Что значит современность в музыке 8 класс конспект
Обновлено: 07.07.2024
Урок начинается с вопросов учащимся: Можно ли прожить в современном мире без музыки?
Какая музыка звучит? ( разная: разных направ лений, т.п. ) Современная м у зыка, современность,
современники…Мы – современники? Почему? ( живём в современном мире ).
Все мы – разные: по внешности, вку сам, представлениям о жиз ни. Каждый человек
происходящие события воспринимае т по - своему. У каждого из нас е сть личное мнение на
происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями п о каким - то вопросам? Часто ли
приходится отстаивать свою точк у зрения? Мн е бы очень хотелось, чтобы каждый сегод ня на
уроке смог п роявить себя, выразить ли чное мнение по очень важн ым вопросам. И не бойтесь ,
если ваше мнение бу дет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать,
убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.
В ходе урока ребята должны ответить на следу ющие вопросы:
3. Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих соврем енников?
1 вопрос. Может ли быть классичес кой современная му зыка? Каку ю музыку мы н азываем
классической? (образцовую). Музыка – часть жизни каждого человека. Я хоч у вам предложить
послушать песню в ис полнении Юл ии Началовой. А вы попробу йте п роанал изировать её с
художественной точки зрения. Бу дет ли она современной через несколько лет? (слушают ).
Ответы детей ( Песня о маме, о самом дорогом человеке, она будет всегда. ) Делают выводы по 1
вопросу. Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потом у что н е
Современна ли народная песня? Почему ? Гл убокие корни долго живу т в народе. Почему ? Что
отражается в народны х песнях? ( глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с д ревнейш их
времён до наших дней ). Если песни никто не записывал, то п очему же они сохранились до наших
дней? ( Они храня тся в памяти народной и передаются из уст в уста). Поч ему так долго живут
народные песни? (Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и
ум многих поколений). Кто сегодня пропагандирует, поп у ляризирует народные песни? Назовите
Я предлагаю вам посмотреть одн у видеозапись. В и сполнении Пелагеи прозв у чит р усская
наши чувства? Делают вывод, современна ли русская н ародная песня ? (Музыка волнует наши
чувства. На эту музыку откликается наша душа, потому что она о главном, о самом дорогом в
жизни каждого на все времена, о чувствах, переживаниях человека.)
Зачитывается следующий вопрос. Можем ли мы восприн имать му зык у компози торов прошлых
( Звучит произведение ). Вопросы: к акое произведение прозвучало? ( Токатта И. Баха ). Ч то вам
известно об этом к ом позиторе? Почему именно музыка Баха используется в качестве
Л.Рохлин: «Искусство Баха и учит, и р адует, и заставляет д умать и у тешать. В нём столько
мудрости, чу вства и веры в жизнь, столько человечности и сердечной простоты, что, вероятно,
Кто этот комп озитор? Чем удивительна с у дьба этого человека? Фрагмент какого произведения
звучит? (играю на форте пиано фрагмент сонаты №14). Кому посвятил комп озитор своё
Предлагаю послушать ещё одно исполнение л у нной сонаты Бетховена. Как она прозв у чит
сейчас? ( слушание сонаты №14 в исполнении В.Зинчука ). ( Отвеча ют ). Насколько эт а м у зыка
отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?
Вывод: М у зыка волн у ет наши чувства. На эт у музык у откли кается наша душа, п отому что она о
человеческих переживаниях, о дорогом в жизни каждого во все времена.
Предлагаю сегодня раз у чить новую песню, её авторы н е музыканты, а люди других профессий,
которые х одят в походы, н очу ют у к остра и сочиняют песни. Послушайте, и скажите, почему я
(Слушание) . Ответы на вопрос. Беседа по содержанию песни («…страдают в бродячих душат
Как вы пони маете слова Д.Б. Кабал евского: «… если кто - то прожи вёт свою жизнь, так и не
познав всей красоты и богатства м у зыки Баха и Моцарта, Бетх овена и Шопена, Чайковского и
Мусоргского, - не стан у т от этого меньше ни Б ах, ни Моцарт, н и Бе тховен, ни Шопе н, ни
Чайковский. Они остану тся таки ми же великими и мог у чими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
- Создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать музыку прошлого и современности на основе проблемности урока.
- Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
- Помочь осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения.
- Способствовать развитию монологической речи обучающихся.
Оборудование и наглядные пособия:
Музыкальная драматургия урока:
Ход урока
I. Организационный момент. Организация входа в класса под музыку. Приветствие. Обеспечение мотивации.
Учитель: - Можно ли прожить в современном мире без музыки? Какая музыка звучит? (разная: разных направлений, т.п.)
- Современная музыка, современность, современники…
Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.
Открывается презентация урока. Слайд 1 (далее – по необходимости по ходу урока).
Слайд № 2 (Проблемные вопросы)
1) Постановка проблемных вопросов:
- Может ли быть классической современная музыка?
- Современна ли народная песня?
- Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?
2. Проверка домашнего задания:
I. Учитель: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни? (Проверка Д/З.)
Д/задание: Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?
(Учащиеся представляют свою любимую музыку. Анализируют, доказывают актуальность и современность).
- Презентация современной музыки (слушание, комментарий, решение проблемных вопросов).
Учитель: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.
- Может ли быть классической современная музыка?
После размышлений, вывод делают сами школьники.
3) Слайд №4 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)
Возможные вопросы:
- Глубокие корни – долго живут в народе… почему.
- Что отражается в народных песнях?
(… глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней)
- Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?
(Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).
- Почему так долго живут народные песни?
(Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений).
Слайд № 6 (народная песня сегодня)
- Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!
- В чём сила? Почему волнует наши чувства?
ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
4) Слайд №8 (проблемные вопросы)
- Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?
- И.С. Бах. Токатта ре минор – слушание.
- Знакомо ли вам это произведение? Кто автор? (И.С. Бах)
Слайд №10 (портрет И.С. Баха)
- Что вам известно о композиторе? (рассказы учащихся о композиторе).
Размышления.
- Что называют классическим искусством, какую музыку называют классической?
5) - Посмотрите слайд, на котором изображён портрет молодого композитора. Кто этот композитор?
- Что позволило сделать такой вывод?
- Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?
(С 27-летнего возраста Бетховен страдалглухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал общение с людбми, затруднял выступления…)
- Кому посвятил композитор своё произведение? (Джульетте Гвиччарди)
Слайд № 13 (слуховой аппарат композитора).
Возможные вопросы:
1. Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?
ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
Слайд № 15 (Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский).
- Как вы понимаете эти слова?
6) АРТ-РОК.
- Влияет ли изменения тембровой окраски звука на изменение смысла музыки?
Учитель: Во 2-ой половине 60-ых годов 20 века в рок-музыке появилось новое направление (искусство и рок). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок-музыканты обращались и к музыке Баха, Бетховена.
Размышления и высказывания учащихся по теме: Бетховен и современность.
Вывод делают сами ребята.
III. Вокально-хоровая работа.
IV. Итог урока.
V. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Разработка урока музыки в 8 классе
Тема: "Что значит современность в музыке?"
Цель: Обобщить представления учащихся о понимании современности в жизни, обществе, искусстве, музыке.
- Дать первоначальное представление о понятии современность.
- Научить различать музыкальную стилистику и жанровую направленность композиторов.
- Формирование эстетического вкуса учащихся и уважения к музыкальному наследию.
- Воспитание интереса к классической и современной музыке.
3. Развивающие: Развитие самостоятельной мыслительной и творческой деятельности учащихся.
Тип урока: Обобщение знаний
Оборудование к уроку: презентация органа, портрет И.С. Баха, Л. Бетховена, стихи о музыке, хрестоматия 8 класс, тетрадь, CD .
Ход урока 1.Организационное начало урока (музыкальное приветствие)
2. Актуализация знаний учащихся.
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке;
-развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности;
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности;
регулятивные : продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.
коммуникативные : продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.
познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- извлекать информацию и делать логические выводы;
- ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
Учитель: - Мы живем в 21веке, а чем особенно наше время, наша жизнь? (время стремительно развивающихся ИКТ, создание нанотехнологий и т.д.)
У: - Какого человека (обобщенно) мы можем назвать современным? Запишите в тетради ассоциации, какие понятия, слова характерны сегодняшнему времени ( учащиеся пишут: виртуальные реальности, блог, гаджеты,смарт, дивайсы ит.д .)
У: - А всего каких-то 7-10 лет этих слов в обращении не было.
- Я хочу вам предложить послушать песню в исполнении О. Газманова, вы попробуйте проанализировать её с художественной точки зрения.
( Пение по фразам, анализируем особенности ритма, прохлопываем ритм, проговариваем текст в ритме ).
Учитель: - Можно ли назвать эту песню современной?
- В чем смысл песни О. Газманова? ( о мечте, о добре, чувствах человека, тема вечная).
- В чем проявляется современность звучания песни? ( ритм, аранжировка, интонации, смысл).
У: - Да, у каждого из нас есть мечта, хотя все мы разные и мечты наши разные. Происходящие события, и все что окружает нас - мы тоже воспринимаем по-своему.
- Мы все разные, а что нас объединяет? Какая сила способна объединить людей? ( любовь к искусству, музыке, какая-то идея).
- Какое произведение доказывает эту мысль?
(Учитель играет мелодию из финала Симфонии № 9 Л. Бетховена, учащиеся называют).
Звучит фрагмент финала симфонии №9 Л. Бетховена.
У: - Можно ли сказать, что музыка Бетховена современна? ( учащиеся высказывают свое мнение, что звучание классики актуально и сейчас).
У:- Да, идея объединения, мира, актуальна особенно сейчас. Когда мир так хрупок.
Учитель: - Что важно для людей сегодняшнего дня? И отчего это зависит?
- Можно ли прожить в современном мире без музыки?- Какая музыка нас окружает? ( существует много направлений ). Мы – современники? Почему? ( живём в современном мире ).
- Что значит современная музыка?
У:- Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?
Вопросы после прослушивания:
У:- Какой композитор является автором музыки? (И.Бах)
- Что вам известно об этом композиторе? (ответы)
- Кому посвятил композитор своё произведение?
- А как соната прозвучит сейчас? ( слушание Сонаты №14 в современной обработке ). ( Ответы ).
- Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?
- Может ли быть классической современная музыка? Какую музыку мы называем классической? (образцовую).
Вывод: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, потому что она о переживаниях, о самом дорогом в жизни каждого человека во все времена.
- Что имел в виду Д. Кабалевский? О каких потерях идёт речь? (размышления учащихся)
У: - Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников? (ответы)
Цель: развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкального произведения (Соната № 14).
Задачи:
Развивающие: Развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, способности творческого комбинирования;
Воспитательные: Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, личностной значимости нравственных, эстетических свойств музыки Бетховена.
Ход урока
1.Музыкальное приветствие.
2.Вступительная беседа.
«Нет ничего выше и прекраснее,
(Не называть автора слов)
(Л.ван Бетховен)
- Прочитайте высказывание. Как вы понимаете эти слова?
3.Новый материал
-Как вы думаете, каким должен бытьчеловеккоторый это изрёк?
-Каким по характеру он должен быть?
- попробуйте описать его внешность.
-как вы думаете, это слова нашего современника или человека, жившего много лет назад?
- каким образом он мог или может давать счастье МНОГИМ людям?
(с помощью искусства: музыки, живописи, скульптуры)
Демонстрация портретов композиторов: Бетховен, Моцарт, Бах
- посмотрите внимательно на портреты. Какой из композиторов мог это сказать?
-это высказывание великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена.
-вглядитесь в его лицо. Что вы можете сказать о характере этого человека?
-каково его настроение?
-обратите внимание на его одежду. Носят ли это сейчас?(нет, это одежда, которую носили много лет назад)
Конечно, Бетховен - это композитор, который жил в 18 веке. Как вы думаете, актуально ли его высказывание в наше время, почему?
-Давайте познакомимся с биографией Бетховена поближе.
Посмотрите внимательно биографический фильм о композиторе и ответьте письменно на вопросы:
- Каким было детство маленького Бетховена?
- Какой удар постиг Бетховена и сколько лет ему было, когда это произошло?
- Что помогло композитору не упасть духом и не совершить самоубийство?
- Какое произведение посвятил Бетховен графине ДжульетеГвичарди?
- Что произошло в день смерти Бетховена?
(Просмотр фильма о композиторе)
Ответы детей.
4. Слушание и восприятие музыки.
-послушайте первую часть сонаты и подумайте: какие чувства передает нам композитор и с помощью каких средств музыкальной выразительности он это делает;
- можем ли мы назвать Бетховена своим современником? Почему?
(Слушание и анализ музыкального произведения)
- Что вы услышали в музыке? /Страдания, боль, разочарование, чувства, которые принесла Бетховену любовь./
- Какие средства музыкальной выразительности подчеркивали это?
/Медленный темп, монотонное сопровождение мелодии, низкие звуки в басу/
- Что напоминает нам начальная интонация 1 части сонаты?
- С какими чувствами ассоциируется у вас эта интонация? /Траур, трагедия, для Бетховена эта была смерть всех его надежд/
- Да,образ гибели и крушения не самого героя, но всех его надежд. Но, поскольку герой жив, он переживает крушение своих надежд и мучительно ищет ответ на вопрос: “почему?” Вопрос этот проходит через всю ткань I части сонаты.
- Справился он со своим горем? /Да, но ему очень тяжело, композитор ушел в себя, никого не хотел видеть/
- А теперь еще раз вслушайтесь в первые звуки сонаты: действие происходит днем или ночью?
Да, ночь, никакого света. Ночь – неясность. Мучительные поиски ответа на вопрос. Какой, по-вашему?
- А почему сонату назвали “Лунной”? /Наверное, услышал тишину лунной ночи/
Послушайте еще одно произведение и скажите есть ли что то общее между его содержанием и судьбой Бетховена.
- Что такое притча? (При?тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственноепоучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне).
(Светла?наВади?мовнаКопыло?ва (род. 22 февраля 1964 года, Иркутск, СССР) — российская певица и поэтесса, исполнительница авторской православной песни. В прошлом — киноактриса, автор песен известных исполнителей — Кристины Орбакайте, Игоря Саруханова, Вячеслава Малежика, Валентины Толкуновой. Позднее сменила свое амплуа, став исполнителем собственных песен. Считается первооткрывателем жанра песен-притч. Является лауреатом как международных, так и региональных фестивалей. Член Союза кинематографистов России).
- какое нравственное поучение заключает в себе эта песня?
-как можно связать жизнь Бетховена и эту притчу? (эта притча рассказывает о человекерешившим, как и Бетховен, уйти из жизни, но вовремя осознавшем, что, несмотря ни на что, на земле есть люди, для которых он может что- то сделать и чем-то помочь)
Бетховен,потерявший надежду на счастье, одинокий, глухой, прозябающий в бедности продолжал творить. 9 симфоний,32 сонаты, сотни других произведений. Какая победа может сравниться с этой победой? Какое сражение Наполеона достигает славы этого сверхчеловеческого труда, этого блестящего успеха, который когда-нибудь одерживал человеческий дух! Страдающий, неимущий, больной и одинокий человек, которому жизнь отказывала в радостях, сам творит радость, чтобы даровать ее миру.Своими произведениями композитор помогал и помогает до сих пор многим людям преодолеть трудности, заставляет их бороться, не падать духом.
5 Рефлексия. - Я предлагаю рассказать вам о своих чувствах по поводу музыки, услышанной на уроке.
Читайте также: