Буквы е и в падежных окончаниях имен существительных конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель развитие умения опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова.

формирование у учащихся лингвистической компетенции через:

-повторение правила правописания падежных окончаний имен существительных;

-изучение правила правописания падежных окончаний имен существительных,

-формирование и закрепление умения осуществлять выбор гласных Е-И в безударных окончаниях имен существительных;

- развивающие: развитие умений

-общеучебных (работа с теоретическим материалом в учебнике с использованием схемы и алгоритма,

-интеллектуальных (анализ, обобщение, сравнение, построение алгоритма, выбор)

-специальных умений (использование специальной терминологии).

создание условий для воспитания культуры умственного труда через развитие умения формулировать учебную задачу, планировать свою работу, вооружение рациональными учебными действиями для решения лингвистических задач.

Личностные: проявлять познавательный интерес к новым знаниям

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение.

Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.

Этапы Ход урока УУД

1. Мотивация к деятельности

1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что? (да)

2. В слове БЕЗВОДНЫЙ пишется на конце приставка –З, потому что последующая согласная звонкая (да)

3. В корне слова РОСТОК пишется буква А (нет)

4. В корне слова ПРЕДЛОЖИТЬ пишется О, потому что после корне нет суффикса а (да)

5. В слове ЦЫГАН в корне пишется И (нет)

6. У всех хорошее настроение? (да)

7. У нас все получится! (да)

- Запишем число, классную работу в маршрутных листах.

-А какие праздники отмечаются сегодня?

Историческая справка

Международный день родного языка – праздник необычный, но очень важный. Он создан совсем недавно с 2000 года и отмечается 21 февраля во всем мире. Провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Сегодня известно примерно 6000 языков. Многообразие языков является огромным достоянием человеческого наследия. Самыми распространенными языками в современном мире являются китайский, английский, русский, испанский, арабский, португальский, французский. На этих языках разговаривает большая часть человечества.

Существует легенда. Согласно этой легенде, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. И вот люди возгордились и задумали построить в Вавилоне гигантскую башню высотой до самых небес. Долго строили её, используя труд разных людей. Боги испугались, что их могущество будет нарушено и задумали помешать строительству башни. Для этого они сделали так, что люди стали говорить на разных языках. Из-за этого на стройке возникла неразбериха, строители перестали понимать друг друга - и башня разрушилась, так и не достигнув небес. Смешение языков остановило работу по строительству башни и разбросало людей по разным частям земли. Вот такая легенда.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ – фразеологизм…ОЧЕНЬ ВЫСОКОЕ ЗДАНИЕ

Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.

Наш родной язык богат пословицами. Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и пробное учебное действие

3. Создание проблемной ситуации, целеполагание

Собирая по ягодк., к мудрост. ступенька.

Сила жизн. при матер. добро.

При солнышк. тепло, наберёшь кузовок.

Азбука — потех. час.

Делу время, в дружб.

-Какая морфема пропущена? Орфограмма?

-От чего зависит написание окончаний имен существительных? (склонение и падеж)

-Тема урока? Цель урока? (запишем в маршрутные листы)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Синтаксический разбор предложения: Азбука – к мудрости ступенька.

- Этимология слова ПОТЕХА…с помощью однокоренных слов (тешить, потешка) Формулирование проблемы (П – логическое)

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели, темы

(П – общеучебное)

4. Выявление места и причины затруднения

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать. -Вспомним падежи… (хором)

-Склонения. (в паре)

Напишите над существительными склонения : батарея (1, морковь (3, мысль (3, окончание, лентяй (2, Мария, карусель (3, машина (1, планетарий, Марья (1, сахар (2).

-Какие слова не выписали? (окончание, Мария, планетарий)

-Чем эти слова отличаются от записанных?

(-ий, -ия, -ие). Они склоняются по-особенному.

Просклоняем по одному слову: 1 скл. –Марья, 2 скл. - сахар, 3 скл. – мысль; Мария, окончание, планетарий. (у доски)

- При склонении где можем допустить ошибки? (Р. п., Д. п. ,П. п)

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (Шакалинский М. пишет творческую работу из предложенных слов) Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

(П-моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе (К) информации

-Составим опорную схему в форме дома (таблицы) (работа в справочниках)

1 скл. 2 скл. 3 скл. На -ия

-Составим алгоритм рассуждения по выбору гласной в окончании.

А) поставить существительное в именительный падеж;

Б) определить склонение существительного;

В) поставить вопрос к существительному и определить падеж;

Г) вспомнить падежное окончание существительного.

Работа с учебником на стр. 67-69 Правила.

5. Первичное закрепление

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. Грамматическая задача: объясните различие в написании окончаний существительных

• нежиться в кроваткЕ и в кроватИ; 1 ряд

• ошибка в тетрадкЕ и тетрадИ; 2 ряд

• подойти к Софье и к СофиИ. 3 ряд

- Где очки у тети Вале? У нее очки пропали! Ищет бедная старушка на подушке, на кадушке, в духовки, в кладовке, в старом лукошки, в миски у кошке. Искала и в беседке, спросила у соседки, а они на самом деле у нее на лбу сидели!

2 вариант: в существительных задания №1 поставьте окончания. Определите у существительных склонение и падеж (объясните правописание окончаний). Контроль (Р)

Коррекция (Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

(П – общеучебные).

Управление поведением партнёра.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: контроль знаний Магический квадрат. В квадраты вписать только окончания : зеленым цветом – И, синим цветом – Е. При выполнении этого задания вам поможет таблица.

1 И 2 Е 3 Е 4 И

5 И 6 Е 7 И 8 И

9 И 10 И 11 Е 12 И

13 И 14 Е 15 Е 16 И

1. ловить в прорубИ

2. скрыться в лесной чащЕ

3. ягоды в вареньЕ

4. подойти к дверИ

5. Вернуться к ночИ

6. держится на скотчЕ

7. сделано в РоссиИ

8. вопросы к МариИ

9. ходить без обувИ

10. отдыхал в санаториИ

11. лететь на самолетЕ

12. учиться латынИ

13. ошибки в сочинениИ

14. книга о морском тюленЕ

15. участвовать в фестивалЕ

16. знать о редком умениИ

-Какая буква спряталась? (И) Контроль

Выделение (К)

7. Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия. Рефлексия.

• Какую цель ставили?

• Удалось достичь поставленной цели?

• Что нового вы узнали?

• Какие получили результаты?

• Что вызвало особые затруднения?

• Где можно применить наши знания?

• Назовите ключевые слова темы. Умение выражать свои мысли (К)

Рефлексия (П)

Смыслообразование (Л)

Домашнее задание: стр. 67-69 выучить правила

В день родного языка

Мы станем ценить каждое слово,

Участь его была нелегка,

Но мы сохраним наследие живое!

Прадеды наши и наши отцы

Нам передали красу неземную

Русского слова из русской души,

Что задевает всех нас за живое.

С праздником весь российский народ

Мы поздравляем и смело желаем

Освободиться от бренных забот.

И пусть страна зацветёт, процветает!

Загрузить презентацию (921 кБ)

Цели урока:

  • образовательная: закрепить навык написания гласных Е–И в падежных окончаниях существительных в единственном числе, продолжить совершенствовать навык определять окончания существительных на -ий, -ия, -ие в единственном числе;
  • развивающая: развивать познавательные интересы учащихся; продолжить развивать навык анализа языкового материала, обобщать, делать выводы;
  • воспитательная: продолжить формирование коммуникативных навыков и навыков словесного оценивания.

Методы работы: словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы, метод контроля, взаимоконтроля и самоконтроля (обратная связь).

Тип урока: урок-практикум.

Формы организации учебной деятельности учащихся: общеклассная, фронтальная, дифференцированная, парная.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. учебник: русский язык. 5 класс. Ладыженская Т.А. и др. Программа: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л.И.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010.

Время реализации урока: 45 минут.

Необходимое оборудование и материалы для урока - мультимедийный проектор и экран, сигнальные карточки, перфокарты.

План проведения урока (занятия):

Временная реализация

Формулировка темы через проблемную ситуацию, постановка целей урока.

Дифференцированное задание по группам.

Работа с сигнальными карточками.

Давайте отдохнем. Загадки.

Заключительное слово учителя.
Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие класса.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами приветствуем не только друг друга, но и наших гостей.

2. Эмоциональная разминка.

3. Зарядка для успешности.

Пожелайте себе успехов и скажите: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"

4. Формулировка темы, определение целей урока.

5. Создание проблемной ситуации.

Прокомментируйте смысл записки в зависимости от выбора гласной в окончании.

Какое же окончание нужно написать в слове бабушк. Что для этого нужно сделать? (Нужно определить склонение и падеж слова, вспомнить какое окончание пишется в данном случае. Если подарок кому бабушке - 1 склонение, дательный падеж, значит пишем букву Е; если подарок от кого бабушки - 1 склонение, родительный падеж, значит пишем букву И).

От выбора гласной в окончании существительного может измениться смысл высказывания. Значит, очень важно правильно выбрать гласную в падежных окончаниях существительных.

6. Формулировка темы урока.

Какой же будет тема нашего урока? О чем пойдет разговор?

- КАКОВА ЦЕЛЬ урока? Чему вы сегодня должны научиться? (Продолжить тренироваться в правописании безударных падежных окончаний имён существительных).

- А как вы думаете, а для чего нам необходимо продолжить работу над этой орфограммой?

- Что мы должны уметь. (На практике применять свои знания).

Учитель. Нам действительно сегодня нам предстоит обобщить и закрепить знания о склонении существительных и закрепить навык выбора гласных Е – И в окончаниях имён существительных в единственном числе. (слайд)

Итак, цель вы определили для себя сами, в конце урока проверим: достигли ли вы поставленных целей.

  • Отрабатывать навык правильного выбора гласной Е или И в падежных окончаниях существительных мы будем на разнообразном материале. В процессе работы с текстом, выполняя занимательные задания; работая в парах…… Вы узнаете интересное о лексическом значении слов и как состав слова помогает узнать лексическое значение слова.

III. Этап обобщения и систематизации знаний

Переходим к основному этапу работы.

  • Что нужно знать, чтобы определить, какая буква пишется в окончании имени существительного? (Склонение и падеж существительного).
  • Для чего нужно уметь определять склонение и падеж? (Чтобы правильно писать безударные окончания существительных.)
  • Какие особые группы существительных мы узнали? (Существительные на -ия, -ие, -ий).
  • В чём их особенность? (Окончание - И в предложном и дательном падежах).
  • Нам необходимо повторить правила выбора орфограммы в падежных окончаниях существительных единственного числа.

Вспомните алгоритм, т.е. последовательность действий для правильного выбора гласных Е или И в падежных окончаниях существительных.

Алгоритм рассуждения по выбору гласной в окончании

А) поставить существительное в именительный падеж;

Б) определить склонение существительного;

В) поставить вопрос к существительному и определить падеж;

Г) вспомнить падежное окончание существительного.

- Хорошо ли вы помните, какие гласные пишутся в падежных окончаниях существительных разных склонений?

IV. Грамматическая задача

Для закрепления навыка рассуждения по выбору гласной в окончании существительного решим грамматическую задачу.

Объясните различие в написании окончаний существительных

  • Быть на площадкЕ и на площадИ;
  • нежиться в кроваткЕ и в кроватИ;
  • ошибка в тетрадкЕ и тетрадИ;
  • подойти к МарьЕ и к МариИ.

V. Комплексный анализ текста

Мы продолжаем формировать навык работы с текстом.

1. Выразительное ЧТЕНИЕ ТЕКСТА (учащийся)

2. Дополнительные задания

  • Озаглавьте текст.
  • Определите его основную мысль.
  • Определите тип речи текста.
  • Почему автор считает, что любопытство уродливо, а любознательность – достоинство?

(Чтобы ответить на этот вопрос, нужно различать значения слов любопытство и любознательность).

  • Как состав слов любопытство и любознательность помогает различить их смысл?
  • Какое из этих слов характеризует человека положительно. А какое отрицательно?

3. Чтение задания

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. На партах перед учениками лежат листочки с этим текстом.
О любопытств… сорок знает каждый. Человек же с его интересом к познанию жизн… более склонен к любознательност…. Первое уродливо. Второе заст…вляет бит..ся мысль, уча(?)ствует в формировани… личност….

VI. Физкультминутка

- Где очки у тети Вале? У нее очки пропали! Ищет бедная старушка на подушке, на кадушке, в духовки, в кладовке, в старом лукошки, в миски у кошке. Искала и в беседке, спросила у соседки…, а они на самом деле у нее на лбу сидели!

Ученики читают только те, в которых есть ошибки.

Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных.

Туристы расположились в палаткЕ (1 скл; П.п) около берёзовой рощИ (1 скл; Р.п) .

Перед вами лежат карточки-задания. Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных.

(самопроверка)

поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок, кто допустил 1 ошибку.

Проверка (Слайд)

Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже:

писать (к кому?) к… Наталья, Наталия, Юлия, Гриша, Григорий.

Работа с сигнальными карточками. Е или И?

  • На лошадк…
  • На лошад…
  • О волнени…
  • На берёз…
  • В сопротивлени…
  • По астрономи…
  • О развлечени…
  • Об ударени…

Работа с перфокартами

(учащиеся записывают в столбик только окончания имён существительных, ключ – цифра 5, которая получается при соединении букв е)

Задание 4. Тест.

Найдите строчку с окончанием Е

А) На урок…, из повест…, в класс…
Б) О Натали…, в палатк…, к дочер….
В) В цирк…, о песн…, на речк…

Найдите строчку с окончанием И

А) Во дворц…, о врач…, в гимнази…
Б) При чтени…, в изложени…, около сирен…
В) О Марь…, о Евгени…, с горк…

А) О дорог…, о стран…, около речк…,о ноч…
Б) На почт…, на остановк…, на крыш…, около дорог…
В) В санатори…, о восстани…, о заведени…, на опушк…

VI. Рефлексивно-оценочный этап

Возвращение к девизу. Согласны ли вы, что всё было в наших руках на сегодняшнем уроке? (слайд…)

А теперь последнее задание, которое поможет определить, как вы усвоили тему. Перед вами лежат тесты. В каждом 5 заданий. Вам нужно выбрать правильный вариант ответа. Самопроверка с доски. (слайд ….)

Учитель: поднимите руки, кто справился без ошибок.

Вы согласились, что всё зависит от вас. Так вот, домашнее задание вы тоже можете выбрать для себя сами.

Домашнее задание. Я предлагаю вам на выбор 2 задания: выполнить упр. 533 или отгадать кроссворд (ответы под цифрами записать в тетрадь).

(слайд …..)

Давайте подведём итог урока.

VII. Итог урока

  • О чем мы сегодня говорили на уроке? (О правописании гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе).
  • От чего зависит выбор Е и И в окончаниях существительных? (Зависит от правильного определения падежа и склонения существительного).
  • У существительных какого склонения и в каких падежах пишется в окончаниях Е, И?

Рефлексия.

  • Какую цель ставили?
  • Удалось достичь поставленной цели?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что вызвало особые затруднения?
  • Где можно применить наши знания?
  • Назовите ключевые слова темы.

Самостоятельная работа

Низкий уровень. (Все буквы вставлены, объяснить правописание падежных окончаний.)

На моей полянке были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высокая ель, а на верхушке ее, на этом пальце, сидел певчий дрозд и насвистывал время от времени свою флейту, как будто управлял множеством лесных звуков наступающей вечерней зари. (М.Пришвин)

Средний уровень.(Вставить пропущенные окончания существительных, объяснить правописание падежных окончаний. Сделать морфемный разбор одного существительного.)
На моей полянк_ были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высокая ель, а на верхушк_2 ее, на этом пальц_, сидел певчий дрозд и насвистывал время от времен_ свою флейту, как будто управлял множеством2 лесных звук_в наступающей вечерней зари. (М.Пришвин)

Высокий уровень. (Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание падежных окончаний. Сделать морфологический разбор существительного.)
На моей полянк_ были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высок_я ель, а на верхушк_ ее, на этом пальц_, сидел певчий дрозд и насвистывал время от времен_ свою флейту, как будто управлял множеств_м 3 лесных звук_в наступающ_й вечерн_й зари. (М.Пришвин)

Слово учителя. А сейчас я предлагаю вам в группах внимательно посмотреть на доску и расшифровать таблицу и озвучить её. (Заполнение графа)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Буквы е и и в падежных окончаниях имён существительных .

Тип урока : открытие нового знания .

Тип урока: урок с применением интерактивного обучения (работа в группах)

- карточки с заданиями ;

- учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2/[ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А. Г. Лисицын]. 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2014.

Цель развитие умения опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова.

формирование у учащихся лингвистической компетенции через:

-повторение правила правописания падежных окончаний имен существительных;

-изучение правила правописания падежных окончаний имен существительных,

-формирование и закрепление умения осуществлять выбор гласных Е-И в безударных окончаниях имен существительных;

- развивающие: развитие умений

-общеучебных (работа с теоретическим материалом в учебнике, с использованием интерактивной таблицы ),

-интеллектуальных (анализ, обобщение, сравнение, построение алгоритма, выбор)

-специальных умений (использование специальной терминологии).

- воспитательные:

создание условий для воспитания культуры умственного труда через развитие умения формулировать учебную задачу, планировать свою работу, вооружение рациональными учебными действиями для решения лингвистических задач.

Личностные: проявлять познавательный интерес к новым знаниям

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение.

Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.

I .Организационный момент. Мотивация учащихся

II .Актуализация знаний учащихся необходимых для изучения и понимания нового материала (5 мин)

1.Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос:

Ребята, давайте вспомним, как узнать склонение существительного?

- По какой форме существительного определяем склонение?( Склонение существительных определяется по форме им. п. ед ч.)

- По какой морфеме? (по окончанию)

- Сколько склонений в русском языке?(3типа скл. -1,2,3)

- Как распределяются по ним существительные?(1-е скл . сущ. ж. р.и м. р. окончание –а, -я,; 2-е скл сущ. м. р. и ср. р – о,-е и нулевое окончание.;3-е скл. сущ. ж. р с нулевым окончанием.)

Как определить падеж существительного? (1. Найти слово, от которого зависит существительное. 2.От этого слова к существительному поставить вопрос.3.По вопросу и предлогу определить падеж).

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательным.

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.

3) Зачем важно знать склонение и падеж существительного? (Чтобы правильно написать его окончание).

-А теперь посмотрим на второй пункт плана. Мы его выполнили? (учитель отмечает на доске, дети отмечают в маршрутном листе)

Прочитайте предложение: Туристы расположились в палатк. около берёзовой рощ. .

- Определите падеж, склонение, число существительных у существительных с пропущенными буквами. Аргументируйте свой ответ.

(Учащиеся определяют у существительных падеж, склонение, число. Доказывают правильность ответа).

Создание ситуации затруднения

- Определите, в какой морфеме пропущены буквы?

(Ребята определяют морфему (окончание).

- Какую гласную нужно писать в падежных окончаниях этих существительных?

( Мнения детей разделяются)

- Почему возникло затруднение?

(Учащиеся объясняют причину затруднения:

- Мы не знаем, когда в окончаниях существительных единственного числа писать гласную -Е, а когда –И)

2. Формулировка темы и определение цели урока.

- Какой же будет тема нашего урока? О чем пойдет разговор? (помогает правильно сформулировать тему.

- Какую цель мы поставим перед собой?

(Ученики ставят цель:

- Научиться определять, когда в падежных окончаниях существительных писать гласную -Е, а когда –И).

- Каким образом мы сможем достичь поставленной цели?

(проговаривает совместно с детьми)

3 . Реализация проекта выхода из затруднения

Преобразовать алгоритм в таблицу (карточка)

3) Самопроверка по ключу-табличке (см.в РМ)

Вывод: Для того чтобы правильно написать окончание у имени сущ. в ед. числе необходимо знать, в каком падеже и склонении стоит существительное. Необходимо соотнести данные с окончаниями существительных в таблице (либо использовать окончания слов-помощников, в которых чётко слышны окончания ( 1скл. –РУКА, 2скл.- ПЛЕЧО, 3 скл. – ГРУДЬ))

4. Первичное закрепление (отработка умений и навыков по теме урока)

1. Продолжение работы с предложением, записанным на доске:

- Скажите, теперь мы можем правильно вставить буквы?

Туристы расположились в палатке (1-е скл., П. п.)около берёзовой рощи(1-е скл.,Р. п.)

- Почему окончания разные, если оба существительных 1-го скл.) (разный падеж у сущ.)

2.Работа с учебником . УПР. 297 (пользуясь таблицей, объяснить правописание пропущенных окончаний существительных . )

( 2 ученика у доски выполняют задание, проговаривая алгоритм решения вслух, остальные работают самостоятельно в тетради (3 мин.)

Прочитайте задание: Запишите слова в 2 колонки, вставляя пропущенные буквы. Во всех словах поставьте ударение, в скобках укажите тип склонения и падеж.

Самопроверка (РМ -ключ к упр.297)

в окне ( П. п., 2-е скл.) в мор е ( П. п., 2-е скл.)

в степи ( П. п., 3-е скл.) в област и ( П. п., 3-е скл.)

без земли (Р. п., 1-е скл.) без книг и (Р. п., 1-е скл.)

к реке (Д. п.,1-е скл.) к деревн е (Д. п.,1-е скл.)

о ржи ( П. п., 3-е скл.) об осен и ( П. п., 3-е скл.)

на коне ( П. п., 2-е скл.) на ослик е ( П. п., 2-е скл.)

на стене ( П. п., 1-е скл.) на улиц е ( П. п., 1-е скл.)

Физкульминутка

5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой(РМ)

Вставьте пропущенные буквы в окончаниях слов:

Пробираться по пустын е , бояться пустын и , узнать о пустын е , нет совест и , обязан своей совест и , вспомнить о совест и

-Давайте проверим, как вы справились с этим заданием

Для чего мы выполнили эти упражнения?

- Мы закрепили правило о выборе гласных Е-И в падежных окончаниях существительных

6.Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Работа по карточкам (на оценку): разноуровневые задания.

– Вставьте пропущенные буквы, объяснив написание е–и в окончаниях существительных:

Растут вдоль дорог…, запах полын…, помогать подруг…, идти по тропинк…, обрадоваться новост…, стоять на опушк… леса, песня о счасть…, ехать по магистрал…, книга в портфел…, вытащить из проруб… .

8. Домашнее задание:

Домашнее задание (дифференцированное, по выбору учащихся).
- карточки с 3-х уровневым заданием (Приложение 4)
-упражнение №299 стр. 22 в учебнике.

Учащиеся выбирают домашнее задание, записывают в дневник.

9. Рефлексия :

-Оцените свою работу.

(Учащиеся дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке и оценивают работу одноклассников).

- Что узнали на уроке?

- В чем испытывали затруднения?

- Чем запомнился урок?

- Я не умел, а теперь умею…

-Ребята, наш урок подошел к концу, и мне бы хотелось узнать какое у вас сейчас настроение. Нарисуйте, пожалуйста, на полях своих тетрадей смайлики.

Домашнее задание :

1.Упр.299 (задания 1-3 устно)

2. I уровень ( Низкий) ( Все буквы вставлены, объяснить правописание падежных окончаний)

На моей полянке были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высокая ель, а на верхушке ее, на этом пальце, сидел певчий дрозд и насвистывал время от времени свою флейту, как будто управлял множеством лесных звуков наступающей вечерней зари. ( М. Пришвин )

II уровень (Средний) .(Вставить пропущенные окончания существительных, объяснить правописание падежных окончаний. Сделать морфемный разбор одного существительного.)

На моей полянк_ были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высокая ель, а на верхушк_ ее, на этом пальц_, сидел певчий дрозд и насвистывал время от времен_ свою флейту, как будто управлял множеством лесных звук_в наступающей вечерней зари. ( М. Пришвин )

III уровень ( Высокий) (Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание падежных окончаний. Сделать морфемный разбор трех существительных.)

На моей полянк_ были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высок_я ель, а на верхушк_ ее, на этом пальц_, сидел певчий дрозд и насвистывал время от времен_ свою флейту, как будто управлял множеств_м лесных звук_в наступающ_й вечерн_й зари. ( М. Пришвин )


Тема урока: Правописание безударных окончаний имён существительных.

Е и И в окончаниях имен существительных.(Школа России)

- отрабатывать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений;

- сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и,

- развивать умение проверять правописание безударных падежных окончаний имен существительных;

- совершенствовать правильное написание слов с изученными орфограммами;

- развивать мышление и творческие способности учащихся.

Образовательные:

обобщить знания учащихся о правописании безударных окончаний имён существительных.

Развивающие:

развивать орфографическую зоркость, развивать умение делать выводы, умозаключения,

развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;

формировать навык исследовательской деятельности учащихся;

развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

Воспитательные :

воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;

совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.

активности (игровой момент);

учет возрастных особенностей.

Организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:

словесный (рассказ, беседа);

Контроля и самоконтроля:

устный и письменный;

фронтальный и групповой;

под руководством учителя;

самостоятельная учебная деятельность.

Приемы обучения: наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, карточки

Тип урока : комбинированный урок.

Форма работы: коллективная, в парах.

I. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, не будем зря время терять.

- Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам

II. Психологический настрой.

- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения друг с другом. Я желаю вам с хорошим настроением провести этот урок.

Помните, вы самые талантливые ученики.

Удачи вам и успехов!

Ребята, вы готовы сделать новые открытия?

Тогда приступаем к работе.

III. Постановка учебной задачи.

-Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Русского языка.


-Разгадайте ребус и вы узнаете одно из изданий.

Г…зета - назовите орфограммы

Г…зета - лексическое значение


- А знаете ли вы, как называются люди, работающие в газете? (журналисты)

Журналист-литературный работник, занимающийся журналистикой.

Журналистика – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).

- На доске вы видите печатные издания нашей республики.

Но в Стране Русского языка такой газеты пока нет.

- Я предлагаю вам самим стать журналистами и выпустить свою газету.


В нашей редакции работают такие отделы: Отдел каллиграфии, Информационный отдел, Отдел корреспондентов, Отдел корректоров, Отдел писем. Мы попробуем сегодня поработать в некоторых отделах газеты. И , конечно, в нашей редакции есть гл.редактор.

IV. Каллиграфическая минутка.

Отдел каллиграфии

Запись даты урока в тетрадях учащихся.

– Приготовьте ваши деловые блокноты (тетради) и запишите число.

Каким должен быть журналист? (Должен быть грамотным, сообразительным, аккуратным.) Все эти качества мы проверим с вами, посещая различные отделы редакции.

Одиннадцатое декабря

Классная работа


Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)

1. - Пропишем все соединения слова ГАЗЕТА.

– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, разделите его на слоги, запомните непроверяемую безударную гласную.

2. Подбор родственных слов


– Какие однокоренные слова можно подобрать к слову газета?
Какие же слова называют однокоренными ?
– Докажите, что они однокоренные.
Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.

Словарь: Газета, газетный (киоск), газетчик, стенгазета.

– Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).

3. Работа с фразеологизмами. Когда так говорят?

V .Введение в тему урока

Мотивация учащихся к учебной деятельности. Постановка проблемы урока.

1. Самоопределение к деятельности.

-Опираясь на знания, которые вы открыли для себя на предыдущих уроках русского языка, назовите раздел, над которым мы сейчас работаем.

Тема нашего сегодняшнего журналистского расследования: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Е и И в окончаниях имен существительных.

Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Совершенствовать умение определять склонение и падеж существительного.

Формировать навык правописания Е и И в безударных окончаниях имён существительных.

Формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных.

VI . Работа по теме урока.

1.Повторение теоретических сведений об имени существительном

а) - Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)

- Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)

- Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)

б) Я говорю определение, а вы показываете название падежа, о котором идёт речь: Сигнальные карточки

- предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто; (И.п)

- какой падеж употребляется с предлогами: на, за, под, через, про, в? (В.п)

- падеж – “работяга”; (Т.п)

- кого же нет, я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите; (Р.п)

- мне без предлогов свет не мил, пусть будут “в”, и “о”, и “при”; (П.п)

- дарительный падеж; (Д.п)

- предлогам “перед”, “под” и “над” в любой момент я буду рад; (Т.п)

- лишь только я могу сказать, с предлогами “к” и “по” порой дружу, но и один гулять хожу. (Д.п)

3. Работа по определению склонения.

а) Сколько склонений у имен существительных?

Охарактеризуйте каждое склонение:

1 скл. - ж.р. и м.р. - -а,-я

2 скл. – м.р. – нулевое, с.р. - -о, -е

3 скл. – ж.р. –нулевое.

б)- Комментированное письмо. Определить склонение существительных (презентация)

Лиса, дядя – 1 скл.

Дерев, кот -2 скл.

Лошадь, рожь -3 скл.

…кно б…лезнь б…реза

яг. да мыш… хле…


4. Решение проблемной ситуации, проблемной задачи

-Одинаковые ли окончания в именах существительных?

-Подумай, почему разные окончания в словах:

о тетрадк… - о тетрад…


Работа в паре:

-Заполнить таблицу окончаний в Р., Д., П. п.

Проверка (комментирование детей)

Так что же нужно знать, чтобы не ошибиться в написании безударного окончания имён существительных?


Определяю тип склонения 1, 2, 3 скл.

Ставлю существительное в начальную форму: ед.ч., И.п.

Вспоминаю безударное падежное окончание

Проверяю вспомогательным словом с ударным окончанием

Чтобы правильно писать падежные окончания имен существительных, нужно знать падежи, уметь определять склонения существительных .

- А сейчас самое время выбрать редакционную коллегию, который будет контролировать нашу работу, выбирать материалы для публикаций. Кто из вас ответит быстро и правильно на вопросы теста по правописанию безударных окончаний, тот и займет по праву это место. (Учитель раздает каждому тестовое задание).

Первые пять учеников – самооценка по Модельному ответу – группа Редакторов. Затем каждому редактору – проверить задание у 2 учеников.

Тест Выбери окончание

1) подошёл к опушк…


2) глаза у лошад…

3) купался на речк…

4) в подъезд…

5) лист тетрад…

Ключ 1б, 2а, 3а, 4б, 5а

Проверка производится на компьютере.

6. - Попробуем себя в роли журналистов Отдела новостей

- В каждой газете есть колонка НОВОСТЕЙ.

Работа с деформированным предложением

Составьте предложение из слов:

В газет. прочитали, о, школ. мы, нашей, статью.

( В газете мы прочитали статью о нашей школе.)

Задание: –Разберите по членам предложения.

Обозначьте падеж существительных.

- Сейчас вы все попробуете себя в роли корректоров. – Работа в группах.

Подморозило дорога,

Стало тихо на земли.

Мишка греется в берлоги,

Белка греется в дупли.

Под березай спят метели,

Греясь в лунном серебри.

Дети греются в постеле .

Ветер греется в труби.

Подморозило дорог…,

Стало тихо на земл… .

Мишка греется в берлог… ,

Белка греется в дупл… .

Под берез…й спят метели,

Греясь в лунном серебр… .

Дети греются в постел… .

Ветер греется в труб… .

- Молодцы! Вы очень внимательны. А это одно из главных качеств, необходимых в работе и корреспондента, и корректора, и редактора.

** Запис.с комментированием 2 предложение.

-Что ж, отдохнули и со свежими силами продолжаем работу.

Разделимся на группы.

Группы получают конверты с заданиями.

Делу время, тен… боится.

От скук… правд… в глаза.

Трус своей потех… час.

Не бойся смотреть бери дело в руки.

Делу время, потехе час.

От скуки бери дело в руки.

Трус своей тени боится.

Не бойся смотреть правде в глаза.

Задание: - Каждая пословица поделена на 2 части. Соедините начало и конец каждой пословицы линией, вставляя пропущенные буквы, обозначив склонение, падеж и окончание.

10. - Попробуем себя в роли корреспондентов

Отправляемся с вами в Отдел корреспондентов. Журналист должен правильно формулировать и оформлять свои рассуждения.

Работа с комментированием по учебнику с.127 упр.239 (первые 4 словосоч)

11. Работа в информационном отделе - работа с учебником

Журналист должен уметь работать с разной литературой, с разными источниками информации.

учебник на стр.127 упр. №241 (закончить)

VII.Домашнее задание

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия


- Кто не боится безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных?

Читайте также: