Чтение и запись натуральных чисел 5 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Первое задание: прочитайте иерогли фы(слайд 2). Н е всегда знакомые нам цифры и числа имели ви д, к которому мы с вами

привыкли. Они имеют многовек овую исто рию, время ме няло их внеш ний облик. В чем мы с ейчас убедились. Тема нашего

Второе задани е: даны числа, попробуйте их назвать 176, X , 90005, LXII , 23, 3 00000008, VIII (пробл емная ситу ация)

Вопрос: на каки е гру ппы можно разделить числ а, записан ные на доске ( римская ну мерация и десят ичная нумера ция).

Люди нау чились считать еще о чень давно, еще в каменн ом веке. Как т олько люди научились сч итать, у них появилась

потребность в з аписи чисел. Находки а рхеологов сви детельству ют о том, что пе рвоначально к оличество пре дметов

отображали рав ным колич еством каких - либо знач ков: зару бок, черт очек, точек. (слай д 3) Такая запи сь чисел называется

единичной (у нарной). Отголоск и этой системы вст речаются до сих пор: к оличество п олосок наш итых на ру каве курсанта

военного училища г оворит о том, на каком ку рсе он у чится; малыши п оказывают свой возраст на пальцах. Но так ая запись не

очень у добна. Ей на смену в разны х странах д ревнего мира пришли разли чные спосо бы записи чис ел.

Чтобы записать другие числа р имляне использ овали не толь ко сложение, но и вычитан и е ключевых чисел, п рименяя

следующее прав ило. (слайд 5). Е сли меньшая циф ра стоит перед большей, то она прибавляет ся к б ольшей VI - 6 , XV - 10 , LX

– 60. Если мень шая цифра сто ит перед боль шей (повторяться она тог да не может), то она из больше й вычитаетс я IV - 4 , IX -

Римскими циф рами пользовал ись очень долг о. Еще 200 лет назад в деловы х бумагах числа должны были обозначатьс я

римскими ци фрами. Сегодня же эт у систему счисления исполь зую т в основном для наиме нования з наменательны х дат,

Практическая работа. (слайд 6).Медный всадник – поэтическое назван ие памятник а Петру I в Санкт – П етербурге (ску льпту р

Если бы нам необходимо за писать очен ь бо льшое числ о, то нам надо б ыло бы п ридумать еще много новых ци фр – для

десятков тыся ч, сотен тысяч и т. д. поэтому великим дости жением в математи ке стало из обретение позиционной сист емы

счисления, кото рой мы поль зуемся сей час. В этой системе использу ется 10 цифр. Использу я эти цифры мож но записать

Время многок ратно изменяло облик дес ятичных циф р, пока они не пр иобрели прив ычный для нас вид. Нек огда написа ние

было таким (сла йд 7). Т акое изображен ие было не слу чайным: мож ет кто то за метит зако номернос ть записи числа от его

Вопрос: сравнит е два числа 32 и 23 - они записан ы с помощь ю дву х одинаковых цифр 2 и 3 , а обоз начают два различных

числа. В чем дел о? В позицио нной десятичн ой системе счи сления значение ц ифры зависит от т ого, какое место в запи си

Чтобы прочитать чи сло, записа нное в десятичной с истеме, его разбивают сп рава налево на кл ассы, по три цифры в каждом.

- Проверка готовности класса к уроку (наличие тетрадей, учебников и др.), домашнего задания.

II. Проверка домашнего задания.

- Проверка домашнего задания. До начала урока ребята выносят домашнее задание на доску (три номера и трое учащихся у доски).

III. Актуализация опорных знаний (устный счет) .

IV. Повторение таблицы разрядов .

Материал для повторения: Если запись натурального числа состоит из одной цифры, то его называют однозначным . Приведите пример двузначных, трехзначных чисел.

Примеры двузначных чисел: 23, 47, 89 и т.д.

Примеры трехзначных чисел: 231, 543, 678 и т.д.

Двузначные, трехзначные, четырехзначные и т.д. числа называются многозначными .

Для чтения многозначных чисел их разбивают, начиная справа, на группы по три цифры. Эти группы называют классами . Рассмотрим таблицу разрядов.

Деятельность учителя (продолжение):

Деятельность учащегося (продолжение):

Но в любом числе цифры записываются не просто так. Каждая цифра что-то обозначает. А всё потому, что каждая цифра стоит на своем месте, которое называется разрядом – вспомнили?

Задание № 1 : запишем число – 1358.

Давайте вспомним, как называются разряды?

единицы сотни десятки единицы

Задание № 2: 57102 – назовите разряды?

десятки единицы сотни десятки единицы

Вопрос № 1: А скольки значное число мы записали?

Вопрос № 2: Что нужно сделать, чтобы прочитать многозначное число?

Разбить на классы справа по 3 цифры, прочитать по-порядку слева.

Вопрос № 3: Назовите классы?

Класс единиц, тысяч, миллионов, миллиардов.

Вопрос № 4: Что обозначает ноль в записи числа?

Цифра 0 означает отсутствие единиц разряда в десятичной записи числа.

V. Тренировочные упражнения.

Правила игры: На заготовке 3х3 расставлены цифры от 1 до 9. Каждая цифра – номер вопроса. Читается вопрос и ответ к нему. Если ответ верный, то в клетке с соответствующим номером ставится – Х, если ответ неверный, то ставится О.

  1. 123 – в числе 2 десятка ( верно ).
  2. 518 – в числе 1 сотня ( неверно, 5 сотен ).
  3. 3117 – в числе 1 единица тысяч ( неверно, 3 единицы тысяч ).
  4. 5000027 – в числе 5 единиц тысяч ( неверно, 0 единиц тысяч ).
  5. 17803 – в числе 7 единиц тысяч ( верно ).
  6. 35318 – в числе 5 единиц ( неверно, 8 единиц ).
  7. 40003 – в числе 4 сотни ( неверно, 0 сотен ).
  8. 100310 – в числе 0 сотня тысяч ( неверно, 1 сотен тысяч ).
  9. 1718311 –в числе 1 единица миллионов ( верно ).

- число, в котором 8 ед. 3-его разряда и 6 ед. 1-ого разряда;

- 43 ед. I класса и 3 ед. II класса;

- 1 ед. 5-ого разряда, 1 ед. 3-его разряда и 7 ед. 1-ого разряда;

- 208 ед. II класса и 15 ед. I класса;

Б) Выберите верное утверждение:

1) числа в столбике расположены без всякого порядка;

2) числа в столбике расположены в порядке увеличения;

3) числа в столбике расположены в порядке уменьшения.

2) числа в столбике расположены в порядке увеличения;

В) Подчеркните одной чертой единицы I класса, двумя чертами единицы II класса. Сравните количество единиц I класса с количеством единиц II класса в каждом числе. В каком числе единиц I класса больше, чем единиц II класса?

( 10107 , 3043 и 806 )

Вопрос: Что можно сказать о числе 208015?

(в нём единиц I класса меньше, чем единиц II класса)

3. Слуховой диктант.

Деятельность учителя (читает):

Прослушайте текст и выпишите из него все числа. Один ученик работает у доски.

Хобот слона состоит из сорока тысяч мускулов и очень чуток. С помощью хобота слон может поднимать груз до одной тысячи килограммов. Бивни его достигают четырёх метров и весят сто пятьдесят килограммов каждый. Это толстокожее животное очень спокойно. Сердце его делает всего двадцать пять ударов в минуту.

Ответ: Получается ряд чисел: 40000, 1000, 4м, 150кг, 25 ударов /мин.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять .

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VII. Работа на уроке по учебнику:

Учебник: №4 (устно), №12, №23 (смотреть в учебник 5 класса).

VIII.Домашнее задание: Учебник: №28, №29, №30.

IX. Подведение итогов. Рефлексия.

- Чему сегодня научились на уроке?

Ребята, я прошу вас дать самооценку своей деятельности на уроке: (каждому выдаётся лицо, ребятам необходимо нарисовать рот).

- Я работал (а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал (а) себя уверенно.

- Я работал (а) хорошо, но не в полную силу, испытывал (а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

- У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по математике в 5 классе "Округление натуральных чисел."

Тип урока: Урок закрепления материалом. Формы работы учащихся: фронтальная работа, математический.


Открытый урок по математике в 5 классе "Умножение натуральных чисел и его свойства"

Урок сказка путешествие "Умножение натуральных чисел и его свойства" 5 класс Н.Я. Виленкин.

Конспект урока в 5 классе "Путешествие к острову Натуральных Чисел"

Обобщающий урок по теме "Натуральные числа" в игровой форме.


Ряд натуральных чисел. Десятичная система записи натуральных чисел_5 класс_первый урок математики

Урок изучения нового материала, схемы, задания для устной работы.

Конспект урока в 5 классе по теме Сравнение натуральных чисел

В курсе математики начальной школы учащиеся сравнивали натуральные числа. Поэтому эта тема не вызывает затруднений. Сформулированные правила совершенно очевидны для учащихся. Они просто ускоряют проце.

Десятичная система записи натуральных чисел

Конспект урока по теме "Десятичная система записи натуральных чисел" (по учебнику С. М. Никольского).

  1. Закрепить и расширить знания учащихся о формах записи чисел, значении места цифры в записи числа; совершенствовать навыки применения знаний по теме для решения задач, продолжить формирование учебных компетентностей при оперировании понятием “разряд”,
  2. Развивать качества мышления учащихся, как критичность, сообразительность, наблюдательность, память, интуиция;
  3. Формировать и развивать у учащихся положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, интерес, творческую инициативу и активность;
  4. Выявить учащихся с повышенной образовательной мотивацией.

1. Организационный момент – учитель задаёт вопросы:

– Какую тему мы с вами сейчас изучаем? (“Чтение и запись натуральных чисел”.)
– Какие вы знаете способы записи чисел? (Цифрами, словами, …)
– На сегодняшнем уроке чему бы вы хотели научиться? (Учитель поощряет такие высказывания, как “узнать новое”, “научиться применять свои знания”, “научится решать задачи”, и т.п.)

Учитель: Ребята, сейчас проверим, насколько мы готовы к уроку и приобретению новых знаний.

2. Вопросы актуализации знаний:

  1. Как называются числа, которые мы применяем для счёта предметов? (Натуральные.)
  2. Какое число мы употребляем для обозначения выражения “ни одного”? (0)
  3. Назовите самое маленькое натуральное число. (1)
  4. Назовите самое большое натуральное число. (Ряд натуральных чисел бесконечен, наибольшего числа в нём нет.)
  5. Ноль это натуральное число? (Нет.)
  6. С помощью каких знаков мы записываем числа? (С помощью цифр.)
  7. Что обозначают цифры в записи числа 63? (В этом числе три единицы и шесть десятков.)
  8. Как называется место цифры в записи числа? (Разряд.)
  9. Знаете ли вы кто, где и когда придумали такую запись чисел, при которой значение цифры зависит от её место в записи числа? (Следует выслушать ответы – предположения учащихся, а возможно кто-то знает ответ.)

Учитель предлагает послушать выступление учащегося.

3. Выступление учащегося. Примерный текст: (материал – Википедия). (Слайд 5).

Ученик: Для обозначения чисел мы используем 10 цифр, поэтому такую систему называют десятичной системой счисления. Причём значение каждой цифры в записи числа зависит от его места – разряда (позиции). Десять единиц одного разряда составляют одну единицу следующего старшего разряда. Поэтому наша система счисления называется десятичной позиционной системой счисления.

Для записи чисел мы используем символы 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, называемые арабскими цифрами. Но хотя цифры называются арабскими, придумали их не арабы.

А вот в какой стране придумали эти символы, вы узнаете, если вместо звездочек в равенства поставите цифры так, чтобы равенство было верным, а потом соответствующую букву. (Слайд 6).

* 2 : 2 = 1 * + * 0 9 = 4

1 = Н, 2 = И, 3 = К, 4 = Д, 5 = Е, 9 = М, 0 = Я

Учащиеся под руководством учителя и выступающего выполняют задание.

Ученик: Цифры, которые мы называем арабскими возникли в Индии примерно в V веке, но распространили такую форму записи цифр арабы, поэтому цифры называют арабскими. Индийская нумерация пришла сначала в арабские страны, затем и в Западную Европу. Простые и удобные правила сложения и вычитания чисел, записанных в позиционной системе, сделали её особенно популярной.

4. Устная работа.

Учитель: Ребята. Сегодня на уроке мы особое внимание уделим разряду.

На доске записаны числа. Среди них назовите такие числа, в записи которых одна и та же цифра стоит в различных разрядах, а значит, имеет различные значения. Объясните, что означает эта цифра в записи названных вами чисел.

На доске записаны: 301, 401, 43, 234. – учащиеся называю числа устно, с пояснениями.

5. Задача – ребус.

Учитель: Сегодня мы уже работали с равенством, в котором цифры заменены, например, на звездочки. Такое равенство называется ребусом. Решить ребус – значит, вместо звездочки подставить нужную цифру так, чтобы выражение было верным. Сейчас мы решим ещё одно задание на ребус.

Один учащийся решает вслух, с рассуждениями у доски.

Задание на доске (Слайд 8):

Замените звездочки цифрами так, чтобы получился верный пример на сложение:

97* + **5 + 1*86 = 2230.

Решение.
В разряде единиц 5 + 6 = 11, и для того, чтобы в сумме в разряде единиц получился 0, звездочку можно заменить только на 9. При этом 2 перенесется в разряд десятков.
7 + 8 + 2 = 17, поэтому в разряде десятков звездочку можно заменить только на 6.
В разряде сотен 9 + 2 = 11 (2 перешло из разряда десятков), то есть единица уже перенесется в разряд десятков тысяч. Тогда, сумма двух звездочек равняется 1, значит, одна заменяется на 1, другая – на 0. Во втором слагаемом звездочку в разряде сотен на 0 не заменишь, поэтому во втором слагаемом заменяем на 1, в третьем – на 0.
Ответ: 979 + 165 + 1086 = 2230.

6. Математический диктант – без вариантов, с проверкой:

Учитель: А сейчас мы проведём математический диктант. Каждый из вас будет работать самостоятельно. Внимательно слушайте задания. Те, кому трудно будет выполнять задания на слух, смотрите на доску (на доске в нужный момент последовательно будут появляться вопросы). После диктанта мы вместе проверим правильность его выполнения.

Возможны следующие варианты проведения:

  1. Один человек – сильный учащийся работает у доски, так, чтобы остальные не могли видеть, пока не придёт время проверки.
  2. Вызывать после каждого задания одного ученика к доске для записи ответа, но без комментариев “верно/ неверно”. Если работаем с доской типа IQBoard ET или IQBoard PS возможна запись на самой доске.

Текст математического диктанта (Слайды 9–10).

  1. Запишите наименьшее трехзначное число, в котором все цифры различны. (102)
  2. Запишите наибольшее натуральное число, в котором все цифры различны (9876543210 – десятизначное).
  3. Запишите двузначное число, в котором число десятков в семь раз больше цифры его единиц (включаем логику: чтобы выполнялось условиеподходит только 71).
  4. Запишите двузначное число, в котором число единиц равно наибольшему из однозначных чисел, а число десятков на три меньше числа единиц. (69)
  5. Сумма цифр двузначного числа равна наибольшему из однозначных чисел, а число десятков на два меньше этой суммы. Запишите это число. (72)

Завершается этот этап работы проверкой с комментариями, а также рефлексией (поднимите руки те учащиеся, кто справился с заданием без ошибок, какое задание оказалось для вас самых трудным…).

(Нараспев, делая паузы, чтобы дети могли неоднократно выполнить каждое движение – упражнение.)

Все поднялись.
Встали в ряд.
Изучали мы разряд.
А сейчас мы отдохнем,
Руки, ноги разомнём.
Потянулись, улыбнулись.
Все нагнулись, разогнулись.
Подтянули плечики.
Прыгаем, кузнечики.
И в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
Мы глазами поморгаем.
Физкультуру уважаем.
Это бодрости заряд!
Шшш…(успокаиваем детей, показываем, что можно сесть)
Изучаем мы разряд…

Натуральные числа, начиная с числа 1 и заканчивая числом 100, выписывают одно за другим. Получается некоторое многозначное число. Сколько цифр в записи этого числа? Сколько раз в этой записи встречается цифра 1?

Рекомендуется не сразу вызывать учащегося к доске, а дать время на обдумывание условия задачи, дать учащимся возможность попробовать написать число, сделать вывод, что всё число записывать бессмысленно, обсудить возможную форму записи (например, 123456…979899100), разбить решение задачи на этапы.

Решение:
1. 9 чисел однозначных, (99-9) чисел двузначных, 1 число трехзначное. Значит всего цифр 9 + (99 – 9)* 2 + 3 =192.
2. У чисел, которые мы выписываем, в разряде единиц цифра 1 встречается 10 раз, в разряде десятков 10 раз, в разряде сотен 1 раз. Всего цифра 1 в записи встречается 21 раз.

Предлагается закончить этот этап работы также рефлексией.

9 . Математический фокус (мини– исследование) – 5 мин.

Учитель: Любите ли Вы играть? А кто любит фокусы? Я тоже люблю фокусы. И сейчас покажу вам один из них:

Внимательно слушайте мои указания.

  1. Запишите любое четырехзначное число такое, чтобы в нем число десятков было на 1 больше числа единиц, число сотен было на 1 больше числа десятков, а число тысяч было на 1 больше числа сотен.
  2. Запишите число, которое получится, если цифры этого числа записать в обратном порядке.
  3. Вычтите из второго числа первое.
  4. Запишите результат. Назовите его громко вслух. У всех вас получится одно и тоже число (Слайд 12).

Это число 3087.

Ученики выполняют задание, проверяют, сравнивают числа, которые они записывали, обсуждают, выдвигают гипотезы. Объяснять этот фокус, то есть доказывать на уроке не нужно. Но можно вернуться к нему позже в пятом классе (например, при изучении представления числа в виде суммы разрядных слагаемых) или в кружковой работе.

Учитель: Предлагаю дома желающим проверить будет ли выполняться этот фокус, например для пятизначных чисел, или если следующая цифра будет отличаться от предыдущей не на 1, а на 2 и какое число при этом получится.

10. Учитель:

– Сегодня ребята приготовили нам стихотворения. Давайте их послушаем:

Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего
И, как ни странно, полагали,
Что нуль совсем не есть число…

Коль нуль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.

Цифра вроде буквы О
Это ноль, иль ничего:
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не знает ничегошеньки!
Если ж слева, рядом с ним,
Единицу поместим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять…

Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто, –
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки – целых двести!

– О какой цифре рассказывается в этих стихотворениях?
– Ноль это цифра или однозначное число?
– В каком стихотворении говориться о нуле, как о цифре, а в каком, как о числе
– Итак, давайте подведём итог: десять знаков, которые мы используем для записи чисел это и цифры и однозначные числа

11. Подведение итогов:

Вопросы учителя:

1) – Что нового вы узнали на уроке?
2) – сегодня на уроке нам рассказали о том, что для вычислений мы пользуемся десятичной позиционной системой счисления. Кто из вас может напомнить, почему она так называется?
(Десятичной она называется потому, что в ней используются десять знаков – цифр и потому, что десять единиц одного разряда составляют одну единицу следующего старшего разряда.
Позиционной она называется потому, что одна и та же цифра имеет разное значение в зависимости от позиции, которую занимает в записи числа.)
3) Как вы думаете, почему распространение получила именно десятичная система счисления? (Предполагаемый ответ учащихся: раньше считали на пальцах, пальцев у людей на руках десять.)

Тогда послушайте ещё одно стихотворение:

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно.
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

– Как вы думаете, о ком идёт речь в стихотворении? А разгадку этого стихотворения я расскажу вам на следующем уроке. Спасибо за урок. Запишем домашнее задание

Домашнее задание (в данном случае целесообразно давать в конце урока):

1) п. 1 стр.5 – повторить, № 23 (г, д), 24 (е-з), № 27.
2) Всем желающим – проверить, будет ли выполняться фокус, показанный в классе для двузначного, трехзначного, пятизначного числа, каков будет при этом результат.
3) для сильных учащихся, имеющих повышенную мотивацию к изучению математики:

ЗАДАЧА (приготовлена заранее в виде карточки): Из числа 1234567…5657585960 вычеркнуть сто цифр так, чтобы оставшееся число было наибольшим.

Задание олимпиадное, однако, посильное учащимся, если предложить им разбить решение на этапы, в ходе выполнения которых они будут отвечать на вопросы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Запись натуральных чисел. Четные и нечетные числа.

цели: - напомнить и повторить понятия натуральных чисел;

- научить учащихся записывать натуральные числа;

- способствовать воспитанию у учащихся эстетического чувства .

I. Организационный момент

Знакомство с учебником

II. Вводная лекция

Для счета предметов используют числа 1,2,3,4 и т.д. Эти числа называют натуральными.

Натуральные числа 1, 2, 3, 4, 5, … , записанные в порядке возрастания, образуют натуральный ряд, или ряд натуральных чисел.

Нуль – ненатуральное число.

Знаки для записи чисел называется цифрами. Цифры 0, 2, 4, 6, 8 называются четными цифрами. Цифры 1, 3, 5, 7, 9 называются нечетными цифрами. Каждое натуральное число разбивается на разряды, которые читаются справа налево: единицы, десятки, сотни и т.д.

Например, число 105246783009 – сто пять миллиардов двести сорок шесть миллионов семьсот восемьдесят три тысячи девять. Каждое число можно записать в виде суммы разрядных слагаемых. Например, в числе 5307 в разряде тысяч стоит цифра 5, в разряде сотен цифра 3, в разряде десятков – цифра 0, в разряде сотен – цифра 7. Значит,

I – один, V – пять, X – десять, L – пятьдесят, С – сто, D – пятьсот, M- тысяча.

III. Закрепление темы в решении упражнений.

№ 1. Прочти числа 1)23024, 430, 81924, 139990, 300000.

2) 28, 728, 0, 999, 872099.

Письменно:№2. Запиши числа шестьсот тридцать девять ; четыре тысячи двадцать семь; пятьдесят три тысячи восемьсот девяносто девять; четыреста десять тысяч двадцать пять; одиннадцать миллионов двести тридцать две тысячи семьсот восемьдесят семь; тридцать миллионов три.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия нового знания.

Глава 2 Натуральные числа (13 часов) -первый урок

необходимое оборудование: мультимедийный проектор.

Цель: ознакомиться с десятичной системой счисления.

Конспект урока " Запись и чтение натуральных чисел"

Учебник: Математика 5 класс Г.В. Дорофеев и др.

Глава 2 Натуральные числа (13 часов) -первый урок

Предметные: читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их, описывать свойства натурального ряда.

Метапредметные: самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, устанавливать причинно следственные связи, строить логические рассуждения, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, понимать сущность алгоритмических предписаний и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, иметь первоначальные представление о математической науке, как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации, формирование креативности мышления, находчивости и активности при решении арифметических задач.

Цель: ознакомиться с десятичной системой счисления.

Планируемые результаты: оценить преимущества десятичной записи чисел, актуализировать и закрепить знания классов и разрядов десятичной системы, правила записи и названия чисел.

Тип урока: урок открытия нового знания.

необходимое оборудование: мультимедийный проектор.

I. Организационный момент. (2 мин)

- Доброе приветствие учителя.

- Проверка готовности класса к уроку (наличие тетрадей, учебников и др.), домашнего задания.

2. Формулировка темы урока, постановка цели, задачи урока.(3 мин)

Сколько звезд на небе?
А травинок в поле?
Сколько крошек в хлебе?
Сколько капель в море?
На вопросы эти
Не найти ответ,
Но сейчас вам, дети,
Дам один совет.
Если попытаться
С цифрами дружить,
Можно не бояться,
Жить и не тужить.
Не бояться, что обидишь
Ты своих друзей,
Сосчитаешь и увидишь:
Просто, без затей
И конфеты, и игрушки,
Кукол, книжки и хлопушки
Можно поровну делить,
Никого не позабыть.
Если ты считать умеешь,
Все науки одолеешь.
Скажут про тебя ребята:
"Наш дружок - ума палата".
А когда пройдут года,
Будешь взрослым ты тогда.
Космонавтом, может, станешь,
До небес рукой достанешь.
Чтоб в полете не скучать,
Сможешь звезды сосчитать. В.Н. Савичев

О чем говориться в стихотворении?

Что можно записывать с помощью цифр?

Сегодня на уроке нас ждет путешествие в прошлое и узнаем о том как развивались знания о числах. (Выполняются необходимые записи в тетради)

3. Работа по теме урока:

1) Просмотр презентации (15 минут)








Учащиеся отвечают на вопрос.




Учащиеся расшифровывают запись чисел.


В тетради учащиеся записывают обозначения в римской нумерации и переводят числа в десятичную систему.


Учащиеся записывают перевод чисел в десятичную систему



Задание выполняется устно









Учащиеся записывают цифры в тетрадь. Подписывают их название- арабские цифры.




записывают в тетради

4. Физминутка (3 мин)

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

5. Работа в группах. (2мин организация, 10 мин работа)

Класс делиться на три группы. Каждой группе выдаются задания для обсуждения.

Скажите чем интересна и полезна работа в группах?

умение прийти к общему мнению

Помните, что это командная работа!

1)Сколько различных трехзначных чисел можно получить используя цифры 5, 7, 0. Выпишите все такие числа.

2)Напишите наибольшее и наименьшее четырехзначное число используя цифры 5, 2, 0,1

Читайте также: