Церковь и религия план конспект

Обновлено: 06.07.2024

Данный конспект содержит основные понятия темы и может служить как материалом для подготовки к занятиям, так и к итоговой аттестации.

Содержимое публикации

Религия и ее виды

Рели́гия ( лат. religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное , включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов , культовых действий и объединение людей в организации ( церковь , умма , сангха , религиозная община )

Религиозная система представления мира ( мировоззрение ) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, сверхчеловеческой реальности, о которой человек что-то знает, и на которую он ориентирует свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом .

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

Признаки религии это:

Иррациональность (вера в абсолютную истинность)

Догматизм (не требуется никаких доказательств)

Ритуальность (молитвы и другие священнодействия)

Вера в сверхестественное

Функции религии

Регулятивная. Религия регулирует поведение индивидов и социальных групп, устанавливает определённые рамки для свободы человека.

Мировоззренческая. Религия формирует картину миру и место в нём человека, а также систему ценностей.

Коммуникативная. Религия обеспечивает общение верующих в рамках религиозной общины или организации.

Интегрирующая. Религия может являться фактором интеграции и социальной стабильности общества, объединённого единой верой. С другой стороны, религия может служить и сильнейшим фактором разъединения, о чём свидетельствуют религиозные межгосударственные и гражданские войны.

Культурная. Религия способствует сохранению и развитию социального и культурного наследия, сама при этом являясь неотъемлемой частью человеческой культуры.

В структуре религии выделяют следующие компоненты:

религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),

религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,

религиозные отношения (культовые, внекультовые),

религиозные организации.

Виды религий

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, Рима, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.

Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как зороастризм, иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием непосредственного божественного воздействия на пророков.

Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоикии др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Агни-йоге и др.

Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придают этому понятию многие западные школы религиоведения) — вера в абстрактный идеал: конфуцианство, буддизм, джайнизм

Уже в древнем мире существовали разные виды религий, которые отличались между собой объектами или субъектами поклонения (то есть это были неодушевленные предметы или живые люди).

Тотемизм – священным считались какие-то предметы, животные или растения, магической защитной силой наделялся тотем (оберег).

Фетишизм – сверхъестественные способности приписывали неживому предмету, например, камню или черепу животного. У него просили помощи и защиты.

Шаманизм – все племя поклонялось шаману, который умел разговаривать с духами, советоваться с ними, а затем передавал их требования людям.

Анимизм – верили, что душа есть не только у человека, но и у всех окружающих предметов и явлений природы, причем после смерти она продолжает существовать.

Магия – вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, способной влиять на какие – либо события.

Виды религий

Согласно основной классификации религий различают:

национальные (религия отдельного народа)

архаические (умершие религии)

Согласно другой популярной классификации религии делят на политеистические (многобожие = язычество) и монотеистические (вера в одного Бога-творца всего сущего).

Мировых религий всего три:

Буддизм (самая древняя из мировых религий)

Ислам (самая поздняя)

Особенности мировых религий:

их исповедуют представители разных национальностей

распространены на всех континентах

большое количество верующих

вера в единого бога

прозелитизм — стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания

Отдельно выделяются авраамические религии. К ним относят иудаизм, христианство и ислам. Эти религии объединяет представление о том, что библейский Авраам стал первым человеком, уверовавшим в Бога. Для всех трёх перечисленных религий Авраам является родоначальником.

Буддизм появился в VI в. до н. э. в Индии. Его основатель - сын индийского раджи (царя) Сидхарта Гаутама. Радже было предсказано, что его сын станет или великим царем, или великим святым. Чтобы исполнилась первая вероятность, Ситхарту специально воспитывали в таких условиях, которые, как казалось, исключали возможности пробуждения глубоких мыслей в мальчике: Сидхарту окружали роскошь и только молодые и счастливые лица. Но однажды слуги не углядели, и Сидхарта оказался за пределами своих богатых владений. Там, на свободе, он встретил старика, прокаженного и похоронную процессию. Так, в возрасте 30 лет, Сидхарта впервые узнал о существовании страданий в мире. Новость его до такой степени потрясла, что он покинул родных и отправился в странствия на поиски истины. Он предавался аскезе, медитировал, размышлял и, наконец, достиг состояния нирваны и стал первым просветленным (Буддой). У него появились последователи, новая религия стала распространяться по свету.

Суть верований буддистов в очень упрощенном виде такова: человеческая жизнь полна страданий, причина страданий - сам человек, его желания, его страсти. преодолеть страдания можно через избавление от желаний и достижения состояния полного покоя (нирваны). Буддисты верят в перерождения (сансара - бесконечная цепь перерождений) и в карму (расплата). Нирвана прерывает цепь перерождений, а значит, цепь бесконечных страданий. Понятия Бога в буддизме нет. Если человек становится буддистом, он будет всю жизнь пытаться изменить свой внутренний мир, чтобы избавиться от страстей и желаний. Здесь в помощь ему приходит ряд практик: йога, медитации, ретриты, уход в монастырь и прочее.

Христианство возникло с рождением Иисуса Христа. От этой даты человечество ведет сейчас летоисчисление. Иисус Христос - это такой же реальный человек, как и Сидхарта Гаутама. Но христиане верят, что он был богочеловеком. Что он жил, проповедовал двенадцати ученикам (апостолам), творил чудеса, а затем был предан Иудой, распят, а на третий день воскрес и позже вознесся на небо. Именно вера в перечисленное (смерть, а потом воскресение Христа) превращает человека в христианина (помимо крещения).

Христианство предполагает веру в единого Бога, а также в Святую Троицу: единство трех ипостасей Бога - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Христиане не считают, что мир - это сплошные страдания, напротив, христиане говорят о радости жизни и мира, которые доступны человеку, если он узрел Бога и соответственным образом перестроил свой ум и душу. Превратился из, к примеру, озлобленного, всех осуждающего и всем завидующего человека в человека доброго, открытого, способного прощать и просить прощения у других.

Главная книга христианства - Библия. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет является Священным Писанием для еще одной религии - иудаизма, религии еврейского народа (иудаизм относится к национальным религиям). Для христиан первейшее значение имеет Новый Завет. Именно он содержит учение Иисуса Христа и главные идеи христианства:

Свобода человека (человек всегда имеет выбор, все жизненные решения человек должен принимать сам, никто не в праве навязывать другому свою волю, даже если она во благо),

Бессмертие души (христиане верят, что после смерти людей ждет Страшный суд, после которого мир переродится, и жизнь продолжится, но только для тех, кто заслужил рай).

Любовь к ближнему (полюби другого, как самого себя)

В Новом Завете сказано, что христианам для обретения вечной жизни не следует прерывать связи с Богом, связь же осуществляется через молитву и таинство причастия - вкушение хлеба и вина. Причастие - это главное таинство, осуществляемое православной и католической церквями.

В Ветхом Завете содержится текст десяти заповедей, которые актуальны для любого христианина.

Внутри христианства со временем выделилось три основных течения:

Католичество (Италия, Испания, Португалия, Бразилия, Венесуэла, Мексика и т. д.)

Православие (Россия, Греция, Сербия, Грузия и т. д.)

Протестантизм (Англия, Германия, США и т. д.)

Ислам - самая молодая из мировых религий, он возник в VII в. нашей эры в арабском мире. Его основатель - пророк Муххамед. Бог в исламе - Аллах. Людей, исповедующих ислам, называют мусульманами.

В отличие от христианства, в исламе отсутствует идея свободы, но есть идея о предопределении. Жизнь человека заранее предрешена Аллахом и какие бы действия человек не предпринял, он не изменит своей судьбы, - верят мусульмане. Сходство с христианством - в идее о бессмертии души, существовании ада и рая.

Священная книга ислама - Коран. Во многих исламских странах отсутсвует светский закон и люди живут по религиозным законам или, как это называется, закону Шариата.

Правоверный мусульманин ежедневно совершает намаз (пятикратная молитва), ведет благочестивую жизнь (не пьет, не курит, блюдет целомудрие), соблюдает пост (самый длинный - рамадан), важной целью считается совершение паломничества (хадж) в Мекку.

К национальным религиям относят религии, которые присущи определенному народу и которые не выходят за его пределы. Это иудаизм (религия евреев), индуизм (религия индийцев), синтоизм, даосизм.

Архаические религии - это умершие религии. Среди них: религия Древнего Египта, Древней Греции и Рима, религия восточных славян, религии первобытного времени.

Церковь — объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью; религиозная община.

Секта — понятие, которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного направления и противостоящей ему.

Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения.

Атеизм — отсутствие веры в существование любого из богов.

Основные имена: В. С. Соловьев

Основные выводы:

Российское государство, как мы видим, реализует принцип свободы совести, но многое зависит и от самих граждан. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость способны предотвратить недоверие, разногласие и вражду в обществе.

Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Боголюбов Л.Н, Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и др. — М.: Просвещение, 2017.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карточки (Тренировочные задания в формате ЕГЭ под ред.

Крещение Руси кейс

Памятки с домашним заданием

Методы и формы обучения

Методы: проблемный (Нужна ли религия современному обществу?),

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Рада вас видеть на нашем сегодняшнем уроке! Проверьте, всё ли у вас готово для плодотворной работы на уроке: - учебник, тетрадь, письменные принадлежности, дневник и ваши светлые головы. Надеюсь, что сегодня на уроке вас не смутит присутствие гостей, и вы будете работать так же активно и плодотворно, как работаете на всех наших уроках .

На прошлом уроке мы изучали наук и образование. Начнем сегодня с проверки домашнего задания (каждому ученику были розданы карточки (вопросы были составлены в формате ЕГЭ); карточка содержала 5 вопросов, за каждый правильный ответ по одному баллу)).

Карточка: Наука и образование

1.Сфера человеческой деятельности, функция которой -выработка и теоретическая систематизация объективных знаний, это-:

2. Верны ли суждения о науке?

А. Главная задача науки -получение истинных знаний

Б. Наука - сложная неразвивающаяся система

1)верно только А2)верно только Б 3)Верны оба 4) оба неверны

3. В средней школе города Н.педагоги большое внимание уделяют изучению таких предметов, как экономика, право и политология,

4.Выберите верное утверждение об образовании.

1) Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства

2)Наука и образование неразрывно связаны: 1)верно только А 2)верно только Б 3)Верны оба 4) оба неверны

5.Функции науки (перечислите 3)( Культурно-мировоззренческая,Познавательно-объяснительная,Прогностическая)

После того как собрала карточки, вместе проверили тест, обсудили ошибки, оценили свою работу

По эпиграфу, кто из вас догадался, о чем пойдет речь на нашем уроке. (Дети отвечают)

Наряду с наукой, образованием, культурой древнейшей и основной формой духовной культуры является – религия. Вы узнаете о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры. Перечислите мне еще, что относится к духовой культуре: мораль, наука, законы, ценности.

А сейчас хотелось бы озвучить цели нашего урока

дать обучающимся представление о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры;

формировать объективные и корректные представления о роли религии в истории человека и общества;

- продолжить формировать умения обучающихся находить самостоятельно материал, выбирать главное, анализировать;

План изучения нового материала:

1. Особенности религиозного сознания

2.Религиозное сознание

3.Светское сознание

4.Функции религии

Итак, религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее
поведение, основанное на вере в существование Бога
или богов, в сверхъестественное (Записываем в тетрадь)

Религиозная жизнь всегда опирается на Религиозное сознание - это убеждение верующих в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей является – Бог - высшая сила в мире.

Работа с учебником (Поиск информации в книге) Что такое светское сознание?

Вывод: Религиозное основано на вере, светское - на силе разума

Наука, занимающаяся изучением мировых религий, культов, верований–

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (записываем в тетрадь)

Но, не стоит путать религиоведение с теологией.

Религия имеет ряд идей и представлений, сосредоточенных вокруг учения о природе, проявлениях и действиях божественного существа или существ. Таковы рассказ, мифы, верования в богов у древних греков, римлян и других народов. В них отчетливо представлен мнообожный характер этих религиозных систем. Напротив, в Ветхом Завете,в религиях христиан и мусульман выражен единобожный принцип.

Политеизм- система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.

Монотеизм- религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога.

- Какие религии вы знаете?

- Какие мировые и национальные религии вы знаете? (Ответы детей)

Христианство, ислам и буддизм считаются мировыми религиями не только из-за большого числа верующих, но и потому, что исповедовать их может человек любой расы, национальности.

Д/З После того как выявлены основные религии, раздала памятки, необходимо заполнить и приклеить в тетрадь

Принято называть следующие функциях религии: мировоззренческая, регулятивная, культурная, психотерапевтическая, воспитательная, интегративная, коммуникативная, дезинтегрирующая . (Записываем в тетрадь)

Сейчас я прочитаю высказывание З. Фрейда о функции религии, а вы подумайте нужна ли религия человеческому обществу?

В чем ее положительные и отрицательные стороны?(Ответы детей)

(Можно разделиться на две группы: сторонников и противников религии и доказать свою точку зрения.)

Положительное в религии

Отрицательное в религии

1. Религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем.

2. Религиозные нормы – один из мощных социальных регуляторов.

3. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие люди.

1. Религиозная почва является причиной многих конфликтов, войн.

2. Вера не удерживает человека и общество от совершения преступлений и пороков.

3. Накладывала запреты на определенные виды деятельности, науки, искусства, сковывая творческую силу людей.

5. Религия предлагает свои варианты ответа на неспособность науки объяснить множество природных явлений.

6. Способствует объединению нации, образованию единых государств.

4. Земную жизнь религия призывала провести в покое и смирении, не противясь злу. Примеры:

Ряд общественных организаций и партий имеют религиозную окраску: христианско-демократические, христианско-социальные партии, христианские профсоюзы, необуддиские организации и прочее.

Почти во всех “горячих точках” планеты замешаны религиозные различия между людьми. Бывшая Югославия проживали сербы – православные, хорваты – католики, боснийцы – мусульмане. В Грузии абхазы являются мусульманами, а грузины – православные. В Палестине арабы – мусульмане воюют с иудеям. Конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном за штаты Джамму и Кашмир обусловлена проживанием на индийской стороне сикхов, приверженцев ислама. Жестокость войны в Чечне основывается на религиозной почве.

Принадлежность к той или иной религии определяет социальное положение отдельных групп населения, что также определяет жесткое противостояние, например, между католическое меньшинством в Ольстере и протестантами Великобритании, или, наоборот, между протестантским меньшинство и католиками Испании.

Рефлексия урока

(работа с Конституцией РФ)

Каково отношение государства к религии и церкви?

– Каковы принципы политики современных цивилизованных государств в сфере государственно-религиозных отношений?

1. Соблюдение свободы вероисповедания граждан.

2. Государственная поддержка традиционных религий.

3. Ограничение активности групп, которые под видом религиозной деятельности пропагандируют идеи разрушения семьи, государства, культуры, используют религиозные чувства людей для незаконного обогащения лидеров таких групп.

Конституция РФ. Статья 14.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Свобода совести - право любого лица исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, распространять религиозные и антирелигиозные убеждения.

1. Понятие религии

2. Главные признаки религии:

а) вера в сверхъестественное

б) Организованное поклонение высшим силам

в) Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога

3. Формы религии:

а) национальные религии

б) мировые религии

4. Основные функции религии:

Работа с кейс методом


Крещение Руси кейс

И пришел Владимир к Киеву с большим войском, а Ярополк не смог выйти ему навстречу и затворился в Киеве со своими людьми и с Блудом, и стоял Владимир, окопавшись, на Дорогожиче - между Дорогожичем и Капичем, и существует ров тот и поныне. Владимир же послал к Блуду - воеводе Ярополка, - с хитростью говоря: "Будь мне другом! Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого, выступил против него". И сказал Блуд послам Владимировым: "Буду с тобой в любви и дружбе". И пришел Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк. … Владимир же стал жить с женою своего брата - гречанкой, и была она беременна, и родился от нее Святополк. От греховного же корня зол плод бывает: во-первых, была его мать монахиней, а во-вторых, Владимир жил с ней не в браке, а как прелюбодей.

И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини - Вышеслава, а еще от одной жены - Святослава и Мстислава, а от болгарыни - Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и девиц. (отрывок из Повести временных лет). В 988 году Владимир Святославич крестил Русь. Причислен к лику святых в XIV веке.

Какое противоречие вы заметили?

Почему (в силу каких причин) Владимир – закоренелый язычник и грешник (с точки зрения христианской морали) стал инициатором крещения Руси?

Домашнее задание: § 14, стр.142-146, заполнить памятки, приклеить в тетрадь, выучить все определение в тетради


Цель: определить причины появления новых религиозных течений, рассмотреть основные события Реформации в европейских странах, ознакомить учащихся с распространением идей Лютера в Европе и борьбой с ними католической церкви; развитие анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы; формировать уважительное отношение к представителям других религиозных воззрений.

Тип урока: школьная лекция

1. Религиозные противоречия в Европе.

Христианские народы Европы на её южных и юго-восточных ру­бежах тесно соприкасались с мусульманами. В Средние века значи­тельную часть Пиренейского полуострова населяли арабы. Христиа­не их называли маврами. Однако в результате Реконкисты большинство из них были вынуждены переселиться в Северную Аф­рику. Те, кто рискнул остаться, приняли христианскую веру (их на­зывали морисками). Но если на юго-западе Европы мусульманское население таким образом резко сократилось, то на юго-востоке, наоборот, возросло в результате завоевательных войн турок-османов. Под их натиском пала Византийская империя. В дальнейшем они подчинили себе многие народы Балканского полуострова, как пра­вославных, так и католиков, часть которых была вынуждена при­нять веру завоевателей — ислам.

Кроме христиан и мусульман, в Европе издавна имелись сравни­тельно немногочисленные иудейские общины. Они объединяли по­томков выходцев с Ближнего Востока, которые ещё в Средние века вслед за арабами-завоевателями при­шли на Пиренейский полуостров и от­туда уже расселились по другим стра­нам.

2. Сила и слабость католической церкви.

Современники сетовали на утрату людьми веры в Бога, их равно­душие к религии, уклонение верующих от исполнения церковных обрядов, упадок нравов, связывая все эти отрицательные явления с пороками и злоупотреблениями духовенства. Отовсюду звучали при­зывы к реформе церкви, которую обвиняли в чрезмерном увлечении мирскими делами в ущерб её прямому назначению — заботе о спасе­нии душ верующих.

3. Выступление Лютера.

В этих условиях огромный отклик полу­чили 95 тезисов против индульгенций, с которыми 31 октября 1517 г. выступил немецкий богослов, профессор Виттенбергского универси­тета Мартин Лютер. Эти тезисы он направил церковному начальству, но благодаря печатному станку, гениальному изобретению Иоганна Гутенберга, они разошлись по всей Германии в огромном количест­ве экземпляров. Первоначально программа Лютера была умеренной. Осуждая отдельные недостатки католицизма, он добивался их ис­правления. Лишь явное нежелание папства пойти навстречу его тре­бованиям, а также обрушившиеся на него преследования со стороны церковных и светских властей постепенно превратили Лютера из умеренного оппозиционера в революционера. Ибо итогом его борьбы с папством стала подлинная революция в области религиозно-церков­ных отношений.

Выступление Лютера положило начало Реформации — широкому общественному движению, развернувшемуся в западноевропейских странах в начале XVI в. и направленному на осуществление церков­ной реформы.

Реформация решала многообразные задачи. Особенно насущной была разработка новой этики и морали — системы норм и правил, которыми руководствуется человек в повседневной жизни.

Единственным источником истины Лютер провозглашал Священ­ное Писание (Библию), доказывая право верующих самостоятельно его изучать. С этой целью он сделал первый перевод Библии на не­мецкий язык. Роль церкви и духовенства сводилась Лютером исклю­чительно к разъяснению смысла Священного Писания и возбужде­нию религиозного чувства верующих.

Из учения о спасении верой вытекало требование упразднения ду­ховенства как особого сословия. Его место должны были занять про­поведники (пасторы), отличающиеся от простых верующих тем, что они лучше образованы и осведомлены в вопросах веры. Монашество Лютер находил противным человеческой природе, отвергал и цели­бат. Он выступал за отказ церкви от поборов, десятины, торговли ин­дульгенциями, даже от части собственности. Церковь, по его мне­нию, должна была также отказаться и от роскошного убранства храмов, дорогих одеяний священников, великосветского образа жиз­ни церковных сановников.

4. Реформация в Германии.

Противники Лютера добились его от­лучения от церкви, а когда это не помогло, провозгласили на Вормсском рейхстаге 1521 г. (представительном собрании Священной Римской империи) имперскую опалу над ним и его сторонниками. Но Лютера выручили единомышленники. Курфюрст Фридрих Саксон­ский предоставил ему убежище в замке Вартбург.

Тем временем в Германии, разбуженной выступлением Лютера, закипели религиозные и политические страсти. Под знамёна Рефор­мации встали как широкие слои верующих, признававших справед­ливой критику католицизма, так и многие князья, мечтавшие уве­личить свои владения за счёт церковных земель.

Под влиянием реформационного движения Шпейерский рейхстаг в 1526 г. предоставил право каждому из князей самостоятельно ре­шать церковный вопрос. Многие из них осуществили в своих владе­ниях секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных зе­мель. Но в 1529 г. католики, напуганные масштабом перемен, добились подтверждения Вормсского эдикта. В ответ 5 князей и 14 городов выступили с протестом, заявив, что в делах веры и со­вести нельзя подчиняться решению большинства. С этого времени последователей Лютера и вообще сторонников Реформации стали называть протестантами.

К середине 30-х гг. XVI в. лютеранство победило в северо-запад­ных и северо-восточных районах Германии — Вестфалии, Помера­нии, Мекленбурге и т. д. Сторонники учения Лютера появились и в других странах, но прочных успехов они добились лишь на севере Европы — в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и Восточной Прибалтике.

5. Кальвинизм.

Несколько позже, чем Лютер, с проповедью Ре­формации выступил французский богослов Жан Кальвин. В 1536 г. по приглашению местных протестантов он приехал в Женеву. Это была небольшая городская республика (один из кантонов Швейцар­ской конфедерации), которой удалось освободиться от власти герцо­га Савойского. Женева так понравилась Кальвину, что он решил ос­таться в этом городе навсегда.

В его воззрениях было много общего с лютеранством. Единствен­ным источником Божественной истины он считал Священное Писа­ние. Он отвергал епископальный строй католической церкви, её пышную обрядность, поклонение иконам и мощам святых, призывал к упразднению монашества и закрытию монастырей. Но в отличие от Лютера он выступал за республиканское устройство церкви. Ве­рующие в Женеве сами избирали своих руководителей — пасторов и пресвитеров. Не разделял Кальвин и учение о спасении верой, кото­рое в оценке искренности веры человека в Бога исходило из весьма зыбкого критерия. Ведь под личиной благонравия нередко скрыва­ются ханжество и лицемерие.

Кальвин положил в основу своих воззрений учение о Божествен­ном предопределении. Бог, по его мнению, не оставляет человеку свободы выбора — он ещё до Сотворения мира предначертал каждо­му его участь: одним — погибель, другим — спасение и вечное бла­женство. Изменить свою судьбу человек не в силах. Никакие его за­слуги Бог не принимает в расчёт — ни добрые дела, ни искреннюю веру. Бог никому ничего не должен. Но никто не знает, что ему предписано свыше, и узнать это доподлинно не может. Лишь время от времени Бог подаёт человеку знак. И этим знаком являются ус­пех или неудача в его личной жизни, служебной или профессиональ­ной деятельности.

Хотя кальвинизм возник позже лютеранства, во многих странах он постепенно приобрёл значение основного реформационного уче­ния, противостоящего католицизму. Разные группы и слои общест­ва нашли в нём нечто созвучное своим интересам и идеалам. Пред­принимательским элементам импонировала этика кальвинизма. Дворянству и родовой знати он служил идейным знаменем борьбы против центральной власти, в защиту традиционных вольностей.

Кальвинизм получил распространение главным образом во Фран­ции, где последователей Кальвина называли гугенотами, а также в Нидерландах и в меньшей мере в Польше, Литве и Венгрии. В кон­це XVI в. много кальвинистов появилось в Англии, где их называ­ли пуританами.

6. Особенности Реформации в Англии.

В отличие от Германии с инициативой Реформации в Англии выступил сам монарх. Генрих VIII, женатый на Екатерине Арагонской, родственнице императора Свя­щенной Римской империи Карла V, пожелал с ней развестись. Но папа Климент VII не дал своего согласия на развод. Оскорблённый английский король в 1534 г. объявил, что церковь Англии выходит из подчинения римскому престолу. Он присвоил себе право назна­чать епископов. Высшим должностным лицом английской церкви стал архиепископ Кентерберийский, который и удовлетворил требо­вание Генриха VIII о разводе. В дальнейшем были закрыты монас­тыри, имущество которых отошло к государству.

Даже эти ограниченные достижения Реформации едва не были ут­рачены, когда в 1553 г. корону Англии унаследовала Мария, дочь Генриха VIII от брака с Екатериной. Воспитанная в духе преданнос­ти католицизму, она снова отдала английскую церковь под власть па­пы римского и подвергла преследованиям сторонников Реформации.

За жестокости и насилия, творившиеся во время её правления, она получила прозвище Марии Кровавой. В 1558 г. английские протес­танты добились избрания королевой Елизаветы, дочери Генриха VIII от второго брака, не признанного католической церковью. Елизаве­та I вернулась к церковной реформе, которую начал её отец.

7. Контрреформация.

Орден иезуитов (или Общество Иисуса) был образован в 1534 г. по инициативе испанского дворянина Игнатия Лойолы. В от­личие от других монашеских орденов, его членам не нужно было жить в монастырях, носить монашескую одежду, соблюдать церков­ные обряды. Наоборот, их ценили за способность скрывать свою принадлежность к ордену и оказывать тайное влияние на обществен­ную жизнь. Большое внимание иезуиты уделяли воспитанию моло­дёжи и государственной службе. В разных странах создавались учеб­ные заведения, находившиеся в ведении ордена иезуитов. Они снискали репутацию образцовых учебных заведений для юношества. Иезуиты часто служили советниками и духовниками монархов, вы­полняли их дипломатические поручения.

Инквизицией назывались церковные суды, рассматривавшие дела о преступлениях против веры и церкви. В отличие от обычных гражданских судов, руководствовавшихся идеалом справедливости, признававших право обвиняемых на защиту, они были орудием на­казания лиц, заведомо признанных церковью виновными в престу­плениях, им приписываемых. Основанием для обвинительного при­говора служили доносы, оговоры и самооговоры, вырванные под пыт­кой. Только признание и раскаяние могло в таком суде сохранить жизнь обвиняемому. Нераскаявшихся грешников суд инквизиции обычно приговаривал к сожжению на костре — аутодафе (порт. auto de fe — акт веры). Особой жестокостью прославилась испанская инкви­зиция, которую в конце XV в. возглавлял великий инквизитор Томас Торквемада. Именно на нём лежит ответственность за изгнание мавров из Испании, а также массовые преследования морисков и иудеев.

В 1542 г. папа Павел III реорганизовал инквизицию с учётом ис­панского опыта борьбы с инакомыслящими. В Риме был создан Выс­ший апостольский трибунал, позднее получивший название Священ­ной канцелярии.

В 1543 г. великий инквизитор Караффа распорядился, чтобы пе­чатание книг осуществлялось только после предварительного разре­шения инквизиции. Так возникла цензура печати. В 1559 г. в Риме был опубликован первый список запрещённых книг, или Индекс. Не только за печатание и продажу запрещённых книг, но даже за их чтение и хранение людям грозило наказание. Священная канцелярия и Индекс были окончательно упразднены католической церковью лишь в 1966 г.

Программу борьбы с Реформацией принял Тридентский собор 1545—1563 гг. Он подтвердил, что Священное предание, т. е. реше­ния церковных соборов, папские постановления и т. д., должно почи­таться наравне со Священным Писанием, право толкования которого было оставлено церкви. Собор сохранил в неприкосновенности и обря­ды католической церкви. В силе остался обет безбрачия, который бы­ли обязаны давать католические священники. Вместе с тем он принял важные решения о реформе управления и нравов церкви. Была, нако­нец, запрещена торговля индульгенциями. По решению Тридентского собора в каждом епископстве создавалась семинария (институт) для обучения священников. Постановления Тридентского собора положи­ли начало реформе католической церкви, направленной на повышение её авторитета и влияния в обществе.

Суровые преследования протестантов и умеренные реформы позво­лили католической церкви предотвратить распространение Реформа­ции в Южной Европе.

8. Религиозные войны в Европе.

Франция стала ареной ещё более кровопролитных войн. С переры­вами они продолжались с 1562 по 1598 г. В их истории одним из са­мых трагических эпизодов были массовые убийства гугенотов в ночь на 24 августа 1572 г. (Варфоломеевская ночь). Религиозные войны за­кончились, когда предводитель гугенотов Генрих Наваррский, унаследовавший корону Франции (и поэтому принявший католическую веру), издал в 1598 г. в г. Нант эдикт (указ) о веротерпимости. Католицизм сохранил статус государственной религии. Вместе с тем гу­геноты получили право свободно исповедовать свою веру на террито­рии всей страны, за исключением Парижа.

9. Освободительная война в Нидерландах.

В ответ на притеснения протестантов ещё в 1566 г. вспыхнуло восстание в Нидерландах, которые по воле Карла V вместе с испанской короной унаследовал Филипп II. На борьбу с повстанцами он направил войска под командованием герцога Альбы. Однако кровавый террор, развязанный испанскими влас­тями, не достиг цели. Восстание переросло в освободительную войну против испанского владычества, которую возглавил принц Вильгельм Оранский. В ходе этой войны Нидерланды разделились на две части. В 1581 г. семь протестантских провинций Северных Нидерландов объ­явили о низложении испанского короля и образовании независимого государства, которое получило название Республика Соединённых про­винций. Для краткости её именуют также Голландией (по названию одной из семи провинций). Населённые преимущественно католиками Южные Нидерланды остались под властью Испании.

Несмотря на перемирие 1609 г., заключённое сроком на 12 лет, Испания не признала независимость Голландии. В 1621 г. война во­зобновилась, но уже как один из эпизодов Тридцатилетней войны 1618—1648 гг.

* Вопросы и задания

1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: индульгенция, лютеранство, реформация, кальвинизм, англиканская церковь, контрреформация.

2. Назовите причины возникновения реформационного движения в Западной Европе.

3. Сравните лютеранство и кальвинизм. Какое из этих учений более последовательно выражало умонастроение буржуазии.

4. В чём состояли особенности устройства и вероучения англиканс­кой церкви?

5. Поразмышляйте, случайно ли реформационное движение активно распространилось именно в XVI в. Как оно было связано с другими сферами жизни европейского общества?

Читайте также: