Чтение слов с ж и ш 1 класс конспект урока

Обновлено: 09.07.2024

- учить правильно читать слоги и слова с буквами ж – ш.

- развивать фонематический слух:

а) слышать звуки в слогах, словах;

б) уметь дифференцировать звуки ж – ш;

- работать над развитием речи;

- развивать интерес к обучению.

- развивать артикуляционный аппарат;

- коррекция памяти и внимания;

- коррекция звуковой стороны речи.

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать чувство взаимопомощи.

Ход урока.

1)Учитель читает стихотворение

Вот уже звенит звонок.

Мы должны начать (урок).

Встаньте ровно, подтянитесь

И немного улыбнитесь.

Друг на друга посмотрели,

И теперь тихонько (сели).

-Ребята, сегодня на уроке чтения мы

Будем учиться правильно читать

Стараться не путать эти звуки и правильно их произносить.

Для этого давайте подготовим наши губы и язычок.

II. Речевая разминка.

Упражнение для губ и языка.

- Как жужжит муха?

С мышами во ржи подружились ежи.

И во ржи – ни души.

- Молодцы, ребята! Запомните, как правильно произносятся эти звуки.

III. Введение игровой ситуации.

Раздаётся стук в дверь.

Ребята, кто-то стучит.

Учитель открывает дверь, приносит письмо.

Учитель показывает письмо и читает.

Помогите мне! Унёс меня Змей Горыныч и заточил в высокой башне. Сказал, что только ребята могут помочь мне, если выполнят все задания.

- Ну, что, ребята поможем Алёнушке?

Путешествие будет непростое, на пути встретятся разные препятствия.

- Правильно, нельзя бросать людей в беде, если можете помочь.

Отправляемся в путь, закрываем глаза.

- Вот мы и попали в сказку, этот лес сказочный. Путь по лесу нам укажет волшебное пёрышко. Но прежде, чем войти в лес, давайте вспомним как нужно там себя вести.

Упражнение на дыхание.

- Дуем на пёрышко.

Отправляемся в поход,

Много нас открытий ждёт.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Мостик в стороны качался,

А под ним ручей смеялся.

На носочках мы пойдём,

На тот берег попадём.

(Дети выполняют движения)

V. Повторение пройденного.

Ой! Кто это там впереди?

На доску, в сказочный лес, выставляется фигура кота.

- Да, ребята, это кот, но не простой, а сказочный.

- Как его нужно поприветствовать?

- Ребята, он просит помочь составить его имя.

Даны картинки. Называем предмет, изображённый на картинке. Выделяем первый звук. Берём букву, обозначающую этот звук, и ставим её под картинкойи так по порядку.

- Какое слово получилось?

- Молодцы, ребята! Теперь можно идти дальше.

- Что нужно сказать на прощание?

2. Упражнение на дыхание.

- Дуем на пёрышко.

Дальний лес стоит стеной

А в лесу, в глуши лесной,

На суку сидит сова,

Знает многое она.

В сказочный лес вывешивается фигура совы.

- Что нужно сказать сове? (Здравствуйте)

- Ребята, сова очень умная.

- Она очень хочет послушать, как вы читаете.

- Открываем учебник по закладке.

- Для чего они нужны?

(Быстро найти нужную страницу, не измять листы)

- Давайте вспомним, о ком мы читали на прошлом уроке?

- Хорошо, ребята! Сова очень довольна вашим чтением. Давайте попрощаемся с ней.

- Дуем на пёрышко и идём дальше.

Мы к болоту подойдём.

Перейдём преграду вмиг

И по кочкам прыг, прыг, прыг.

Прыгать дружно мы умеем,

Прыгать будем мы смелее.

Раз и два, раз и два –

Позади уже вода.

VII. Изучение нового материала.

Чтение схем с буквами ж и ш.

- Мы подошли к пещере.

- Кто здесь живёт? Отгадайте.

Сядет и добычи ждёт. (Паук)

- Правильно, это паук.

Вывешивается фигура паука. Открываются схемы. (Написаны на доске)

- Посмотрите, какую паутину он сплёл, непростую, из букв.

Всё темней и гуще лес,

Ёлки, сосны до небес,

Но бояться, ты, не смей!

Этот путь преодолей!

2. Дифференциация слогов с буквами ж – ш.

- Посмотрите, ребята, это же разбойник!

-Что он здесь потерял?

Вывешивается фигура разбойника.

- Он всё золото из сундуков рассыпал, а слитки не простые, на них слоги написаны.

- Он нас заметил и сказал, что пропустит нас, если мы поможем ему собрать слитки.

Нужно разложить слитки по сундукам. В первый сундук слоги с буквой ж, во второй с буквой ш.

Дети подходят, берут слоги, читают и кладут в нужный сундук.

- Молодцы, ребята! Разбойник говорит вам спасибо.

- Что нужно ему ответить?

- Он пропускает вас дальше.

3. Упражнение на дыхание.

Дуем на пёрышко и идём дальше.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Видишь, как идти легко!

Это чей мы видим дом?

Кто же, кто хозяин в нём?

Вывешивается фигура Бабы – Яги и дом на курьей ножке.

VIII. Закрепление нового материала.

1. Работа с учебником.

- Да, ребята, здесь живёт Баба – Яга. Она очень старая.

- Что нужно ей сказать?

- Баба – яга ребята хочет, чтобы вы ей почитали.

Она очень любит, когда ей читают, сама она неграмотная.

а) Чтение слов.

- Открываем учебник по закладке с. 82.

- Сначала мы прочитаем слова в столбиках.

- Будьте внимательны, не перепутайте буквы ж – ш.

- Чем отличаются слова в каждом столбике?

- Молодцы! Хорошо прочитали слова.

б) Чтение предложений.

- Посмотрите на картинки. Кого вы видите на них?

-Сейчас я прочитаю предложения, а вы внимательно послушайте, они помогут составить вам предложения.

Дети составляют предложение по каждой

- А сейчас мы будем читать предложения, и подбирать к ним картинки.

Дети читают вслух (цепочкой).

- Молодцы! Хорошо прочитали, Бабе – яге

очень понравилось, давайте попрощаемся и пойдём дальше, нам осталось совсем немножко.

а) Упражнение на дыхание.

- Дуем на пёрышко и идём дальше.

Лес дремучий, ниже ветки,

Испугались наши детки.

Но бояться, ты, не смей,

Страшный путь преодолей.

- Ну вот, наконец, мы и добрались.

Вывешивается изображение замка и фигура Змея Горыныча

- Посмотрите, ребята, какой страшный Змей Горыныч. Он отдаст нам Алёнушку, если мы в его грамоте найдём все слоги с буквами ж и ш.

- Сколько слогов вы нашли?

- Правильно, молодцы, ребята!

- Смотрите, Змей Горыныч отпустил Алёнушку, а удалось нам всё только потому, что мы работали дружно и очень старались.

Фигура Змея Горыныча убирается, выставляется фигура Алёнушки.

- Алёнушка очень вам благодарна и дарит на память по закладке для книг.

- Давайте попрощаемся, нам пора возвращаться.

Закрываем глазки. Звучит музыка. Изображение замка убирается.

IX. Рефлексия. Итог урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Интегрированный урок по литературному чтению ,окружающему миру ,изобразительному искусству.

Предмет: литературное чтение ( обучение грамоте )

Учитель : Крысанова Л.А.

Тема урока : Чтение слов с Ж и Ш .

Задачи урока:

развивать у детей логическое мышление ,память , внимание;воображение.

Развивать речь обучающихся;

совершенствовать навыки чтения и работы с текстом ;

закрепить умение правильно писать жи и ши ;

поддерживать интерес к устному народному творчеству.

Формирование универсальных учебных действий:

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения читать слоги с изменением буквы гласного; объяснять значение слова; различать звучание слов.

Устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.

Воспринимать на слух литературное произведение.

Осознавать смысл текста при его прослушивании.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, паре ,при решении учебных задач.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Самоопределение к деятельности. (организационный момент).

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, повернитесь к гостям, улыбнитесь, повернитесь ко мне .

Улыбнитесь друг другу и мне!

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем буквы изучать

И научимся читать.

- Ребята, сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твердого. А теперь – с согласного мягкого.

Урок 71. чтение слов с буквой Ж.
СОЧЕТАНИЯ ЖИ и ШИ

Цели : закрепить знания учащихся о согласной букве ж; познакомить с сочетаниями жи и ши; развивать речь, логическое мышление, память.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

I. Мобилизующая часть урока.

II. Закрепление опорных знаний.

Вяжет мама длинный шарф.

Потому что сын … (жираф).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе … (живот).

Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобою дружим.

Весело нам бегать

Босиком по … (лужам).

И бежит Айболит к

И хлопает их по … (животикам).

а) Придумайте слова со слогом жа. (Жаворонок, жара, жало, жаба, лужа, Жанна.)

б) Какое слово получится, если добавить звук [ж]:

_аба, _ук, _изнь, _онглер, _алоба, _ираф, _ивот, ё_ ик.

1. Проводится беседа об изменениях в природе в конце осени.

Делаетс я выво д об особенностях произношения и правописания этих сочетаний.

В сочетаниях жи и ши согласные звуки [ж] и [ш] всегда твердые; в произношении сочетаний слышится гласный звук [ы], а пишется [и].

Дети выводят и читают правило:



лужи, снежинки, пушистые, закружились

Физкультминутка

2. Дети рассматривают пары слов, напечатанных на доске. Проводится наблюдение и сопоставление ш и ж.

Саша шар шил

сажа жар жил

Делаетс я выво д, что ж и ш являются парными по глухости–звонкости.

3. Образование слов в единственном и множественном числе, с. 150.

Наблюдение за сочетаниями жи и ши.

– Что сказала Варя чижу?

– Что ответил чиж?

Дети читают текст про себя, подчеркивая слова, в которых встречается буква ж.


Представлен конспект к уроку обучения чтению, тема звуки и буквы Ш-Ж.

Содержимое разработки

Конспект урока обучению чтения.

Тема: Звуки [Ш] и [Ж]. Буквы Шш-Жж

Цели занятия : знакомство со звуками [ш] и [ж], буквами Шш-Жж.

3. Развивать фонематический слух.

5. Расширять лексический запас.

6. Развивать внимание, память, логическое мышление.

7. Воспитывать самоконтроль.

Оборудование: профили артикуляции, картинки по теме, букварь.

Здравствуйте ребята! Какое сегодня число, день недели, урок по счёту, погода, t воздуха.

Сегодня к нам в гости пришёл Дружок. Давайте расскажем ему, что мы делаем на уроке обучения чтению? (Изучаем звуки, учимся их читать, сливать в слоги, слова, предложения)

Ребята, что держит Дружок? Ромашки.

Чтобы правильно и чётко произносить звуки [ш-ж] выполним артикуляционные упражнения.

Уточнение артикуляции звуков. Давайте вспомним, при произнесении звука Ш: губы несколько выдвинуты вперед;

кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;

язык принимает форму ковшика или чашечки.

голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;

воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Давайте произнесем звук Ж. - Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

При произнесении звука Ж:

Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к нёбу, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают.

Звук ш согласный, глухой, твердый.

Звук Ж. Определите, какой он: гласный или согласный? Почему?

Приложите руку к шее, скажите долго ж-ж-ж-ж-ж.

Что делают голосовые связки? Значит, какой это звук: звонкий или глухой? звук [ж] - всегда твёрдый. Согл., звонкий, парный.

5.Развитие фонематического слуха(физминутка)

А теперь все дружно встали! Я называю слова, а вы выполняете движения

Я буду называть слова, а вы, если в слове есть звук [ж] приседаете, а если нет, то стоите ровно. Итак, начнём:

кошка, чемодан, ножницы, замок, ужи, цапля, ёжик, щит, жираф, лиса.

Открываем букварь. Находим стр. 82

Перед вами картинки.

Кто нарисован на первой картинке? Лошадь (картинка)

Где находится звук Ш? (в середине слова)

Сколько слогов в слове? (сколько гласных, столько и слогов)Произнесем с рукой. Ударение падает на …

На второй картинке нарисован? Жираф.

Сколько слогов в слове? Где Ж? Произнесем с рукой. Ударение падает на …

На следующей картинке нарисованы кто? Моржи.

Сколько слогов в слове? Произнесем с рукой. Ударение падает на …

Ниже посмотрите на столбики со словами.

Прочитаем первый столбик, проговаривание с помощью руки: Рыжик

Почему слова написаны с большой буквы? Потому что это клички животных.

Второй столбик: Насторожил уши (Ребята, это как? Прислушался. Где стоит звук Ж?). Обратите внимание, ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

Шуршит (действие, звук Ш в начале слова. Произнесем по слогам. Запишем в тетрадь)

Однажды (произнесем с помощью руки, с ударением)

Посмотрим на следующий – 3 столбик

Бежит (произнесение, ударение, нахождение звука. Кто из животных бегает? Лошадь)

Ребята, а вы знаете, кто такой уж? Змея (картинка). Сколько слогов в этом слове?

Сейчас внимательно послушайте рассказ, на стр. 83.

У Наташи была собака Дружок. Однажды Наташа и Дружок были в лесу. Наташа собирала шишки. Вдруг слышит – за кустом кто-то шуршит. Дружок насторожил уши и подбежал к кусту. У куста лежал уж и шипел. Наташа отогнала Дружка. Уж уполз под куст.

Почему с большой буквы написаны слова – Наташа и Дружок? (имя, кличка)

Прочитаем предложения по цепочке

Кто был у Наташи? Где они были? Что произошло потом? Что сделал Дружок? Кто лежал у куста? Кто шуршал за кустом? (уж)

Что сделала Наташа? Кто уполз под куст? (Что было потом?)

Как поступила Наташа? (смело или испугалась?)

1. Какую картинку можно нарисовать к 1 части? (в лесу Наташа и Дружок. Девочка собирает шишки)

2.Ко 2 части?(куст, уж)

3. К 3 части?(Наташа отогнала Дружка. Уж уполз. Куст просто рисовать)

Перескажем по частям.

Пересказ текста слушаю у одного ученика.

Какие звуки сегодня мы учились различать? (Ш и Ж). Они обозначают буквы. Ш и Ж – парные. Они согласные, парные, всегда твёрдые.

Читайте также: