Цветаева конспект урока 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА
(1892 – 1941)

Уроки литературы в 9 классе[1]

Основное содержание урока
Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики М. И. Цветаевой. Углубление представлений о видах рифм. Стихотворения и романс в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Определение видов рифм. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие рифма.

I. Слово о поэте

Прослушивание песен на стихи М. И. Цветаевой, включённых в кинофильмы Э. А. Рязанова (по выбору учителя):

Актуализация имеющихся знаний о М. И. Цветаевой:

— Кто автор слов к песням, которые только что прозвучали?

— Что вы знаете о жизни и творчестве М. И. Цветаевой?

Концерт-миниатюра из стихотворений М. И. Цветаевой:

II. Конспектирование лекции учителя о М. И. Цветаевой.

Основные положения лекции учителя:

7. Поочерёдное возвращение в Россию Ариадны Эфрон (март 1937 года), Сергея Эфрона (осень 1937 года), Марины Цветаевой и Георгия Эфрона (12 июня 1939 года).

III. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.
Особенности поэтики Цветаевой.

Стихотворения и романс на стихи Цветаевой в актёрском исполнении

Групповая практическая работа:

Примерный план работы групп:

3. Определение темы и главной мысли стихотворения.

4. Выявление черт личности лирической героини: мятежность, бунтарство, гордость, поэтическая дерзость и энергия их выражения.

5. Определение художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка и определение их функции.

6. Вывод об особенностях и новаторстве поэзии Цветаевой.

IV. Углубление представлений о видах рифм

точные рифмы при рифмовке одинаковых частей речи в одинаковой форме: освещает — смущает…;

точные рифмы при рифмовке одинаковых частей речи в разной форме: пыли — земли…;

точные рифмы при рифмовке разных частей речи в разных формах: куриной — Мариной…;

неточные рифмы: прохожий — тоже…;

составные рифмы: к коже — прохожий.

2. Продолжите ряды примерами из этого стихотворения и из текстов для групповой работы. (Работа завершается дома.)

И т о г о в ы е в о п р о с ы:

Как отражён в стихах Цветаевой мятежный характер её лирической героини?

Какие стихи Цветаевой о любви показывают глубину этого чувства?

Почему в стихах Цветаевой о смерти сквозит жажда жизни?

Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений Цветаевой.

Письменно проанализировать его или ответить на один из итоговых вопросов урока.

Индивидуальные задания.

МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА
(1892 – 1941)

Сначала Цветаева училась в 4-й Московской гимназии, затем, с 1902 года, во французском интернате в Лозанне (Швейцария). Из-за болезни матери несколько детских лет провела за границей — в Италии, во Франции, в Германии. После смерти матери училась в Московской гимназии и переменила несколько гимназий.

Стихи начала писать в пятилетием возрасте и сразу на трех языках — по-русски, по-французски и по-немецки. Занятиям литературой способствовала атмосфера родительского дома, в котором царил культ античного и германского искусства. Всюду — на шкафах, на книжных полках стояли бюсты античных героев и богов. Античная мифология с детства вошла в быт, в чувства и в сознание Цветаевой.

Обеим бабкам я вышла — внучка:
Чернорабочий — и белоручка.

1. Пиете́т (от немецкого Pietat, восходящего к латинскому pietas (pietatis) — благочестие) — глубокое уважение, почтительное отношение к кому-либо или чему-либо.

Мне нравится, что вы больны не мной.
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.

Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе.

Или придумать новое слово:

За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной.

Или поставить ямбическое ударение на самом отрицании, интонационно выделив его и подчеркнув цезуру (стиховую паузу):

За солнце, не у нас над головами.

За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!

На каторжные клейма,
На всякую болесть —
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Прозе Цветаевой присущи те же черты, что и ее поэзии,— напряженность мысли, повышенная эмоциональность и дисгармония стиля, усиленная метафоричность, разрыв слов на слоги и т. д.

В 1939 году Марина Цветаева вместе с сыном вернулась на Родину. Ее дочь Ариадна и муж возвратились раньше, но судьба их была печальной: Ариадна попала в лагерь, затем в ссылку, Сергей Эфрон был расстрелян в 1941 году, уже после возвращения Марины Цветаевой.

Пересмотрите все мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!

Летом 1941 года Марина Ивановна Цветаева оказалась в эвакуации, в Елабуге. Ее отношения с сыном крайне осложнились, работы не было никакой, и 31 августа 1941 года, не выдержав жизни, она добровольно ушла из нее. С ней вместе отлетел ее ищущий истины, мятущийся, беспокойный поэтический дух.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЁТЕ
М. И. Цветаева[2]

Ах, золотые деньки!
Где уголки потайные,
Где вы, луга заливные
Синей Оки?

Старые липы в цвету,
К взрослому миру презренье
И на жаровне варенье
В старом саду.

К Богу идут облака;
Лентой холмы огибая,
Тихая и голубая
Плещет Ока.

Детство верни нам, верни
Все разноцветные бусы, —
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни.
Источник: Источник: М. И. Цветаева. Стихотворения и поэмы. — Л.: Советский писатель, Ленингр. отд-е, 1990 (Б-ка поэта. Большая серия). (вернуться к уроку)
МОИМ СТИХАМ, НАПИСАННЫМ ТАК РАНО.
М. И. Цветаева

* * *
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берёт,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Коктебель, 13 мая 1913
Источник: Источник: М. И. Цветаева. Стихотворения и поэмы. — Л.: Советский писатель, Ленингр. отд-е, 1990 (Б-ка поэта. Большая серия). (вернуться к уроку)
МОЛИТВА
М. И. Цветаева[4]

Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
- "Терпи, еще не кончен срок".
Ты сам мне подал - слишком много!
Я жажду сразу - всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень.
Чтоб был легендой - день вчерашний,
Чтоб был безумьем - каждый день!

Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след.
Ты дал мне детство - лучше сказки
И дай мне смерть - в семнадцать лет!
1909
Источник: Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Библиотека Русской Поэзии. — СПб.: "Респекс", 1996. (вернуться к уроку)
НИКТО НИЧЕГО НЕ ОТНЯЛ.
М. И. Цветаева[5]

* * *
Никто ничего не отнял!
Мне сладостно, что мы врозь.
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих вёрст.

Я знаю, наш дар — неравен,
Мой голос впервые — тих.
Что Вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!

На страшный полёт крещу Вас:
Лети, молодой орёл!
Ты солнце стерпел, не щурясь,
Юный ли взгляд мой тяжёл?

Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед…
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих лет.
12 февраля 1916
Источник: Марина Цветаева. Собрание сочинений в 7 т. — М.: Эллис Лак, 1994. (вернуться к уроку)
ИДЁШЬ, НА МЕНЯ ПОХОЖИЙ.
М. И. Цветаева[5]

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!

Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет –
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя.
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились.
Я тоже б ы л а, прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка![7] Кто целовал
Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица –
Локоны в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, – кто Вы?

Сколько возможностей Вы унесли
И невозможностей – сколько? –
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
– Бабушка! Этот жестокий мятеж
В сердце моем – не от Вас ли.
4 сентября 1914
Источник: Путешествие в страну поэзия. Книга 1. – Л.: Лениздат, 1968, с. 270. (вернуться к уроку)
МНЕ НРАВИТСЯ, ЧТО
ВЫ БОЛЬНЫ НЕ МНОЙ.
М. И. Цветаева

Мне нравится, что вы больны не мной.
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе.
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя[8]!

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,—
За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

3. Ах, золотые деньки. — из книги "Волшебный фонарь" 1912 года (цикл "Ока"). (вернуться)

5. Никто ничего не отнял. — из сборника "Вёрсты" 1922 года.
Стихотворение обращено к поэту Осипу Эмильевичу Мандельштаму (1891 — 1938), с которым Цветаева познакомилась в 1915 году во время его приезда в Москву. (вернуться)

6. Бабушке — посвящено памяти Марии Лукиничны Бернацкой, в замужестве Мейн (1841 1869), бабушке Цветаевой по материнской линии.
Создание стихотворения связано с висевшим в доме Цветаевых в Трехпрудном переулке портретом бабушки поэтессы – красавицы-польки Марии Бернацкой (Мейн), прожившей всего 27 лет. Она умерла после того, как родила единственную дочь. (вернуться)

8. Аллилу́йя — хвала Господу; здесь имеется в виду пение при венчании. (вернуться)

Цели: познакомить обучающихся с основными вехами жизни и творчества М.И.Цветаевой, темами и мотивами ее лирики; раскрыть особенностями поэтики; развивать умение анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование универсальных учебных действий.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

-Как вы понимаете слова М. Цветаевой, относящиеся к жизни и творчеству С.А. Есенина:

«… И не жалость – мало жил,

И не горечь - мало дал, -

Много жил – кто в наши жил

- Можно ли этими словами охарактеризовать жизнь и судьбу М. Цветаевой? Аргументируйте свой ответ.

3. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя.

-Среди самых замечательных имен в русской поэзии 20 века мы называем имя Марины Ивановны Цветаевой.

Атмосфера искусства, высокой культуры, которая царила в семье, учение в частных пансионах и гимназиях, поездки за границу – все это сказалось на личности и характере Цветаевой.

Очень рано Цветаева ощутила силу своего дара:

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

М. Цветаева оставила значительное творческое наследие: сборники лирических стихотворений, 17 поэм, 8 стихотворных драм, мемуарную, историко – литературную и автобиографическую прозу. Сохранились письма и дневники.

4. Работа по теме урока.

2. Особенности поэтики М. И. Цветаевой.

Все раннее творчество наполнено образами из любимых книг. Внимание обращено к многоголосию жизни, к себе самой:

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я бренная пена морская.

Сила ее стихотворений - в потоке все время меняющегося, гибкого ритма. Поэзия зависит от ритма ее переживаний:

Станет горечь улыбкою скоро,

И усталостью станет печаль.

Жаль не слова, поверь, и не взора –

Только тайны утраченной жаль!

Свойственная творчеству торжественность, мелодичность сменяются бытовыми разговорными репликами, распевным движением стиха:

Желанная всюду гостья:

Всем спать не даю!

Я с дедом играю в кости,

Я с внуком - пою.

Ее голос в поэзии – страстный и сбивчивый монолог, насыщен паузами, перебоями. В своем стихосложении приблизилась к ритмике В. Маяковского:

Опрокинутыми…

Нот, планет –

-Конец… На- нет…

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей - сколько? –

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

Говоря о бабушке, поэтесса считает, что черты характера она унаследовала от нее:

День был невинен, и ветер был свеж.

Темные звезды погасли.

- Бабушка! – Этот жестокий мятеж

В сердце моем – не от вас ли.

Выразительное чтение стихотворения наизусть учащимся.

Аналитическая беседа.

-Какую картину увидели, прослушав стихотворение!

- На какие детали портрета автор обращает внимание?

- О каких чертах характера они говорят?

-В каких значениях употреблены имена прилагательные?

- Как развивается поэтическая мысль в стихотворении?

- Определите размер стихотворения.

-Во второй строфе упоминается музыкальный дар бабушки:

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

-Среди ранних стихов, многие удивляют читателя ясностью мысли, звучат пророчеством, настраивают на серьезные раздумья. Они отличаются своеобразием и непосредственностью. Нередко в них звучит тревога, неуспокоенность, а также мотив жизни и смерти.

Выразительное чтение стихотворения наизусть учащимся.

Аналитическая беседа.

- Что позволяет говорить о жизнелюбии автора?

-Какова основная мысль данногостихотворения? ( О причастности к вечности, размышления о жизни и смерти)

- К кому обращено стихотворение? (к прохожему)

Каков смысл этого обращения, место и роль этого образа в тексте?

-Почему данное стихотворение можно отнести к шедеврам поэзии Серебряного века?

- Стихотворение написано в Крыму (в Коктебеле) 3 мая 1913 года. В тексте показана встреча прохожего и поэта. Автор размышляет о жизни и смерти, звучит мотив вечности.

В.А. Рождественский отмечает: стихотворение отличает сжатость мысли и энергия чувств. Человек знает: смерть неминуема, но осознает и причастность к вечности. Мысль об обреченности не выглядит гнетущей. Нужно жить, радоваться каждому счастливому моменту, но не забывать о вечных ценностях – это призыв М. Цветаевой.

Выразительное чтение стихотворения наизусть учащимся.

Аналитическая беседа.

-Какие мотивы присутствуют в стихотворении? Только ли мотивы любви, понимания? Аргументируйте свой ответ.

- Назовите средства выразительности. Какова их роль в тексте?

Заключительное слово учителя.

5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 9 класса в марте, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового. Познакомить с биографией М. И. Цветаевой, развивать внимание, воображение обучающихся, устную речь; воспитывать интерес к литературе, воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии текста, художественный вкус, физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по литературе для 9 класса на тему: М. И. Цветаева

Цель: Познакомить с биографией М. И. Цветаевой

Задачи: Познакомить с биографией М. И. Цветаевой, развивать внимание, воображение обучающихся, устную речь; воспитывать интерес к литературе, воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии текста, художественный вкус.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

3. Как объяснить, что Шариков выбирает имя и отчество для себя — Полиграф Полиграфович? Что предлагает Швондер прочитать Шарикову в процессе его воспитания?

4. Какие проблемы, поставленные М. А. Булгаковым в повести, кажутся Вам фантастическими, а какие — вполне реальными?

6. Почему часть повествования ведется с точки зрения Шарика, часть — от лица Борменталя, а завершается повесть от имени автора?

III. Работа по новой теме.

Сначала Цветаева училась в 4-й Московской гимназии, затем, с 1902 года, во французском интернате в Лозанне (Швейцария). Из-за болезни матери несколько детских лет провела за границей — в Италии, во Франции, в Германии. После смерти матери училась в Московской гимназии и переменила несколько гимназий.

Стихи начала писать в пятилетием возрасте и сразу на трех языках — по-русски, по-французски и по-немецки. Занятиям литературой способствовала атмосфера родительского дома, в котором царил культ античного и германского искусства. Всюду — на шкафах, на книжных полках стояли бюсты античных героев и богов. Античная мифология с детства вошла в быт, в чувства и в сознание Цветаевой.

Обеим бабкам я вышла — внучка:

Чернорабочий — и белоручка.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закреплени е

1 Пиете́т (от немецкого Pietat, восходящего к латинскому pietas (pietatis) — благочестие) — глубокое уважение, почтительное отношение к кому-либо или чему-либо.

Мне нравится, что вы больны не мной.
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.

Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе.

Или придумать новое слово:

За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной.

Или поставить ямбическое ударение на самом отрицании, интонационно выделив его и подчеркнув цезуру (стиховую паузу):

За солнце, не у нас над головами.

За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!

На каторжные клейма,
На всякую болесть —
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Прозе Цветаевой присущи те же черты, что и ее поэзии,— напряженность мысли, повышенная эмоциональность и дисгармония стиля, усиленная метафоричность, разрыв слов на слоги и т. д.

В 1939 году Марина Цветаева вместе с сыном вернулась на Родину. Ее дочь Ариадна и муж возвратились раньше, но судьба их была печальной: Ариадна попала в лагерь, затем в ссылку, Сергей Эфрон был расстрелян в 1941 году, уже после возвращения Марины Цветаевой.

Пересмотрите все мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!

Летом 1941 года Марина Ивановна Цветаева оказалась в эвакуации, в Елабуге. Ее отношения с сыном крайне осложнились, работы не было никакой, и 31 августа 1941 года, не выдержав жизни, она добровольно ушла из нее. С ней вместе отлетел ее ищущий истины, мятущийся, беспокойный поэтический дух.

Нажмите, чтобы узнать подробности

учить устанавливать смысловые связи между жизнью и творчеством.

Планируемые результаты:

знать основные этапы биографии М.И.Цветаевой;

Познавательные: общеучебные – извлекать информацию из учебного текста; использовать полученную информацию для решения учебной задачи; логические – анализировать стихотворения, осуществлять сравнение.

Регулятивные: определять цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Коммуникативные: проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками, с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

проявлять интерес к литературе;

осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке;

выявлять причины успешности / неуспешности в учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый

I. Организационный

момент (1мин)

Цель: формирование у учащихся правильного отношения к учёбе.

Громко прозвенел звонок

Ни минуты не теряем.

Сегодня мы с вами будем

исследователям-следопытами. (Слайд 2)

-понимают на слух речь учителя;

- проверяют готовность к уроку

- научатся организовывать рабочее место

-принимать учебную ситуацию

II. Постановка цели и задач урока, формулировка темы (3 мин)

Цель: создание проблемной ситуации для постановки цели урока

1.Прогнозирование. Посмотрите на портреты поэтессы. Предположите, глядя на эти изображения, где она родилась, кто были её отец и мать, какое она получила образование, была ли своя семья, были ли трудности в жизни. (Слайд 3-7)

Откройте учебник на странице 145 и посмотрите количество материала, которое нам предлагается. Достаточно ли нам этого материала, чтобы понять стихотворения поэтессы.

Сформулируйте цель нашего урока.

- слушают учителя, - выполняют предложенные действия

-записывают число и тему урока в тетрадь

-пробуют оформлять свои мысли в устной форме

- учатся слушать ответы одноклассников

-выполняют правильный орфографический режим заполнения тетради

III. Самоопределение деятельности

Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин)

Цель: развитие целенаправленности внимания

Ученики заполняют таблицу

Карпенко Ольга

Верите ли вы, что М.И.Цветаева родилась в Петербурге?

Верите ли вы, что отец Марины Ивановны был врачом?

Верите ли вы, что мать Марины Ивановны была пианисткой?

Верите ли вы, что Марина Ивановна напечатала свой первый сборник стихов, когда ей было 22 года?

Верите ли вы, что муж Марии Ивановны был белый офицер?

Верите ли вы, что у Марины Ивановны было двое детей?

Верите ли вы, что Мария Ивановна сама ушла из жизни?

- заполняют таблицу - предположение

- научатся формулировать свои умозаключения

IV. Изучение нового материала (20 мин)

Цель: работа над усвоением материала при помощи произвольного сознательного запоминания, развитие просодической стороны речи (темп, ритмика, мелодика)

V. Физкультминутка.

Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

Стихотворение читает наизусть Карпенко О. (Слайд 10)

День был субботний:

Звучит колокольный звон. Благовест. (Слайд 11,12)

26 сентября 1892 года в г. Москве, в самом сердце города – в небольшом по Трёхпрудному переулку уютном доме, в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева родилась дочь Марина. Отец, Иван Владимирович Цветаев – был выходец из семейства священников, неимоверным трудом достиг больших успехов в науке, став профессором-искусствоведом и филологом, директором музея.

Мать, Мария Александровна Мейн – талантливая, владевшая четырьмя языками, одарённая пианистка, открывшая перед детьми (Мариной и Анастасией), чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги.

Стихотворение читает Соколова Е.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена – и в полёте

Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

пробьётся моё своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной воскресаю!

Да здравствует пена – весёлая пена –

Высокая пена морская!

Счастливая пора детства, связанная с рождественскими ёлками, рассказами матери, волшебством книжных открытий и человеческих встреч, проходивших в уютном старом доме в Трёхпрудном переулке у Патриарших прудов была прервана внезапной болезнью матери. Мария Александровна заболела чахоткой. Её здоровье требовало тёплого и мягкого климата. Осенью 1902 года семья уезжает сначала в Италию, потом Швейцарию, Германию, в 1905 году семья возвращается в Крым, а затем селится в старинном городке Тарусе на Оке. В 1906 году Тарусе и умирает мама. (Слайд 17)

Стихотворение читает наизусть Климова Ю.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

После прослушивания учитель напоминает, что 14 февраля - День влюблённых и просит детей снять высоко висящие сердечки – открытки и подарить их кому – нибудь. (Слайд 21)

Учитель. (Слайд 22)

Зимой 1911 гг. Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) приглашают провести лето в восточном Крыму, в Коктебеле, где Марина Ивановна знакомится со своим будущим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном.

Зачитывает воспоминания дочери М.И.Цветаевой и С.Эфрона Мусин М.

Стихотворение читает Смирнов Д.

Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в Вечности – жена, не на бумаге!

Чрезмерно узкое его лицо

Безмолвен рот его, углами вниз.

Мучительно великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей

Его глаза – прекрасно - бесполезны!-

Под крыльями раскинутых бровей –

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал со страху!

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.

Разве это не поэтическое предвидение, не роковое пророчество гениального поэта и любящей женщины?! Судьба? Да судьба!

Обвенчались Сережа и Марина в январе 1912 года, а 5 сентября 1912 года родилась дочь Аля Ариадна Эфрон, которая станет для матери и ребёнком и подругой, и первым читателем. Потом на хрупкие плечи Али обвалится каждодневный быт, с его заботами, с проблемами.

Учитель. (Слайд 24)

Цветаева всегда стремилась дать детям (1917 год – Ирина. -

В ноябре 1917 года их разлучили революционные события. Сергей уехал в Ростов, где формировалась добровольческая армия Корнилова – так понимал он тогда свой долг русского офицера. Марина Ивановна остаётся одна без средств к существованию. Чтобы прокормить детей, она отдаёт их в детский дом. Вскоре Ариадна заболела, Марина Ивановна забирает её домой, а в феврале 1920 года от голода умерла младшая дочь – Ирина. Ещё один рубец на сердце, ещё одна седая прядь…В 1921 году Марина Ивановна узнала, что муж её жив – она получила от него первую весть. Она добивается разрешения на выезд за границу. Марина Ивановна и Сергей Эфрон встретились, переезжают с места на место, ведут трудную, но счастливую жизнь, потому что вместе. Там и родился сын Георгий (Мур). Семья переезжает в Париж на долгих 14 лет. Марина Ивановна продолжает писать стихи, потому что это необходимость для неё. В 1937 году в Москву уехала Ариадна, Сергей, который сотрудничал с советской разведкой. Отъезд Цветаевой был предрешён. 12 июня 1939 года Цветаева с сыном уезжает в Москву. Радость от соединения с семьёй длится недолго. В августе арестовали и отправили в лагерь дочь, а в октябре – мужа Цветаевой. Цветаева скитается с часто болеющим Муром по чужим углам, стоит с передачами для Ариадны и Сергея Яковлевича. Много переводит, чтобы прокормить семью. Начинается война, не выдержав бомбёжек, Цветаева с сыном эвакуируется в Елабугу на реке Каме. Работы для неё нет. Тяжёлое время – не до стихов. (Слайд 25 – 27)

Город Елабуга – последнее земное пристанище неукротимой души поэта. 31 августа 1941 года великий русский поэт Марина Цветаева повесилась.

Так трагически завершился жизненный путь Марины Ивановны Цветаевой, но жизнь ее поэзии имеет свое продолжение. Потому что это поэзия преодолевающей все невзгоды любви, жизни, надежды. Судьба Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки Лермонтова:

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан? (Слайд 27)

Учитель. Сын ничего не смог передать. Аля отбывала срок, Сергей Яковлевич будет расстрелян, сам же Георгий Эфрон погибнет на фронте.

Стихотворение читает Севрюков Н.

Уж сколько их упало в бездну,

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И зелень глаз моих, и нежный голос

К вам всем ( что мне, ни в чем не знавшей меры.

Я обращаюсь с требованием веры

И с просьбой о любви.

За то, что мне – прямая неизбежность

За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру…

Послушайте, еще меня любите

За то, что я умру…

Читает В.Дорожкин (Письмо Марины Цветаевой – детям, зима 1937-1938г.г.).

- Никогда не лейте зря воды, потому что в эту секунду из-за отсутствия её погибает в пустыне человек.

- Никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближайший забор, ибо есть не только пустыня, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет взять его так, а не с земли.

- Увидя на дороге камень – уберите, представьте себе, что вы бежите и расшибёте себе нос; из сочувствия (хотя бы себе - в другом) уберите.

Читайте также: