очень сильных физически

Дух вельми спертый- очень душно

Богомазами размалеван- расписан художниками- иконописцами

В царском притворе своем- место моления царя и князей

Изукрашен зело очень украшен

Кружалы- кабаки, трактиры, харчевни

От подвалов и служб до креста - с верха до низа всей церкви

Кульминация Чтение поэмы учителем (финальная строфа под фонограмму звона колоколов)

-Определите пафос поэмы и аргументируйте свою точку зрения

(пафос героический, т к утверждает величие творческого подвига человека, но и трагический, т к создатели красоты испытывают муки)

- Что побеждает в конечном итоге- добро или зло? С ответом не торопитесь, подумайте, позже мы вернемся к этому вопросу.

-обратитесь к тексту и скажите, о каком русском памятнике культуры и архитектуры идет речь в произведении?

Первоначально Покровский собор был несколько иным, чем мы видим его теперь. Была деревянная модель, а потом "перевели" ее в камень. И только в 17 веке храм был расписан яркими красками и стал напоминать веселую игрушку . Храм предназначен для созерцания снаружи. его разноцветные, пестрые купола радуют глаз яркостью и чудесным сочетанием красок - красных, зеленых, желтых, затейливо разукрашенных куполов: их девять и все они разные. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом - по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками.

Поражает дерзость решения художников, сочетавших в оформлении православных святилищ традиции Руси и мусульманского Востока (как считают некоторые ученые). За пять лет строители создали шедевр, на века отмеченный печатью исключительности. В неистощимой художественной фантазии зодчих сказались образы русского народного искусства, причудливые формы Храма Василия Блаженного отражают мотивы древнерусского народного эпоса, народных преданий и сказок. Праздничные, торжественные формы храма делают его подлинным монументом триумфа, монументом победы молодого государства.

Храм Покрова- это знаменитый собор Василия Блаженного, воздвигнутый при Иване Грозном в 1555-1561 годах. Россия всегда отмечала важные события постройкой храмов. И этот храм был построен в честь взятия Казани и присоединения ее к территории России 1 октября 1552года , в день праздника Покрова Богородицы . (имена зодчих стали известны только в 1895 г. ). Первоначально Покровский собор был несколько иным, чем мы видим его теперь. Была деревянная модель, а потом ее "перевели" в камень. И только в 17 веке храм был расписан яркими красками и стал напоминать веселую игрушку . Храм предназначен для созерцания снаружи. его разноцветные, пестрые купола радуют глаз яркостью и чудесным сочетанием красок - красных, зеленых, желтых, затейливо разукрашенных куполов: их девять и все они разные. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом - по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. По преданию Иван Грозный приказал двум псковским( по другой версии , владимирским) мастерам Барме и Поснику построить храм с восемью куполами, ибо именно восемь побед одержали русские над Казанью. Создатели собора (некоторые историки предполагают, что это одно и тоже лицо) творчески истолковали задачу, создав оригинальную и сложную композицию: над восьмью башнями вознесся шатер девятой, центральной церкви. Все девять церквей объединены общим основанием и галереей- гульбищем. В 1557г.появилась пристройка, где хранятся святые мощи Василия Блаженного, откуда и пошло название храма Поражает дерзость решения художников, сочетавших в оформлении православных святилищ традиции Руси и мусульманского Востока (как считают некоторые ученые). За пять лет строители создали шедевр . В неистощимой художественной фантазии зодчих сказались образы русского народного искусства. Причудливые формы Храма Василия Блаженного отражают мотивы древнерусского народного эпоса, народных преданий и сказок. Праздничные, торжественные формы храма делают его подлинным монументом триумфа, монументом победы молодого государства над его врагами.

Учитель: Ранее на этом месте была Лобная церковь, деревянная церковь Святой Троицы. На территории Кремля, занятой садами и постройками не нашлось бы места большому храму, поэтому такой красавец появился вне стен Кремля. Восточный отпечаток индусских пагод, благородные пропорции итальянского стиля, византийские мотивы позволили КУГЛЕРУ, исследователю архитектуры, назвать храм фантастической группой колоссальных грибов.

Работа с текстом поэмы

- Сопоставьте образ собора в литературе и архитектуре. В чем разница изображения? Обоснуйте текстом своё мнение.

(Поэт, в отличие от архитектора, не может точно передать форму, цвет, размер, он лишь показывает отдельные черточки храма, но все равно передает общее впечатление красоты, праздника, нарядности, яркости, кажется, что мы видим этот собор.)

- Вернемся к вопросам, которые были поставлены перед чтением текста. Воля царя восторжествовала, значит, зло сильнее? Свой ответ подкрепите текстом.

Отличается ли образ церкви в эпилоге от образа, данного в начале поэмы?

(Да, она как суровый приговор, напоминание о том, ценой каких жертв создавалась красота)

-как связаны строки, вынесенные в тему урока , и поэма?( красоту России творят люди, важно сохранить эту красоту и приумножить)

- Вернёмся к началу урока и ответим на вопросы, заданные ранее. Так в чем же красота России? В чем её тайна, загадка, сила?

Учитель: Действительно, народ- создатель прекрасного, он одерживает победу над насилием, жестокостью, несправедливостью.

Церковь стоит века. Она нужна и дорога народу как память о создателях красоты, как символ красоты и гармонии, как сама красота России

Учитель: А теперь обратимся к заготовке практической работы и займемся анализом поэмы.

Практическая работа № Дата выполнения ___________

Состав группы I оценка I штрафные баллы

Цель определить тему, идею стихотворения

Выявить героев, авторскую позицию,

Определить композицию и её компоненты

Выявить художественные средства( тропы, синтаксические средства)

Определить размер, рифму, вид рифмовки

ВНИМАНИЕ. По окончании урока группа сдает заполненными задания и других четырёх групп( задание будет проговорено, вам остается только его записать!)

б)Изображение героев( противопоставлены, отражают друг друга, один лагерь)

в)Композиция

Художественные средства

Синтаксические средства

В)Анафоры и эпифоры

Е)риторические . восклицания, обращения

ВИДЫ РАБОТ

Работа с шаблонами, справочной литературой, с текстом

Заполнение заготовки практической работы

Защита работы -вывод(лексика: Мы считаем, (думаем, пришли к таким выводам, полагаем), что а)…, потому что… б)… , потому что… в)… , потому что… г)… , потому что…

Синквейн (5 строк)

1 имя существительное

2 имени прилагательных

1 Слово-вывод, короткий комментарий темы

темы синквейна

1 группа- церковь

2группа - зодчие

3группа – царь

4группа – урок

5 группа- гости на уроке

Примечание: окончательная оценка в журнал выставляется после предъявления выполненного домашнего задания

Рефлексия (прослушивание синквейнов)

поражает, звонит, воспитывает

краше вилл италийских и пагод индийских

приказывает, мучает, казнит

Государево слово и дело!

Домашнее задание ( одно любое по выбору учащихся )

наизусть ( 5-8 строфы или 14-17 строфы)


Воспитывать непримиримость к войне как злу и насилию, уважение к ветеранам войны, гордость за народ, сумевший выстоять и победить в самой жесточайшей из войн двадцатого столетия.

Бедствия всего более открывают силы

в характере русского народа.

ДУМА О РОССИИ

Широка раскинулась Россия!

Много бед Россия выносила:

На нее с востока налетали

Огненной метелицей татары,

С запада, затмив щитами солнце,

Шли стеною на нее ливонцы.

- Погоди! – Они ее пугали. –

Мы тебя растопчем сапогами!

Пес завоет, вырастет крапива,

Где нога немецкая ступила!

Бил дозорный в било на Пожаре*,

К борзым коням ратники бежали.

Выводил под русским небом синим

Ополченье тароватый Минин.

Из неволи польской и татарской

Вызволяли Русь Донской с Пожарским,

Смуглая рука царя Ивана

Крестоносцев по щекам бивала.

И чертили по степным яругам

Коршуны над ними круг за кругом,

Их клевало на дорогах тряских

Воронье в монашьих черных рясках,

И вздымал над битой вражьей кликой

Золотой кулак Иван Великий.

Нынче вновь кривые зубы точит

Враг на русский край.

Выложить костьми нас в ратном поле,

Волю отобрать у нас

Чтобы мы не пели наших песен,

Не владели ни землей, ни лесом,

Чтоб влекла орда фашистов пьяных

Наших жен в шатры,

Чтобы наши смелые ребята

От поклонов сделались горбаты,

Чтоб лишь странники брели босые

Где встарь была Россия.

Не бывать такому сраму, братцы!

Будем насмерть драться!

В землю втопчем!

А не будем у него рабами!

Ястреб нам крылом врага укажет,

Шелестом трава о нем расскажет,

Выдаст конский топот,

Русская река его утопит.

Не испить врагу шеломом Дона!

Русские не склонятся знамена!

Будем биться так,

Чтоб видно было:

В мире нет сильнее русской силы,

Чтоб остались от орды поганой

Только безыменные курганы,

Наша жизнь и слава!

Учитель истории. Сегодня мы собрались на необычный урок, мы с вами должны выяснить ,что же помогло нам, русским, несмотря на многочисленные нашествия врагов победить , выжить и остаться самой сильной и мужественной страной?

Учитель литературы. Может быть, клип на песню Юрия Шевчука подскажет вам ответ.

Учитель истории.

Так что же делает нас, русских сильными, непобедимыми, непохожими на других?

Учитель литературы. Да, я согласна с вами : это наш характер, удивительный и непредсказуемый, когда надо - жесткий, когда надо - милосердный. Но всегда стойкий и мужественный. Сегодня пойдёт речь об особенностях нашего русского характера, о его главных составляющих.

Учитель истории. Эпиграфом к уроку мы взяли слова Н.Карамзина, что Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа. Самым страшным испытанием, выпавшим на долю нашего народа стала ВОВ.

И кричали враги потрясенные.

Что же РУССКИЕ заколдованы?

Их пронзишь копьем, а они живут!

Их сожжешь огнем, а они живут!

Их сто раз убьешь, а они живут! 1

А они живут и сражаются!"

(Рассказ о войне) 3

За этими казёнными строчками скрыты изломанные человеческие судьбы. Несгибаемые русские характеры.

Учитель литературы.

Я предлагаю посмотреть , какие же особенности русского характера отразили писатели в своих произведениях. Таких произведений огромное количество, мы вспомним некоторые из них.

- Кто же является главным героем произведения?

- Что случилось с Егором Дрёмовым?

Учитель истории. В какой битве он получил увечья?

Учитель литературы.

- За эту битву Егор получил звание Героя Советского Союза.

Учитель истории. - За что давали это звание?

Учитель литературы.

- Почему Егор не открылся родителям и невесте?

- Скажите, только ли применительно к Егору Дрёмову можно говорить о силе русского характера?

- Зачитайте рассуждения Толстого о русском характере.

- Ребята, какие качества вы считаете главными в характере Егора Дрёмова, его матери и невесты?

Составление кластера

- Ребята, я предлагаю посмотреть эпизод из фильма .

Учитель литературы. - О каком произведении пойдёт речь?

- В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Какова же позиция солдата-христианина, Крыжнёва, взводного, доктора?

- Какая позиция ближе Соколову?

- Почему он убивает Крыжнёва?

- Как проявляется сила духа Соколова?

Учитель истории:

Учитель литературы:

- Когда подвернулась ситуация, Соколов бежит из плена, прихватив с собой немецкого майора. За это получает от советского полковника отпуск.

Учитель истории:

- Могла ли данная ситуация произойти в реальности? (Нет)

(Согласно приказу №270 от 16 августа 1941 года все пленные считались дезертирами и предателями. Сталин считал их изменниками Родины).

Учитель литературы.

Но Соколов не озлобился…

- Какое испытание или награду дарит судьба Соколову? (Встреча с Ванечкой)

- Зачитайте слова Шолохова о русском характере.

– Каким чертами характера должен обладать русский человек, чтобы преодолеть все испытания, выпавшие на его долю?

Продолжение кластера

Рассказ ученика о Алексее Маресьеве

Учитель литературы.

- Прототипом героя какого произведения стал Алексей Маресьев.

Учитель истории

- После публикации повести журналисты нередко брали интервью у Маресьева.

Инсценирование учащимися беседы журналиста с Алексеем Петровичем Маресьевым (по материалам интервью, опубликованных в печати).

- Алексей Петрович, Вы часто вспоминаете те 18 дней, проведенные в лесу?

- Нет, не вспоминаю. Я вообще не вспоминаю то время.

- Что тогда помогло Вам выжить и не впасть в отчаяние?

-Желание выбраться к своим. Желание жить.

- Сегодня Вы о чем-нибудь жалеете?

- Жизнь меня, конечно, потерла. Но, если все начинать сначала, я бы снова стал летчиком. До сих пор не могу вспоминать о небе без особых, благодарных чувств. У меня самые счастливые минуты жизни связаны с самолетами. Когда после госпиталя в моей карточке написали "Годен во все роды авиации", я чувствовал себя на вершине счастья.

- Вам чувство страха знакомо?

- А как же? Страх присущ всем. И если вам кто-то будет говорить, что он ничего не боится, - не верьте. Надо просто уметь побеждать в себе это чувство.

- Вас называют человеком-легендой:

- Я человек, а не легенда. В том, что я сделал, нет ничего необыкновенного. И то, что меня превратили в легенду, очень расстраивает.

- Правильно говорят, что самое главное в жизни - здоровье?

- Абсолютно правильно. А на второе место я бы поставил честное отношение к труду.

Учитель литературы.

- Какую фразу можно считать ключевой в данном интервью ?

Продолжение кластера

Учитель истории . Давайте вернёмся в начало урока и посмотрим на эпиграф, слова историка и писателя 18 века о русском народе. Согласны ли вы с высказыванием? (Обращение к эпиграфу)

- Мы не совсем согласны с мнение Карамзина. Сила русского характера проявляется и в мирной обыденной жизни. В жизни, как известно, всегда есть место подвигу.

Учитель истории.

- А вы можете подтвердить сказанное примерами?

Аргументы детей.

Учитель истории . Какие ещё качеств русского характера вы хотели бы добавить в кластер?

Итак, мы с вами определили основные черты русского характера. Что же это за черты?

Подведение итогов кластера.

Читайте также: