Цивилизация россии кратко конспект

Обновлено: 25.07.2024

Полезное

Смотреть что такое "ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ" в других словарях:

Институт русской цивилизации — имени митрополита Санкт Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) автономная некоммерческая организация (сокр.название Русский институт) создана в октябре 2003 г. для изучения основных проблем современности и поисков возможных … Википедия

Институт Русской Цивилизации — имени митрополита Санкт Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) автономная некоммерческая организация (сокр.название Русский институт) создана в октябре 2003 г. для осуществления идей и в память митрополита Санкт Петербургского и Ладожского… … Википедия

Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

История литературы и методы ее изучения — Зачатки письменности существовали в самую первобытную эпоху на заре человеческой культуры, когда для обозначения разных событий, увековечения их в памяти, употребляли нарезки и грубые рисунки на древесной коре, костях или камнях. На известной… … Литературная энциклопедия

История литературы и методы ее изучения — ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ Зачатки письменности существовали в самую первобытную эпоху на заре человеческой культуры, когда для обозначения разных событий, увековечения их в памяти, употребляли нарезки и грубые рисунки на… … Словарь литературных терминов

История КНР — История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан … Википедия

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ — наука о развитии филос. знаний, борьбе основных материалистического и идеалистического направлений в философии, становлении и развитии науч. филос., диалектико материали стич. мировоззрения. И. ф. как особая область исследования… … Философская энциклопедия

ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ — осмысление истории через категории культуры, ценностно смысловое наполнение процессуальных структур истории. В 20 в. под непосредственным и косвенным влиянием символистских и феноменологич. филос. концепций, экстраполируемых с культуры на … Энциклопедия культурологии

История Чехословакии — история цивилизации на территории Чехословакии и предшествующих ей государственных образований, осуществлявших верховную власть в ареале проживания славянских народов и этносов (чехи, моравы, словаки и др.), объединяемых происхождением, культурой … Википедия

История народа чичимеков — Historia de la nacion chichimeca Автор: Фернандо де Альва Иштлильшочитль Жанр: хроника, история … Википедия

3. 6. Природно-географические и климатические особенности российской цивилизации………………………………………32.

3. 7. Православно-русская духовность в структуре российской цивилизации… …………………………………………………с.56

3. 8. Наследие античной греческой культуры в структуре

российской цивилизации. Максим Грек………….с.83.

3. 9. Реформы Петра и эволюция российской цивилизации. О роли европейских элементов в структуре российской цивилизации……………………………………………………….с.92.

3. 10. Культурно-генетический код российской цивилизации……………………………………………………с.119.

3. 1. Понятие российской цивилизации.

Российская цивилизация - это социально-культурная общность, сформировавшаяся на основе универсальных, т. е. сверхлокальных ценностей православного христианства, а также под влиянием особенностей географического положения и природно-климатических условий,.

Эти ценности получили выражение в соответствующих системах морали, права, искусства, а также нашли также свои формы выражения в обширном комплексе практических и духовных знаний, в символических системах, способствующих преодолению локальной замкнутости первичных коллективов.

Явившись ядром российской цивилизации, русский (первоначально –древнерусский) народ стал и носителем культурно-генетического кода. Этот код со временем, в той или иной степени, стал достоянием и других народов, вошедших в состав России, стал основой общероссийского народного характера, образа жизни и мысли.

Культурно-генетический код есть то, что ДЕЛАЕТ данную цивилизацию "ТЕМ, ЧТО ОНА ЕСТЬ", сохраняет ее собственное "я", - то, благодаря чему, ОНА ОСТАЕТСЯ САМА СОБОЙ - при всех изменениях. Русь Киевско-Новгородская, Русь Московская, Россия Имперская, Россия в форме Советского Союза, современная Россия - разные исторические формы одного и того же - российской цивилизации. Иначе говоря, культурно-генетический код составляет сердцевину национальной идентичности как страны в целом (в нашем случае - России), так и самоидентификации отдельной личности, - без понимания и чувственного восприятия чего, невозможно ощущать себя россиянином, русским. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что так же как генетика целиком не определяет все свойства живых существ, в том числе человека, так и культурно-генетический код не определяет все свойства цивилизации, - а только те, которые сохраняют ее цивилизационную идентичность, - точнее, - являются своеобразным гарантом ее сохранности.

Культурно-генетический код фиксирует основные ценности цивилизации, ее общественный идеал, особенности духа цивилизации.

Забегая вперед, отметим, что попытки сломать или радикальным образом изменить культурно-генетический код – посредством революций или непродуманных реформ в истории России происходили неоднократно. Однако они всегда приводили к отрицательным результатам – к ослаблению России, к хаосу, понижению уровня нравственности, разрушению законности и правопорядка.

Приведенные слова относятся к 1915 году. Однако можно с уверенностью констатировать, что с тех пор мало, что изменилось. Разве что, появились новые проекты. Приведем некоторые из них.

Поскольку очевидно, что Россия в том виде, в котором она существовала на протяжении более чем тысячелетия, никак и никогда не впишется в западную цивилизацию, и не будет отвечать ее критериям, то надо изменить Россию самым радикальным образом, - рассуждают некоторые западные авторы, а вслед за ними и наши отечественные западники. - И значит, в первую очередь, изъять ее духовный стержень – русское православие, заменив его западными вероучениями, а также расчленить страну на три или более частей.

Такие проекты на Западе существуют, как и принимаются меры к их реализации. Фактически эти проекты означают ликвидацию России как цивилизации, как самостоятельного государства. Но ни один россиянин, кому дорога своя страна, кому дороги усилия предков, порой своей жизнью и кровью отстаивавших целостность и независимость России на самых разных этапах истории и в различных исторических формах, не согласится с этими проектами.

Обратим внимание и на достаточно распространенную точку зрения, отказывающую России в праве быть особой цивилизацией, наряду с другими цивилизациями современного мира. Эта точка зрения с неизбежностью ведет к отнесению России к разряду нецивилизованных стран. Она также отрицает целостность России, рассматривая ее в качестве конгломерата народов, территорий, и др. никак не связанных между собой. Однако, если допустить, что это действительно так, то становится не объяснимым столь длительное существование России: конгломерат не связанных между собой народов и территорий рассыпался бы при первом же историческом испытании, при первом же сколько-нибудь значительном ударе извне. Однако Россия за более чем тысячелетнюю историю перенесла множество исторических испытаний, и не только сохранила свою целостность, но и достаточно интенсивно развивалась.

Сожаления по поводу прошлого бессмысленны, уже потому, что в прошлом уже ничего не изменишь – оно таково, каким состоялось. И в любом случае оно заслуживает отношения к нему как к ценности, поскольку оно есть жизнь и деяния наших предков. Относясь к жизни и деяниям предков с пренебрежением, мы утрачиваем моральное право ожидать уважительного отношения к нам со стороны наших потомков.

В каком отношении находится трактовка России как цивилизации к другим концепциям, имеющим свои предметом Россию как целое, стремящимся ответить на вопросы о ее сущности, исторических задачах и предназначении?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

«Историю цивилизации можно выразить в 6-ти словах: чем больше знаешь, тем больше можешь.

XXI век для человечества стал периодом, во времени истории, выяснения где начало и как всё происходило, как зарождалась, развивалась и становилась цивилизация.

В настоящее время на первое место во всех общественных науках выходит проблема взаимовлияния, взаимодополнения различных цивилизаций, религиий, культур и мировоззрений.

Для нас важно знать истину!

1. Унитарный (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого).

2. Стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого).

3. Локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).

Об этом много высказываний крупнейших мыслителей Западной Европы, в том числе таких, как Вико, Гердер, Гегель, Маркс, Вебер, Тайнби — они утверждают в европейском историческом сознании мысль о том, что история есть единый, всемирный и днонаправленный процесс (общепринятые законы социального развития). По их мнению и их поддерживают другие каждый народ, каждая страна проходят свой путь развития и становления.

По их мнению, становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем, уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры и т.д.

Цивилизация с позиции этого подхода — социально-культурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющих четко выраженные параметры духовного, экономического и политического развития.

Так на основе этих подходов можно дать современную трактовку понятия цивилизации.

Цивилизация — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые включают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т.д.

Таким образом! Для каждой цивилизации присущи свои элементы и их качественное состояние.

В научном мире принято выделять разные типы цивилизаций.

Понятие, тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.

В основу типологизации положены четыре основных критерия:

1. Общие фундаментальные черты духовной жизни.

2. Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития.

3. Взаимопереплетение культур.

4. Наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

Сегодня, на основе этих критериев ученые выделяют четыре основных типа цивилизации:

1. Природные сообщества.

2. Восточный тип цивилизации.

3. Западный тип цивилизации.

4. Современный тип цивилизации.

Краткая их характеристика.

· Природные сообщества — непрогрессивная форма существования, в гармонии с природой жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни.

· Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к III тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте.

· Западный тип цивилизации (западная цивилизация) систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки.

- Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV-XVII в.в. и распространившийся по всему земному шару вплоть до конца ХХ века.

- Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланитарной цивилизации.

Вместе с тем ряд исследователей считает, что исторически Восток вообще не является альтернативой Западу, а выступает исходным пунктом всемирно-исторического процесса.

! И с этим нельзя не согласиться.

Так, восточный тип цивилизации, особенно мусульманский и конфуцианский, при конфликтах с другими цивилизациями обнаруживает имперские политические тенденции при толерантности к социокультурным различиям.

А, западная цивилизация при соприкосновении с иными цивилизациями обнаруживает тенденцию к социально-культурной экспансии, нетерпимости к иным культурам как низшим и неразвитым.

Таким образом. Как показывают события последних лет ХХ и ХХI веков в основе военных конфликтов и войн лежат не только экономические и политические интересы государств (коалиций), а и их цивилизационная составляющая.

История России — научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов

Прошлое нашего народа уникально и неповторимо — многонациональность и огромные территории страны на Востоке и Западе этому главное объяснение.

Многонациональный состав населения России вобрал в себя различные культуры как Востока, так и Запада, при этом объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара.

В эпоху Возрождения между Востоком и Западом наблюдаются наиболее заметные расхождения в развитии и в это же время начался процесс культурной религиозной самоидентификации России по отношению прежде всего к Западу (XIV-XVII в.в.)

! Зарождение Российской (евразийской) цивилизации.

Российская цивилизация с момента своего возникновения вобрала в себя огромное религиозное и культурное многообразие народов, нормативно-ценностное пространство бытия которых не способно было к самопроизвольному сращиванию, к синтезу в универсальном для европейского ареала единстве.

! Православие — духовная основа русской культуры, один из факторов становления Российской цивилизации.

! Российское государство в условиях социально-экономического кризиса XV столетия присвоила себе неограниченные права по отношению к обществу, другой фактор становления Российской цивилизации.

! Европейский и российский миры в цивилизационном отношении представляют собой относительное единство, то Восток в этом смысле единым никогда не был.

1. Учебно-методическое обеспечение.

Основная учебная литература:

Дополнительная учебная литература:

Методические материалы:

1. История Отечества: учебно-методическое пособие для обучающихся по подготовке к семинарским занятиям / В.А. Афанасьев, Р.А. Близняков, Т.А. Гогунская, А.Ю. Манаев, М.А. Никифоров, А.Д. Попов, О.В. Романько, Е.А. Тарнягина, Д.В. Хованцев / Под ред. С.Б. Филимонова. – Симферополь: КФУ им. В.И. Вернадского, 2016. – 180 с. [Электронный ресурс].

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся исторического факультета, 2018. [Электронный ресурс].

Российская цивилизация прошла ряд этапов (периодов) своего развития и прошла несколько модернизаций, каждая из которых имела свои особенности и различную степень завершенности.

Географически и этнически Россия объединяет Европу и Азию. Не зря ее называли Евразией или Ближним миром, чтобы подчеркнуть свое промежуточное положение между Западом и Востоком.

Особенностью развития Русской цивилизации, как и в случае со многими другими, было то, что ее возникновение и формирование происходило в определенной духовно-религиозной форме, под сильным влиянием Православия и Русской Православной Церкви. Она показала способность трансформировать общественную жизнь на основе христианства, определив все сферы народной культуры и образа жизни. В то же время в XX веке русская цивилизация достигла прогресса в нерелигиозной, атеистической форме. Сегодня полноценное цивилизационное развитие России немыслимо без преодоления социокультурного и духовно-нравственного кризиса и уточнения роли Православия в формировании прошлого, настоящего и будущего Русской цивилизации.

Россия как цивилизация

Этапы развития Российской цивилизации

О зарождении русской цивилизации и этапах ее развития ученые долго спорили. Существует множество мнений и о времени и месте возникновения цивилизации, и о перспективах ее развития.

Русская цивилизация возникла в IX веке с появлением древнерусского государства. Российская цивилизация проходит несколько этапов своего развития.

I этап — Киево-Новгородская Русь (IX-XII века). В эти годы древнерусское государство было сильнейшей державой Европы. Наши северные соседи называют Россию — Гардарики, земля городов. Эти города занимались оживленной торговлей с Востоком и Западом, со всем цивилизованным миром того времени. Вершиной могущества России на этом этапе является середина XI века, царствование Ярослава Мудрого. При этом князь Киев был одним из красивейших городов Европы, а князь Киев был одним из самых выдающихся европейских правителей. Немецкие князья, византийский император, короли Швеции, Норвегии, Польши, Венгрии, Франции искали узы брака с семьей Ярослава. Но после смерти Ярослава его внуки начали борьбу за власть, и власть России была подорвана.

XIII век был отмечен кризисом, связанным с вторжением татаро-монголов с востока и крестоносцев с запада. Борясь с врагами, Россия обретает новые городские центры, новые князья — сборщики и освободители русской земли. Так начался следующий этап развития нашей цивилизации.

II этап — Московская Русь. Она начинается в XIII веке, когда практически вся Россия находилась под Ордынским игом, и заканчивается в XVI веке, когда вместо разрозненных княжеств вновь, но уже со столицей в Москве, возродилось могущественное и объединенное русское государство.

Кульминацией этого этапа является царствование Ивана III на рубеже XV — XVI веков. В это время Русь освобождается от ордынского ига, берет на себя наследие Византии и становится доминирующей православной державой в мире. В XVI веке, при Иване Грозном, территория России увеличилась в несколько раз, завоевав Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Однако борьба Ивана Грозного с боярами и неудачная война за выход в Балтийское море с Ливонией создали еще один кризис русской цивилизации.

Кризис начался в начале XVII века, в связи с окончанием правящей династии Рюриковичей. Это вызвало смуту в стране и войны со Швецией и Польшей. Результатом стало приход к власти новой династии — Романовых. После периода их укрепления начался новый этап русской цивилизации.

III этап — Российская империя в XVIII-XX веках. С приходом к власти Петра I и благодаря его реформам Россия вновь становится такой же могущественной, как Англия и Франция, которые в то время были ведущими державами Европы.

Кульминацией этого этапа является конец XVIII века. Конец XVIII века, когда после мудрого правления Петра I Екатерина Великая, Елизавета Петровна, при Екатерине II Россия выиграла войны с Турцией, разделила Польшу с Австрией и Пруссией, полностью открыла путь в Европу.

Кризис Российской империи начинается в середине XIX века, когда, сначала из-за сохранения крепостного права, затем из-за сохранения самодержавия, Россию сотрясают восстания, протесты и террористические акты.

За этим следует конец девятнадцатого века, когда две революции 1905 и 1917 годов уничтожили Российскую империю, позднее превратив ее в СССР. Это знаменует начало следующего этапа развития российской цивилизации.

IV этап начинается в начале 20 века, в 1920-х годах. Это продолжается до сегодняшнего дня. Это этап динамизма, то есть быстрого развития государства и общества.

Территория Российской Цивилизации

Наиболее плодородной в России является степь, где преобладающим типом почв являются плодородные черноземы, толщина которых достигает трех метров. Черноземы занимают площадь около 100 млн. га, это сердце сельскохозяйственных регионов России. Однако освоение степных районов началось сравнительно поздно — только в конце 15 века и в конце 16 века, после решительного разгрома турок, русские полностью покорили степь. Регионы, которые ранее развивались только за счет животноводства, были превращены в сельскохозяйственные угодья в руках российских пахарщиков.

Поход казачьего атамана Ермака (1581-1582 гг.) в середине XVI в. ознаменовал начало освоения Сибири. Продвижение по Сибири было невероятно быстрым: в первой половине XVII века колонисты преодолели расстояние от Урала до берегов Тихого океана.

Низкая урожайность частично компенсировалась торговлей (охотой, рыбалкой, кормовой ловлей). Этот источник богатства не иссякал долгое время, так как развивались все новые и новые регионы с почти нетронутой природой.

С такими урожаями крестьянин, конечно, мог бы прокормить себя, но земля давала мало прибамбасов. А это, в свою очередь, отразилось как на развитии животноводства и торговли, так и, в конечном счете, на медленном росте городов, поскольку их население, в значительной степени освобожденное от сельскохозяйственной рабочей силы, нуждалось в продуктах, поставляемых из сел.

Монархия

Наряду с христианством Древняя Русь получила от Византии и идею монархической власти, которая быстро вошла в политическое сознание. Эпоха христианизации России совпала со временем формирования ее государственности, когда централизация и установление сильной личной власти Великого Князя стали жизненной необходимостью. Историки предполагают, что выбор Владимира — среди многих других причин — пал на православие, потому что, в отличие от католицизма, он дал полную власть императору.

Конечно, была большая разница между этими рекомендациями и реальной жизнью. В ожесточенной борьбе за власть князья совершали как клятвы, так и убийства, но само существование такого идеала давало возможность оценивать и критиковать действия власти.

Идея власти изменилась в период становления централизованного самодержавного государства — Московской России. Эта эпоха совпала с захватом Константинополя (1453 г.) и падением Византии. Россия оставалась единственным православным государством, которое защищало политическую независимость (империи Сербии и Болгарии потеряли ее до падения Византии). Иван III заключил брак с дочерью брата последнего византийского императора — Софией Палеолог, и стал, так сказать, преемником византийских монархов. Великий Московский князь теперь назывался царем и самодержцем (самодержцем) на Византийском суде.

Государство и социально-экономическое развитие России

В отличие от Западной Европы, в России не было таких отношений между государством и обществом, в которых общество влияет на действия государства и корректирует их. Ситуация в России была иной: здесь общество находилось под сильным, непреодолимым влиянием государства, которое естественным образом его ослабляло (вспомним основной принцип восточного деспотизма: сильное государство — слабое общество), направляло свое развитие сверху — как правило, самыми жесткими методами, хотя зачастую преследовало важные для страны цели.

В Древней Руси существовал вариант несинтетического и уже поэтому медленного развития феодализма. Как и некоторые страны Западной Европы (Восточная Германия и Скандинавия), восточные славяне перешли непосредственно от первобытно-общинного строя к феодализму. Явно негативную роль в социально-экономической жизни страны сыграл внешний фактор — монголо-татарское нашествие, отбросившее Россию назад по многим показателям.

Учитывая малочисленность населения России и ее разрастающееся развитие, желание феодалов предотвратить исход крестьян из сельской местности было неизбежным. Однако правящий класс не смог решить эту проблему самостоятельно — феодалы обычно прибегали к личным договоренностям не принимать беженцев.

В этих условиях, взяв на себя задачу внеэкономического принуждения крестьянства, правительство создало систему государственного крепостного права, играющую активную роль в установлении феодальных отношений.

Но причины медленного развития капитализма, особенно в селе, были не только в этом. Важную роль сыграли и особенности русской общины. Русская община, как главная клетка социального организма, на протяжении многих веков определяла динамику экономической и социальной жизни. В нем очень сильно выражены коллективные принципы. Выжив как единица производства в условиях феодальной собственности, община потеряла самоуправление и оказалась под контролем феодальной администрации.

Более явные элементы самоуправления существовали среди черножанских (т.е. государственных) крестьян: здесь оставалось местное выборное самоуправление — земские старосты, которые получали поддержку от государства в эпоху Ивана Грозного. Среди казаков была создана особая община. Здесь возможности для развития индивидуального принципа были больше, но казацкая община не играла решающей роли в России.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: