Конспект урока этика 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

Образованный человек времен Конфуция должен был уметь выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать, считать.

Будучи одаренным всесторонне, в том числе телесно (его рост равнялся 1,91 м), Конфуций в совершенстве овладел всем этим. К тридцати годам он завершил образование и открыл собственную школу, в которой центральное место занимали мораль, ритуал и изучение древних текстов.

Конфуций быстро получил признание как учитель. Но это само по себе не могло его удовлетворить. Он считал, что добродетель неразрывно связана с политикой, знания должны вести к процветанию государства, а наиболее достойным поприщем для ученого человека является сановная деятельность. На 51-м году жизни он поступил на службу к правителю родного царства Jly. Конфуций оказался блестящим чиновником и советником, много сделал для процветания своего государства. Однако его деятельность стала предметом интриг со стороны соседей и обузой для царя, не лишенного порочных склонностей. Царь бросил вызов своему строгому сановнику, демонстративно нарушив одну из ритуальных норм, на страже которых тот должен был стоять. Конфуций оказался перед выбором — или смириться со своеволием правителя, или в знак протеста оставить свой пост. Он выбрал второе: вместе с десятками учеников покинув родное царство, и провел 14 лет в изгнании, скитаясь по разным китайским государствам.

Умер Конфуций на 73 году жизни, пользуясь всеобщим уважением. Его могила, как и место рождения, по сей день свято чтятся в Китае.

Конфуций является духовным отцом китайской нации. Его учение (за исключением двух коротких периодов — в Ш в. н.э. и годы маоистской культурной революции) на протяжении почти двух с половиной тысяч лет пользуются в Китае безусловным признанием и почтением. Оно оказалось также влияние на другие, современные Китаю, страны.

2. ЖЕНЬ: ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Конфуцием здесь сформулирован принцип, который, как уже отмечалось, значительно позже и в другой, европейской, культурной традиции получил название золотого правила нравственности. Выше, лучше этого правила человечество пока ничего не придумало.

слова: «Сдерживать себя, чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала,— это и

Ритуал сам является нравственной мерой поведения, поскольку он обеспечивает согласное существование людей, дает им общие символы. Его нельзя крушить, исходя из абстрактных принципов, даже если таким принципом является жалость к животным. Разумеется, ритуал подвижен, изменчив, но на своей основе и по своим законам.

Почтение сына к отцу, как, впрочем, и забота отца о сыне - первичное, далее

не разлагаемое нравственное отношение. Не существует таких принципов и обстоятельств, вообще не существует ничего такого, что могло бы оправдать доносительство на отца. Человеколюбие неотрывно от сыновней почтительности. В последующем эта конфуцианская установка получила закрепление в юридической практике: в I в. до н.э. были изданы законы, предписывавшие детям укрывать родителей, а в средневековом своде китайских законов доносительство на отца, мать, деда, бабку каралось смертной казнью.

Люди различаются между собой по социальному статусу и месту в системе общественного разделения труда. Для того чтобы у человека, принадлежащего к определенному сословию и выполняющего определенные функции, установились достойные отношения с людьми других статусов и функций, он должен быть на уровне собственного общественного предназначения. Взаимность отношений в социально разделенном обществе реализуется через обмен различными деятельностями, что предполагает и требует честного выполнения каждым своего долга, вытекающего из выполняемой им функции в семье и обществе.

4. ВЭНЬ: ВОСПИТАНИЕ

По сути дела, все учение Конфуция есть ответ на один вопрос — на вопрос о том, как стать благородным мужем.

5. ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ: БЛАГОЛАГОРОДНЫЙ МУЖ

Понятие благородного мужа имеет у Конфуция два взаимосвязанных смысла: принадлежность к аристократии и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократии сама по себе не гарантирует человеческого совершенства, ибо для этого необходима упорная духовная работа над собой. В то же время человеческое совершенство не закрыто и для тех, кому судьба предназначила долю простолюдина.

То, как благородный муж строит взаимоотношения с другими людьми, можно выразить в трех предложениях: он относится ко всем ровно, одинаково; заимствует у окружающих только хорошее и сближается с лучшими; судит только самого себя.

Конфуцию приписывают такое суждение:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК ЭТИКИ В 8 КЛАССЕ

Подготовила и провела учитель

Бутузова Ирина Николаевна

Урок этики в 8 классе

Цель урока: обобщить понятия: добро, доброта, добродетель.

Задачи: становление нравственных убеждений, воспитание морально-этических норм поведения, коррекция речи, познавательной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Добрый день! Очень рада вас всех видеть снова! Я хочу спросить вас, что такое доброта?

- Да, доброта – это нравственная категория, качество человека. Люди, которые им обладают, прекрасны и сильны. Добрый человек, подобно солнцу, излучает свет и тепло, к нему всегда тянутся люди, потому что этот человек дарит им своё доброе сердце.

Как вы понимаете смысл пословиц:

Добрым – добрая слава;

Добрые умирают, да дела их живут;

Доброе дело – два века живёт.

Назовите, пожалуйста, поговорки и пословицы о добре, которые вы знаете. Объясните, как вы их понимаете?

Из всех поговорок мы видим, что человек творит добро. Для кого же человек делает добро? Может ли он делать добро для животных, растений? Как он это делает?

Что чувствует человек, который делает добро?

А как называют человека, который делает добро для других?

ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ, т.е.добро делающий. (Учитель записывает на доске, выделив корни в слове: ДОБРО – ДЕТЕЛЬНЫЙ). Какими качествами вы наделили бы доброго человека? (По мере того как дети называют качества доброго человека, учитель записывает эти качества на доске).

- Конечно же, вы правы. Это и улыбчивость, и вежливость , и милосердие, и великодушие. Этот человек может быть ласковым, внимательным, заботливым и т.д.

Что в лице человека говорит о его доброте? (…улыбка, глаза,…).

Можете ли вы вспомнить чьи-то очень добрые глаза? А какие они?

(…светлые, весёлые, лучистые,…). Давайте представим себе человека - и умён, и улыбчив, и красив он, а обязательно ли добр он?

Конечно, только по внешнему виду нельзя определить, добрый человек или нет.

Так что же является главным показателем доброты человека?

Вы правы, конечно же, это его дела, поступки. А теперь давайте посидим очень тихо, и каждый вспомнит, какое доброе дело он сделал сам. И не пугайтесь, если вы вдруг не вспомните о своём добром деле, тогда вспомните, утешили ли вы кого-нибудь добрым словом? За добрым словом обязательно последует поступок. Я уверена в этом.

Видимо, о доброте человека говорят и внешность, и слова, и мысли его, и поступки.

А изобразить добро можно? Попробуйте, пожалуйста, это сделать.

- Я даю вам немного времени, а вы попробуйте на бумаге изобразить, что для каждого из вас есть добро? В этом вам поможет музыка.

(Дети рисуют, а затем можно организовать разговор по кругу или предложить желающим рассказать о том, что у него получилось, т.е. о том, как он представляет себе добро).

- Молодцы, что вы так интересно рассуждаете, так глубоко мыслите.

Подумайте, пожалуйста, над вопросом: просто ли быть добрым? (На доске открывается плакат или запись с эпиграфом урока:

«Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста …

Доброта приносит радость

Так кто из вас скажет, просто ли быть добрым и почему? (Ребята рассуждают над поставленным вопросом).

Почему доброта взамен не требует награды?

Мы уже говорили о том, что доброе дело приносит радость тому, кто его совершает. И запомните, ребята, что добрые дела нужно уметь делать без всякого вознаграждения, т.е. бескорыстно . Это трудно, наверное, но этому надо учиться.

Я надеюсь, что сегодня вы ещё раз убедились, как хорошо быть добрым и дарить свою доброту людям. Вы поняли также, что не всегда это просто – быть добрым и бескорыстным.

Спасибо всем за урок! Всего вам доброго!

4.Словарь по этике, 1983 г.

Урок этики на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок этики в 8 классе из раздела "Представление людей о добре и зле. Идеал. " на тему "Индивидуально-личностные качества человека и их влияние на характер. Доброжелательность и зависть." Урок построен в форме беседы-дискуссии, где ребята для получения новых знаний опираются на свои ассоциации, видеофильмы, притчи. учатся рассуждать, высказывать свое мнение, делать выводы.Урок этики на тему "Индивидуально-личностные качества человека и их влияние на характер. Доброжелательность и зависть".

Индивидуально-личностные качества человека и их влияние на характер.doc

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал носит рекомендательный характер. Педагог, принимая во внимание возрастные особенности обучающихся, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.

ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: Формирование элементарных представлений об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях русского народа; воспитание культуры поведения.

ЗАДАЧИ:

- развивать у обучающихся этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в соответствии с основами нравственно-правовых норм семейных отношений;

- показать основы этикета, его вектор в древнерусском обществе; повторить и закрепить знания об этикете; находить правильное решение в различных проблемных ситуациях; узнать о правилах семейного этикета;

- развивать у обучающихся творческое оригинальное мышление, сообразительность, чувство юмора, интерес к культуре человека;

- воспитывать заботливое отношение к младшим и старшим родственникам, вежливое и уважительное отношение ко всем членам семьи и к окружающим.

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

Гостиница для обучающихся

г. Моршанск Тамбовской области


ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: Формирование элементарных представлений об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях русского народа; воспитание культуры поведения.

- развивать у обучающихся этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в соответствии с основами нравственно-правовых норм семейных отношений;

- показать основы этикета, его вектор в древнерусском обществе; повторить и закрепить знания об этикете; находить правильное решение в различных проблемных ситуациях; узнать о правилах семейного этикета;

- развивать у обучающихся творческое оригинальное мышление, сообразительность, чувство юмора, интерес к культуре человека;

- воспитывать заботливое отношение к младшим и старшим родственникам, вежливое и уважительное отношение ко всем членам семьи и к окружающим.

Необходимое оборудование: ПК, мультимедийное оборудование; Толковый словарь Ожегова; лист с файлом для индивидуального задания.

ПРОВЕДЕНИЕ: 18 октября 2019 г.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент. Мотивация

ВОСПИТАТЕЛЬ. Здравствуйте, ребята!

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Мы желаем доброго здоровья, мира, счастья.

- Совершенно верно, во все времена невоспитанностью и неуважением к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

Приветствие – это одно из самых важных правил. А каких это правил? Как сказать одним словом, когда мы говорим о хороших манерах, о поведении на улице, дома, в общественных местах?

- Просмотрите видеофрагмент, вспомните историю возникновения правил хорошего тона.

- Послушайте короткое стихотворение и скажите, о чём оно?

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

О чём рассказывается в этом стихотворении?

- Так о каком этикете мы будем сегодня говорить?

- О семейном.

- Теперь постарайтесь назвать тему занятия.

- Семейный этикет.

- Рассмотрите изображения на слайде. Представьте, какие вежливые слова говорят друг другу люди, изображенные на иллюстрациях. И объясните, как вы понимаете, что значит семейный этикет?

Ответы обучающихся.

- Как вы думаете, обязательно ли дома соблюдать правила этикета, ведь мы – дома: сами себе хозяева, да и родные на нас не обидятся?

Ответы обучающихся.

- Так что же нам предстоит узнать по данной теме?

- Узнать правила семейного этикета.

- Совершенно верно, мы с вами продолжим наш разговор о вежливости, а главное, научимся дарить любовь и радость своим близким, будем приветливыми и добрыми к окружающим.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Открытие нового знания

Многие нормы и правила поведения в давнее время были значительно более жёсткими, чем сейчас. Но жесткость эта объяснялась традиционализмом. Если проще, то жили тогда по законам предков. Это, в свою очередь, означало, что в модели поведения люди больше обращались к традиции, обычаям и поступали в той или иной ситуации так, как поступали их отцы. А если ещё проще, то человек больше ориентировался на то, как что-то делали предки в аналогичной ситуации, нежели, скажем, на гласные законы людские.

Авторитетом в роду был старший. Он был хранителем семьи, её обычаев и устоев. Он был ориентиром для молодых. Он был законом для данной семьи.

С выбором профессии в роду и семье были определённые трудности, так как дело было семейное, и ремесло передавалось от отца к сыну. Вольничать в выборе профессий категорически было нельзя. Девушке отводилась роль портной, хозяйки, хранительницы домашнего очага. Делами, которые приносят доход, девушкам было запрещено заниматься.

Слово старшего в роду не только закон, но и перебивать старшего во время его речи было недопустимо. Сейчас тоже действует это правило, но раньше за такой проступок могли и серьёзно наказать.

Интересны и правила этикета во взаимоотношениях гость - хозяин дома:

Гость был обязан уважать хозяина и выполнять обычаи и нормы поведения, принятые в данном доме. Иначе могла сработать поговорка: вон Бог, а вон и порог. Но хозяин дома должен был предложить гостю кров, еду и баню, так как гость находится в положении незащищённости. Данная парадигма действовала очень долгое время.

За столом тоже всё было нормировано этикетом. Пока глава семейства не начинал есть - никто не начинал, пока он не вставал из-за стола - никто не вставал. Глава закончил кушать - все закончили.

Также это касается расположения людей за обеденным столом.

Заведённые обычаи не менялись.

Славяне согласно мероприятию носили специальную одежду, на праздники в повседневной одежде не допускались. Вообще можно было много понять по узору на рубашке или рушнике. Символ говорил, что сейчас переживает человек, что он чувствует.

Большая строгость была и в ношении костюмов. Так, нельзя было одевать, что тебе хочется, только согласно социальному статусу, профессии, возрасту. Известный факт, что замужние девушки могли появляться на людях только в платке.

И таких нюансов было множество. И они были значимы в плане этикета и воспитания личности в целом.

Из озвученных примеров становится понятно, что древнерусское общество было иным в корне. То, что описано, частично подлежит реконструкции, частично просто невозможно сейчас в силу тотального изменения мировосприятия личностью в современном мире. И для нас сейчас элементы славянского этикета – это, безусловно, просто интересно и в большей степени лежат в плоскости развлекательного чтения, нежели конкретного исполнения.

2) Самостоятельная работа (в группах)

Хэндаут (Раздаточный материал)

1) Задание 1.

- Корни семейного этикета мы можем найти и в устном народном творчестве – в пословицах и поговорках.

Закончите пословицы, заполнив таблицу:

Не нужен и клад, (когда в семье лад).

Чем богаты, (тем и рады).

Когда семья вместе, (тогда и душа на месте).

Мой дом – (моя крепость).

В недружной семье (добра не бывает).

В прилежном доме густо, (а в ленивом - пусто).

В семье согласно, (так идет дело прекрасно).

В семью, где лад, (счастье дорогу не забывает).

В хорошей семье (хорошие дети растут).

Девичье смиренье (дороже ожерелья).

Дерево держится корнями, (а человек семьей).

Дети родителям (не судьи).

Для внука дедушка — ум, (а бабушка — душа).

Доброе братство (лучше богатства).

Дом согревает не печь, (а любовь и согласие).

Рассмотрите изображения на слайде. Оцените поведение детей за столом. Сочините правила поведения за столом и впишите их в таблицу.


Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома –

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски поменьше,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками,

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье –

Сложно будет вынимать.

Если к папе или к маме

Тетя взрослая пришла,

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

- Стой! Сдавайся! Руки вверх!

И когда со стула тетя

С перепугу упадет

И прольет себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать

И, гордясь своим ребенком,

Папа руку вам пожмет.

За плечо возьмет вас папа

И куда-то поведет.

Там, наверно, очень долго

Папа будет вас хвалить.

Если вас зовут обедать,

Гордо прячьтесь под диван

И лежите там тихонько,

Чтоб не сразу вас нашли.

А когда из-под дивана

Будут за ноги тащить,

Вырывайтесь и кусайтесь,

Не сдавайтесь без борьбы.

Если вас таки достанут

И за стол посадят вас,

Выливайте на пол суп.

Зажимайте рот руками,

Падайте со стула вниз.

А котлеты вверх бросайте,

Пусть прилипнут к потолку.

Через месяц люди скажут

С уважением о вас:

- С виду он худой и хилый,

Но зато характер тверд.

Когда роняет чашку гость,

Не бейте гостя в лоб.

Другую чашку дайте, пусть

Он пьет спокойно чай.

Когда и эту чашку гость

Уронит со стола,

В стакан налейте чай ему,

И пусть спокойно пьет.

Когда же всю посуду гость

В квартире перебьет,

Придется сладкий чай налить

Отметьте, с какими проблемами столкнулись герои стихотворения? Подумайте, почему так произошло, сделайте выводы и запишите их в таблицу:

если вас пригласили в гости;

если вы приглашаете гостей.

Проверка: обучающиеся зачитывают составленные правила.

- А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете вежливые слова.

- Дружно встали на разминку, пожалуйста.

- Для начала мы с тобой

Повращаем головой, пожалуйста.

- Оборот и оборот.

А потом наоборот, пожалуйста.

- Поднимаем руки вверх, будьте любезны,

- Плавно опускаем вниз, пожалуйста.

- Повороты влево-вправо, будьте добры, -

Это лёгкая забава.

Приседаем быстро, ловко. -

Здесь видна уже сноровка.

- Извините, а теперь ходьба на месте, -

Это тоже интересно.

- Отдых кончен наш, друзья!

Будьте любезны, нам за столы садиться пора.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Подведение итогов

По какой теме мы работали на занятии?

- Семейный этикет.

- Что нового для себя узнали? Чему научились?

Просмотр видеофрагмента.

- Для чего же необходим семейный этикет? Что будет, если в вашей семье его не будут соблюдать?

- Подумайте и скажите, чем красивые дела отличаются от красивых слов?

2. Рефлексия

- С помощью мимики покажите своё настроение (улыбка), а с помощью жестов поблагодарите друг друга за работу (аплодисменты).

- Наша школьная гостиница – это маленькая семья. И очень хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

Читайте также: