Численность населения и размещение людей на земле 7 класс конспект и презентация
Обновлено: 06.07.2024
3 Сколько людей проживает на Земле? 7 млрд. чел. Какие страны занимают первые места по численности населения? Китай, Индия, США Какое место занимает Россия? 9 место Как определяют численность населения? по переписи Когда была последняя в Росси 2010 г.
4 Численность населения Земли.
5 Естественный прирост населения это - разность между числом родившихся и числом умерших.
6 Миграции – переселение людей.
8 Причины миграций Экономические Политические Религиозные
9 Направления современных миграций Задание: используя текст учебника стр.71 (предпоследний абзац), покажите на контурной карте (стр. 3) стрелками основные направления современных миграционных потоков.
10 Плотность населения – количество людей на 1 км 2 площади. Средняя плотность населения Земли составляет 40 чел. на 1 км 2 Средняя плотность населения России – 8,3 чел. на 1 км 2
12 Причины влияющие на плотность населения 1. Природные условия 2. Развитие хозяйства 3. Давность заселения
13 Нанесите на контурную карту штриховкой районы с высокой и низкой плотностью населения.
14 Причины влияющие на миграции естественный прирост Болезни Войны Политические Развитие медицины Экономические Эпидемии Культурные традиции Религиозные традиции
15 Разность между числом родившихся и числом умерших - Переселение людей - К оличество людей на 1 км 2 площади – Плотность населения Миграции Естественный прирост населения
16 Предполагаемые пути расселения человека на Земле
17 Итог урока С какими понятиями познакомились? Естественный прирост Миграции Плотность населения Какие причины миграций? Экономические Политические Религиозные
18 Домашнее задание П. 12 Творческое задание: соберите данные о рождаемости, смертности и приросте населения вашего подъезда за год.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ 7кл сколько людей на земле и размещение.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сколько людей на планете Земля?
Интересные факты Каждую секунду появляется 3 человека Каждую минуту – 175 человек Каждый час – 10,4 тыс.человек Каждые сутки 250 тыс.человек Каждую неделю на Земле появляется новый Гамбург Каждый месяц – население такой страны, как Австрия Ежегодно в мире рождается около 140 млн. чел.
Основополагающий вопрос. К чему может привести перенаселения мира?
Интересные факты из статистики: 7ми-миллиардный ребенок появился в Калининграде (РФ) 31 октября 2011 года Сейчас на планете на 2017год проживает 7.44 млрд.чел. В России сейчас на 2017 год примерно147 млн.человек В Кировской области 501,5 тыс. чел В Вятских Полянах 32,8 тыс.чел.
Что же влияет на рост численности населения? Задание- прочитать текст стр.41 учебника (2 минуты) Ответить на вопросы Какие основные показатели демонстрируют динамику численности ?
Как рассчитать прирост(убыль) населения? в ‰ (количество человек на каждую тыс. чел. Абсолютный показатель ЕП – естественный прирост, Р - рождаемость, С-смертность Р>С, то ЕП – положительный(взрыв), Р
Выбранный для просмотра документ модель урока Население Земли 7кл.doc
Модель урока по географии в 7 классе
Дидактическая цель : создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты (цели урока):
Предметные: формировать у учащихся знание об основных показателях динамики численности населения Земли и закономерностях размещения людей на планете;
Метапредметные: развивать умение анализировать текст учебника, графики динамики населения, тематические карты и преобразовывать информацию в виде схемы причинно-следственных связей;
Личностные: формировать личностные представления о целостности природы и населения Земли.
Цель для детей: выявить основные показатели, влияющие на динамику численности населения и географические закономерности размещение людей на планете.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Задания для развития УУД:
На основе анализа интересных фактов и графика динамики численности населения сделать выводы, к чему может привести рост численности население;
На основе анализа тематических карт и выполнения практических заданий учебника выявить причинно- следственные связи размещения людей на планете;
Систематизировать информацию об адаптации жизни людей на планете в тетради.
Выдвигают свои мнения по этому поводу
Первичное усвоение нового материала
1. Предлагает прочитать текст на стр.40 учебника и ответить на вопросы (сл4) :
Самый распространенный способ расчета численности населения?
Когда и где впервые начались первые попытки сосчитать людей?
С какого века начались регулярные переписи населения?
С какого года начались переписи в России?
Кто знает, а в каком году была последняя перепись в России?
Сколько сейчас численность населения?
Какие страны лидируют по численности?
Россия на каком месте по численности населения? (сл5)
4. Предлагает ответить на вопрос: А как такое количество людей размещается на планете? (сл8) Предлагает вспомнить площадь Земли и рассчитать среднюю плотность населения. (сл9,10) Ответить на вопрос (сл11) : Везде ли возможна на планете одинаковая плотность? И определить районы с максимальной и минимальной плотностью; определить размещение людей по полушариям (сл12) , по материкам и частям света и сделайте выводы (сл13) .
5. Предлагает выполнить практические задания на стр.43 учебника, используя тематические карты атласа. На основе полученных результатов вывести причинно-следственные связи: факторы размещения – результат (сл14-18). Предлагает определить, а что еще может оказать влияние на плотность населения в современное время (сл19)
Анализируют диаграммы атласа, отвечают на вопросы.
4. Отвечают на вопрос, делают расчеты, Анализируют карту плотности и отвечают на вопросы и задания учителя
Определяют, что на плотность могут оказывать исторические и экономические факторы, что сейчас люди адаптируются к любым природным условиям
Первичная проверка понимания
Предлагает выдвинуть свои идеи на поставленный в начале урока вопрос: К чему может привести перенаселение мира? (сл20)
Предлагает выполнить задания для г. Вятские Поляны. (сл21)
Выполняют задание в паре, отвечая на вопросы учебника.
Организует проверку усвоения материала - результаты самостоятельной работы в тренажере с. 16-17 № 7,8, с.27 №5,
Производят взаимопроверку и корректировку по теме
Информация о домашнем задании
Записывают задание на дом
Отвечают на вопросы, анализируя собственную деятельность на уроке
П одведение итогов урока
Предлагает ответить на вопросы: Итак, какие основные показатели характеризуют динамику численности населения? Какие основные закономерности размещения людей на Земле?
Отвечают на вопросы.
Познавательные – уметь работать с текстом учебника, анализировать и структурировать полученную информацию, работать с диаграммами учебника, сравнивать страны, регионы по приросту и плотности населения, работать с тематическими картами атласа;
Коммуникативные – умение обмениваться устной и письменной информацией, умение ставить вопросы, работать индивидуально и в парах, умение организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Регулятивные – умение быстро включиться в работу, определять цель и задачи урока, оценивать свои действия и правильность выполнения поставленной учебной задачи.
Интернет – ресурсы: статистические данные по населению (города, области, России, мира)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Филиала НВМУ (Владивостокское ПКУ)
Думенко Оксана Анатольевна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: География
Тема урока: Численность населения и размещение людей на Земле.
Цель урока: Формирование представления об особенностях численности и размещении населения Земли.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование: Карта, учебники, тетради-тренажёры, атласы, мультимедийная презентация, интерактивная доска, компьютер.
Конспект разработан к учебнику: Кузнецов А.П. География. Земля и люди. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. – М.: Просвещение, 2014 (Сферы).
Учащийся научится:
Читать карты рождаемости, смертности, естественного прироста. Определять по карте средней плотности населения наиболее и наименее заселённые территории суши. Находить и систематизировать информацию об адаптации жизни и хозяйственной деятельности человека к природным условиям.
Учащийся получит возможность научиться:
Анализировать графики изменения численности населения во времени с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения мира. Решать практические задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста.
Регулятивные: Самостоятельно создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения и учебных задач. Определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и практической. Выдвигать гипотезы, версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные: Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Уметь вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы. Понимать позицию другого. Корректировать своё мнение.
Формировать стремление к познанию того, что неизвестно, но интересно; определение значимости географических знаний сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту.
Организационный этап
- Проверка готовности класса к уроку
Основной этап.
Актуализация знаний.
- Где и когда появился человек на Земле?
- Почему на Земле живут люди разных рас?
- Чем они различаются?
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Сколько человек проживает на Земле?
- Что происходит с численность населения Земли?
- Почему нас становится больше, от чего это зависит?
На сегодняшнем уроке мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.
Тема урока: Численность и размещение населения.
Первичное усвоение новых знаний:
В марте 2017 года население Земли перевалило за отметку 7,5 млрд человек.
- Как же об этом узнали?
В большинстве стран численность населения определяется с помощью всеобщей переписи населения.
Перепись проводится регулярно раз в 5 или в 10 лет.
- Когда была последняя перепись в России? (2010 г.) Ближайшая рассчитана на 2020 год.
Первые переписи проводили в Древнем Египте, Месопотамии около 3 тыс. лет назад.
- Для чего проводили эти переписи? (налоги, армия).
Многие тысячелетия численность людей на Земле была небольшой и увеличивалась медленно (рисунок на стр. 40 в учебнике)
- Определите, примерно в каком году человечество достигло отметки в 1 млрд.? (1800 г.)
С XIX века начался бурный рост, который продолжается в настоящее время. В настоящее время численность населения мира ежегодно увеличивается на 100 млн чел ., причем 90% прироста приходится на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.
- Каков прогноз?: 2050 г. – 9 млрд.
уровень развития стран
голод, болезни, войны, стихийные бедствия.
Изменение численности населения определяется соотношением рождаемости и смертности: ЕП = Р – С
Сейчас в мире Р – 25‰ С - 10‰ ЕП - 15‰ (в России Р-11, С-13)
В настоящее время в мире каждую минуту рождается 252, а умирает 107 человек. В результате ежеминутно прирост населения составляет около 145 человек.
В разных странах ЕП разный (стр. 41 в учебнике)
- Определите: в какой стране самая высокая:
От состояния рождаемости и смертности в разных странах зависит и средний возраст жителей этих стран. В странах с высоким приростом населения много детей. Страны с низким приростом отличаются высокой долей пожилых.
Откройте Тетради-Тренажёры на стр. 20 задание № 1.
- Равномерно ли заселена наша Земля?
Расселены люди на планете крайне неравномерно. Примерно 1/10 часть суши до сих пор необитаема.
- Назовите эти территории (Антарктида, Гренландия и …).
Рисунок на стр. 42 в учебнике.
- В какой части света проживает больше всего людей?
- В каком полушарии проживает больше всего людей?
(В восточном полушарии живет 85%, в северном – 90%, в Азии – 60% всего населения Земли).
Главным показателем, характеризующим размещение населения, является плотность населения . Плотность населения – это число жителей на 1 км² территории.
Средняя плотность населения Земли – 50 чел./км 2 .
По карте в атласе (стр. 16-17) определите районы с Макс. плотностью населения.
Южная Азия Приведите примеры стран.
- Какие причины влияют на размещение людей?
Причины неравномерного заселения:
Близость к морю.
История освоения территории.
Уровень развития региона.
Первичная проверка понимания и первичное закрепление:
Выполним Задания в Тетрадях-Тренажёрах: на стр. 16 № 4,5,6,7,8.
Население Земли - это общее количество людей, проживающих на нашей планете.
На сегодняшний день на Земле проживает 7.85 миллиарда человек
Человечеству понадобилось более 200 000 лет, чтобы достичь населения в 1 миллиард человек (до 1800 года) и примерно 200 лет, чтобы это количество выросло до 7 миллиардов.
Численность населения определяют по переписям
Причины, влияющие на численность населения
- Рождаемость (Р)
- Смертность (С)
- Возраст населения
- Продолжительность жизни
Разница между числом родившихся и числом умерших людей называется естественным приростом (ЕП)
Если рождаемость превышает смертность, то наблюдается естественный прирост населения.
Если смертность превышает рождаемость, то наблюдается естественная убыль населения.
Определите естественный прирост населения в России в 2019 году, если рождаемость 1481074 человек, а смертность 1798307 человек.
Сделайте вывод, прирост или убыль населения наблюдалась в России в 2019 году?
Решение: ЕП = Р- С
ЕП = 1481074 - 1798307 = - 317233
Вывод: В 2019 году в России наблюдалась естественная убыль населения?
Важный показатель, характеризующий население – это средний возраст населения.
Средний возраст населения земли составлял 30 лет в 2018 году .
Миграции это переселение людей на новое место жительства
Плотность населения – это количество людей на 1км2
Домашнее задание: параграф 13, Выполнить практическую работу (практикум) на стр. 73,74
номера 2, 3 (а,б, г, д) письменно на оценку.
-75%
Читайте также: