Былины конспект урока 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цели: закрепить навыки определения жанровых особенностей на материале былин Киевского цикла; повторить изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, олицетворения, метафоры, гиперболы; формировать умение выделять своеобразие художественных образов и композиций былины; подготовить к созданию былины собственного сочинения.

Ход урока

На доске:

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно.

Какая широкая, размашистая фантазия.

Это книга драгоценная, истинная сокровищница величайших богатств народной поэзии, которая должна быть коротко знакома всякому русскому человеку.

Слово учителя. Представьте себе зимний вечер, крестьянскую избу. Потрескивает лучина. Задумчиво певец перебирает струны. И вот негромким голосом он начинает:

Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да с Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Беседа.

- Я не сомневаюсь, что сейчас каждый из вас может сказать, как называется это произведение?

- И, конечно, вы можете определить его жанр?

(Это произведение относится к жанру былины.)

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

(Былина - жанр фольклора, стихотворное героическое повествование о подвигах русских богатырей, их борьбе с врагами русской земли и с жестокими и бесчестными князьями и боярами, о социально-бытовой жизни народа.)

- По каким жанровым особенностям вы определили, что прозвучал отрывок из былины?

- Какие особенности жанра былины вы знаете?

Стал добра коня да он заседлывать:

На коня накладывать потничек,

А на потничек накладывать войлочек,

Потничек он клал да ведь шелковенький,

А на потничек накладывал надпотничек,

На надпотничек седелко клал черкасское,

И подтягивал 12 подпругов шелковых,

Стремена накладывал булатные,

Пряжечки накладывал он красна золота,

Да не для красы-угожества –

Ради крепости все богатырской.

- Какие еще особенности характерны для былин?

(Традиционное обращение к друзьям и противникам.)

- Верно. Я прочитаю обращение к друзьям и противникам из нескольких былин, а вы определите название былины, кто и к кому обращается:

а) А и гой же вы сорок тысяч разбойников,

Тех ли татей ночных да подорожников.

б) Ты здравствуй, названный мой брат,

Названый ты брат да ведь Тугарьюшка!

- Для былины очень важен выбор темы. Какая из тем былины является главной?

(Прославление богатырей - воинов, защитников земли Русской, их подвигов во имя Отечества и народа русского.)

- Былины посвящены славным делам русских богатырей, верой и правдой служивших своему великому народу, многовековой героической борьбе наших далеких предков.

Повторить слова Пушкина, вынесенные в эпиграф.

- Чувство гордости людьми мужественными и сильными, отважными и благородными переполняет строки героических песен, прославляющих богатырей.

- Назовите имена богатырей, которые вы знаете.

(Микула Селянинович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Ставр Годиныч, Дюк Степанович и др.)

- Какие богатырские качества проявляют они в воинских подвигах?

(Прежде всего, богатыри проявляют беззаветную любовь к

Родине и народу русскому.

1) Богатырь - заступник за слабого:

И срубил он Соловью да буйну голову,

Говорил Илья да таковы слова:

«Тебе полно свистать да по-соловьему,

Тебе полно вдовить да жен молодых,

Богатырь бьется с врагом, чтобы освободить род>1ую землю и людей русских.

2) . Прошел во норы во змеиные,

А во тех-то норах во змеиных

Много-множество да полонов сидит,

Полоны сидят да все русские.)

- Какое чувство для русского богатыря превыше всего?

(Чувство долга превыше всего).

Вы постойте-ка за веру, за отечество,

Вы постойте-ка за славный стольный Киев-град,

Вы постойте-ка за церкви да за божии.

- Русские богатыри могучие, смелые, храбрые и мужественные.

Илья Муромец освобождает Чернигов от неприятельского окружения:

Как подъехал он ко силушке великой,

Как он стал ее конем топтать да копьем колоть,

А и побил он эту силу всю великую.

Богатыри русские бескорыстные. Высшая награда им за подвиги - не княжеская казна, а свобода родной земли и народа русского.

- Как же относится русский народ к своим защитникам и освободителям?

(Русский народ гордится своими богатырями, любит их и прославляет.)

- Как в тексте былин проявляется народная любовь?

(1. Имя богатыря произносится ласково, как родного, близкого человека: Михайлушка Потык, Добрынюшка, Гуръюшка. 2. Их называют: дородный добрый молодец, удаленький добрый молодец, славный богатырь святорусский. 3. В конце былины им славу поют:

А и тут Илье ему и славу поют,

А и славу поют ему век по веку.

Век про Добрыню старину скажут –

Синему морю на тишину,

Вам, добрым людям, на послушанье.

4. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов, постоянных эпитетов.)

- А какой еще прием характерен для былин?

- Приведите примеры применения гиперболы в текстах былин и объясните, для чего они использованы.

(1. Чтобы показать силу богатыря:

а) Илья Муромец пустил стрелочку каленую,

Она сняла крышу со бела шатра.

б) Она царапинку дала да невеликую,

Крест на вороте шести пудов.

в) Палица Ильи Муромца - сорока пудов.

2. Чтобы показать, как могуч и силен богатырский конь:

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холма на холм стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерки промеж ног пускать.

3. Чтобы показать, как стен, ужасен враг, с которым предстоит бой богатырю, как труден и значим подвиг воина:

Непреклонный дух народа дышит в каждой строке.

От былины доходит до нас выразительность и образная точность родного языка.

- Какими изобразительно-выразительными средствами, кроме гиперболы, достигается красота и сила звучания былины?

(Вспомнить сравнения, эпитеты, олицетворения, ритмические созвучия, слова с ласкательными суффиксами.)

Своеобразие жанра былины, ее художественных образов, ее напевного языка обусловливает и особенности ее построения.

- С какой композиционной части может начинаться былина?

(С запева, который настраивает читателя, пробуждает его

(1. Запева нет. 2. Зачин: Илья Муромец едет из Мурома в Киев. 3. Экспозиция: Илья Муромец побивает несметную силу под Черниговом. Завязка: Илья Муромец едет по дороге прямоезжей, где сидит на дубах Соловей-разбойник. Развитие действия: Соловей-разбойник засвистел по-соловьему, конь богатырский заспотыкался, Илья Муромец стегает коня плеткой. Кульминация: Илья Муромец выбивает у Соловья-разбойника око со косицею. Развязка: Илья Муромец рубит голову Соловъю-разбойнику. Концовка: Илье Муромцу славу поют.)

Былина всегда изображает событие в развитии, а героя - в действии. С богатырским эпосом нас познакомили разнообразные сборники былин.

- Как назывался самый первый сборник?

Эти слова можно смело отнести ко всем русским былинам.

Былины глубокими корнями были связаны с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением и отвечали народным чаяниям.

Строки древних героических песен донесли до нас через века самое заветное, самое дорогое для русских людей - неизбывную любовь к Родине. Невидимые нити протянулись от седой старины к нашей современности.

Итог этому уроку, посвященному богатырскому эпосу, мне бы хотелось подвести поэтическими строками:

Рассказали мы про дела старые,

Что про старые, что про бывалые,

Чтобы море синее успокоилось,

Чтобы добрые люди послушали,

Чтобы молодцы призадумались,

Что века не меркнет слава русская!

Давайте теперь сами попробуем написать текст в стиле былины - не обязательно на историческую тему, можно и на современную (используя те особенности жанра былины, о которых мы говорили.) Это будем вашим домашним заданием. При его выполнении придерживайтесь следующего плана:

1. Кого хотим прославить.

2. Какие будут у героя основные качества.

3. Какие препятствия встанут на его пути, чтобы, преодолевая их, герой проявил свои основные качества.

4. Каков образ противника.

5. Создаем пространство и время.

6. Какие клише можно использовать.

7. Какие художественные приемы, специфичные для былины, используем (гипербола, пост, эпитеты, сравнения, напевный ритм).

Тест

1. Кирила Данилов - это:

а) собиратель былин;

б) человек, которому принадлежал рукописный сборник;

в) определенно не установлено.

2. Павел Николаевич Рыбников - это:

а) сосланный в Олонецкий край за политические убеждения;

б) известный ученый-славист;

в) один из самых известных собирателей русского фольклора.

3. По мотивам народных былин написали музыкальные произведения:

4. Запев - это композиционная часть, характерная:

а) для всех былин;

б) для отдельных былин;

в) вообще не характерная для былин.

5. В концовке былины обычно прославляют:

б) сам жанр былины;

в) исполнителя былины.

6. Жанр былины создан с помощью художественной условности:

в) жизнеподобия и фантастики.

8. Русский героический эпос проявился в жанре:

9. Былина - это жанр:

в) особый пласт словесного искусства.

Очищай-ка ты все улочки стрелецкие,

Все великие дворы да княженецкие По всему-то городу по Киеву А по всем по улицам широким Да по всем-то переулкам княженецким Наставь сладких хмельных напиточков. приказ отдал:

а) князь Владимир стольнокиевский Илье Муромцу;

б) Илья Муромец князьям и боярам;

в) Калин-царь князю Владимиру.

а) во Суздаль-град;

б) в Чернигов-град;

в) ко граду ко Киеву.

Ответ: 1 - в; 2 - а; 3 - а, в; 4 - б; 5 - а, б; 6 - в; 7 - в; 8 - в; 9 - а; 10 - в; 11 - б; 12 - в.

Конспект урока истории в 7 классе по теме: "Былины - источник знаний о Киевской Руси".

ВложениеРазмер
zelenina_i.a_konkursnyy_urok.doc 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории

в 7 классе по теме:

Учебно-методический комплекс: Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина

История России:учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Зеленина Ирина Александровна

учитель истории, I квалификационной категории,

педагогический стаж – 19 лет

Тема. Былины – источник знаний о Киевской Руси

Цель. Показать на примере конкретных былин, что они являются источником знаний о Киевской Руси.

  • Разъяснить, что такое былина;
  • С помощью былин показать жизнь в Киевской Руси.
  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси.
  • Совершенствование навыков умения работы с источниками информации
  • Расширение словарного запаса, устной речи
  • Совершенствование целенаправленного, произвольного внимания.
  • Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала.

Воспитывать интерес к истории нашей Родины

Былины – источник знаний о Киевской Руси

Основные термины и понятия

Здравствуйте, ребята! Я хочу вас всех сегодня пригласить в путешествие.

-Ребята, Но мне очень необходима ваша помощь! Помогите, мне, пожалуйста, расшифровать ключевое слово нашего урока. Посмотрите на доску. Вам необходимо, расставить цифры в порядке возрастания и перевернуть их, там спрятаны буквы. Если вы правильно справитесь с заданием, из перевернутых цифр получится ключевое слово нашего урока.

(учащиеся выполняют задание у доски 1- 2 мин)

Получилось слово – Былины. ( Молодцы)

Объявление темы: Сегодня тема нашего урока.

Запись на доске. ( показ книги с былинами).

Именно былины, помогут нам сегодня совершить путешествие в прошлое на машине времени.

Цель нашего путешествия – узнать из былин о жизни наших предков в Киевской Руси.

Я очень хочу, чтобы вы мне помогали, внимательно слушали и смотрели, запоминали, отвечали на вопросы, выполняли задания. А в награду вы будете получать за правильные ответы жетоны (богатырей). И так в путь.

Звучит фонограмма со словами:

-Ой вы, гой еси, люди добрые,

Старина новизне низко кланяется.

Собирайтесь-ка, люди добрые

Не в дорожку- путинку ближнюю,

А в далекое путешествие,

Да не за сто верст,

Не за тысячу, а за тысячу лет против времени.

Изучение нового материала. Вводное слово учителя .

Итак, мы с вами попали в прошлое в 9-10 век. Узнать о жизни наших предков в это время нам помогут былины. Более 1000 лет назад на Руси не было письменности, и чтобы сохранить воспоминания, о каком – либо выдающемся человеке или событии, люди сочиняли о нем рассказ- былину.

Вопрос к уч-ся: А, вы, знаете, что такое былина?

( на доске карточка, уч-ся читают определение).

Былины – это песни – рассказы о подвигах богатырей , основанных на реальных событиях.

Былину в старину рассказывал один человек- седовласый старец - сказитель, сопровождая рассказ игрой на музыкальном инструменте – гуслях.

(Приложение №2 "Былины" презентация слайд 1).

Исполнялась былина плавно на распев. Долгие годы, целые века передавались былины от человека к человеку, из уст в уста.

Былины являются устным историческим источником, который позволяет нам узнать о прошлом.

Работа с текстом учебника. Выборочное чтение .

Откройте его на стр. 133. Прочитайте 1 абзац , стр 134 - 2 и 4 абзац. Чтение по цепочке.

Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги. А вы знаете, какие народы нападали на Русь? (печенеги, хазары и половцы).

Кто является главными героями былин? Богатыри.

А, кто такие богатыри?

(Слайд 2) Богатыри - воины, наделенные невиданной силой, борются с врагами родной земли. Они защитники земли русской.

Посмотрите на эту картину. Назовите имена богатырей. (ответы уч-ся)

Да, вы правы. Этих трёх богатырей зовут Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Все они смелые, сильные, храбрые, умные. Они зорко смотрят вдаль и стерегут границы Руси. Готовы в любой момент вступить в битву с врагами.

-Ребята, а как вы думаете, какими качествами должны обладать богатыри?

( ответы уч-ся). Силой, мужеством, смелостью, смекалкой, трудолюбием.

А, сейчас необходимо выполнить задание.

Задание 1. Зачеркни лишнее слово: ( слайд 4)

Богатырь – это силач, лентяй, воин, защитник. ( задание выполняется на листах приложение 6).

А, как вы думаете, среди вас есть богатыри? Вот мы и сейчас, посмотрим.

- Распрямили плечи, показали силушку, свою зоркость, повернулись влево, вправо и померились друг с другой силой на руках. Отдохнули мы на славу. А теперь пора и за работу браться.

- Ребята, а какие былины вы знаете? ( Ответы уч-ся).

А сейчас, я вам предлагаю погрузиться в былины. Ваша задача будет: узнать как можно больше информации о жизни людей во времена Киевской Руси.

Беседа по наводящим вопросам :

Куда отправился богатырь Вольга? С кем?

Из этого отрывка мы получили информацию о том, что во времена Киевской Руси богатыри с дружиной не только защищали русские земли, но и помогали князю собирать дань с русских городов .

Молодой богатырь Вольга собирает дружину из тридцати удальцов, и они выезжают в чистое поле. Слышат они в поле пахаря - богатыря Микулу Селяниновича: тот посвистывает, а его соха поскрипывает.

Задание 2. Найдите и прочитайте слова, которые указывают на то, чем занимались жители Руси, какие орудие труда были у крестьянина?

Делается вывод : Из былины мы узнали о главном занятии крестьян – земледелии.

Соха – орудие труда для вспашки земли того времени. Мы ещё узнали о том, что богатыри, не только воюют, но и землю пашут.

Ответьте на вопросы:

- Как звали богатыря? Из какого города он был родом ?

-Какой город защищал?

- Как был укреплен город?

- Какие были постройки?

- Кто напал на город?

- Чем был вооружен богатырь? (учащиеся дают ответы).

Кратко проговорив изученный материал, делается вывод:

Былины – являются источником знаний о Киевской Руси. В них мы узнаем не только о подвигах, сражениях, но и о жизни людей в те времена.

Закрепление нового материала.

Задание 3. Соотнесите правильно имя богатыря и его занятие (соедините стрелочками) (Презентация слайд 6)

Илья Муромец нелегкий крестьянский труд –

Микула Селянинович защита русского народа от врагов

Время нашего путешествия заканчивается, пора подводить итог, что мы с вами узнали во время нашего путешествия. Для этого выполним задание.

Задание 4 . Продолжите предложения (задание выполняется у доски)

Былины - это ________(сказки, песни- рассказы, основанные на реальных событиях)

Главное действующее лицо в былинах- ______________( богатырь, купец).

Из былины можно узнать ______________________(о подвигах, сражениях русских богатырей, о жизни людей в прошлом.

Сейчас мы возвращаемся обратно в 21 век. ( Приложение №6 презентация конец).

Подводится общий итог урока.

Я вас всех благодарю за работу. Мне очень понравилось с вами путешествовать. А понравилось ли вам путешествие ? Какую новую информацию вы для себя узнали ? Подсчитывается количество жетонов богатырей. Объявляются и комментируются оценки

Молодцы вы собрали целую дружину русских богатырей. Теперь нам ни один враг не страшен.

Прочитать текста учебника стр. 136-137, сделать рисунок богатыря.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории "Былины- источник знаний о Киевской Руси"

урок в 7 классе коррекционной школы 8 вида на тему: 2Былины- источник знаний о Киевской Руси".

Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"

Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока: Былины. Б.


Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи.

Былины - источник знаний о Киевской Руси.

1. Доказать на примере конкретных былин, что они являются источниками знаний о Киевской Руси.2. Разъяснить, что такое былина и чем она отличается от сказки; с помощ.


Конспект урока по литературе в 7 классе на тему "Былина "Вольга и Микула Селянинович"

Данный урок нацелен сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины, об эпическом герое, об основных свойствах его характера, об особенностях построения сюжета и обрисовки г.


Урок. Былины - источник знаний о Киевской Руси. 7 класс.

Разработан для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.


Презентация к уроку "Былины - источник знаний о Киевской Руси".

Составлена к уроку по учебнику Б.П. Пузанова " История России" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 7 класс.

На этой странице вы можете познакомиться с системой работы над темой "Былины" в 7 классе. Презентация содержит материал к нескольким урокам: "Былина как жанр УНТ", "Былины Киевского цикла", "Былина "Вольга и Микула Селянинович"", "Садко", "Урок-игра по теме "Былины"".

Презентация включает видео, аудио, иллюстрации, кроссворды, вопросы викторины.

Теперь презентацию можно скачать с сайта целиком, архивом

Слайд 1

Система уроков литературы в 7 классе

Слайд 2

  • Повторить знания по фольклору
  • Познакомиться с жанровыми особенностями былин

Слайд 3

мастеров стало легендой,

его власть простёрлась

и на наше время.

(Далее идут слайды, нацеленные на повторение знаний по фольклору. Тестовые задания развивают интерес к урокам литературы и закрепляет знания, полученные в предыдущих классах)

Тест

(Былина, частушка, пословица, сказка, загадка)

  • В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь с царицей.
  • На чужой сторонушке
    Солнышко не греет.
    Без родимой матушки
    Никто не жалеет.
  • Во стольном было городе во Киеве,
    У ласкова князя у Владимира.
    Как было пированье - почестен пир
    На многие князи, на бояры.

Слайд 13

Вспомним жанры фольклора

(учащиеся работают с таблицей, вспоминают жанры фольклора)

Слайд 14

(далее учащиеся знакомятся с былинами как жанром фольклора, с жанровыми особенностями)

Слайд 15

Задание: Запишите определение в тетрадь

Былина - жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.

На севере былины назывались стбрины, стбринки

Слайд 16 (информационный)

Былины - это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город.

Слайд 17

(данный слайд представляет схему периодов развития былины: 1. Древнейший, где герой Святогор, 2. Киевский, где герой Добрыня Никитич и Алёша Попович, 3. Владимиро-Суздальский, где герой Илья Муромец, 4. Новгородский, где герой Садко и Василий Буслаевич)

Учитель озвучивает схему, комментирует, учащиеся фиксируют информацию в тетради.

Слайд 18 (информационный)

Былины, посвящённые крестьянину Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей.

Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.

Слайд 19

Три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович - эпические герои - герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

(учащиеся записывают определение в тетрадь)

Слайд 20

Сходство и отличия сказки и былины

(учащиеся рассматривают схему и записывают её в тетрадь)

Слайд 21

Посмотрите ещё раз на картину и составьте небольшой словарь из слов, обозначающих снаряжение богатырей (работа выполняется самостоятельно письменно в тетради, затем проверяется с помощью следующего слайда)

Слайд 22

  • Колчан - футляр для стрел
  • Кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец
  • Палица - старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом
  • Ножны - футляр для меча или кинжала
  • Шлем - воинский доспех, защищающий голову
  • Сбруя - принадлежность для упряжи
  • Щит - округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел

(данная работа готовит учащихся к будущему сочинению-описанию по картине)

Слайд 24

Слайд 25

  • Выучить теоретический материал, записанный на уроке
  • Читать былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче
  • Проверить знания о жанровых особенностях былин
  • Познакомиться с содержанием былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник
  • Проанализировать былину с точки зрения языковых и композиционных особенностей
  • Выявить основные черты образа Ильи Муромца

Слайд 26

Проверим домашнее задание

  • Что называется былиной?
  • Былина - жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.
  • Кто такой эпический герой?
  • эпические герои - герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
  • В чём сходство былины и сказки?
  • Существовали в устной форме, существуют с древних времён

(далее идут тестовые задания: учащиеся из 2-ух черт должны найти черты былины. Игровая форма развивает интерес к уроку и служит более твёрдому усвоению теоретического материала)

Слайд 31

Слайд 32

Объясните значение слов:

(данная работа направлена на усвоения значений устаревших слов)

  • Стольный
  • столичный город
  • Прямоезжая
  • Прямая
  • Заколодела
  • Дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)
  • Лазоревый
  • Красивый
  • Величать
  • Называть или прославлять (в зависимости от контекста)
  • В особину
  • Отдельно
  • Воспеть
  • Прославить в песне

Слайд 33

Ответьте на вопросы:

(беседа носит ориентировочный характер и проверяет внимание учащихся и умение рассуждать над прочитанным)

  • Почему так названа былина?
  • Можно ли назвать поступки Ильи Муромца героическими?
  • К какому герою относятся эпитеты: удаленький, дородный, славный и как они его характеризуют?
  • Вспомните, что такое гипербола
  • Найдите в тексте гиперболы
  • С какой целью они используются в былине?
  • Какими чертами обладает Илья Муромец?

Слайд 34

Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план произведения.

  1. Отъезд Ильи Муромца в Киев
  2. Победа в первом бою
  3. Рассказ черниговцев о Соловье-Разбойнике
  4. Встреча с Соловьём-Разбойником
  5. Победа Ильи Муромца
  6. Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром
  7. Рассказ Ильи Муромца
  8. Сомнения князя Владимира
  9. Два приказа Соловью-Разбойнику
  10. Расправа с Соловьём-Разбойником

Слайд 35

Цитатный план (данный слайд даёт возможность познакомиться с эталоном выполнения работы)

Слайд 36

Заполните таблицу примерами из текста

(данный вид работы направлен на работу с языковыми особенностями былины, учащиеся выписывают примеры повторов, гипербол, сравнений, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, эпитетов)

Слайд 37

Слайд 38

Ответьте на вопросы:

  • Какими здесь предстают три богатыря?
  • Они могучие и дружные.
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Илья самый старый и мудрый, но своенравный, Добрыня дипломат, Алёша Попович самый молодой и задиристый
  • Как князь Владимир хочет встретить посланца Калина-царя?
  • С дарами и с хлебом-солью
  • Чем возмущён Илья Муромец?
  • Он не желает пресмыкаться перед невеждой и хамом, считает, что русские люди ни к кому на поклон не должны идти
  • Какие черты он демонстрирует в этом эпизоде?
  • Илья демонстрирует непокорность, гордость и своенравие

Слайд 39

Следующий урок - урок изучения Новгородских былин

Слайд 41

Из истории данной былины

Былина о Вольге и Микуле - новгородская. Исследователи относят её возникновение к 14-15 векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.

Слайд 42

Объясните значение устаревших слов:

  • Гужики
  • Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой
  • Булатный
  • Из булата - старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью
  • Сафьян
  • Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет
  • Соловый
  • О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

Слайд 43

Слайд 44 (информационный)

Князь Вольга

Докажите

Три дня не мог догнать Вольга Микулу, хотя скакал за ним с дружиной, а Микула пахал; вся дружина не может вытащить сошку из земли и бросить её за ракитов куст

Слайд 45

  • Как описывается внешность Микулы? Зачитайте.
  • В портрете видно стремление авторов украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин.

«Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Следующие слайды знакомят с такими языковыми особенностями былин, как троекратный повтор и гипербола

Слайд 46

Троекратный повтор

Это один из приёмов былин. Найдите в тексте троекратный повтор. Что этим повтором хотел сказать автор?

Три дня не может догнать Вольга вместе с дружиной Микулу, три раза посылает Вольга дружину, чтобы воины вытащили сошку. Этот приём показывает силу простого пахаря

Слайд 47

Гипербола

Гипербола - это преувеличение.

Гиперболизирована внешность Микулы, он выглядит огромным и могучим человеком; преувеличена его сила, особенно при сопоставлении с силой целой дружины князя

  • Что хотел продемонстрировать художник в иллюстрации к былине?

Микула изображён великаном, а Вольга маленьким по сравнению с ним. Художник также использовал приём преувеличения

Слайд 49 (информационный)

Садко в морском царстве

Слайд 50

Какие эпизоды былины изображены? (данный слайд знакомит с иллюстрациями к былине и проверяет знание учащимися текста былины)

Слайд 51

Посмотрите фрагмент кинофильма и скажите, чем он отличается от текста былины?

Слайд 52

Подготовиться к игре по былинам. Каждая команда готовит:

  1. Сказителя (кто будет сказывать отрывок из былины)
  2. Лучшего сочинителя былины
  3. Защита иллюстраций (художники выполняют иллюстрации, а потом обосновывают, что они нарисовали)
  4. Повторить теоретический материал

1 конкурс (за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

Слайд 54

Блиц-турнир (команды соревнуются в знании содержания былин, баллы получает команда, быстрее и точнее ответившая на вопрос)

  • Где родился Илья Муромец?
  • Родом он из села Карачарово
  • Как долго сиднем сидел Илья Муромец?
  • 30 лет и 3 года
  • Кто исцелил Илью?
  • Калики перехожие
  • Сколько их было?
  • Трое
  • Какая былина заканчивается такой концовкой:

А и тут Илье ему и славу поют,

А и славу поют ему век по веку!

(Следующие слайды нацелены на знание текста былин)

Из какой былины взят отрывок?

Слайд 63

2 конкурс(за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

Слайд 64

  1. Преувеличение (гипербола)
  2. Красочное определение (эпитет)
  3. Вид богатырского оружия, толстая палка с утолщением на конце (палица)
  4. Словесный приём в произведениях фольклора (повтор)
  5. (по горизонтали) чудище, с которым сражался Добрыня Никитич (Змей)

5.(по вертикали) начало фольклорного произведения (зачин)

6. Река, на которой сражался Добрыня со Змеем (Пучай)

7. Город, из которого родом Садко (Новгород)

8. Князь, при дворе которого служили три богатыря (Владимир)

9. (по горизонтали) Царь, с которым сражался Илья (Калин)

9. (по вертикали) Чем заканчивается былина (концовка)

10. Герой Новгородского эпоса (Садко)

11. Столица русского государства в 11 веке (Киев)

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные: воспитание гуманизма, чувства коллективизма; формирование основных мировоззренческих понятий; формирование нравственно-этических представлений.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Мотивационный этап

Приветствует. Мотивирует к обучению.

Работа с эпиграфом:

Вы поедьте по своим местам,

Вы чините везде такову славу,

Что Святая Русь не пуста стоит,

На Святой Руси есть сильны могучи

Формулируют цели обучения.

К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.

Р.: готовность к самообразованию.

П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока.

Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций.

Целеполагание

Организует беседу по постановке целей урока

Участвуют в полилоге, выполняют задания.

Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.

П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний.

Актуализация знаний

Организует повторение пройденного.

1) Блиц-опрос:

- Каковы особенности преданий как жанра?

- Какими предстают Иван Грозный и Петр I в преданиях?

- Чем отличается предание от былины?

К.: выражение ,пояснение и аргументация своей точки зрения.

Р: осуществление рефлексии своей деятельности.

П.: умение применять знания в конкретной ситуации.

Освоение нового

Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

1) Слово учителя

До нас дошел героический эпос русского народа — сказания о древних героях, русских богатырях. Часто героический эпос наших

предков также называют богатырским эпосом .

Именно поэтому в современной науке принято

считать, что русский устный эпос состоит из сказаний, преданий и песен повествовательного характера, рассказывающих о жизни и деяниях героев далекого прошлого, начиная с дохристианской Руси . Самым древним видом устного эпоса являются былины .

2) Терминологическая работа: былина, богатырь, сказитель.

Физкультминутка

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Записывают определения в тетрадях.

К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.

Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция.

П.: установление правил продуктивной работы

Этап самостоятельной работы

Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.

1) Работа с учебником: чтение и анализ былины

— Мы с вами прочитали былину, в название

которой было вынесено два имени. Как вы думаете, почему?

— Есть ли в этой былине зачин? Найдите и

— Каково основное содержание былины? Лексическая работа

Труженик от слова труд — 1) человек, занимающийся каким-либо делом вообще или определенным трудом в данный момент, т. е. занятый работой; 2) человек, прилагающий усилия для создания чего-либо, необходимого людям; 3) (эмоционально-экспрессивная оценка) человек, который много и упорно

работает и при этом любит трудиться.

— Можем ли мы определить, какой персонаж является здесь главным? Аргументируйте свой ответ.

— Когда мы узнаем имя главного героя этой

— Как вы думаете, откуда у богатыря такое

имя — Микула Селянинович? Что оно обозначает? (Микула — по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь).

Лексическая работа:

Селянин от слова село — человек, живущий в

селе или сельской местности.

Село от слова селиться на земле, определенной

— Какова здесь основная мысль?

(Главная ценность на Земле — человек-труженик, в переносном значении — пахарь. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов,

просто хлеб не родится.)

2) Р.р. Самостоятельная работа: составление плана былины, пересказ по плану. Беседа

— Является ли данный пересказ подробным?

Аргументируйте свой ответ.

— Можно ли назвать этот пересказ художественным? Почему?

3) Словесное рисование (характеристика героя)

— Посмотрите на задание № 5 из вашего учебника литературы. Как называется прием, при помощи которого вы должны выполнить это задание?(Словесное рисование.)

Итак, какими мы представляем себе героев этой былины — князя Вольгу Святославича и крестьянина Микулу Селяниновича?

Записывают значения слов.

Составляют план, пересказывают с опорой на план.

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап включения в систему знаний и повторения

Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.

Аналитическая беседа. Работа с текстом былины: характеристика героев.

— Найдите в тексте былины описание князя

Вольги Святославича. Как его характеризует автор произведения? Какие черты характера князя и его мысли выделяет автор?

— Какие изобразительно-выразительные средства используются при описании образа героя?

— Найдите в тексте былины постоянные эпитеты.

— Что вы можете сказать об употреблении в

былинах такого приема, как гипербола?

— Как гипербола подчеркивает основную мысль произведения?

— Нравится ли вам князь Вольга Святославич? Объясните почему. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

— Найдите в тексте былины описание пахаря

Микулы Селяниновича. Зачитайте его.

— Что подчеркивает безымянный автор былины в облике Микулы Селяниновича?

— За что уважают Микулу Селяниновича простые селяне? (За трудолюбие, хлебосольство, чувство собственного достоинства и доброту.)

— За что уважает Микулу Селяниновича князь Вольга Святославич? (3а физическую силу, мастерство, трудолюбие,чувство собственного достоинства и доброту.)

— Что, на ваш взгляд, хотел передать нам бе-

зымянный автор былины ее содержанием? Каков основной смысл этого произведения?

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап рефлексии

Задает д/з: выраз. чтение и художественный пересказ былин, наизусть; инд. задание: подобрать иллюстративный материал к циклу былин об Илье Муромце

Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке

К.: отображение в речи совершаемых действий.

Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений.

Читайте также: