Братья гримм конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Урок литературного чтения, построенный в технологии проблемно-диалогического обучения. Основа урока - групповая работа с текстом, направленная на формирование читательских умений.

Содержимое публикации

Ресухина Светлана Геннадиевна

МБОУ СОШ №6, Ноябрьск (ЯНАО)

учитель начальных классов

Урок литературного чтения (Начальная школа 21 века, 2 класс).

Тема: Братья Гримм. Три брата.

Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках.

Прививать интерес к художественной литературе. Вырабатывать навыки сравнительного анализа.

Воспитывать слушателя, читателя и творца путём обогащения читательского опыта и расширения литературного кругозора.

Задачи урока.

Развивать навыки смыслового чтения.

Обогатить словарный запас детей, учить правильно выражать свои мысли, повысить уровень общих знаний.

Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения.

Развивать память, быстроту реакции, навыки выразительного чтения.

Воспитывать интерес к художественной литературе, умение слушать друг друга, умение рассуждать. Воспитывать чувство доброты и сопереживания.

- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня урок литературного чтения. Желаю всем хорошего настроения и отличной работы!

Пятиминутка скорочтения.

- Предлагаю начать наш урок с пятиминутки скорочтения.

- Ребята, для чего мы проводим пятиминутку скорочтения? Чему учимся?

(безошибочно и бегло читать)

- А зачем нужно владеть навыком безошибочного и беглого чтения?

(формировать и развивать смысловое чтение)

- Ребята, на уроках литературного чтения мы знакомимся с произведениями разных жанров зарубежной и отечественной литературы.

- Я предлагаю вам послушать одно произведение. И хочу поставить перед вами трудную задачу: попробовать определить его жанр. Попробуете?

- Послушайте (читает учитель).

- Понравилось произведение? Чем?

- Есть предположения – к какому жанру оно относится? (сказка).

- А почему так думаете? Приведите доказательства.

(троекратный повтор: три сына, три года;

сюжет для многих сказок: отец – три сына – задание – наследство;

есть вымысел; начало: много лет тому назад …)

- Вы правы, ребята! Это сказка, а какая она – волшебная, бытовая или о животных? Докажите.

- Теперь задам ещё один трудный вопрос: кто сможет определить, авторская она или народная? Какие будут предположения?

- Русская ли зарубежная? Почему?

- Вы высказали много предположений, во многом были правы. Думаю, пора открыть тайну и назвать тему урока.

Немецкие сказочники – братья Якоб и Вильгельм. Назовите известные сказки братьев Гримм.

( Бременские музыканты . Госпожа Метелица . Храбрый портняжка.)

- Какие поставим цели и задачи урока?

- Если мы знакомимся с новым произведением, то мы можем это определить как главную цель урока?

- Тогда давайте выделим главные задачи урока. Назовите их.

- Можно я все ваши высказывания объединю в такие задачи? Прочитайте.

1. Формировать читательские умения:

- анализировать содержание произведения;

- развивать навыки выразительного чтения;

- развивать навыки беглого и смыслового чтения.

2. Учиться правильно выражать свои мысли, рассуждать, анализировать, сравнивать, доказывать, высказывать свои умозаключения;

3. Развивать умение слушать друг друга.

- Как вы думаете, а какие задания мы будем выполнять для решения этих задач?

4. Работа над новым материалом.

- Ребята, не секрет, многие из вас любят читать сказки. А почему?

- Хотите прочитать сказку братьев Гримм самостоятельно? С.125 (хрестоматия).

- Предлагаю обсудить и проанализировать содержание сказки.

Почему отец отправил своих сыновей странствовать?

Что он пообещал тому, кто самым лучшим мастером вернётся?

Наследство – это переход имущества умершего человека к наследникам (детям и др. родственникам)

Через какое время вернулись братья? Это много или мало для того, чтобы овладеть каким-нибудь делом?

Зачитайте, чему научились братья.

Найдите и зачитайте отрывок, в котором младший сын демонстрирует своё мастерство.

Найдите и зачитайте отрывок, в котором средний сын говорит о своём умении.

Что показал старший сын?

Зачитайте отрывок, в котором говорится о том, что сказал отец?

Почему отец был доволен сыновьями?

Правильно ли поступил отец? Почему?

Можно ли сказать, что в этих словах проявилась отцовская мудрость?

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: - Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит: - Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь - вас всякий легко погубит.

- Какая пословица или поговорка определяет главную мысль произведения?

- Прочитайте пословицы. Какая из них больше подходит к нашей сказке?

Вся семья вместе – и душа на месте.

Один за всех и все за одного.

Доброе братство дороже всякого богатства.

Друг за дружку держаться — ничего не бояться.

- Какому эпизоду сказки соответствует иллюстрация на с.127? Это правда или вымысел?

Закрепление изученного.

- Далее для решения задач урока предлагаю поработать с произведением в группах.

Задания для групп у вас на столах. Вспомним правила работы.

Время работы – 3 минуты.

Определите тему произведения.

О ком или о чём говорится?

Определите главную (основную) мысль произведения.

Что говорится по теме?

Придумайте своё заглавие к тексту, отразив в нём:

- тему (о ком или о чём говорится?)

- основную мысль (что говорится по теме?)

В какой сборник вы поместите это произведение?

Предложите несколько вариантов.

Поработайте с произведением на с.125-128

Составьте вопросы, ответы на которые есть в тексте в явной форме.

Поработайте с произведением на с.125-128

Составьте вопросы, ответы на которые есть в тексте в неявной форме.

Начните их словами: Почему? Как? Сколько? Где? Когда? Куда?

Составьте простой план текста (3-4 пункта).

- Группы готовы? Давайте обсудим, что получилось.

- Ребята, вы очень хорошо поработали. А как вы думаете, на этом этапе работы – какие решали задачи?

- Ребята, а мог бы быть у этой сказки другой конец? Какой?

6. Подведение итогов.

Вот и сказочке конец, А кто слушал – молодец!

- Думаю, нам удалось решить поставленные цели и задачи урока. Согласны?

- Проанализируем нашу деятельность.

- Цель урока? Задачи?

1. Формировать читательские умения:

- анализировать содержание произведения;

- развивать навыки выразительного чтения;

- развивать навыки беглого и смыслового чтения.

2. Учиться правильно выражать свои мысли, рассуждать, анализировать, сравнивать, доказывать, высказывать свои умозаключения;

Цель: Познакомить с биографией немецких учёных-филологов, собирателей немецких народных сказок Якоба и Вильгельма Гримм.

Задачи:

Ход занятия

I. Вступительная часть

- Как называется группа исполнителей этой песни? (Братья Гримм)

- Что вы знаете об этой группе? (исполнители родные братья)

II. Основная часть

Давным-давно в Германии в одной большой семье тоже жили братья. Братьев было, что пальцев на руке, да ещё маленькая сестрица.

- Сколько братьев было в семье? (пять)

- Сколько сестёр было в семье? (одна)

Отец их служил судьёй, а добрая матушка вела хозяйство.

(Юрист – профессия человека, который очень хорошо знает все законы, строго следит, что бы эти законы исполнялись.)

Закончив университет, Якоб стал учёным человеком и начал работать. Одна за другой сменялись должности: секретарь военной миссии, дипломат.
Но постепенно он стал понимать, что это дело ему не нравится. А нравится другое - занятие литературой, читать, писать статьи. Что бы быть поближе к книгам Якоб устроил на другую работу.

Отгадайте загадку и узнаете, где стал работать Якоб.

Снаружи смотришь:
Дом, как дом,
Но нет жильцов.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй угадай?

***

Там книги берут, читают,
А потом обратно возвращают.
(библиотека)

Эти книги издаются и сейчас. (Выставка книг) По мотивам сказок собранных братьями, созданы мультфильмы, художественные фильмы-сказки, их рассказывают дедушки и бабушки своим внукам.

(Послушать отрывок из сказки (до начала забега)

Вопросы к отрывку:

  1. В какое время года встретились ёж и заяц? (летом)
  2. Кто из героев сказки был важным, гордым, невоспитанным грубияном? (заяц)
  3. Почему ёж обиделся на зайца? (Заяц высокомерно смеялся над короткими ногами ежа.)
  4. На что спорили ёж и заяц? (Кто быстрее бегает)
  5. У кого из героев сказки длиннее ноги? (У зайца.)
  6. Кого ёж позвал на помощь? (Ежиху, свою жену)
  7. Как вы думаете, кто выиграл спор?

Кто выиграл спор, и чем закончилась эта сказка, вы узнаете, когда сами её прочитаете.

III. Итог

А пока давайте вспомним, что вы узнали о людях, которые её когда-то услышали, записали и напечатали в книге?

С помощью слов, написанных на плакате, вспомним некоторые эпизоды из жизни Братьев Гримм.

(Обращаясь к детям с вопросами, привлекая их внимание к опорным словам, библиотекарь помогает самостоятельно рассказать об учёных-собирателях сказок Братьев Гримм)

Опорные слова

В Германии
Якоб, Вильгельм
Библиотека, библиотекарь
Собиратели сказок
Немецкий народ

Вопросы:

1) В какой стране родились и жили Братья Гримм?
2) Назовите их имена
3) Кто из братьев был старше?
4) Где и кем работал Якоб? Кто ему помогал?
5) Какая идея пришла в голову братьям?
6) Кто сочинил сказки собранные братьями Гримм?

Задание В классе прочитайте сказку Горшок каши. Ответьте на вопросы, подчеркните правильный ответ. (раздать вопросы к сказке на листочках)

1. Где девочка встретила старушку?

2. Что получила девочка в подарок от старушки?

3. Что варил горшочек?

4. Какие волшебные слова нужно было произносить?

***

Кукареку, кукареку,
Золотая девочка у всех на виду!

***

Девочка зелёная,
Головка золочёная,
Посмотри-ка поскорей,
Кто стоит там у дверей.

***

- Раз, два, три. Горшочек вари.
- Раз, два, три больше не вари

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать навык правильного чтения.

Задачи:

Образовательная:

Коррекционно-развивающая:

-пополнять активный и пассивный словарный запас;

-развивать связную устную речь;

Воспитательная:

-воспитывать интерес к чтению.

Цель: формировать навык правильного чтения.

Образовательная:

Коррекционно-развивающая:

-пополнять активный и пассивный словарный запас;

-развивать связную устную речь;

Воспитательная:

-воспитывать интерес к чтению.

1.Орг. момент

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Мы сегодня не одни, гости к нам пришли!

Встали все у парт красиво

Тихо сели, спинки прямо

Вижу класс наш хоть куда

Мы начнём урок, друзья!

-Чему мы учимся на уроке чтения? (учимся выразительно читать, узнать что-то интересное )

- Для чего нам это нужно? (Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно читать самим, и чтобы нас было приятно слушать другим).

- Так давайте начнём урок с разминки.

2. Речевая гимнастика (слайд 1)

НА – НА – НА – НА ДВОРЕ ВЕСНА

НЕ – НЕ – НЕ – РАДЫ МЫ ВЕСНЕ

УТ – УТ – УТ – РУЧЕЙКИ БЕГУТ

РА – РА – РА – ЗАНИМАТЬСЯ НАМ ПОРА

Фронтальный опрос.

- Ребята скажите, пожалуйста, какой раздел мы изучаем?

- А что такое сказка? (это вымышленная история, со счастливым концом )

-Какие сказки мы с вами уже прчли?

- Чему учат сказки? (сказки учат доброте, милосердию, трудолюбию)

Прежде чем перейти к проверке домашнего задания , вспомним наш девиз: (слайд 2)

- Сегодняшний наш девиз:

Я сегодня работаю отлично.

Я сегодня работаю отлично.

Я сегодня работаю отлично.

Я сегодня работаю отлично.

3.Проверка домашнего задания

-Какое произведение мы читали на прошлом уроке?

-Что было задано?(подбор отрывков к картинкам)

Проверить выборочно 3 картинки.

Сегодня мы будем читать ещё одну сказку из этого раздела. Ребята мы знаем , что писателей которые пишут сказки называют сказочниками. И мы сейчас совершим путешествие на родину сказочников. (слайд 3)

В сказке может всё случиться,

Наша сказка - впереди.

Сказка в двери к нам стучится.

Гимнастика для глаз. (включить звуки природы)

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрываем оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжаем сидеть с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открываем глаза, взглядом рисуем мост)

Нарисуем на мосту мы большую букву У. (Глазами рисуем букву У)

Вверх поднимем, глянем вниз. (Глаза поднимаем вверх, опускаем вниз)

Вправо, влево повернем. (Глаза смотрят вправо- влево)

Заниматься вновь начнем.

Работа над содержанием.

Послушайте внимательно и подумайте , почему это произведение называется сказкой.

После прочтения задать вопросы:

- почему это произведение называется сказкой.

- Понравилась вам это произведение? Чем?

- Кто из персонажей запомнился больше всего и почему?

-Можно ее назвать волшебной? Почему?

7. Словарная работа. (слайд 6) В тексте встречаются незнакомые слова , давайте их прочитаем сначала по слогам , потом полностью слово.

-прихожая-первая нежилая комната при входе в дом, где мы оставляем верхнюю одежду и обувь

-взобралась-забраться на верх с усилием.

Жил-был маленький гном (приседают, встают)

И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)

«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)

В гости ко мне прибегайте (бег на месте)

Садитесь за стол (приседают)

Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)

И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)

Продолжение работы над содержанием.

Сейчас вы Дети самостоятельно про себя знакомятся со сказкой, затем по цепочке.

Читаем и думаем как у девочки появился волшебный горшочек.

-Докажите, что горшочек действительно был волшебным?

-Что произошло с горшочком, когда девочка ушла из дома?

-Найдите в тексте строчки, где об этом говорится.

Ребята скажите , какие пословицы подходят к этому произведению.

Работа с иллюстрацией.

Найти описание в тексте.

Закрепление изученного.

Расставим картинки в правильном порядке. Т.е. какая картинка за какой следует.Выходить к доске можно.(слайд 8)


Через материал урока можно развивать навык осознанного чтения, творческие способности воспитывать уважение к труду. На уроке используются методики критического мышления.

Описание разработки

развивать навык выразительного чтения, творческие способности через методики критического мышления, память, речь,

воспитывать уважение к труду, любовь к чтению.

Тип урока: изучение нового

Оборудование: портрет писателей, сборники сказок Братьев Гримм, рисунок гномов, сапожника, карточка со словарными словами

Ход урока

I Мотивационно - целевой этап

1. Психологический настрой.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Так, начнем урок, друзья.

2. Проверка домашнего задания.

- Прочитайте название раздела, который сейчас изучаете? (на доске)

- Вспомните, какие сказки прочитали в этом разделе.

- Теперь соотнесите названия сказок и профессии, о которых говорилось в них. Соедините стрелочкой.

- Какая профессия вам понравилась? Чем?

- Это портрет писателей (на доске). Что вы о них знаете?

- Правильно. Братья Гримм – это немецкие сказочники. Они написали много детских сказок.

- Какие сказки этих писателей вы знаете?

- Что такое сказка?

- Какие виды сказок знаете?

- А сейчас попробуем предположить, о чем будет сказка. Используя слова с карточки, сочините сказку.

- Молодцы. А о чем сказка на самом деле, узнаете, прочитав ее.

4. Словарная работа.

- Посмотрите на доску. В сказке встретятся слова:

ЗАГОТОВКИ – выкройка из кожи

СТЕЖОК – часть шва – расстояние между двумя проколами иголки

ШИЛО – инструмент для прокалывания дырочек в коже

II Содержательно - познавательный этап.

1. Направленное чтение и беседа по содержанию.

- Откройте учебник на стр. 176 - 177.

- Как жил сапожник?

- Что утром увидел на столе?

- Почему сапоги быстро раскупались?

- Изменилась ли жизнь сапожника? Как?

- Как сапожник решил узнать, кто ему помогает?

- А как работали маленькие человечки?

- Читаем до конца.

- Как решили отблагодарить сапожник и его жена маленьких человечков?

- Как вы думаете, чем закончится сказка?

- Конец сказки прочитаем в хрестоматии на стр. 250.

- Как вели себя маленькие человечки, когда увидели одежду?

Утром бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела.

На четыре - улетела.

3. Работа по рисунку.

- Рассмотрите рисунок к сказке на стр. 177.

- Кого напоминают маленькие человечки?

- Гномы – это герои, каких сказок?

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Открытый урок во 2 классе

Предмет: литературное чтение

развивать навык выразительного чтения, творческие способности через методики критического мышления, память, речь,

воспитывать уважение к труду, любовь к чтению.

Тип урока: изучение нового

Оборудование: портрет писателей, сборники сказок Братьев Гримм, рисунок гномов, сапожника, карточка со словарными словами

I Мотивационно-целевой этап

1.Психологический настрой.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Так, начнем урок, друзья.

2.Проверка домашнего задания.

- Прочитайте название раздела, который сейчас изучаете? (на доске)

- Вспомните, какие сказки прочитали в этом разделе.

-Теперь соотнесите названия сказок и профессии, о которых говорилось в них. Соедините стрелочкой.

- Какая профессия вам понравилась? Чем?

- Это портрет писателей (на доске). Что вы о них знаете?

- Правильно. Братья Гримм – это немецкие сказочники. Они написали много детских сказок.

- Какие сказки этих писателей вы знаете?

-Что такое сказка?

- Какие виды сказок знаете?

- А сейчас попробуем предположить, о чем будет сказка. Используя слова с карточки, сочините сказку.

Сапожник, уснул, сапоги, покупатель, ночь, маленькие человечки, сшили, помогли, бедный

- Молодцы. А о чем сказка на самом деле, узнаете, прочитав ее.

4.Словарная работа.

- Посмотрите на доску. В сказке встретятся слова:

ЗАГОТОВКИ – выкройка из кожи

СТЕЖОК – часть шва – расстояние между двумя проколами иголки

ШИЛО – инструмент для прокалывания дырочек в коже

II Содержательно-познавательный этап.

1.Направленное чтение и беседа по содержанию.

- Откройте учебник на стр. 176-177.

- Как жил сапожник?

- Что утром увидел на столе?

- Почему сапоги быстро раскупались?

- Изменилась ли жизнь сапожника? Как?

- Как сапожник решил узнать, кто ему помогает?

-А как работали маленькие человечки?

- Читаем до конца.

- Как решили отблагодарить сапожник и его жена маленьких человечков?

- Как вы думаете, чем закончится сказка?

- Конец сказки прочитаем в хрестоматии на стр. 250.

- Как вели себя маленькие человечки, когда увидели одежду?

2.Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела.

На четыре - улетела.

3.Работа по рисунку.

- Рассмотрите рисунок к сказке на стр. 177.

- Кого напоминают маленькие человечки?

- Гномы – это герои, каких сказок?

- Сейчас мы сравним героев сказки: сапожника и маленьких человечков.

- Что у них общего? Чем различаются?




(над кругами - рисунки сапожника и гномов)

5.Работа в тетради.

- Нарисуйте инструменты сапожника, которыми пользовались маленькие человечки и то, что они шили.

- Кто герой: маленькие человечки

- Какие они: добрые, трудолюбивые

- Что делали: шили сапоги

III Рефлексия.

- Ребята, вам понравилась сказка?

- О какой профессии рассказала сказка?

IV Домашнее задание.

Прочитайте любую сказку Братьев Гримм.

V Итог. Оценивание.


-75%

Читайте также: