Что любит мишка конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Кавалерист, лань, зельц, боржом, частик, глазурованные пряники.
Список литературы:
1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.39-59
2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24-25
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016
Основное содержание урока.
Рассказы этого жанра экранизируются. В основе юмористического рассказа, несмотря на всю его шуточность, лежит что-то серьёзное, скрывающееся под забавной маской, это и есть мораль рассказа, если вчитаться и призадуматься, то вы её обязательно найдёте.
Написал этот рассказ Виктор Юзефович Драгунский.
Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Родители будущего писателя были белорусскими эмигрантами. Жизнь семьи Драгунских в Америке не сложилась, поэтому в 1914 году они вернулись в Белоруссию в Гомель. Здесь и прошло детство Виктора Юзефовича.
Кроме театра, Виктора Юзефовича влекла литературная деятельность, он писал юморески, интермедии, фельетоны, сценки, цирковые клоунады и др. В 1940 году произведения Драгунского впервые появились в печати.
Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел за своим роялем и что-то играл потихоньку. Мы с Мишкой сели на подоконник и не стали ему мешать, да он нас и не заметил вовсе, а продолжал себе играть, и из-под пальцев у него очень быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное. Мне очень понравилось, и я бы мог долго так сидеть и слушать, но Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело сказал:
— О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке! Ну, так что скажете?
— Это вы что играли, Борис Сергеевич?
— Это Шопен. Я его очень люблю.
— Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки.
— Каким же? Словом-то?
Он серьезно и ясно ответил:
— Му-зы-ка. Шопен — великий композитор. Он сочинил чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете.
Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал:
— Ну, а ты что любишь? Больше всего на свете?
— Я много чего люблю.
И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слонёнка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, всё, всё…
В – Что любил учитель пения?
О- Больше всего на свете он любил музыку.
В – Как вы думаете о чём это произведение?
О -Мы узнаем о том, что любят Дениска и Мишка.
Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом он сказал:
— Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь ещё маленький, ты не обижайся, а смотри-ка — любишь как много!
Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:
— А я ещё больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!
Борис Сергеевич рассмеялся:
— Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души. Теперь твоя очередь, принимай эстафету! Итак, начинай! Что же ты любишь?
Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:
— Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом.
Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари.
А еще я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку, икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку.
Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, — на спор, что съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копчёную, и полукопчёную, и сырокопчёную! Эту вообще я люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой — всё равно.
Люблю вареники с творогом, творог солёный, сладкий, кислый; люблю яблоки, тёртые с сахаром, а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску — кожуру!
Люблю печёнку, котлеты, селёдку, фасолевый суп, зелёный горошек, варёное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочке, могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшённой кашей. Так… Ну, про халву говорить не буду — какой дурак не любит халвы? А ещё я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой люблю мороженое. За семь, за девять. За тринадцать, за пятнадцать, за девятнадцать. За двадцать две и за двадцать восемь.
Мишка обвёл глазами потолок и перевёл дыхание. Видно, он уже здорово устал. Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше.
Он бормотал: --Крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя пельмени я уже говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил..
Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждёт, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и даже как будто строго. Он тоже словно ждал чего-то от Мишки: что, мол, Мишка ещё скажет. Но Мишка молчал. У них получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали.
Первый не выдержал Борис Сергеевич.
— Что ж, Миша, — сказал он, — ты многое любишь, спору нет, но всё, что ты любишь, оно какое-то одинаковое, чересчур съедобное, что ли. Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин. И только… А люди? Кого ты любишь? Или из животных? Тут Мишка весь встрепенулся ипокраснел.
— Ой, — сказал он смущённо, — чуть не забыл! Ещё — котят! И бабушку!
В- Что вы поняли из этого рассказа?
О- Что надо любить не только съедобное.
Разбор типового тренировочного задания
Разбор типового контрольного задания
1. Что любил Дениска?
2) Древних воинов;
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): 2) Древних воинов;
Практическая ценность урока, обоснованность применения технологий, приемов и форм:
Данный урок чтения нацелен на формирование читательской компетенции младшего школьника и грамотного читателя – как человека , у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем., владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного,
В качестве ведущей на уроке использована технология развития критического мышления, так как данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.
СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.
продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности.
● учить понимать позицию автора и выражать свою точку зрения о произведении, его героях и их поступках;
● продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности.
● воспитывать честность, способность отвечать за свои поступки.
Ведущая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска для демонстрации мультимедийной презентации и составления сравнительной таблицы; дидактический раздаточный материал; учебник
1.1.Мотивация (организационно-мотивационный момент):
Ребята, мы начинаем урок литературного чтения.
1.2. Целеполагание – эвристическая беседа на стадии вызова.
С каким автором мы познакомились на прошлом уроке литературного чтения?(с В.Ю.Драгунским).
А что вы о нем узнали, мы сейчас проверим.
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский - писатель, автор популярных рассказов для детей…
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский работал актером и даже какое-то время работал в цирке…
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский писал книги о войне…
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский пишет весёлые рассказы про вымышленного мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова…
● Верите ли вы, что имя Дениска было выбрано неслучайно — так звали сына Драгунского…
Проверим, верны ли ваши предположения.
Как вы считаете, о чем этот рассказ?
Перед вами на слайде 4 отрывка из рассказов Драгунского соотнесите их с названием данного рассказа.
Какой отрывок подходит к нему?
.«…Когда мы шли домой, Мишка сказал:
- Я на карнавале буду гномом. Мне вчера купили накидку от дождя и капюшон. Я только лицо чем-нибудь занавешу, и гном готов. А ты кем нарядишься?
- Там видно будет.
И вдруг неожиданно прибегает Мишка и прямо с порога кричит:
- Идешь ты или нет?
- Как - куда? В школу! Сегодня же утренник, и все будут в костюмах! Ты что, не видишь, что я уже гномик?
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той жекашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства.
« И столбик, и Мишка, и качели, и домоуправление - все мелькало передо мной довольно долго, и все было очень хорошо, только ногу, которая висела, как макаронина, стали немножко колоть мурашки. И еще мне вдруг стало как-то не по себе, и ладони сразу стали мокрыми, и очень захотелось остановиться.
Я доехал до Мишки и крикнул:
Варёную колбасу люблю, люблю прямо безумно, если докторская, -на спор, что съем целое кило! И столовую люблю , и чайную, и зельц, и копчёную, и полукопченую, и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех.
Ребята, назовите какой отрывок наиболее подходит?
Ребята, из каких рассказов эти отрывки?
Сегодня мы на уроке чтения прочитаем рассказ В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка" и увидим, насколько точны были ваши предположения.
2. Стадия осмысления.
2.1. Словарная работа.
В тексте вам встретятся незнакомые слова , прочтите значение данных слов на слайде.
Лан ь - это животное семейства оленей, отличающееся быстротой бега и стройностью.
Кавалерист – воин на коне
Зельц – вид колбасы
Боржом – минеральная вода
Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром
В процессе чтения подберите синонимы к слову "надулся".
Ответы учеников, отражающие различные точки зрения.
2.2. Самостоятельная работа по содержанию произведения.
Прежде чем перейти к чтению рассказа, я предлагаю вам написать небольшое эссе , о том, что любите вы.
Что такое эссе? (Работа со словарём)
2.3. Чтение с остановками и прогнозирование ситуации.
Ребята, как смотрел на Мишку Борис Сергеевич?
Дети: Посмотрел недовольно и строго.
С какой целью писатель делает паузу? Это кульминационный момент рассказа.
Дальнейшее чтение с остановками , прогнозирование ситуации. (работа по учебнику с.28)
Ребята, как вы считаете, а чего они ждали друг от друга? Давайте узнаем.
Почему учитель пения не похвалил Мишку?
Почему Мишка покраснел?
Дети: Потому что самое главное не сказал.
На что обратил внимание учитель?
Дети: На любовь к людям и животным.
Какой вывод можем сделать?
Дети: Это главное – ради чего живет человек на земле.
Оказывается, Мишка любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное.
Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича?
Как к героям относится сам автор?
Дети: К Дениске с уважением, к Мишке с юмором.
А может ли Мишка измениться?
Дети: Человеку свойственно меняться в лучшую сторону. И автор тоже в это верит.
Регулятивные УУД:
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, корректировать свою деятельность.
- Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков людей.
Коммуникативные УУД:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, учиться корректировать свою точку зрения.
Оборудование: презентация, аудиозапись фрагмент произведения Ф. Шопена, учебник литературного чтения 4 класс.
Организационный момент.
– Проверьте готовность к уроку.
Долгожданный дан звонок –
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Актуализация знаний.
– Кто автор? (В. Драгунский.)
– Кто герои? (Мальчики, школьники, Мишка и Дениска.)
– Какое настроение у вас вызвала сценка? (Веселое, радостное, смешное.)
– Какой это рассказ? (Юмористический.)
– Значит, что такое юмор? (Это когда весело, смешно, радостно)
- Кто знает, что такое сатира?
3. Знакомство с творчеством В. Драгунского
Виктор Юзефович рано начал работать в театре, как актер. А вот писать для детей начал поздно, в возрасте 32-ух лет. И связано это с появлением у него сына Дениски. Вечерами Виктор Юзефович рассказывал Дениске и его друзьям веселые истории, которые очень нравились детям. Так и появились юмористические рассказы для детей, прототипом которых является его сын.
– Как звали главного героя этих рассказов? (Денис Кораблев.)
– Под каким общим названием издавались эти рассказы? (Денискины рассказы.)
– Какое настроение вызывают эти рассказы? (Веселое, радостное)
– Посмотрите, В.Ю. Драгунский умер в 70-ые годы прошлого столетия, очень давно, а книги его читают дети и взрослые, и по сей день. И эти произведения приносят нам много радости и веселья. Что объединяет все эти произведения? (Они юмористические)
– Попробуйте сформулировать тему нашего урока
– А поможет нам подойти к разгадке тайны рассказ Драгунского
5. Работа с текстом до чтения.
– Глядя на название, предположите, о чем будет рассказ? (О любви.)
– Кто будет главным героем? (Мишка.)
– Рассмотрите иллюстрацию, и в своих учебниках
– Кого узнали? (Мишку, Дениску.)
– О чем будет это произведение? (О том, что любит Мишка и Дениска.)
– Прочитайте ключевые слова к рассказу.
– Какой еще герой появляется в рассказе? (Учитель пения.)
– Что будут любить наши герои? (Древних воинов, разные разности, люблю булки, пирожки, сыр…)
– О чем будет рассказ?
– А как нам убедиться, верны наши предположения или нет? (Нужно прочитать текст.)
6. Чтение рассказа. Словарная работа.
– Понравился ли вам рассказ (Да)
– Какое настроение вызвал? (Радостное, смешное, веселое)
– А что именно вызвало такое настроение? (Ответ Мишки)
– Кого мы еще встречаем в рассказе? (Бориса Сергеевича)
– А кто это? (Учитель музыки.)
– А какой это учитель? (Творческий, талантливый)
– Докажите словами из текста.
– Что любит учитель пения? (Музыку Фредерика Шопена.)
– Что вы представляете себе под эту музыку?
Звучит музыкальное произведение.
– Кому понравилось это музыкальное произведение?
– Что вы услышали?
– Какие чувства у вас возникли?
– На уроке музыки вы вместе с учителем музыки послушаете другие произведения этого композитора.
– Как автор относится к Борису Сергеевичу? (С уважением.)
– Какой герой нам еще встречается в рассказе? (Дениска.)
– Что мы можем сказать о Дениске? (Он мечтатель. У него разные интересы.)
– Что же любит Мишка?
– Что любит Дениска? Найдите и прочитайте. Но сначала давайте обратимся к нашему алгоритму. На что обращаем внимание при чтении? На интонацию (медленно перечисляет), на темп
– Используя алгоритм, оцени, как ты прочитал?
– Что мы можем сказать о Дениске? (Он мечтатель. У него разные интересы.)
– Что мы можем сказать о Мишке? (Он беззаботный и легкомысленный)
– Как слушал Дениску Борис Сергеевич?
– Почему? (Ему было интересно.)
– Какой же Дениска? (Он мечтатель, разносторонний, любознательный)
– Как автор относится к Дениске? (С одобрением.)
– Как вы относитесь к Дениске? (Предположения учащихся.)
– Сейчас мы будем читать по ролям. Вспомним алгоритм. Какими средствами выразительности будем пользоваться? (Интонация, темп, тембр.)
– Как будем читать за Мишку? (Очень быстро, торопясь.)
– Как будем читать за Бориса Сергеевича? (Неторопливо, рассудительно.)
– Прочитайте по ролям, как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка.
Учащиеся читают. Оценивают чтение.
– Какими словами автор изобразил поведение Мишки? (Надулся.)
– Покажите, как это надулся.
– Почему автор взял именно это слово? (Иронизирует, насмешничает.)
– Можно ли так сказать? Это грамотно? (Нет.)
– Что любит Мишка? Прочитайте по цепочке.
– Какими словами автор описывает характер Мишки во время его рассказа о любви? («…поерзал на подоконнике, откашлялся…)
– О чем говорят эти слова? (Мишка вел себя беззаботно, ждал похвалы.)
– Прочитайте, как слушал Мишку Борис Сергеевич.
– Почему? (Был недоволен, расстроен, возмущен.)
– Зачем автор делает паузу? (Это кульминационный момент рассказа.)
– Для чего пауза? (Осмыслить, задуматься.)
– Когда вспомнил Мишка о любви к людям? (После замечания Бориса Сергеевича.)
– Прочитайте, как он отреагировал. (Покраснел.)
– Как автор относится к Мишке? (С сожалением.)
– Сравните, что любят мальчики.
Работа в группах
- Подчеркните, что любит Мишка и Дениска
– Посмотрите, сколько слов Мишка употребил, чтобы описать свою любовь к пище, и сколько, чтобы описать любовь к людям.
– Какое чувство у вас возникло в этот момент? (Грусть.)
– Прочитайте еще раз последние слова Мишки. Можно ли сказать, что он осознал свою ошибку? Докажите.
– Давайте подумаем, можно ли это произведение отнести к юмористическим? (Нет.)
– Почему? (Смех сквозь слезы.)
– В каком жанре написан рассказ? (Сатира.)
– Что такое сатира?
– О чем мы должны задуматься, читая этот рассказ? (О любви к ближнему, к животным.)
– У нас два примера. Так о чем? (О любви к родным, к разным увлечениям)
7. Итог урока
- Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и слушали рассказ.
предложения (цитаты) из рассказа, вам надо найти в них, если есть ошибки.
Мы с Мишкой вошли в класс (зал), где у нас бывают уроки пения.
Шопен – великий писатель (композитор).
Он выслушал меня внимательно, у него было удивленное (задумчивое) лицо, когда он слушал, а потом он сказал…
Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, – на спор съем сто (целое) кило.
По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Петрович (Сергеевич) его похвалит.
… ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь, оно получается какое-то одинаковое, чересчур вкусное(съедобное), что ли.
Конспект урока по литературному чтению В.Ю. Драгунский "Что любит Мишка".
Цель: Продолжить знакомство с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского.
- Учить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения.
- Развивать чёткую, грамотную, связную речь учащихся, навыки выразительного, осознанного чтения, творческие способности.
- Воспитывать интерес к чтению, любовь к своим близким, животным, природе.
Методы обучения: наглядный, словесный, применение ИКТ.
- Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух художественное произведение;
- Личностные действия: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами
- Регулятивные действия: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
- Познавательные действия: анализ произведения, выделение в нём основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста;
- Коммуникативные действия: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре, группе
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Мурзицкая основная общеобразовательная школа
Конспект урока
по литературному чтению
Тип урока: изучение нового материала
учитель начальных классов
МБОУ Мурзицкой ООШ
Осокина Ирина Александровна
Пед. стаж 20 лет
Цель: Продолжить знакомство с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского.
Учить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения.
Развивать чёткую, грамотную, связную речь учащихся, навыки выразительного, осознанного чтения, творческие способности.
Воспитывать интерес к чтению, любовь к своим близким, животным, природе.
Методы обучения: наглядный, словесный, применение ИКТ.
Формирование УУД:
Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух художественное произведение;
Личностные действия: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами
Регулятивные действия: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные действия: анализ произведения, выделение в нём основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста;
Коммуникативные действия: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре, группе
Форма организации урока: традиционная
Формы организации работы в классе: фронтальная, групповая, парная.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке
Создаёт эмоциональный настрой на работу, проверяет готовность обучающихся к уроку
Слайд 1
Снег летает и сверкает
В золотом сеянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
Настраиваются на работу на уроке
- понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться
Актуализация знаний
Читает библиографические сведения о писателе
- Я хочу начать наш урок с рассказа о человеке, который, как мне кажется, прожил несколько жизней. Он был и токарем, и шорником, и режиссером, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке клоуном. А когда в 40 лет у него родился сын Денис, он стал писателем. Когда читаешь его рассказы. Понимаешь, что писатель просто влюблен в своих героев. Он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но эта шутка добрая, с любовью к ним.
Побуждает к высказыванию своего мнения
- Кто может сказать, о каком писателе я говорю? (о Викторе Драгунском)
Регулятивные УУД:
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, корректировать свою деятельность.
- Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков людей.
Коммуникативные УУД:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, учиться корректировать свою точку зрения.
Оборудование: презентация, аудиозапись фрагмент произведения Ф. Шопена, учебник литературного чтения 4 класс.
Организационный момент.
– Проверьте готовность к уроку.
Долгожданный дан звонок –
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Актуализация знаний.
– Кто автор? (В. Драгунский.)
– Кто герои? (Мальчики, школьники, Мишка и Дениска.)
– Какое настроение у вас вызвала сценка? (Веселое, радостное, смешное.)
– Какой это рассказ? (Юмористический.)
– Значит, что такое юмор? (Это когда весело, смешно, радостно)
- Кто знает, что такое сатира?
3. Знакомство с творчеством В. Драгунского
Виктор Юзефович рано начал работать в театре, как актер. А вот писать для детей начал поздно, в возрасте 32-ух лет. И связано это с появлением у него сына Дениски. Вечерами Виктор Юзефович рассказывал Дениске и его друзьям веселые истории, которые очень нравились детям. Так и появились юмористические рассказы для детей, прототипом которых является его сын.
– Как звали главного героя этих рассказов? (Денис Кораблев.)
– Под каким общим названием издавались эти рассказы? (Денискины рассказы.)
– Какое настроение вызывают эти рассказы? (Веселое, радостное)
– Посмотрите, В.Ю. Драгунский умер в 70-ые годы прошлого столетия, очень давно, а книги его читают дети и взрослые, и по сей день. И эти произведения приносят нам много радости и веселья. Что объединяет все эти произведения? (Они юмористические)
– Попробуйте сформулировать тему нашего урока
– А поможет нам подойти к разгадке тайны рассказ Драгунского
5. Работа с текстом до чтения.
– Глядя на название, предположите, о чем будет рассказ? (О любви.)
– Кто будет главным героем? (Мишка.)
– Рассмотрите иллюстрацию, и в своих учебниках
– Кого узнали? (Мишку, Дениску.)
– О чем будет это произведение? (О том, что любит Мишка и Дениска.)
– Прочитайте ключевые слова к рассказу.
– Какой еще герой появляется в рассказе? (Учитель пения.)
– Что будут любить наши герои? (Древних воинов, разные разности, люблю булки, пирожки, сыр…)
– О чем будет рассказ?
– А как нам убедиться, верны наши предположения или нет? (Нужно прочитать текст.)
6. Чтение рассказа. Словарная работа.
– Понравился ли вам рассказ (Да)
– Какое настроение вызвал? (Радостное, смешное, веселое)
– А что именно вызвало такое настроение? (Ответ Мишки)
– Кого мы еще встречаем в рассказе? (Бориса Сергеевича)
– А кто это? (Учитель музыки.)
– А какой это учитель? (Творческий, талантливый)
– Докажите словами из текста.
– Что любит учитель пения? (Музыку Фредерика Шопена.)
– Что вы представляете себе под эту музыку?
Звучит музыкальное произведение.
– Кому понравилось это музыкальное произведение?
– Что вы услышали?
– Какие чувства у вас возникли?
– На уроке музыки вы вместе с учителем музыки послушаете другие произведения этого композитора.
– Как автор относится к Борису Сергеевичу? (С уважением.)
– Какой герой нам еще встречается в рассказе? (Дениска.)
– Что мы можем сказать о Дениске? (Он мечтатель. У него разные интересы.)
– Что же любит Мишка?
– Что любит Дениска? Найдите и прочитайте. Но сначала давайте обратимся к нашему алгоритму. На что обращаем внимание при чтении? На интонацию (медленно перечисляет), на темп
– Используя алгоритм, оцени, как ты прочитал?
– Что мы можем сказать о Дениске? (Он мечтатель. У него разные интересы.)
– Что мы можем сказать о Мишке? (Он беззаботный и легкомысленный)
– Как слушал Дениску Борис Сергеевич?
– Почему? (Ему было интересно.)
– Какой же Дениска? (Он мечтатель, разносторонний, любознательный)
– Как автор относится к Дениске? (С одобрением.)
– Как вы относитесь к Дениске? (Предположения учащихся.)
– Сейчас мы будем читать по ролям. Вспомним алгоритм. Какими средствами выразительности будем пользоваться? (Интонация, темп, тембр.)
– Как будем читать за Мишку? (Очень быстро, торопясь.)
– Как будем читать за Бориса Сергеевича? (Неторопливо, рассудительно.)
– Прочитайте по ролям, как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка.
Учащиеся читают. Оценивают чтение.
– Какими словами автор изобразил поведение Мишки? (Надулся.)
– Покажите, как это надулся.
– Почему автор взял именно это слово? (Иронизирует, насмешничает.)
– Можно ли так сказать? Это грамотно? (Нет.)
– Что любит Мишка? Прочитайте по цепочке.
– Какими словами автор описывает характер Мишки во время его рассказа о любви? («…поерзал на подоконнике, откашлялся…)
– О чем говорят эти слова? (Мишка вел себя беззаботно, ждал похвалы.)
– Прочитайте, как слушал Мишку Борис Сергеевич.
– Почему? (Был недоволен, расстроен, возмущен.)
– Зачем автор делает паузу? (Это кульминационный момент рассказа.)
– Для чего пауза? (Осмыслить, задуматься.)
– Когда вспомнил Мишка о любви к людям? (После замечания Бориса Сергеевича.)
– Прочитайте, как он отреагировал. (Покраснел.)
– Как автор относится к Мишке? (С сожалением.)
– Сравните, что любят мальчики.
Работа в группах
- Подчеркните, что любит Мишка и Дениска
– Посмотрите, сколько слов Мишка употребил, чтобы описать свою любовь к пище, и сколько, чтобы описать любовь к людям.
– Какое чувство у вас возникло в этот момент? (Грусть.)
– Прочитайте еще раз последние слова Мишки. Можно ли сказать, что он осознал свою ошибку? Докажите.
– Давайте подумаем, можно ли это произведение отнести к юмористическим? (Нет.)
– Почему? (Смех сквозь слезы.)
– В каком жанре написан рассказ? (Сатира.)
– Что такое сатира?
– О чем мы должны задуматься, читая этот рассказ? (О любви к ближнему, к животным.)
– У нас два примера. Так о чем? (О любви к родным, к разным увлечениям)
7. Итог урока
- Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и слушали рассказ.
предложения (цитаты) из рассказа, вам надо найти в них, если есть ошибки.
Мы с Мишкой вошли в класс (зал), где у нас бывают уроки пения.
Шопен – великий писатель (композитор).
Он выслушал меня внимательно, у него было удивленное (задумчивое) лицо, когда он слушал, а потом он сказал…
Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, – на спор съем сто (целое) кило.
По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Петрович (Сергеевич) его похвалит.
… ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь, оно получается какое-то одинаковое, чересчур вкусное(съедобное), что ли.
Читайте также: