Бунин детство полевые цветы конспект урока 3 класс
Обновлено: 05.07.2024
- Урок у нас сегодня поэтический, значит, и настроение должно быть тоже поэтическим.
- Какое настроение можно назвать поэтическим? (необычное, любования, удивительное, духовное)
- А как может появиться поэтическое настроение, что или кто могут его создать? (поэт, чтение стихов, представить что-либо, послушать).
- А вы хотите создать себе такое настроение?
- Давайте попробуем. А для этого я предлагаю перенестись в особый мир. (вывешиваю картину). Догадались? (мир цветов). Послушаем музыку. (звучит “Вальс цветов”).
- Поделитесь своими фантазиями, используя слова-помощники (вижу, слышу, чувствую, представляю).
- Какое сейчас у вас появилось настроение?
Вывод: чтобы создать настроение можно послушать, посмотреть, представить, пофантазировать.
- А еще я вижу у вас на столах яркие, красивые рисунки и иллюстрации. Это, наверное, воспоминание о лете?
- Кто хотел бы поделиться воспоминаниями и рассказать, почему именно этот цветок вам захотелось нарисовать? (рассказ детей о цветах)
- Какое сейчас настроение появилось?
- А отчего появилось новое настроение?
Вывод: настроение может создать красота.
- Какой дивный мир окружает нас. Он удивителен, ярок, им можно любоваться бесконечно.
2. Подготовка к восприятию произведения.
- Да, все цветы радуют наши взоры, и через глаза мы получаем огромное удовольствие- наслаждение красотой.
Прекрасный русский поэт и писатель Иван Алексеевич Бунин, чье произведение мы сегодня прочитаем на уроке, тоже любил смотреть на мир добрыми, радостными глазами. Поэт родился в поместье на Орловщине, в деревне под городом Орел. В гимназию он поступил только в 10 лет – так поздно начинали учиться дети в позапрошлом веке. Когда денег на учебу не хватило, он вернулся на усадьбу отца и стал получать домашнее образование. Дома его окружали прекрасные луга и леса, которыми он часто любовался. Это была неописуемая красота, и от этой красоты, у Бунина пробуждались очень яркие чувства. Он стал таким чутким, что за версту слышал свист сурка в вечернем поле, вдыхал запах ландыша и даже старой книги. И стихи его помогут нам всеми чувствами ощутить красоту родного мира.
Сейчас мы тоже попытаемся стать такими же чуткому к прекрасному вокруг нас.
3. Работа над произведением, анализ по микрокартинам.
(У каждого ученика – набор лепестков-помощников, на каждом написана одна строфа стихотворения).
- Возьмите лепестки-помощники и откройте первый лепесток. Слушайте и следите.
(читаю вслух первую строфу)
- Как вы думаете, какие цветы увидел поэт и описал в этой части стихотворения?
- Где их увидел поэт?
(в магазине, на витрине)
- Как поэт относится к этим цветам?
- Перечитайте строфу и найдите слова, доказывающие это.
- Откройте второй лепесток. (читаю)
- Откуда эти цветы попали в магазин с зеркальными стеклами?
(издалека, из-за морей)
- Почему им не страшны холода и метели?
(они растут в теплицах, в оранжереях)
- Как можно назвать такие цветы?
(Тепличные. Они выросли в тепличных условиях, их берегли, специально выращивали)
- А как их выращивали?
- Можно ли их назвать изнеженными? Почему?
- Каким цветам посвящена прочитанная часть текста?
(На доске: дорогие, заморские)
- А сейчас немного отвлечемся и поиграем в “Ассоциации”.
- Какие слова вспоминаются, когда вы слышите слово “поле”?
- Догадались, о каких цветах поэт расскажет еще?
- А какие полевые цветы вы знаете?
О них поэт пишет по-особому. Слушайте дальше.
- Какими называет поэт полевые цветы?
(скромные, сестры и братья)
- Но ведь сестры и братья – это люди. Почему поэт так пишет?
- Поэт сравнивает цветы с людьми и относится к ним как к живым.
- Чем эти цветы отличаются от тех, которые продаются в магазине?
(их возрастила весна. Они ни цветут сами. )
- А хотите узнать, чем еще отличаются полевые цветы? Слушайте.
- Что видят полевые цветы?
- Над этими цветами не крыша теплиц, а огромное небо, они свободны.
- Почему поэт сказал “видят”?
Вывод: поэт опять сравнивает их с людьми.
- Почему Бунин называет полевые цветы родными?
(вырос среди них, окружали его, напоминание о детстве, о родителях, о родном доме)
- Итак, о каких цветах поэт пишет во второй части?
(на доске: полевые)
- Расскажите, что вы узнали о дорогих цветах и о полевых? (работа в паре)
- Мы увидели, что поэт противопоставляет одну группу цветов другой. Такой прием в литературе называется противопоставление. (на доску – табличку с понятием)
- Можно ли сказать, что о разных цветах поэт пишет с разным настроением?
Работа над выразительным чтением.
- Попробуйте это противопоставление показать при чтении интонацией, голосом. Не забывайте о настроении.
- Откройте учебники, потренируйтесь в чтении.
(После подготовки слушается чтение вслух)
4. Вторичный анализ текста.
- Можно ли назвать это стихотворение признанием в любви к Родине? Почему? Ответ обоснуйте. (работа в паре)
- Поэт признается в любви к цветам, а тем самым признается в любви к Родине.
- А вы бы хотели признаться в любви к Родине?
- Попробуйте это сделать с помощью текстов. Познакомьтесь с ними в паре и составьте небольшой рассказ о каком-то цветке, используя поэтические строки, слова, выражения.
(Далее дети работают с текстами. Варианты составленных рассказов:
“Я хочу признаться в любви колокольчику, потому что он очень вежливый и поклонился нам с тобой”.
“Я признаюсь в любви астре, потому что эти цветы розовые, красные, белые, прекрасные”. И т.д.
5. Итог урока.
- Сегодня на уроке мы смогли признаться в любви к Родине как настоящие поэты. Неважно, какие цветы нас окружают – дорогие, заморские, или простые, полевые.
Цветы, что люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, теплые костры.Цветут ли в поле иль в большой теплице,
Они в букете или, может, на лугу,
Умей цветами просто насладиться,
И в простоте увидеть красоту.Умей почувствовать, понять, представить,
И в танце закружиться с красотой,
Тогда цветы вас радостью одарят,
И окружат приятной красотой.
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса соответствует требованиям ФГОС.
Формируеть представление о поэзии, как об особом взгляде авторов на мир, особом переживании мира;
учить детей само выражаться с помощью поэтических находок, совершенствовать творческое воображение ребёнка, развивает речевую деятельность при работе с литературными произведениями, творческие способности, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика;воспитывает внимательное отношение к слову.
Цели: познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина;
развивать навык выразительного чтения;
приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух;
воспитывать интерес и уважение к поэту, как художнику, волшебнику слова; бережное
отношение к природе.
Планируемые результаты:
-формировать представление о поэзии, как об особом взгляде авторов на мир, особом переживании мира;
- учить детей само выражаться с помощью поэтических находок, совершенствовать творческое
- развивать речевую деятельность при работе с литературными произведениями, творческие способности,
наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого
- воспитывать внимательное отношение к слову.
- проявлять: интерес к чтению русской поэзии;
свои чувства при анализе произведения;
интерес и творческое отношение к выполнению заданий.
Метапредметные:
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
- уметь слушать и понимать речь других.
- оформлять свою речь в устной и письменной форме.
- уметь работать в паре.
- уметь находить в тексте ответы на вопросы, ориентироваться в своей системе знаний,
осуществлять анализ произведений
1. Оргмомент.
Прозвенел и смолк звонок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
2.Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения.
-Каким нам автор показывает дедушку Мазая в стихотворении? ( Он любит свой край, животных этой местности. Он животных не убивает , а спасает в сложной для них ситуации)
- Какая главная мысль стихотворения?( Надо любить , беречь свой край)
3.Подготовка к восприятию нового материала
Учитель читает стихотворение.
Помню - долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.
«Дорогой мой, - шепчет мама,-
Если хочешь задремать,
Чтоб бодрым и веселым
Завтра утром быть опять,-
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;
Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
- Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого я хочу вас сегодня познакомить.
4. Сведения об авторе
Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника , его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же помогло ему достигнуть таких высот?
(Учитель читает отрывок из стихотворения “Мать”)
Но был огонь – не угасал,
Светил в пристройке по ночам,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета не смыкая,
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила
И, положив дитя к плечу,
Всё напевала и ходила.
- Это трогательное , полное любви и нежности стихотворение И.А.Бунин посвятил своей матери - Людмиле Алексеевне Буниной, которой он был бесконечно благодарен за теплоту и заботу. За то, что в трудные для них времена, её не покинуло мужество и доброта по отношению к своим детям. Воспоминания И.А.Бунина о детстве были связаны с прекрасным образом его матери.
- Мама – это ( понятия детей) ( забота, ласка, красота, любовь, понимание, солнце, детство)
– Мама- навсегда и на всю жизнь. Мама и детство – неразделимы. Но часто маленькими нам хочется убежать от строгих маминых глаз куда-то в лес, на луг, посидеть около сосны и помечтать о чём-то своём.
- Что такое детство? ( радость, путешествие, красота, любовь, забота, мама, семья, понимание, любознательность, восторг, праздник, веселье, восхищение,)
(Несколько учащихся выразительно читают стихотворение)
- Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин. ( Репродукция картины)
- Какая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению? ( Все они пронизаны светом, теплом, радостью.
- От сосен падают тени. А когда это бывает? ( В солнечный день.)
- Перед вами солнечные палаты.
- Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные?( Их создает природа.)
- А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным? ( Сладко в бору, Дышится смолистым ароматом, повсюду блеск, яркий свет)
- Найдите сравнение в тексте. ( песок – как шелк, ствол – гигант)
- Какие моменты детства остались навсегда в памяти Бунина?( Автор вспоминает как и что он чувствовал и ощущал когда бродил в этом бору в детстве.
- Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости.
- Что напоминают сосны мальчику? ( Великанов из сказки, рядом с которыми герой сам себе кажется очень маленьким.
- А вы знаете, ребята, что сосна может достигать высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет.
- А человек может столько прожить?
- Вспомните сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в тексте.
- Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?
- Мы побывали в бору. А ещё лучше сходить в лес за грибами ранним утром под пение жаворонка:
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий
Он голосисто с вышины
Поёт на солнышке сверкая.
- Пройти по бескрайнему полю, на котором можно увидеть красные, жёлтые, синие цвет
капельками росы на лепестках. Эти капли ещё не упали на землю, а переливаются на цветка разными
(Дети одеты в костюмы: одуванчика, ромашки, василька, колокольчика читают стихи)
Я - одуванчик
Когда идёшь тропинкою
Белеют чудо-шарики
На тонких стебельках
Сквозные, серебристые
Мы, как пух, легко
Стоим и чуть качаемся
От ветерка с реки.
Колокольчик:
Колокольчик! Колокольчик!
На полях со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто видится мне сон,
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это я,
Так звонко и так трепещу
Там, где травы и луга.
Знакомы мы с детства, родные ромашки,
Нас рвут на полях и у тихой реки
Как белые звёзды, средь розовой кашки
Мы развернули свои лепестки.
- Цветы на полях -это его украшение. Великий сказочник Г.Х. Андерсен сказал: “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”
-А какие полевые цветы вы знаете? (
Выразительное чтение стихотворения
Анализ стихотворного произведения.
- О каких цветах говорит поэт в первых двух четверостишиях (о тепличных цветах).
- Что мы узнаем о них? (“Их привезли из-за синих морей”,“пышно цветут дорогие цветы”, “их пугают метели холодные”.)
- Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы?
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны, сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из- за синих морей…
- А как поэт показывает цветы полевые? ( Он их называет скромными сестрами и братьями заморских цветов.)
- Какое слово вам здесь непонятно? (Благовонная – ароматная, душистая.)
- А что видят цветы полевые? Найдите эти строки в тексте( Видят они те теплицы зеркальные…).
- Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему?
- А как вы думаете, почему автора привлекают скромные полевые цветы?
- Чем они отличаются полевые цветы от тепличных (“Выросли они в зелени майких лесов и лугов”, “вечных созвездий узор золотой” ,
Тепличные- нежны и сладки их тонкие запахи. Листья и стебли полны красоты. Они пышно цветут, за ними ухаживают, заботятся.
- Чего им не хватает? ( Свободы, они закрыты за стеклянными стеклами).
- Какие из цветов милее сердцу и взору поэта? Почему?
- Это стихотворение И.А. Бунин писал в 17 лет. И в памяти ещё живы воспоминания о прекрасных светлых днях на хуторе в Орловской губернии. Может ещё в детстве, бегал по лугам и полям, он замечал и восхищался русской природой, “которую и воспевать - то не надо, а она сама по себе прекрасна”.
- Да, самое большое чудо природы- цветы, изумительное её творение. Цветы венчают корону царства растений. Мир цветов таинственен и чудесен.
- И мне хотелось бы нарвать большой букет этой красоты и украсить свою комнату!
- Можно ли это делать? (Этого делать нельзя. Цветов на земле станет меньше. )
- Мы лучше нарисуем их или будем любоваться цветами на картинках, картинах, открытках. А ещё лучше смотреть на них в саду, в лесу, на клумбах.
( Звучит запись песни в исп. Ю.Антонова “Не рвите цветы, не рвите”.)
(Дети рисуют цветы и прикрепляем на доску)
(Ученик читает стихотворение)
Давайте пройдёмся медленно по лугу
И - “Здравствуй!”- скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
- Представьте , что вы поэты. Попробуйте восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Литературное чтение
Составитель:
учитель начальных классов,
Петрушина Карина Эдуардовна
Цели и задачи урока:
- познакомить детей с биографией и творчеством И.А.Бунина;
- раскрыть идею и смысл стихотворений И.А. Бунина;
- продолжить знакомство с литературоведческими терминами;
- учить читать и понимать стихи;
- развивать эмоционально-чувственное отношение к природе;
- прививать любовь к русской поэзии.
Планируемые результаты:
Предметные: воспринимать адекватно на слух литературные произведения, уметь их анализировать, понимать и формулировать тему, идею4 характеризовать героев, сопоставлять их; определять изобразительно- выразительные средства языка; понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведений; формулировать собственное отношение к произведениям, создавать творческую работу, связанную с тематикой, проблематикой произведений.
Метапредметные: уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию, развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с произведениями Бунина; воспитывать морально-этические представления: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и умение сопереживать чувствам других людей.
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок, начинается урок!
Улыбнитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь!
Я вам желаю успешной работы и приятного общения, а нашим гостям получить хорошее настроение от урока.
II. Проверка домашнего задания.
- Начнём наш урок с проверки домашнего задания.
- Стихотворения, какого поэта мы читали на прошлом уроке?
-Кто из вас выучил стихотворение наизусть?
Седое небо надо мною
И лес раскрытый, обнажённый.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.
Вверху идёт холодный шум,
Внизу молчанье увяданья.
Вся молодость моя — скитанья
Да радость одиноких дум!
-Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого я хочу вас сегодня познакомить.
Учитель рассказывает о поэте
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953гг.)
Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.
В семье было девять детей, но пятеро умерли: старшие братья - Юлий и Евгений, младшая сестра - Мария. Первые три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже, затем отец, питавший слабость к клубам, картам и вину, был вынужден переехать с семьей в свое поместье - на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Стиль жизни Алексея Николаевича привел к тому, что промотано или роздано было не только его собственное состояние, но и то, что принадлежало его жене. Отец Ивана Бунина был человеком необыкновенно сильным, здоровым, жизнерадостным, решительным, великодушным, вспыльчивым, но отходчивым. Учиться Алексей Николаевич не любил, из-за чего в Орловской гимназии учился недолго, но очень любил читать, читал все, что попадало под руку. Мать была доброй, нежной, но с твердым характером.
Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи.
В 1881 году поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет, пробывший год в тюрьме по политическим мотивам и высланный на три года домой.
Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. В отрочестве его творчество носило подражательный характер: больше всего подражал М.Ю. Лермонтову , отчасти А.С. Пушкину , которому старался подражать даже в почерке.
В Москве молодой писатель познакомился со многими известными художниками и писателями: с Бальмонтом, А.П. Чеховым , В.Я. Брюсовым , Максимом Горьким .
В 1906 году в Москве познакомился с Верой Николаевной Муромцевой (1881-1961), ставшей в 1907 году его женой и верной спутницей до конца жизни. В 1909 году Российская Академия наук избрала Ивана Алексеевича Бунина почетным академиком по разряду изящной словесности.
В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе.
В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну. Иван Алексеевич отказывался от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупантами и старался постоянно следить за событиями в России. Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. Он умер тихо и спокойно, во сне. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище под Парижем.
I V. Изучение нового материала
-Знаете ли вы, что такое айсберг?
(Это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)
- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями.
2. Цели учебной деятельности.
- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли. (Чтение учащихся в слух.)
- Какие непонятные слова вам встретились?
бор – сосновый лес
сладостный – приятный, доставляющий удовольствие
- Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?
(Чем жарче день, тем сладостней в бору
дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Автор вспоминает, как он гулял там, как легко ему было дышать даже в жару.
Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.)
- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.
(Кора груба, морщиниста, красна.
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.)
4. Выразительное чтение стихотворения.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
V. Физкультминутка
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся - руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души,
И на место вновь спешим. (Дети садятся на свои места.)
V I . Продолжение изучения темы.
- Какие полевые и луговые цветы вы знаете? (дети перечисляют; ромашки, васильки, колокольчики, золотистые лютики, зверобой, и др.)
Чтение стихотворения учителем.
2. Работа после чтения.
- Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.
(Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны, сладки их тонкие запахи,
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей. )
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они.)
БЛАГОВОННЫЙ — ароматный, душистый.
- Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? (Ответы детей.)
Выразительное чтение стихотворения.
- Что произошло в зелёном ельнике? Как вы поняли?
(В ельнике шёл олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжёлые рога.
- А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво олень убежал:
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной
Он красоту от смерти уносил!)
4. Выразительное чтение стихотворения.
- Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать всё то, что хотел донести до нас автор. (Выразительное чтение стихотворения.)
VI I . Рефлексия
- Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?
- Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Почему?
Выставление оценок за работу на уроке.
VIII . Домашнее задание
Выучить наизусть 1 стихотворение по желанию.
Иллюстрации к стихотворениям по желанию.
Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.
Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.
Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.
Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Эпитет – образное, художественное определение.
Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
Метафора - употребление слова в переносном значении.
Звукопись - это художественный приём,
заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые
имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)
Антонимы – слова, противоположные по значению.
Синонимы – слова, близкие по значению.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.
Мы узнаем о значении в художественной речи средств выразительности
Научимся находить средства художественной выразительности.
Сможем создавать словесные картины.
Основное содержание урока
- Лирическое произведение от прозаического отличатся прежде всего тем, что оно звучит ритмично. Поэтическое слово более насыщенно и несёт большую эмоциональную нагрузку. В прозе предмет описывается чётко, а в поэзии автор рисует перед читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, используя средства выразительности: сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, звукопись, синонимы и антонимы.
- Средства художественной выразительности используются в литературе для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.
Средства художественной выразительности классифицируют на фонетические, лексические и языковые.
Русскую поэзию невозможно представить, если исключить употребление языковых средств. Понаблюдаем, какие языковые средства использует И.А. Бунин.
- Первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе И. А. Бунин. Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 октября 1870 года. Детство Бунина прошло в Орловской губернии неподалёку от города Елец среди природной красоты полей.
Начальное образование в жизни Бунина получено дома. В 1881 году молодой поэт поступил в Елецкую гимназию, но не окончил её. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.
В иммиграции в Париже в своей квартире Иван Алексеевич активно продолжает заниматься литературной деятельностью.
Текст стихотворения можно разделить на три смысловые части. В первой части лирический герой описывает радость, которую он испытывает, оказавшись жарким летним днём в сосновом бору.
Для того, чтобы подчеркнуть красоту увиденного поэт использует метафору- солнечные палаты, создавая из леса образ сказочного дворца, сквозь крышу которого бьют яркие лучи солнца. Эпитет – сухим, смолистым ароматом передаёт читателю ощущения запахов леса.
Во второй части продолжается описание лесного дворца, подчёркивая его светлую наполненность. Автор использует сравнение – песок, как шёлк. В этой строфе лирический герой абсолютно беззаботен, он ребёнок, который ещё не сталкивался с жизненными трудностями, он мал и искренне радуется каждому дню.
В третьей части описывается дерево, которое противопоставляется маленькому ребёнку. Дерево огромное, морщинистое олицетворяет образ взрослого человека, проживающего долгую жизнь. Лирический герой вдыхает запах дерева, как бы вдыхая лето. Поэт использует метафору – пахнет зной и сухость лета. Также автор использует синонимы: блеск –свет.
Тема стихотворения – описание лета глазами детей.
В начале стихотворения предстают перед читателем во всём своём блеске дорогие цветы. Это те, которые были выращены в теплицах. О них заботились люди. Им не знакомы ни ветер, ни дождь, ни другие неприятности. Вместе с тем, не касались их солнечные лучи, не видели многих красот.
И. Бунин через тему природы автор высказывает свое отношение к истинной красоте. Он очень трогательно рассказывает о скромности полевых цветов. Они росли на лоне природы и им знакомы все неприятности природы. Вместе с тем пережили они чудесные мгновения. Их взрастила сама весна. Весна в стихотворении олицетворяет красоту и дыхание жизни. Поэт одушевляет цветы: они видят, говорят.
А в третьем четверостишии всё меняется. В гармонию леса и зверя вмешивается человек. Олень вынужден срываться с места и скрываться в лесу, чтобы спасти свою жизнь. Бунин описывает это с помощью метафоры: он красоту от смерти уносил.
В стихотворении прослеживается перемена настроения лирического героя. В начале стихотворения – спокойствие, во второй части – тревога, а в конце стихотворения – радость спасения оленя.
Следует заметить, что Бунин в стихотворении не обвиняет людей, человек отсутствует в произведении. Но благодаря своему таланту поэт вызывает сочувствие у читателя и заставляет задумываться о развлечениях, которые разрушают красоту природы. Данное стихотворение выражает восхищение писателя русской природой и предупреждает о необходимости её сохранения.
И. А. Бунин использует при описании природы следующие эпитеты: густой ельник, пушистые снега, могучий олень, тяжкие рога, размеренный след.
Родная природа занимает в творчестве Бунина совершенно особое место. И в прозаических, и в стихотворных произведениях Иван Бунин обращается к красотам родной природы.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Расположите на ленте времени части стихотворения.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Части располагаются в последовательности:
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
Разбор типового контрольного задания
Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.
это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.
Слова, близкие по значению
слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
употребление слов в переносном значении.
перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые
Текст вопроса: Выдели соответствие термина и определения одним цветом.
Читайте также: