Что значит современность в музыке 8 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Урок начинается с вопросов учащимся: Можно ли прожить в современном мире без музыки?

Какая музыка звучит? ( разная: разных направ лений, т.п. ) Современная м у зыка, современность,

современники…Мы – современники? Почему? ( живём в современном мире ).

Все мы – разные: по внешности, вку сам, представлениям о жиз ни. Каждый человек

происходящие события воспринимае т по - своему. У каждого из нас е сть личное мнение на

происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями п о каким - то вопросам? Часто ли

приходится отстаивать свою точк у зрения? Мн е бы очень хотелось, чтобы каждый сегод ня на

уроке смог п роявить себя, выразить ли чное мнение по очень важн ым вопросам. И не бойтесь ,

если ваше мнение бу дет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать,

убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.

В ходе урока ребята должны ответить на следу ющие вопросы:

3. Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих соврем енников?

1 вопрос. Может ли быть классичес кой современная му зыка? Каку ю музыку мы н азываем

классической? (образцовую). Музыка – часть жизни каждого человека. Я хоч у вам предложить

послушать песню в ис полнении Юл ии Началовой. А вы попробу йте п роанал изировать её с

художественной точки зрения. Бу дет ли она современной через несколько лет? (слушают ).

Ответы детей ( Песня о маме, о самом дорогом человеке, она будет всегда. ) Делают выводы по 1

вопросу. Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потом у что н е

Современна ли народная песня? Почему ? Гл убокие корни долго живу т в народе. Почему ? Что

отражается в народны х песнях? ( глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с д ревнейш их

времён до наших дней ). Если песни никто не записывал, то п очему же они сохранились до наших

дней? ( Они храня тся в памяти народной и передаются из уст в уста). Поч ему так долго живут

народные песни? (Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и

ум многих поколений). Кто сегодня пропагандирует, поп у ляризирует народные песни? Назовите

Я предлагаю вам посмотреть одн у видеозапись. В и сполнении Пелагеи прозв у чит р усская

наши чувства? Делают вывод, современна ли русская н ародная песня ? (Музыка волнует наши

чувства. На эту музыку откликается наша душа, потому что она о главном, о самом дорогом в

жизни каждого на все времена, о чувствах, переживаниях человека.)

Зачитывается следующий вопрос. Можем ли мы восприн имать му зык у компози торов прошлых

( Звучит произведение ). Вопросы: к акое произведение прозвучало? ( Токатта И. Баха ). Ч то вам

известно об этом к ом позиторе? Почему именно музыка Баха используется в качестве

Л.Рохлин: «Искусство Баха и учит, и р адует, и заставляет д умать и у тешать. В нём столько

мудрости, чу вства и веры в жизнь, столько человечности и сердечной простоты, что, вероятно,

Кто этот комп озитор? Чем удивительна с у дьба этого человека? Фрагмент какого произведения

звучит? (играю на форте пиано фрагмент сонаты №14). Кому посвятил комп озитор своё

Предлагаю послушать ещё одно исполнение л у нной сонаты Бетховена. Как она прозв у чит

сейчас? ( слушание сонаты №14 в исполнении В.Зинчука ). ( Отвеча ют ). Насколько эт а м у зыка

отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?

Вывод: М у зыка волн у ет наши чувства. На эт у музык у откли кается наша душа, п отому что она о

человеческих переживаниях, о дорогом в жизни каждого во все времена.

Предлагаю сегодня раз у чить новую песню, её авторы н е музыканты, а люди других профессий,

которые х одят в походы, н очу ют у к остра и сочиняют песни. Послушайте, и скажите, почему я

(Слушание) . Ответы на вопрос. Беседа по содержанию песни («…страдают в бродячих душат

Как вы пони маете слова Д.Б. Кабал евского: «… если кто - то прожи вёт свою жизнь, так и не

познав всей красоты и богатства м у зыки Баха и Моцарта, Бетх овена и Шопена, Чайковского и

Мусоргского, - не стан у т от этого меньше ни Б ах, ни Моцарт, н и Бе тховен, ни Шопе н, ни

Чайковский. Они остану тся таки ми же великими и мог у чими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

  • Создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать музыку прошлого и современности на основе проблемности урока.
  • Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
  • Помочь осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения.
  • Способствовать развитию монологической речи обучающихся.

Оборудование и наглядные пособия:

Музыкальная драматургия урока:

Ход урока

I. Организационный момент. Организация входа в класса под музыку. Приветствие. Обеспечение мотивации.

Учитель: - Можно ли прожить в современном мире без музыки? Какая музыка звучит? (разная: разных направлений, т.п.)

  • Современная музыка, современность, современники…

Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.

Открывается презентация урока. Слайд 1 (далее – по необходимости по ходу урока).

Слайд № 2 (Проблемные вопросы)

1) Постановка проблемных вопросов:

  1. Может ли быть классической современная музыка?
  2. Современна ли народная песня?
  3. Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?

2. Проверка домашнего задания:

I. Учитель: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни? (Проверка Д/З.)

Д/задание: Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?

(Учащиеся представляют свою любимую музыку. Анализируют, доказывают актуальность и современность).

  • Презентация современной музыки (слушание, комментарий, решение проблемных вопросов).

Учитель: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.

  • Может ли быть классической современная музыка?

После размышлений, вывод делают сами школьники.

3) Слайд №4 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)

Возможные вопросы:

- Глубокие корни – долго живут в народе… почему.

- Что отражается в народных песнях?

(… глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней)

- Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?

(Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).

- Почему так долго живут народные песни?

(Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений).

Слайд № 6 (народная песня сегодня)

- Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!

- В чём сила? Почему волнует наши чувства?

ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.

4) Слайд №8 (проблемные вопросы)

- Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?

  • И.С. Бах. Токатта ре минор – слушание.

- Знакомо ли вам это произведение? Кто автор? (И.С. Бах)

Слайд №10 (портрет И.С. Баха)

- Что вам известно о композиторе? (рассказы учащихся о композиторе).

Размышления.

- Что называют классическим искусством, какую музыку называют классической?

5) - Посмотрите слайд, на котором изображён портрет молодого композитора. Кто этот композитор?

- Что позволило сделать такой вывод?

- Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?

(С 27-летнего возраста Бетховен страдалглухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал общение с людбми, затруднял выступления…)

- Кому посвятил композитор своё произведение? (Джульетте Гвиччарди)

Слайд № 13 (слуховой аппарат композитора).

Возможные вопросы:

1. Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?

ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.

Слайд № 15 (Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский).

- Как вы понимаете эти слова?

6) АРТ-РОК.

- Влияет ли изменения тембровой окраски звука на изменение смысла музыки?

Учитель: Во 2-ой половине 60-ых годов 20 века в рок-музыке появилось новое направление (искусство и рок). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок-музыканты обращались и к музыке Баха, Бетховена.

Размышления и высказывания учащихся по теме: Бетховен и современность.

Вывод делают сами ребята.

III. Вокально-хоровая работа.

IV. Итог урока.

V. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока музыки в 8 классе

Тема: "Что значит современность в музыке?"

Цель: Обобщить представления учащихся о понимании современности в жизни, обществе, искусстве, музыке.

- Дать первоначальное представление о понятии современность.

- Научить различать музыкальную стилистику и жанровую направленность композиторов.

- Формирование эстетического вкуса учащихся и уважения к музыкальному наследию.

- Воспитание интереса к классической и современной музыке.

3. Развивающие: Развитие самостоятельной мыслительной и творческой деятельности учащихся.

Тип урока: Обобщение знаний

Оборудование к уроку: презентация органа, портрет И.С. Баха, Л. Бетховена, стихи о музыке, хрестоматия 8 класс, тетрадь, CD .

Ход урока 1.Организационное начало урока (музыкальное приветствие)

2. Актуализация знаний учащихся.

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке;

-развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности;

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности;

регулятивные : продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.

коммуникативные : продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.

познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;

- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

- извлекать информацию и делать логические выводы;

- ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.

Учитель: - Мы живем в 21веке, а чем особенно наше время, наша жизнь? (время стремительно развивающихся ИКТ, создание нанотехнологий и т.д.)

У: - Какого человека (обобщенно) мы можем назвать современным? Запишите в тетради ассоциации, какие понятия, слова характерны сегодняшнему времени ( учащиеся пишут: виртуальные реальности, блог, гаджеты,смарт, дивайсы ит.д .)

У: - А всего каких-то 7-10 лет этих слов в обращении не было.

- Я хочу вам предложить послушать песню в исполнении О. Газманова, вы попробуйте проанализировать её с художественной точки зрения.

( Пение по фразам, анализируем особенности ритма, прохлопываем ритм, проговариваем текст в ритме ).

Учитель: - Можно ли назвать эту песню современной?

- В чем смысл песни О. Газманова? ( о мечте, о добре, чувствах человека, тема вечная).

- В чем проявляется современность звучания песни? ( ритм, аранжировка, интонации, смысл).

У: - Да, у каждого из нас есть мечта, хотя все мы разные и мечты наши разные. Происходящие события, и все что окружает нас - мы тоже воспринимаем по-своему.

- Мы все разные, а что нас объединяет? Какая сила способна объединить людей? ( любовь к искусству, музыке, какая-то идея).

- Какое произведение доказывает эту мысль?

(Учитель играет мелодию из финала Симфонии № 9 Л. Бетховена, учащиеся называют).

Звучит фрагмент финала симфонии №9 Л. Бетховена.

У: - Можно ли сказать, что музыка Бетховена современна? ( учащиеся высказывают свое мнение, что звучание классики актуально и сейчас).

У:- Да, идея объединения, мира, актуальна особенно сейчас. Когда мир так хрупок.

Учитель: - Что важно для людей сегодняшнего дня? И отчего это зависит?

- Можно ли прожить в современном мире без музыки?- Какая музыка нас окружает? ( существует много направлений ). Мы – современники? Почему? ( живём в современном мире ).

- Что значит современная музыка?

У:- Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?

Вопросы после прослушивания:

У:- Какой композитор является автором музыки? (И.Бах)

- Что вам известно об этом композиторе? (ответы)

- Кому посвятил композитор своё произведение?

- А как соната прозвучит сейчас? ( слушание Сонаты №14 в современной обработке ). ( Ответы ).

- Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?

- Может ли быть классической современная музыка? Какую музыку мы называем классической? (образцовую).

Вывод: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, потому что она о переживаниях, о самом дорогом в жизни каждого человека во все времена.

- Что имел в виду Д. Кабалевский? О каких потерях идёт речь? (размышления учащихся)

У: - Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников? (ответы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкального произведения (Соната № 14).

Задачи:

Развивающие: Развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, способности творческого комбинирования;

Воспитательные: Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, личностной значимости нравственных, эстетических свойств музыки Бетховена.

Ход урока

1.Музыкальное приветствие.

2.Вступительная беседа.

«Нет ничего выше и прекраснее,

(Не называть автора слов)

(Л.ван Бетховен)

- Прочитайте высказывание. Как вы понимаете эти слова?

3.Новый материал

-Как вы думаете, каким должен бытьчеловеккоторый это изрёк?

-Каким по характеру он должен быть?

- попробуйте описать его внешность.

-как вы думаете, это слова нашего современника или человека, жившего много лет назад?

- каким образом он мог или может давать счастье МНОГИМ людям?

(с помощью искусства: музыки, живописи, скульптуры)

Демонстрация портретов композиторов: Бетховен, Моцарт, Бах

- посмотрите внимательно на портреты. Какой из композиторов мог это сказать?

-это высказывание великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена.

-вглядитесь в его лицо. Что вы можете сказать о характере этого человека?

-каково его настроение?

-обратите внимание на его одежду. Носят ли это сейчас?(нет, это одежда, которую носили много лет назад)

Конечно, Бетховен - это композитор, который жил в 18 веке. Как вы думаете, актуально ли его высказывание в наше время, почему?

-Давайте познакомимся с биографией Бетховена поближе.

Посмотрите внимательно биографический фильм о композиторе и ответьте письменно на вопросы:

  1. Каким было детство маленького Бетховена?
  2. Какой удар постиг Бетховена и сколько лет ему было, когда это произошло?
  3. Что помогло композитору не упасть духом и не совершить самоубийство?
  4. Какое произведение посвятил Бетховен графине ДжульетеГвичарди?
  5. Что произошло в день смерти Бетховена?

(Просмотр фильма о композиторе)

Ответы детей.

4. Слушание и восприятие музыки.

-послушайте первую часть сонаты и подумайте: какие чувства передает нам композитор и с помощью каких средств музыкальной выразительности он это делает;

- можем ли мы назвать Бетховена своим современником? Почему?

(Слушание и анализ музыкального произведения)

- Что вы услышали в музыке? /Страдания, боль, разочарование, чувства, которые принесла Бетховену любовь./

- Какие средства музыкальной выразительности подчеркивали это?

/Медленный темп, монотонное сопровождение мелодии, низкие звуки в басу/

- Что напоминает нам начальная интонация 1 части сонаты?

- С какими чувствами ассоциируется у вас эта интонация? /Траур, трагедия, для Бетховена эта была смерть всех его надежд/

- Да,образ гибели и крушения не самого героя, но всех его надежд. Но, поскольку герой жив, он переживает крушение своих надежд и мучительно ищет ответ на вопрос: “почему?” Вопрос этот проходит через всю ткань I части сонаты.

- Справился он со своим горем? /Да, но ему очень тяжело, композитор ушел в себя, никого не хотел видеть/

- А теперь еще раз вслушайтесь в первые звуки сонаты: действие происходит днем или ночью?

Да, ночь, никакого света. Ночь – неясность. Мучительные поиски ответа на вопрос. Какой, по-вашему?

- А почему сонату назвали “Лунной”? /Наверное, услышал тишину лунной ночи/

Послушайте еще одно произведение и скажите есть ли что то общее между его содержанием и судьбой Бетховена.

- Что такое притча? (При?тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственноепоучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне).

(Светла?наВади?мовнаКопыло?ва (род. 22 февраля 1964 года, Иркутск, СССР) — российская певица и поэтесса, исполнительница авторской православной песни. В прошлом — киноактриса, автор песен известных исполнителей — Кристины Орбакайте, Игоря Саруханова, Вячеслава Малежика, Валентины Толкуновой. Позднее сменила свое амплуа, став исполнителем собственных песен. Считается первооткрывателем жанра песен-притч. Является лауреатом как международных, так и региональных фестивалей. Член Союза кинематографистов России).

- какое нравственное поучение заключает в себе эта песня?

-как можно связать жизнь Бетховена и эту притчу? (эта притча рассказывает о человекерешившим, как и Бетховен, уйти из жизни, но вовремя осознавшем, что, несмотря ни на что, на земле есть люди, для которых он может что- то сделать и чем-то помочь)

Бетховен,потерявший надежду на счастье, одинокий, глухой, прозябающий в бедности продолжал творить. 9 симфоний,32 сонаты, сотни других произведений. Какая победа может сравниться с этой победой? Какое сражение Наполеона достигает славы этого сверхчеловеческого труда, этого блестящего успеха, который когда-нибудь одерживал человеческий дух! Страдающий, неимущий, больной и одинокий человек, которому жизнь отказывала в радостях, сам творит радость, чтобы даровать ее миру.Своими произведениями композитор помогал и помогает до сих пор многим людям преодолеть трудности, заставляет их бороться, не падать духом.

5 Рефлексия. - Я предлагаю рассказать вам о своих чувствах по поводу музыки, услышанной на уроке.

Читайте также: