Чрезвычайные ситуации природного характера конспект урока 5 класс

Обновлено: 09.07.2024

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок усвоения новых знаний.

ВложениеРазмер
urok_obzh_5_klass_na_seminar.docx 28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель ОБЖ Мантыков В.А.

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок усвоения новых знаний.

Базовое содержание урока:

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

Деятельностный компонент урока

(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Определение темы урока

Учитель загадывает детям загадки-подсказки:

Ученики отгадывают загадки, с помощью которых определяют тему нашего урока:

Коллективное отгадывание загадок, создаёт позитивный настрой на урок

Детям дается задание придумать собственные загадки

и загадать их классу.

1.Как называются опасные природные явления, которые возникают в местах проживания человека, создают реальную угрозу для его жизни и здоровья?

2.Под ногами дрожит, под землей рябь бежит, строения рушит, никого не слушает!

3.Волны мчатся в быстром беге, закипит пучина вод, и покатится на берег все затопит, все зальет. И кварталы городские, превратятся в остова, поплывут меж них людские вещи, бочки и дрова.

4.Ветер в городе у нас бывает, что деревья ломает и крыши срывает!

5.Быстрое смещение или отделение массы горных пород на крутом склоне?

Вы услышали подсказки, как вы думаете, о чем сегодня на нашем уроке будет идти речь?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок усвоения новых знаний.

Базовое содержание урока:

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

Деятельностный компонент урока

(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Организационно - мотивационный этап урока.

Определение темы урока

Учитель загадывает детям загадки-подсказки:

Ученики отгадывают загадки, с помощью которых определяют тему нашего урока:

Коллективное отгадывание загадок, создаёт позитивный настрой на урок

Детям дается задание придумать собственные загадки

и загадать их классу.

1.Как называются опасные природные явления, которые возникают в местах проживания человека, создают реальную угрозу для его жизни и здоровья?

2.Подземные полчки и колебания земной поверхности, вызываемые процессами, происходящими в земной коре?

3.Временное затопление значительной части суши?

4.Он гремит и всех пугает, часто с молнией бывает?

2. Сильный проливной дождь с большими каплями?

3. Видит каждый из ребят электрический разряд. Он гремит и всех пугает. Часто с ливнями бывает!

4. И весной, и даже летом падают они с секретом. И не снег и не дождь, а больно. Могут дел натворить.

Всё в городе порешетить!

5.Ветер в городе у нас бывает, что деревья ломает и крыши срывает!

6. Быстрое смещение или отделение массы горных пород на крутом склоне?

Вы услышали подсказки, как вы думаете, о чем сегодня на нашем уроке будет идти речь?

Учащиеся пытаются сформулировать цели урока, перечисляют вопросы, из которым следуют правильные ответы.

С помощью учителя формулируют тему урока

Тема урока: Чрезвычайные ситуации природного характера.

Формулирование задач урока

Что уже вам известно по новой теме?

На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

Совместно с учителем ребята формулируют задачи урока.

Назвать чрезвычайные природные явления.

Определить, что между ними общего.

Какую опасность для человека представляют чрезвычайные природные явления?

Определить порядок действия населения при чрезвычайных ситуациях природного характера.

Учащиеся пытаются сформулировать задачи урока, перечисляют вопросы, по которым следуют правильные ответы.

С помощью учителя формулируют задачи

Совместно с учителем сформулированы задачи, которые необходимо решить на уроке.

Создание мотивационной установки

Учитель предлагает ребятам просмотреть поочерёдно видеофрагменты с обсуждением каждого фрагмента по схеме:

-Какое чрезвычайное явление мы с вами наблюдали?

-Что вам известно о данной чрезвычайной ситуации?

Видеофрагменты:

Учащиеся просматривают каждый видеофрагмент, идет поочерёдное обсуждение каждого и ребята делятся с учителем собственным опытом (встречались ли они когда-либо с этими чрезвычайными явлениями, обсуждаем эмоции, которые они помнят при встрече с этими чр. явлениями (не/приятно, страшно, опасно, весело, трагично и т.д.))

Учащиеся делают выводы, что с этими чрезвычайными природными явлениями нам очень часто приходиться встречаться и эти встречи не всегда могут для них закончиться положительно, т.к. сила природы очень велика.

В рабочей тетради учащиеся делают зарисовки каждого природного явления с помощью цветных карандашей

2.Процессуально - содержательный этап урока.

Первичное усвоение новых знаний:

Актуализация полученных знаний

-В каких районах нашей страны эти чрезвычайные ситуации природного характера происходят наиболее часто?

- Встречается ли эти чрезвычайные ситуации природного характера в нашем регионе? Как часто?

Ученики отвечают на заданные вопросы используя:

1.Известные им факты из жизни (ответы учеников, яркие примеры из их собственной жизни, прочитанные истории из художественной и публицистической литературы).

2.Используя учебник стр. 77.

3. интернет ресурсы (в поисковике набираем вопросы)

Используя интернет ресурсы (в поисковике набираем вопросы)

находим ответы на поставленные вопросы.

учитель зачитывает статистические факты

Проверка усвоения полученных знаний

- Ученики должны назвать районы нашей страны, где эти чрезвычайные ситуации природного характера происходят наиболее часто?

- Ученики отвечают на вопросы, встречаются ли эти чрезвычайные ситуации природного характера в нашем регионе? Как часто?

Ученики и учитель проговаривают правильные ответы, зачитывают содержания текста учебника на стр. 76,77,79,80, 81.

зачитывает текст в учебнике на стр. 78

Изучение нового материала:

1.Назвать чрезвычайные природные явления.

2.Определить, что между ними общего.

Учитель заранее подготовил нескольких учеников, которые выступили с краткими докладами (презентациями) по темам:

- ураганы, бури, смерчи.

- оползни, сели, обвалы.

Презентации и доклады учеников

Первичное усвоение новых знаний о

-ураганах, бурях, смерчах.

-оползнях, селях, обвалах.

работа с учебником стр.77-82.

выписать краткое определение каждого природного явления

Ученики задают вопросы докладчикам.

Первичная проверка понимания и первичное закрепление полученных новых знаний:

- Ученики должны назвать районы нашей страны, где эти чрезвычайные ситуации природного характера происходят наиболее часто?

- Ученики отвечают на вопросы, встречаются ли эти чрезвычайные ситуации природного характера в нашем регионе? Как часто?

Ученики и учитель проговаривают правильные ответы, зачитывают содержания текста учебника на стр. 76,77,79,80, 81.

зачитывает текст в учебнике на стр. 78

Какую опасность для человека представляют чрезвычайные природные явления?

Учитель предлагает ребятам просмотреть поочерёдно видеофрагменты с обсуждением каждого фрагмента по схеме:

-Какую опасность для человека представляет каждое чрезвычайное явление, которое мы с вами наблюдали?

-Какие действия необходимо предпринимать в каждой чрезвычайной ситуации?

Видеофрагменты:

- ураганы, бури, смерчи.

- оползни, сели, обвалы.

Делают акцент на верных ответах.

3.Этап закрепления

Ученикам предлагается разгадать кроссворд:

1.Быстрое отделение и падение массы горных пород: обвал.

2.Чрезвычайное происшествие на определенной территории, касающееся жизнедеятельности большого количества людей: бедствие.

3. Сильный ветер, меньше урагана, скорость которого достигает 60-100км.в час: буря.

4. Атмосферные осадки: дождь.

5.Стихийно формирующийся в руслах горных рек поток, состоящий из воды, обломков горных пород и песка: сель.

6.И весной, и даже летом падают они с секретом. И не снег и не дождь, а больно. Могут дел натворить. Всё в городе порешетить: град.

7. Видит каждый из ребят электрический разряд. Он гремит и всех пугает. Часто с ливнями бывает: молния

1.Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и часто распространяющийся до поверхности земли: смерч.

2.Шквалистый ветер, скорость которого достигает 120 км/час и более: ураган

3.Временное за топление значительной части суши в результате подъёма уровня воды в водоёмах, реках, озёрах, вызванного обильным таянием снега, ливневыми дождями, ветровым нагоном воды: наводнение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока 5-класса ФГОС. ОБЖ по теме Чрезвычайные ситуаций природного характера.

Методическая разработка урока по ОБЖ

Дата: 12.12.2016г.

Тип урока: изучение нового материала.

Средства обучения: компьютерный класс (мобильный), физическая карта России, доска, карточки по теме.

Цель урока: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях природного характера, причинах их возникновения, распространения, методах изучения, правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях.

Развивающая: сформировать у учащихся мнение об опасности в чрезвычайных ситуациях природного характера

Воспитывающая:продолжить работу по развитию у учащихся навыков безопасного поведения, развитию умения работать в группе.

Планируемые результаты

сформировать понятия: землетрясения, очаг землетрясения, стихийное бедствие, сейсмически опасный район, шкала силы интенсивности землетрясения, наводнение, ураган, буря, смерч, оползень, обвал, сель;

Метапредметные:

Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

Оценивать достижения на уроке;

Оценивать работу одноклассников;

Высказывать суждения, подтверждая ее фактами;

Работать с текстом, презентацией, таблицами.

осознание ценностей знанийбезопасности жизнедеятельности и применять эти знания в определенной ситуации.

Учащийся должен обладать:

ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

опытом участия в социально значимом труде;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

осознание ценностей географических знаний и применять эти знания в определенной ситуации.

Цель : сформировать представление у детей о ЧС природного характера.

Рассказать детям о ЧС природного характера;

Развивать представление о видах ЧС природного характера;

Научить находить выход из сложных ситуаций.

Оборудование : компьютер, мультимедиа, учебники.

Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку.

III . Изучение новой темы.

- Как вы понимаете, что такое ЧС? (Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей).

- Какие вы знаете виды ЧС? (Ураган, землетрясение, наводнение, цунами и т.д.)


Запись в тетрадь

Стихийные бедствия геологического характера:

Землетрясения – подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Очаг - это пространство (объём), внутри которого заключены все сопровождающие землетрясение первичные деформации. Эпицентр - область на поверхности земли, расположенная над очагом землетрясения .


Оползни - скользящее смещение (сползание) масс грунтов и горных пород вниз по склонам гор и оврагов, крутых берегов морей, озер и рек под влиянием силы тяжести. Причины оползней:

Естественные :увеличение крутизны склонов, подмыв оснований склонов, сейсмические толчки.

Искусственные: разрушение склонов дорожными выемками, чрезмерный вынос грунта, вырубка леса, неразумное ведение сельского хозяйства на склонах.


Сели - внезапно формирующийся в руслах горных рек бурный поток, который состоит из смеси воды, обломков горных пород, песка, грунта и различных предметов, захваченных потоком по мере подъема его уровня.


- Каковы Ваши действия при чрезвычайных ситуациях природного характера как землетрясение. (выслушиваются ответы детей)

Ощутив колебания здания, увидев качание светильников, падение предметов, услышав нарастающий гул и звон бьющегося стекла, не поддавайтесь панике (от момента, когда Вы почувствовали первые толчки до опасных для здания колебаний у Вас есть 15 – 20 секунд). Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Покидая помещение спускайтесь по лестнице, а не на лифте. Оказавшись на улице – оставайтесь там, но не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.

Сохраняйте спокойствие и постарайтесь успокоить других! Если Вы вынужденно остались в помещении, то встаньте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры. Если возможно, спрячьтесь под стол – он защитит вас от падающих предметов и обломков. Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели. Если с Вами дети – укройте их собой.

Не пользуйтесь свечами, спичками, зажигалками – при утечке газа возможен пожар. Держитесь в стороне от нависающих балконов, карнизов, парапетов, опасайтесь оборванных проводов. Если Вы находитесь в автомобиле, оставайтесь на открытом месте, но не покидайте автомобиль, пока толчки не прекратятся. Будьте в готовности к оказанию помощи при спасении других людей.

- А как же действовать во время извержения вулкана? (ответы детей)

Защитите тело и голову от камней и пепла. Извержение вулканов может сопровождаться бурным паводком, селевыми потоками, затоплениями, поэтому избегайте берегов рек и долин вблизи вулканов, старайтесь держаться возвышенных мест, чтобы не попасть в зону затопления или селевого потока.

Закройте марлевой повязкой рот и нос, чтобы исключить дыхание пепла. Наденьте защитные очки и одежду, чтобы исключить ожоги. Не пытайтесь ехать на автомобиле после выпадения пепла – это приведет к выходу его из строя. Очистите от пепла крышу дома, чтобы исключить ее перегрузку и разрушение.


Запись в тетрадь

Чрезвычайные ситуации метеорологического характера.


Буря - длительный, очень сильный ветер со скоростью более 20 м/с, наблюдается обычно при прохождении циклона и сопровождается сильным волнением на море и разрушениями на суше.

Это явление характерно для северных широт. Снежная буря – это сильный ветер (более 15 метров в секунду) при низкой температуре (от 7 градусов мороза по Цельсию и ниже), часто сопровождаемая массированными объемами снега, которые переносит этот ветер. В России снежные бури называют буранами, вьюгами, метелями.


Смерч - атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли в виде темного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров.

Как выглядит смерч? Как огромная воронка, спускающаяся с небес на землю. Вокруг нижней её части видно облако разбрасываемых ею предметов, грязи, пыли или воды, если речь идёт о смерче над водной поверхностью. В отличие от вышеупомянутых песчаных или пыльных вихрей, смерч представляет собой единое целое с грозовой тучей — это, можно сказать, её хобот, спустившийся на землю. Смерч не может от неё оторваться и стать самостоятельным. Песчаные же вихри вообще никакого отношения к тучам не имеют.

Механизм возникновения приблизительно такой: в месте соприкосновения пар, содержащийся в тёплом потоке, конденсируется, при этом выделяется тепло, нагревающее воздух в зоне соприкосновения, и он, естественно, стремглав несётся вверх. Природа не терпит пустоты, как известно, и на его место затягивается теплый влажный воздух и расположенный ниже холодный… И пошло-поехало. Мы уже сравнивали смерч с атомной бомбой. Оказывается у них не так уж мало общего ибо происходящее не назовёшь иначе как цепной реакцией.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА( зарядка)

Давайте с вами поговорим о лесных пожарах .

- Что такое вообще пожар? ( Пожар-это неконтролируемое горение, уничтожающее или повреждающее материальные ценности, создающее опасность для жизни людей).


- А что такое лесной пожар? (Лесной пожар – это стихийное, неуправляемое человеком, распространение огня по лесной площади) .


Виды лесных пожаров:

6.Самостоятельная работа.

Виды лесных пожаров

Характеристика

При верховых пожарах обра- зуется большая масса искр из горящих ветвей и хвои, летя- щих перед фронтом огня и создающих низовые пожары за несколько десятков, а в случае ураганного пожара иногда за несколько сотен метров от основного очага. УРАГАННЫЙ ПОВАЛЬНЫЙ СКОРОСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ от 7 до 70 км/ч До 8 км/ч ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ сильный ветер - ХАРАКТЕР ДВИЖЕНИЯ сплошной стеной сплошной стеной

Подземные (почвенные) пожары в лесу чаще всего связаны с возгоранием торфа, которое становится возможным в результате осушения болот. Распространяются со скоростью до 1 км в сутки. Могут быть малозаметны и распространяться на глубину до нескольких метров, вследствие чего представляют дополнительную опасность и крайне плохо поддаются тушению (Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой).

При низовом пожаре сгорает лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки. Скорость движения пожара по ветру 0,25—5 км/ч. Высота пламени до 2,5 м. Температура горения около 700 °C (иногда выше).

А теперь давайте поговорим о ЧС гидрологического характера .

- Перечислите виды ЧС гидрологического характера.(Наводнение, цунами)



Наводне́ние — это значительное затопление определенной территории земли в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде.

Уровень воды в водоёмах зависит от множеств различных факторов. Во всём мире специалисты ведут многолетние наблюдения, отслеживая все сезонные изменения и собирают данные для составления прогнозов. Наводнения и их причины достаточно хорошо изучены. Основными причинами, вызывающими эти бедствия, являются:

Обильные и продолжительные дожди. Затопления суши, вызванные интенсивными дождями, чаще всего происходит в районах с тёплым климатом и высокой влажностью воздуха. Разливы Нила происходят ежегодно, и ещё в Древнем Египте крестьяне учитывали это обстоятельство, изменяя время сбора урожая. В регионах с умеренным и холодным климатом большое количество осадков выпадает гораздо реже, а в областях с сухим климатом наводнения происходят реже всего.

Таяние ледников и снега. Серьёзные проблемы создают весенние талые воды для жителей России. Очень часто именно таяние снега приводит к тому, что реки выходят из берегов и затопленными оказываются целые населённые пункты.

Поднятие дна. Донный рельеф постоянно изменяется, в дельтах и устьях рек скапливаются минеральные отложения. Уровень воды в этом случае поднимается очень медленно, к тому же бедствие можно предотвратить, если вовремя почистить русло.

Цунами. Гигантские волны возникают в результате вулканической деятельности, их появление довольно трудно предсказать и невозможно предотвратить. Поэтому именно цунами становятся причиной самых страшных бедствий. Появление больших волн в озёрах или заливах могут спровоцировать оползни, но случается такое нечасто.

Сильные ветра и ураганы. Ветер может стать причиной образования мощных волн на морском побережье или нагнать большое количество речной воды на отдельных участках речного русла.

Подземные воды. В результате тектонических сдвигов или локальных разрушений земной коры, подземные воды могут выйти на поверхность.

Сели. Сель, даже незначительный, это очень опасное природное явление. Именно они становятся основной причиной разлива горных рек. В некоторых случаях реки полностью выходят из русла. Понятно, что такое наводнение приведёт к серьёзным последствиям

Аварии на гидротехнических сооружениях. Прорыв плотины или авария на гидростанции может иметь катастрофические последствия.

Причиной стихийных бедствий часто становится человеческий фактор. И это не только техногенные катастрофы, к серьёзному наводнению может привести даже неправильно устроенная ливневая канализация.

- Ваши действия во время цунами (ответы детей)

Когда поступит сигнал об опасности цунами, реагируйте немедленно. Каждую минуту используйте для обеспечения личной безопасности и защиты окружающих людей. Вы можете располагать временем от нескольких минут до получаса и более, поэтому, если будете действовать спокойно и продуманно, сможете увеличить Ваши шансы уберечься от воздействия цунами.

Если находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет и газ, и переместитесь в безопасное место. Кратчайшим путем переберитесь на возвышенное место высотой 30-40 м над уровнем моря или быстро переместитесь на 2-3 км от берега. Если Вы едете на автомобиле, следуйте в безопасном направлении, забрав по пути следования бегущих людей. При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени на перемещении не осталось, поднимитесь как можно выше на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность, переберитесь в наиболее надежное здание.

IV . Итог урока.

Тестирование.

1.Эти явления связаны с различными атмосферными процессами:

А) гидрологические природные явления,

Б) метеорологические природные явления,

В) динамические природные явления,

Г) катастрофические природные явления.

А) стихийные бедствия,

Б) аварийные бедствия,

В) политические бедствия,

Г) социальные бедствия.

3 . То, что сложилось на определенной территории, в результате опасного явления природного явления, может причинить много бед?

А) опасная ситуация,

Б) чрезвычайная ситуация.

В) катастрофическая ситуация,

Г) плохая ситуация.

4. Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации?

5. Природные явления, связанные со скольжением масс грунта под действием сил тяжести?

6. Неконтролируемый процесс горения растительности .

В) верховой пожар,

Г) подземный пожар.

7. Чем опасны для человека ураганы и бури?

Б) разрушительной силой,

В) космической силой,

Г) другими воздействиями.

8. Основной составной частью смерча является:

9. Если оповещение об угрозе землетрясения застало вас на улице, как вы поступите?

А)займёте место в ближайшем здании,

Б) займёте место в ближайшем овраге,

В) займёте место в ближайшем лесу,

Г) займёте место вдали от зданий и линий электропередач.

10. Для чего необходимо изучать Основы безопасности жизнедеятельности человека?

А)для того, чтобы быть здоровым,

Б) для того, чтобы стать сильным,

В) для того, чтобы уметь действовать правильно по ЧС,

Г) для того, чтобы быть лучше всех.

Ответы: 1б, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7б, 8б, 9г, 10в.

V . Домашнее задание.

Читайте также: