Чтение слов с ж и ш 1 класс конспект урока
Обновлено: 09.07.2024
- учить правильно читать слоги и слова с буквами ж – ш.
- развивать фонематический слух:
а) слышать звуки в слогах, словах;
б) уметь дифференцировать звуки ж – ш;
- работать над развитием речи;
- развивать интерес к обучению.
- развивать артикуляционный аппарат;
- коррекция памяти и внимания;
- коррекция звуковой стороны речи.
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Ход урока.
1)Учитель читает стихотворение
Вот уже звенит звонок.
Мы должны начать (урок).
Встаньте ровно, подтянитесь
И немного улыбнитесь.
Друг на друга посмотрели,
И теперь тихонько (сели).
-Ребята, сегодня на уроке чтения мы
Будем учиться правильно читать
Стараться не путать эти звуки и правильно их произносить.
Для этого давайте подготовим наши губы и язычок.
II. Речевая разминка.
Упражнение для губ и языка.
- Как жужжит муха?
С мышами во ржи подружились ежи.
И во ржи – ни души.
- Молодцы, ребята! Запомните, как правильно произносятся эти звуки.
III. Введение игровой ситуации.
Раздаётся стук в дверь.
Ребята, кто-то стучит.
Учитель открывает дверь, приносит письмо.
Учитель показывает письмо и читает.
Помогите мне! Унёс меня Змей Горыныч и заточил в высокой башне. Сказал, что только ребята могут помочь мне, если выполнят все задания.
- Ну, что, ребята поможем Алёнушке?
Путешествие будет непростое, на пути встретятся разные препятствия.
- Правильно, нельзя бросать людей в беде, если можете помочь.
Отправляемся в путь, закрываем глаза.
- Вот мы и попали в сказку, этот лес сказочный. Путь по лесу нам укажет волшебное пёрышко. Но прежде, чем войти в лес, давайте вспомним как нужно там себя вести.
Упражнение на дыхание.
- Дуем на пёрышко.
Отправляемся в поход,
Много нас открытий ждёт.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Мостик в стороны качался,
А под ним ручей смеялся.
На носочках мы пойдём,
На тот берег попадём.
(Дети выполняют движения)
V. Повторение пройденного.
Ой! Кто это там впереди?
На доску, в сказочный лес, выставляется фигура кота.
- Да, ребята, это кот, но не простой, а сказочный.
- Как его нужно поприветствовать?
- Ребята, он просит помочь составить его имя.
Даны картинки. Называем предмет, изображённый на картинке. Выделяем первый звук. Берём букву, обозначающую этот звук, и ставим её под картинкойи так по порядку.
- Какое слово получилось?
- Молодцы, ребята! Теперь можно идти дальше.
- Что нужно сказать на прощание?
2. Упражнение на дыхание.
- Дуем на пёрышко.
Дальний лес стоит стеной
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова,
Знает многое она.
В сказочный лес вывешивается фигура совы.
- Что нужно сказать сове? (Здравствуйте)
- Ребята, сова очень умная.
- Она очень хочет послушать, как вы читаете.
- Открываем учебник по закладке.
- Для чего они нужны?
(Быстро найти нужную страницу, не измять листы)
- Давайте вспомним, о ком мы читали на прошлом уроке?
- Хорошо, ребята! Сова очень довольна вашим чтением. Давайте попрощаемся с ней.
- Дуем на пёрышко и идём дальше.
Мы к болоту подойдём.
Перейдём преграду вмиг
И по кочкам прыг, прыг, прыг.
Прыгать дружно мы умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз и два, раз и два –
Позади уже вода.
VII. Изучение нового материала.
Чтение схем с буквами ж и ш.
- Мы подошли к пещере.
- Кто здесь живёт? Отгадайте.
Сядет и добычи ждёт. (Паук)
- Правильно, это паук.
Вывешивается фигура паука. Открываются схемы. (Написаны на доске)
- Посмотрите, какую паутину он сплёл, непростую, из букв.
Всё темней и гуще лес,
Ёлки, сосны до небес,
Но бояться, ты, не смей!
Этот путь преодолей!
2. Дифференциация слогов с буквами ж – ш.
- Посмотрите, ребята, это же разбойник!
-Что он здесь потерял?
Вывешивается фигура разбойника.
- Он всё золото из сундуков рассыпал, а слитки не простые, на них слоги написаны.
- Он нас заметил и сказал, что пропустит нас, если мы поможем ему собрать слитки.
Нужно разложить слитки по сундукам. В первый сундук слоги с буквой ж, во второй с буквой ш.
Дети подходят, берут слоги, читают и кладут в нужный сундук.
- Молодцы, ребята! Разбойник говорит вам спасибо.
- Что нужно ему ответить?
- Он пропускает вас дальше.
3. Упражнение на дыхание.
Дуем на пёрышко и идём дальше.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Видишь, как идти легко!
Это чей мы видим дом?
Кто же, кто хозяин в нём?
Вывешивается фигура Бабы – Яги и дом на курьей ножке.
VIII. Закрепление нового материала.
1. Работа с учебником.
- Да, ребята, здесь живёт Баба – Яга. Она очень старая.
- Что нужно ей сказать?
- Баба – яга ребята хочет, чтобы вы ей почитали.
Она очень любит, когда ей читают, сама она неграмотная.
а) Чтение слов.
- Открываем учебник по закладке с. 82.
- Сначала мы прочитаем слова в столбиках.
- Будьте внимательны, не перепутайте буквы ж – ш.
- Чем отличаются слова в каждом столбике?
- Молодцы! Хорошо прочитали слова.
б) Чтение предложений.
- Посмотрите на картинки. Кого вы видите на них?
-Сейчас я прочитаю предложения, а вы внимательно послушайте, они помогут составить вам предложения.
Дети составляют предложение по каждой
- А сейчас мы будем читать предложения, и подбирать к ним картинки.
Дети читают вслух (цепочкой).
- Молодцы! Хорошо прочитали, Бабе – яге
очень понравилось, давайте попрощаемся и пойдём дальше, нам осталось совсем немножко.
а) Упражнение на дыхание.
- Дуем на пёрышко и идём дальше.
Лес дремучий, ниже ветки,
Испугались наши детки.
Но бояться, ты, не смей,
Страшный путь преодолей.
- Ну вот, наконец, мы и добрались.
Вывешивается изображение замка и фигура Змея Горыныча
- Посмотрите, ребята, какой страшный Змей Горыныч. Он отдаст нам Алёнушку, если мы в его грамоте найдём все слоги с буквами ж и ш.
- Сколько слогов вы нашли?
- Правильно, молодцы, ребята!
- Смотрите, Змей Горыныч отпустил Алёнушку, а удалось нам всё только потому, что мы работали дружно и очень старались.
Фигура Змея Горыныча убирается, выставляется фигура Алёнушки.
- Алёнушка очень вам благодарна и дарит на память по закладке для книг.
- Давайте попрощаемся, нам пора возвращаться.
Закрываем глазки. Звучит музыка. Изображение замка убирается.
IX. Рефлексия. Итог урока.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Интегрированный урок по литературному чтению ,окружающему миру ,изобразительному искусству.
Предмет: литературное чтение ( обучение грамоте )
Учитель : Крысанова Л.А.
Тема урока : Чтение слов с Ж и Ш .
Задачи урока:
развивать у детей логическое мышление ,память , внимание;воображение.
Развивать речь обучающихся;
совершенствовать навыки чтения и работы с текстом ;
закрепить умение правильно писать жи и ши ;
поддерживать интерес к устному народному творчеству.
Формирование универсальных учебных действий:
Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование: умения читать слоги с изменением буквы гласного; объяснять значение слова; различать звучание слов.
Устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.
Воспринимать на слух литературное произведение.
Осознавать смысл текста при его прослушивании.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, паре ,при решении учебных задач.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I. Самоопределение к деятельности. (организационный момент).
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, повернитесь к гостям, улыбнитесь, повернитесь ко мне .
Улыбнитесь друг другу и мне!
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем буквы изучать
И научимся читать.
- Ребята, сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твердого. А теперь – с согласного мягкого.
Урок 71. чтение слов с буквой Ж.
СОЧЕТАНИЯ ЖИ и ШИ
Цели : закрепить знания учащихся о согласной букве ж; познакомить с сочетаниями жи и ши; развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
I. Мобилизующая часть урока.
II. Закрепление опорных знаний.
Вяжет мама длинный шарф.
Потому что сын … (жираф).
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе … (живот).
Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобою дружим.
Весело нам бегать
Босиком по … (лужам).
И бежит Айболит к
И хлопает их по … (животикам).
а) Придумайте слова со слогом жа. (Жаворонок, жара, жало, жаба, лужа, Жанна.)
б) Какое слово получится, если добавить звук [ж]:
_аба, _ук, _изнь, _онглер, _алоба, _ираф, _ивот, ё_ ик.
1. Проводится беседа об изменениях в природе в конце осени.
Делаетс я выво д об особенностях произношения и правописания этих сочетаний.
В сочетаниях жи и ши согласные звуки [ж] и [ш] всегда твердые; в произношении сочетаний слышится гласный звук [ы], а пишется [и].
Дети выводят и читают правило:
лужи, снежинки, пушистые, закружились
Физкультминутка
2. Дети рассматривают пары слов, напечатанных на доске. Проводится наблюдение и сопоставление ш и ж.
Саша шар шил
сажа жар жил
Делаетс я выво д, что ж и ш являются парными по глухости–звонкости.
3. Образование слов в единственном и множественном числе, с. 150.
Наблюдение за сочетаниями жи и ши.
– Что сказала Варя чижу?
– Что ответил чиж?
Дети читают текст про себя, подчеркивая слова, в которых встречается буква ж.
Представлен конспект к уроку обучения чтению, тема звуки и буквы Ш-Ж.
Содержимое разработки
Конспект урока обучению чтения.
Тема: Звуки [Ш] и [Ж]. Буквы Шш-Жж
Цели занятия : знакомство со звуками [ш] и [ж], буквами Шш-Жж.
3. Развивать фонематический слух.
5. Расширять лексический запас.
6. Развивать внимание, память, логическое мышление.
7. Воспитывать самоконтроль.
Оборудование: профили артикуляции, картинки по теме, букварь.
Здравствуйте ребята! Какое сегодня число, день недели, урок по счёту, погода, t воздуха.
Сегодня к нам в гости пришёл Дружок. Давайте расскажем ему, что мы делаем на уроке обучения чтению? (Изучаем звуки, учимся их читать, сливать в слоги, слова, предложения)
Ребята, что держит Дружок? Ромашки.
Чтобы правильно и чётко произносить звуки [ш-ж] выполним артикуляционные упражнения.
Уточнение артикуляции звуков. Давайте вспомним, при произнесении звука Ш: губы несколько выдвинуты вперед;
кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
язык принимает форму ковшика или чашечки.
голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Давайте произнесем звук Ж. - Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?
При произнесении звука Ж:
Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к нёбу, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают.
Звук ш согласный, глухой, твердый.
Звук Ж. Определите, какой он: гласный или согласный? Почему?
Приложите руку к шее, скажите долго ж-ж-ж-ж-ж.
Что делают голосовые связки? Значит, какой это звук: звонкий или глухой? звук [ж] - всегда твёрдый. Согл., звонкий, парный.
5.Развитие фонематического слуха(физминутка)
А теперь все дружно встали! Я называю слова, а вы выполняете движения
Я буду называть слова, а вы, если в слове есть звук [ж] приседаете, а если нет, то стоите ровно. Итак, начнём:
кошка, чемодан, ножницы, замок, ужи, цапля, ёжик, щит, жираф, лиса.
Открываем букварь. Находим стр. 82
Перед вами картинки.
Кто нарисован на первой картинке? Лошадь (картинка)
Где находится звук Ш? (в середине слова)
Сколько слогов в слове? (сколько гласных, столько и слогов)Произнесем с рукой. Ударение падает на …
На второй картинке нарисован? Жираф.
Сколько слогов в слове? Где Ж? Произнесем с рукой. Ударение падает на …
На следующей картинке нарисованы кто? Моржи.
Сколько слогов в слове? Произнесем с рукой. Ударение падает на …
Ниже посмотрите на столбики со словами.
Прочитаем первый столбик, проговаривание с помощью руки: Рыжик
Почему слова написаны с большой буквы? Потому что это клички животных.
Второй столбик: Насторожил уши (Ребята, это как? Прислушался. Где стоит звук Ж?). Обратите внимание, ЖИ-ШИ пиши с буквой И.
Шуршит (действие, звук Ш в начале слова. Произнесем по слогам. Запишем в тетрадь)
Однажды (произнесем с помощью руки, с ударением)
Посмотрим на следующий – 3 столбик
Бежит (произнесение, ударение, нахождение звука. Кто из животных бегает? Лошадь)
Ребята, а вы знаете, кто такой уж? Змея (картинка). Сколько слогов в этом слове?
Сейчас внимательно послушайте рассказ, на стр. 83.
У Наташи была собака Дружок. Однажды Наташа и Дружок были в лесу. Наташа собирала шишки. Вдруг слышит – за кустом кто-то шуршит. Дружок насторожил уши и подбежал к кусту. У куста лежал уж и шипел. Наташа отогнала Дружка. Уж уполз под куст.
Почему с большой буквы написаны слова – Наташа и Дружок? (имя, кличка)
Прочитаем предложения по цепочке
Кто был у Наташи? Где они были? Что произошло потом? Что сделал Дружок? Кто лежал у куста? Кто шуршал за кустом? (уж)
Что сделала Наташа? Кто уполз под куст? (Что было потом?)
Как поступила Наташа? (смело или испугалась?)
1. Какую картинку можно нарисовать к 1 части? (в лесу Наташа и Дружок. Девочка собирает шишки)
2.Ко 2 части?(куст, уж)
3. К 3 части?(Наташа отогнала Дружка. Уж уполз. Куст просто рисовать)
Перескажем по частям.
Пересказ текста слушаю у одного ученика.
Какие звуки сегодня мы учились различать? (Ш и Ж). Они обозначают буквы. Ш и Ж – парные. Они согласные, парные, всегда твёрдые.
Читайте также: