Что такое иллюстрированный конспект

Обновлено: 05.07.2024

Оказывается, не обязательно вести конспекты только словами. Можно использовать и рисунки. Если обучающийся хорошо помнит, о чём шла речь на уроке, а рисунки в тетради только помогают ему рассказать новый материал, следовательно, они доносят нужную информацию. При сочетании рисунка со словами эффективность запоминания материала значительно возрастает.

Многие дети на уроках в тетради не только пишут, но и рисуют. То, что для постороннего человека выглядит как абстракция или набор нелепых фигур, для ребёнка может стать отличным подспорьем в запоминании материала. Это сложно объяснить (особенно если ты маленький, а над тобой нависает учитель), но проверить легко.

Если ученик хорошо помнит, о чём шла речь на уроке, а изрисованные поля ему только помогают рассказать новый материал, значит, эти каракули доносят нужную информацию.

Рисунки эффективны не только для детей. Попробуйте применять зарисовки на совещаниях, встречах, групповых обсуждениях. Сочетайте слова и визуальные заметки, чтобы организовать и записать то, что говорят ваши коллеги. Это позволит сделать происходящее осязаемым, видимым для каждого участника совещания. Такие заметки помогают коллегам оставаться сосредоточенными, продолжать двигаться вперёд, совершенствовать свои идеи.

Простые слова и картинки помогают нам чётче видеть связь между полученными отрывками информации.

Возможно, стоит научить своих детей (да и себя тоже) не записывать новую информацию, а зарисовывать её?

Студенты неправильно ведут конспекты

Когда студентам рассказывают, как нужно вести конспект, основной акцент делается на способности другого человека потом посмотреть в тетрадь и понять, что же было записано. Но этот подход не особо верен. Во-первых, практически невозможно быстро и качественно вести записи так, чтобы они были понятны постороннему человеку. Во-вторых, это далеко не самый лучший способ понять и запомнить новую информацию.

Самая важная функция конспекта — помочь обучающемуся вспомнить то, о чём же было сказано на лекции. Логично, что студентам и ученикам нужно позволить писать конспекты так, как им удобно, и так, чтобы написанное имело смысл для самого автора.

Неважно, что думает преподаватель: если ученик в состоянии воспроизвести новый материал, используя в качестве подсказки только собственный конспект, значит, он хорошо ведёт записи.

Некоторые люди хорошо разбираются в том, что написали сами, но не обязательно ведут конспекты только словами. Рисунки и композиция конспекта — это отображение работы мозга, который пытается соединить новые отрывки информации в одно неразрывное полотно. Когда вы смотрите на такой конспект, легко можете вспомнить, почему расположили информационные блоки именно так, что послужило причиной для такого решения.

Наука конспектирования

Существует большое количество исследований касательно того, как именно нужно вести конспект и как визуальный язык влияет на наши заметки. Некоторые из них могут удивить неожиданными результатами.

Например, одна из работ Pam A. Mueller, Daniel M. Oppenheimer. The Pen Is Mightier Than The Keyboard. Advantages Of Longhand Over Laptop Note Taking. говорит о том, что рукописные заметки работают намного лучше, нежели сделанные на компьютере. Когда конспект ведётся от руки, человек лучше усваивает и запоминает информацию. Несмотря на то, что цифровые конспекты обычно повторяют сказанное преподавателем слово в слово, это пагубно влияет на запоминание информации.

Когда ученик пишет конспект от руки, он пытает перефразировать услышанное, сократить и обозначить его так, чтобы максимально быстро и эффективно запечатлеть информацию. Это помогает переосмыслить и проанализировать новый материал практически мгновенно.

Другое исследование Jeffrey D. Wammes, Melissa E. Meade, Myra A. Fernandes. The Drawing Effect: Evidence For Reliable And Robust Memory Benefits In Free Recall. продемонстрировало, что люди, которые быстро создают простые рисунки, могут лучше запоминать слова, чем люди, которые просто выписывают их в столбик или пытаются вызубрить наизусть. Качество рисунка при этом не имеет никакого значения. Четырёхсекундного наброска было вполне достаточно для запоминания. Очевидно, что не нужно быть Леонардо да Винчи, чтобы использовать рисунки в конспекте.

Визуальный конспект берёт лучшее от этих двух исследований. Ученик использует комбинацию слов и быстрых рисунков, чтобы обработать услышанную информацию, взять от неё только самое важное и запечатлеть на бумаге.

Как вести конспект с помощью рисунков?

  • Поверните вашу тетрадь на 90 градусов: так, чтобы ориентация бумаги была альбомной, а не книжной.
  • Сочетайте рисунок со словами: записывайте свою интерпретацию услышанного.
  • Располагайте информационные блоки так, чтобы для вас эта композиция имела смысл.
  • Рисуйте простые фигуры, не нужно высокого искусства.
  • Ваш конспект должен быть понятен вам. Мнение посторонних не имеет значения.

Возможно, вам не подойдёт такой способ вести конспекты или заметки. Но для тех, кто буквально тонет в массиве букв и строчек, при этом не может ничего запомнить и страдает от большого количества информации, это может быть выходом. Рисунки в конспекте — хороший способ взаимодействовать с информацией и окружающим миром.

Анастасия Середа

Люблю науку, нейроисследования и психологию. Не меньше интересуюсь художественной литературой, культурой и гастрономией.

Обычный скетч отчасти выглядит как комикс. Рисунки и текст используются в нем наравне. В ход идет все: изображения предметов и ситуаций, логотипы компаний, карикатуры на докладчиков, стрелки, цитаты, подчеркивания, схемы и любые другие элементы. Техника скетчноутинга не позволяет делать подробные конспекты, однако скетчи всегда просты и основаны на доступной системе перекрестных ссылок. В результате взглянув на них, можно быстро вспомнить все, о чем шла речь на лекции — даже если с тех пор прошло много месяцев.


Блокноты и ручки

Создавать визуальные конспекты лучше всего в нелинованном блокноте А5 или А4. Держать его можно вертикально или горизонтально. На одну лекцию, как правило, отводится всего один лист или один разворот — так же, как на изображение одного участка поверхности в картографии. Для записей специалисты советуют использовать тонкие черные маркеры, которые хорошо сохнут, долго не кончаются и не просачиваются сквозь бумагу. Также полезны могут оказаться корректор и серые маркеры Copic, разработанные для профессионального рисунка.


Шрифты и рисунки

На самом деле все мы умеем рисовать. Именно с помощью рисунков дети фиксируют и передают информацию до того, как успевают научиться писать, — а значит, базовая привычка к созданию визуальных образов на бумаге есть у каждого. С точки зрения скетчноутинга между плохо нарисованной собакой и собакой, нарисованной хорошо, нет никакой разницы. Но если с визуальными образами совсем не ладится, можно начать с простых форм: квадрата, круга, треугольника, линии и точки. В конечном итоге, даже самый грубый рисунок может выражать идею. Кроме того, большая часть окружающих нас предметов может по форме напоминать простые фигуры: например, планшет имеет форму прямоугольника, а сковородка — круга и т.д.


Место и время

Для создания скетчей на конференциях лучше садиться в первый ряд, чтобы перед глазами не было препятствий. Однако если в помещении есть стол, работать за ним может оказаться намного удобнее, чем с блокнотом на коленях. Во время создания конспекта лучше следить за временем. Если половина лекции уже прошла, а лист не заполнен до половины, можно сосредоточиться на деталях, а если наоборот — посмотреть на выступление шире, сфокусировавшись на главных идеях.

Кроме того, прежде, чем делать конспекты обыкновенных лекций или конференций, специалисты советуют потренироваться на видеозаписях. Например, на странице TED постоянно выкладывают свежие записи выступлений на английском, а на сайте Coursera можно послушать лекции и на других языках, в том числе на русском.


Майк Роуди

автор книги The Sketchnote Handbook

Рисование не всегда отнимает больше времени, чем письмо. Иногда при помощи рисунка идеи можно выразить богаче, поскольку форму и соотношение визуальных элементов не нужно описывать специально. В других случаях эффективнее могут оказаться слова, записанные особым шрифтом. Ключевая идея скетчноутинга заключается в том, что информацию, которую вы получаете или создаете, можно адаптировать. Иногда нужно больше рисунков, иногда — больше слов, но в любом случае под ситуацию можно подстроиться и все равно создать прекрасный скетч.

Что может пригодиться для занятий скетчноутингом:

Визуальные конспекты редко получаются подробными, но я могу вспомнить довольно много деталей, когда смотрю на скетчи, которые сделал год или два назад. Сочетание рисунков и текста вызывает в моей памяти подробности, которые я в тот момент даже не заметил: место, лица людей, запахи, вкусы и многое другое.

Некоторые скетчноутеры советуют использовать только один лист или разворот страниц для каждого скетча, но мне кажется, что это вовсе не обязательно. Используйте столько бумаги, сколько требуется, чтобы передать то, что вы слышите, или то, о чем думаете. Однако если использование большего количества страниц связано с тем, что вы недостаточно хорошо фильтруете информацию и увлекаетесь деталями, нужно быть аккуратнее. Желание фиксировать все возможные подробности опасно, потому что потом вам придется продираться сквозь очень масштабную и запутанную систему элементов. Лично я начал заниматься скетчноутингом как раз потому, что мои заметки были слишком непонятными. Разумеется, если вы учитесь на врача, вам необходимы подробные конспекты. Но даже здесь можно дополнить свои записи рисунками, шрифтами и иконками, чтобы сделать их менее многословными.

Главный совет, который я могу дать тем, кто хочет заняться скетчноутингом — практикуйтесь! Конспектируйте видеозаписи конференций TED, телешоу, научно-популярные фильмы. А еще полезно найти других скетчноутеров, чтобы поделиться с ними опытом и обсудить работы. Но не сравнивайте себя ни с кем, кроме тех, чьи работы вас вдохновляют или вселяют в вас смелость. Это не соревнование. Это навык, который можно совершенствовать всю жизнь.

Обычно студенты еще в школе приобретают навыки составления конспекта. У тех же, кто в старших классах не выработал ценного умения быстро и систематизированно делать письменные заметки по существу, в первые месяцы учебы в вузе возникают проблемы: три-четыре полуторачасовые лекции в день или работа с источниками при подготовке к семинару превращаются в затяжную пытку. Оказывается, не всегда нужно записывать все, что говорит лектор, или копировать в тетрадь огромные фрагменты учебных материалов: правильно писать конспект – настоящее искусство, которому при желании можно быстро научиться.

Что такое конспект

Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.

Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.

Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:

Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.

Для разных целей и дисциплин подходят различные виды конспектов. Они отличаются структурой, объемом, техникой составления.

План-конспект

Схематический план

Конспект

Обычно используется для проработки текста, реже, чтобы кратко записать лекцию, если заранее известно ее содержание и преподаватель практически диктует. С его помощью удобно структурировать информацию и устанавливать взаимосвязь между основными моментами изучаемого материала, что способствует его лучшему усвоению. Составляется план-схема в виде списка вопросов, на которые в ходе прочтения книги или прослушивания лекции даются ответы.

Текстуальный конспект

Составить такой конспект непросто, зато в результате получается реферативная запись, насыщенная тезисами и выдержками из первоисточника, целостно и развернуто отражающими его суть. Обычно он делается на основе плана, иногда вопросного, который дополняется точными фрагментами из текста. Такой конспект актуален для гуманитариев, например, изучающих литературу или философию, где авторские цитаты имеют большое значение.

Свободный

Может сочетать в себе все перечисленные выше варианты и состоять из выписок, цитат, плана, тезисов и прочего. Свободное конспектирование позволяет изложить материал максимально целостно и подходит для различных дисциплин.

Тематический конспект

Суть этого способа ведения записей в том, чтобы осветить изучаемый вопрос с различных точек зрения, используя не один, а несколько источников. Такой конспект максимально полно раскрывает тематику, однако больше подходит для самостоятельной работы с печатным текстом.

Графический

Чаще всего используется студентами, изучающими технические науки. В его основе – схематичные рисунки, графики, таблицы, которые лектор часто дает в мультимедийной презентации или просто на плакатах, развешенных на доске. Достаточно перенести их в тетрадь и сделать краткие пояснения к ним.

Как писать

Конспект

Хороший конспект сделать непросто, но никто и не обещал, что в вузе будет легко. Чтобы понять, правильно ли составлены записи, следует перечитать их через пару дней. Если без труда удалось восстановить в памяти важную информацию, значит, все в порядке. Если нет, придется потренироваться или сменить тактику, чтобы окончательно определиться, как делать конспект так, чтобы он был хорошим подспорьем в подготовке к занятиям и экзаменам, а через пару лет при необходимости смог послужить справочником.

Конспект лекций

Правила написания конспекта лекции весьма условны, но чтобы сделать его максимально полным и понятным, надо:

  1. Начинать запись только после осмысления сказанного преподавателем, не пытаясь законспектировать все дословно.
  2. Разработать систему стандартных сокращений.
  3. Выделять важные моменты (тему, термины, формулы) цветными ручками или маркерами.
  4. Логически структурировать информацию как минимум разбивкой на абзацы, а между ними оставлять пустыми по нескольку строчек – свободное место позже может пригодиться для уточнений, расшифровки незнакомых понятий, терминов.

Литературы

Прежде чем приступить к составлению конспекта литературного источника, стоит хотя бы один раз внимательно полностью прочитать текст. Это позволит выявить основные особенности материала, стиль и характер изложения, главную идею, разобраться с незнакомыми терминами.

Дальнейшая работа связана с анализом информации. На этом этапе следует отделить главное от второстепенного, структурировать материал, располагая его в логически правильном порядке.

Оформление конспекта

Поскольку конспектирование в большинстве случаев дело добровольное и преподавателями не контролируемое, претензий к внешнему виду записей никто предъявлять не будет. Но, чтобы успевать за ходом мысли (и скоростью речи) лектора или не убивать кучу времени на составление заметок о прочитанном и при этом в результате получить максимально информативный и полезный конспект, надо придерживаться простых правил:

Так проблем с расшифровкой конспекта не возникнет даже спустя некоторое время.

  • Избегать длинных и сложных предложений, отбрасывать второстепенные слова, не несущие смысловой нагрузки.

Следование этим простым правилам оформления конспектов по не только существенно упростит работу на лекциях, но и подготовку к зачетам и экзаменам.

Необычные виды конспектирования

Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.

Майнд-карты

Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.

Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.

Метод Корнелла

Конспект

Этот метод пользуется большой популярностью у американских преподавателей и студентов. Конспект, составленный в такой технике, стимулирует к перечитке записей, их дополнению и переработке. Перед тем как начинать делать заметки, надо разделить страницу на две неравные колонки (левая меньше, правая больше) и оставить немного места вверху и внизу листа для заголовка, даты и подведения итогов.

Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.

Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.

Пример конспекта

Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:

ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ

Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:

  • структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
  • фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
  • термомеханических напряжений и действия других факторов.

Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.

!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.

Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.

Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.

В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.

как составить конспект - методы конспектирования

В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.

Что такое конспект?

Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).

Отличия конспектирования от стенографии

Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?

Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.

Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.

Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.

В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.

Схематический план

Рисунок 1. Пример корнельского конспекта

1. Корнельский метод конспектирования

Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект

Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).

Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).

Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, ↔, знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2. Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).

2. Опорный конспект по истории

Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару

План-конспект:

Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.

Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.

Оболочка план – конспекта по теме - Первая мировая война 1914-1918

Текстуальный конспект:

Развёрнутый план – конспект отличают от текстуального конспекта – формы записи материала, когда традиционная основа конспекта в целом и раскрывающие её тезисы в частности не являются доминантой структуры, а составляются post factum на основе цитат из источников и исследовательской литературы; иными словами, именно цитатам в таком конспекте определяется центральное место, а тезисы, составленные на их основе, играют роль дополнений и пояснений.

Безусловно, составление такого плана – достаточно сложное дело, требующее хороших знаний в той дисциплине, по которой делается конспект, а также в смежных отраслях знаний. В средней школе, насколько нам известно, такой метод конспектирования распространён не очень широко; скорее им пользуются студенты, ориентированные на серьёзную исследовательскую и проективную деятельность. Например, в среде историков такие конспекты очень распространены у тех исследователей, которые подолгу работают в архивах с личной перепиской, дневниками и воспоминаниями. В случае анализа таких источников простое перечисление тематики текстов или общих проблем, в них затрагиваемых, не приведёт к раскрытию индивидуальности автора источника личного происхождения; для понимания его внутреннего мира необходима опора на развёрнутые цитаты.

Заключение

Также читайте урок по структурированию информации для наилучшего ее запоминания.

Читайте также: