Что нас окружает наше отношение к окружающему 2 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Ребята, сегодня на уроке мы совершим незабываемое путешествие. На этом уроке мы повторим главный вопрос каждого человека : где он живет?

В какой стране, городе, улице. А куда мы отправимся, мы узнаем выполнив задание.

2. Повторение пройденного материала.

В нашем классе три ряда. Значит три экипажа. Первый экипаж – выбирает из трех вариантов флагов, флаг нашей страны. Второй экипаж – выбирает из трех вариантов названий стран, название нашей страны. Третий экипаж – выбирает из трех вариантов гербов, герб нашей страны.

(От каждого экипажа выходит тот, кто первым поднял руку)

Итак, экипажи справились с заданием? Что же у нас получилось?

Что нас окружает.

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по огромному простору окружающего мира. Нас окружает множество разных предметов и в природе и в быту. Сразу ответить на все вопросы мы не сможем. Год за годом мы будем познавать интересные и важные темы. А сегодня тема нашего урока: что окружает нас. Целью нашего урока будет: научиться отличать предметы природы от предметов, сделанных руками человека. А главное, мы поговорим о бережном отношении человека к окружающей природе. Итак, в путь. Экипажи уже готовы. Наше путешествие будет проходить на “ковре-самолете”. Догадайтесь почему? Правильно, чтобы лучше все рассмотреть.

Наш волшебный ковер-самолет,
Понесет над родными просторами.
Мы успеем увидеть, узнать,
Как прекрасен наш мир окружающий.

4. Работа по теме урока.

Наше путешествие не будет одиноким. С нами будут путешествовать наши друзья – герои учебника. Это Сережа и его папа.

Ребята, мы пролетаем над прекрасным морем и парусником. А впереди виднеется чудесный лес. Огромная поляна, шумный водопад. Как много интересного, что закружилась голова. Давайте приземлимся и отдохнем вон на той лужайке.

5. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише,
Деревцо все выше.

Сережа и его папа путешественники. Они приготовили для вас загадки с последнего путешествия. Послушайте их.

Гладит платье,
Гладит брюки,
Гладит брюки и платки.
Он в хозяйстве очень нужен,
Без него не можем мы.
(Утюг.)

Она спустилась с белой тучки,
Она воздушна и нежна,
Но только первый лучик солнца –
И вдруг растаяла она.
(Снежинка.)

Ребята, что вы можете сказать о первой отгадке?

6. Работа по теме.

Ну вот, ребята, мы и отдохнули.
Наш ковер-самолет
Понесет нас вперед.
Он покажет нам дальние дали.
Мы узнаем с тобой,
Мы увидим с тобой,
Чем природа и быт отличаются?

(Размышления детей)

1 группа – цветок, бабочка, котенок – это все природа.

2 группа – парусник, паровоз, воздушный шар – это то, что создано людьми.

Итак, мы узнаем, какой экипаж лучше усвоил материал? У каждого экипажа наборы различных картин. Каждый член экипажа по очереди выходит к доске и выбирает картину.

1 экипаж – определяет предметы природы.

2 экипаж – определяет предметы, сделанные людьми.

3 экипаж – определяет три предмета природы и три предмета, созданные человеком.

Отлично! Все справились!

На остановке “Учебная” живут прекрасные люди. Каждый день жители доказывают себе и гостям: как нужно относиться к природе, к друг другу, к окружающим.

Давайте их послушаем.

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.

Давайте сохраним,
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

О, как природа – мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая учесть не постигла,
Давайте сохраним
На стержнях – осетра,
Касатку небесах,
В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле и сами сохранимся.

7. Итог урока.

Мы возвращаемся в наш класс. Наши “ковры-самолеты” направляются обратно.

Полетали мы на славу,
Были в разных местах.
Повидали лес и траву,
Море синее и то,
То, что создано руками
Нам на пользу и добро!
Мы смогли сравнит предметы,
То, что создал человек.
То, что создано природой
Очень радует нас всех!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

  • начать формировать целостное представление о мире Земли, сформировать понятия о живой и неживой природе, о рукотворном мире (изделия человека), *продолжить формирование навыка соотносить реальный объект и его условное обозначение.

*развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать объекты окружающего мира, выделяя существенные признаки группы однородных предметов, умения анализировать, делать простейшие вывод

*воспитывать доверительные отношения, аккуратность при работе с учебником-тетрадью, умение общаться, работать в группах, интерес к изучению окружающего мира.

Проверь, хорошо ли ты усвоил учебный материал первого класса.

1. В первом классе я изучал (а). .

а) растения, неживую природу;

б) животных, человека;

в) растения, грибы, животных, правила поведения в общественных местах и природе.

2.Гречиху, картофель, крыжовник назы­вают. .

б) кустарниками;

в) культурными растениями.

3.Кустарники - это растения, которые имеют. .

а) один главный ствол;

б) сочный гибкий стебель;

в) несколько деревянистых стволиков.

4. Сосну, лиственницу, ель называют. .

а) вечнозелёными растениями;

б) хвойными деревьями;

в) листопадными растениями.

5.Ядовитыми являются растения. .

а) сирень и калина;

б) ландыш и вороний глаз;

в) гвоздика и крапива.

а) только четвероногие животные;

б) животные, вскармливающие детёнышей молоком;

в) только хищных животных.

7.К насекомым относятся. .

а) животные, у которых есть крылья;

б) все животные маленького размера;

в) шестиногие животные.

8 .Лягушка жаба принадлежат к и группе. .

а) земноводных;

б) пресмыкающихся;

9.Хищниками называют животных, кото­рые питаются. .

а) растениями;

в) другими животными.

10.К несъедобным грибам относятся. .

а) моховики и свинушки;

б) мухоморы и ложные опёнки;

в) рыжики и волнушки.


- все задания выполнил правильно;


- допустил одну-две ошибки;


- смог выполнить половину заданий.


Подумай, что тебе надо повторить, чтобы ответить правильно.

Ключи к проверке

Окружающий мир: методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – 256 с.

Окружающий мир: Тестовые задания для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. / О. Т. По­глазова, В. Д. Шилин. - 4-е изд., перераб. и доп. -Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. - 56 с:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 класс

Раздел: Человек и природа

Тема урока: Что нас окружает

Тип урока: урок введения нового знания

Решаемые проблемы урока: Как учёные называют окружающие предметы?

Формируемые понятия: Тело, тела природы, изделия человека;

учебная статья, научно-популярный, художественный тексты, иллюстрация, условный знак, схема, таблица, собственные наблюдения, опыт, модель как источники информации.

Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

*начать формировать целостное представление о мире Земли, сформировать понятия о живой и неживой природе, о рукотворном мире (изделия человека), *продолжить формирование навыка соотносить реальный объект и его условное обозначение.

*развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать объекты окружающего мира, выделяя существенные признаки группы однородных предметов, умения анализировать, делать простейшие вывод

*воспитывать доверительные отношения, аккуратность при работе с учебником-тетрадью, умение общаться, работать в группах, интерес к изучению окружающего мира.

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

-формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя;

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию самоконтроля, самооценки;

- содействовать развитию у детей умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты

Предметные:

Принимают (совместно с учителем) и решают поставленные задачи разными способами: читают тексты, выбирая нужную информацию, анализируют иллюстрации и распределяют предметы окружающего мира в разные группы;

выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, учатся работать со схемами, анализируют информацию, которая в них представлена;

формулируют выводы, подводят итог урока

Тело, тела природы, изделия человека;

учебная статья, научно-популярный, художественный тексты, иллюстрация, условный знак, схема, таблица, собственные наблюдения, опыт, модель как источники информации

Метапредметные:

познавательные: ученик получит возможность добывать информацию; строить логические рассуждения; устанавливая причинно-следственные связи;

коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

регулятивные: ученик получит возможность учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия)

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование:

Учебник – с. 5–7; Рабочая тетрадь – с. 7; Тестовые задания - с. 6 – 7, работа № 1.

Содержание учебного материала

Деятельность обучающихся

Формируемые

Вхождение в урок

Мотивационный момент

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой

Учить анализировать и объяснять схему.

Воспитательные: воспитывать у детей любовь и бережное

отношение к природе.

Развивающие: развивать логическое мышление, память, устную

Планируемые достижения учащихся: научиться различать неживую и

живую природу, приводить примеры объектов каждой группы, на

отдельных примерах объяснять связь неживого и живого.

Организационный момент.

Учитель: Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение! Улыбнулись друг другу.

Тут зверюшки и пичужки.

Игры, песни, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу! В добрый час!

1. Отношение к себе

2. Отношение к людям.

Ветви 3. Отношение к природе.

4. Отношение к тому,

что создано людьми

Учитель: Какое отношение можно назвать хорошим, а какое плохим?

Дети: Хорошее отношение: доброе, уважительное, бережное, аккуратное. Плохое отношение: злое, жестокое, высокомерное, равнодушное.

Учитель: Какому отношению к природе учит наука экология, о которой вы узнали в 1 классе?

Дети: Экология учит относиться к природе бережно, уважительно.

Учитель: Проверяем выполнение домашнего задания № 4 в рабочей тетради.

Дети сравнивают в парах приведенные примеры и обсуждают их в классе, делается вывод о большом разнообразии природных объектов и предметов, созданных человеком.

Подумайте, на какие две группы можно разделить оставшиеся карточки?

Мы цветы в саду сажаем,

Их из лейки поливаем.

Астры, лилии, тюльпаны

Пусть растут для нашей мамы!

IV/ Работа над новым материалом.

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о природе. Что же такое природа?

Дети: Природа – это деревья, реки, озера, человек, солнце, вода.

Учитель: Разделите эти предметы на две группы. Чем отличаются эти две группы?

Дети: Человек, медведь, бабочка – живые. Сольце – неживое

Учитель: Одни из этих предметов живые, а другие неживые. И вся природа делится на живую и неживую.

Работа по учебнику. (с.14-15).

Сначала выполняются задания № 1,2 на с.14. Дети выполняют самостоятельно, учитель ходит по рядам и проверяет работу.

Дети на таблицах находят то, что относится к неживой и живой природе.

Учитель: Приведите свои примеры живой и неживой природы

Продолжение беседы.

Учитель: Растения тоже относятся к живой природе. Посмотрите, Надя поставила цветок к окну. Что произошло с растением?

Дети: Цветок вырос.

Учитель: Рост – это один из признаков живого. Для чего нужно ухаживать за растениями?

Дети: Чтобы растения не погибли.

Работа по учебнику.

Учитель: Между живой и неживой природой есть тесная взаимосвязь. Для чего нужны сольце, воздух и вода? (Ведется работа по с.15)

Учитель: Что мы видим на схеме слева? Какая это природа?

Дети: Неживая

Учитель: А что видим справа? Какая это природа?

Дети: Живая.

Учитель: Как вы думаете, что обозначают стрелки на схеме?

Дети: Связь между живой и неживой природой.

Учитель: В чем состоит эта связь?

Дети: Неживая природа необходима для жизни живых существ.

V. Итог урока.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Дети: Сегодня мы познакомились с живой и неживой природой.

Учитель: Что повторили сегодня на уроке?

Дети: Мы повторили наше отношение к природе, к себе, к людям. Вспомнили, чему учит наука экология.

VI.Домашнее задание


Цель: формирование представлений обучающихся о многообразии окружающего мира.

1. Обучающая: начать формировать целостное представление о мире Земли, сформировать понятия о живой и неживой природе, о рукотворном мире(изделия человека)

2. Развивающая: развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать объекты окружающего мира, выделяя существенные признаки группы однородных предметов, умения анализировать, делать простейшие выводы.

3. Воспитывающая: воспитывать доверительные отношения, аккуратность при работе с учебником и тетрадью, умение общаться, работать в паре, в группе, интерес к изучению окружающего мира.

Для учителя: учебник, тетрадь на печатной основе.

Базовые понятия: природа живая и неживая, рукотворный мир(изделия человека)

Учитель: Доброе утро, ребята. Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться, Слушаем внимательно, Работаем старательно.

Б) Мотивационное начало урока
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность. Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы до тех пор пока не появился большой, сверкающий голубой шар. Это наша планета Земля. Жизнь начинается …. Мир ослепительно переливается. Наш урок начинается.

Рассказ учителя о фантастическом сне.

Вообразите, что вы однажды как обычно, заснули и вдруг снится вам фантастический сон…. Будто отправили вас ракетой в космос на далекую планету, на которую с Земли еще никто не летал. Полет прошел успешно, и вы очутились среди неведомых вам инопланетян, которые ничего вообще о Земле не знают. Каким –то образом, постепенно вы научились понимать друг друга, и между вами завязалась беседа:

Откуда вы? – спросили инопланетяне.

Мы с планеты … какой? (Земля) – ответили вы.

А какая она, ваша планета Земля? Что там есть? И вы стали рассказывать: она круглая, очень большая и красивая. Там есть…

2.Актуализация базовых знаний

Учитель: - Что есть на нашей планете Земля? Дети: - деревья, цветы, животные, люди, дома, реки, моря….

3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала

Постановка проблемной ситуации (выход на тему урока)

Учитель: - предлагаю открыть учебник, рассмотреть рисунки

Учитель: Как вы считаете, какую учебную задачу надо решить на уроке и для чего это нам нужно?

Дети: - Больше узнать обокружающим нас мире, расширить наш кругозор.

Учитель: -Нашу фантастическую историю услышал неизвестный художник .(слайд) Он нарисовал картину и оставил на память о нашей Земле инопланетянам. Как вы думаете, то что изобразил художник, это что? Дети: - объекты окружающего нас мира . Учитель: - Картину о Земле художник перенес на рисунки тетрадь Учитель: - сколько рисунков у него Учитель: - Раскроем тайну художника. Почему именно так художник распределил эти объекты?

4.Изучение нового материала:

1.Работа в группах

Учитель: Чтобы работа шла успешно откроем с вами исследовательскую лабораторию разделимся по рядам. Вспомним правила совместной работы.

Дети: – работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливым, не отвлекаться, не мешать друг другу.

1группа работает с 1-ым рисунком

2 группа работает со 2- ым рисунком

3 группа работает с 3 –им рисунком

Ваша задача – рассмотреть внимательно эти объекты и подумать:

1. По какому признаку объединены предметы

2.Как можно назвать эту группу предметов

3.Дополнить другими предметами (подрисовать)

Учитель: - что у вас получилось? 2 группа расскажите, что изображено на картинке?

Учащиеся : - еж, бабочка, слон, грибы, собака, яблоко, груша.

Учитель: Какие общие признаки, почему они объединены в одну группу

Учащиеся: Они дышат, питаются, растут, размножаются.

Учитель: Чем вы их дополнили? (дети называют выбранные объекты). Как бы вы назвали эту группу

Учащиеся 3 группы: Художник изобразил книгу, ключ, замок, сундук, свечу, кинжал, цепь. Эти предметы создал человек, т.е. изделия человека или рукотворный мир. (дополняют другими объектами)

2. Моделирование схемы.

Учитель: - Что общего между объектами живой и неживой природы? Учащиеся: - Их создала сама природа. Учитель: - Что можете сказать про изделия человека? Учащиеся: - Их создал сам человек, они к природе не относятся. Учитель: А человек – это природа? Учащиеся: - Да, это живое существо.

Давайте попробуем составить схему и сделать вывод. (Учащиеся с помощью учителя составляют схему (слайд)

Учитель: Могут ли растения, животные, грибы существовать без Солнца, воздуха, воды?

Учащиеся: Нет, они растут, питаются, дышат, размножаются. Воздух и вода, тепло и свет необходимы им для жизни.Живое и неживое в природе взаимосвязаны.)

Вывод: природа – все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Она бывает живая и неживая. Человек – живое существо.Читают текст на стр. 51(слайд)

5.Первичная проверка понимания

2.Я всех знаю, всех учу, но сама всегда молчу (книга)

Учитель: К какой группе предметов относится рубашка? Учащиеся: Одежда.

Художник нарисовал много разных картинок, но не распределил их по группам. Эту работу он предлагает выполнить вам. (На партах лежат в конвертах картинки с изображением живой, неживой природы и рукотворным миром человека. Учащиеся должны распределить их на 3 группы).

(проверка осуществляется учителем)

Учитель: Скажите, ребята, какую тайну художника мы открыли сегодня?

Учащиеся: Нас окружает то, что находится на планете Земля – природа живая и неживая и все то, что сделано руками человека. Учитель: Какую учебную задачу ставили на урок? Учащиеся: Больше узнать обокружающим нас мире, расширить наш кругозор.

Учитель: Справились сУчащиеся: Отличать признаки живой и неживой природы, находить то, что сделано руками человека. Учитель: Все были дружными, активными. Молодцы! осмотри, мой милый друг что находится вокруг?

И природа, и творения людей радуют нас. Давайте улыбнемся друг другу и скажем спасибо всем.

Мобилизация внимания учащихся в стихотворной форме, создание мотивации к деятельности на уроке.

Создание познавательной мотивации. Игровая форма проведения урока активизирует мыслительную деятельность, поддерживает интерес к предмету на всем протяжении урока, развивает воображение.

Словесный метод. Беседа с опорой на личный опыт, проверка ранее изученного материала, выявление уровня ЗУН необходимых для изучения новой темы.

Регулирующий компонент, развитие саморегуляции. Фронтальная форма работы помогает самоорганизоваться т.к. необходимо следить за ответом отвечающего и самому дать правильный ответ.

Самостоятельная постановка учебной задачи, развитие мышления

Познавательная мотивация, создание проблемной ситуации, развитие внимания.

Настрой детей на вдумчивую работу, развитие мотивации достижения успеха.

Выполнение предложенных заданий способствует включению учащихся в поисковую работу, групповая форма работы формирует коммуникативные навыки.

Развитие саморегуляции, формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Операционный компонент учебной деятельности

Учитель контролирует ход работы в группах. (дифференциация по степени помощи учителя). Регулирующий компонент учебной деятельности использование средств обратной связи с помощью символических знаков.

Снятие напряжения и создание эмоциональной окраски урока с музыкальным сопровождением.

Формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы, моделировать. Развивающий метод обучения (условно- изобразительная наглядность)

Операционный компонент учебной деятельности

Игра помогает снять напряжение, активизировать мыслительную деятельность, способствует усвоению учебного материала, повышает интерес к предмету.

Загадки способствуют развитию мышления, внимания, воображения. Регулирующий компонент обратной связи с помощью символических знаков.

Рефлексия по усвоению новых знаний, работа с раздаточным материалом. Операционный компонент учебной деятельности. Развитие мышления, внимания, закрепляется учебный материал, воспитывается настойчивость в достижении цели. Учитель оказывает индивидуальную помощь (дифференциация по степени помощи учителя).

Рефлексия Регулирующий компонент учебной деятельности, компонент обратной связи с помощью символических знаков.

Итоговый контроль. Проверка способности удерживать учебную задачу, формирование самооценки.

Читайте также: