Разностное сравнение чисел конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

- Чем отличаются задачи на разностное сравнение от задач на кратное сравнение?

- Каким действием решаются задачи на кратное сравнение чисел?

- Каким действием решаются задачи на разностное сравнение?

Глоссарий по теме:

Задача на кратное сравнение – это задача, в которой спрашивают, во сколько раз одно число больше или меньше другого числа. Задача на кратное сравнение решается делением.

Задача на разностное сравнение – это задача, в которой спрашивают, на сколько одно число больше или меньше другого. Задача на разностное сравнение решается вычитанием.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 42
  2. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 13, 21, 37.

Теоретический материал для самостоятельного изучения


Сколько треугольников лежит внутри круга? – 3

Сколько треугольников лежит вне круга? – 3

Сколько треугольников пересекается с кругом? – 2

Задание помогает сосредоточиться и приступить к изучению нового материала.


В первом ряду 6 стульев, а во втором – 3.

Сравним: в первом ряду больше, чем во втором. На сколько больше стульев в первом ряду?


Сравнивая количество стульев в первом и во втором ряду, можно задать другой вопрос: Во сколько раз больше в первом ряду, чем во втором?

Обе задачи на сравнение, но вопросы разные, значит и задачи эти тоже будут разными.

Первая задача на разностное сравнение.

Вторая задача на кратное сравнение.

Что такое задача на разностное сравнение?

Это задача, в которой спрашивают на сколько одно число меньше или больше другого. Решаются такие задачи вычитанием. Нужно из большего числа вычесть меньшее число.

В одном кувшине восемь стаканов сока, а другом шесть стаканов. На сколько больше сока в первом кувшине? К задаче можно составить краткую запись или схематичный рисунок




Рассуждаем: чтобы узнать на сколько одно число больше другого, из большего числа отнимем меньше.

8 – 6 = на 2(с.) – больше в первом кувшине;

Ответ: на 2 стакана.

Что такое задача на кратное сравнение?

Это задача, в которой спрашивают, во сколько раз одно число больше или меньше другого. Такие задачи решаются делением.

Нужно больше число разделить на меньшее число.


На одной клумбе десять кустов роз, а на другой – пять кустов. Во сколько раз больше кустов на первой клумбе, чем на другой клумбе?

К задаче можно выполнить краткую запись или схематичный рисунок.



Рассуждаем: Чтобы узнать во сколько раз одно число больше другого, надо большее число разделить на меньшее число.

10 : 5 = в 2 (раза) – на первой клумбе кустов больше;

1. Если вопрос задачи начинается словами: на сколько больше или меньше, то это разностное сравнение. Выполняем действие вычитание.

2. Если вопрос задачи начинается словами: во сколько раз больше или меньше, то это кратное сравнение. Выполняем действие деление.

Петя почистил восемнадцать картофелин, а его сестра – девять картофелин. Во сколько раз больше почистил Петя? На сколько меньше почистили сестра, чем Петя?

В задаче два вопроса. Задача составная.

Первый вопрос на кратное сравнение, отвечая на него, выполним действие деление.

Второй вопрос на разностное сравнение, отвечая на него, выполним вычитание.

1) 18 : 9 = в 2(раза) – больше почистил Петя;

2) 18 – 9 = на 9(к.) – меньше почистила сестра;

Ответ: в 2 раза, на 9 картофелин.

Задания тренировочного модуля.

1. Соедините вид задачи с решение задачи.


2. Выберите к задаче правильно составленное выражение.

Конфета стоит 5 р., а шоколадка в 7 раз дороже. На сколько рублей дешевле конфета?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Разностное сравнение чисел.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ № 10, г. Белогорск

Разностное сравнение чисел

Конспект урока математики

Автор: Е.Ю. Говыжа, учитель

Цель: знакомство с особенностями разностного сравнения чисел.

Образовательные : помочь усвоить правила разностного сравнения чисел на основе предметно-практической деятельности; учить записывать условие и вопрос задачи на схеме; закрепить вычислительные навыки в пределах 1000.

Коррекционно-развивающие: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), процессы восприятия, внимания, памяти; развивать математическую речь.

Воспитательные: воспитывать интерес к математике как учебному предмету; аккуратность при оформлении записей в тетрадь; дисциплинированность.

Оборудование: экран, ноутбук, м/м презентация, учебники, тетради.

Актуализация знаний

а) коррекционная разминка

- Какие числа называются однозначными? Двузначными? Трехзначными?

- Обратите внимание на экран.

- Назовите двузначные числа. Сколько их? (8)

- Сколько однозначных чисел? Назовите их. (5)

- Есть ли здесь трехзначные числа? Назовите их

- Сколько круглых чисел вы видите? (3)

б) устный счет

- Вспомните, что значит увеличить на несколько единиц? Уменьшить на…?

- Предлагаю вам посчитать. Будьте внимательны!

Гимнастика для глаз

Изучение нового материала

1) Предметно-практическая деятельность

- У вас на партах конверты. Посмотрите, что находится внутри? (геом.фиг.) Наташа и Андрей работают вместе нами.

- Разложите фигуры на парте.

- Посмотрите внимательно, с колько фигур красного цвета? (5)

Зеленого? (4) Желтого? (1) Синего? (5) Сколько всего фигур? (15)

- С колько кругов? (4) Треугольников? (6) Прямоугольников? (5)

- Положите на парту треугольники. Положите круги. Сравните, каких фигур больше: треугольников или кругов? На сколько больше треугольников? На сколько меньше кругов? Как это узнать?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (узнавать насколько одно число больше или меньше другого).

- Наташа и Андрей продолжат учиться увеличивать и уменьшать числа. карточки инд.

2) Обратите внимание на экран. Задание: Сравните предметы

На экране 6 шаров и 6 мячей

- Сравните количество предметов (их одинаково, поровну)

- Как это можно записать математическим выражением? 6=6

На экране 6 шаров и 9 мячей.

- Что изменилось? Сколько предметов в первом ряду? Во втором? Зарисуйте схематично себе в тетрадь.

- Каких предметов больше? Как записать это? 9>6

- На сколько больше мячей? На сколько меньше шаров? Как узнать? Каким действием?

- Каких предметов меньше? На сколько меньше? Каким действием можем узнать?

- Итак, что нужно сделать, чтобы узнать, насколько одно число больше или меньше другого? (нужно из большего числа вычесть меньшее)

- Подтвердим нашу догадку, прочтем правило на с.86 учебника .

- Ваше предположение оказалось верным. Запомните это правило, а дома выучите наизусть.

в) Работа по учебнику

4. Физминутка

5. Закрепление

Незнайка и клоун купили груши. У Незнайки 5 груш. У клоуна 12 груш. На сколько больше груш у клоуна?

- Обратите внимание на экран. Решим задачу. Прочитайте. О ком говорится в задаче? Что купили Незнайка и клоун? Сколько груш у Незнайки? Сколько груш у клоуна? Какой вопрос задачи? Какие слова возьмем для краткой записи?

- Составим краткую запись у доски.

- Андрей Усачев составит краткую запись с помощью наглядного материала.

Резерв: с.86 № 277 (1)

6. Домашнее задание

7. Итог урока

- Какие задания выполняли на уроке? Какие задания вызвали затруднения?

- С каким правилом сегодня познакомились?

Узнайте на сколько одно число больше, чем другое. Запишите в столбик.

125 и 478 652 и 430 271 и 100 500 и 340 276 и 275

670 и 890 650 и 700 284 и 280 711 и 601 900 и 1000

Узнайте на сколько одно число больше, чем другое. Запишите в столбик.

125 и 478 652 и 430 271 и 100 500 и 340 276 и 275

670 и 890 650 и 700 284 и 280 711 и 601 900 и 1000

Узнайте на сколько одно число больше, чем другое. Запишите в столбик.

125 и 478 652 и 430 271 и 100 500 и 340 276 и 275

670 и 890 650 и 700 284 и 280 711 и 601 900 и 1000

Узнайте на сколько одно число больше, чем другое. Запишите в столбик.

125 и 478 652 и 430 271 и 100 500 и 340 276 и 275

670 и 890 650 и 700 284 и 280 711 и 601 900 и 1000

Узнайте на сколько одно число больше, чем другое. Запишите в столбик.

125 и 478 652 и 430 271 и 100 500 и 340 276 и 275

670 и 890 650 и 700 284 и 280 711 и 601 900 и 1000

Узнайте на сколько одно число больше, чем другое. Запишите в столбик.

125 и 478 652 и 430 271 и 100 500 и 340 276 и 275

670 и 890 650 и 700 284 и 280 711 и 601 900 и 1000

Узнайте на сколько одно число больше, чем другое. Запишите в столбик.

125 и 478 652 и 430 271 и 100 500 и 340 276 и 275

670 и 890 650 и 700 284 и 280 711 и 601 900 и 1000

Узнайте на сколько одно число больше, чем другое. Запишите в столбик.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

способствовать развитию интереса к математике, формировать интерес к учебной деятельности;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Тип урока: открытие новых знаний.

I. Организационные моменты.

Мотивация: (Слайд 2)

Мы сегодня в зимний лес пойдем

За правильный ответ

По волшебной снежинке найдем

Какой ряд больше снежинок соберет,

Тот и первое место займет. (За каждый правильный ответ ученики будут получать снежинку, в конце урока подводится итог, какой ряд соберёт больше всего снежинок тот и займёт первое место).

II. Актуализация знаний.

1.Круговые примеры: (Слайд 3)

2.Математический диктант:

1. Сидят рыбаки, стерегут поплавки:

Рыбак Корней поймал 5 окуней,

Рыбак Евсей 5 карасей.

А рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?

2.Вот 9 зайчат по дорожке идут,

За ними вдогонку еще 5 бегут

Так сколько всего по дорожке лесной

Торопятся в школу зайчишек зимой?

3.Найдите сумму чисел 10 и 5.

4.Уменьшаемое 11, вычитаемое 2.

5.Первое слагаемое 7, второе слагаемое 4. Найдите сумму.

6.Найдите разность чисел 18 и 1.

7.8 увеличьте на 4. (Ответы: 12, 14, 15, 9, 13, 17, 12. При проверке ученик, который отвечает получает снежинку.)

3.Практическая работа:

- Положите в первый ряд 6 квадратиков.

- Положите во второй ряд 8 кругов.

- Как узнать чего больше? (Надо сложить фигуры парами.)

- Сколько кругов осталось без пары? (2)

- На сколько кругов больше, чем квадратов? ( 2)

- Что можно сказать о числе квадратов? (Их на 2 меньше, чем кругов.)

III. Самоопределение к деятельности.

- Как узнать чего меньше? Как узнать какой предмет больше, какой меньше? (Наложить предметы друг на друга. Сложить их парами и т.д.)

- Сегодня на уроке мы научимся решать задачи на сравнение, Откройте учебник на с. 10. Прочитайте тему урока. (На сколько больше? На сколько меньше?)

IV. Работа по теме урока.

1.Открытие нового знания.

Работа в парах. Возьмите 5 квадратов и 3 круга. На сколько квадратов больше, чем кругов. Убери столько квадратов, сколько кругов.

- Объясните, почему для решения нужно из 5 вычесть 3.

Алгоритм решения 1. Сравнить числа.

2. Найти большее

3. Вычесть из большего меньшее число. (Слайд 4, 5)

- Запишите решение задачи. Сравните ответы.

2.Работа по учебнику с. 10.

- Рассмотрите рисунок. Сколько собак на нем изображено? (4.)

- Сколько тумбочек? (7.)

- Как узнать на сколько тумбочек больше, чем собак, на сколько собак меньше, чем тумбочек? (Вычесть из большего числа меньшее.)

V. Физ. минутка. (Слайд 6)

Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили.

Вот так, вот так — Головой свое крутили.

Медвежата мед искали, дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили.

А потом они плясали, выше лапы поднимали.

Вот так, вот так — выше лапы поднимали.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

№ 1 с.10 (Работа в парах)

- Что вы сделали, чтобы узнать, на сколько квадратов было больше чем кругов? (Убрали столько квадратов, сколько было кругов.)

- Какое действие надо выполнить, чтобы решить задачу? (Вычитание.)

- Объясните почему. (Мы убираем фигуры.)

2. Решение стихотворных задач на разностное сравнение с опорой на предметные картинки.

Семь мышат в норе шуршат, (Слайд 7)

А кошка в норку дышит

Спросила мышка, чуть дыша:

(7-1=6 – мышей на шесть больше , чем котов.)

Семь шишек еловых, (Слайд 8)

Пять шишек сосновых.

Каких шишек больше? На сколько, скажи.

Задачу как можно скорее реши!

(7-5=2 – еловых на 2 больше, чем сосновых.)

Клевали зернышки в кормушке (Слайд 9)

Пять воробьев и две кукушки.

Считает пальчики на ручке

Мальчишка маленький Иов

И смотрит вновь на птичек он:

На сколько больше воробьёв?

(5-2=3 – на 3 воробья больше.)

3. Работа по учебнику

4.Работа с геометрическим материалом. (Слайд 10)

- Начертите два отрезка |АВ|=7 см и |МК|=1дм 1см.Узнайте на сколько отрезок |АВ| корче отрезка |МК|.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательный аспект: закрепить изученные приемы устных вычислений в пределах 100; повторить название компонентов.

Тема : Задачи на разностное сравнение чисел.

Познавательный аспект: закрепить изученные приемы устных вычислений в пределах 100; повторить название компонентов;

продолжить учить анализировать задачи и закреплять умение самостоятельно их решать ;

закрепить умение сравнивать числа, находить числа.

Развивающий аспект:

развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету, устную речь, умение ставить и разрешать проблемы, математическую речь, мелкую моторику, двигательную сноровку, умение действовать по инструкции и без, внимание, память.

Воспитывающий аспект:

воспитывать дисциплинированность и собранность, активность, добросовестность, доброжелательность и ответственность, навык оценки и самооценки;

расширять знания учащихся о космосе.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Вид урока: урок- путешествие.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах.

Оборудование: презентация “Путешествие в космос”, рисунок солнца, лучи по числу учеников, , наборы геометрических фигур, портреты первого летчика-космонавта Ю.А. Гагарина, казахстанских космонавтов.

Методы обучения:

-наглядный (использование учебной презентации);

-репродуктивный (повторяли название и порядок чисел);

-проблемный (придумать вопрос к задаче, подобрать схему к задаче);

-контроля и самоконтроля (взаимопроверка, самопроверка, сверка с доской).

При встрече здороваться.

Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Здравствуйте! Ребята, поприветствуйте гостей.

- Ребята, какое у нас время года? Какой месяц?

А какое число было вчера?

- Какой праздник мы отмечаем 12 апреля?

- Почему 12 апреля?

( 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. В этот день в 1961 году Юрий А.Г. совершил первый космический полет.)

- А каких казахстанских космонавтов вы знаете? (Токтар Аубакиров, Талгат Мусабаев.)

С того времени многие мальчишки и девчонки мечтают стать космонавтами.

- Как вы думаете, нужно ли космонавтам и людям, делающим космические корабли знать математику?

- Известно, что в 1962 году американцы подорвали свою ракету, стартовавшую к Венере, т. к. обнаружили в программе действий ракеты ошибку. Был пропущен знак. Казалось бы, 1 знак, а он мог обернуться катастрофой. Поэтому, будь внимателен, когда считаешь!

-Сегодня на уроке, мы будем считать, решать разные задачи, повторим геометрические фигуры, и узнаем много интересного и нового.

А вы, будьте очень внимательными!

Путешествие, не простое, а математическое. А отправимся мы на космическом корабле.

- Представьте, что мы космонавты.

До старта нашей ракеты осталось 5 секунд. Отсчитываем: 5, 4, 3, 2, 1, старт!

(Мультимедийная заставка. Взлет.)

-Открыть бортовые журналы, записать дату полета!

(Дети записывают дату .)

Станция-Планетная.

Работа с числовым рядом: 90,30, 10, 17, 20, 11, 70, 9, 60.

На какие группы их можно разделить?

Назови соседей числа 10, 90.

Самое наименьшее двузначное число (9)

Назови лишнее число(9,17,11)

Расставив и записав числа в порядке возрастания, вы узнаете порядок удаления планет от солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

- Молодцы, с заданием справились, отправляемся дальше

2 Станция – Сосчитай-ка.

- С нашей планеты были запущены космические спутники. У каждого спутника свое задание. Решив математические выражения, мы узнаем на какую планету был запушен каждый спутник.









Станция – Думай-ка. (Физминутка )

А сейчас поиграем в день и ночь. Днем мы хорошо поработали, наступила ночь, нужно отдохнуть. Посчитав устно, вы узнаете сколько спутников имеет планета Юпитер.

- Планета Юпитер, состоит почти из одних облаков. Сама планета небольшая. У Юпитера 14 спутников и 2 из них как наша луна.

4 Станция – Задачкина.

Летим дальше. Это станция Задачкина. Вам нужно внимательно послушать,

посмотреть, подумать и подобрать схему к задаче.

С космодрома Байконур был осуществлён запуск спутников . В первый день запустили 3 спутника, во второй день 4. Сколько всего спутников запустили за два дня?

Для полета в космос подготовили 90 космонавтов. Из них 60 мужчин , остальные женщины. Сколько женщин подготовили для полета в космос?

__________________ __________________

-Ребята, вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку? Даже в полете они находят время для спортивных упражнений.

Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Повернулись все кругом,
Упражнения начнем.
– А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.

Влево- вправо повернулись.

Руки вверх, сомкнули ручки.

Улетели мы за тучки.

(Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют "купол ракеты".)

Ну , ребята, а теперь

– Аккуратно всем сидеть,
Чтоб приборы не задеть.

Продолжаем работать.

-- Какой схемы не хватает? (Схемы на разностное сравнение.)

Прочитайте текст.

Вокруг Солнца вращаются планеты. Из них 4 больших планеты, 5 маленьких. (Сколько всего планет вращается вокруг Солнца?)

Можно ли назвать это задачей? Почему?

Сейчас поработаем в парах. Задание такое. Сформулируйте вопрос, чтобы получилась задача на разностное сравнение чисел. И решите эту задачу.

На сколько МЕНЬШЕ больших планет , чем маленьких, вращается вокруг Солнца?

На сколько Больше маленьких планет , чем больших, вращается вокруг Солнца?

Ребята, а какое правило надо использовать при решении этой задачи? (Чтобы узнать, на сколько одно число меньше (больше)другого надо из большего числа вычесть меньшее). Правильно!


_______________-


_______________-

Читайте также: