Чтение 4 класс планета знаний как илья из мурома богатырем стал конспект презентация

Обновлено: 06.07.2024

Коррекционно-развивающие задачи урока: развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, речь.

VI. Беседа о былине как литературном жанре. Словарная работа (5 мин).

Учитель. А сейчас поговорим о литературном жанре – былина. Былиной называется рассказ, в котором описывается жизнь и подвиги русских богатырей. Былины сочинили люди многих столетий назад, и передавались они из поколения в поколение. Они не были записаны на бумаге, их рассказывали друг другу, так они и путешествовали по стране. И только 200 лет назад, у нас в России вышла первая книга, в которой были напечатаны все известные на то время былины. Ученики. Слушают учителя. Словесный метод (рассказ).

Учитель. Запишем определение былины. Былиной называется рассказ, в котором описывается жизнь и подвиги русских богатырей. Ученики. Записывают определение в тетрадь. Практический метод (развитие памяти, слухового восприятия и письменной связанной речи).

Учитель. Кто же такой богатырь?
Ученики. Высказывают свое мнение. Словесный метод (беседа).


Полный текст материала Конспект урока "Как Илья из Мурома богатырем стал"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Перед публикацией материала внимательно проверьте все данные, указанные в вашем профиле. Информация из профиля будет использована при оформлении документов. В случае неполного или неправильного заполнения профиля свидетельства, сертификаты и другие дополнительные документы будут сформированы некорректно.
Проверить личные данные можно здесь

Оценить 474 0

Конспект открытого урока по чтению в 4 классе

Дата:19.04.19.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-практикум.

Воспитательные:воспитывать интерес к чтению произведений устного народного творчества; умение сотрудничать при работа в парах;

Дидактическиесредства:

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Словарь:старина стародавняя, умом светел, нехожалые, недержалые.

Деятельность

Деятельность

Организационныймомент

- Прозвенел уже звонок, начинается урок. Мы сегодня не одни, гости к нам пришли.

- Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните уверенность и спокойствие. Выдохнитетревогу, беспокойство.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Артикуляционнаягимнастика

Вверх-вниз, вверх-вниз. (повторять язычком движения)

Влево – вправо, влево – вправо.

Мы танцуем как попало,

Двигаемся как хотим,

Только главное не спим!

Двигаемся по диагонали,

А теперь мы отдохнем,

Язычок мы наш помнем.

Как известно, зубки наши –

Массажистов нету краше.

Их старанья не напрасны,

Делают массаж прекрасно!

Надо в трубочку скрутиться (трубочка)

Влево – вправо, вверх – вниз.

Вы устали. на бис!

Влево – вправо, вверх – вниз,

Влево – вправо, вверх – вниз.

Актуализациязнаний.

- Сейчас я раздам на каждую парту по набору карточек, из которых вы должны будете собрать скороговорку.

-Прочитайте то, что у вас получилось.

- Как вы думаете, от чьих копыт пыль по полю летела? Кто по полю передвигается?

-А конями, наверное кто-то управлял?

- А как звали этих людей хотите узнать?

- Но сначала вспомним, как называлась наша Родина в старину?

- Так вот, отправимся мы с вами сегодня в путешествие в русскую старину.

Слава русской стороне!

Слава Русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

- А о чем именно мы будем говорить, поможет догадаться небольшой кроссворд. Чтобы отгадать слова, надо назвать первые звуки слов-предметов, изображенных на картинках.

- Какие слова получились?

- Кто уже может сказать, с чем сегодня познакомимся?

Чтение скороговорки с увеличением темпа.

- Кто же такой богатырь?

- Богатыри – это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, люди безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой.

- В центре картины изображен Илья Муромец. Слева от него Добрыня Никитич, справа – Алёша Попович.

- Обратите внимание на Илью Муромца и Добрыню Никитича, куда они так пристально смотрят? Кого увидели?

- О чем они думают?

- Какими же качествами должен обладать богатырь, чтоб одолеть врага?

- На столе у вас карточки. Выберите слова, которые подходят для характеристики богатыря.

- Давайте прочтем какими качествами обладает богатырь?

Дети полным предложением отвечают на вопрос.

Высказывают свои предположения

О том, чтоб их одолеть.

Работа парами с карточками. Зачитывают качества богатыря.

- Дружно встали – раз, два, три-

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

И налево надо тоже.

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Практическаяработа.

-По названию былины постарайтесь определить о ком или о чем пойдет речь?

- Во время прослушивания встретятся слова, значение которых требуют уточнения.

- Приступим к работе с текстом, прочтем первую часть былины и поработаем над содержанием.

- Кто были родители Ильи Муромца?

- Как относились родители к Илье?

- Что огорчало родителей?

- Сколько лет Илья лежал на печи?

- Охарактеризуйте Илью. Какой он был?

- Хорошо ли жилось на Руси в стародавние времена?

- Кто нападал на Русь?

- Каким вы представляете Змея Горыныча?

- Как вы поняли, почему Илья не мог защищать родную землю?

- Что он при этом говорил, прочтите, слова автора?

Читают словарные слова.

Закрепление

- Как вы думаете что правда в этой части, а что выдумка?

- С чем можно сравнить былину?

Только в сказках описывается жизнь простых людей. Бывают волшебные сказки, сказки о животных. А в былинахречьидеттолько о богатырях.

Подведениеитоговурока

- Качества, которыми обладает богатырь…

- С каким произведением работали сегодня?

- Нужны ли были богатыри земле русской?

- Как вы думаете, существуют ли богатыри в наше время?

Информация о домашнем задании и выставлении оценок

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему :

знакомить старших дошкольников с русскими былинами (в обработке И. Карнауховой);

дать представление о жанре былины; показать красоту, выразительность и напевность русского языка:

Восп: Дети, сегодня мы познакомимся с одной из увлекательных страниц русской истории, русской литературы, русской героической сказки.

Дети: Это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Восп: Назовите и покажите на картине старинное оружие богатырей и их доспехи.

Дети: У Ильи Муромца есть копьё и палица.

У Добрыни Никитича – меч и лук со стрелами.

У Алёши Поповича – лук со стрелами.

У всех богатырей надета кольчуга и шлем. Они защищают в бою от врагов. А ещё у всех богатырей есть щиты.

Восп: Молодцы! Вы правильно всё назвали.

Как вы думаете, как же простые люди становятся богатырями?

Дети: нужно много тренироваться; нужно учиться бить врагов; нужно быть здоровым и умным.

Восп:Я с вами согласна. Богатырями не рождаются, богатырями становятся! И это происходит по- разному Можно быть сильным, но трусливым. А можно быть слабым, но очень любить свою Родину, свой народ и тогда родная земля сделает тебя богатырём.

Сейчас я вам расскажу, как Илья из Мурома богатырём стал (воспитатель читает былину из книги И. Карнауховой стр. 51)

Восп:Ребята, я вижу вам понравилась былина. Давайте вспомним, почему Илья жалуется на судьбу, лёжа на печи?

Дети: Он горюет о том, что не может защитить Русь от врагов и разбойников.

Восп: Как получилось, что Илья стал здоров?

Дети: Напоили его нищие странники ключевой да родниковой водой, и стал Илья здоров.

Эти странники, наверно, были волшебниками.

Вода у этих странников была не простая, а волшебная.

Восп: А почему вы считаете воду волшебной? Как об этом говорится в былине?

Дети: В ковше том вода всех рек и озёр Руси – матушки.

И ещё всех ручейков и всех росинок.

Восп: Верно, ребята! Родная земля, вода, которая течёт по этой земле дала Илье Муромцу силушку богатырскую.

Чем же занялся Илья, когда почуял в себе силу богатырскую?

Дети: Стал Илья лес расчищать. За три часа столько расчистил, сколько вся деревня за три дня не расчистит.

Стал он помогать отцу и матери, потому что они были старенькие, им было тяжело работать.

Стал Илья себе коня искать. Купил жеребёночка, вырастил коня.

Восп: Как же удалось Илье вырастить богатырского коня? Как говорится об этом в былине?

Дети: Он много трудился, не ленился. Он жеребёнка пшеницей белоярой откармливал, ключевой водой отпаивал, чисти его, соломки ему подкладывал, на утренней заре во луга выводил, в росе купал.

Восп: Да, ребята, кто трудится, тому всё сбудется.

А что же ещё нужно богатырю для битвы с врагами Земли русской?

Дети: У каждого защитника должно быть оружие.

Илья Муромец выковал себе меч и стрелы для боевого лука.

Он изготовил копьё долгомерное, да ещё палицу булатную.

Восп: Чем же заканчивается былина?

Дети: Илья Иванович Муромец попросил благословения у своих родителей.

Восп: Я прочту вам ещё раз о том, как благословили Илью отец с матерью Руси послужить (воспитатель читает отрывок на стр. 57)

Вот так Илья из Мурома богатырём стал.

Конспект составила Кремнёва Т. А.

  • Познакомить с фольклорными произведениями;
  • дать понятие о былине как жанре фольклора;
  • учить сравнивать рассказы, стихотворения и былины;
  • обучать самостоятельному чтению на уроке;
  • формировать навык чтения молча (про себя);
  • отрабатывать навык выразительного чтения.
    Сравнивать произведения фольклора и указывать их особенности (структура, форма, цель); сравнивать произведения по жанрам и темам; самостоятельно читать текст молча; находить и самостоятельно читать фамилию автора и заголовок, правильно называть произведения.

Читайте также: