Чередование согласных в корне слова 5 класс конспект
Обновлено: 20.05.2024
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник, тетради, раздаточный материал
1. Организационный момент. Здравствуйте, присаживайтесь!
Терминологический диктант .Учитель диктует формулировки понятий:
1) наименьшая значимая часть слова;
2)Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов;
3)Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов;
4)Часть слова без окончания;
5)раздел науки о языке, который изучает морфемы как части слова; 6)значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (ответы на задней стенке доски написаны)
2. Знакомство с новым материалом.
Учитель: Открываем тетради, записываем число и оставляем одну пустую строку для нашей темы.
Запишите предложение под диктовку, поставьте знаки препинания, если они нужны.(один ученик у доски)
Легкий ветерок играет серебристыми листочками ивы, и они слегка дрожат от этого.
— Разберем первую часть по членам предложения.
-Какое слово во второй части предложения не имеет окончания? Почему? (слегка)
Что вы можете сказать об этом предложении?
А) Выпишите глагол – сказуемое и подберите к нему однокоренные слова.
(Дрожат – дрожь – вздрогнуть –вздрагивать)
Выделите корень в этих словах. Что произошло? (Произошло изменение согласных и гласных звуков)
Запишем это изменение, используя специальный значок: Г//Ж; О//А. Вывод: Изменение звуков в одной и той же морфеме – чередование.(записать в тетрадях)
Чередоваться могут гласные и согласные звуки. Примеры чередований звуков вам даны в учебнике на стр. 23 в таблице упр. 421. Поработаем с этой таблицей.
Учитель: Подберите к словам однокоренные и запишите их, выделив в них корень. Диктую!
1ряд – слово орех; 2ряд – слово пекарь; 3ряд – слово снег.
Проверка задания: дети читают записанные слова, называют корень, отмечают чередование согласных.
Учитель: Так что же называется чередованием? ( ЗАМЕНА ОДНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)
Открываем §78 на 23 стр. Читаем.
3. Первичное закрепление.
Объяснительный диктант (подчеркнуть чередующиеся гласные и согласные): дразнить — раздражать — подражание; сладкий — наслаждение; брызгать — брызжет; брюзга — брюзжать; гости — угощать; осмотреться — осматривать; дрогнуть — вздрагивать; увлекаться — увлечение.
Для сильных ( рабочая тетрадь В.Д. Янченко)
Для слабых : карточка
Учитель: Выполним упражнение № 422
4. Лингвистическая минутка: морфемный разбор слов
5.Домашнее задание.
Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки
Комплекты учителю
Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы
Вебинары для учителей
Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Чередование согласных звуков в корне слова.
1. Проверка домашнего задания: Упражнение 418.
А) Корень и суффикс: паркетный, грузчик;
Б) Приставка и корень: привезут, переход, выберут, безголосый;
В) Приставка, корень и суффикс : переписчик, пришкольный, безвредный.
2. Актуализация знаний
- Что такое морфемный разбор? (разбор слова по составу)
- Что такое морфема? (наименьшая значимая часть слова)
- Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
- Какая морфема используется для образования форм слова? (Окончание)
- Какая морфема сохраняет главный смысл слова? (Корень)
3.Постановка учебной задачи.
Листочки ивы слегка дрожат от ветра.
- Какое слово в предложении не имеет окончания? - Почему?
- Выпишите глагол-сказуемое предложения, подберите к нему однокоренные слова:
дрожать - дрогнуть, вздрагивать.
- Выделите корень, что заметили? (Произошла замена одних звуков другими в одной и той же части слова).
- Учитель: правильно, в результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова.
-драж- (-драз-): дразнит- подражать, подражание, раздражаться, раздражение, подразнить.
(Значит в словах пекарь- печь один и тот же корень, в котором есть чередование согласных)
- Как вы думаете, как называется тема нашего сегодняшнего урока?
Цель (умение находить слова с чередованием гласных и согласных звуков в тексте).
4. Изучаем теоретический материал на с. 23.
Учитель: Подберите к заданным словам однокоренные (с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) и запишите их, выделив в них корень : круг, луг, снег.
Проверка задания: дети читают записанные слова, называют корень, отмечают чередование согласных. (круг-кружок г//ж; луг-лужок г//ж; снег-снежок г//ж)
(да, у них одно лексическое значение, но согласные в корне чередуются г//ж)
Учитель: что называется чередованием? (Замена одного согласного звука другим в корне однокоренных слов)
Многие чередования остались от прежнего состояния русского языка – от древнерусского, славянского языков –как результат давно исчезнувших фонетических законов. Так, например, когда -то в русском языке действовал закон перехода звуковых сочетаний [кт] и [чт] в [ч], что дало слова НОЧЬ из НОКТЬ, МОЧЬ из МОГТЬ, ПЕЧЬ из ПЕКТИ.
Сейчас такие сочетания не заменяются на [ч] (практика, локти, ногти), значит, закон перестал действовать. От него остались чередования [к] - [ч] и [г] - [ч], (вытек – вытечь, сберегла- сберечь).
5. Выполнение упражнения 422. Комментированное письмо:
Сидеть – сижу (д-ж), стерегу – стережешь (г-ж), дощечка – доска (щ-ск), стремится – стремлюсь (м-мл), вертеть – верчу (т-ч), посетить – посещение (т-щ), любить – люблю (б-бл), купить – куплю (п-пл), дорога – дороженька (г-ж), ухо – уши (х-ш), облако – облачный (к-ч), печёт – пеку (ч-к), воскликнуть – восклицать (к-ц).
6. Домашнее задание:
7. Упражнение на закрепление:
Бегу – бежишь, возить – вожу, плету – плести, свет – свеча – освещение,
водить – вожу – вождение, лик – лицо – личный, утомить – утомлю, ловить – ловлю.
8. Самостоятельная работа по вариантам:
Подберите и запишите слова с чередующимися согласными:
Сидеть - _________________, ответ - _________________, лягу - ___________________
Подберите и запишите слова с чередующимися согласными:
Рыбак - _______________, творог - ____________________, пух - ___________________
Подберите и запишите слова с чередующимися согласными:
Близок - ________________, густой - _________________, ходить - ________________
Подберите и запишите слова с чередующимися согласными:
Рубить - _________________, приведу - _______________, светить - ________________
Подберите и запишите слова с чередующимися согласными:
Косить - _______________, мазать - _________________, лепить - _________________
Подберите и запишите слова с чередующимися согласными:
Ставить - _______________, лягу - _________________, рыбак - ___________________
Конспект урока по русскому языка для учащихся 5 класса. Цель: познакомить с чередованиями согласных в корне слова, сформировать представление о чередовании согласных в корне слова.
Оценить 2144 0
Кольцова Софья Сергеевна
МБОУСОШ №3 г.Тулы
Учитель русского языка и литературы
Тип урока: урок объяснения нового.
Цель: познакомить с чередованиями согласных в корне слова, сформировать представление о чередовании согласных в корне слова.
дидактическая: выработать умение находить чередование в словах, систематизировать знания о чередованиях;
развивающая: развить орфографическую зоркость учащихся в определении выбора правописания корней с чередованием;
воспитывающая: воспитать ценностное отношение к результатам своей работы, воспитать неравнодушное отношение к родному языку.
Оборудование: учебник по русскому языку.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Открывайте свои тетради, записывайте сегодняшнее число, классная работа.
Сначала проведем с вами орфоэпическую минутку. В словах, написанных на доске, нужно поставить ударение. Работаем устно, по цепочке.
На доске написаны слова:
Звонит, баловать, километр, красивее, облегчить, осведомить, каталог, щавель, черпать, заржаветь.
Учитель: Молодцы, с заданием справились.
Итак, на прошлом уроке вы начали изучать чередования звуков в корне слова. Чередования каких звуков вы изучили?
Ученик: Мы изучили чередования гласных звуков.
Учитель: А гласные могут чередоваться с нулем звука?
Ученик: Да, могут.
Учитель: Как называются гласные, которые чередуются с нулем звука?
Ученик: Гласные, которые чередуются с нулем звука, называются беглыми.
Учитель: Правильно. В каких морфемах могут чередоваться с нулем звука?
Ученик: Гласные могут чередоваться с нулем звука в приставке, корне, суффиксе.
Учитель: Хорошо. А сейчас под мою диктовку вы будете записывать пары слов с беглыми гласными. Вам нужно будет обозначить морфемы, в которых есть чередование, и выделить беглые гласные.
Сон - сна, срывать – сорвать, носок – носков, подогнать – подгоню, борец – борцы, отец – отца, корень – корни, дубок – дубка, свисток – свистка, ветер – ветра.
Учитель: А теперь проверим.
Один из учеников громко читает вслух. Другие внимательно слушают и исправляют свои ошибки в тетрадях, если такие имеются.
Учитель: Хорошо. Итак, на прошлом уроке вы изучали чередования гласных, но чередоваться могут и согласные звуки.
Изучение нового материала.
Записывайте у себя в тетрадях тему нашего сегодняшнего урока: Чередования согласных звуков в корне слова.
Под темой урока записывайте пару слов рука – ручка.
Учитель пишет на доске, а дети работают в тетрадях.
Какой корень в этих словах? Дети выделяют корень. Какое же здесь чередование? Чередование к//ч. Дети записывают это чередование.
Теперь записывайте следующую пару слов. Работаем аналогично.
х//ш сухой – сушить
г//ж//з друг- дружить – друзей
д//ж водить - вожу
т//ч ответ – отвечу
Учитель: А какие чередования вот в этих словах? Ухо – уши, творог – творожник, ходить – хожу, светить – свечу.Дети говорят, что здесь чередуется.
Учитель: Запишите тоже эти слова к себе в тетрадь, выделите корень, подчеркните чередующиеся согласные.
А теперь записываем следующую пару слов: любить – люблю. Выделите корень. Что же здесь у нас чередуется?
Ученик: Чередуется б // бл
Учитель: Правильно. Записывайте рядом следующую пару с таким же чередованием рубить – рублю.Работаем аналогично.
п//пл купить – куплю
в//вл ловить – ловлю
м//мл кормить – кормлю
Итак, мы с вами увидели, что в корне слова могут чередоваться и согласные звуки.
Но еще чередования согласных могут происходить и в суффиксе.
Посмотрите на упр. 542. Здесь вам требуется от данных существительных образовать слова с суффиксом –ек-. Записать эти слова, указывая чередования.
Обратите внимание на образец, который дан в этом упражнении.
Песок – песочек к//ч
Дубок – дубочек к//ч
Что вы можете сказать об этих словах? В каких морфемах происходит чередование?
Один ученик выполняет упражнение у доски, другие у себя в тетрадях.
Замок – замочек к//ч, кружок – кружочек к//ч, порядок – порядочек к//ч, лужок – лужочек к//ч, пирожок – пирожочек к//ч.
В каких морфемах происходили чередования?
Ученик: В корне и суффиксе.
Учитель: Хорошо. А сейчас закрепим изученный материал и выполним задание четвертый лишний. Вам нужно будет найти слово, которое не является однокоренным для других слов ряда. Записывайте:
сады, рассада, сажа, саженцы;
рука, ручка, ручей, ручонка;
река, речка, речушка, речь.
Какие слова лишние?
Ученик: Лишние слова сажа, ручей, речь.
Учитель: Подчеркните эти слова. В остальных выделите корень и подчеркните согласные, которые чередуются. Какие чередования нам здесь встретились?
Подведение итогов урока.
Ребята, что мы изучили сегодня на уроке?
В каких морфемах происходят чередования согласных?
4. Выставление отметок.
5. Домашнее задание.
А теперь открывайте дневники и записывайте домашнее задание: § 49, упр. 540. Учитель объясняет, что необходимо выполнить в этом упражнении.
Спасибо за работу на уроке. До свидания.
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Дать понятие о чередовании гласных и согласных звуков, выделять корни с чередующимися гласными и согласными, уметь разбирать слова по составу с чередованиями.Развивать орфографическую зоркость, развивать речь, внимание.Воспитывать и прививать любовь к родному языку. Соблюдать зрительную нагрузку на уроке. Оборудование: учебник, тетради, магнитофонная запись, ноутбук, высказывание на доске, карточки.
по русскому языку,
данного в 5 классе
Учитель: Кузькина Е.М.
Тема урока. Словообразование. Чередование звуков.
Дать понятие о чередовании гласных и согласных звуков, выделять корни с чередующимися гласными и согласными, уметь разбирать слова по составу с чередованиями.
Развивать орфографическую зоркость, развивать речь, внимание.
Воспитывать и прививать любовь к родному языку.
Соблюдать зрительную нагрузку на уроке.
Оборудование: учебник, тетради, магнитофонная запись, ноутбук, высказывание на доске, карточки.
- Какой смысл вложил автор в эти слова, как вы думаете?
Да ребята, Белинский считает наш язык самым богатым, потому что слова в нашем языке настолько красивы, они образуют много разных форм, степеней сравнения. Наш язык очень гибкий. И нужно дорожить родным языком, изучать его глубоко и вдумчиво.
Разбор предложения по членам, подведение к теме, проверка домашнего задания.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам побыть на несколько минут писателями. В домашней работе вам нужно было придумать или выписать несколько предложений о природе, давайте посмотрим, что у вас получилось. (Дети читают).
- А теперь давайте запишем мое предложение. На доске запись: Ле. кий в. терок играет сер. бристыми л. сточками и они слегка дрожат от этого.
- Пожалуйста расставьте знаки препинания в этом предложении и пропущенные орфограммы, и объясните.
- Давайте разберем первую часть предложения по членам.
Подведение к теме.
- Выпишите глагол-сказуемое второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова и запишите:
Дрожать — дрогнуть — вздрагивать.
Посмотрите, чем отличаются кони в этих словах? (гласными о-е и согласными г-ж)
Такое изменение звуков называется чередованием и обозначается вот так о-е, г-ж или вот так о//е, г//ж, запишите.
V. Показ презентации.
А теперь давайте посмотрим, какие чередования встречаются в русском языке. Подойдите к экрану. (Учитель читает презентацию).
1 слайд. Чередование звуков.
При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков.
Чередуются гласные с гласными, согласные с согласными, могут чередоваться сочетания звуков.
2 слайд. Чередование согласных в корне слова.
а) к-ч рук-а — руч-к-а — руч-н-ной
х-ш сух-ой — суш-и-ть
г-ж-з друг — друж-и-ть — друз-ей
д-ж-жд вод-и-ть — вож-ак — вожд-ени-е
б) б — бл люб-и-ть — любл-ю
п-пл куп-и-ть — купл-ю
в-вл лов-и-ть — ловл-ю, ловл-я
ф-фл граф-а — граф-и-ть — графл-ю
м-мл корм - корм-и-ть — кормл-ю
Примечание. Чередование звуков может быть и в суффиксах:
3 слайд. Чередование гласных в корне слова.
о-е воз-и-ть — вез-ти, пой — петь.
о-а пере-брос-и-ть — пере-брас-ыва-ть
о-е-и с-бор — со-бер-у — со-бир-а-ю
о-ы-у сох-ну-ть — за-сых-а-ть — сух-ой
Наш язык постоянно изменяется и развивается, поэтому многие чередования звуков в корнях слов объясняются историческими изменениями в звуковом составе слова.
VI. Работа по учебнику.
Давайте посмотрим, что вам рассказывают авторы учебника о чередовании звуков.
Упр. 408. (найдите и назовите корни с чередованием).
VII. Объяснительный диктант.
Я диктую вам пары слов, ребята, а вы находите чередования, выполняем коллективно.
Таскать — тащит (ск//щ), кормить — кормлю (м//мл), ездить — езжу (д//ж), брызгать — брызжет (г//ж), весть — извещать (ст//щ), дорога — дорожный (г//ж), смотреть — осматривать (о//а).
VIII. Минута релаксации.
Отложите ручки, сядьте удобно. Давайте совершим заочную прогулку в лес.
А какое время года сейчас?
Тогда пойдем в зимний лес.
Закройте глаза и представьте. Полдень в зимнем лесу. Солнце светит ярко, даже кажется пригревает. Вы чувствуете запах сосны и снега, легко дышится. От солнца и снега блестит все вокруг. Подул слабый ветерок. Огромные вершины сосен всколыхнулись. Вспорхнула какая-то птица. А вон попрыгала белка, сейчас она серая. Сорвала шишку и спряталась. Лес настоялся за долгую теплую осень, пхнет дубовой корой. Кажется он спит, но нет — он только дремлет, дожидаясь прихода весны.
IX. Орфографическая диктовка (задания на карточках).
А сейчас, ребята, возьмите карточки с заданиями. Нужно будет объяснить написание безударной гласной в корнях глаголов и найти чередующиеся согласные.
Образец записи: на-слажд-ались — слад-ок (жд//д)
Увлекались, казаться, приближаться, удивляться, возвращаться,угощать.
Проверочные слова: увлечься (к//ч), кажется (з//ж), близко (ж//з), диво (вл//л), возврат (щ//т), гость (щ//т).
X. Разбор слов с чередованием по составу.
А теперь разберите по составу следующие слова с чередованием:
покупка — купля, корм -кормлю, водить — вожак.
Посмотрите, как отличаются однокоренные слова при разборе по оставу, не допускайте ошибок.
Читайте также: