Конспект урока чтения знакомства с новыми звуками и буквой их обозначающей
Обновлено: 09.07.2024
· предметные: познакомить учащихся с новой буквой и звукам и, формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; способствовать формированию навыков правильного чтения слова. метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками.
· личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.
· по источнику знаний: словесные, практические;
· по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
· по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Автор: Ирина Владимировна Мезенцева
Конспект урока чтения по теме:
Учитель: Мезенцева И.В.
г.Ухта , 201 5 -201 6 уч. год
Предмет: литературное чтение.
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема : Звуки [ с ]и[ с , ]. Буквы С,с.
познакомить учащихся с новой буквой и звуками,
формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки;
развивать фонематический слух;
способствовать формированию навыков правильного чтения
способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролироват
ь и оценивать учебные действия;организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками.
развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.
по источнику знаний
по уровню познавательной активности:
по принципу расчленения или соединения знаний:
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки со схемами слов, карточки для парной и групповой работы, мультфильм.
- Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё мнение;
- уметь исправлять результаты своих действий;
- Коммуникативные УУД
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
- учиться работать в паре;
- умение принимать решение, брать ответственность за свои действия;
- Познавательные УУД
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках и во внеурочное время.
I. Организационный момент
1. Включить детей в деятельность
2.Эмоционально настроить детей на урок, создать ситуацию успеха
3.Воспитывать культуру поведения.
Создание положительного эмоционального настроя учащихся
- Хочется, чтобы урок получился интересным, а вы получили новые знания.
Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные : волевая саморегуляция.
II. Мотивация учебной деятельности
1. Эмоционально настроить детей на урок, создать ситуацию успеха
2.Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке
3.Определить тему и цель урока
4.Добиться понимания и принятия учебной задачи урока
- Что вы видите перед собой?
- Что такое алфавит? Приготовим к работе речевой аппарат.
- читать громко, четко, называть каждую букву так, как она звучит в русском алфавите.
- Покажите, кто считает, что справился с задачей.
- Вам было предложено выучить по выбору понравившееся стихотворение. ( слайд )
- Кто выучил стихотворение Е.Благининой? Почему?
- Кто учил стихотворение О.Григорьева? Почему?
- Оцените ( критерии оценивания)
- Коллективное чтение детей
Учащиеся аргументируют свой выбор.
- Учащиеся оценивают чтение
Коммуникативные УУД: Сотрудничество, владение речью
мотивация, развитие интереса к чтению
Коммуникативные :сотрудничество, владение речью
Регулятивные УУД : осуществлять анализ, делать выводы самостоятельно.
III. Актуализация знаний,
cамоопределение к деятельности
1.Активизировать знания, умения и навыки по теме урока
2.Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности
- О каком помощнике идет речь?
- О каком сигнале светофора речь?
- На это свет дороги нет, дороги нет. ( слайд )
- Какой последний звук в слове?
- На этот свет подожди, не спеши.( слайд )
- Назови последний звук в слове.
- Ну а на это свет желаем всем счастливого пути. ( слайд)
- Какой последний звук вы слышали во всех трех словах?
Учащиеся отгадывают загадки, произносят новый звук.
Предметные УУД : отгадывать загадки
Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий. ( Познавательные УУД)
Осуществлять анализ, делать выводы самостоятельно. (Регулятивные УУД
Цель: Сформировать представления детей о том, чему новому они научаться на уроке .
- Попробуйте сформулировать тему урока. ( слайд )
- Какие задачи поставим перед собой на уроке?
- Научиться распознавать [Й'] в словах, научиться обозначать звук [Й'] буквой Й.)
- Для чего нужно знать сигналы светофора? ПДД должны соблюдать как пешеходы, так и водители транспортных средств.
- О каком транспортном средстве речь?
- Дайте характеристику каждому звуку в слове.
- Назовите еще раз последний звук. Характеристика.
- Дать характеристику новому звуку.
- Какой буквой обозначается новый звук.
- Читать слоги, слова, предложения с этой буквой.
Учащиеся отвечают на вопросы,
дают характеристику звукам.
Дети произносят звук.
При произнесении звука воздух встречает преграду, поэтому этот звук согласный.
Звонкий звук или глухой.
- Этот звук звонкий.
выделять и формулировать познавательные цели.
Сотрудничество, владение речью (Коммуникативные УУД)
Строить монологические высказывания,
анализировать изучаемые объекты
Способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации.
Анализировать изучаемые объекты
V.Усвоение новых знаний и способов деятельности
1. Узнавание нового звука в словах ( игра)
- Будем узнавать новый звук в словах, а помогать нам будут животные, которые придут к нам в гости. Если в их названии будет новый звук, то они уедут от нас на трамвайчике, а если нет, то им придется выбрать другой вид транспорта. ( слайд )
1. Чик – чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей!
Кто это? ( воробей )
- Где в слове услышали звук [Й']?
2.Без работы ,хоть убей,
Жить не может…( муравей )
3. Вещунья – белобока,
Зовут ее …. ( сорока )
4.Словно елка, весь в иголках.
В клубок свернется,
Взять не дается. ( ёжик )
- А почему? Если бы попросила написать это слово, то какая в нем первая буква?
- А в каких еще позициях эта гласная обозначает два звука?
- Какие еще изученные нами гласные совершают такие чудеса?
В тетрадях напечатаем букву Й.(показывает на доске,как печатать букву Й.)
- Вот новая буква занимает свое место в ленте букв
- Почему эта буква стоит именно в этом ряду?
В тетрадях напечатаем букву Й.(показывает на доске, как печатать букву Й.)
- Не путать с буквой И!
Работа со светофориками
Принимают учебную задачу:
распознают новый звук в словах, определяют место звука в слове.
Ё – хитрая гласная, стоит в начале слова
Учащиеся сообщают интересные факты про новую букву.
подведение под понятие, выведение следствия, анализировать изучаемые объекты.
Коммуникативные : умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Планирование учебного сотрудничества с учителем.
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Осуществлять анализ, делать выводы самостоятельно. (Регулятивные УУД
Снятие напряжения умственной и мышечной
2. Работа с Азбукой
Откройте учебник на стр. 35.
- Вот новая буква, которая приехала к нам на трамвайчике.
- Читаем столбики слов.
Один ученик читает это слово как вопрос, другой – как ответ.
- Оцените свою работу.
Вспомнить правило работы в паре.
Самостоятельно оценивают свою работу
Развивать умение работать самостоятельно. ( Предметные УУД
Способность к самооценке учебной деятельности. (Личностные УУД)
Работа в паре. ( Коммуникативные УУД )
3. Работа с текстом. Применение нового знания на практике.
Цель: чтение текста, работа по содержанию, над лексическим значением слов
4. Работа с иллюстрацией с.34
- Рассмотрим картинку на стр. 35
1. Работа с иллюстрацией
- Попробуйте объяснить лексическое значение слов:
снайпер – очень меткий стрелок,
отвага – смелость, храбрость.
- Предположите, о чем будет текст.
Чтение про себя, вслух.
Найдите ответы и прочитайте.
- Ответьте на вопросы.
- Кем был дедушка на войне?
– Какая награда есть у него?
– Что говорит мама о дедушке?
- Как понимаете эту фразу?
- Какой подвиг он мог совершить?
- Как можно озаглавить текст?
- От чьего имени ведется повествование? Чему учит текст?
Прочитайте текст по цепочке
- Поинтересуйтесь дома, как ваши прабабушки и прадедушки жили в военное время, а потом расскажите об этом в классе.
- Никого не оставила без внимания иллюстрация на с.34.
- Назовите одним словом тех, кто на ней изображен.
- Подберите слова, близкие по смыслу.
На этой иллюстрации защитники Отечества разных времен. Менялся мир, менялась армия, менялось вооружение.
учащихся с новыми звуками и новыми буквами, учить читаь слоги, слова, предложения с новыми звуками.
Тема: Звуки [ т ], [ т’], буквы Т т.
Цель: познакомить учащихся с новыми звуками и новыми буквами
Задачи: обучающие:- учить читать слоги, слова, предложения с новыми звуками
развивающие:- развивать речь, расширять кругозор учащихся
воспитательные:- воспитывать любовь к животным, прививать любовь к чтению, строить работу урока с учётом личностно-ориентированного подхода к учащимся, создавая на уроке ситуацию успеха
2.Повторение пройденного. Чтобы попасть в прекрасную страну Лукоморье, надо открыть вот эти ворота.(Учитель показывает на доску, где прикреплены сказочные ворота с большим навесным замком) А чтобы их открыть, надо ответить на следующие вопросы:
-Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
-Какие звуки называются гласными? ( которые произносятся голосом, при произношении не встречают преграды и образуют слог; гласные звуки бывают ударные и безударные)
- Какие гласные звуки мы уже изучили? Назовите их. ([а, о, у, ы, и ])
-Какие звуки называются согласными? (которые произносятся голосом, при произношении встречают преграду или издают шум)
- Какими бывают согласные звуки? (звонкими или глухими, твёрдыми или мягкими)
- Назовите только звонкие звуки, которые мы изучили. ([ н ] [ н’])-Назовите только глухие звуки, которые мы изучили. ([к, к’, с, с’ ])-Назовите только твёрдые звуки среди изученных.( [ н, к, с ])
-Назовите только мягкие звуки среди изученных.( [ н’ к’ с’ ])
-Какими буквами можно записать эти звуки, прочтите по ленте памяти.(эн, ка, эс)
У Лукоморья дуб зелёный. Златая цепь на дубе том. И днём, и ночью кот учёный
-Ребята, а кто запомнил, как называется страна , в которую мы попали?( Лукоморье)
-Посмотрите, кто ходит возле дуба? (когда открыли ворота, на доске появилось изображение учёного кота на цепи возле дуба) (кот) -Скажите это слово по слогам? (кот) -Сколько слогов в слове кот?(1) Почему? (ЛИБО: рука один раз опускается вместе с подбородком, ЛИБО: в слове кот один гласный звук)-Назовите сколько звуков в этом слове? (их три [к ,о, т] ) Ученик:Кот-1слог, первый звук [ к ]- согласный, глухой ,твёрдый,второй звук [ о]-гласный, ударный. Звуки [к] и [о] образуют твёрдое слияние КО (выставляет схему)третий звук [ т ]-звук вне слияния, он согласный, глухой, твёрдый; обозначаю его синим квадратиком -Ребята, вы работали самостоятельно. Сверьте с доской .У кого так же , как на доске, поднимите руку. -Произнесите последний звук. ([ т ]) Какой он? Дайте ему характеристику.(он согласный, глухой, твёрдый)-Почему согласный? (образуется голосом, при произношении встречает преграду)-Почему глухой? (произносится глухо, закрыв уши проверили)-Почему твёрдый? (произносится твёрдо)-Как обозначили на схеме?( синим квадратиком)
(Девочка из класса читает стихи и показывает весёлую картинку.)Тэ в антенну превратилась
И на доме очутилась.
-Как называется такое слияние?( мягкое слияние)-Какой звук обозначает мягкость предшествующего согласного звука? ([и])-Посмотрите внимательно в учебник и обратите внимание на букву тэ из старославянского алфавита.*Чтение слов.
Словарная работа. -Прочитайте слова на доске :ко||т с||ко||к на ок|но
-Объясните смысл второго и третьего слов.(дети объясняют)-Рассмотрите первый рисунок в учебнике. -Кто на нём изображён? (кот)-Что делает кот? (прыгает на окно)-Найдите ниже предложение ,которое подходит к этому рисунку. Прочти это предложение вслух. .(Кот скок на окно.)-Дети, прочтите это предложение жужжащим чтением. Прочти его ещё раз вслух.
-Рассмотрите второй рисунок. Что произошло? ( Кот спрыгнул с окна и уронил цветок.)-Найдите ниже предложение, которое подходит к этому рисунку.
-Аня, прочитай предложение вслух.(Кот скок с окна.)-Дети, прочитайте предложение жужжащим чтением. -Никита, прочти предложение ещё раз вслух.
-Ребята, а кот это какое животное дикое или домашнее? (домашнее)-Каких домашних животных вы знаете? (ответы детей)-У кого дома есть домашние животные? Как надо с ними обращаться?( ответы детей)-Ребята, давайте подведём итог на данном этапе урока. Работая в учебнике чему мы с вами учились? (учились читать слоги, слова, предложения)-Давайте вспомним о своих домашних животных и отдохнём.
Физ.минутка (с использованием аудиозаписи)Выполняя физ.минутку , учитель показывает детям движения. Уселась кошка на окошко ,
И стала лапкой носик мыть.
Её движения немножко
Теперь мы сможем смело повторить.
Раз, два, три. Ну-ка, повтори.
Раз, два, три. Ну-ка, повтори.
Три, четыре, пять. Повтори опять.
Три, четыре, пять. Повтори опять.
Очень хорошо!-Продолжаем работу.
-Ребята, а как можно назвать такого кота, который уронил цветок? (проказник)-Сейчас мы прочитаем ещё одну историю, которая произошла с таким котом.(Ученик читает текст из учебника: У Тани кот. У Сани и Никиты окуни. А кот тут как тут! Ну и котик- коток!)- Ребята, прочитайте предложение о том, у кого был кот? (У Тани кот.)- У кого были окуни? ( У Сани и Никиты окуни.)-Где был кот ? Прочтите. ( А кот тут как тут.)-Что о нём сказал автор? Прочтите, пожалуйста. (Ну и котик –коток.)- Почему автор так сказал? ( Кот хотел съесть рыбу.)Один ученик читает ещё раз этот текст вслух, а другой пробует пересказать.
Рефлексия.-Понравился ли вам урок? (ответы детей)-Покажите, а какое у вас сейчас настроение? ( Дети показывают лица весёлые или грустные. Если у кого-то плохое настроение, обязательно спросить почему и подбодрить детей.)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Рыжова Оксана Анатольевна
учитель начальных классов
Тема урока. Звук[ч], буква ч.
Цель : знакомство с новым звуком [ч] и буквой ч.
создать условия, чтобы все обучающиеся научились выделять, распознавать звук[ч], научились читать слова с этой буквой, познакомились с её написанием
создать условия для развития фонематического слуха, мышления, речи, воображения, словарного запаса, орфографической зоркости
создать условия для развития интереса к родному языку, бережного отношения к друг другу и окружающим
стимулировать двигательную активность, умение сосредотачиваться, развивать интерес к выполнению упражнений, формировать культуру понимания собственного тела
Тип урока : изучение нового материала
Последовательность этапов урока:
1.Организационное начало урока
4.Изучение нового материала
5. Работа на чистом альбомном листе и прописи
6. Закрепление изученного
7. Домашнее задание.
8. Подведение итогов
Организационное начало урока.
Повторение пройденного.
-Чем похожи все произнесённые слова? Какие они?
Добрые, приятные, светлые. Желаю вам, мои ученики, дарить почаще такие слова друг другу и окружающим, и в ответ вы услышите только хорошие, солнечные слова, слова любви, добра. И мир станет лучше.
-Какой из выученных звуков слышится во всех словах? (Звук[й])
В чём его особенность? ( Он всегда мягкий) и живёт в домике с зелёной крышей
-Какие звуки всегда твёрдые? ( [ ж],[ ш ]) и живут в домике с синей крышей.
Поможем одинокому [ й] сегодня на уроке найти друга! Для этого отгадаем загадки нашей гостьи и выделим из отгадок новый звук.
Нет ног, а ходят
Рта нет, а говорят
Когда спать, когда вставать
Когда работу начинать. (часы)
-Какой звук встречается во всех словах?
Попробуйте сформулировать тему урока. Отталкиваясь от темы, сформулируем задачи нашего урока ( Задачи формулируются с использованием опорных слов: познакомиться, учиться выделять, учиться читать, учиться писать).
Цель нашего урока – познакомиться со звуком ч и буквой ч, которая его обозначает; будем учиться отличать звук ч и букву от других звуков и букв; учиться читать слоги и слова с новой буквой, познакомимся с её написанием и узнаем биографию (историю жизни) буквы.
Изучение нового материала.
а) Сейчас вы будете исследователями. Произнесём ещё раз этот звук.
- Первый ряд подумает над вопросом согласный он или гласный? Почему?
-Второй - ответит звонкий он или глухой? Как доказать?
-Третий – проанализирует мягкий он илитвёрдый?
- Произнесите слово, где этот звук мягкий.
- Можно ли его произнести иначе?
- Что заметили? Звук произносится одинаково, он всегда мягкий. (Параллельно заполняется схема звуковичка).
б) Поучимся слышать этот звук в речи отличать его от других. Хлопок, если есть звук в слове. Молчок, если его нет.
Черепаха, не скучая
Час сидит за чашкой чая.
- Откроем учебники на странице 134 и самостоятельно оденьте, обуйте звуковичка. Учитель помещает звуковичка в домик с зелёной крышей.
в) Звук ч обозначается буквой ч. Поместить на доску плакат с изображением буквы ч.
Да, вы правильно решили
Ч мы пишем, как 4
Только с цифрами, друзья,
Путать буквы нам нельзя.
г ) Поупражняемся в чтении слогов, слов с данной буквой по цепочке.
-дополните слоги до слога
- чтение слов первого столбика громко и радостно !
-чтение слов второго столбика тихо с грустью
- чтение слов третьего столбика протяжно и плавно
-чтение слов четвёртого столбика прерывисто, как робот
-чтение пятого столбика с удивлением, вопросом
6, 7, 8 столбики читают про себя
чай чаёвничали чашка
чайник чаша чашечка
чаепитие чаши чаёк
-На какие 2 группы можно разделить эти слова? Почему? ( Они однокоренные, т.к. одинаковый смысл и корень) Подчеркните слова одной группы синим цветом, а красным слова другой группы.
д ) Посмотрите на прочитанные слова. Что заметили? ( Слоги ча и чу выделены цветом)
- Кто может ответить на этот вопрос? ( Ча пиши с гласной а, чу пиши с гласной у)
- А вы знаете почему?
-Что дальше писать?
-Сформулируйте правило.
-Гласные а и у подчёркиваем одной чертой. (Параллейно идёт демонстрация и появляются схемы-опоры). Находить в слове орфограмму и писать её правильно мы будем на следующем уроке, когда научимся писать букву ч.
5. Работа в альбоме на чистом листе и прописи.
Разминка: трём щёчки, делаем массаж указательным и средним пальцами в области уха, гладим себя по голове.
Дети прописывают в воздухе букву большого размера, а затем переносят это действие на чистый лист.
Дорисуйте, дополните, на что похожа буква, что в ней увидели?
Я увидела такие предметы…
Мы работали плечом, запоминали дорогу, рисуя букву большого размера. А сейчас напишем запястьем в прописи на странице….
Закрепление изученного.
У каждого возникли свои ассоциации, связанные с образом буквы ч. А авторы нашей Азбуки назвали ч буквой-почемучкой.
-Как вы думаете, почему? Проверим ваши предположения, прочитав текст на стр. 134.
- Какие вопросы она задаёт? Чем интересны эти вопросы?
-Почему ч назвали почемучкой?
7. Домашнее задание.
-Кто хотел бы себя почувствовать писателем, сочинителем, придумайте продолжение истории.
-Кто хотел бы проявить себя в роли художника, нарисуйте предметы, которые начинались бы с изученного звука или, в которых есть изученная орфограмма ча, чу.
8. Подведение итогов.
Наша сказочная птица многим ребятам раздала жетоны за усердие и старание. Давайте и мы порадуем её своими ответами. На хвостике гостья принесла вопросы. Ответив на них, мы узнаем, что усвоено, а над чем надо будет поработать.
-Кто знает ответ, показывает такой жест…
-Кто не совсем уверен…
-Кто совсем ничего не запомнил…
С каким новым звуком познакомились на уроке? Какой он?
В чём особенность звука?
Какие гласные пишутся после мягкого шипящего звука ч? Почему?
Почему букву ч называют почемучкой?
9. Рефлексия.
У кого снимки остались чёрно-белыми, не расстраивайтесь, у вас будет возможность проявить себя на следующих уроках.
А нашим гостям хочется пожелать найти свою птицу-счастья.
Автор: Шашель Татьяна Васильевна
Населенный пункт: Тульская область, поселок Одоев
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: на ситуативной (игровой) основе.
Цель урока:
Образовательные:
- создать условия для вычленения в речи существенных признаков согласных звуков [г], [г , ], определять их местонахождения в словах, обозначать их в письменной речи;
- создать условия для формирования навыка слогового, правильного, выразительного чтения; для развития речи, логического мышления.
Развивающие:
- развивать аналитическое мышление, наблюдательность;
- развивать познавательные умения через исследование;
- развивать умения учебного труда.
Воспитательные:
- воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям;
- прививать навыки дисциплинированности, аккуратности и настойчивости при выполнении заданий.
Задачи:
- познакомить учащихся с буквами Г, г;
- совершенствовать навыки чтения;
- учить сравнивать произношение и написание слов;
- закреплять представление об однокоренных словах;
- развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание;
- формировать орфографическую зоркость;
- уточнить представления детей о классификации грибов (съедобные и несъедобные), познакомить с названиями распространённых грибов;
- обогащать словарный запас.
Формируемые УУД:
Регулятивные: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать; планировать учебное сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Предметные: познакомить с согласными звуками [г], [г'], буквами Г, г; учить слышать эти звуки и давать им характеристику, находить в слого-звуковых схемах; находить буквы Г, г в словах и текстах; читать слоги, слова и тексты с ними; вырабатывать навыки осознанного чтения; способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, мышление, память; читать предложения с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Читайте также: