Буквы е и в корнях с чередованием 5 класс презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

– воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Формируемые УУД:

– Принятие социальной роли обучающегося;

– Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;

– Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

– Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

– Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы;

– Умение планировать и регулировать свою деятельность;

– Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

– Проговаривать вслух последовательность производимых действий;

– Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

– Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

– Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

– Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

– Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;

– Умение строить речевое высказывание.

– усвоение обучающимися перечня корней с чередованием;

– умение отличать данную орфограмму от других.

Ресурсы: доска, мультимедиа система, ноутбуки, колонки, PRO class

Организация пространства: групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа.

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности.

– Эпиграфом к нашему уроку являются слова А.П. Сумарокова:

– В чём смысл стихотворения? Какой наказ в нём?

– Предположите, как этот эпиграф может быть связан с темой сегодняшнего урока. (Ответы учащихся).

2. Мотивация учебной деятельности

-Ребята, вы уже знаете, что успех в учебе редко определяют природные способности. Гораздо чаще ему сопутствуют определенные приемы организации учебного труда.

-Вы можете самостоятельно открыть один из таких приемов, применяемых при определении чередующихся гласных Е-И. Обнаружить его вам поможет небольшое исследование, которое я предлагаю вам сейчас провести.

3. Изучение нового материала

-Представьте, что наш класс – исследовательский центр. Вы ученые- лингвисты. Вам предстоит решить небольшую исследовательскую задачу: почему в одних словах в корне пишется Е, а в других – И.

-На слайде даны две колонки слов с чередованием Е//И в корне. Буквы Е и И выделены красным цветом. (Слайд 2)

Учащиеся выделяют в слове корень, ставят ударение, определяют, какая гласная стоит за корнем. Вместе выводим правило написания Е-И в корнях с чередованием: если за корнем стоит суффикс А, то в корне будем писать И, а если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.

4. Целеполагание

-Нам сегодня предстоит запомнить правила употребления Е-И в корнях слов и уметь определять нужную гласную на письме. (Слайд 3)

5. Динамическая пауза.

-А теперь физминутка!

-Я буду диктовать вам слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок, а если Е-два хлопка.

Блестеть протирать отмирающий

Блистать умирать вытирать

Запереть расстелить выбирать

Выберу вычитание расстилать

Забирать протереть добираться

-Молодцы! Я вижу заряд положительных эмоций.

6. Закрепление

Слышен стук в дверь, входит Незнайка.

- Ребята, помогите! Я ничего не знаю, ничего не понял!

- Что случилось, Незнайка?

- Я опаздываю в школу… Этот умник Знайка задал нам такое трудное домашнее задание! И я не смог его выполнить.

- Ну, успокойся. Показывай нам свое задание.

- Вот оно. Нужно найти слова с чередованием Е – И в корне, объяснить их написание и обозначить орфограмму. А я ничего не знаю! Ничего не понял! (Разворачивает большой лист бумаги, на котором написано его домашнее задание):

Б..рись дружно – не будет грузно.

Всякий изб..рает друга по своему нраву.

Когда у человека есть друг, он всегда может оп..реться на его плечо. (Слайд 6)

- Незнайка, тебе очень повезло. Ребята только что познакомились с правилом, которое ты не понял. И они тебе сейчас помогут.

Учащиеся находят слова с изученной орфограммой, обозначают ее, объясняют выбор нужной гласной.

- Спасибо, ребята, - говорит Незнайка. – Теперь я все понял. Я на всю жизнь запомню, что в корне пишется тогда, когда за ним стоит суффикс – А-, а если суффикса – А- нет, то нужно писать букву Е.

- Ты молодец, Незнайка! И ребята молодцы. Так грамотно тебе все объяснили.

- До свидания, Незнайка! Ну а мы с вами продолжаем.

Звуковой диктант (звучат отрывки из аудио текстов сказок А.С. Пушкина).

-Ребята, сейчас вы услышите строчки из известных вам произведений. Ваша задача - выписать слова, в которых гласные корня чередуются, объясняя написание, и выяснить, кто автор этих строчек и откуда взяты отрывки?

1) На девичник собираясь

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим

Перемолвилась с ним.

2) Прибежал бесенок, задыхаясь,

Весь мокрехонек, лапкой утираясь,

Мысля: дело с Балдою сладит

Глядь, а Балда братца гладит.

3) Пёс бежит за ней, ласкаясь,

А царевна, подбираясь,

Поднялася на крыльцо

И взялася за кольцо.

4) В сени вышел царь-отец.

Все пустились во дворец.

Царь недолго собирался:

В тот же вечер обвенчался.

5) В чешуе, как жар горя,

Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведет.

-Ребята! Данные отрывки подобраны из сказок А.С.Пушкина.

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 — 1837) - поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Даже из этих коротких строк вы должны были почувствовать всё тепло его русской души.

(Слайд 7 - показ видеоролика)

7. Завершающий контроль

-Ну а теперь, подобно Александру Сергеевичу, я предлагаю вам проявить своё творчество при выполнении теста.

Ребятам предлагается выполнить тестовые задания, используя PRO class.

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) расст. лать скатерть
2) разб. ру вещи
3) проб. рался сквозь заросли
4) выд. рать листы
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) бл. снуть на солнце
2) зат. реть пятно
3) зам. рли в ожидании
4) соб. раться в поход
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) отп. реть замок
2) бл. стала красотой
3) хорошее соч. тание
4) зам. реть в позе лотоса
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) наб. рать союзников
2) подж. гать дома
3) ст. реть линию
4) сд. рать кожу
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) ум. рающий лебедь
2) переб. рёт крупу
3) оп. реться на друга
4) забл. стеть на свету

8. Рефлексия

На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне _________ понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.

Я сегодня на уроке узнал, что… (Слайд 8)

9. Домашнее задание (дифференцированное)

Для слабых учеников – записать 10 слов на изученную орфограмму, обозначая её.

Для сильных - написать лингвистическую сказку о чередовании гласных в корне слова. (Слайд 9)

Конспект урока русского языка с мульдимедийной презентацией по теме "Буквы е-и в корнях с чередованием".

ВложениеРазмер
bukvy_e-i_v_kornyakh_s_cheredovaniem.docx 26.66 КБ
prezentatsiya.pptx 388.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы е – и в корнях с чередованием.

  • Формирование орфографических умений по данной теме.

1. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.

2. Познакомить учащихся с опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы.

3. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.

1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия

2. Развивать логическое мышление и повышать речевую активность школьников.

3. Развивать умение формулировать собственно мнение, обосновывать свой ответ.

1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.

2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом

Оборудование : компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал

I. Организационный момент, (слайд 1)

– Здравствуйте, дети! Запишем сегодняшнее число.

II. Актуализация знаний о глаголе. Проверка домашнего задания.

– Какую часть речи мы изучаем? (Глагол)

Я утверждаю, что . (Слайд 2 )

1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета.

4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

5. Слова Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях -раст-(-ращ-) /-рос-.

6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь.

11. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя.

Проверим себя (Слайд 3)

– Теперь оцените себя, пользуясь критериями, написанными на слайде:

Самооценка (Слайд 4)

– Внесите оценку в оценочный лист

III. Постановка учебной задачи.

–Для того чтобы определить тему урока, обратимся к материалу для наблюдений. Перед вами карточки . Данные в них слова нужно распределить в два столбика.

Подбирать, стереть, заблестеть, блистать,

разбери, запереть, напирать, растирать.

– Проверим. (Слайд 5)

– Почему вы распределили слова таким образом? (у одних слов в корне пишется Е, у других - И)

– Какие это слова? (Однокоренные)

– Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных)

– Какие гласные чередуются ? (Чередование гласных Е и И)

– Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда - И. Сформулируйте тему нашего урока. (Буквы е и и в корнях с чередованием.) (Слайд 6)

– Записываем тему урока.

ІІІ. Новый материал.

– Наблюдение. На маркерной доске слова с чередующимися гласными Е – И.

– Определите вид глаголов.

– Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)

– Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные

– Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е - И в корнях?

– Попробуйте сформулировать правило. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е).

– Мы работали только с четырьмя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. (Слайд 7)

вычитать – вычет Искл: сочетать, сочетание

IV. Закрепление изученного.

Задание : выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е - и.
1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.

2) Песня замирает далеко в полях.

3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.

4) С кем поведешься, от того и наберешься.

5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

6) Улицы упирались в голые скалы.

7) За селом расстилается гладкое зеркало большого озера.

8) Не задирай нос высоко – споткнешься.

9) Сердце замирает от восторга.

10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

– Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И, руки вперёд и присесть, если в слове Е, руки вверх.

Собирать, запереть, не задирайся, обжигают, подстелить, вспоминать, затереть, замерло.

  1. Задание на развитие быстроты реакции и мышления (Слайд 10)

Соедините половинки слов, вставьте пропущенную букву, объясните правописание е – и.

(выжигал; заблистал; постелить; замер; заблестело; изберу; растирать; соберёшь; растереть; запер)

Задание : заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием.

Сверкать на солнце (блестеть), подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрывать дверь (запирать), разгораться ярко (зажигаться), оцепенеть от страха (замереть), убегать от погони (удирать).

– Ребята, я буду диктовать слова. Ваша задача - правильно распределить их по колонкам в зависимости от орфограммы: безударная гласная в корне, проверяемая ударением, непроверяемая безударная гласная в корне, корни с чередующимися гласными. (Два ученика у доски) Взаимопроверка .

Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, решать, сверкать, вытер, веселиться,

предложить, командовать, росли, вытирать.

  1. Компетентностно - ориентированное задание: (слайд 11)

– Представьте, что ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив предложенный:

– Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
2. Постели салфетку на колени.
3. Не задирай ноги и не болтай ими.
4. Убирай локти со стола.
5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
6. Не втирай в скатерть пролитый суп.
7.После еды убери за собой посуду.
8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Вспомним еще раз правило написания корней с чередованием е//и.

VІ. Самостоятельная работа (слайд 12)

- Возьмите задания для самостоятельной работы. Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.

Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.

Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и.

Выпишите из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 5 классе Выполнила Ильичева Елена Петровна МБОУ Старицинская СОШ

Проверим себя 1. да 2. нет 3. нет 4. да 5. да 6. да 7. нет 8. да 9. да 10. нет. 11. да

Данные слова распределить в два столбика подбирать стереть заблестеть блистать разбери запереть напирать растирать

корни примеры БИР – БЕР подб и р а ть – разб е ри ПИР – ПЕР нап и р а ть – зап е реть ДИР – ДЕР зад и р а ть - д е рёт ТИР – ТЕР раст и р а ть – ст е реть МИР – МЕР зам и р а ть - зам е реть БЛИСТ – БЛЕСТ бл и ст а ть – забл е стеть СТИЛ – СТЕЛ расст и л а ть - подст е лить ЖИГ – ЖЕГ разж и г а ть - заж е чь ЧИТ – ЧЕТ Выч и т а ть - выч е т ИМ зан и м а ть ИН нач и н а ть Искл : сочетать, сочетание

Выпишите из предложений слова, в корне которых может произойти чередование гласных е – и. Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой . 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) С кем поведешься, от того и наберешься. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) За селом расстилается гладкое зеркало большого озера . 8) Не задирай нос высоко – споткнешься . 9) Сердце замирает от восторга 10 ) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

Соедините половинки слов, объясняя правописание е – и 1.выж..- 1.–стал 2.забл..- 2.–рать 3.пост..- 3.– ру 4.за- 4.– реть 5.забл..- 5.–п.. р 6.изб..- 6.–лить 7.раст..- 7.–м.. р 8.соб..- 8.– гал 9.раст..- 9.– рёшь 10.за- 10.– стело

Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив предложенный: Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно 2. ? 3. ? 1) Используй короткие предложения; 2) Глаголы должны быть в форме 2 л. ед. ч и передавать совет, просьбу.

Самостоятельная работа Дифференцированные задания Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и. Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и. Уровень 3 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

Спасибо за урок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Данные конспекты разработаны для дополнительных уроков по подготовке к ГИА выпускников 9-ых классов с низким уровнем мотивации к обучению, а значит, с недостаточным уровнем знаний для выполнения тесто.


Урок русского языка по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-".

Урок изучения нового материала по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-".


Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Обобщение по теме: Корни с чередованием"

Данная презентация к уроку в 6 классе "Обобщение по теме: Корни с чередованием" позволяет обучающимся систематизировать знания о корнях с чередованием. Формирует орфографическую грамотность учащихся, .

Урок русского языка в 5 классе "Правописание гласной в корне с чередованием"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по программе ФГОС. Формирование универсальных учебных действий.


Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы О-А в корнях с чередованием -гор-гар-"

Презентация содержит конспект урока по изучению данной темы, представленный в нетрадиционной форме.


Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока включает в себя презентацию, лист самооценки, учебные модули.

Учитель : Нырова Светлана Ивановна

Конспект урока русского языка в 5 классе

в условиях реализации ФГОС

Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е-и в корнях с

Задачи урока

1. Образовательные:

а) выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;

б) формировать навык правильного написания корней с чередованием,

в) повторить морфемный разбор слов;

г) развить умение формулировать определение понятий;

д) обогащать словарный запас учащихся;

е) совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

а) осуществление системно-деятельностного подхода;

б) развитие критического мышления;

в) развитие внимания;

г) формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

ж) развивать умение применять новые знания;

з) развитие творческих, речевых способностей учащихся;

к) формирование логических умений;

л) развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

м) развитие умения формулировать проблему;

н) развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;

б) воспитание ценностного отношения к слову;

в) развитие коммуникативных УУД:

г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,

уважения и сотрудничества;

д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Приемы развивающего обучения

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал

Методическое обеспечение урока:

Литература, использованная при подготовке урока:

1) Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО,2014.

2) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В.

Егорова. – М.: ВАКО, 2012.

3)Русский язык. 5 класс. Учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос – М.: Дрофа, 2015.

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

3.Постановка учебной задачи

4. Выявление места и причины затруднения.

5. Формулировка темы и цели урока

6. Открытие нового знания

7. Динамическая пауза

8. Первичное закрепление

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Инструктаж по выполнению

1. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста.

Чувствуете запах праздника? (23 февраля). (Слайд 1)

- Как называется этот праздник? (День защитника Отечества). Кто его празднует? Прежде чем начать, мне хотелось бы, чтобы вы сегодня почувствовали себя будущими защитниками Отечества, особенно мальчики.

- У вас на столе есть лист с учебными модулями. Ваша задача - включиться в работу и выполнять задания чётко и быстро, как умеют это делать солдаты. Желаю нам всем отличной службы, рабочего настроения на протяжение всего урока.

- Запишите в тетради число и классная работа.

2. Актуализация знаний

- Какой раздел лингвистики мы сейчас изучаем? (морфология)

– В какой большой теме мы находимся? (Глагол)

- Что такое глагол?

– Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете эту тему и некоторые другие, которые мы уже изучили на наших уроках.

Материал: медиапроектор, перфокарты или карточки для буквенного диктанта.

Предварительная работа: индивидуальная работа с учащимися, занятыми в инсценировке грамматической сказки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

Когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударный гласный. Если бы все корни подчинялись одной и той же команде, было бы, конечно, проще.

Но так просто бывает далеко не всегда. Оказывается, у разных корней бывают разные командиры.

– Скажите, пожалуйста, как правильно написать: собирайте или соберайте?

– Сейчас Вам ответит Суффикс-консультант.

Эти корни надо обязательно запомнить, чтобы при написании не допускать в них ошибки. Ясно?

– Да. Спасибо, я их обязательно запомню.

Ведущий: Спасибо вам, вы помогли ребятам познакомиться с правилом написания чередования е-и в корне слова.

3. Работа с учебником. Учитель: Вот вы и познакомились с правописанием чередующихся гласных е-и в корне слова. Откройте учебник, § 112 (знакомство с теоретическими сведениями орфограммы № 24.).

III. Закрепление.

1. А запомнить это правило вам поможет рифмовка, которая даст возможность вам быстро ориентироваться в правописании этой сложной орфограммы:

2. Фронтальный опрос.

– Ребята, так можем ли мы проверить гласную в этих корнях? Почему?

– А кто командует этими корнями?

1. Комментируемое письмо.

Задание: Вставить пропущенные буквы, показать графически орфограмму. (Презентация):

Выдерем сорняки, собирают урожай, застелить кровать, запираем двери, стереть с доски, зажигать факел, замереть от испуга, блестеть на солнце.

2. Объяснительный диктант (строчки из стихотворений А.С.Пушкина, И. Никитина).

  1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
  2. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало…
  3. Вдали колокольчик звенит, замирает.
  4. Ковыль сухой и стар и сед, блестит на нем мороза след.
  5. Замерли грома раскаты.

3. Выборочный диктант.

Задание: выписать глаголы с чередующимися гласными в одну из колонок:

е I и

1. Все замерло. 2. Кругом зажигаются огни. 3. Сердце замирает от страха. 4. Пчелы собирают мед. 5. Пчелы соберут мед и улетят в улей. 6. Дуб вершиной упирается в облака. 7. Спортсмены одержали блистательную победу. 8. Мама вытерла ручку ребенка.

V. Проверочная работа.

Буквенный диктант (учащиеся вместо слов записывают только буквы е или и)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Карточка.docx

Карточка № 1

Внимательно прочитайте слова, проведите наблюдение, выявите закономерность в правописании корня, сформулируйте правило. Если задание вызовет затруднения, воспользуйтесь подсказкой, которая лежит в конверте.

Карточка № 2

Внимательно прочитайте слова, проведите наблюдение, выявите закономерность в правописании корня, сформулируйте правило. Если задание вызовет затруднения, воспользуйтесь подсказкой, которая лежит в конверте.

Карточка № 3

Внимательно прочитайте слова, проведите наблюдение, выявите закономерность в правописании корня, сформулируйте правило. Если задание вызовет затруднения, воспользуйтесь подсказкой, которая лежит в конверте.

Карточка № 4

Внимательно прочитайте слова, проведите наблюдение, выявите закономерность в правописании корня, сформулируйте правило. Если задание вызовет затруднения, воспользуйтесь подсказкой, которая лежит в конверте.

Карточка № 5

Внимательно прочитайте слова, проведите наблюдение, выявите закономерность в правописании корня, сформулируйте правило. Если задание вызовет затруднения, воспользуйтесь подсказкой, которая лежит в конверте.

Карточка № 6

Внимательно прочитайте слова, проведите наблюдение, выявите закономерность в правописании корня, сформулируйте правило. Если задание вызовет затруднения, воспользуйтесь подсказкой, которая лежит в конверте.

Карточка № 7

Внимательно прочитайте слова, проведите наблюдение, выявите закономерность в правописании корня, сформулируйте правило. Если задание вызовет затруднения, воспользуйтесь подсказкой, которая лежит в конверте.

Карточка № 8

Внимательно прочитайте слова, проведите наблюдение, выявите закономерность в правописании корня, сформулируйте правило. Если задание вызовет затруднения, воспользуйтесь подсказкой, которая лежит в конверте.

Выбранный для просмотра документ План-конспект.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 1078 г. Москвы

учитель русского языка и литературы

Панкратова Наталья Анатольевна

Урок русского языка в 5 классе

Цели и задачи урока : повторить правописание безударной гласной в корне; организовать поисковую деятельность для решения проблемной задачи: Е или И в корнях с чередованием? Развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, систематизировать материал, подбирать аргументы для подтверждения своей точки зрения, выделять причинно-следственные связи, формулировать правило, строить алгоритм решения орфографической задачи, выделять условия выбора гласной в корне, графически обозначать орфограмму, грамотно писать; закрепить изученное на уроке правило.

Орографическая разминка : комментированное письмо с предварительной формулировкой орфографической задачи и алгоритма её решения (слайды № 2, 3)

Объяснение нового материала.

Работа в парах с раздаточным материалом.

Задание : прочитайте внимательно слова. Что их объединяет? Чем они отличаются друг от друга? Выделите закономерность в выборе гласной. Сформулируйте правило. Если при выполнении задания вы встретите затруднения, обратитесь к подсказке, которая находится в конверте.

1. соберу – собираю 2. растереть – растираю 3. запереть - запираю

наберу – набираю натереть – натираю напереть – напираю

4. блестеть – блистаю 5. зажёг – зажигаю 6. расстелить - расстилаю

заблестеть – заблистать поджёг – поджигаю застелить – застилаю

7. умереть – умираю 8. задеру – задираю

замереть – замираю отдеру – отдираю

1. соберу – собир а ю 2. растереть – растир а ю 3. запереть - запир а ю

наберу – набир а ю натереть – натир а ю напереть – напир а ю

4. блестеть – блист а ю 5. зажёг – зажиг а ю 6. расстелить - расстил а ю

заблестеть – заблист а ть поджёг – поджиг а ю застелить – застил а ю

7. умереть – умир а ю 8. задеру – задир а ю

замереть – замир а ю отдеру – отдир а ю

Запись корней на доске (слайд № 5) , формулировка темы урока: Е-И в корнях с чередованием .

Запись темы урока в тетрадь.

Выводы учащихся, формулировка правила.

Закончите таблицу для словаря-справочника (раздаточный материал).

б р б р

бл ст бл ст

Составление алгоритма (слайд № 7)

Комментированное письмо (слайд № 8)

Работа с текстом (слайд № 9) .

Осторожно! Подводные камни!

Решение проблемной задачи : упражнение № 602 (работа с омонимичными корнями).

Какой вывод нужно сделать из данного наблюдения?

Самостоятельная работа с взаимопроверкой: р.т. Богдановой № 139 (стр. 54).

V . Подведение итогов урока (слайд № 9)

Что нового узнали на уроке?

От чего зависит выбор гласных букв е-и в корнях с чередованием?

С какими трудностями мы можем встретиться, выбирая написание безударной гласной в корне?

Опираясь на результаты самостоятельной работы, оцените, как вы усвоили материал.

На что нужно будет обратить внимание при выполнении домашней работы?

VI . Домашнее задание:

§ 75, словарь-справочник, р.т. № 141, упр. № 599.

Список источников информации

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М. : Дрофа, 2007.

Выбранный для просмотра документ Подсказка.docx

соберу – собир а ю

наберу – набир а ю

растереть – растир а ю

натереть – натир а ю

запереть – запир а ю

напереть – напир а ю

блестеть – блист а ю

заблестеть – заблист а ю

зажёг – зажиг а ю

поджёг – поджиг а ю

расстелить – расстил а ю

застелить – застил а ю

умереть – умир а ю

замереть – замир а ю

задеру – задир а ю

отдеру – отдир а ю

Выбранный для просмотра документ Урок русского языка.ppt

Урок русского языка в 5 классе

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе

Орфографическая разминка Внимательно прочитайте слова. Определите, какая орфо.

Орфографическая разминка Внимательно прочитайте слова. Определите, какая орфограмма их объединяет. Сформулируйте орфографическую задачу. Р…скошные р…стения, нап…сать изл…жение, з…лёные водор…сли, раст…нулись до г…ризонта, распол…житься в д…лине, выр…стить в …ранж…рее, предл…гать пом…щь, возл…гать …бязанности, побывать в Р…стове, д…лёкие г…р…да.

Орфографическая задача и её решение гласн. проверяемая непроверяемая чередующ.

Орфографическая задача и её решение гласн. проверяемая непроверяемая чередующаяся ? Проверь! гласн. ! д…лёкий даль а Проверь по словарю! Посмотри на послед. согл перед Г, СТ, Щ а перед Ж, С о излагать растение изложить заросли багрянец

Наблюдение за языковым явлением 1. соберу – собираю наберу - набираю 2. расте.

Наблюдение за языковым явлением 1. соберу – собираю наберу - набираю 2. растереть – растираю натереть - натираю 3. запереть – запираю отпереть - отпираю 4. блестеть – блистаю заблестеть - заблистать 5. зажёг – зажигаю поджёг - поджигаю 6. расстелить – расстилаю застелить - застилаю 7. умереть – умираю замереть - замираю 8. задеру – задираю отдеру - отдираю

Наблюдение за языковым явлением 1. соберу – собираю наберу - набираю 2. расте.

Наблюдение за языковым явлением 1. соберу – собираю наберу - набираю 2. растереть – растираю натереть - натираю 3. запереть – запираю отпереть - отпираю 4. блестеть – блистаю заблестеть - заблистать 5. зажёг – зажигаю поджёг - поджигаю 6. расстелить – расстилаю застелить - застилаю 7. умереть – умираю замереть - замираю 8. задеру – задираю отдеру - отдираю

-бер- // -бир- -тер- // -тир- -пер- // -пир- -блест- // -блист- -жёг- // -жиг.

-бер- // -бир- -тер- // -тир- -пер- // -пир- -блест- // -блист- -жёг- // -жиг- -стел- // -стил- -мер- // -мир- -дер- // -дир- С каким явлением столкнулись? Сформулируйте и запишите тему урока. Назовите корни в этих словах, с которыми вы работали Какую закономерность увидели? Как сформулировали правило?

Буквы Е-И в корнях с чередованием

Буквы Е-И в корнях с чередованием

Закончите графическое оформление орфограммы б р т р м р п р д р ст л бл ст ж.

Закончите графическое оформление орфограммы б р т р м р п р д р ст л бл ст ж г ч т б р т р м р п р д р ст л бл ст ж г ч т блистать - блестеть Исключение: сочетать, сочетание

Составление алгоритма Ч. ? Есть после корня –а? Да! Нет! расстилать - расстелю

Составление алгоритма Ч. ? Есть после корня –а? Да! Нет! расстилать - расстелю

Тренировочные упражнения 1. Комментированное письмо: Соб…рать цветы, зам…реть.

Тренировочные упражнения 1. Комментированное письмо: Соб…рать цветы, зам…реть от восторга, забл…стеть на солнце, заж…гать костёр, нат…рать паркет, пост…лить ковёр, прот…реть окно, зап…реть дверь.

2. Работа с текстом. Прочитайте стихотворение про себя, подготовьте его выра.

2. Работа с текстом. Прочитайте стихотворение про себя, подготовьте его выразительное чтение. Какое чувство оно вызывает? Почему? Выпишите слова с чередующейся гласной в корне, объясните написание. Серый зайка уд…рает, Сердце в пятках зам…рает. Расст…лаясь по тропинке, Мимо ёлки и осинки Он бл…стательно бежит, Выб…рает виражи. Обж…гает ветер ушки! Скок-поскок – беглец в избушке. Зап…рай, зайчиха, дверь! Нам не страшен жуткий зверь!

Осторожно! Подводные камни! 3. Решение проблемной задачи: упражнение № 602. К.

5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой: Р.т. Богдановой № 139 (стр. 54).

5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой: Р.т. Богдановой № 139 (стр. 54). Тренировочные упражнения

Подведение итогов Что нового узнали на уроке? От чего зависит выбор гласных б.

Подведение итогов Что нового узнали на уроке? От чего зависит выбор гласных букв е-и в корнях с чередованием? С какими трудностями мы можем встретиться, выбирая написание безударной гласной в корне? Опираясь на результаты самостоятельной работы, оцените, как усвоен материал. На что нужно будет обратить особое внимание при выполнении домашнего задания?

Домашнее задание § 75, словарь-справочник, р.т. № 141, упр. № 599.

Домашнее задание § 75, словарь-справочник, р.т. № 141, упр. № 599.

Список источников информации Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 113 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.04.2017 4110
  • RAR 505 кбайт
  • 130 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Панкратова Наталья Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: