Чехов ионыч конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

Одной из важнейших тем для Чехова является тема нравственной ответственности человека за всё, что с ним происходит. Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды.

3.Работа по теме урока.

Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождения человека – центральная тема чеховского произведения.

Композиция рассказа на первый взгляд проста. Пять глав, каждая из которых раскрывает новый этап в жизни главного героя доктора Старцева. События излагаются в хронологической последова-тельности, их разделяют незначительные сроки, но за эти маленькие промежутки времени (год, боль-ше года, четыре года, несколько лет) происходят существенные перемены и в облике героя, и в его жизни.

— Каковы взгляды, характер этого человека?

Не нарушайте ж, я молю,

Вы сна души моей

И слова страшного: люблю

Не повторяйте ей!

Итак, доктор Старцев впервые оказался у Туркиных. Что увидел здесь герой?

- По сути, Старцев увидел домашний парад талантов. Но можно ли говорить о том, что Туркины по-настоящему талантливы? Почему?

- Охарактеризуйте романы, которые пишет Вера Иосифовна. Как Чехов подчеркивает литературную бездарность произведений героини?

- Почему Вера Иосифовна нигде не печатает свои произведения?

- Какие два мира предстают перед нами в сцене чтения Верой Иосифовной своего романа?

Как подчеркивает писатель сходство дочери Туркиных Екатерины Ивановны с матерью Верой Иосифовной?

И вот эту среду и олицетворяют Туркины, и эта среда обступает Старцева, наступает на него под барабанные звуки игры Котика на рояле.

Восприятие Старцевым Туркиных — это своего рода зеркало его самого, молодого, доброжела-тельного, жизнерадостного земского врача, к тому же изрядно соскучившегося в своем захолустье по интеллигентному обществу. Он увидел интеллигентных людей, домашний уют, хорошо сервирован-ный стол, вкусный ужин, услышал веселые разговоры, звуки рояля, — словом, то, чего в Дялиже не было, — и все показалось ему ново, интересно и занимательно. А самое глазное, что привело его в восторг, — это прелестное, обаятельное существо, обещающее так много радости впереди.

Как Старцев относится к Котику во время своей любви?

Становится грустно, обидно и жаль того Старцева, который еще так недавно, в прекрасную весен-нюю ночь бодрой походкой шагал в Дялиж, беззаботно улыбаясь и напевая всю дорогу. И не хочется прощать ему ни его рассудительности, ни его солидности, и становится досадно при мысли, что он утратил прежнюю свежесть и непосредственность.

Каким изображен Старцев в начале III главы?

Какой изображена Екатерина Ивановна в сцене отказа Старцеву? Какие черты характера проявляет она здесь?

- Что случилось со Старцевым после отказа Котика?

Долго ли переживал Старцев после отказа Котика?

- Что же из пережитого в этот тревожный и знаменательный в его жизни день сохранилось в памяти Старцева? И часто ли он вспоминал этот день?

- Почему не состоялась любовь Ионыча и Котика?

Любовь Ионыча и Котика, двух интеллигентных людей, чувствовавших симпатию друг к другу, не состоялась в начале повести потому, что героиня боялась обычной семейной жизни, хотела чего-то другого, необыкновенного. Она высокомерно отвергла предложение Старцева, мотивируя это тем, что создана для искусства, что хочет быть артисткой, хочет славы, успехов, свободы и не представляет себя в качестве жены. Среда мельчила, опошляла человеческие чувства. Воспитание в семье Туркиных не могло не внушить Котику легкомыслия, необоснованных претензий и т. п. Нрав-ственная слабость Старцева, трусость загубили любовь еще в самом начале, а стремительное опошление довершило губительный процесс, — оно отразилось и на судьбе Екатерины Ивановны.

- Но что бы приобрела Екатерина Ивановна, выйдя замуж за Старцева?

- Каким изображен Старцев в IV главе?

- Как характеризует Старцева его увлечение — рассматривание и подсчет денежных купюр, заработанных за день?

Это увлечение говорит и о расширившейся частной практике Старцева, и о его равнодушии к тому, откуда именно стекаются деньги в его карманы (без разбора от людей разных профессий и положе-ний — из дворянских, купеческих домов или изб городской бедноты), и о невнимательности Ионыча как врача, торопливости, с которой объезжает он своих пациентов.

- Как Старцев относится к обывателям в IV главе? Как это его характеризует?

Что же осталось от прежнего Старцева и что изменилось в нем за прошедшие четыре года?

Остались и его убеждения, так пленившие Котика, но они ни в ком больше не встречали ни откли-ка, ни сочувствия — и он похоронил их в глубоких тайниках души и не любил заглядывать туда. Старцев на все стал смотреть равнодушно.

Осталось и его трудолюбие, за которое так уважала его Котик, но оно стимулировалось теперь не возвышенными стремлениями быть полезным людям, а низменными интересами наживы от этих людей. И Старцев охладел к настоящему делу.

Осталась и его энергия, которая заражала Котика, но она превратилась в лихорадочную суету в погоне за наживой.

Что увидел Ионыч у Туркиных спустя четыре года? Как отнёсся он к увиденному?

Как изменилась Екатерина Ивановна?

- Как изменились роли героев во время их последнего свидания?

Екатерина Ивановна теперь яснее, чем прежде, понимала его слова, внимательнее слушала его, бы-ла полна сочувствия и тревоги за любимого человека; ей и в голову не приходило сливать Старцева с грубой, пошлой, мелочной средой, на которую он жаловался. Он, как и прежде, в её глазах был выше этой среды, и его слова звучали для неё как протест против серой обывательщины.

Что говорит Екатерина Ивановна Ионычу? Как это ее характеризует?

- Почему Старцев отвергает любовь Екатерины Ивановны?

Использованная литература

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003

1. Выяснить, как восприняли учащиеся произведение при самостоятельном прочтении.

2. Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

3. Умение анализировать художественное произведение

  1. История создания рассказа “Ионыч”.
  2. Работа над рассказом “Ионыч”

Оборудования для урока:

Портрет А.П. Чехова; иллюстрации к рассказу “Ионыч”; высказывание М.Горького. “У Чехова есть нечто больше, чем миросозерцание, - он овладел своим представлением жизни и таким образом стал выше её. Он освещает её скуку, её хаос с вышей точки зрения. И хотя эта точка зрения неуловима, не поддается определению, - быть может, потому, что высока, - но она всегда чувствовалась в его рассказах и все ярче пробивается в них”.

Чехов в рассказе “Ионыч” исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени. Чтобы понять самостоятельную глубину авторского замысла в таком своеобразном рассказе, как “Ионыч”, надо обратиться прежде к истории создания этого рассказа и его содержанию.

Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они поняли что главное – это боль Чехова за своих героев, боль за их бессмысленно и бездарно прожитую жизнь: ведь Чехов описывает именно традицию человеческой жизни.

III. Работа над рассказом.

В процессе работы необходимо постараться подвести их к одной из “тайн” чеховского стиля, чеховского видения жизни,, о которой, может быть, лучше всех сказал сам писатель: “Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами”.

Изучение рассказа “Ионыч” целесообразно начать с беседы по его содержанию, можно построить в форме лингвостилистического анализа:

- Какова центральная тема рассказа? (Протест против пошлости, обывательницы, духовного мещанства, самовыражения человека)

- Какова основная идея произведения? (Она заключается в призыве “Берегите в себе человека!”)

(Композиция проста. Пять глав имеют свою микротему. Эти микротемы раскрываются по – чеховски – повторением художественных деталей)

После беседы учащиеся вместе со Старцевым посещают семью Туркиных.

- Что почувствовал Дмитрий Ионыч, впервые попав в этот дом?

Этот вопрос поможет учащимся не только разобраться в чувствах героя рассказа, но и в своих собственных, так как они вместе со Старцевым будут присутствовать на вечере, и на них обрушиться поток любезностей, шуток, музыки, гостеприимных хозяев дома.

- Учащиеся могут отметить, что реакция нормального человека, молодого, умного правда, немного уставшего от года утомительной и однообразной работы. Они отмечают так же, что Старцеву все – таки приятно находиться в доме Туркиных, не смотря на то что он замечает и бездарность романов Веры Иосифовны, и бездарность игры Екатерины Ивановны. (Описание этого эпизода, чтение вслух)

От чего это происходит? Откуда берутся у Дмитрия Ионыча “хорошие, покойные мысли?

(Этот вопрос ориентирует учащихся на необходимость сопоставления эпизодов, нахождение “сцеплений” Между ними, на более глубокие раздумья над текстом рассказа)

Чтобы помочь учащихся лучше разобраться в ситуации рассказа, почувствовать дыхание той эпохи, на уроке можно прочитать отрывок из книги В.В. Вересаева “Записки врача”.

Вот из такой же примерно обстановки вырывается на несколько часов Старцев, попадая к Туркиным. Естественно, что на него действует смена впечатлений.

Важно, чтобы при изучении I главы произведения ребята уловили её своеобразный ритм, услышали надоедливое словечко “потом”, которое как бы регулирует здесь все события.

Чтобы они почувствовали эту основную тональность, учащимся предлагается прочитать отрывок со слов “Старцеву представили Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку…” и до слов “Потом все сидели в гостиной с очень серьезными лицами, и Вера Иосифовна читала свой роман”.

- Где бы вы выделили в этом отрывке абзац?

- Почему этого не сделал автор?

Обращаем внимание, что в доме Туркиных все подчинено заранее установленному распорядку, все действия хозяев давно отрепетированы и рассчитаны на определённый эффект. И вот свежий человек, попадая под действие этого ритма, сам не замечает, как оказывается во власти всей атмосферы, царящей здесь.

Вывод: И так, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было “недурственно” не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.

Анализ II главы

Приступая ко II главе, мы задаем учащимся вопрос:

- Сколько времени прошло с момента приезда Старцева в город С. до его второго свидания с Екатериной Ивановной?

Время здесь – важная художественная деталь. Время в рассказах Чехова бежит неумолимо, и человек подчас не успевает и оглянуться, - а жизнь-то уже прошла.

Важно, для учащихся при изучении рассказа “Ионыч” сразу “поймать”, увидеть и почувствовать неотвратимый ход времени, который беспощадно отсчитывает дни человеческой жизни…

(Найдите сцену несостоявшегося свидания на кладбище, где усиливается мотив уходящего времени).

Вывод: Придя на кладбище, Старцеву открылся мир таким, каким он раньше его не видел. Перед ним открылся тайны бытия, все это вызывает в нём бурю чувств, чувств страстных земных, не желающих мириться с вечным покоем умерших. В сущности, это бунт против скучной и однообразной жизни. Но это было всего лишь вспышка, погасшая вместе с лунным светом. Это был взлёт чувств.

Анализ III главы

- Кто виноват в том, что любовь Старцева привела к “такому глупенькому концу, точно в маленькой пьесе на любительском спектакле”? (Заслушать точку зрения ученика)

- Какое значение имеют в этой главе реплики Ивана Петровича, окрик полицейского?

- Почему Старцеву после объяснения с Екатериной Ивановной захотелось изо всей силы хватить зонтиком по широкой спине Пантелеймона?

Все эти вопросы заостряют внимание учащихся на художественной форме рассказа, помогая глубже разобраться и заново пересмотреть текст главы.

Анализ IV главы

(Чтение первого абзаца главы)

“Прошло четыре года” - так начинается глава. Время продолжает свой неумолимый бег.

– Что же изменилось за этот период в жизни героев человеческого рассказа? (Чтение эпизодов). После прочтения учащихся подмечают изменения в облике и характере героев. Но важно не просто подметить происшедшие изменения, но суметь понять и объяснить их причины.

При работе над этой главой можно предложить учащимся поспорить с авторами учебника в трактовке отдельных сцен и эпизодов. (Учебника)

На заключительной стадии работы над рассказом учащихся предлагаются задания, которые требуют от них умения взглянуть на рассказ в целом, выйти на широкие художественные обобщения.

- Как автор относиться к семье Туркиных? (Найти такие примеры в тексте рассказа, которые противоречат этой точке зрения)

Так, сталкивая факты, мы ведём учащихся к пониманию важной особенности авторского отношения к своим героям: он не только осуждает их, но в рассказе слышится человеческая боль за бездарно прожитую жизнь, за безвозвратно ушедшую молодость (это в большей степени относиться к Старцеву и Екатерине Ивановне)

- В чем значение финальной сцены?

(Можно найти два – три эпизода, которые непосредственно перекликаются к финалом рассказа)

IV. Обобщение по прочитанному.

Движение времени в рассказе “Ионыч” ощущается только тогда. Когда речь идёт о самом Старцеве: он еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит…у него уже есть имение и два дома в городе…”, “характер у него тоже изменился”. В последней главе рассказа перед нами пожалуй, самый отвратительный обыватель из всех, которые проживают в городе С.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Старцев перестал быть человеком, превратился в “языческого бога”, в Ионыча. И как бы подводя итог всей его жизни, Чехов пишет: “Вот и все, что можно сказать про него”.

- Но почему же на этом не заканчивается само повествование?

- Зачем автор снова возвращается читателей к началу рассказа, приглашая еще раз заглянуть в дом Туркиных?

В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалось жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затем Туркимных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Образ Ионыча показывает, каким становиться человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

  1. Прочитать страницы учебника.
  2. Написать сочинение-миниатюру на тему: “Есть ли настоящая жизнь в рассказе “Ионыч”.
  3. Выпишите с примерами художественными приемы, раскрывающие губительную силу пошлости и обывательщины:

а) описание картин природы;

б) использование стихов и музыки;

в) сочетание грустного лиризма и сатиры.

Урок изучения нового материала

Частично- поисковый метод

1.Организационный момент (тема записывается в тетрадях).

2.Организация класса к учебной деятельности.

3.Мотивация – этап актуализации субъектного отношения учащихся.

4.Этап изучения нового материала.

5.Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого.

6. Обеспечение осмысления учащимися методов, приёмов анализа художественного произведения для содержательных выводов по теме урока.

7.Вывод. Подведение итогов.

Методы и средства, обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, управление учебной деятельностью:

1. Информационно-коммуникационные технологии. При этом компьютер - это средство:

- рационального использования времени на уроке;

- повышение эстетики и наглядности процесса обучения.

2. Проблемное обучение.

I. Организационный момент.

II. Организация класса к учебной деятельности.

А) Русская классическая литература вечно живая, она не становится историей.

- Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачёва? (поднимаемые в ней проблемы актуальны)

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русской классической литературы. Поговорим о творчестве А.П.Чехова.

Имена Чехова и Чайковского сопоставляются нередко, так как во многом проясняются черты их живого родства.

Стремление к счастью, к жизненной правде; ненависть к злу и насилию, мудрая простота и общедоступность стиля – всё это сближает Чайковского и Чехова как художников искренних и талантливых.

портрет А.П.Чехова работы В.А.Серова/

- Как, на ваш взгляд, личность Чехова проявилась в его произведениях?

III. Мотивация – этап актуализации субъектного отношения учащихся.

/слайд № 5, портрет С.Залыгина/

- Выясним значение слова нравственность.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

/Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов./

- Какие, на ваш взгляд, духовные качества входили в состав нравственного кодекса у Чехова?

- Какие сейчас, на ваш взгляд, необходимы духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе?

IV. Этап изучения нового материала.

Эпиграфом к уроку я взяла слова известного писателя – классика Н.В.Гоголя:

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких

юношеских лет в суровое ожесточайшее мужество,

забирайте с собою все человеческие движения, не

оставляйте их на дороге, не подымете потом.

- Как соотносится, на ваш взгляд, эпиграф с темой урока?

- Одной из важнейших тем для Чехова является тема нравственной ответственности человека за всё, что с ним происходит. Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды.

Творческая история создания рассказа.

Уч-ль: Каким изображен Старцев в начале I главы?

Как только Старцев был назначен земским врачом в Дялиже, в 9 верстах от С., ему, как и всякому приезжему, рекомендовали познакомиться с семьей Туркиных. Но, судя по всему, Старцев не спешил сделать это, — видимо, он не очень верил рекомендации, а главное, был занят и увлечен своим делом.

Когда, душа, просилась ты

Погибнуть иль любить,

Когда желанья и мечты

К тебе теснились жить,

Когда еще я не пил слез

Зачем тогда, в венке из роз,

К теням не отбыл я!

Уч-ль : Что увидел Старцев у Туркиных?

Уч-ль: В чем заключается талант Ивана Петровича Туркина?

Уч-ль : Охарактеризуйте романы, которые пишет Вера Иосифовна. Как Чехов подчеркивает литературную бездарность ее романа?

Уч-ль: Какие два мира предстают перед нами в сцене чтения Верой Иосифовной своего романа?

Уч-ль: Подтвердите ваши выводы примерами из текста рассказа.

Уч-ль: Почему Вера Иосифовна нигде не печатает свои произведения?

Уч-ль : Как Чехов подчеркивает сходство дочери Туркиных Екатерины Ивановны с матерью Верой Иосифовной?

Уч-ль: Как Чехов относится к Туркиным?

Уч-ль: Как Старцев относился к Туркиным в I главе?

Его восприятие Туркиных — это своего рода зеркало его самого, молодого, доброжелательного, жизнерадостного земского врача, к тому же изрядно соскучившегося в своем захолустье по интеллигентному обществу. Он увидел интеллигентных людей, домашний уют, хорошо сервированный стол, вкусный ужин, услышал веселые разговоры, звуки рояля, — словом, то, чего в Дялиже не было, — и все показалось ему ново, интересно и занимательно. А самое глазное, что привело его в восторг, — это прелестное, обаятельное существо, обещающее так много, много радости впереди.

Каким изображен Старцев в конце I главы?

Уч-ль: Как же сумел передать автор весь этот аромат молодости?

Уч-ль: Каким изображен Старцев в начале II главы?

Уч-ль : Как изображено развитие чувства Старцева к Котику?

Уч-ль : Как течет время на протяжении рассказа о любви Старцева к Котику?

Уч-ль : Как Старцев относился к Котику во время своей любви?

Уч-ль: Каким изображен Старцев в начале III главы?

Уч-ль: Что в начале III главы мешает Старцеву сделать предложение Котику?

Уч-ль : О чем думает в это время Старцев? Как это его характеризует?

Уч-ль: Какой изображена Екатерина Ивановна в сцене отказа Старцеву? Какие черты характера проявляет она здесь?

Уч-ль : Что случилось со Старцевым после отказа Котика?

Уч-ль: Как относится Чехов к поведению Старцева после отказа Котика?

Уч-ль: Долго ли переживал Старцев после отказа Котика?

Уч-ль: Что же из пережитого в этот тревожный и знаменательный в его жизни день сохранилось в памяти Старцева? И часто ли он вспоминал этот день ?

Уч-ль : Почему не состоялась любовь Ионыча и Котика?

Ответ : Любовь Ионыча и Котика, двух интеллигентных людей, чувствовавших симпатию друг к другу, не состоялась в начале повести потому, что героиня боялась обычной семейной жизни, хотела чего-то другого, необыкновенного. Она высокомерно отвергла предложение Старцева, мотивируя это тем, что создана для искусства, что хочет быть артисткой, хочет славы, успехов, свободы и не представляет себя в качестве жены. Среда мельчила, опошляла человеческие чувства. Воспитание в семье Туркиных не могло не внушить Котику легкомыслия, необоснованных претензий и т. п. Нравственная слабость Старцева, трусость загубили любовь еще в самом начале, а стремительное опошление довершило губительный процесс, — оно отразилось и на судьбе Екатерины Ивановны.

Уч-ль: Но что бы приобрела Екатерина Ивановна, выйдя замуж за Старцева?

Уч-ль: Каким изображен Старцев в IV главе?

Уч-ль: Как характеризует Старцева его увлечение — рассматривание и подсчет денежных купюр, заработанных за день?

Ответ : Это увлечение — рассматривание и подсчет денежных купюр, заработанных за день, — говорит и о расширившейся частной практике Старцева, и о его равнодушии к тому, откуда именно стекаются деньги в его карманы (без разбора от людей разных профессий и положений — из дворянских, купеческих домов или изб городской бедноты), и о невнимательности Ионыча как врача, торопливости, с которой объезжает он своих пациентов.

Уч-ль: Как Старцев относится к обывателям в IV главе? Как это его характеризует?

Уч-ль: Что же осталось от прежнего Старцева и что изменилось в нем за прошедшие четыре года?

Остались и его убеждения, так пленившие Котика, но они ни в ком больше не встречали ни отклика, ни сочувствия — и он похоронил их в глубоких тайниках души и не любил заглядывать туда. Старцев на все стал смотреть равнодушно.

Осталось и его трудолюбие, за которое так уважала его Котик, но оно стимулировалось теперь не возвышенными стремлениями быть полезным людям, а низменными интересами наживы от этих людей. И Старцев охладел к настоящему делу.

Осталась и его энергия, которая заражала Котика, но она была пущена теперь на холостой ход, обратившись в лихорадочную суету в погоне за наживой.

Что увидел Ионыч у Туркиных спустя четыре года?

— Недурственно, — сказал Иван Петрович.

Уч-ль: Как изменилась Екатерина Ивановна?

Уч-ль : Как изменились роли героев во время их последнего свидания?

В чем сходство и отличие этого пейзажа с пейзажем во II главе?

О чем вспомнил Старцев во время последнего свидания с Котиком?

Уч-ль: Как Екатерина Ивановна отнеслась к словам Старцева? Каким он представлялся ей в мечтах?

Ответ : Екатерина Ивановна теперь яснее, чем прежде, понимала его слова, внимательнее слушала его, была полна сочувствия и тревоги за любимого человека; ей и в голову не приходило сливать Старцева с грубой, пошлой, мелочной средой, на которую он жаловался. Он, как и прежде, в ее глазах был выше этой среды, и его слова звучали для неё как протест серой обывательщине.

Что говорит Екатерина Ивановна Ионычу? Как это ее характеризует?

Почему Старцев отвергает любовь Екатерины Ивановны?

Уч-ль: Каким изображен Ионыч в V главе?

Уч-ль : Вспоминает ли Ионыч о своей любви к Котику?

Уч-ль: Так автор замыкает круг жизни своего героя. Она прошла среди утомительной работы и мелких дел, среди скуки и пошлой повседневной суеты. Город встретил Дмитрия Ионыча молодым, полным сил, опутал его тиной мелочей, из которой нет возврата, превратил просто в Ионыча.

«Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым. Провожая их на вокзале, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слезы и кричит:

Каким изображен Иван Петрович в конце рассказа? Как Чехов относится к Туркиным в этом эпизоде?

Уч-ль: Можно ли сказать, что Ионыч опустился до туркинской среды?

Ответ: Нет, он хуже Туркиных. Иван Петрович Туркин каким был, таким и остался. Он, если можно так сказать, равен самому себе. А Ионыч отрекся от своей культурности, интеллигентности, от своего дела и от своей любви.

Уч-ль: Как менялось отношение Чехова к Ионычу на протяжении рассказа?

Ответ: В рассказе среда наступала на героя, и, чем больше он мирился с ней, тем больше отступался от него автор, тем резче судил его. Чехов беспощаден к Ионычу — уже не человеку, а распухшему существу с горлом, заплывшим жиром, уже не помнящему ни о чем, кроме денег. По отзывам современников, Чехов как врач чутко и внимательно относился к больным. Поэтому он так сурово осуждает грубость Старцева по отношению к пациентам.

Чей это портрет?

1. Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее. /Ек. Ив./

2) Продолжите Правила жизни (подбор цитат известных людей или свои мысли).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.


Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры".

Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ

Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в.

Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.

Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей .

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой.


Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

Цели: раскрыть трагизм повседневно- будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

2. Развивающая : развивать устную связную монологическую речь, умения выразительно читать прозаический текст, пересказывать, грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, сравнивать, делать обобщения и выводы, формировать умение глубокого анализа текста; вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока; развивать творческие сп особности, монологическую речь.

3 . Воспитательная : вызвать интерес к творчеству А.П.Чехова; формировать нравственные ценности личности;

Методы: эвристический, проблемный , лингвистический анализ текста.

Формы работы: беседа, работа в парах, работа с опорными схемами, таблицами, анализ текста, творческая работа.

Эпиграфы: (на доске)

Вступительное слово учителя .(сл.1)

Определение темы урока.

-Как видите, в определении темы есть пропуск. Понятно, что речь на уроке пойдет о человеке, о главном герое рассказа. Но вот что с ним происходит? На этот вопрос нам предстоит ответить и заполнить пропуск.

3. Постановка цели урока.

- Чтобы поставить цель урока, предлагаю вспомнить сюжет рассказа.

(В начале мы видим молодого доктора Старцева, полного сил, энергии, способного влюбиться. К концу рассказа он превращается в малоподвижного, черствого, грубого Ионыча).

- Как видим, сюжет прост, событий немного, значит, главное не внешние события, а то, что происходит внутри героя. Меняется главный герой? (да). Попытайтесь сформулировать его цель. Для этого используйте опорные слова: проследить, выяснить, понять. Так какова цель нашего урока?

Учащиеся определяют цель урока: проследить путь духовного изменения героя; выяснить, какие изменения произошли с ним на этом пути; понять, почему произошли эти изменения.

Вернемся к теме урока. Я думаю, теперь вы сможете сформулировать ее. Что же происходит с главным героем на протяжении рассказа? (Духовная деградация) (сл. -4)

Деградация”. [фр. degeneration]постепенное ухудшение, упадок.

(сл.5) Эпиграф к уроку.

Проследить, как меняется герой и под влиянием чего это происходит.

Для этого обратимся к композиции.

Актуализация знаний. (проверка знания и понимания текста)

Анализ текста с целью характеристики героя, происходящих в нем изменений.

А) заполнение таблицы. (работа в парах)

- Каким предстает герой в каждой из этих глав? (сл.8)

Задание: выделите в тексте этапы эволюции доктора Старцева. (Работа проводится в группах. Каждой группе предлагается исследовать главу из текста и выделить определённый этап в развитии героя. 5 глав – 5 групп.)

1-я группа (1-я глава): “Он шёл пешком… (своих лошадей у него ещё не было)…”, “Пройдя девять вёрст и потом ложась спать, он уже не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошёл бы ещё вёрст двадцать”.

2-я группа (2-я глава): (через год) “ У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке”, “Я устал, едва держусь на ногах, – сказал он Пантелеймону.

И, садясь с наслаждением в коляску, он подумал: “Ох, не надо бы полнеть!”.

3-я группа (3-я глава): “Потом, иногда вспоминая, как он бродил по кладбищу или ездил по всему городу и отыскивал фрак, он лениво потягивался и говорил:

– Сколько хлопот, однако!”.

4-я группа (4-я глава): (через 4 года) “Уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками… Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой”.

5-я группа (5-я глава): (ещё через несколько лет) “Старцев ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову… И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот… В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем”.

5. Как изменяется духовный мир героя на каждом этапе развития?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выписать из текста каждой главы ключевые слова и словосочетания, характеризующие настроения, ощущения Старцева, и выделить те, которые свидетельствуют об утраченных началах в душе героя. (Работа проводится в группах.)

2 группа (2 глава): волнуется, страдает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждёт любви, ужасается, “ох, не надо бы полнеть”

3 группа (3 глава): ошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце”, жаль любви, стыдно, успокоился

4 группа (4 глава): спешно принимает больных, ни с кем не сходится, хочет говорить, жаловаться, “огонёк в душе погас”, раздражается, “старимся, полнеем, опускаемся”, “а хорошо, что я тогда не женился”

5 группа (5 глава): “пополнел, ожирел”, “живётся ему скучно”, “ничто его не интересует”, “жадность одолела”

Вывод: Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует.

(результаты наблюдений помещаются в таблицу) (сл 8)

События в рассказе излагаются в хронологической последовательности — от молодости героя к зрелости. В глубинном содержании — движение вспять, потеря Старцевым всего человеческого, постепенное его опустошение, превращение в равнодушное, эгоистическое существо. Ионыч проходит свой жизненный путь, как по ступеням лестницы, быстро поднимаясь вверх — к материальному благосостоянию и ещё быстрее спускаясь вниз — к моральному опустошению.

Все повествование развертывается так, чтобы показать постепенное превращение интеллигента в обывателя, доктора Дмитрия Ионыча Старцева в бездушного Ионыча, потерявшего вместе с именем и фамилией свою душу.

В раскрытии содержания этапов жизни Старцева Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции. Каждый новый этап жизни героя раскрывает его моральное падение.

И сейчас мы посмотрим сколько времени понадобилось Старцеву, чтобы превратиться в Ионыча.

Организация поисковой деятельности.

1. “Весна жизни”. (сл.9-11)

Дать характеристику Старцеву в первый период;

• Отношение к делу врача;

• Впечатление от Старцева в начале.

Вывод: полон жизни, работоспособен, любит покушать, любит и понимает искусство и музыку, но не имеет своего мнения.

1 причина – не имеет своего мнения, легко поддается чужому влиянию.

Докажите, что перед нами – обычные мещане в духовном и нравственном значении.

Ступенчатость в раскрытии жизненного пути отдельных представителей этой семьи; неизменность ее обывательского существования;

Прямые авторские характеристики Туркиных;

Речевые характеристики Туркиных.

Рассказ о семье Туркиных.

Со стороны Туркины выглядели именно так: «Эта семья

жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка,

Вывод: Эта мёртвая среда захватила его, обманула и изуродовала

Вывод : шутки никого не радуют, романы о том, чего не бывает, все это повторяется через много лет.

2 причина – если самая талантлива семья в городе такова, то какие же остальные?

3. “Прошло больше года”. Линия любви. (сл. 14-16)

Как вы оцениваете глубину и силу чувства Старцева к Котику?

Старцев и Котик;

Поездка на кладбище;(кульминация)

Внутренний мир самого Старцева;

Реакция Старцева на отказ Котика;

Б) Подобно другим писателям, Чехов испытывает своего героя любовью.

- как развиваются отношения Старцева и Котика?

- Выстроим цепочку из ключевых фраз.

В) Анализ эпизода. (На кладбище)

- Проблемный вопрос: Символом чего выступает кладбище?

- Просмотрите приведенные мною ключевые фразы из текста и попробуйте ответить на проблемный вопрос.

Вывод: Страсть к обогащению вытеснила чувство к Екатерине Ивановне.

Что же помешало Старцеву и Катерине Ивановне быть вместе?

Среда мельчила, опошляла человеческие чувства. Воспитание в семье Туркиных не могло не внушить Котику легкомыслия, необоснованных претензий и т. п. Нравственная слабость Старцева, трусость загубили любовь еще в самом начале, а стремительное опошление довершило губительный процесс, — оно отразилось и на судьбе Екатерины Ивановны.

Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне. Так завершился процесс превращения неглупого человека в стяжателя, довольствующегося тусклой, обыденной жизнью, а точнее, не жизнью, а существованием.

Вывод: влюблен, но думает о приданом. После отказа переживал три дня.

3 причина – чувство любви оказалось не настоящим: интересовало только приданое.

4. “Прошло четыре года”. (сл.16-18)

Докажите, что деградация происходит не только внешняя, но и внутренняя .

Внешний и внутренний мир;

Старцев и обыватели;

Старцев и Котик.

Вывод: “поляк надутый”, карты, считает деньги, …и огонек погас.

4 причина – чувства вспыхнули, но власть денег оказалась сильнее, и огонек погас.

Покажите необратимые последствия деградации Старцева .

Отношение к больным;

Интерес к жизни;

Вывод: карты, обжорство, накопительство, хамство, оскудение речи, потеря человеческого облика.

5 причина – потеряны человеческие качества, работа ради наживы.

Проблемное задание.

Кто виноват в деградации Старцева?
Сам Старцев или общество?

Б) Внутренний конфликт.

- Но одна лишь среда не может так изменить человека. Должна быть внутренняя предрасположенность. И у Старцева она есть. Найдем доказательства. Проанализируем эпизод первого посещения Старцевым семьи Туркиных.

1) отношение к чтению романа Веры Иосифовны

2) отношение к игре Котика

Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему .

и слушать эти шумные, надоедливые, но все же культурные звуки, – было так приятно, так ново… Прекрасно! – сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению.

3) отношение к шуткам Ивана Петровича

Умри, несчастная!

И все захохотали.

Вывод: внутренний конфликт изначально присутствует

Причины деградации: (сл.21-22)

Так сколько лет понадобилось Старцеву, чтобы превратиться в Ионыча ? (сл.22)

Заключительное слово учителя.

Итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать.

Создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

-Как вы думаете, для чего Чехов рассказал нам эту историю? К чему он нас призывает?(Призывает не поддаваться обстоятельствам, бороться и оставаться человеком). (сл.23-24)

hello_html_5a1d2b1.jpg

Рефлексия:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Ход урока

I. Слово преподавателя

Цель: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

I. Слово преподавателя

III. Лингвостилистический анализ текста:

— Какова центральная тема рассказа?

(Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождение человека.)

— Какова основная идея произведения?

— Какова композиция рассказа?

(Композиция произведения на первый взгляд проста. Пять глав, каждая из которых имеет свою микротему: жизнь интеллигенции города С. (семья Туркиных), трудовая деятельность Старцева, неумолимое и быстротечное время, внутренний мир главных героев, власть обывательщины. Эти микротемы раскрываются по-чеховски — повторением художественных деталей, которые в каждой главе дополняются новыми оттенками.)

Слово преподавателя.

Как и в любом классическом произведении, в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту.

Необходимо проанализировать первые предложения, т. к. они несут наибольшую эстетическую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных украшение города С. Казалось бы, ничто здесь не вызывает сомнения.

Но так ли это? Еще раз перечитаем начало текста (учитель или один из учеников зачитывают вслух первый абзац рассказа).

(В литературном произведении идейно-нравственную ценность представляют даже такие, казалось бы, незначительные художественные элементы, как позиция главных и придаточных предложений, порядок слов, использование вводных предложений).

— О чем заставляет задуматься фамилия этого героя?

— Каковы взгляды, характер этого человека?

Анализ 1 главы.

Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком.

Обратите внимание на такую художественную деталь (чтение последнего предложения 3-го абзаца рассказа).

— Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена?

(Автор считает, что описываемого в жизни не бывает. Старцев тоже не верит тому, что читает Вера Иосифовна. Но после трудного, полного тяжелой работы дня можно слушать все, что угодно; было тепло, уютно и не хотелось вставать.)

— А как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили?

(Найдите описание этого эпизода в тексте и зачитайте вслух).

— Какой вывод можно сделать поэтому эпизоду?

(Чехов дает понять, что это остроумие никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой.)

Старцев почти того же мнения о творчестве Веры Иосифовны, но. на кухне уже стучали ножами и доносился запах жареного лука и не хотелось вставать. Игра Екатерины Ивановны шумная, надоедливая, бездарная, но. все же это культурные звуки.

Анализ 2 главы.

Между событиями, описываемыми в первой и второй главе, прошло больше года. Время здесь — важная художественная деталь.

— Что же изменилось за этот год?

(Старцев пребывал в трудах и одиночестве. И вот его снова пригласили к Туркиным, где он влюбился в Екатерину Ивановну. Ее образ воспринимается читателем с двух точек зрения — Старцева и самого автора.)

— Какой видели Екатерину Ивановну автор и его герой? Найдите отрывки в тексте рассказа.

— Может быть, Котик — редкое исключение из читателей города С., и чтение свидетельствует о ее духовности?

— Что вынесла Котик из знакомства с Писемским?

Как и многие писатели А. П. Чехов испытывает своих героев любовью. Именно любовь дает Старцеву еще один шанс остаться человеком.

Когда Старцев оказался на кладбище, его душа отозвалась красоте природы, перед ним как бы приоткрылись тайны бытия, казалось, что он вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским настроением, над вечными проблемами жизни и смерти.

Итак, вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением.

Исследователи творчества Чехова отмечали, что подобное построение рассказа можно считать как бы пунктирным, что подтверждается повторением художественный деталей.

Анализ 4 главы.

— Какие изменения произошли в семье Туркиных?

— Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним?

(Иным стало и отношение Старцева к Туркиным. Однажды, проезжая мимо их дома, он подумал, что надо бы заехать, но почему-то не заехал и больше уже никогда и не бывал у Туркиных в доме.)

Слово преподавателя.

Итак, отрезав последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.

5 глава — итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С. Зачитываем первый абзац.

В конце рассказа от этого светлого, человеческого чувства не остается и следа. Вот и все, что можно сказать про него.

IV. Поисковое задание

Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно — его моральное и духовное опустошение.

— Что можно сказать о композиции рассказа в целом?

(Для описания медленного прижизненного умирания человека в человеке Чехов использует оригинальный прием — расставляет своеобразные вехи на жизненном пути Старцева. Они идут по разным направлениям, жизненная карьера, эволюция вкусов, развитие и финал его романа Екатериной Ивановной, наконец, жизненный путь тех людей, которые окружают Старцева. В результате сжатости композиции образуется между этими вехами как бы пространство, которое автор оставляет читателю для заполнения в процессе сотворчества.)

Вывод преподавателя: итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, — проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Из рассказа следует вывод: если человек подменяется сила обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, происходит омертвление человеческой души — самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: отступал перед действительностью, он всем свои существом врастает в зло, приходит к тем, от кого в начале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

V. Закрепление

— Как используются художественные детали в раскрытии образа Старцева?

— С помощью, каких изобразительных средств создается автором собирательный образ жителей города С.

— Почему рассказ является страстным протестом против разрушения человеческой личности?

— Как вы считаете: превращение Старцева в Ионыча является трагедией интеллигентного человека, не справившегося с окружающей обывательщиной, или же это сатира, которая разоблачает слабого и безвольного героя?

VI. Домашнее задание

1. Прочитать стр. 301-303.

3. Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева — по нисходящей линии. (Задания 2, 3 обучающимся предлагаются на выбор).

4. Выпишите с примерами художественные приемы, раскрывающие губительную силу пошлости и обывательщины:

Читайте также: