Что такое закон и зачем он нужен конспект занятия

Обновлено: 05.07.2024

Этот конспект поможет учителю интересно провести классный час по профилактике правонарушений. Участие самих детей в деловой игре поможет глубже вникнуть в суть разговора о законе, о необратимости наказания за правонарушения.

ВложениеРазмер
zakon_na_nashey_zemle.docx 28.94 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс. Кл. рук.-ль: Ярмушкина Н.Г.

Цель классного часа:

- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;

- развивать представления о последствиях противоправных деяний;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: плакат о МРОТ, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс.

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Учитель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

- Представьте себе, что жизнь любого человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся.

-Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

-Вам нужно помнить, что .незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

-О чём мы будем говорить сегодня? Какова тема классного часа? (ответы детей)

- Сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

3. Основная часть:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

-Ребята, а вы догадались? Как думаете, что произошло в жизни людей?

Учитель;В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя . Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

-Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители?

( Жители стали жить по законам. они чувствствовали себя в безопасности.)

- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

-Ребята, а что такое закон? ( ответы детей)

(ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.)

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН? ( ответы детей)

-В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы? (ответы детей)

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).

- Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).

Выберите права и обязанности (распределить таблички)

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.

Возмещение причиненного вреда.

Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направления комиссией ПДН в специальные учреждения.

Рассмотрим понятие нарушений:

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1 Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

- Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на прогулку. На улице они решили зайти в круглосуточный магазин и купить сигареты. За гаражами они закурили.Как можно расценить их поведение?

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации)

- Представьте себе следующую ситуацию.

- Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

- За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

Поработаем с уголовным кодексом и рассмотри какие наказания предусмотрены законом.

Ситуация 1 : В класс вбегает ученик:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Судья – ученик зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.

– Это нас-то, маленьких. Какой с нас штраф? - может ответить ученик

- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере

расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

Ситуация 3: На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья – ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

Ситуация 4 : В классе идет спор двух учащихся:

– . Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Судья – ученик зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся:

– А ты сама Гадина.

Судья – ученик зачитывает: Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

Ситуация 6 : В класс вбегают мальчишки:

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья – ученик зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

- Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

- А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):

➣ лишение права заниматься определенной деятельностью;

➣ лишение свободы на определенный срок.

4. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

6. Памятка школьнику

Во-первых , не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых , если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых , как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона

Цель: профилактика правонарушений и преступлений в подростковой среде через повышение уровня правовой культуры обучающихся.

Пропаганда навыков здорового образа жизни и законопослушного поведения

Формирование умения различать хорошие и плохие поступки

Способствовать развитию, становлению, укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к противоправным поступкам

Способствовать взаимопониманию между подростками и взрослыми

Формирование целостного представления о личной ответственности за правонарушения и преступления.

Методы работы: групповая.

Время проведения: 40 минут.

Целевая аудитория: 13-17 лет.

Ход занятия

У нас с вами начинается цикл занятий по профилактике правонарушений с основами правовых знаний. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на наших занятиях? (ответы детей)

Представьте, что вы путешествовали на корабле и корабль потерпел крушение. Вы попали на необитаемый остров. Все вы разные, у вас разные привычки, разный характеры, разный жизненный уклад. Находясь на острове, вы начали ссорится из-за того, что кому-то, что-то не нравилось в поведении другого. Вы поняли, что так дальше продолжаться не может и решили выработать правила пребывания на острове.

Задание: Сейчас мы разделимся на 2 группы и попробуем придумать правила пребывания на острове, которые устроили бы всех его обитателей.

(работа в группах, обсуждение правил)

Вот так и на земле давным-давно тысячи лет назад появились люди. Одновременно с ними возникли и вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появились законы.

На мероприятии вы уже слышали о законах нашего государства, вспомните и назовите их:

Конституция Российской Федерации

Гражданский кодекс Российской Федерации

Жилищный кодекс Российской Федерации

Земельный кодекс Российской Федерации

Административный, Трудовой, Конвенция о правах ребенка и др.

Итак, вопрос! - Какой теме посвящено сегодняшнее наше занятие?

(ответы детей)

Законы нашей страны говорят о том, что у каждого человека есть права и обязанности, которые неразрывно связаны друг с другом. Мы свами уже неоднократно на занятиях обсуждали, что у человека есть несколько обязанностей, вспомните, каких? (ответы детей)

• соблюдать Конституцию и законы РФ;

• уплачивать законно установленные налоги и сборы;

• защищать Отечество и нести военную службу;

• заботиться о сохранении культурных и исторических памятников;

• сохранять природу и окружающую среду;

• родители должны заботиться о несовершеннолетних детях, а совершеннолетние дети — о нетрудоспособных родителях;

• получить основное общее образование.

Скажите, а для чего нам надо соблюдать все эти обязанности? Ведь очень часто мы слышим такие возражения:

- Я никому ничего не должен…

- А я не хочу и не буду…

- Моя жизнь, что хочу то и делаю, живу один раз…

- Почему я должен это делать?.

- А я хочу, мне надо.

- Ну и что? Ничего вы мне не сделаете, я все равно это буду делать…

Кроме обязанностей, мы с вами обладаем огромным списком прав, которые нам дает конституция РФ. Давайте попробуем определить в игровой форме, что из перечисленного является правом, а что обязанностью.

Инструкция: постройтесь в шеренгу. Я задаю тему, если это обязанность, вы делаете шаг вперед. Если право – шаг назад.

Уважать педагогов (обязанность).

Бесплатное образование (права)

Выполнение домашнего задания (обязанность)

Отдыхать во время перемен и каникул (права)

Охрана здоровья (права)

Соблюдать режимные моменты (обязанность)

Посещать кружки с секции (права)

Примерное поведение в общественных местах (обязанность)

Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения (обязанность).

Бережное отношение к имуществу (обязанность)

Обращаться за помощью к специалистам (право)

Права каждого человека неразрывно связаны с выполнением определенных обязанностей. Мы с вами уже проговорили, что чем старше становится человек, тем больше обязанностей у него возникает. Будем работать в форме блиц-опроса. Вам предстоит определить права и обязанности в соответствии с возрастом.

Инструкция: я задаю вопрос, а вы должны ответить, с какого возраста наступает данная обязанность (с рождения, с 6лет, с 10лет, с 14лет, с 15лет, с 16 лет, с 17 лет, с 18 лет. За правильный ответ, участник получает жетон.

1. Становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права (с 18 лет)

2. Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (с 16 лет)

3. Несет уголовную ответственность за любые преступления (с 16 лет)

4. Подлежит административной ответственности за правонарушения (с 16 лет)

5. Имеет право управлять мопедом при езде по дороге (с 16 лет)

6. Имеет право на получение паспорта (с 14 лет)

7. Имеет право поступить на работу при сокращенном рабочем дне (с 14 лет)

8. Подлежит уголовной ответственности за тяжкие преступления (кража, разбой, вымогательство) (с 14 лет)

9. Имеет право управлять велосипедом при движении по дороге (с 14 лет)

10. Имеет право постановки на жилье (с 14 лет)

11. Может самостоятельно открывать и контролировать свои банковские счета (с 14 лет)

12. Вправе распоряжаться своим заработком, стипендией (с 14 лет)

13. Вправе посещать школу (с 6 лет)

14. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать у них защиту своих прав и законных интересов (с рождения)

15. Имеет право на имя, отчество, фамилию (с рождения)

16. Приобретает право на гражданство (с рождения)

Дополнительные права воспитанников детских домов.

У всех детей нашей страны есть одинаковые права, но у воспитанников детских домов их немного больше. Скажите, какие дополнительные права есть у вас, как у воспитанников детского дома? (ответы детей)

-право на бесплатное обучение в СПО, НПО, ВУЗ

- право на бесплатное получение второго образования либо СПО, либо НПО

-право на гособеспечение (одежду, питание, стипендию и т. д.)

- право на бесплатное получение жилья

- право на бесплатное медицинское обслуживание

-право на бесплатное оказание юридической помощи

Итак, мы определили некоторые основные права взрослых и детей, которыми мы обладаем. Хочется закрепить ваши знания о правах и обязанностях. С этой целью, предлагаю разгадать кроссворд.

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься …. деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на … учет.

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право …не более 4 часов в день.

1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…

2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на…

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право на…

4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…

5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на…

6. Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом на…

1. личную неприкосновенность

2. получение бесплатного образования

3. пользоваться учреждениями культуры

4. иметь имущество в собственности

5. неприкосновенность жилища

6. свободы передвижения

В каких сказках нарушаются права литературного персонажа на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

Спасибо за ответы! Вы отлично справились с ролью экспертов. Вижу, что знаете и права и вспомнили обязанности. А скажите, пожалуйста, высказывать свое мнение все имеют право? А если эти высказывания ранят человека? А если вы обижаете своими словами? Всегда ли нужно говорить человеку то, о чем вы думаете, с чем не согласны? И в какой форме нужно это сказать? Как можно не оскорбить собеседника? Не обидеть? Ведь за оскорбление тоже есть наказание.

Притча об отце и сыне.

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, или совершит плохой поступок вбить один гвоздь в доску забора.

В первый день в доске было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился себя контролировать, и с каждым днём число забиваемых в доску гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свое поведение, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он перестал ругаться и совершать плохие поступки. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из доски по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в доске не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвё л к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в доске дыр? Она уже никогда не будет такой как прежде. Когда совершаешь зло, в душах людей, которых ты обижаешь, остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Представьте себе, что доска, это ваша жизнь, а гвозди это ваши плохие поступки и слова. Все в этой жизни зависит от вас, от того какие поступки вы совершаете, от того как вы относитесь к себе и окружающим вас людям. Старайтесь не обижать людей рядом с вами. И тогда отношение окружающих к вам будет совсем другим!

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

О чём мы сегодня говорили?

Что такое права?

Что такое обязанности?

Чем отличаются права от обязанностей?

Для чего нужны прогулки в детском саду?

Для чего нужны прогулки в детском саду? В практике работы воспитателя очень часто от родителей можно услышать такой вопрос: а вы пойдете сегодня гулять? Пребывание детей на свежем.

Ребята, здравствуйте! Сегодняшний классный час я хочу начать с небольшой притчи.

«Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Ребята, как вы думаете, почему страна стала процветающей, стали счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности? (ответы учащихся: жители стали жить по законам)

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

ЗАКОН – документ, нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Ребята, а есть ли у нас в государстве ЗАКОН? (ответы учащихся)

Конечно, в каждом государстве существует закон, и не один. Какие вы знаете книги, в которых прописаны эти законы? (ответы учащихся).

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги)

- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права и обязанности, и что есть что. Ребята, предлагаю вам отметить на доске, где записаны права, а где обязанности. (таблички с правами и обязанностями заранее приготовлены на доске в хаотичном порядке) (приложение 1).

Распределите таблички правильно. (учащиеся по очереди выходят к доске и работают)

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Далее рассмотрим виды нарушений.

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Молодцы, ребята, с заданием Вы справились и теперь вы знаете, чем различаются эти три, казалось бы, похожих понятия. Давайте разберем с вами конкретные ситуации.

Ситуация 1. Ученик 6 класса Саша Н. не пришёл в школу на занятия после каникул, объясняя это нежеланием посещать уроки. Ребята, как вы думаете, это - проступок, правонарушение или преступление? (ответы учащихся: это проступок, так как нарушил правила поведения. Согласно Уставу образовательной организации, учащиеся обязаны учиться, не пропускать занятия без уважительной причины, не опаздывать на занятия и т.д.)

Дополнительный вопрос: есть ли ответственность за проступок? Если да, то какая? (ответы учащихся: вызов родителей на школьный Совет, постановка на внутришкольный учёт, обращение в Комиссию по делам несовершеннолетних с целью постановки на учёт)

Ребята, у кого есть вопросы по прошедшему классному часу? ( обсуждение вопросов)

Что вам запомнилось? (ответы учащихся)

Что вам понравилось и не понравилось? (ответы учащихся)

Ребята, спасибо вам. Я желаю вам быть послушными и дружными! До новых встреч!

Приложение 1.

Жить и воспитываться в семье

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить паспорт гражданина РФ

Получить основное общее образование (9 классов)

Работать в свободное от учебы время

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Право на охрану здоровья

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Приложение 2.

нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Беседа:

Цель: формировать правовую культуру воспитанников.

1. Расширять правовые знания

2. Развивать чувство ответственности за свои поступки

3. Воспитывать у детей уважение к закону

Ход занятия.

Воспитатель: Дорогие ребята, все мы являемся гражданами РФ, а значит, что мы имеем права и обязанности, закрепленные в Конституции РФ. Мы часто отстаиваем свои права. Но какие права? Знаете ли вы свои настоящие законные права? Обо всем этом мы узнаем и поговорим сегодня. Запомни: важно не только знать свои права и обязанности и главные законы. Важно еще их соблюдать, только если мы все, будем знать и соблюдать законы, мы будем жить в мудрости и справедливом государстве и будем счастливы мы.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим? (О законах….)

А сейчас, ребята, давайте прочтём стихотворения. (Ребята по листочкам читают стихи.)

1. Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных

Мы знаем, делать нужно то

Что благо для других

2. Хорошо иметь свободу

Мир загадок и чудес

Чтобы жить на белом свете

Чтоб остался рядом друг

Надо главное заметить

Все почувствовать вокруг

3. Человеку много нужно

Чтобы счастливо прожить

Нужно дождь и даже лужа,

Нужно с кем-нибудь дружить

Нужен ветер, нужно море.

4. Нужно море и леса

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса

Невозможно без природы

Без синеющих небес.

- А сейчас, ребята, послушайте легенду.

- Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности? (жители стали жить по законам).

- Что такое закон?

- Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, это Конституция. Она была принята 12 декабря 1993 г. В Конституции, основном, главном законе государства записаны многие статьи, сказано как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с государством. Здесь записаны права граждан и их обязанности.

- Когда мы отмечаем день Конституции (12 июня). Только закон и исполнение закона может обеспечить нам порядок. Вот почему защищая права граждан, государство предусматривает наказание за несоблюдение закона.

- В каком случае можно обойтись без наказания в государстве? (если все будут выполнять и соблюдать закон). Закон должен быть внутри нас. Совесть человека должна подсказывать, как ему поступить.

- Подумайте, какие черты характера помогают быть законопослушными, а какие мешают.

Карточки с записью черт характера.

· Уважение к людям

Есть обязанности и права

Конституция их дала

Все записаны они

Для людей и для страны

Закон главный, закон важный –

Обязан подчиняться каждый

Выполнять его должны.

Важно помнить, что законы есть не только в государстве, но и в каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким законам жить. По законам правды или лжи, добра или зла, чести или бесчестия. Это происходит в момент, когда каждому из нас приходится делать выбор, как поступить.

1. Помочь маме, или пойти погулять

2. Делать уроки или бездельничать

3. Обозвать друга, ударить или решить спор по-дружески.

4. Сказать правду или промолчать

Согласитесь, чтобы принять верное решение, нужны сила воли, смелость, уважение.

Эти качества в себе можно воспитать – подобным образом.

- Я уважаю себя - потому что не обижаю младших!

- Я уважаю себя, и поэтому не буду мусорить!

- Я уважаю себя, и поэтому не буду грубить взрослым!

Какой жизненный девиз каждый из вас выбрал для себя?

- Работа не волк – в лес не убежит

- Без труда не вытянешь и рыбку из пруда

- Моя хата с краю - ничего не знаю

- Не откладывай на завтра, что можно сделать сегодня.

Ребята, а что такое Право?

Право – это правила, по которым живут люди, они определяют отношение людей в обществе.

А есть ли права у детей? И они записаны в документе декларации прав ребенка.

Почему был принят этот документ, защищающий права ребенка? Потому что дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Дети нуждаются в особой защите. Когда тебе хорошо, ты счастлив и не задумываешься о своих правах. К сожаленью, в мире много проблем. Страшной бедой является сиротство и инвалидность. Конвенция стоит на страже детей. И в ней говориться, что ребенок имеет право знать свои права.

ИГРА разрешается-запрещается

1. Куда пойдем мы в воскресенье: на каток или в кино. Вот семья вопрос решает, выбрать мнение одно. Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются. Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).

2. Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка строго (запрещается).

3. С мамой дети должны жить. Не грустить и не тужить, это (разрешается).

4. Дитя незаконно похищают. Мать с ребенком разлучают это (запрещается).

5. Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить это (разрешается).

6. Когда слабый, горбит спину, перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина строго (запрещается).

7. Посмотри на этот знак: Человек поднял флаг. Слушать мнение ребенка (разрешается).

8. Рисовать и петь, учиться, Если заболел - лечиться (разрешается).

9. Этот трудится ребенок. Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа (запрещается).

Молодцы ребята с заданием вы справились. Познакомить с законами нам поможет еще и народная мудрость. В сказках добро побеждает зло. Мы сейчас с вами узнаем, какие герои сказок нарушают законы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающий аспект: создать условия для формирования навыков работы в группе; формировать навыки работы с большим объёмом информации; развивать умения выделять главное, преобразовывать текст в схемы, таблицы, логические цепочки, активизировать словарный запас;

Воспитательный аспект: воспитывать уважительного отношения к законам, формирование правовой культуры.

Планируемые результаты:

Становление гуманистических и демократических ценностей;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и куль туре других народов;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

Метапредметные:

Овладение навыками смыслового чтения тестов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять текст в устной и письменной форме.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Овладение базовыми обществоведческими знаниями.

Оборудование:

-тексты с заданиями;

Основные понятия урока: обычаи, закон

Формы и методы изложения нового учебного материала:

Решение проблемного вопроса.

Работа в группах по изучению текста:

работа с текстовым материалом.

Выполнение заданий: создание кластера, таблицы, логической цепочки;

оформление заданий на листе.

Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся: работа с текстом и создание конструкций: схема, таблица, логическая цепочка через групповую работу.

Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, использование притчи, иллюстративный материал, проблемная ситуация, исследование, создание ситуации успеха.

Организационный этап ( 1-2 мин.) Слайд 1.

Добрый день, ребята!

Я очень рада встрече с вами.

Давайте улыбнемся друг другу,

улыбки подарим гостям.

Тогда за работу!

Желаю всем нам плодотворного и интересного урока.

- Ребята, обратите внимание, на столе у каждого из вас есть оценочные листы, там указаны имена ваших одноклассников, а также виды работ. По ходу урока вам нужно оценить себя и членов вашей группы по каждому виду работы, которые вы будете выполнять по пятибалльной шкале.

Актуализация знаний (7 мин)

Слайд 2 -Ребята, давайте вспомним, какую тему вы изучили на прошлом уроке? («Мораль и право).

- Кто нам напомнит, что такое мораль? (Мораль- это представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом).

-Кто скажет, что мы называем моральными нормами? (Моральные нормы- общепринятые нормы и принципы поведения, сложившиеся в обществе в результате утверждения и развития моральных взглядов и идеалов).

- Что такое право? (Право-это система общеобязательных правил поведения, которые формально определены и закреплены в законах, а также поддерживаются силой государственного принуждения).

- Что такое правовые нормы? (Правовые нормы -это правила поведения, установленные государством для регулирования общественных отношений.)

-Ребята, а есть ли отличия между моралью и правом? (Да есть) Слайд 3

Определите отличия морали от права? Заполните таблицу. Вопросы для сравнения подберите сами. Слайд 4.+ еще щелчок. Время на выполнение данной работы (4 мин.).

-У кого есть такие же вопросы? А у кого есть другие вопросы? Кто желает дополнить?

- Слайд 5 Посмотрите на слайд. У вас есть такие вопросы. Что можно добавить.

- Ребята, а какие моральные номы, вам известны. (Не лги, не завидуй, не обижай слабых, уважай старших, не жадничай, помогай нуждающимся, не предавай)

- Аморальные качества человека.

- Итак, мы вспомнили с вами, что такое мораль, право. Ребята, обществу нужны моральные и правовые нормы? Почему? (Чтобы в обществе был порядок, чтобы регулировать поведение людей)

Подвожу к теме урока.

- Ребята, в чем смысл этой древней китайской сказки. (Люди с давнего времени понимали, что совесть есть, но не хотели, чтобы она приходила к ним, так как они понимали что совершили плохой поступок…

-Ребята, кому особенно мешает совесть?( Тем, кто совершает нехорошие поступки)

Ребята, а как вы думаете какими должны быть законы? Что значит справедливый закон? А должны ли быть законы справедливые? Почему?

Ребята, о чем на уроке мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?

Тема урока: Что такое закон? Слайд 7

Целепологание (4 мин)

Какую цель урока мы поставим перед собой? Слайд 8

Запись цели урока на доске и в тетради. ( Понять что такое закон, узнать как и когда появились первые законы, научиться находить отличия между обычаям и законам)

Изучать новую тему мы будем, работая в группах. Правила работы группы вам известы.

С чего нам необходимо начать изучение новой темы? (С понятия).

Затем каждая группа представляет свой результат, выступая.

Представляло ли для вас сложность заполнение кластера. Почему? В чем сложность? Нехватка информации. Необходимо дополнительная информация! Где мы можем ее взять?

Сейчас каждая группа будет работать с текстом. 10 минут. Слайд 10

Прочитайте ниже приведенный текст и узнайте как можно больше информации о том, что такое закон. Представьте информацию в виде тезисов. На основе тезисов расскажите всему классу, что такое закон.

Общеобязательное правило поведения, принятое государством

Действуют независимо от того знаем мы их или нет

Существует только в письменном виде

За нарушение следует наказание

Законы публикуются, то есть доводятся до сведения населения

Регулируют наиболее важные отношения в обществе.

Прочитайте ниже приведенный текст и узнайте, как и когда появились первые законы. Представьте информацию в виде логической схемы. На основе логической схемы расскажите всему классу, когда и как появились первые законы.

Обычаи, простейшие нравственные правила

Усложнение жизни

Появление людей, которые занимались только управлением

Письменность, государство

Прочитайте ниже приведенный текст и сравните обычаи и законы. Представьте информацию в виде таблицы. На основе таблицы расскажите всему классу, чем законы отличаются от обычаев и в чем их сходство.

Это правила поведения людей

Законы общеобязательные правила поведения, а обычаи нет

Законы приняты государством, а обычаи только сами людьми

Законы существуют только в письменной форме, а обычаи могут быть в устной форме

За нарушение обычаев следовало

только моральное наказание окружающих, за неисполнение законов наказывали правители и их вооруженные слуги

С обычаями соглашались, их ценили, уважали, законы не требовали обязательного уважения или изучения, они действовали независимо от того, знали их люди или нет

Защита группами своих заданий:

Вернемся к цели нашего урока. Какова она?

А сейчас давайте подведем итог и систематизируем кратко, что мы узнали о законе. Для этого откройте кластеры, которые вы написали в начале урока и добавьте в него информацию которой вы узнали на уроке. Каждая группа отвечает что добавила.

На доске – 3 картинки: чемодан, мусорная корзина, мясорубка.

Чемодан – информация, которую я узнал на уроке является для меня ценной и важной и она дополнит багаж моих знаний. Я беру ее в свой чемодан знаний.

Мусорная корзина – сведения, которые я узнала на уроке не вызвали у меня интереса и не могут впоследствии быть практически использованы. Я выброшу их в мусорную корзину.

Мясорубка – информация на уроке оказалась важной для меня, но она требует переработки, осмысления, дополнения.

Ученики с помощью смайликов оценивают материал урока, приклеивая смайлик к соответствующему предмету.

Читайте также: