Что отличает человека от животного обществознание 8 класс конспект краткий
Обновлено: 07.07.2024
✔️Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
- моделирует своё поведение и может выбирать различные социальные роли;
- обладает способностью предвидеть отдалённые последствия своих действий характер и направленность развития природных процессов;
- выражает ценностное отношение к действительности.
✔️Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности;
✔️Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ;
✔️Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.
На канале ютуб вышло видео с разбором темы "Природное и общественное в человеке" (ссылка в шапке есть в описании канала). Мне очень важно знать, стоит ли сохранять эту рубрику или теории в интернете и так хватает? Жду ваше мнение в комментариях
Таблица 1. Человек и животные: сходства
Ещё недавно человека и, к примеру, шимпанзе было принято относить к разным зоологическим семействам: человека — к семейству Hominidae (Люди), а человекообразных обезьян — к семейству Pongidae. По недавнему решению ведущих приматологов (специалистов по изучению отряда Primates), шимпанзе, горилл и орангутанов следует относить к семейству Hominidae. Генетические и палеонтологические данные подтверждают, что эволюционные ветви человека и шимпанзе разошлись 6—7 млн лет назад. Мы являемся более близкими родственниками шимпанзе, чем гориллы. Последний общий предок шимпанзе и человека жил позже, чем последний предок гориллы и шимпанзе (вместе с человеком) и гориллы.
Генетически, физиологически и биохимически человек и его ближайшие родственники чрезвычайно сходны. Однако, как любой вид, наш вид имеет ряд биологических особенностей.
Таблица 2. Человек и животные: отличия
Особенности строения человека:
- Чрезвычайно высокий (по сравнению с другими видами) размер головного мозга, обеспечивающего сложное поведение.
- Прямохождение и связанные с ним изменения (расширенный тазовый пояс, имеющий чашеобразную форму; колоннообразный позвоночник с функциональными изгибами, формирующимися по мере освоения способности к поддержанию вертикального положения тела; крупные ягодицы, способствующие поддержанию вертикального положения тела).
- Продолжительный период детства, обеспечивающий постепенное развитие крупного мозга и способствующий обучению.
- Перестройка функционирования цикла женской половой системы: переход от эстрального цикла (когда момент овуляции и способности к оплодотворению хорошо заметен) к менструальному (со скрытой овуляцией).
- Уменьшение волосяного покрова на большей части тела, способствующее его эффективному охлаждению при длительных нагрузках с помощью потовых желёз; функция сохранения тепла передаётся подкожному жировому слою, находящемуся глубже потовых желёз.
- Строение гортани, обеспечивающее широкие возможности для издавания звуков.
В целом этот комплекс особенностей способствовал тесному взаимодействию в семьях человека, сложные связи между членами человеческих групп и исключительно высокие способности к обучению (культурному наследованию).
Человек и обезьяна: сходства и различия.
Человек и кошка: сходства и различия
Человек и млекопитающие: сходства и различия
Только человек может размышлять о своём прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы. Мышление неразрывно связано с речью. В отличие от животных, чьи звуковые сигналы закреплены биологически и имеют определенный ограниченный набор, человеческая речь весьма разнообразна и постоянно обновляется.
Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.
Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.
-моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли
-обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов
-выражает ценностное отношение к действительности
Только человек способен творить - создавать качественно новые материальные и духовные ценности. При этом человек сам определяет свою социальную роль, выбирает вид деятельности, а также способы и средства достижения цели, составляет прогнозы. Животные в своем поведении руководствуются только инстинктами.
3. Человек способен преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые материальные и духовные блага.
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
4. Человек способен изготавливать орудия труда с целью использования их как средство производства материальных благ.
Человек способен не только изготавливать орудия труда и использовать их в своей деятельности, но и постоянно совершенствовать их. Высокоорганизованные животные могут применять естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью раннее сделанных средств.
Эволюция человека связана с появлением орудий труда, так первые рубила, палки-копалки и копья на современном этапе переросли в сложные механизмы, машины, комбайны и оружие. Создание и совершенствование орудий труда способствовали развитию общества в целом, а научно-технологические революции создали новые, не существовавшие прежде сферы деятельности.
Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.
5. Человеку свойственны духовные потребности.
Духовные потребности, свойственны только человеку - это потребности познавать окружающий мир, себя самого и смысла своего существования, стремление к самосовершенствованию и самореализации. Духовные потребности не вложены в человека биологически, не заложены от рождения. Они формируются и развиваются социальным окружением индивида в процессе его воспитания и образования.
Человек имеет отличительные черты, которые не дадут спутать его с животным. Некоторые свойства отдельных людей позволяют сравнивать их с животными — упрямство, злоба, агрессивность. Многие качества животных делают их похожими на людей — забота о потомстве, крупные сообщества, совместный труд. Признаки, отличающие человека, относятся к анатомическим особенностям, социальным отношениям, деятельности, личным потребностям.
Сравнение животного и человека
Рассмотрим основные отличия человека от животного. Таблица показывает 2 характеристики.
Слабо развитая структура
Сложное строение с развитыми центрами, ответственными за осмысленные речь, письмо, движения
Органы воспроизводства звуков
Обеспечивают произнесение отдельных звуков
Способность к творчеству
Стремление к цели
Способность к письму особенно ярко проявляется в искусстве каллиграфии. Каллиграфическое письмо представлено в большинстве языков.
Рис. 1. Каллиграфическое письмо.
Биологические особенности
Перечисленные различия можно конкретизировать.
- Развитие головного мозга привело к формированию взаимосвязанных видов деятельности. Для письма, рисования, шитья требуется особое строение кисти рук. Строение кисти позволяет производить мелкие движения, удерживать в пальцах крошечные предметы. Нанизывание бусин, перебирание крупы и бобовых культур помогает маленькому ребёнку развивать речевые навыки. Таких взаимосвязей у животных нет.
- Искусство движения доведено до совершенства в спорте, балете и танце.
Рис. 2. Балет.
Деятельность человека
Крупные сообщества характерны для пчёл, муравьёв, стайных и стадных животных. Важнейшей способностью человека является образование общества с социальными взаимоотношениями вплоть до создания государств. Закономерности в обществе изучает обществознание.
Человек — это тот, к кому относится деятельность, связанная не только с личными целями, но и с пользой для общества. При этом создаются и совершенствуются орудия труда, развиваются семейные отношения, формируются новые научные дисциплины.
Одна из главных черт человека — способность к творчеству, а животные руководствуются инстинктами. Жизнь животного возможна только в определённых условиях. Человек может заселять любые территории, так как умеет приспосабливаться к окружающему миру. Он шьёт одежду, строит дома, проводит дороги, возделывает землю и получает урожай.
Люди научились выращивать теплолюбивые растения в холодном климате. Для этого строятся теплицы, где внутри поддерживаются необходимые условия.
Рис. 3. Тепличный комплекс, Якутия.
Что мы узнали?
Главные признаки, отличающие человека от животного, кратко описаны в таблице: способности к прямохождению, членораздельной речи, письму, осмысленным движениям, целенаправленной деятельности. Если перечислять основные качества человека, то надо упомянуть стремление к творчеству, создание чего-либо нового. Ученики 4 класса смогут использовать материал статьи для подготовки к уроку.
Читайте также: