Что такое землетрясение его признаки правила поведения во время землетрясения 9 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

рабочие места. Что долж но находи ться у вас на парте? ( о тветы уч - ся).

Учитель задаё т учащимся вопросы, а они на них о твечают.

Что такое земле тряс ение? Каковы причины воз никновен ия землетряс ений и их

классифика ция? ( т. е. какие виды земле трясений вы з наете). Перечислите

основные хара ктеристики земл етрясени й? ( неко торые уч - ся получают

На земном шаре еж е годно случается до 15 0 000разр ушительных

землетрясений, около 7 000 - сильных, 1 9000 - у меренных,150 00 - слабых и

несколько милл ионов – очень слабых, улавлива емых лишь чуткими прибора ми.

Так как вы уже знак омы с понятием земл етрясение, то сегодня на уроке мы с

вами поговорим о последст виях земле трясений, о мерах по сн ижению по терь и

ущерба от земл етрясений. Последствия з емлетрясен ий очень опасны. Их можно

разделить на дв е группы : к первой г руппе пораже ния можно отнести тол ько

резкие толчки и колеба ния земной поверх ности; ко второй г руппе о тносятся

природные и с вязанные с ч еловеческой деятельнос тью.

Первая группа - это опасны е геологиче ские явле ния ( растяж ение, т ечение и

проседание гру нта, широки е трещи ны в нём, о бвалы, камн епады и т.д. )

Вторая группа - это поврежде ние и разр ушение зда ний, пожа ры, взрывы,

выбросы вред ных веществ, транспортн ые авар ии и т. д. Так же возмож ны

прорыв гидр отехническ их водопро водных сооружений, т.е. это гр озит

наводнением. Оценивая последст вия землетрясе ний в перву ю очеред ь, если

это сильное земл етрясени е, влечение ма ссовой гибели л юдей . Например в

городе Неф тегорске после з емлетрясе ния из пример но 2 700 жителей,погибло

более 1 80 0. Дру гие получили тяжёлые тра вмы, а кроме этого у людей

возникают тяж ёлые психол огические р асстройс тва. Во вр емя земле трясений

очень опасна паника , т. к . люди соверша ют нелепые и о пасные для них и

окружающих поступк и. Во время земле трясения г ибель и тр авмировани е

людей происх одит в основном за счё т поврежде ния и разруш ения зда ний.

Повреждение з даний начинается при землетрясе нии 6- 7 балл ов. Так же во

время землетряс ений могу т возникну ть пожа ры, поражения элек трических

сетей, хра нилищ и коммуник аций то плива и газа. Из - за этих разрушений м огут

произойти вы бросы радиоак тивных , химических и вр едных вещес тв, могут так

же произойти тра нспортные к атастрофы и аварии. Так им обр азом

землетрясение пр иводит к к ризису в о беспечении нас еления всем необходим ым

и жизнь людей становится тяжёлой. Но чтобы, как можно мен ьше возник ло

последствий о т землетрясений нужно принимат ь некоторые мер ы по сниже нию

потерь и у щерба. С абсолютной т очностью предск азать мест о землетрясения

невозможно, поэтому в сейсмически о пасных р айонах созда ётся сейсм ическая

служба. Гла вная зада ча этой служб ы определе ние параме тров очаго в

землетрясения и так же ,где след ует его ожид ать, поэтому они определяю т

сейсмически о пасные р айоны; в эт их районах должн ы строиться здания

сейсмостойкие; не долж ны в этих районах строится опасны е произ водства.

Население до лжно обучат ься способам само спасе ния, взаим опомощи и

А сейчас мы с ва ми порабо таем по учеб нику. Откройте страни цу 6 0 учебника и

в свои тетрад и выпиши те понятия :чт о такое за благовремен ные меры и

Так же выпиш ите в с вои тетради пра вила поведения в о время землетряс ений. (

 сохраняйте спокойствие, самообладание, действу йте быстро и увере нно;

 безопасным местом во время земле трясения является улица (площадь) вдалеке от

строений. Если землетрясение застало вас в машине, остановитесь вдале ке от

строений и высоких деревьев, дождитесь окончания подземных толчков, не выходя

 после окончания первого толчка необходимо покидать здание быстро и са мым

коротким путем. Тому, кто не может передвигаться самос тоятельно, необходи мо

 нельзя тратить время на сборы, с собой следует взять только необходимые вещи,

 нельзя пользоваться лифтом во время земле трясения;

 чрезвычайно опасно прыгать на землю с верхних этажей;

 нельзя подниматься на крышу зданий, скапливаться на лестничных клетках и на

Классный час для 9 класса по теме "Землетрясение. Правила безопасного поведения при землетрясении".

ВложениеРазмер
pravila_povedeniya_pri_zemletryasenii_winrar.rar 2.3 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Кореновский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Бюджетное УЧРЕЖДЕНИЕ

Классный час для учащихся

Дударева Наталья Романовна

Цель классного часа:

  1. познакомить учащихся с рекомендациями специалистов МЧС России о том, как подготовиться к землетрясению, как вести себя во время и после землетрясения, чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих.

Задачи классного часа:

  1. расширить знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;
  2. сформировать у учащихся мнение об опасности землетрясения;
  3. закрепить навыки безопасного поведения учащихся при внезапном землетрясении.

Межпредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности, география, история.

Вопросы классного часа:

  1. Что такое землетрясение
  2. Как подготовиться к землетрясению;
  3. Как вести себя во время землетрясения;
  4. Как действовать после землетрясения.

Ход классного часа:

Что такое землетрясение?

В чем опасность этого стихийного бедствия?

Как ученые оценивают мощность землетрясения? Слайд 2

Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Точку в земной коре, из которой расходятся сейсмические волны, называют гипоцентром землетрясения.

Место на земной поверхности над гипоцентром землетрясения по кратчайшему расстоянию называют эпицентром. Интенсивность землетрясения оценивается по 12-ти бальной сейсмической шкале (MSK-86), для энергетической классификации землетрясений пользуются магнитудой.

Условно землетрясения подразделяются на слабые (1-4 балла), сильные (5-7 баллов) и разрушительные (8 и более баллов). При землетрясениях лопаются и вылетают стекла, с полок падают лежащие на них предметы, шатаются книжные шкафы, качаются люстры, с потолка осыпается побелка, а в стенах и потолках появляются трещины. Все это сопровождается оглушительным шумом.

После 10-20 секунд тряски подземные толчки усиливаются, в результате чего происходят разрушения зданий и сооружений. Всего десяток сильных сотрясений разрушает все здание. В среднем землетрясение длится 5-20с. Чем дольше длятся сотрясения, тем тяжелее повреждения. При землетрясении в г. Нефтегорске Сахалинской области (1995 г.) под обломками разрушенного города погибло около 2 тыс. человек.

Признаки землетрясения Слайд 3

Некоторые особенности в поведении животных могут подсказать человеку, что приближается землетрясение. Чувствуя неизбежные земные толчки, собаки воют, лошадь может понести, а птицы беспокойно описывают в небе круги. В 1975 году жители одного китайского города обратили внимание на странное поведение животных и вовремя оставили свои дома – через несколько часов случилось землетрясение.

В сейсмически опасных зонах ученые регулярно берут пробы воды из колодцев и скважин. Разрывам подземных пород может предшествовать ломка их кристаллической структуры, когда через образовавшиеся щели в подземные воды (и оттуда – в скважины) попадает газ радон. Повышение уровня содержания радона в колодезной воде говорит о возможности скорого землетрясения. Слайд 4

Землетрясению может предшествовать высвобождение электрически заряженных газов. Такие газы могут иметь характерное свечение. Ученые также обнаружили, что перед землетрясением над линией разлома может выделяться газообразный водород – в количествах, превышающих обычные в десять раз.

Специальные приборы – тензодатчики – помогают обнаружить любые отклонения в силе напряжения по линиям разломов и возникающие в результате этих процессов гигантские трещины, которые могут тянуться на несколько километров под землей и на ее поверхности. Инклинометр, похожий на плотницкий уровень, определяет перемещения земной коры, а помещаемые под линией разлома проводные датчики оповещают о любых необычных движениях в земной толще.

Самым точным прибором для обнаружения приближающегося землетрясения является сейсмограф.

Как подготовиться к землетрясению

Заранее продумайте план действий во время землетрясения при нахождении дома, на работе, в кино, театре, на транспорте и на улице. Разъясните членам своей семьи, что они должны делать во время землетрясения и обучите их правилам оказания первой медицинской помощи.

Держите в удобном месте документы, деньги, карманный фонарик и запасные батарейки. Имейте дома запас питьевой воды и консервов в расчете на несколько дней. Уберите кровати от окон и наружных стен.

Закрепите шкафы, полки и стеллажи в квартирах, а с верхних полок и антресолей снимите тяжелые предметы. Опасные вещества (ядохимикаты, легковоспламеняющиеся жидкости) храните в надежном, хорошо изолированном месте. Все жильцы должны знать, где находиться рубильник, магистральные газовые и водопроводные краны, чтобы в случае необходимости отключить электричество, газ и воду.

Порядок действий при заблаговременном оповещении о землетрясении. Слайд 5.

  1. прослушать информацию по каналам радио и телевещания;
  2. отключить газ, воду, электричество;
  3. собрать личные вещи, взять документы;
  4. выйти из дома и проследовать на сборный эвакуационный пункт или в безопасное место, указанное специалистами МЧС.

Что касается личных вещей, то возникает вопрос: Что необходимо взять с собой? Это вы решаете самостоятельно, но знайте о том, что эти вещи должны занимать минимум места и нести их вам придется самим.

Как действовать во время землетрясения слайд 6-9

Ощутив колебания здания, увидев качание светильников, падение предметов, услышав нарастающий гул и звон бьющегося стекла, не поддавайтесь панике (от момента, когда Вы почувствовали первые толчки до опасных для здания колебаний у Вас есть 15 – 20 секунд). Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости.

Покидая помещение, спускайтесь по лестнице, а не на лифте. Оказавшись на улице – оставайтесь там, но не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство. Сохраняйте спокойствие и постарайтесь успокоить других!

Если Вы вынужденно остались в помещении, то встаньте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры. Если возможно, спрячьтесь под стол – он защитит вас от падающих предметов и обломков. Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели.

Если с Вами дети – укройте их собой. Не пользуйтесь свечами, спичками, зажигалками – при утечке газа возможен пожар. Держитесь в стороне от нависающих балконов, карнизов, парапетов, опасайтесь оборванных проводов. Если Вы находитесь в автомобиле, оставайтесь на открытом месте, но не покидайте автомобиль, пока толчки не прекратятся. Будьте в готовности к оказанию помощи при спасении других людей.

Как действовать после землетрясения слайд 10-12

Окажите первую медицинскую помощь нуждающимся. Освободите попавших в легкоустранимые завалы. Будьте осторожны! Обеспечьте безопасность детей, больных, стариков. Успокойте их. Без крайней нужды не занимайте телефон. Включите радиотрансляцию.

Подчиняйтесь указаниям местных властей, штаба по ликвидации последствий стихийного бедствия. Проверьте, нет ли повреждений электропроводки. Устраните неисправность или отключите электричество в квартире.

Помните, что при сильном землетрясении электричество в городе отключается автоматически. Проверьте, нет ли повреждений газо- и водопроводных сетей. Устраните неисправность или отключите сети. Не пользуйтесь открытым огнем.

Спускаясь по лестнице, будьте осторожны, убедитесь в ее прочности. Не подходите к явно поврежденным зданиям, не входите в них. Будьте готовы к сильным повторным толчкам, так как наиболее опасны первые 2 – 3 часа после землетрясения. Не входите в здания без крайней нужды. Не выдумывайте и не передавайте никаких слухов о возможных повторных толчках. Пользуйтесь официальными сведениями.

Если Вы оказались в завале, спокойно оцените обстановку, по возможности окажите себе медицинскую помощь. Постарайтесь установить связь с людьми, находящимися вне завала (голосом, стуком). Помните, что зажигать огонь нельзя, воду из бачка унитаза можно пить, а трубы и батареи можно использовать для подачи сигнала. Экономьте силы. Человек может обходиться без пищи более полумесяца.

Правила поведения до и во время землетрясения: слайд 13

приготовьте заранее и держите наготове сумку с документами, запасом пищи и воды, медикаментами и теплой одеждой;

помните, во время землетрясения главное – не поддаваться панике;

при толчках малой силы не бойтесь, и переждите их там, где находитесь;

при более сильном землетрясении - от 5 баллов – если вы находитесь на втором этаже и выше, не покидайте помещение;

встаньте в проемы входных дверей, лягте в ванну, можно залезть под кровать или стол. Это защитит вас от падающих обломков;

помните – в это время нельзя пользоваться лифтом;

если же вы находитесь в автомобиле – выезжайте на открытое место, но не выходите из машины, пока толчки не прекратятся.

Правила поведения после землетрясения: слайд 14

  1. После землетрясения покиньте свои дома, их конструкции могут быть повреждены, также возможны утечки газа и повреждения электропроводки;
  2. Окажите возможную первую медицинскую помощь пострадавшим;
  3. Зарегистрируйтесь в штабе спасательных работ, вас могут разыскивать родные;
  4. Не бродите без дела по улицам. Попробуйте включиться в работу спасателей и пожарных под их руководством;
  5. Если оказались под завалом постарайтесь привлечь внимание спасателей всеми возможными способами;
  6. При ранении окажите себе посильную помощь.

Контроль знаний учащихся

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока ОБЖ.

Землетрясения.

Основ безопасности жизнедеятельности

Хугаев Нодар Шаликоевич

Тема: Землетрясения. Причины возникновения , возможные последствия.

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. Комбинированный.

Цель урока: Создать педагогические условия для формирования у учащихся представления о землетрясениях, причинах их возникновения и возможных последствиях.

Задачи урока:

Образовательные:

Актуализировать знания о землетрясениях.

Познакомить с последствиями и основными характеристиками землетрясений.

Развивающие:

Развить навыки по определению потенциально опасных мест при землетрясениях.

Развить устную речь, умение слушать, ясно и четко излагать свои мысли;

Развить познавательную деятельность при решении практических заданий-ситуаций.

Воспитательные:

Воспитание дисциплинированности на уроке, требовательности к себе.

Повысить интерес к уроку основ безопасности жизнедеятельности.

Оборудование : проектор, компьютер, учебник, тетрадь, карта, карточи-тесты, кроссворд.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания (взаимопроверка в парах).

3.Актуализация знаний, формулировка темы урока. Постановка цели урока.

4. Изучение нового материала.

5.Применение новых знаний.

6 .Динамическая пауза .

7.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

6.Обобщение усвоенного и изученного материала, включение его в систему ранее усвоенных знаний.

9.Рефлексия деятельности.

10.Контроль процесса и результата учебной деятельности.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания (взаимопроверка в парах).

а. раздача карточек с заданиями;

б. ученики выполняют задание и проверяют работы друг друга.

3.Актуализация знаний, формулировка темы урока. Постановка цели урока.

Учитель: Какую чрезвычайную ситуацию вы наблюдали в предложенном сюжете?

Учитель: Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

Ученики: Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия.

Учитель: Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Ученики: Изучить землетрясения, причины их возникновения и возможные последствия.

4. Изучение нового материала.

Выступление учителя с использованием компьютерной презентации.

Землетрясение-это подземные толчки и колебание отдельных участков земной поверхности. Они возникают в результате внезапных разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Эти смещения связаны с глубинными процессами, в результате чего происходит движение литосферных плит.

В горных поясах это напряжение нарастает, пока не превысит сопротивление горных пород, в результате происходит выброс общей энергии и разрыв горных пород, и их смещение (слайд 4).

Землетрясения зарождаются на глубине, а место разрушения горной породы называют очагом землетрясения или гипоцентром. Эпицентром землетрясения называют место на поверхности земли наиболее близкое к очагу (слайд 5).

Рассмотрев слайд 6, мы можем назвать виды землетрясений.

Для обнаружения и регистрации всех типов сейсмических волн изобретен специальный прибор, который называется – сейсмограф (слайд 7).

Для оценки и сравнения землетрясений используют шкалу магнитуд и шкалу интенсивности (слайд 8).

Магнитуда измеряется с помощью шкалы Рихтера (американского сейсмолога), в которой 9 делений. За единицу измерения взята магнитуда-величина, характеризующая энергию сейсмических колебаний (слайд 9, 10).

Интенсивность землетрясения оценивается по шкале Меркалли (итальянский ученый) от 1 до 12 баллов (слайд 11,12,13).

5.Применение новых знаний.

Учитель: Как вы думаете, где зарождается очаг землетрясения?

Ученики: Внутри земных недр.

Учитель: Что при этом выделяется и в чем измеряется?

Ученики: Общая энергия, измеряется в магнитудах.

Учитель: Что возникает в результате выброса общей энергии?

Учитель: Сейсмические волны, распространяющиеся во все стороны и вызывающие колебания земной поверхности.

Таким образом, мы с вами рассмотрели причины возникновения землетрясений.

Учитель: Как вы думаете, где наиболее часто происходят землетрясения?

Местности, подверженные частым землетрясениям называют сейсмическими зонами.

Рассмотрим карту мира и сейсмические зоны (слайд 14).

Учитель: Где расположены наиболее сейсмические зоны?

Учитель: Относится ли наша область к сейсмической зоне? Давайте рассмотрим карту сейсмического районирования России (слайд 15).

Ученики: Нет, потому что мы не находимся на границе литосферных плит.

Учитель: А зачем тогда мы изучаем землетрясения?

Ученики: Чтобы знать причины возникновения и возможные последствия землетрясений и применить эти знания вовремя путешествий или при выборе маршрута путешествия.

В качестве необходимости знаний о правилах поведения при ЧС природного характера приводится подводное землетрясение в Индийском океане , произошедшее 26 декабря 2004 года в 00:58:53 UTC (07:58:53 по местному времени), вызвало цунами , которое было признано самым смертоносным стихийным бедствием в современной истории. Магнитуда землетрясения составила, по разным оценкам, от 9,1 до 9,3. Это третье по силе землетрясение за всю историю наблюдения .

Эпицентр землетрясения находился в Индийском океане, к северу от острова Симёлуэ , расположенного возле северо-западного берега острова Суматры ( Индонезия ). Цунами достигло берегов Индонезии, Шри-Ланки , юга Индии , Таиланда и других стран. Высота волн превышала 15 метров. Цунами привело к огромным разрушениям и огромному количеству погибших людей, даже в Порт-Элизабет , в ЮАР , в 6900 км от эпицентра.

Погибло, по разным оценкам, от 225 тысяч до 300 тысяч человек. По данным Геологической службы США (USGS), число погибших — 227 898. Истинное число погибших вряд ли когда-либо станет известно, так как множество людей было унесено водой в море .

А ведь там было много и россиян и если бы люди обладали знаниями о предвестниках ЧС, многих жертв удалось бы избежать.

6.Динамическая пауза.

7.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

Класс делится на 3 группы.

Первая группа с помощью Интернет-ресурса подбирает информацию о крупнейших землетрясениях и их последствиях.

Вторая группа составляет таблицу крупнейших землетрясений за последние 60 лет с использованием информации из учебника.

Третья группа составляет карту знаний, выявляют важные понятия, которые необходимо усвоить на данном уроке.

8.Обобщение усвоенного и изученного материала, включение его в систему ранее усвоенных знаний.

Выступают представители каждой из групп, подводят итог своей деятельности. Результаты заносятся в таблицу. В тетрадях учащихся и на доске выписываются основные понятия.

Давайте рассмотрим слайды 16, 17, 18,19 и узнаем информацию о наиболее разрушительных землетрясениях XX - XXI веков. Дополняют ли эти сведения Ваши таблицы?

9.Рефлексия деятельности.

Учащиеся называют цели и задачи, которые они формулировали и намечали в начале урока, анализируют, все ли успели и усвоили в процессе урока.

10.Контроль процесса и результата учебной деятельности.

Учащимся предлагается с помощью карточек самостоятельно оценить собственную деятельность на уроке. Прокомментировать оценку при необходимости.

Учитель предлагает дома выполнить задание на выбор:

Найти информацию о предвестниках землетрясений в различных регионах.

Найти информацию о том, как реагируют животные на приближение землетрясения?

1. А.А. Никонов. Землетрясения… Прошлое, современность, прогноз. М.: КомКнига. 2006.
2. Дж. Гир, Х. Шах. Зыбкая твердь: Что такое землетрясение и как к нему подготовиться. М.: Мир. 1988.
3. А.Д. Завьялов. Землетрясение у берегов Суматры //Природа. 2005. №5

Землетрясения — подземные толчки и колебания поверхности Земли, вызванные естественными причинами (главным образом тектоническими процессами), или искусственными процессами (взрывы, заполнение водохранилищ, обрушение подземных полостей горных выработок). Небольшие толчки могут вызываться также подъёмом лавы при вулканических извержениях.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.

Типы сейсмических волн

Волны сжатия (продольные) сейсмические волны, вызывают колебания частиц пород, сквозь которые они проходят.

Скорость распространения волн сжатия в 1,7 раза больше скорости волн сдвига, поэтому их первыми регистрируют сейсмические станции. Волны сжатия также называют первичными (P-волны). Скорость P-волны равна скорости звука в соответствующей горной породе.
Волны сдвига (поперечные) сейсмические волны, заставляют частицы пород колебаться перпендикулярно направлению распространения волны. Волны сдвига также называют вторичными (S-волны).

Длинные (поверхностные) сейсмические волны (L-волны). Именно они вызывают самые сильные разрушения.

Причины

  • природные = происходящие из-за различных геологических процессов в Земле
  • техногенные (антропогенные) = связанные с деятельностью человека

Характеристика

Эпицентр - место на земной поверхности по кратчайшему расстоянию от гипоцентра (проекция на земную поверхность)

  • шкала Рихтера (шкала магнитуд)
  • шкала Меркалли (шкала интенсивности) - используется в США и в России, которая состоит из 12 баллов оценки
  • другие национальные шкалы - например EMS в Европе, Shindo - в Японии

Поражающие факторы

Землетрясения характеризуются наличием первичных и вторичных поражающих факторов.

К первичным относятся: обрушения строений, нарушение целостности земной поверхности.
К вторичным: пожары, нарушения систем жизнеобеспечения, наводнения, аварии на предприятиях, лавины, сели, оползни, обвалы .

Основной поражающий фактор землетрясения – сейсмические волны, расходящиеся от очага во всех направлениях. Скорость распространения продольных волн около 8 км/с, поперечных – в среднем 5 км/с, поверхностных – порядка 2 км/с. Сейсмологи мира узнают о сильном землетрясении примерно через 20-25 мин. после первого толчка путем регистрации этих волн специальными приборами – сейсмографами.

Последствия

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЮ

  • Заранее продумайте план действий во время землетрясения при нахождении дома, на работе, в кино, театре, на транспорте и на улице. Разъясните членам своей семьи, что они должны делать во время землетрясения и обучите их правилам оказания первой медицинской помощи.
  • Держите в удобном месте документы, деньги, карманный фонарик и запасные батарейки.
  • Имейте дома запас питьевой воды и консервов в расчете на несколько дней.
  • Уберите кровати от окон и наружных стен. Закрепите шкафы, полки и стеллажи в квартирах, а с верхних полок и антресолей снимите тяжелые предметы.
  • Опасные вещества (ядохимикаты, легковоспламеняющиеся жидкости) храните в надежном, хорошо изолированном месте.
  • Все жильцы должны знать, где находиться рубильник, магистральные газовые и водопроводные краны, чтобы в случае необходимости отключить электричество, газ и воду.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Ощутив колебания здания, увидев качание светильников, падение предметов, услышав нарастающий гул и звон бьющегося стекла, не поддавайтесь панике (от момента, когда Вы почувствовали первые толчки до опасных для здания колебаний у Вас есть 15 – 20 секунд). Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Покидая помещение спускайтесь по лестнице, а не на лифте. Оказавшись на улице – оставайтесь там, но не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.

Сохраняйте спокойствие и постарайтесь успокоить других! Если Вы вынужденно остались в помещении, то встаньте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры. Если возможно, спрячьтесь под стол – он защитит вас от падающих предметов и обломков. Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели. Если с Вами дети – укройте их собой.

Не пользуйтесь свечами, спичками, зажигалками – при утечке газа возможен пожар. Держитесь в стороне от нависающих балконов, карнизов, парапетов, опасайтесь оборванных проводов. Если Вы находитесь в автомобиле, оставайтесь на открытом месте, но не покидайте автомобиль, пока толчки не прекратятся. Будьте в готовности к оказанию помощи при спасении других людей.

Правила поведения при землетрясении

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Точку в земной коре, из которой расходятся сейсмические волны, называют гипоцентром землетрясения. Место на земной поверхности над гипоцентром землетрясения по кратчайшему расстоянию называют эпицентром.

Интенсивность землетрясения оценивается по 12-ти бальной сейсмической шкале (MSK-86), для энергетической классификации землетрясений пользуются магнитудой. Условно землетрясения подразделяются на слабые (1-4 балла), сильные (5-7 баллов) и разрушительные (8 и более баллов).

При землетрясениях лопаются и вылетают стекла, с полок падают лежащие на них предметы, шатаются книжные шкафы, качаются люстры, с потолка осыпается побелка, а в стенах и потолках появляются трещины. Все это сопровождается оглушительным шумом. После 10-20 секунд тряски подземные толчки усиливаются, в результате чего происходят разрушения зданий и сооружений. Всего десяток сильных сотрясений разрушает все здание. В среднем землетрясение длится 5-20 с. Чем дольше длятся сотрясения, тем тяжелее повреждения.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЮ

Заранее продумайте план действий во время землетрясения при нахождении дома, на работе, в кино, театре, на транспорте и на улице. Разъясните членам своей семьи, что они должны делать во время землетрясения и обучите их правилам оказания первой медицинской помощи.

Держите в удобном месте документы, деньги, карманный фонарик и запасные батарейки.

Имейте дома запас питьевой воды и консервов в расчете на несколько дней.

Уберите кровати от окон и наружных стен. Закрепите шкафы, полки и стеллажи в квартирах, а с верхних полок и антресолей снимите тяжелые предметы.

Опасные вещества (ядохимикаты, легковоспламеняющиеся жидкости) храните в надежном, хорошо изолированном месте.

Все жильцы должны знать, где находится рубильник, магистральные газовые и водопроводные краны, чтобы в случае необходимости отключить электричество, газ и воду.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Ощутив колебания здания, увидев качание светильников, падение предметов, услышав нарастающий гул и звон бьющегося стекла, не поддавайтесь панике (от момента, когда Вы почувствовали первые толчки до опасных для здания колебаний у Вас есть 15 – 20 секунд). Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Покидая помещение спускайтесь по лестнице, а не на лифте. Оказавшись на улице – оставайтесь там, но не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.

Сохраняйте спокойствие и постарайтесь успокоить других! Если Вы вынужденно остались в помещении, то встаньте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры. Если возможно, спрячьтесь под стол – он защитит вас от падающих предметов и обломков. Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели. Если с Вами дети – укройте их собой.

Не пользуйтесь свечами, спичками, зажигалками – при утечке газа возможен пожар. Держитесь в стороне от нависающих балконов, карнизов, парапетов, опасайтесь оборванных проводов. Если Вы находитесь в автомобиле, оставайтесь на открытом месте, но не покидайте автомобиль, пока толчки не прекратятся. Будьте в готовности к оказанию помощи при спасении других людей.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Окажите первую медицинскую помощь нуждающимся.

Освободите попавших в легкоустранимые завалы.

Будьте осторожны! Обеспечьте безопасность детей, больных, стариков. Успокойте их. Без крайней нужды не занимайте телефон. Включите радиотрансляцию. Подчиняйтесь указаниям местных властей, штаба по ликвидации последствий стихийного бедствия.

Проверьте, нет ли повреждений электропроводки. Устраните неисправность или отключите электричество в квартире. Помните, что при сильном землетрясении электричество в городе отключается автоматически.

Проверьте, нет ли повреждений газо- и водопроводных сетей. Устраните неисправность или отключите сети. Не пользуйтесь открытым огнем. Спускаясь по лестнице, будьте осторожны, убедитесь в ее прочности.

Не подходите к явно поврежденным зданиям, не входите в них. Будьте готовы к сильным повторным толчкам, так как наиболее опасны первые 2 – 3 часа после землетрясения. Не входите в здания без крайней нужды. Не выдумывайте и не передавайте никаких слухов о возможных повторных толчках. Пользуйтесь официальными сведениями. Если Вы оказались в завале, спокойно оцените обстановку, по возможности окажите себе медицинскую помощь. Постарайтесь установить связь с людьми, находящимися вне завала (голосом, стуком). Помните, что зажигать огонь нельзя, воду из бачка унитаза можно пить, а трубы и батареи можно использовать для подачи сигнала. Экономьте силы. Человек может обходиться без пищи более полумесяца.

Читайте также: