Конспект урока чтения знакомства с новыми звуками и буквой их обозначающей

Обновлено: 09.07.2024

· предметные: познакомить учащихся с новой буквой и звукам и, формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; способствовать формированию навыков правильного чтения слова. метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками.

· личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

· по источнику знаний: словесные, практические;

· по уровню познавательной активности: частично - поисковый;

· по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Автор: Ирина Владимировна Мезенцева

Конспект урока чтения по теме:

Учитель: Мезенцева И.В.

г.Ухта , 201 5 -201 6 уч. год

Предмет: литературное чтение.

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема : Звуки [ с ]и[ с , ]. Буквы С,с.

познакомить учащихся с новой буквой и звуками,

формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки;

развивать фонематический слух;

способствовать формированию навыков правильного чтения

способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролироват

ь и оценивать учебные действия;организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками.

развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

по источнику знаний

по уровню познавательной активности:

по принципу расчленения или соединения знаний:

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки со схемами слов, карточки для парной и групповой работы, мультфильм.

  • Регулятивные УУД
  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё мнение;
  • уметь исправлять результаты своих действий;
  • Коммуникативные УУД
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
  • учиться работать в паре;
  • умение принимать решение, брать ответственность за свои действия;
  • Познавательные УУД
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках и во внеурочное время.

I. Организационный момент

1. Включить детей в деятельность

2.Эмоционально настроить детей на урок, создать ситуацию успеха

3.Воспитывать культуру поведения.

Создание положительного эмоционального настроя учащихся

- Хочется, чтобы урок получился интересным, а вы получили новые знания.

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные : волевая саморегуляция.

II. Мотивация учебной деятельности

1. Эмоционально настроить детей на урок, создать ситуацию успеха

2.Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке

3.Определить тему и цель урока

4.Добиться понимания и принятия учебной задачи урока

- Что вы видите перед собой?

- Что такое алфавит? Приготовим к работе речевой аппарат.

- читать громко, четко, называть каждую букву так, как она звучит в русском алфавите.

- Покажите, кто считает, что справился с задачей.

- Вам было предложено выучить по выбору понравившееся стихотворение. ( слайд )

- Кто выучил стихотворение Е.Благининой? Почему?

- Кто учил стихотворение О.Григорьева? Почему?

- Оцените ( критерии оценивания)

- Коллективное чтение детей

Учащиеся аргументируют свой выбор.

- Учащиеся оценивают чтение

Коммуникативные УУД: Сотрудничество, владение речью

мотивация, развитие интереса к чтению

Коммуникативные :сотрудничество, владение речью

Регулятивные УУД : осуществлять анализ, делать выводы самостоятельно.

III. Актуализация знаний,

cамоопределение к деятельности

1.Активизировать знания, умения и навыки по теме урока

2.Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности

- О каком помощнике идет речь?

- О каком сигнале светофора речь?

- На это свет дороги нет, дороги нет. ( слайд )

- Какой последний звук в слове?

- На этот свет подожди, не спеши.( слайд )

- Назови последний звук в слове.

- Ну а на это свет желаем всем счастливого пути. ( слайд)

- Какой последний звук вы слышали во всех трех словах?

Учащиеся отгадывают загадки, произносят новый звук.

Предметные УУД : отгадывать загадки

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий. ( Познавательные УУД)

Осуществлять анализ, делать выводы самостоятельно. (Регулятивные УУД

Цель: Сформировать представления детей о том, чему новому они научаться на уроке .

- Попробуйте сформулировать тему урока. ( слайд )

- Какие задачи поставим перед собой на уроке?

- Научиться распознавать [Й'] в словах, научиться обозначать звук [Й'] буквой Й.)

- Для чего нужно знать сигналы светофора? ПДД должны соблюдать как пешеходы, так и водители транспортных средств.

- О каком транспортном средстве речь?

- Дайте характеристику каждому звуку в слове.

- Назовите еще раз последний звук. Характеристика.

- Дать характеристику новому звуку.

- Какой буквой обозначается новый звук.

- Читать слоги, слова, предложения с этой буквой.

Учащиеся отвечают на вопросы,

дают характеристику звукам.

Дети произносят звук.

При произнесении звука воздух встречает преграду, поэтому этот звук согласный.

Звонкий звук или глухой.

- Этот звук звонкий.

выделять и формулировать познавательные цели.

Сотрудничество, владение речью (Коммуникативные УУД)

Строить монологические высказывания,

анализировать изучаемые объекты

Способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации.

Анализировать изучаемые объекты

V.Усвоение новых знаний и способов деятельности

1. Узнавание нового звука в словах ( игра)

- Будем узнавать новый звук в словах, а помогать нам будут животные, которые придут к нам в гости. Если в их названии будет новый звук, то они уедут от нас на трамвайчике, а если нет, то им придется выбрать другой вид транспорта. ( слайд )

1. Чик – чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей!

Кто это? ( воробей )

- Где в слове услышали звук [Й']?

2.Без работы ,хоть убей,

Жить не может…( муравей )

3. Вещунья – белобока,

Зовут ее …. ( сорока )

4.Словно елка, весь в иголках.

В клубок свернется,

Взять не дается. ( ёжик )

- А почему? Если бы попросила написать это слово, то какая в нем первая буква?

- А в каких еще позициях эта гласная обозначает два звука?

- Какие еще изученные нами гласные совершают такие чудеса?

В тетрадях напечатаем букву Й.(показывает на доске,как печатать букву Й.)

- Вот новая буква занимает свое место в ленте букв

- Почему эта буква стоит именно в этом ряду?

В тетрадях напечатаем букву Й.(показывает на доске, как печатать букву Й.)

- Не путать с буквой И!

Работа со светофориками

Принимают учебную задачу:

распознают новый звук в словах, определяют место звука в слове.

Ё – хитрая гласная, стоит в начале слова

Учащиеся сообщают интересные факты про новую букву.

подведение под понятие, выведение следствия, анализировать изучаемые объекты.

Коммуникативные : умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Планирование учебного сотрудничества с учителем.

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять анализ, делать выводы самостоятельно. (Регулятивные УУД

Снятие напряжения умственной и мышечной

2. Работа с Азбукой

Откройте учебник на стр. 35.

- Вот новая буква, которая приехала к нам на трамвайчике.

- Читаем столбики слов.

Один ученик читает это слово как вопрос, другой – как ответ.

- Оцените свою работу.

Вспомнить правило работы в паре.

Самостоятельно оценивают свою работу

Развивать умение работать самостоятельно. ( Предметные УУД

Способность к самооценке учебной деятельности. (Личностные УУД)

Работа в паре. ( Коммуникативные УУД )

3. Работа с текстом. Применение нового знания на практике.

Цель: чтение текста, работа по содержанию, над лексическим значением слов

4. Работа с иллюстрацией с.34

- Рассмотрим картинку на стр. 35

1. Работа с иллюстрацией

- Попробуйте объяснить лексическое значение слов:

снайпер – очень меткий стрелок,

отвага – смелость, храбрость.

- Предположите, о чем будет текст.

Чтение про себя, вслух.

Найдите ответы и прочитайте.

- Ответьте на вопросы.

- Кем был дедушка на войне?

– Какая награда есть у него?

– Что говорит мама о дедушке?

- Как понимаете эту фразу?

- Какой подвиг он мог совершить?

- Как можно озаглавить текст?

- От чьего имени ведется повествование? Чему учит текст?

Прочитайте текст по цепочке

- Поинтересуйтесь дома, как ваши прабабушки и прадедушки жили в военное время, а потом расскажите об этом в классе.

- Никого не оставила без внимания иллюстрация на с.34.

- Назовите одним словом тех, кто на ней изображен.

- Подберите слова, близкие по смыслу.

На этой иллюстрации защитники Отечества разных времен. Менялся мир, менялась армия, менялось вооружение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

учащихся с новыми звуками и новыми буквами, учить читаь слоги, слова, предложения с новыми звуками.

Тема: Звуки [ т ], [ т’], буквы Т т.

Цель: познакомить учащихся с новыми звуками и новыми буквами

Задачи: обучающие:- учить читать слоги, слова, предложения с новыми звуками

развивающие:- развивать речь, расширять кругозор учащихся

воспитательные:- воспитывать любовь к животным, прививать любовь к чтению, строить работу урока с учётом личностно-ориентированного подхода к учащимся, создавая на уроке ситуацию успеха

2.Повторение пройденного. Чтобы попасть в прекрасную страну Лукоморье, надо открыть вот эти ворота.(Учитель показывает на доску, где прикреплены сказочные ворота с большим навесным замком) А чтобы их открыть, надо ответить на следующие вопросы:

-Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

-Какие звуки называются гласными? ( которые произносятся голосом, при произношении не встречают преграды и образуют слог; гласные звуки бывают ударные и безударные)

- Какие гласные звуки мы уже изучили? Назовите их. ([а, о, у, ы, и ])

-Какие звуки называются согласными? (которые произносятся голосом, при произношении встречают преграду или издают шум)

- Какими бывают согласные звуки? (звонкими или глухими, твёрдыми или мягкими)

- Назовите только звонкие звуки, которые мы изучили. ([ н ] [ н’])-Назовите только глухие звуки, которые мы изучили. ([к, к’, с, с’ ])-Назовите только твёрдые звуки среди изученных.( [ н, к, с ])

-Назовите только мягкие звуки среди изученных.( [ н’ к’ с’ ])

-Какими буквами можно записать эти звуки, прочтите по ленте памяти.(эн, ка, эс)

У Лукоморья дуб зелёный. Златая цепь на дубе том. И днём, и ночью кот учёный

-Ребята, а кто запомнил, как называется страна , в которую мы попали?( Лукоморье)

-Посмотрите, кто ходит возле дуба? (когда открыли ворота, на доске появилось изображение учёного кота на цепи возле дуба) (кот) -Скажите это слово по слогам? (кот) -Сколько слогов в слове кот?(1) Почему? (ЛИБО: рука один раз опускается вместе с подбородком, ЛИБО: в слове кот один гласный звук)-Назовите сколько звуков в этом слове? (их три [к ,о, т] ) Ученик:Кот-1слог, первый звук [ к ]- согласный, глухой ,твёрдый,второй звук [ о]-гласный, ударный. Звуки [к] и [о] образуют твёрдое слияние КО (выставляет схему)третий звук [ т ]-звук вне слияния, он согласный, глухой, твёрдый; обозначаю его синим квадратиком -Ребята, вы работали самостоятельно. Сверьте с доской .У кого так же , как на доске, поднимите руку. -Произнесите последний звук. ([ т ]) Какой он? Дайте ему характеристику.(он согласный, глухой, твёрдый)-Почему согласный? (образуется голосом, при произношении встречает преграду)-Почему глухой? (произносится глухо, закрыв уши проверили)-Почему твёрдый? (произносится твёрдо)-Как обозначили на схеме?( синим квадратиком)

(Девочка из класса читает стихи и показывает весёлую картинку.)Тэ в антенну превратилась

И на доме очутилась.

-Как называется такое слияние?( мягкое слияние)-Какой звук обозначает мягкость предшествующего согласного звука? ([и])-Посмотрите внимательно в учебник и обратите внимание на букву тэ из старославянского алфавита.*Чтение слов.

Словарная работа. -Прочитайте слова на доске :ко||т с||ко||к на ок|но

-Объясните смысл второго и третьего слов.(дети объясняют)-Рассмотрите первый рисунок в учебнике. -Кто на нём изображён? (кот)-Что делает кот? (прыгает на окно)-Найдите ниже предложение ,которое подходит к этому рисунку. Прочти это предложение вслух. .(Кот скок на окно.)-Дети, прочтите это предложение жужжащим чтением. Прочти его ещё раз вслух.

-Рассмотрите второй рисунок. Что произошло? ( Кот спрыгнул с окна и уронил цветок.)-Найдите ниже предложение, которое подходит к этому рисунку.

-Аня, прочитай предложение вслух.(Кот скок с окна.)-Дети, прочитайте предложение жужжащим чтением. -Никита, прочти предложение ещё раз вслух.

-Ребята, а кот это какое животное дикое или домашнее? (домашнее)-Каких домашних животных вы знаете? (ответы детей)-У кого дома есть домашние животные? Как надо с ними обращаться?( ответы детей)-Ребята, давайте подведём итог на данном этапе урока. Работая в учебнике чему мы с вами учились? (учились читать слоги, слова, предложения)-Давайте вспомним о своих домашних животных и отдохнём.

Физ.минутка (с использованием аудиозаписи)Выполняя физ.минутку , учитель показывает детям движения. Уселась кошка на окошко ,

И стала лапкой носик мыть.

Её движения немножко

Теперь мы сможем смело повторить.

Раз, два, три. Ну-ка, повтори.

Раз, два, три. Ну-ка, повтори.

Три, четыре, пять. Повтори опять.

Три, четыре, пять. Повтори опять.

Очень хорошо!-Продолжаем работу.

-Ребята, а как можно назвать такого кота, который уронил цветок? (проказник)-Сейчас мы прочитаем ещё одну историю, которая произошла с таким котом.(Ученик читает текст из учебника: У Тани кот. У Сани и Никиты окуни. А кот тут как тут! Ну и котик- коток!)- Ребята, прочитайте предложение о том, у кого был кот? (У Тани кот.)- У кого были окуни? ( У Сани и Никиты окуни.)-Где был кот ? Прочтите. ( А кот тут как тут.)-Что о нём сказал автор? Прочтите, пожалуйста. (Ну и котик –коток.)- Почему автор так сказал? ( Кот хотел съесть рыбу.)Один ученик читает ещё раз этот текст вслух, а другой пробует пересказать.

Рефлексия.-Понравился ли вам урок? (ответы детей)-Покажите, а какое у вас сейчас настроение? ( Дети показывают лица весёлые или грустные. Если у кого-то плохое настроение, обязательно спросить почему и подбодрить детей.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Рыжова Оксана Анатольевна

учитель начальных классов

Тема урока. Звук[ч], буква ч.

Цель : знакомство с новым звуком [ч] и буквой ч.

создать условия, чтобы все обучающиеся научились выделять, распознавать звук[ч], научились читать слова с этой буквой, познакомились с её написанием

создать условия для развития фонематического слуха, мышления, речи, воображения, словарного запаса, орфографической зоркости

создать условия для развития интереса к родному языку, бережного отношения к друг другу и окружающим

стимулировать двигательную активность, умение сосредотачиваться, развивать интерес к выполнению упражнений, формировать культуру понимания собственного тела

Тип урока : изучение нового материала

Последовательность этапов урока:

1.Организационное начало урока

4.Изучение нового материала

5. Работа на чистом альбомном листе и прописи

6. Закрепление изученного

7. Домашнее задание.

8. Подведение итогов

Организационное начало урока.

Повторение пройденного.

-Чем похожи все произнесённые слова? Какие они?

Добрые, приятные, светлые. Желаю вам, мои ученики, дарить почаще такие слова друг другу и окружающим, и в ответ вы услышите только хорошие, солнечные слова, слова любви, добра. И мир станет лучше.

-Какой из выученных звуков слышится во всех словах? (Звук[й])

В чём его особенность? ( Он всегда мягкий) и живёт в домике с зелёной крышей

-Какие звуки всегда твёрдые? ( [ ж],[ ш ]) и живут в домике с синей крышей.

Поможем одинокому [ й] сегодня на уроке найти друга! Для этого отгадаем загадки нашей гостьи и выделим из отгадок новый звук.

Нет ног, а ходят

Рта нет, а говорят

Когда спать, когда вставать

Когда работу начинать. (часы)

-Какой звук встречается во всех словах?

Попробуйте сформулировать тему урока. Отталкиваясь от темы, сформулируем задачи нашего урока ( Задачи формулируются с использованием опорных слов: познакомиться, учиться выделять, учиться читать, учиться писать).

Цель нашего урока – познакомиться со звуком ч и буквой ч, которая его обозначает; будем учиться отличать звук ч и букву от других звуков и букв; учиться читать слоги и слова с новой буквой, познакомимся с её написанием и узнаем биографию (историю жизни) буквы.

Изучение нового материала.

а) Сейчас вы будете исследователями. Произнесём ещё раз этот звук.

- Первый ряд подумает над вопросом согласный он или гласный? Почему?

-Второй - ответит звонкий он или глухой? Как доказать?

-Третий – проанализирует мягкий он илитвёрдый?

- Произнесите слово, где этот звук мягкий.

- Можно ли его произнести иначе?

- Что заметили? Звук произносится одинаково, он всегда мягкий. (Параллельно заполняется схема звуковичка).

б) Поучимся слышать этот звук в речи отличать его от других. Хлопок, если есть звук в слове. Молчок, если его нет.

Черепаха, не скучая

Час сидит за чашкой чая.

- Откроем учебники на странице 134 и самостоятельно оденьте, обуйте звуковичка. Учитель помещает звуковичка в домик с зелёной крышей.

в) Звук ч обозначается буквой ч. Поместить на доску плакат с изображением буквы ч.

Да, вы правильно решили

Ч мы пишем, как 4

Только с цифрами, друзья,

Путать буквы нам нельзя.

г ) Поупражняемся в чтении слогов, слов с данной буквой по цепочке.

-дополните слоги до слога

- чтение слов первого столбика громко и радостно !

-чтение слов второго столбика тихо с грустью

- чтение слов третьего столбика протяжно и плавно

-чтение слов четвёртого столбика прерывисто, как робот

-чтение пятого столбика с удивлением, вопросом

6, 7, 8 столбики читают про себя

чай чаёвничали чашка

чайник чаша чашечка

чаепитие чаши чаёк

-На какие 2 группы можно разделить эти слова? Почему? ( Они однокоренные, т.к. одинаковый смысл и корень) Подчеркните слова одной группы синим цветом, а красным слова другой группы.

д ) Посмотрите на прочитанные слова. Что заметили? ( Слоги ча и чу выделены цветом)

- Кто может ответить на этот вопрос? ( Ча пиши с гласной а, чу пиши с гласной у)

- А вы знаете почему?

-Что дальше писать?

-Сформулируйте правило.

-Гласные а и у подчёркиваем одной чертой. (Параллейно идёт демонстрация и появляются схемы-опоры). Находить в слове орфограмму и писать её правильно мы будем на следующем уроке, когда научимся писать букву ч.

5. Работа в альбоме на чистом листе и прописи.

Разминка: трём щёчки, делаем массаж указательным и средним пальцами в области уха, гладим себя по голове.

Дети прописывают в воздухе букву большого размера, а затем переносят это действие на чистый лист.

Дорисуйте, дополните, на что похожа буква, что в ней увидели?

Я увидела такие предметы…

Мы работали плечом, запоминали дорогу, рисуя букву большого размера. А сейчас напишем запястьем в прописи на странице….

Закрепление изученного.

У каждого возникли свои ассоциации, связанные с образом буквы ч. А авторы нашей Азбуки назвали ч буквой-почемучкой.

-Как вы думаете, почему? Проверим ваши предположения, прочитав текст на стр. 134.

- Какие вопросы она задаёт? Чем интересны эти вопросы?

-Почему ч назвали почемучкой?

7. Домашнее задание.

-Кто хотел бы себя почувствовать писателем, сочинителем, придумайте продолжение истории.

-Кто хотел бы проявить себя в роли художника, нарисуйте предметы, которые начинались бы с изученного звука или, в которых есть изученная орфограмма ча, чу.

8. Подведение итогов.

Наша сказочная птица многим ребятам раздала жетоны за усердие и старание. Давайте и мы порадуем её своими ответами. На хвостике гостья принесла вопросы. Ответив на них, мы узнаем, что усвоено, а над чем надо будет поработать.

-Кто знает ответ, показывает такой жест…

-Кто не совсем уверен…

-Кто совсем ничего не запомнил…

С каким новым звуком познакомились на уроке? Какой он?

В чём особенность звука?

Какие гласные пишутся после мягкого шипящего звука ч? Почему?

Почему букву ч называют почемучкой?

9. Рефлексия.

У кого снимки остались чёрно-белыми, не расстраивайтесь, у вас будет возможность проявить себя на следующих уроках.

А нашим гостям хочется пожелать найти свою птицу-счастья.

Автор: Шашель Татьяна Васильевна

Населенный пункт: Тульская область, поселок Одоев

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология: на ситуативной (игровой) основе.

Цель урока:

Образовательные:

- создать условия для вычленения в речи существенных признаков согласных звуков [г], [г , ], определять их местонахождения в словах, обозначать их в письменной речи;

- создать условия для формирования навыка слогового, правильного, выразительного чтения; для развития речи, логического мышления.

Развивающие:

- развивать аналитическое мышление, наблюдательность;

- развивать познавательные умения через исследование;

- развивать умения учебного труда.

Воспитательные:

- воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям;

- прививать навыки дисциплинированности, аккуратности и настойчивости при выполнении заданий.

Задачи:

- познакомить учащихся с буквами Г, г;

- совершенствовать навыки чтения;

- учить сравнивать произношение и написание слов;

- закреплять представление об однокоренных словах;

- развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание;

- формировать орфографическую зоркость;

- уточнить представления детей о классификации грибов (съедобные и несъедобные), познакомить с названиями распространённых грибов;

- обогащать словарный запас.

Формируемые УУД:

Регулятивные: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать; планировать учебное сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Предметные: познакомить с согласными звуками [г], [г'], буквами Г, г; учить слышать эти звуки и давать им характеристику, находить в слого-звуковых схемах; находить буквы Г, г в словах и текстах; читать слоги, слова и тексты с ними; вырабатывать навыки осознанного чтения; способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, мышление, память; читать предложения с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

Читайте также: