Чехия конспект по географии 7 класс

Обновлено: 27.07.2024

География Чехии: рельеф, климат, растительный и животный мир

Чешская Республика находится в самом центре Европы и граничит с Германией, Польшей, Австрией и Словакией. Территория республики составляет почти 79000 квадратных метров и объединяет исторические области Богемии, Моравии и Силезии. Столица – Прага, крупнейший город страны. Большинство населенных пунктов невелики. Из крупных выделим города Брно, Пльзень, Ческе-Будеевице, Оломоуц, Градец Кралове и Остраву.

В ландшафте страны преобладают возвышенности и средневысокие горы – Чешский массив, окаймленный хребтами Шумавы, Чешский лес, Крконоше и Чешско-Моравская возвышенность. Крупнейшая река – Влтава протяженностью 440 км. Чехия располагается на Чешско-Моравской возвышенности, которая является водоразделом между Эльбой и Дунаем. Эльба – она же Лаба – протекает по территории Чехии, другие большие реки – Морава, Одра – она же Одер, – Огрже, Стрела и Берунка.

15000 озер и прудов, скальные образования из песчаника, 2000 минеральных источников, сотни дворцов и замков, луга и поля – все это Чехия. Наиболее ценные природные области охраняются государством. Они стали национальными парками и заповедниками – почти 12 процентов территории.

Климат Чехии

Климатические условия в Чехии весьма благоприятны. Страна расположена в зоне перехода от среднеевропейского морского климата к континентальному восточноевропейскому, т.е. находится в климатически благоприятной области умеренного пояса Северного полушария. Климат Чехии умеренный, переходный от морского к континентальному, более или менее ровный во всей стране, но его региональные особенности зависят главным образом от рельефа.

Зима бывает обычно мягкая, с температурами от –2 до –4 °C на равнинах и от –8 до –10 °C в горах. В самые морозные дни температура может достигнуть -15 градусов, но такое случается не чаще одного раза в 10 лет. Средняя же температура зимой - приблизительно 0 градусов. Лето обычно бывает умеренно жаркое. Среднесуточные температуры в самом теплом летнем месяце, июле, колеблются около 19–21 °C на равнинах и 4–8 °C в горах.

Весна в Чехии начинается уже в конце февраля. Осень начинается только с октября.

Статистические показатели Чехии
(по состоянию на 2012 год)

ПоказательЗначение
Территория, тыс. кв. км78.9
Население, млн. человек10.2
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США193.5
Инфляция, %3.3
Уровень безработицы, %8.6

С точки зрения климата, Чешскую Республику вполне можно назвать мостом между Востоком и Западом. Чехия круглый год привлекает туристов. Чешская республика находится практически в самом центре Европы. Ландшафт Чехии удивителен по своей красоте и разнообразию. Широкие долины с густой сетью речек и озер сменяются поросшими густыми лесами, холмами и горными хребтами, хранящими вековую свежесть и прохладу сталактитовых пещер. Сильные колебания температур случаются редко. А вот в горах и Чешском лесу все обстоит наоборот, так как холодный, тяжелый воздух спускается в долины, а более теплые и прозрачные воздушные слои поднимаются в горы - прекрасная возможность для горного туризма.

Лыжный спорт в Чехии хорошо развит и очень популярен среди населения. В Чехии находится множество известных горнолыжных курортов, где Вы сможете прекрасно отдохнуть и приятно провести время.

Для посещения горнолыжных курортов страны наиболее подходят январь - февраль. Что касается осадков в Чехии, то тут преобладают дожди, их приносят главным образом западные ветры. Среднегодовая норма осадков составляет 550 мм на равнинах и 1400 мм в горах. В целом климат Чехии очень мягкий.

Растительность и животный мир

Чехия – одна из наиболее лесистых стран Европы. Леса покрывают около 30% ее территории. Преобладают промышленно-ценные хвойные породы, прежде всего ель (61% древостоя) и сосна (22%). Выше границы леса расположены альпийские луга. Обширные леса создают условия для отдыха людей и служат местом жительства диким животным - оленям, бобрам, фазанам и зайцам. В горных лесах водятся рыси и многочисленные мелкие животные – лисы, белки, ласки.

Охрана природы в Чехии имеет старые традиции и является одной из лучших в мире. 12% территории всей страны (9270 кв.км) занимают заповедники. В Западной Чехии расположен уникальный природный комплекс - парк Шумава, простирающийся на 125 км по границе с Австрией и Германией. Это обширный регион спокойных широколиственных лесов, в значительной степени не тронутых деятельностью человека. Хотя только одна маленькая часть Шумавы - Девственный Лес Бубин, может быть расценена как, действительно, заповедное древнее европейское растительное сообщество, но более сохранившегося комплекса европейского горного широколиственного леса просто не существует. Дикие цветы изобилуют повсюду.

Могучая Влтава, также как и пять других главных рек страны, начинается именно отсюда, создавая прекрасные условия для активных водных видов спорта. Имеются также все условия для занятий лыжным спортом и горными лыжами. В предгорьях Шумавы расположены удивительные по своей красоте, замки Швигов, Вельгартице, Раби.

В Чехии есть даже свои вулканы, находящиеся в Западной Богемии. Самый известный из них - кратер потухшего вулкана Коморни-Хурка. Здесь же, между Хебом и Франтишковы Лазни, в обширном болотистом районе Славковского Леса, находятся многочисленные грязевые вулканчики, выбрасывающие минеральную воду. Здесь же находится удивительное природное образование - Конепpусские пещеpы - совершенно изумительные карстовые пещеры, куда можно совершенно свободно попасть в любое время года.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 54. Чехия. Словакия. Венгрия. Румыния. Болгария

Цели урока: познакомить учащихся с общими чертами и особенностями стран; составить краткие комплексные описания, создать географический образ каждой из них.

Средства обучения: политическая карта Европы, карта хозяйственной деятельности населения, физические карты стран, тематические карты атласа, учебные картины и экранные пособия.

Основные представления и понятия: компонент природы, природный комплекс, широколиственные и смешанные леса, степи, высотная поясность в горах, виды природных богатств, этнос, языковые группы, отрасли хозяйства; антропогенный комплекс.

Номенклатура: основные объекты природы стран, города, объекты Всемирного культурного наследия.

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Комплексная сравнительная характеристика Чехии, Словакии и Венгрии

Беседа. Особенности географического положения группы стран и каждой в отдельности.

Задание. Выявить по тематическим картам характерные черты природы Чехии, Словакии и Венгрии. Какими природными богатствами обладает каждая страна?

Рассказ учителя. Особенности населения Чехии, Словакии и Венгрии. Материальная и духовная культура народов этих стран, вклад в мировую культуру. Столицы и другие города.

Практическая работа. Анализ карты хозяйственной деятельности населения и текста учебника (стр. 220-225). Установление ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства в каждой из трех стран.

Задание. Составить таблицу:

Вид промышленной и сельскохозяйственной продукции

2. Комплексная характеристика Румынии и Болгарии

Беседа. Сравнить географическое положение Румынии и Болгарии с положением Чехии, Словакии и Венгрии. Сделать вывод по результатам сравнения.

Учебное исследование. По тематическим картам и тексту учебника составить страноведческое описание Румынии и Болгарии. Индивидуальная или групповая работа

Задание. Сравнить природу, природные богатства, население и хозяйство двух стран; выделить черты сходства и различия. Объяснить причины.

Закрепление изученного

Какие из пяти стран имеют наиболее выгодное географическое положение? Почему?

В какой из стран природа наиболее разнообразна? Почему?

Какие страны богаты сырьем для производства алюминия, нефтью, бурым и каменным углем, лесными ресурсами, плодородными почвами?

На языках каких языковых групп говорит население изученных стран?

В какой стране промышленность стала развиваться еще в Средние века? Какие это были отрасли?

Познакомить обучающихся с географическим положением стран Европы, с основными чертами природы, населением и хозяйствами стран, достопримечательностями.

Планируемый результат: Совершенствовать практические умения работать с различными источниками знаний.

  • Знания: страны Европы
  • умения: организация своей работы в строго отведенное время; сопоставление карт, работа с контурными картами
  • навыки: работа с тематическими картами, характеристика географических объектов

ІІ. Блок инструментальный.

Урок изучения нового

ноутбук, мультимедийный проектор , ЭФУ РЭШ

Тесты ЭФУ РЭШ

ІІІ. Блок организационно-деятельностный.

Таблица-схема "План урока".

Содержание этапа

Основная форма работы

деятельность учителя

деятельность учащихся

Организационный этап

приветствует учеников, проверяет количество учащихся в микро группах, что бы уравновесить состав групп, так как класс заранее поделен

настраиваются на предстоящую работу

фронтальная

Постановка цели и задач урока

помогает уч-ся, при необходимости, сформулировать тему и задачи урока, начинает урок с вопроса: Мало кто задумывается над тем как важно знать страны Мира. А ведь в этом году в нашей стране летом пройдёт ЧМ по футболу. И вы будете следить как играют команды стран Европы.

формулируют тему урока, ставят задачи достижения результата, при необходимости отвечая на вопросы учителя

фронтальная

  • формирование учебной мотивации
  • целеполагание
  • умение точно выражать свои мысли

Актуализация знаний

8 Крупные города

10 Полезные ископаемые и с/х

фронтальная

Первичное усвоение новых знаний

12 мин

Учащиеся пользуясь учебником заполняют кластер( по1 стране)

взаимопроверка (Франция)

Опережающее д\з

презентации учащихся Италия. Чехия.

Работа с учебником

Учащиеся пользуясь учебником заполняют кластер( по1 стране)

взаимопроверка (Чехия)(устный ответ)

Учащиеся пользуясь учебником заполняют кластер(по 1 стране)

взаимопроверка (Германия)

Опережающее д\з

презентации учащихся Италия. Чехия.

Работа с учебником

Учащиеся пользуясь учебником заполняют кластер( по1 стране)

взаимопроверка (Италия)(устный ответ)

  • планирование работы
  • контроль
  • умение устанавливать рабочие отношения
  • эффективное сотрудничество, обеспечение бесконфликтной совместной работы
  • представление информации в письменном виде
  • структурирование знаний
  • выбор эффективных способов решения задач
  • анализ и

работа с картографическим материалом

Первичная проверка понимания и первичное закрепление

20 мин

координирует выступления групп, при необходимости задает вопросы

  • контроль, коррекция, оценка
  • представление информации в устной форме
  • структурирование знаний
  • анализ и
  • работа с картографическим материалом

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Я узнал что.

Мне понравилось на уроке. .

план характеристики страны

выполнена контурная кар та

работа в микро-группах

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
  • рефлексия
  • смыслообразование
  • самооценка

Информация о д/з

задает вопрос Что не понятно п о д/з?

индивидуальная

ВложениеРазмер
italiya.ppt 2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Южная Европа. Италия.

Состав Испания Италия Греция Португалия Испания Португалия Италия Греция

Италия Италия – древнейшее государство мира. Она занимает Апеннинский полуостров, острова Сицилия и Сардиния. Сицилия Сардиния

Рельеф Италия – преимущественно горная страна. На севере расположены горы Альпы, а большую часть Апеннинского полуострова горы Апеннины. Самая большая равнина Италии – Паданская равнина. Альпы Апеннины

Вулканы Италии Италия расположена в сейсмически активной зоне. Здесь много вулканов и часты землетрясения. Везувий и Этна(Сицилия) самые известные вулканы. Везувий Этна

Климат На большей части Италии климат средиземноморский. Зима мягкая(около 0 ° С) с большим количеством осадков, лето тёплое. Снег выпадает исключительно редко. В Альпах климат горный с большим количеством осадков.

Реки Италии Реки Италии короткие, с быстрым течением. Самая длинная и полноводная По. По обладает значительными энергоресурсами, используется для судоходства и орошения. На реке Тибр расположена столица Италии – Рим. Тибр По

Природа Почвы Италии благоприятны для земледелия, выращивания фруктовых деревьев, винограда. Дикая природа в основном сохранилась в Альпах и Апеннинах. В Апеннинах находится национальный парк где под охраной находятся бурый медведь, серна

Население Численность населения 55 млн. человек, в Зарубежной Европе уступает только Германии. Живут итальянцы, религия католицизм. Большая часть населения проживает в городах.

Города Рим Турин Милан Венеция Неаполь

Промышленность Италия – высокоразвитая страна. Из-за нехватки полезных ископаемых используется в основном привозное сырьё. В стране развито машиностроение, Нефтепереработка, химическая промышленность, судостроение., лёгкая промышленность.

Сельское хозяйство Италия – страна с развитым сельским хозяйством. Главная зерновая культура – пшеница. Также выращивают рис, овощи, фрукты.

Италия - сад Европы Яблоки Груши Виноград Персики

Италия - сад Европы Абрикосы Апельсины Маслины Мандарины

Туризм Красивая природа, тёплое море, обилие исторических памятников привлекают в Италию много туристов Пизанская башня Везувий Колизей

Чехия – это небольшое государство, находящееся в центральной части Европы, практически в самом ее сердце. Несмотря на ее относительно небольшие размеры, она является одной из наиболее экономически и индустриально развитых стран.

чехия географическое положение

Территориальное расположение

На севере Чехия граничит с Польшей, на востоке – со Словакией, на юге пролегает ее граница с Австрией, а с западной и северной стороны – с Германией. Чешские земли разделены на три административные области: Чехию, Моравию и Силезию. В них находятся также города, являющиеся центрами этих областей – соответственно Прага, Брно и Острава. Они являются крупнейшими городами, которым располагает Чехия. Географическое положение относительно других стран является довольно близким. Например, от Праги до Берлина расстояние составляет 351 км, а до Вены – 312 км.

Общая протяженность границ Чехии составляет 2303 км. Численность населения страны – 10,2 млн человек. Официальная валюта страны – чешская крона. В столице проживает практически одна десятая часть всего населения Чехии – 1,2 млн человек. Другие самые большие города Чехии – это Пльзень, Усти-над-Лабем, Брно, Острава.

чехия географическое положение фото

Чехия: географическое положение и природа

В центральной части территории Чехии находятся равнины, а вдоль границ страны расположены горы. В северо-западной части находится горная цепь Крушне, на востоке – Орлицкие горы, на Юго-Востоке – Карпаты, а на севере – Крконоше. На западе расположен Чешский лес. На юге и юго-западе находятся Шумавские горы.

Большое количество лесных массивов расположено как на центральной территории страны, так и в горах. Охрана окружающей среды является одним из главных политических направлений, которые осуществляет Чехия. Географическое положение и климат страны являются благоприятными условиями для произрастания обширных лесов и парков. Всего в Чехии имеется 1351 национальный парк. Из них три являются крупнейшими заповедниками страны. Их территория отличается экологической чистотой, и поэтому сюда стекаются для отдыха туристы со всей планеты.

Климат Чехии

Благоприятный климат – еще одно из преимуществ, которым располагает Чехия. Географическое положение обусловливает умеренную и мягкую погоду. Летом температура составляет порядка 21 градуса. Зимой осадки обычно не выпадают. Температура может опустить максимум до -15 градусов, однако такие колебания считаются аномальными и происходят не чаще чем раз в десятилетие. Чаще всего зимняя температура составляет около нуля.

чехия географическое положение страны

Главные водные артерии

Самые крупные реки – это Влтава и Эльба. Их местоположением является непосредственно Чехия. Географическое положение других рек – Моравы и Дые – относится к Моравии. На территории страны находится также огромное количество прудов и озер. Повсеместно можно увидеть плотины, где находятся водохранилища с запасами питьевой воды. Нередко рядом с ними расположены дома отдыха и рекреационные области. Например, Липно и Орлик.

Еще одна причина, по которой в Чехии находится большое количество курортов мирового класса – это богатое разнообразие минеральных вод. Одним из самых посещаемых минеральных курортов Чехии являются известные Карловы Вары. А также город Карловы Вары, как и Прага, очень притягателен для туристов благодаря своим достопримечательностям. В прошлом сюда приезжали отдыхать Петр I, Тургенев, Гоголь, Шопен, Чайковский и другие.

Экономика

Как тяжелая и химическая отрасли промышленности, так и легкая и пищевая являются источниками дохода, которыми располагает Чехия. Географическое положение страны также позволяет заниматься горнодобывающей промышленностью. В горах имеется много месторождений драгоценных камней. Туристическая отрасль – еще одна область, с помощью которой осуществляет экономический рост Чехия. Географическое положение (фото самих Карловых Вар известно каждому путешественнику) каждый год привлекает сюда путешественников и желающих оздоровиться. На высоком уровне находится сельское хозяйство.

чехия географическое положение и природа

Легенда об образовании Чешского государства

Впервые Чешское государство образовалось в конце 9 века. Тогда на его территории начали объединяться славянские племена. Первым княжеским родом на чешском престоле были Пршемысловичи. О его начале рассказывает древняя легенда. Народ был приведен на территорию Чехии праотцом по имени Чех. Он долго и разумно управлял страной. После его кончины правление перешло в руки одной из его трех дочерей, которую звали Либуше.

Как и ее сестры, Либуше была мудрой и славной правительницей. Однако потом мужчины в стране взбунтовались, что ими управляет женщина. Они потребовали, чтобы Либуше выбрала себе мужа. Тогда девушка сказала, чтобы они шли по дороге, и привели к ней пахаря, которого они увидят на второй день пути. Все произошло согласно словам пророчицы, и первым князем Чехии стал пахарь Пршемысл.

Читайте также: