Бунин детство полевые цветы конспект урока 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

- Урок у нас сегодня поэтический, значит, и настроение должно быть тоже поэтическим.

- Какое настроение можно назвать поэтическим? (необычное, любования, удивительное, духовное)

- А как может появиться поэтическое настроение, что или кто могут его создать? (поэт, чтение стихов, представить что-либо, послушать).

- А вы хотите создать себе такое настроение?

- Давайте попробуем. А для этого я предлагаю перенестись в особый мир. (вывешиваю картину). Догадались? (мир цветов). Послушаем музыку. (звучит “Вальс цветов”).

- Поделитесь своими фантазиями, используя слова-помощники (вижу, слышу, чувствую, представляю).

- Какое сейчас у вас появилось настроение?

Вывод: чтобы создать настроение можно послушать, посмотреть, представить, пофантазировать.

- А еще я вижу у вас на столах яркие, красивые рисунки и иллюстрации. Это, наверное, воспоминание о лете?

- Кто хотел бы поделиться воспоминаниями и рассказать, почему именно этот цветок вам захотелось нарисовать? (рассказ детей о цветах)

- Какое сейчас настроение появилось?

- А отчего появилось новое настроение?

Вывод: настроение может создать красота.

- Какой дивный мир окружает нас. Он удивителен, ярок, им можно любоваться бесконечно.

2. Подготовка к восприятию произведения.

- Да, все цветы радуют наши взоры, и через глаза мы получаем огромное удовольствие- наслаждение красотой.

Прекрасный русский поэт и писатель Иван Алексеевич Бунин, чье произведение мы сегодня прочитаем на уроке, тоже любил смотреть на мир добрыми, радостными глазами. Поэт родился в поместье на Орловщине, в деревне под городом Орел. В гимназию он поступил только в 10 лет – так поздно начинали учиться дети в позапрошлом веке. Когда денег на учебу не хватило, он вернулся на усадьбу отца и стал получать домашнее образование. Дома его окружали прекрасные луга и леса, которыми он часто любовался. Это была неописуемая красота, и от этой красоты, у Бунина пробуждались очень яркие чувства. Он стал таким чутким, что за версту слышал свист сурка в вечернем поле, вдыхал запах ландыша и даже старой книги. И стихи его помогут нам всеми чувствами ощутить красоту родного мира.

Сейчас мы тоже попытаемся стать такими же чуткому к прекрасному вокруг нас.

3. Работа над произведением, анализ по микрокартинам.

(У каждого ученика – набор лепестков-помощников, на каждом написана одна строфа стихотворения).

- Возьмите лепестки-помощники и откройте первый лепесток. Слушайте и следите.

(читаю вслух первую строфу)

- Как вы думаете, какие цветы увидел поэт и описал в этой части стихотворения?

- Где их увидел поэт?

(в магазине, на витрине)

- Как поэт относится к этим цветам?

- Перечитайте строфу и найдите слова, доказывающие это.

- Откройте второй лепесток. (читаю)

- Откуда эти цветы попали в магазин с зеркальными стеклами?

(издалека, из-за морей)

- Почему им не страшны холода и метели?

(они растут в теплицах, в оранжереях)

- Как можно назвать такие цветы?

(Тепличные. Они выросли в тепличных условиях, их берегли, специально выращивали)

- А как их выращивали?

- Можно ли их назвать изнеженными? Почему?

- Каким цветам посвящена прочитанная часть текста?

(На доске: дорогие, заморские)

- А сейчас немного отвлечемся и поиграем в “Ассоциации”.

- Какие слова вспоминаются, когда вы слышите слово “поле”?

- Догадались, о каких цветах поэт расскажет еще?

- А какие полевые цветы вы знаете?

О них поэт пишет по-особому. Слушайте дальше.

- Какими называет поэт полевые цветы?

(скромные, сестры и братья)

- Но ведь сестры и братья – это люди. Почему поэт так пишет?

- Поэт сравнивает цветы с людьми и относится к ним как к живым.

- Чем эти цветы отличаются от тех, которые продаются в магазине?

(их возрастила весна. Они ни цветут сами. )

- А хотите узнать, чем еще отличаются полевые цветы? Слушайте.

- Что видят полевые цветы?

- Над этими цветами не крыша теплиц, а огромное небо, они свободны.

- Почему поэт сказал “видят”?

Вывод: поэт опять сравнивает их с людьми.

- Почему Бунин называет полевые цветы родными?

(вырос среди них, окружали его, напоминание о детстве, о родителях, о родном доме)

- Итак, о каких цветах поэт пишет во второй части?

(на доске: полевые)

- Расскажите, что вы узнали о дорогих цветах и о полевых? (работа в паре)

- Мы увидели, что поэт противопоставляет одну группу цветов другой. Такой прием в литературе называется противопоставление. (на доску – табличку с понятием)

- Можно ли сказать, что о разных цветах поэт пишет с разным настроением?

Работа над выразительным чтением.

- Попробуйте это противопоставление показать при чтении интонацией, голосом. Не забывайте о настроении.

- Откройте учебники, потренируйтесь в чтении.

(После подготовки слушается чтение вслух)

4. Вторичный анализ текста.

- Можно ли назвать это стихотворение признанием в любви к Родине? Почему? Ответ обоснуйте. (работа в паре)

- Поэт признается в любви к цветам, а тем самым признается в любви к Родине.

- А вы бы хотели признаться в любви к Родине?

- Попробуйте это сделать с помощью текстов. Познакомьтесь с ними в паре и составьте небольшой рассказ о каком-то цветке, используя поэтические строки, слова, выражения.

(Далее дети работают с текстами. Варианты составленных рассказов:

“Я хочу признаться в любви колокольчику, потому что он очень вежливый и поклонился нам с тобой”.

“Я признаюсь в любви астре, потому что эти цветы розовые, красные, белые, прекрасные”. И т.д.

5. Итог урока.

- Сегодня на уроке мы смогли признаться в любви к Родине как настоящие поэты. Неважно, какие цветы нас окружают – дорогие, заморские, или простые, полевые.

Цветы, что люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, теплые костры.

Цветут ли в поле иль в большой теплице,
Они в букете или, может, на лугу,
Умей цветами просто насладиться,
И в простоте увидеть красоту.

Умей почувствовать, понять, представить,
И в танце закружиться с красотой,
Тогда цветы вас радостью одарят,
И окружат приятной красотой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса соответствует требованиям ФГОС.

Формируеть представление о поэзии, как об особом взгляде авторов на мир, особом переживании мира;

учить детей само выражаться с помощью поэтических находок, совершенствовать творческое воображение ребёнка, развивает речевую деятельность при работе с литературными произведениями, творческие способности, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика;воспитывает внимательное отношение к слову.

Цели: познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина;

развивать навык выразительного чтения;

приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух;

воспитывать интерес и уважение к поэту, как художнику, волшебнику слова; бережное

отношение к природе.

Планируемые результаты:

-формировать представление о поэзии, как об особом взгляде авторов на мир, особом переживании мира;

- учить детей само выражаться с помощью поэтических находок, совершенствовать творческое

- развивать речевую деятельность при работе с литературными произведениями, творческие способности,

наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого

- воспитывать внимательное отношение к слову.

- проявлять: интерес к чтению русской поэзии;

свои чувства при анализе произведения;

интерес и творческое отношение к выполнению заданий.

Метапредметные:

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- уметь слушать и понимать речь других.

- оформлять свою речь в устной и письменной форме.

- уметь работать в паре.

- уметь находить в тексте ответы на вопросы, ориентироваться в своей системе знаний,

осуществлять анализ произведений

1. Оргмомент.

Прозвенел и смолк звонок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

2.Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения.

-Каким нам автор показывает дедушку Мазая в стихотворении? ( Он любит свой край, животных этой местности. Он животных не убивает , а спасает в сложной для них ситуации)

- Какая главная мысль стихотворения?( Надо любить , беречь свой край)

3.Подготовка к восприятию нового материала

Учитель читает стихотворение.

Помню - долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льется свет лампады,

Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, - шепчет мама,-

Если хочешь задремать,

Чтоб бодрым и веселым

Завтра утром быть опять,-

Позабудь, что воет вьюга,

Позабудь, что ты со мной,

Вспомни тихий шепот леса

И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,

А за лесом, у межи,

Ходят медленно и плавно

- Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого я хочу вас сегодня познакомить.

4. Сведения об авторе

Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника , его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же помогло ему достигнуть таких высот?

(Учитель читает отрывок из стихотворения “Мать”)

Но был огонь – не угасал,
Светил в пристройке по ночам,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета не смыкая,
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила
И, положив дитя к плечу,
Всё напевала и ходила.

- Это трогательное , полное любви и нежности стихотворение И.А.Бунин посвятил своей матери - Людмиле Алексеевне Буниной, которой он был бесконечно благодарен за теплоту и заботу. За то, что в трудные для них времена, её не покинуло мужество и доброта по отношению к своим детям. Воспоминания И.А.Бунина о детстве были связаны с прекрасным образом его матери.

- Мама – это ( понятия детей) ( забота, ласка, красота, любовь, понимание, солнце, детство)

– Мама- навсегда и на всю жизнь. Мама и детство – неразделимы. Но часто маленькими нам хочется убежать от строгих маминых глаз куда-то в лес, на луг, посидеть около сосны и помечтать о чём-то своём.

- Что такое детство? ( радость, путешествие, красота, любовь, забота, мама, семья, понимание, любознательность, восторг, праздник, веселье, восхищение,)

(Несколько учащихся выразительно читают стихотворение)

- Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин. ( Репродукция картины)

- Какая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению? ( Все они пронизаны светом, теплом, радостью.

- От сосен падают тени. А когда это бывает? ( В солнечный день.)

- Перед вами солнечные палаты.

- Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные?( Их создает природа.)

- А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным? ( Сладко в бору, Дышится смолистым ароматом, повсюду блеск, яркий свет)

- Найдите сравнение в тексте. ( песок – как шелк, ствол – гигант)

- Какие моменты детства остались навсегда в памяти Бунина?( Автор вспоминает как и что он чувствовал и ощущал когда бродил в этом бору в детстве.

- Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости.

- Что напоминают сосны мальчику? ( Великанов из сказки, рядом с которыми герой сам себе кажется очень маленьким.

- А вы знаете, ребята, что сосна может достигать высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет.

- А человек может столько прожить?

- Вспомните сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в тексте.

- Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?

- Мы побывали в бору. А ещё лучше сходить в лес за грибами ранним утром под пение жаворонка:

И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий
Он голосисто с вышины
Поёт на солнышке сверкая.

- Пройти по бескрайнему полю, на котором можно увидеть красные, жёлтые, синие цвет

капельками росы на лепестках. Эти капли ещё не упали на землю, а переливаются на цветка разными

(Дети одеты в костюмы: одуванчика, ромашки, василька, колокольчика читают стихи)

Я - одуванчик
Когда идёшь тропинкою
Белеют чудо-шарики
На тонких стебельках
Сквозные, серебристые
Мы, как пух, легко
Стоим и чуть качаемся
От ветерка с реки.

Колокольчик:

Колокольчик! Колокольчик!
На полях со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто видится мне сон,
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это я,
Так звонко и так трепещу
Там, где травы и луга.

Знакомы мы с детства, родные ромашки,
Нас рвут на полях и у тихой реки
Как белые звёзды, средь розовой кашки
Мы развернули свои лепестки.

- Цветы на полях -это его украшение. Великий сказочник Г.Х. Андерсен сказал: “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”

-А какие полевые цветы вы знаете? (

Выразительное чтение стихотворения

Анализ стихотворного произведения.

- О каких цветах говорит поэт в первых двух четверостишиях (о тепличных цветах).

- Что мы узнаем о них? (“Их привезли из-за синих морей”,“пышно цветут дорогие цветы”, “их пугают метели холодные”.)

- Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы?

Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны, сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из- за синих морей…

- А как поэт показывает цветы полевые? ( Он их называет скромными сестрами и братьями заморских цветов.)

- Какое слово вам здесь непонятно? (Благовонная – ароматная, душистая.)

- А что видят цветы полевые? Найдите эти строки в тексте( Видят они те теплицы зеркальные…).

- Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему?

- А как вы думаете, почему автора привлекают скромные полевые цветы?

- Чем они отличаются полевые цветы от тепличных (“Выросли они в зелени майких лесов и лугов”, “вечных созвездий узор золотой” ,

Тепличные- нежны и сладки их тонкие запахи. Листья и стебли полны красоты. Они пышно цветут, за ними ухаживают, заботятся.

- Чего им не хватает? ( Свободы, они закрыты за стеклянными стеклами).

- Какие из цветов милее сердцу и взору поэта? Почему?

- Это стихотворение И.А. Бунин писал в 17 лет. И в памяти ещё живы воспоминания о прекрасных светлых днях на хуторе в Орловской губернии. Может ещё в детстве, бегал по лугам и полям, он замечал и восхищался русской природой, “которую и воспевать - то не надо, а она сама по себе прекрасна”.

- Да, самое большое чудо природы- цветы, изумительное её творение. Цветы венчают корону царства растений. Мир цветов таинственен и чудесен.

- И мне хотелось бы нарвать большой букет этой красоты и украсить свою комнату!

- Можно ли это делать? (Этого делать нельзя. Цветов на земле станет меньше. )

- Мы лучше нарисуем их или будем любоваться цветами на картинках, картинах, открытках. А ещё лучше смотреть на них в саду, в лесу, на клумбах.

( Звучит запись песни в исп. Ю.Антонова “Не рвите цветы, не рвите”.)

(Дети рисуют цветы и прикрепляем на доску)

(Ученик читает стихотворение)

Давайте пройдёмся медленно по лугу
И - “Здравствуй!”- скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

- Представьте , что вы поэты. Попробуйте восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литературное чтение

Составитель:

учитель начальных классов,

Петрушина Карина Эдуардовна

Цели и задачи урока:

- познакомить детей с биографией и творчеством И.А.Бунина;

- раскрыть идею и смысл стихотворений И.А. Бунина;

- продолжить знакомство с литературоведческими терминами;

- учить читать и понимать стихи;

- развивать эмоционально-чувственное отношение к природе;

- прививать любовь к русской поэзии.

Планируемые результаты:

Предметные: воспринимать адекватно на слух литературные произведения, уметь их анализировать, понимать и формулировать тему, идею4 характеризовать героев, сопоставлять их; определять изобразительно- выразительные средства языка; понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведений; формулировать собственное отношение к произведениям, создавать творческую работу, связанную с тематикой, проблематикой произведений.

Метапредметные: уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию, развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с произведениями Бунина; воспитывать морально-этические представления: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и умение сопереживать чувствам других людей.

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок, начинается урок!

Улыбнитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь!

Я вам желаю успешной работы и приятного общения, а нашим гостям получить хорошее настроение от урока.

II. Проверка домашнего задания.

- Начнём наш урок с проверки домашнего задания.

- Стихотворения, какого поэта мы читали на прошлом уроке?

-Кто из вас выучил стихотворение наизусть?

Седое небо надо мною

И лес раскрытый, обнажённый.

Внизу, вдоль просеки лесной,

Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идёт холодный шум,

Внизу молчанье увяданья.

Вся молодость моя — скитанья

Да радость одиноких дум!

-Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого я хочу вас сегодня познакомить.

Учитель рассказывает о поэте

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953гг.)

Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.

В семье было девять детей, но пятеро умерли: старшие братья - Юлий и Евгений, младшая сестра - Мария. Первые три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже, затем отец, питавший слабость к клубам, картам и вину, был вынужден переехать с семьей в свое поместье - на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Стиль жизни Алексея Николаевича привел к тому, что промотано или роздано было не только его собственное состояние, но и то, что принадлежало его жене. Отец Ивана Бунина был человеком необыкновенно сильным, здоровым, жизнерадостным, решительным, великодушным, вспыльчивым, но отходчивым. Учиться Алексей Николаевич не любил, из-за чего в Орловской гимназии учился недолго, но очень любил читать, читал все, что попадало под руку. Мать была доброй, нежной, но с твердым характером.

Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи.

В 1881 году поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет, пробывший год в тюрьме по политическим мотивам и высланный на три года домой.

Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. В отрочестве его творчество носило подражательный характер: больше всего подражал М.Ю. Лермонтову , отчасти А.С. Пушкину , которому старался подражать даже в почерке.

В Москве молодой писатель познакомился со многими известными художниками и писателями: с Бальмонтом, А.П. Чеховым , В.Я. Брюсовым , Максимом Горьким .

В 1906 году в Москве познакомился с Верой Николаевной Муромцевой (1881-1961), ставшей в 1907 году его женой и верной спутницей до конца жизни. В 1909 году Российская Академия наук избрала Ивана Алексеевича Бунина почетным академиком по разряду изящной словесности.

В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе.

В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну. Иван Алексеевич отказывался от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупантами и старался постоянно следить за событиями в России. Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. Он умер тихо и спокойно, во сне. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище под Парижем.

I V. Изучение нового материала

-Знаете ли вы, что такое айсберг?

(Это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями.

2. Цели учебной деятельности.

- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли. (Чтение учащихся в слух.)

- Какие непонятные слова вам встретились?

бор – сосновый лес

сладостный – приятный, доставляющий удовольствие

- Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?

(Чем жарче день, тем сладостней в бору

дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Автор вспоминает, как он гулял там, как легко ему было дышать даже в жару.

Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.)

- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.

(Кора груба, морщиниста, красна.

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.)

4. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

V. Физкультминутка

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся - руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души,
И на место вновь спешим. (Дети садятся на свои места.)

V I . Продолжение изучения темы.

- Какие полевые и луговые цветы вы знаете? (дети перечисляют; ромашки, васильки, колокольчики, золотистые лютики, зверобой, и др.)

Чтение стихотворения учителем.

2. Работа после чтения.

- Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.

(Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны, сладки их тонкие запахи,

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из-за синих морей. )

Их возрастила весна благовонная

В зелени майской лесов и лугов.

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они.)

БЛАГОВОННЫЙ — ароматный, душистый.

- Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? (Ответы детей.)

Выразительное чтение стихотворения.

- Что произошло в зелёном ельнике? Как вы поняли?

(В ельнике шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжёлые рога.

- А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво олень убежал:

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной

Он красоту от смерти уносил!)

4. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать всё то, что хотел донести до нас автор. (Выразительное чтение стихотворения.)

VI I . Рефлексия

- Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?

- Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Почему?

Выставление оценок за работу на уроке.

VIII . Домашнее задание

Выучить наизусть 1 стихотворение по желанию.

Иллюстрации к стихотворениям по желанию.

Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.

Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.

Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

Рифма – созвучие концов стихотворных строк.

Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Эпитет – образное, художественное определение.

Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

Метафора - употребление слова в переносном значении.

Звукопись - это художественный приём,

заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые

имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)

Антонимы – слова, противоположные по значению.

Синонимы – слова, близкие по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.

Мы узнаем о значении в художественной речи средств выразительности

Научимся находить средства художественной выразительности.

Сможем создавать словесные картины.

Основное содержание урока

  1. Лирическое произведение от прозаического отличатся прежде всего тем, что оно звучит ритмично. Поэтическое слово более насыщенно и несёт большую эмоциональную нагрузку. В прозе предмет описывается чётко, а в поэзии автор рисует перед читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, используя средства выразительности: сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, звукопись, синонимы и антонимы.
  2. Средства художественной выразительности используются в литературе для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.

Средства художественной выразительности классифицируют на фонетические, лексические и языковые.

Русскую поэзию невозможно представить, если исключить употребление языковых средств. Понаблюдаем, какие языковые средства использует И.А. Бунин.

  1. Первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе И. А. Бунин. Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 октября 1870 года. Детство Бунина прошло в Орловской губернии неподалёку от города Елец среди природной красоты полей.

Начальное образование в жизни Бунина получено дома. В 1881 году молодой поэт поступил в Елецкую гимназию, но не окончил её. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

В иммиграции в Париже в своей квартире Иван Алексеевич активно продолжает заниматься литературной деятельностью.

Текст стихотворения можно разделить на три смысловые части. В первой части лирический герой описывает радость, которую он испытывает, оказавшись жарким летним днём в сосновом бору.

Для того, чтобы подчеркнуть красоту увиденного поэт использует метафору- солнечные палаты, создавая из леса образ сказочного дворца, сквозь крышу которого бьют яркие лучи солнца. Эпитет – сухим, смолистым ароматом передаёт читателю ощущения запахов леса.

Во второй части продолжается описание лесного дворца, подчёркивая его светлую наполненность. Автор использует сравнение – песок, как шёлк. В этой строфе лирический герой абсолютно беззаботен, он ребёнок, который ещё не сталкивался с жизненными трудностями, он мал и искренне радуется каждому дню.

В третьей части описывается дерево, которое противопоставляется маленькому ребёнку. Дерево огромное, морщинистое олицетворяет образ взрослого человека, проживающего долгую жизнь. Лирический герой вдыхает запах дерева, как бы вдыхая лето. Поэт использует метафору – пахнет зной и сухость лета. Также автор использует синонимы: блеск –свет.

Тема стихотворения – описание лета глазами детей.

В начале стихотворения предстают перед читателем во всём своём блеске дорогие цветы. Это те, которые были выращены в теплицах. О них заботились люди. Им не знакомы ни ветер, ни дождь, ни другие неприятности. Вместе с тем, не касались их солнечные лучи, не видели многих красот.

И. Бунин через тему природы автор высказывает свое отношение к истинной красоте. Он очень трогательно рассказывает о скромности полевых цветов. Они росли на лоне природы и им знакомы все неприятности природы. Вместе с тем пережили они чудесные мгновения. Их взрастила сама весна. Весна в стихотворении олицетворяет красоту и дыхание жизни. Поэт одушевляет цветы: они видят, говорят.

А в третьем четверостишии всё меняется. В гармонию леса и зверя вмешивается человек. Олень вынужден срываться с места и скрываться в лесу, чтобы спасти свою жизнь. Бунин описывает это с помощью метафоры: он красоту от смерти уносил.

В стихотворении прослеживается перемена настроения лирического героя. В начале стихотворения – спокойствие, во второй части – тревога, а в конце стихотворения – радость спасения оленя.

Следует заметить, что Бунин в стихотворении не обвиняет людей, человек отсутствует в произведении. Но благодаря своему таланту поэт вызывает сочувствие у читателя и заставляет задумываться о развлечениях, которые разрушают красоту природы. Данное стихотворение выражает восхищение писателя русской природой и предупреждает о необходимости её сохранения.

И. А. Бунин использует при описании природы следующие эпитеты: густой ельник, пушистые снега, могучий олень, тяжкие рога, размеренный след.

Родная природа занимает в творчестве Бунина совершенно особое место. И в прозаических, и в стихотворных произведениях Иван Бунин обращается к красотам родной природы.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Расположите на ленте времени части стихотворения.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Части располагаются в последовательности:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.

это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

Слова, близкие по значению

слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

употребление слов в переносном значении.

перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые

Текст вопроса: Выдели соответствие термина и определения одним цветом.

Читайте также: