Буквы о и а в корне кос кас 6 класс презентация и конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цели урока: повторить правописание корневых гласных, изученных в 5-м классе. Дать понятие о правописании корней –кос- – -кас-. Продолжить работу над развитием пунктуационных и орфоэпических навыков, совершенствовать правописание корневых гласных. Развивать умения работать самостоятельно.

Оборудование: распечатка карточек, записи на доске, презентация.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Открываем тетради, записываем число и тему урока. (слайд 1)

Чтобы приступить к изучению новой темы, мы повторим пройденный материал. (Устно повторяем орфограммы, которые встретятся в самостоятельной работе. Выполняют работу на распечатках, что позволяет экономить время на уроке). (Слайд 3)

Рож. много задач. изл..гать, р..сток, камен..щик, бе..шумный, ра..жимать, выр..сти, ш..пот, щ..лкать, ч..лка, ц..ган, ц..ркуль, молодёж. молодц. .

Расставьте знаки препинания.

Маяк это башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.

Саша сходи в магазин попросила мама.

Я взяла банку и увидела что вся она полна муравьями.

Алфавит, звонит, доска, облегчить.

II. Работа по теме урока.

На слайде помещены слова: (слайд 4)

ПРИКАСАТЬСЯ, ПРИКОСНОВЕНИЕ, КЛОСНУТЬСЯ, КАСАТЬСЯ, ЗАБИРАТЬ, ПРОТЕРЕТЬ, ЗАМИРАТЬ.

Задание: 1.Выделите корни во всех словах.

2. Объясните правописание тех корней, которые вам известны.

3. Чем различаются остальные слова?

4. От чего зависит правописание корневых гласных?

III. Открываем учебники с. 63, смотрим орфограмму № 26 (чтение). (Слайд 5)

Читаем образец рассуждения.

IV.Упражнение на закрепление.

1.Выполняем упражнение № 137 (упражнение на классификацию)

2.Выписать слова в два столбика: 1вариант – в корне пишется а; 2 вариант– в корне пишется о. (у доски 2 человека) (слайд 6.)

Касательная, прикоснуться, прикосновение, предложить, предлагать, предложение, изложение, излагать, прилагательное, приложение, подгорать, подгореть, загар, загорелый, нагореть, выгореть, загореть, слагаемые, выросли, вырастать, выращенный, возраст, сращение.

3. Повторение пунктуации (у доски и в тетрадях). Синтаксический разбор предложений.

1) Мы не коснулись этого вопроса. 2) Прощальный блеск зари на небе догорал. (И. Тургенев) 3) Он осторожно прикоснулся к больной руке.

Дополнительное задание: Разобрать по составу слова догорал, коснулись, прикоснулся. (слайд 7)

V. Итог урока: С какой орфограммой мы познакомились на уроке? Кому было трудно и почему? (слайд 8)

VI. Домашнее задание: с. 63 орф. № 26 упр. 138, 139 (упражнения дифференцируются между слабыми и сильными учениками). (Слайд 9)

Проверь себя: Заполни таблицу. Отметьте букву, которую нужно написать в корне. Касаться; вырасти; подрастут; прикоснуться; гореть; растения; предположить; сгореть; касаюсь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока.

Предмет: русский язык

Тема: Буквы а и о в корне –КАС- и -КОС-

Тема урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления принципов написании б укв а и о в корне –КАС- и -КОС- , обеспечить умение различать корни с чередующимися и проверяемыми гласными.

Задачи урока:

Образовательные:
формировать навыки правописания букв а и о в корне –КАС- и -КОС- , умения различать их от омонимичных корней с проверяемыми безударными гласными;
формировать практические умения и навыки учащихся по осознанному применению полученных знаний;
закрепить и систематизировать знания обучающихся о правописании корней с чередующимися гласными.
Развивающие:
развивать орфографическую зоркость, творческую и познавательную активность учащихся;
развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
развивать умение работать в парах.
Воспитательные:
создавать у учащихся положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать культуру речи, речевого этикета.

Планируемые результаты:

овладеть основными понятиями темы;

использовать их в собственной речи.

уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, корректируя их;

стремиться к речевому самосовершенствованию;

уважительно и доброжелательно относиться друг к другу.

Метапредметные:

Регулятивные:

высказывать предположения на основе наблюдений;

формулировать тему и цели урока;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы, искать пути её решения;

соотносить цели и результаты своей деятельности;

определять степень успешности работы.

Познавательные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

пользоваться разными видами чтения;

владеть приемами отбора и систематизации материала;

сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные:

свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

владеть монологической речью;

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Оборудование: презентация, раздаточный материал для учащихся, мультимедийный проектор, наглядный материал.
Основные понятия: чередование, проверяемые безударные гласные.
Формы работы учащихся: индивидуальная работа, исследовательская работа, работа в парах, самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Образовательная технология: развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы через чтение и письмо.

Методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, игровые, исследовательские методы, разноуровневое дифференцированное домашнее задание.

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

повторить знания о корнях с чередующимися безударными гласными.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим наше увлекательное путешествие в страну русского языка, в результате которого сделаем новые открытия, но для надо быть внимательным и наблюдательным. А еще я дарю вам талисман - сову. В ы все, конечно, знаете, что это птица мудрости. Я надеюсь, что она принесёт вам сегодня удачу и поможет стать чуточку мудрее.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.

(Слайд)
1. Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.

2. Основа – это всё слово с окончанием.

3. Приставки служат для образования новых слов.

4. Суффиксы стоят перед корнем.

5. Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

6. В корне слова ПРИК…САТЬСЯ пишется буква А, в корне слова ПРИК…СНУТЬСЯ пишется буква О.

С какими утверждениями вы не согласны? Почему?

(№2 – Основа – это часть слова без окончания или всё неизменяемое слово. (Слайд)
№4 – Суффиксы стоят после корня). (Слайд)
Что вызвало у вас затруднение? (№6).

III. Постановка проблемы.

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм правописания буквы о или а;

сформулировать тему урока;

обозначить логическую необходимость изучения этой темы.

- В чем причина затруднения в 6 предложении, при написании буквы А или О ? Мы знакомы с написанием гласной в корне КАС, КОС? Какова же тема нашего урока?

- Скажите, каковы же цели нашего сегодняшнего урока? Что мы с вами сегодня должны узнать, понять, чему научиться?

-узнать правило написания гласных О и А в корне с чередованием –КАС- и -КОС-;

-научиться находить эту орфограмму;

-применять правило на письме.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;

зафиксировать новую технологию знаково, в речи и с помощью эталона.

- Ребята, а как вы думаете, от чего может зависеть написание буквы о или а в корне –КАС, -КОС? Выскажите свои предположения.

V. Реализация построенного проекта.

реализовать построенный проект в соответствии с планом;

зафиксировать преодоление затруднения.

– Ребята, сейчас мы с вами попробуем самостоятельно сделать вывод, отчего же зависит написание гласных О и А в корне -КАС-, -КОС- и узнать, кто из вас прав.

Но для начала я хочу рассказать вам небольшую сказку про корни КАС- и КОС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся. Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается, всё очень просто. У корня -КАС- есть очень надежный друг, с которым он никогда не разлучается, а у корня -КОС- такого друга нет, и поэтому ему очень обидно.

Пр едлагаю вам поработать с информацией, данной вам на карточке № 2 , и самостоятельно сделать вывод, о каком же преданном друге корня КАС идет речь? Если вы правильно угадаете, то поймете, когда же пишется буква А, а когда О.

Исследовательская работа (Слайд)
Задание: Сравните морфемный состав слов первого и второго столбика? Сделайте вывод, отчего зависит написание буквы А или О в корне -КАС- , -КОС-?

- Поделитесь результатами своего исследования.

Ребята, попробуйте сформулировать правило написания буквы А или О в корне -КАС-, -КОС-. (формулируют, составляют опорную схему) (Слайд)

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

проговорить новый способ действия во внешней речи;

установить состоятельность этого способа.

- А теперь откройте учебник на странице 104 и познакомьтесь с орфограммой № 26. Проговорите это правило друг другу в парах. А потом я спрошу несколько пар вслух.

- Можем ли мы теперь доказать, что утверждение под №6 был правильным? Докажите. (Слайд)

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

проверить свое умение применять изученный способ;

развивать умение самостоятельной проверки по эталону.

-Теперь мы с вами закрепим это правило и выполним упражнение № 184.

Самопроверка по эталону. (Слайд)
Дополнительное задание: фонетический разбор слова лодка.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в сторону, согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

уяснить место использования нового приема в системе изученных орфограмм;

формировать умение использовать полученные знания.

Немного отдохнули и вновь за работу.

Ребята, а какие еще корни с чередованием букв А и О вы знаете с 5 класса? Где в учебнике есть подсказка? (на форзаце)

Вспомните эти орфограммы, отчего зависит написание буквы А или О в корнях ЛАГ-, ЛОЖ-? (тоже от суффикса А). А в корнях РАСТ-, РОС-? (от согласной)

(Слайд)
Л А Г

Л О Ж

Предлагаю вам поработать с сигнальными карточками. (Слайд)
Сл…гаемое, р…стение, подр…сли, к…саешься, р…стительный, пол…жить к…снулись, сл…жить, выр…сла, прил…гательное.

К…снулся, прик…снулись, к…солапый.

Косолапый – третье лишнее.

Разберите его по составу. (два корня, соединительная гласная о)

Это слово не с чередованием КАС-, КОС-, хотя в этом слове тоже есть корень КОС-, но в нем гласная проверяемая: косо.

Запомните: корни с чередованием КАС- и КОС- имеют следующие значения:

И их проверять ударением нельзя! (Слайд)
Т ест: (карточка №3) (Слайд)
Задание: Найдите словосочетания, в которых есть корни с чередованием -КАС- , -КОС-?

1. лёгкое прик..сновение

3. к..стяной гребешок

4. к..снуться воды

6. заплести к..сички.

9. провести к…сательную линию

Ключ к самопроверке:

IX. Рефлексия учебной деятельности.

оценить результаты собственной деятельности;

повторить способ нового знания;

сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.

Итак, наш урок близится к завершению. Вспомните цели, какие мы ставили в начале урока, и подумайте, смогли ли мы их достичь.

А теперь запишем домашнее задание. Оно, как и всегда, дифференцированное.

п. 36, упражнение №186 или задания на карточке №4

Из текста пропали слова. Попробуйте восстановить его, вставив вместо пропусков слова на изученную сегодня орфограмму. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните их.

Пор…зился: «Что за диво!

- Прочитайте задания к упражнению №186. Что вы должны будете сделать? (выписать в 2 столбика: в левый - слова с чередующимися гласными в корне слова, в правый – с проверяемыми ).

А какие задания на карточке №4? ( вставить вместо пропусков слова на изученную орфограмму, пропущенные буквы и знаки препинания).

Всем понятны задания?

- Ребята, перед вами ваш талисман – сова. Помогла ли она вам сегодня делать новые открытия, стать чуточку мудрее? Переверните ее и на обратной стороне выскажите свои впечатления от сегодняшнего урока, продолжив одно или два начала предложений со слайда. (Слайд)

- Сегодня на уроке я узнал …

- Мне было трудно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…

- Я приобрел…
- Урок дал мне для жизни…

Урок окончен. Спасибо. (Слайд)

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

1. Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.

2. Основа – это всё слово с окончанием.

3. Приставки служат для образования новых слов.

4. Суффиксы стоят перед корнем.

5. Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

6. В корне слова ПРИК…САТЬСЯ пишется буква А, в корне слова ПРИК…СНУТЬСЯ пишется буква О.

Сравните морфемный состав слов первого и второго столбика? Сделайте вывод, отчего зависит написание буквы А или О в корне КАС- , КОС-?

Найдите словосочетания, в которых есть корни с чередованием -КАС- , -КОС-?

1. лёгкое прик..сновение

3. к..стяной гребешок

4. к..снуться воды

6. заплести к..сички

9. провести к…сательную линию

Из данного текста пропали слова. Попробуйте восстановить его, вставив вместо пропусков слова на изученную сегодня орфограмму. Обозначьте ее графически. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните их.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Буквы О-А в корнях -КОС-КАС-.docx

Тема: Буквы О- А в корнях –КАС- и –КОС-.

Цели: создать условия для актуализации знаний обучающихся о написании букв о и а в корне кос и кас; способствовать развитию, познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Взгляните на этот красивый цветок .

- Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.

- Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня).

- Слова как люди. Почему?
(В словах также главной частью является именно корень.)

МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА- слова, зуба, волоса, растения.

2. Образуйте суффиксальным способом прилагательные. Как называются такие слова? Подберите существительные, которые сочетаются с данными прилагательными.

3. Работа с текстом

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов - российский поэт )

- Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор.

- Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста?

- Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить свои знания.

- В тексте встретились слова с пропущенными буквами. Какие буквы пропущены? На какие три группы делятся безударные гласные в корне?

- Что мы знаем уже по этой теме?

4. Анализ предложений .

Сегодня на уроке мы прикоснемся к тайнам великого русского языка.

Знание правил орфографии касается каждого.

5. Что обозначают эти слова? Каково их лексическое значение? Где мы можем его узнать? (толковый словарь)

дотрагиваться до чего-либо, кого-либо;

затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме;

иметь отношение к чему-либо, кому-либо.

Игрок коснулся клюшкой мяча.

Лектор лишь коснулся этой проблемы, но решить её не смог.

Соблюдение правил дорожного движения касается всех.

6.Наблюдение за примерами на доске, выдвижение гипотезы.

Выбор правильной гипотезы, её обсуждение, обоснование.

7 . Сравнение выбранной гипотезы с материалами учебника , её редактирование (если в этом есть необходимость), запись правила в тетрадь-справочник.

- С каким правилом совпадает правило написания данных корней?

8. ДОКАЖИТЕ, что Корень КОС очень ленивый . Он постоянно любит спать. Поэтому корень КОС работает только в тех словах, в которых спряталось слово СОН и его словоформы – сна, сну, сне, снись.

В отличие от своего близкого родственника, корень КАС никогда не ленится. Ему не дает спать суффикс -А-, стоящий за этим корнем и заставляющий его много работать.

— Какой можно сделать вывод? От чего зависит правописание О-А в корне –кос -кас- ?

9. ЗАДАЧА.

Ученик 6 класса, рассказывая правило, привел примеры. Согласны ли вы с ним?
(Выход на ОМОНИМИЧНЫЕ КОРНИ – мир, рос, кос )

10. Упр. 184 . Пронумеруйте предложения и заполните таблицу.

11. ЕГЭ (по рядам - по группам безударных гласных).

Выводим алгоритм выполнения.
(Определить часть слова, лекс.знач, вспомнить правило)

12.Творческий диктант :

Заменить глаголы, глаголами с чередующимися гласными, сходными по значению:

Друзья устроились (расположились) на отдых у реки. Быстро поднялись (выросли) на берегу палатки. Заря угасала (догорала). Последние лучи солнца чуть трогали (касались) вершины деревьев. По оврагам расходился (расстилался) туман. Ребята стали искать (собирать) сучья.

Конспект урока "Буквы о и а в корне -кос- – -кас-" рассчитан на учеников 6 класса. По типу - урок усвоения новых знаний. Работа в классе индивидуальная и в парах. Предлагается изучение правила, закрепление и творческое домашнее задание.




Целевая аудитория: для 6 класса

Оформление ММ-компонента имеет недостатки: посредственное качество используемой графики и авторского дизайна созданной презентации, гарнитура шрифта, его читаемость не всегда единые, отсутствие навигации в ММ компоненте, не использованы возможности программы PowerPoint. Конспект урока не достаточно подробен. Слабо отражен дифферинцированный подход, не прослеживается мотивация, отсутствует познавательная информация. Согласно Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиНа 2.4.2.2821-10 урок не отвечает здоровьесберегающим технологиям, т.к. отсутствует обязательная физминутка

Тема изучается в 6 классе. Думаю, в начале урока можно было повторить корни с чередующимися гласными, изученные в 5 классе, вспомнить, от чего в тех корнях зависело правописание. Можно было подобрать больше иллюстративного материала - перед нами учащиеся 6 класса.

Спасибо за комментарии. Согласна,что можно было повторить материал, данный в 5 классе, можно было и проверить домашнее задание,можно было провести и словарную работу и т.д. ММ-компонент не хотелось перегружать иллюстрациями, часто из-за лишних элементов в презентации теряется материал урока

Конспект урока содержит и текстовый вариант (Word), и красочную презентацию. Цель урока достигается, но задачи можно было бы описать подробнее. Учитель чередует использование ЭОР и традиционную форму работы, что является, на мой взгляд, преимуществом. Однако время не прописано.

к любому уроку и презентации можно добавить замечания ( нет предела совершенству). думаю, что учитель только осваивает работу с презентациями и в дальнейшем у неё будет получаться лучше.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: