Цветок его строение и значение конспект и презентация

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ТК урока по теме.docx

Склярук Наталья Александровна

Изучение новой темы и первичное закрепление знаний

Формирование у учащихся знаний о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений

1.Образовательные :

Изучить строение цветка

Изучить особенности строения однополых и обоеполых цветков

Изучить значение цветка

2.Развивающие :

Формирование умений распознавать цветки в растениях различных семейств

Расширение кругозора учащихся

3.Воспитательные :

Бережное отношение к цветам

Понятие значимости цветковых растений в природе и их значение

Оборудование :

2.Настраивает учащихся на плодотворную работу на уроке

3.Сообщает план занятия.

2.Проверка готовности к уроку, настрой на урок

II . Повторение ранее изученного

Напоминаю, что мы с вами готовимся к ВПР и у нас ежедневно проходит минута повторения ранее изученного

Сегодня на уроке мы продолжим изучение органов растения. Давайте вспомним, какие органы вы уже знаете? (Рисую на доске)

Работа с понятийным аппаратом (биология, ботаника, ген., вегетат. органы, лист, корень, стебель).

Работа с вариантами ОГЭ (описание известных органов).

У вас на партах рассказ с биологическими ошибками.


ОЦЕНИТЕ СЕБЯ

ученики перечисляют органы

1.предлагает учащимся разгадать несколько загадок и постараться сформулировать тему урока (слайд)

2. Продумаем цели урока, которые помогут нам составить план урока

1.Учащиеся разгадывают загадки и формулируют тему урока

2.Составляют план урока, формулируя цели:

- Определение понятия цветок

- Изучение строения цветка

-Значение цветка для растения

IV . Мотивация и актуализация знаний

Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.

Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.

вучит музыка “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” Чайковского П.И. )

Ответы детей: произведение какого композитора сейчас прозвучало

А сейчас мы проведём упражнение на снятие мышечного напряжения.

1.Сядьте на корточки.

2.Опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастают прекрасные цветы.
3.Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко.
4.Из семечка проклюнулся росток и из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.

5.Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.
6.Поднимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из- под опущенных век, улыбнитесь медленно поворачивая голову влево и вправо.

Выполняют упражнения под музыку

V . Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учеб. материала

1. Работа по определению цветок (сами, затем поиск в учебнике), запись в словарь. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ

2.Рассказ учителя, с использованием моделей цветков и презентации, о строении цветка

Цветки многих растений размещаются на тонких стебельках- цветоножках.

Верхний конец цветоножки, на котором располагается цветок, называется цветоложем. Это ось цветка, на ней располагаются все части цветка).
Главные части цветка – пестик и тычинки. Пестик находится на самой верхушке цветоложа (один или несколько), чуть ниже его размещаются тычинки. Еще ниже на цветоложе располагаются лепестки, их совокупность образует венчик. Под ними находятся чашелистики, образующие чашечку. Венчик и чашечка создают вместе околоцветник. Это самая яркая часть цветка. Околоцветник может быть простой и двойной. Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и привлечение насекомых.

учащиеся внимательно слушают, наблюдают, делают зарисовки, записывают необходимые данные в тетрадь.

VI . Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Давайте зарисуем схему строения цветка и подпишем основные органы.

Проверяем! Выставляем себе оценку.

Проверяют. Выставляют себе оценку.

VII . Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Для условного обозначения строения цветка используют формулы. Для составления формулы используют следующие обозначения:

О – простой околоцветник;
Ч – чашелистики;
Л – лепестки:
Т – тычинки;
П – пестик.

Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком .
Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в скобках.
Правильный цветок изображают звездочкой *;
неправильный – стрелкой ;
однополые мужские (тычиночные) цветки – ;
женские (пестичные) – знаком ;
обоеполые – знаком .

Составление формулы цветка ЧЛТП

Работа с моделями и гербариями

Картинку цветка для Кристины

III .Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее изученного

1.Учитель задает вопросы учащимся:

Назовите главный отличительный признак покрытосеменных растений?

Что является главным органом цветка?

2.выполнить задание на слайде (слайд)

1.отвечают на вопросы.

2.Сформулируйте вопросы по теме и задайте их друг другу по цепочке

Достигли целей? (слайд)

Проставьте себе оценки в целом за урок

Отвечают на поставленные вопросы

V . Домашнее задание

П.22 Дополн. задание (карточка-схема для учащихся, пропустивших урок)

Записывают дом. задание в дневник

Цель: Изучение строения цветка.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите цветок .

2. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.

(По программе И. Н. Пономаревой)

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Образовательная: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях.
  2. Развивающая: продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формировать умения работать с текстом учебника таблицами, гербарием.
  3. Воспитательная: продолжить воспитание интереса к предмету, совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения материала.

Ведущий метод: проблемно-поисковая беседа

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Беседа с использованием слайда 2.

  • А. Назовите органы растения.
  • Б. Какие органы относят к вегетативным, а какие - к генеративным? Какую функцию они выполняют?
  • В. Все ли растения имеют цветки?
  • Г. Какие растения называют цветковыми?

Мы сегодня будем говорить о генеративном органе цветке. Давайте подумаем, что мы сегодня должны узнать о цветке. (Дети ставят цели с помощью учителя, слайд 3)

3. Изучение нового материала.

Рассмотрите на фотографии цветки (слайд 4), гербарии на столах, цветущие растения и скажите, что у них общего и в чем различие. (Опираясь на предыдущие знания, дети отвечают, что у всех цветков есть венчик и чашечка, тычинки и пестик. Цветки различаются формой, окраской, размерами.) Давайте более подробно изучим строение цветка. Для этого зарисуйте схему цветка (слайд 5) и, используя рисунки, текст учебника, подпишите части цветка. (После того, как дети выполнили работу, проверяем правильность выполнения задания) Обращаем внимание на то, что цветок – это укороченный видоизмененный побег.

Отгадайте загадку (слайд 6). Подумайте, какую роль выполняет околоцветник? (Защита внутренних частей и привлечение насекомых.) Из чего он состоит? (Из лепестков и чашелистиков). Посмотрите на слайд (слайд 7) и скажите, чем отличаются околоцветники изображенных цветков? (Дается понятие простого и двойного околоцветников.) Запишите определения в своих тетрадях. Рассматриваем следуюший слайд (слайд 8). (Дается понятие правильного и неправильного цветка с оформлением схемы в тетради.)

Какое строение имеют пестик и тычинка? – слайд 9. (Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника с пыльцой. Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. В завязи находятся семязачатки.) Почему их называют главными частями цветка? (Тычинка и пестик участвуют в размножении.) Какая часть будет являться мужской, а какая – женской? С помощью каких символов их обозначают? ( Вспоминаем, что женские органы обозначают знаком Венеры, а мужские – знаком Марса.)

Отгадайте загадку (слайд 11). Обсуждаем с детьми, почему цветок не образовал плода. Рассматривая схемы на слайдах (слайды12, 13, 14), дети формулируют определения обоеполых и однополых цветков, находят отличия (слайд 15).

Рассматриваем схемы на следующем слайде (слайд 16). С помощью текста учебника учащиеся дают определения однодомным и двудомным растениям, зарисовывают схемы в тетради.

Подумайте, где могут нам пригодиться знания об однодомных и двудомных растениях? (При озеленении улиц тополями, выращивании в саду актинидии, облепихи, выращивании тыквенных растений.)

4. Закрепление.

  1. Информацию о строении и разнообразии цветков оформляем в виде логико-смысловой модели - ЛСМ (слайд 17). Цель данной работы: провести обработку полученной информации. Для этого выбираем объект конструирования (цветок), выделяем набор осей для каркаса, называем их (формула, пестик, тычинка, виды). Нам каждой оси выделяем, называем узловые точки (смысловые компоненты) в соответствии с типом оси.
  2. С помощью биологического конструктора дети собирают обоеполый, мужской, женский цветок.

5. Домашнее задание.

Изучите параграф 23, выучите термины, изготовьте модель цветка (обоеполого или однополого).

При виде цветов мы испытываем чувство восхищения их красотой. Что такое цветок? Урок направлен на всестороннее изучение цветка как генеративного органа растения на основе развития умения вдумчиво читать, выделять и перерабатывать полученную информацию.



Целевая аудитория: для 6 класса

Очень качественный ресурс! Урок получается интересным потому, что учитель предлагает разнообразные виды деятельности на уроке, котолрая позволит каждому ученику хорошо усвоить материал. Презентация наглядна и очень красочна. Спасибо за разработку! Эксперт.

Имея такую презентацию, можно и конспект урока не прилагать! Логически выдержанная, замечательно иллюстрированная, везде подписи и обозначения. Все видно - и какую страничку учебника прочитать детям, и что сделать на уроке. Лабораторная работа очень кстати. У меня есть модели цветков разных семейств, можно будет не рисунки, а их раздать. Спасибо, Татьяна Александровна! Обязательно воспользуюсь вашей разработкой. Со следующего года отдают всю биологию, раньше только в старших классах вела. Беда только, что не хватает в программе часов на нашу трудную науку.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены


Цветок — это кусочек природы, это радость, это повод для улыбки. Это способ выразить свои чувства, поднять настроение, развеять скуку, выразить надежду на будущую встречу. Иногда не хватает слов, а может быть просто решительности, чтобы выразить свои эмоции по отношению к другому . И когда не хватает слов на ум сразу приходит бессмертная музыка величайшего композитора

Петр Ильич Чайковский "Вальс цветов"


-75%

Читайте также: