Чехов вишневый сад конспект урока в 10 классе

Обновлено: 05.07.2024

Роль мультимедийной разработки в учебном занятии: компьютерная визуализация учебной информации, индивидуальный тренинг и контроль знаний учащихся, развитие нагляднообразного мышления, эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики. Использование средств мультимедиа на уроке литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более эффективным, пробудить интерес к классической литературе.

Комментарий к проведению урока: Данный урок является первым в системе уроков по изучению пьесы А.П.Чехова “Вишневый сад”.

Форма урока: мастерская по построению знаний.

Ход урока

1. Организационный момент

Мы встретились не в первый раз,
И от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья.
И, как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдемся в мненьях
И вместе проведем урок.

2. Проверка домашнего задания

Проведение тестирования на знание текста комедии. Индивидуальная работа. Слайды 1-7

Вопрос 1. Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь:

Вопрос 2. Где развертывается действие пьесы “Вишневый сад”:

а) в одном из провинциальных городов России;
б) в Москве;
в) в имении Любови Андреевны Раневской;
г) в имении Лопахина? Слайд 2

Вопрос 3. Какие семейные узы связывают Раневскую и Гаева:

а) Гаев – муж Раневской;
б) Гаев – ее брат;
в) Гаев – ее сосед, они друзья юности;
г) Гаев – ее сын? Слайд 3

Вопрос 4. Кто из героев пьесы склонен произносить длинные, высокопарные речи:

Вопрос 5. В чей образ, по вашему мнению, больше всего заложено комическое и сатирическое начало:

Вопрос 6. В пьесе “Вишневый сад” был единственный образ, к которому А.П.Чехов отнесся без тени иронии, с нежностью и любовью. Кто это:

По окончании тестирования проводится взаимопроверка, учащиеся работают в парах. Правильные ответы отражены на слайде 7.

Для работы на уроке учащимся предлагаются печатные конспекты (См. Приложение 2 к уроку)

Обращаемся к целям урока: чего каждый должен достичь на уроке?

Ответ на этот вопрос является мотивацией деятельности учащегося.

1) выяснить своеобразие конфликта и особенности сюжетного построения пьесы;

2) осознать глубину смысла образа вишневого сада.

4. Развитие ассоциативного мышления

– Абстрагируйтесь от названия пьесы Чехова. Скажите, какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетание “вишневый сад”? Слайд 9. (Как правило, ребята называют “белые цветы”, “нежный запах”, “чистота”, “красота”, “нежность”. Тем более неожиданными для них становятся слова А.П.Чехова: “Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания”. Слайд 10)

– Сравним свои ассоциации с чеховским представлением этого образа.

– Можно ли соотнести наши ассоциации с названием пьесы? Запишем свои мысли в печатный конспект.

5. Работа с эпиграфом как актуализация домашнего чтения

Вниманию учащихся предлагаются слова М.Горького, К.Станиславского, актрисы М.Лилиной.

“Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Все – настроение, идеи, – если можно говорить о них, – лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зеленой тоской. А о чем тоска – не знаю.”(М.Горький. Слайд 11)

“Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия. Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь.” (К.С.Станиславский. Слайд 12)

“. Мне представлялось, что “Вишневый сад” не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей.” (М.П.Лилина. Слайд 13)

-Какой из эпиграфов наиболее полно, по вашему мнению, отражает восприятие пьесы? Запишем наши наблюдения в конспект.

6. Организация групповой работы “Персонажи пьесы”. Использование афиши как опорного конспекта

Всем группам предлагается распределить персонажи пьесы на группы согласно самостоятельно определенному принципу. Свою точку зрения нужно аргументировать. Записи итогов работы заносятся в афишу. (Примерные принципы деления персонажей: по социальному признаку – помещики, слуги, купец, с неясным социальным признаком; по отношению ко времени – прошлое, настоящее, будущее; по принципу главных и второстепенных героев. Как правило, редко предлагается принцип деления персонажей по отношению к вишневому саду, поэтому можно подсказать такой способ ученикам)

7. Обратимся к сюжету комедии

– Произведение вами прочитано. Попробуйте предельно кратко передать сюжет пьесы. Вспомним определение сюжета. (Потеря вишневого сада, его продажа – катастрофа для всех героев пьесы. Почти все теряют кров, словно перелетные птицы.)

– Это внешний сюжет пьесы. А что происходит с героями после продажи сада, как они ощущают время? (Они потеряны во времени. Неумолимый ход времени – внешний сюжет пьесы. Такое сочетание сюжетов придает произведению философскую глубину, уводит нас от прямолинейных оценок поступков персонажей.)

8. Особенности конфликта пьесы

– В основе сюжета пьесы – конфликт. Ярко выраженный конфликт отсутствует. Что же приводит в движение сюжетное действие? (Борьба вокруг вишневого сада.)

- Так сколько же планов у этого образа?

9. Многоплановость образа вишневого сада

– С вишневым садом связаны планы, надежды, мысли, радости и огорчения действующих лиц. О нем говорят в пьесе почти все персонажи. Но как они различно говорят о нем, какие разные стороны его видят.

– Что же значит для героев пьесы этот сад? Заполним схему в печатном конспекте. (Сад – это имение, символ барства, покупка, прошлое хозяев, дачи для Лопахина, символ красоты, Родины для автора.)

– Образ вишневого сада тоже дан в потоке времени. Может, в пьесе есть еще один герой, не обозначенный в афише?

– Это время. Что оно делает с героями, с их жизнью? Время – главный сюжетообразующий фактор в пьесе.

10. Работа с текстом. Чтение по ролям

Выразительно прочитаем реплики, обращенные к вишневому саду. (Например, из действия 1, начиная со слов Лопахина: “Вам уже известно. ” Или из действия 2 со слов Ани: “Что вы со мной сделали. ”)

После прочтения чеховских строк обратимся к слайдам 18, 19, на которых изображены первые исполнители ролей пьесы: О.Л.Книппер-Чехова, К.С.Станиславский.

11. Итоги урока

– Какое же будущее ждет сад, Россию? Этот вопрос Чехов оставил без ответа. Слайд 20

– Выйдет ли все по расчету Лопахина, и не превратится ли вскоре вырубленный сад в бесплодное и дикое место? Например, в такое, как его представил современный художник Г.Кичигин. Слайд 21

– Верите ли вы, что Аня и Петя посадят новый сад? (Дискуссионный момент. Представляются две точки зрения: да, у Ани чистый, сильный характер, она выполнит свое обещание. Нет, Петя и Аня не знают реальной жизни, они ничего не смогут вырастить. Учителю нужно быть готовым ответить на этот вопрос, если его спросят ученики.)

– Пусть в пьесе автор не дает точного ответа, но мы знаем, что в жизни Чехова был свой прекрасный сад, и не один, который он с любовью возделывал. Слайд 22, фото уголка Мелихова.

12. Рефлексия. Сочинение синквейна. Работа в парах

Схема синквейна есть в ваших печатных конспектах, а образец мы видим на слайде 23.

Писатель
чуткий, чудесный
увлекает, удивляет, волнует
судьбами сада, героев, России.
Чехов.

(Примеры ученических синквейнов см. в Приложении к уроку.)

– Определите, насколько полно вы смогли реализовать цели урока. В печатном конспекте выберите соответствующий цвет: красный – успешно, желтый – хорошо, синий – недостаточно.

13. Домашнее задание

1) предложите свой вариант спасения вишневого сада;
2) найдите комические детали в пьесе; 3)напишите свой синквейн. Слайд 24

А завершим наш урок прекрасной картиной цветущего сада – вечного символа красоты жизни. Слайд 25

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра.

ВложениеРазмер
Рассмотрени истории создания пьесы, определени особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанр 23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Основные задачи: рассмотреть историю создания пьесы, определить особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра.

План урока

История создания

Отчий дом А.П.Чехова

Положив в основу сюжета обыкновенный жизненный факт – продажу запущенной дворянской усадьбы, Чехов осветил в своей пьесе судьбу трех общественных групп: дворянства, буржуазии и передовой интеллигенции

Сюжет и конфликт

Отсутствует в пьесе и традиционный персонифицированный конфликт. Разногласия героев (прежде всего Раневской и Гаева с Лопахиным) по поводу сада не находят здесь открытого выражения.

Кульминацией внешнего сюжета – продажа с аукциона 22 августа вишневого сада – совпадает с развязкой. Надежда, что все как-нибудь само собой устроится, растаяла как дым. Вишневый сад и имение проданы, но в расстановке действующих лиц и их судьбах ничего не изменилось.

Образная система. Главные герои

Среди героев пьесы есть представители разных социальных слоев и поколений.Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и Гаев – милые добрые люди. Они не могут жить без вишневого сада, однако ничего не делают, чтобы спасти его: их время уже прошло.

Мы видим последних владельцев вишневого сада. Это Любовь Андреевна Раневская и ее брат Гаев Вишневый сад дорог им как воспоминание о детстве, о молодости, о легкой и изящной жизни

Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор.

Второстепенные и внесценические герои.

Второстепенные и внесценические герои

Зрительные эффекты создаются при помощи пейзажа (белые цветы сада, восход и заход солнца).

Не менее важную роль имеют слуховые эффекты: замирающий звук лопнувший струны, тихая музыка, стук топора.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока литературы преподавателя ГБОУ НПО Профессионального лицея №25 Санкт-Петербург

Цели урока: 1) рассмотреть тему прошлого, настоящего и будущего на примере образцов героев пьесы, выяснить в чем заключается новаторство Чехова-драматурга;

2) развивать учебно-познавательную компетентность учащихся – умение анализировать художественный текст;

3) воспитывать общечеловеческие ценностные ориентации, формировать общекультурные компетенции и личностное определение учащихся.

Тип урока: Урок-диалог.

Оборудование: 1) таблицы, опорные схемы-конспекты по теме

2) иллюстрации к пьесе (рисунки учащихся)

3) портрет А.П. Чехова

4) презентация, проектор, компьютер

Словарная работа: лексическое значение слов драматизм, порядочность, интеллигентность

Вступительное слово учителя

Беседа по вопросам, основанная на работе с текстом, работе с таблицами, ОСК (опорная схема-конспект)

1.Вступительное слово учителя

Представим Антона Павловича Чехова в последние годы его жизни, обреченного, знающего, что ему предстоит. Ольга Леонардовна Книппер в Москве, Ялта, одиночество. В это время он создает свою последнюю пьесу о жизни, о Родине, о любви, об утрате, о безжалостно ускользающем времени.

В ней он передал свои думы о человеке, о смысле земного бытия.

Учитель читает письмо Чехова Суворину (9 декабря 1890 г. Москва).

2.Беседа по вопросам

Узнай героя. Кто это?

Что мы знаем о прошлом Раневской?

Ответ: Когда-то она была богата, ездила на лошадях в
Париж, на балах у нее танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу на юге Франции. Прошлое теперь стоит перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги.

Какие положительные и отрицательные черты характера вы видите в образе Раневской?

Ответ: Образ Раневской очень сложный, его нужно рассматривать в двух

планах: внешняя линия

На первый взгляд, она простая, непосредственная, добрая.

В ней много положительных черт: обаятельная, изящная, непосредственная и искренняя, эмоциональная, восторженная.

А) Бросает 12-летнюю дочь Аню и уезжает в Париж на 5 лет

Б) В конце пьесы снова оставляет дочь, забрав у нее 15 тысяч, которые ей прислала ярославская бабушка

В) Забывает преданного слугу Фирса (он остается в заколоченном доме)

Раневская легкомысленна, ей свойственны такие черты, как безделье, непрактичность, мотовство, неспособность защитить дорогое ей имение.

Как Раневскую характеризует ее отношение к Ане, Варе, Фирсу и ее отказ от предложения Лопахина?

В отношении к Ане, Варе, Фирсу она поступает эгоистично, она их всех предает.

Раневская отказывается от проекта спасения вишневого сада, который делает Лопахин, т.к. для нее сад – это самое дорогое, что у нее есть, это ее детство, ее счастье.

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание изучаемой пьесы; формулируют проблемы, поднятые автором в пьесе; раскрывают идейный смысл пьесы; определяют характерные особенности чеховских пьес и его новаторские достижения; характеризуют героев, выявляя авторское отношение к ним (ведут диалог).

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Постановка и решение проблемного вопроса

2. Вводно-ориентировочная беседа

• Вы когда-нибудь возвращались домой после долгого отсутствия?

• Встречали очень близкого человека? Какие вы испытывали чувства, эмоции в этот момент?

• А как происходит встреча наших героев в пьесе А. П. Чехова?

— В 1888 и 1889 гг. Чехов отдыхал в имении Линтварёвых, близ Сум Харьковской губернии, где повидал немало запущенных и умирающих дворянских усадеб. Таким образом, в сознании писателя постепенно вызревал замысел пьесы, где отразились бы многие подробности жизни обитателей старых дворянских гнёзд.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

В основе пьесы лежит отнюдь не драматическое, а комедийное начало. Во-первых, положительные образы, какими являются Трофимов и Аня, показываются совсем не драматически, по внутренней своей сущности они оптимистичны.

Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:

• это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины;

• А. П. Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что роли и Вари, и Лопахина — комические;

Авторская позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца — это тяга к будущему.

3. Аналитическая беседа

• Абстрагируйтесь от названия пьесы А. П. Чехова. Скажите, какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетание вишнёвый сад?

• Сравните свои ассоциации с чеховским представлением этого образа.

• Можно ли соотнести ваши ассоциации с названием пьесы? Запишите свои мысли в тетрадь.

• Зачем приезжает из Парижа в своё имение Раневская? Почему в день приезда в доме оказываются Лопахин, Петя Трофимов, Пищик?

• Образы основных героев пьесы сотканы из противоречий. В чём, по-вашему, противоречивость облика Лопахина? Раневской? Гаева? Трофимова? Вари?

• В чём смысл сопоставления двух лакеев — Фирса и Яши?

• Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства.

• Как Раневскую характеризует отношение к Варе? Ане? слугам? Лопахину? Трофимову?

• Как её характеризует отказ от предложения Лопахина?

• Как можно оценить доброту Раневской?

• Кого можно считать положительными героями? Драматичны ли образы Пети и Ани?

• Драматичен ли Лопахин?

• В чём комичность образов Раневской и Гаева? А в чём их драматичность?

• Кто виноват в драматичности их жизни?

Комментарий.
Группам (3 группы) предлагается распределить персонажей пьесы на категории согласно самостоятельно определённому принципу.

Свою точку зрения нужно аргументировать. Записи итогов работы заносят в тетрадь.

Варианты принципов деления персонажей:

по социальному признаку — помещики, слуги, купец, с неясным социальным признаком;
по отношению ко времени — прошлое, настоящее, будущее;
по принципу главных и второстепенных героев.

Как правило, редко предлагается принцип деления персонажей по отношению к вишнёвому саду, поэтому учащимся можно подсказать такой способ деления.

5. Постановка и решение проблемного вопроса
(работа в парах по вариантам)

2-й вариант.

Проследите по тексту пьесы, как раскрывает А. П. Чехов отношение Раневской и Гаева к главным жизненным ценностям: к родине, любви, долгу, человеческому достоинству. Выскажите ваши суждения об отношении автора к этим персонажам.

3-й вариант.

Проследите, как основной конфликт пьесы проявляется в истории Симеонова-Пищика. Подумайте о том, что эта история вносит в содержание комедии.

6. Аналитическая работа характеристика персонажей пьесы (в группах)

1-я группа.
Лопахин — буржуазия, приходящая на смену дворянству

• Проследите, как показано в пьесе отношение Лопахина к Варе, Пете Трофимову.

• Какие черты Лопахина привлекательны?

• Какие черты характера раскрываются в его монологах?

• Каково ваше отношение к Лопахину? Можно ли считать его героем новой эпохи?

• Перечитайте сцены, где действует Петя или о нём идёт речь, попытайтесь нарисовать его прошлое и будущее.

• Что кажется вам противоречивым в образе Пети? Что говорят эти противоречия об авторском отношении к герою?

• В чём двойственность этого образа? (Режиссёрские интерпретации образа Трофимова резко расходятся: в одних случаях он представлен чуть ли не двойником автора, в других — блаженным недотёпой.)

• Найдите в пьесе сцены, раскрывающие образ Ани. Что меняется в Ане на протяжении пьесы?

• Какое место занимает в пьесе Аня?

• Верите ли вы, что Аня и Петя посадят новый сад?

Комментарий.
Представляются две точки зрения: да, у Ани чистый, сильный характер, она выполнит своё обещание. Нет, Петя и Аня не знают реальной жизни, они ничего не смогут вырастить.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Всё начиналось в 1898 г. Именно тогда двое выдающихся театральных деятелей — К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко — решили создать свой театр.

В день премьеры (17 января 1904 г.) неожиданно для А. П. Чехова состоялось чествование писателя в связи с 25-летием его литературной деятельности. Современники вспоминали, что Антон Павлович был очень бледен, худ, его изводил неуёмный кашель. Спектакль вызвал восторженные отклики публики…

VI. Домашнее задание

2. На примере одного из эпизодов пьесы (встреча Раневской с Петей Трофимовым, рассказ Шарлотты Ивановны о себе, разговор Ани и Пети о вишнёвом саде и о будущем) покажите, как проявляется в комедии чеховский лиризм.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

Читайте также: