Бумажный фонарик конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Волшебный фонарик я в руки возьму
И света частицу в него помещу.
Мир наших фантазий, мир нашей мечты,
Волшебный фонарик, ты нам покажи!

(автор: Вильчинская Л.С.)

Оборудование: проектор, экран, компьютер, альбомные листы, краски, кисти, цветные мелки, тушь, цветная бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: иллюстрации, фотографии, модели фонарей, сказка Г.Х. Андерсена “Старый уличный фонарь”.

Тема рассчитана на два урока.

Ход урока №1

1. Организационный момент

И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует,
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес.
Цветы, машины, сказки, пляски…
Все нарисуем – были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле!

2. Актуализация знаний

Тему урока я вам пока не скажу, пусть это останется тайной, но вы эту тайну сможете разгадать.Она спрятана в лирическом произведении А.Блока, которое для вас прочитает… (хорошо подготовленный ученик) СЛАЙД №1

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

– Вам понравилось стихотворение? О чем рассказал нам автор?

– Кто может назвать тему урока?

– Тема нашего урока: “Волшебный фонарь”

– Какие цели мы поставаим перенд собой? (познакомиться с историей возникновения фонарей; их видами и формами; придумать и нарисовать свой фонарь)

3. Объяснение нового материала:

Для начала немного истории.
Фонарь от греч. phanarion, уменьшительное от phanos – светоч, факел. И правда, в древности улицы освещались факелами, закреплёнными на стенах домов. Но только по торжественным случаям. СЛАЙД №2

Первые попытки использовать искусственное освещение на городских улицах относятся к началу XV века. В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. СЛАЙД №3

В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. При Людовике XIV французскую столицу наполнили огни многочисленных фонарей. “Король-солнце” издал специальный указ об уличном освещении в 1667 году. По легенде, именно благодаря этому указу, царствование Людовика и назвали блестящим. СЛАЙД №4

В России Петербург стал первым городом, где появились уличные фонари. 4 декабря 1706 года, в день празднования победы над шведами по указанию Петра I на фасадах улиц выходящих к Петропавловской крепости были вывешены уличные фонари. Царю и горожанам новшество понравилось, фонари начали зажигать на все большие праздники, и тем самым было положено начало уличному освещению Петербурга. СЛАЙД №5

После смерти Петра его новшество на некоторое время забыли, но при Екатерине Великой фонарщики появились снова. Освещение столицы было прибыльным делом, и им стали охотно заниматься купцы. Они получали премию от властей за каждый горящий фонарь, и поэтому фонарей в городе становилось все больше. СЛАЙД №6

Вначале фонари были только масляные, но постепенно появились спиртовые, керосиновые и газовые фонари. Светили фонари тускло, иногда вообще не горели, а иногда их ради экономии зажигали позже, а гасили раньше времени. В 1873 году на Одесской улице в Петербурге впервые в мире зажегся электрический фонарь, созданный изобретателем Александром Лодыгиным. Именно на этом месте и открылся музей фонарей под открытым небом и был установлен памятник фонарщику. СЛАЙД №7

29 марта 1730 года в Москве начали освещать улицы конопляными фонарями. Таким образом, был сделан еще один шаг к современному уличному освещению. СЛАЙД №8

Мы с вами увидели на слайдах много фонарей. Чем они различаются? ( У каждого из них своя особенная форма, нарядные одежды) И это не удивительно, потому что придумал фонари и украсил ими город художник. СЛАЙД №9

4. Физминутка

Под веселые напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, на них смотри
Головою не крути.
Руки вниз ты опусти
Глазами следом ты веди.
Закрой глаза, теперь открой…
Посмотри перед собой.

5. Практическая часть

Каждый из вас сегодня превратиться в художника-дизайнера. И вашей задачей будет создание эскиза фонаря. Постарайтесь найти свой образ фонаря – он освещает подъезд театра, дома, улицу или аллею в парке. Работать будем группами: 1 группа – рисует акварелью 2 группа – рисует цветными мелками 3 группа – рисует тушью

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Посмотрите какие волшебные фонари у нас получились. Как красиво! А как вы думаете наш урок достиг своих целей? Тогда я попрошу вас оценить свою работу . Наша полянка ждет ваших цветочков.

Прозвени-ка ты, дружок, Голосистый наш звонок! Перемену ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо. Хорошо, что есть ромашки, Одуванчики и кашки. Как прекрасен мир цветной, Разноцветный шар земной!

7. Домашнее задание

На следующем уроке нам будет нужна цветная бумага, цветной картон клей, ножницы, проволока или ленточка. А кто захочет нас удивить, то прочитает и расскажет нам сказку Г.Х. Андерсена “Старый уличный фонарь” Всем спасибо за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ручного труда по конструированию из бумаги, игрушка "Бумажный фонарик" для детей 1 класса с ограниченными возможностями здоровья.

РУЧНОЙ ТРУД 16 декабря 2020г.

Учитель: Заборовских Галина Тимофеевна

Цель урока: Изготовление елочной игрушки.
Задачи: познакомить с ролью фонарей в жизни человека, назначением разных видов светильников;

- формировать умение выполнять работу по инструкции и показу приемов; пользоваться ножницами, умение вырезать детали;
- корригировать мелкую моторику рук, внимание, память;
- воспитывать общечеловеческие ценностей (доброжелательность, самостоятельность, трудолюбие, аккуратность);
Оборудование:
технологическая карта, новогодние игрушки, пластмассовая елочка, таблицы по технике безопасности, клей, цветная бумага, картон, карандаш, линейка.
прямоугольные листы бумаги, макет фонарика разборный .

1. Организационный момент
- Здравствуйте ребята, у нас сегодня необычное занятие и к нам на урок пришли гости.

- Проверим, всё ли у вас готово к уроку. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушаете и проверяете, всё ли у вас есть на партах.

Чтоб работа закипела,

Приготовьте всё для дела,

Будем клеить, мастерить –

Всё должно в порядке быть.

Ножницы, бумагу, клей

Клади на место поскорей.

Не забудь про карандаш –

Он в труде помощник наш.

Линейку, ластик положи,

В порядке вещи содержи.

Все готовы? Молодцы!

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, какой сейчас месяц? Верно, декабрь. А декабрь – это начало какого времени года? (Зимы).
- Послушайте стихотворение :
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре
Нашу речку , словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки , салазки,
Елку из лесу принес.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
- Для чего ёлку принесли из леса ?
- Кто любит этот праздник?
- Чем он отличается от других праздников года?
Новый год люди отмечают с древнейших времен. Раньше встречали праздник весной. Праздник посвящался солнцу. Поэтому наряжали плодовые деревья огоньками. Со временем все изменилось, во многих странах стали встречать Новый год зимой. В зимнем лесу вокруг елок зажигали костры и пели песни.
В России праздник стали праздновать после указа царя Петра 1. И особенно мила была нарядная елка в теплой, уютной комнате, когда за окном мороз.
Все мы ждем этот любимый праздник, готовимся к нему. Новый год - это самый сказочный, самый семейный, самый волшебный праздник. Под Новый год загораются разноцветные елки, готовим сказочные костюмы и подарки друг другу.
- Сегодня, ребята, вам предстоит стать волшебниками.
Я приглашаю вас в мастерскую Деда Мороза!
В мастерской у нас сегодня
Много дорогих гостей
Приглашаю вас ребята
Поработать в мастерской.
Вы старательно трудитесь
Чтоб порадовать гостей!
- Посмотрите на нашу елочку. Она нарядная?
Чего не хватает на нашей елочке, чтобы она стала нарядной? (игрушек)
В магазине продают очень много красивых игрушек. (Выставка елочных игрушек) Для покупки игрушек нужны деньги, но вы пока школьники, и у вас нет возможности купить игрушки.
- Сегодня на уроке мы изготовим новогоднюю игрушку своими руками. А какую вы узнаете, прослушав небольшое стихотворение.
Если сломалась гирлянда на елке
Мало ли в жизни аварий.
Сказочным светом покроет иголки
Яркий, красивый фонарик
И удивится красавица елка
Новому блеску наряда
Вся в красоте разноцветного шелка
Даже гирлянды не надо.
- Какую игрушку будем изготавливать? (фонарик)
- Для чего нужны новогодние игрушки? (для украшения елки)
В конце урока нарядим елочку и она украсит наш класс.
Елочные игрушки - прекрасный подарок в новый год, можно подарить их друзьям, родным.
- Ребята, вы знаете, какие бывают фонари?
Фонари делают нашу жизнь удобнее, украшают ее. Трудно представить себе ночную улицу без освещения или новогоднюю елочку без огоньков-фонариков.Они могут быть гигантскими, очень большими, например, как те, что освещают башни Кремля и часы-куранты на Спасской башне. Фонари нужны на кораблях, которые находятся в пограничных дозорах и ловят нарушителей границы; на стройках, где работы ведутся круглые сутки; на киносъемке, где необходимо ярко освещать съемочную площадку.) А бывают фонари совсем крошечные, например, те, которые подсвечивают ручные часы, или те, которыми врачи иногда освещают горло при медицинском осмотре.

3. Анализ образца изделия, порядок работы.

- Чтобы игрушка получилась красивой, каждый из вас должен постараться, быть внимательным, уметь аккуратно вырезать, приклеивать. А также на уроке вы должны соблюдать правила рабочего человека. (на доске таблица с правилами)

1. Работай на своем рабочем месте.
2.Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место.
3.Во время работы содержи рабочее место в порядке.
4.Береги инструменты, экономь материалы.
5.Всегда думай, как сделать работу лучше.
6.Закончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.

- Рассмотрите готовое изделие (показываю макет). Скажите, сколько деталей в этом фонарике? (5) Назовите их. (Основа – внутренняя часть, внешняя часть – украшающая, и ручка). Как вы думаете, какую геометрическую фигуру представляет собой развёртка внутренней части фонарика? (Прямоугольник). Проверим? (Разворачиваю). Верно, молодцы, прямоугольник. А развертка внешней детали фонарика, что собой представляет? Проверяем. (Разворачиваю). Тоже прямоугольник. Как вы думаете, внутренняя и внешняя часть фонарика одинаковые по размеру прямоугольники? Как это проверить? (Наложением). Проверим. А ручка фонарика что собой представляет? (Полоску бумаги).

Схема изготовления игрушки:

1. Выбор цвета отдельных частей игрушки.

2. Разметка деталей фонарика.

3. Вырезаем детали по контуру.

4. Склеиваем внутренний цилиндр.

5. Наклеиваем разноцветные полоски сверху.

6. Приклеиваем сверху ручку фонарика

4. Работа по учебнику (стр. 56 -57).

- Внимательно рассмотрите рисунки, порядок изготовления и сборки деталей фонарика.

Действуем по схеме:

1. Выбор цвета отдельных частей игрушки.

- С чего надо начать работу? (С подбора цветной бумаги). Какие цвета можно выбрать, чтобы они хорошо, красиво сочетались?

2. Разметка деталей фонарика.

- Положите перед собой цветную бумагу. Выберите для работы 2 листа цветной бумаги. Что теперь необходимо сделать? (Разметить прямоугольники). Какая фигура называется прямоугольником? Расскажите, как будете размечать прямоугольник с помощью линейки и карандаша. Какими должны быть длина и ширина прямоугольников? (12 х 18 см)

А для чего нужна полоска? (Для ручки). Какой длины и ширины должна быть ручка?(12 х 1 см).

- После того, как все детали фонарика будут размечены на цветной бумаге, что дальше необходимо сделать? (вырезать их).

Пальчиковая гимнастика
Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать
А теперь работать будем
Все красиво выполнять!

3. Вырезаем детали по контуру.

- Так, как вы будете вырезать ножницами, вспомним правила безопасной работы с ножницами. (Дети проговаривают стихи).

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути,

И держа за острый край,

Другу их передавай.

Лишь окончена работа –

Ножницам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

5. Практическая работа

1. - Повторим правила безопасной работы с ножницами и клеем.
Правила техники безопасности работе с ножницами.
*Работай ножницами только на своем рабочем месте.
*Храни ножницы в чехле в определенном месте в закрытом виде.
*Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали кольцами к себе.
*Во время резания придерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
*Не держи ножницы концами вверх.
*Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
*Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед.
*Не режь на ходу.
Правила техники безопасности при работе с клеем
*При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
*Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
*Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
*Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Без разрешения учителя не брать инструменты.
2. Ход выполнения работы (технологическая карта)
- сложить лист цветной бумаги прямоугольной формы вдоль
- при помощи карандаша и линейки разметить лист от линии сгиба на полосы в 1см., не доходя до края листа на 2см.
- по линии карандаша делаем надрезы
- разворачиваем лист бумаги и сворачиваем его в трубочку концы листа сверху и снизу склеиваем.
- теперь одновременно снизу и сверху немного сдавливаем эту трубочку, получился фонарик
- к одному из концов фонарика приклеиваем петельку
3. Физкультминутка.
Вы, наверное устали?
Так давайте отдохнем.
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки,
Побежали по дорожке
Промочили свои ножки.
Смотрим птицы прилетели
Ветер сильный вдруг подул,
Мы испугались - караул!
Снежинки в воздухе кружатся
И на землю все ложатся.
4.Самостоятельная работа.

Для того чтобы фонарик получился ровным и красивым необходимо вырезать детали фонарика ровно по линиям отреза на разметке.

- Когда вы вырежете все детали, можно начинать сборку фонарика? (Нет). Почему? Что ещё необходимо будет сделать? (Подготовить внешние детали фонарика).

- Очень большое значение для красоты и выразительности этой конструкции имеет аккуратность в выполнении всех операций: отогнутые полоски не должны быть кривыми, линии сгибов нужно делать как можно чётче; надрезы следует выполнить через равные промежутки, равной длины и они должны точно доходить до сгибов.

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Ребята, подведём итоги нашего урока .

- Чему мы сегодня учились на уроке?

- У кого самая красивая, аккуратная работа?

- Что не совсем хорошо получилось? Над чем ещё необходимо поработать?

- Молодцы, ребята! Вы сегодня дружно, хорошо потрудились. У многих получились оригинальные ёлочные игрушки. Мне очень понравилось, как вы сегодня все работали. Спасибо всем за работу, за ваше творчество!

Мы изготовили не только новогодние игрушки, но и украсили нашу елочку, одним словом вы были настоящими волшебниками Мастерской Деда Мороза. Вы сами смогли оценить свой труд. Молодцы!

Как на сказочной картинке,
С неба падают снежинки
Это значит к нам идет
Светлый праздник Новый год!

Утром выпал первый снег
Белый и холодный
Значит скоро к нам придет
Праздник новогодний.
Огоньки на нашей елке
Засверкают ярко
И веселый дед мороз
Принесет подарки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Фонарик. Изготовление елочных украшений.

Цель: ознакомить обучающихся с приемами изготовления объемных елочных

украшений из трех частей;

развивать умения ориентироваться в задании, составлять в

коллективной беседе план выполнения нового задания по карточкам

предметно-операционного плана, отчитываться о проделанной работе

с частичной помощью учителя, умение работать с ножницами,

воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Оборудование: образец аппликации, предметно-операционный план,

ножницы, клей, кисточка, шаблон, карандаши, цветная бумага,

салфетки, геометрические фигуры, таблица с изображением

елок, искусственная елка.

Организация класса.

- Здравствуйте, ребята. Давайте ровно встанем, улыбнемся.

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю.

Любят зимушку-зиму дети. Ведь зимой и на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завывание метели можно и сказки послушать, и стихи почитать, и песни спеть.

-Какой праздник мы все ждем? А кто к нам приходит на этот праздник, отгадайте:

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

На Новый год я главная.

- Правильно, это елка. Она должна была прийти к нам в класс. Точнее, я сама ее принесла. Чтобы не губить живую, я взяла искусственную. Сейчас во многих странах, в разных городах на улицах и в домах ставят искусственные елки. Ведь на Земле живет очень много людей. Представьте, сколько нужно каждый год срубить елок, чтобы поставить их в каждую квартиру, в каждый дом.

Я принесла елку, чтобы мы ее украсили и подготовились к Новому году. Но случилась беда. Злой колдун отгородил от нас елку непроходимой стеной. И я просто не знаю, как нам добраться к елке.

Но я получила от злого колдуна письмо. Вот оно:

-Дети! Новый год в вашем классе отменяется. Елки у вас не будет. Но я вам дам один шанс. Если справитесь со всеми моими заданиями – елка ваша. Если нет – не видать вам елки.

-Ну что, ребята, вернем елку в класс? Но для этого нужно хорошо потрудиться и выполнить все задания коварного колдуна.

1. Назвать зимние месяцы и исполнить песню про них.

2. Прочитать стихотворение о зиме.

- Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз?

- Рассыпала Лукерья серебряные перья

Закрутила, замела, стала улица бела.

- Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

- Я от солнца плачу – не могу иначе.

- Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла – и пропала.

4. Исполнить танец.

5.Составить слова из букв

Л Е А К А С Е Т Н О Л К У Д Н

6. Назвать пословицы, поговорки, приметы о зиме.

- Молодцы, ребята, Вы справились со всеми заданиями колдуна, и елочка пришла к нам на урок. Мы, как вежливые ребята, должны сказать простое, но очень важное слово – здравствуй.

-Елочка зеленая, снегом запушеная,

Смолистая, иглистая, колючая, пахучая, здравствуй!

- Вечно елка зелена.

Радость всем несет она.

Каждый раз под Новый год

В гости к нам она идет

У елки иголки колки.

- Что-то наша елка загрустила. Что нужно сделать, чтобы ее развеселить и чтобы она стала красивой и веселой? (нарядить)

- Сегодня на уроке мы будем наряжать елку. А что именно мы сделаем, вы должны догадаться, расположив буквы по порядку от самой высокой елки до самой низкой.

Ф О Н А Р И К

- А что такое фонарик для елки, вы узнаете, если выберете буквы, написанные только в круге. Заодно повторим цвета и геометрические фигуры.

У К Р А Ш Е Н И Е

III . Повторение технических сведений.

1. Правила безопасной работы с ножницами.

- Ножницы – острый предмет. Пользоваться ими нужно осторожно.

- Хранить ножницы в определенном месте.

- Не держать острыми концами вверх.

- Передавать кольцами вперед.

- не оставлять на рабочем месте открытыми.

2. Приемы работы с ножницами.

-Как держать ножницы?

Большой палец вставить в верхнее кольцо, средний – в нижнее, указательным поддерживать ножницы, безымянный и мизинец прижать к ладони (показ).

- Как правильно резать?

Разрез проводится средней частью ножниц, их не сводить до конца, бумага левой рукой плавно подается на лезвие. Лезвие должно идти ровно по середине разметки.

IV. Ориентировка в задании.

- из каких деталей состоит

- из какого материала сделано изделие

2.Анализ условий работы.

- Отгадайте, чем мы будем работать.

- Два кольца, два конца,

- Он признался ножу: - Без работы я лежу.

Построгай меня, дружок,

Чтобы ты работать мог.

- Я инструмент веселый с хвостиком метелкой.

Нужна я и для красок, нужна я и для клея.

Назови меня скорее.

V. Организация рабочего места.

Назвать инструмент, на который указывает стрелка, и рассказать о его назначении.

- С какой стороны должны лежать инструменты, а с какой - материалы?

VI . Выполнение изделия с планированием ближайшей операции.

-Демонстрация предметно-операционного плана.

- Физкультминутка перед началом работы.

VI I. Словесный отчет.

Перечисление операций с указанием инструментов, которыми они были выполнены.


(учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начинается с больших пальцев и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами)

Успеха (указательными)

Большого (средними)

Во всем (безымянными)

И везде (мизинцами)

Здравствуйте (прикосновение ладошками)

2. Основная часть

Цель: Формирование общих представлений работы с бумагой

Цель: активизация мозговой деятельности.

- Давайте наше занятие начнем с речевой разминки.

А для чего мы её проводим?

Я- в царстве луж, в краю огней и вод.

Я – в княжестве крылатого народа,

Чудесных яблок, ароматных груш

Скажите какое время года?

Ребята скажите, а что это за четверостишие?

Дети отвечают (загадка)

Значит нам необходимо её отгадать.

О чем говорится. (о осени)

Скажите пожалуйста после какого времени года идет осень?

Открываем шкатулку из нее учащиеся по очереди достают осенние листочки, на которых написаны названия упражнений.

Упражнение №1

Цель: развитие мелкой моторики рук.

- Что такое дары осени?

Задание учащимся необходимо опустить руки в мини- бассейн и найти в нем дары осени. При этом проговаривая что нашли.

Молодцы, вы получаете часть осенней мозаики.

Упражнение №2

Цель: развитие коррекции мыслительных процессов.

Учащимся необходимо нанизывать на веревочку осенние месяцы по порядку. В итоге на обратной стороне получат поговорку.

- Летние месяцы долго хозяйничали в этом году, поэтому все перепутали, помогите правильно расставить месяцы. (нанизывайте на шнурок осенние месяцы по порядку)

- прочитайте что получилось.

Молодцы, вы получаете часть осенней мозаики.

Упражнение №3

Цель: развитие внутреннего плана действий, формирование пространственных представлений и навыков самоконтроля.

Расшифруйте письмо осени, проверим правильно ли выполнении задания при помощи зеркал. Прочитайте по порядку, что получилось?

Раздаю зеркала и карточки – задания с зеркально написанным предложением.

Молодцы, вы получаете часть осенней мозаики

Упражнение №4

Цель: коррекция и развитие зрительного и пространственного восприятия, мышления.

-Что у вас получилось?

Хорошо молодцы вы знаете что это гриб ядовитый, но очень красив и многие его хотят сорвать. Но мы сегодня изготовим необычный гриб – фонарик, которым вы украсите свою комнату.

Читайте также: