Бой руслана с головой конспект урока 3 класс 21 век

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель: Паклина Ирина Ивановна

Стаж: 30 лет

К атегория: СВУК высшая категория

Предмет: литература

Тип урока: комбинированный

Вид урока: изучение нового материала.

развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний). Развивать интеллект (умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления);

содействовать воспитанию эстетических взглядов, нравственных качеств у учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, портрет писателя, выставка книг

1. Организационный этап

2. Проверка домашнего задания. Постановка цели урока

3. Подготовительный этап

- Какие произведения А.С. Пушкина вами прочитано?

(Знакомство с творчеством писателя)

4. Выставка книг

5. Воспитательный аспект (посещение библиотеки)

6. Усвоение новых знаний

в) Беседа по тексту

г) Анализ текста

7. Первичная проверка понимания изученного

VI .Закрепление новых знаний

Чтение текста, стих. учащимися

Физ. минутка

- Как описана природа?

- Что настраивает на таинственность и необычность событий?

- Какие чувства вы испытали, когда прочитали описание спящей головы?

- Найдите и прочитайте диалог головы с Русланом: Хотела ли голова борьбы?

- Какие ее грубые слова оскорбили Руслана?

- С каким чувством он отвечает голове?

- Какая реакция коня?

- Как сразил он живую голову?

Прочитай отрывок из текста. Укажи, какие слова говорят о силе и мужестве витязя.

9. Сделайте вывод:

- Какими показаны в бою витязь и голова?

- Как поэт выражает свое отношение к Руслану?

- Как поэт передал чувства витязя в конце боя?

10. Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос по изученному материалу

11. Контроль и самоконтроль знаний

Мини - тест по изученной теме

12. Домашнее задание

13. Подведение итогов

- Что нового узнали на уроке?

XIII . Рефлексия

Краткое описание документа:

Тип урока: комбинированный

Вид урока: изучение нового материала.

развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний). Развивать интеллект (умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления);

содействовать воспитанию эстетических взглядов, нравственных качеств у учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, портрет писателя, выставка книг

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 922 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 518 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 07.12.2014 7303
  • DOCX 32 кбайт
  • 39 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Паклина Ирина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Форма урока: Урок-путешествие

Задачи урока:

- Раскрыть через художественный образ тему добра и зла

- Развивать творческие способности и мышление учащихся

- Развивать позитивное отношение к классической музыки

- Воспитание общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие.

1.Организационный момент:

Пение с движением "Утром рано" (приветствие)

Утром рано мы проснулись (потягиваются)

Солнышко! Солнышко! (фонарики вверху)

Выпиваю чаю я (одна ладошка - блюдце, другая - чашка, подносим ко рту, как - будто пьём)

До донышка, донышка (стучим кулачком по ладошке)

Ем на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую)

С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

У: - Здравствуйте ребята!

2.Изучение нового

Ребята, сегодня у нас урок необычный, и мы представим, что находимся в театре.

У.: Ребята, кто из вас был в театре?

У.: А в музыкальном театре?

Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в детском музыкальном театре?

- В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д.

- Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать?

- Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет.

- Скажите, пожалуйста, а кто является героями сказок? Приведите примеры.

- Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри и животные.

- И сегодня к нам на урок пришел сказочный герой.

(В классе появляется ученый кот)

Здравствуйте, ребята. Узнал я, что сегодня на урок к вам в гости пришла сказка, и решил проверить, хорошо ли вы знаете сказки и их героев. А для этого нам помогут загадки.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Кот: Кто из вас вспомнил, какое сказочное литературное произведение начинается этими поэтическими строками?

(учащиеся определяют, из какого произведения отрывок)

Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

Ребята, давайте поблагодарим нашего гостя-кота ученого за интересную загадку и предложим ему принять участие в нашем уроке.

У: Опера начинается со сцены свадебного пира:

Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Слайд 5.Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

А теперь представьте, что мы с вами вошли в музыкальный театр, разделись, купили программку (показать). Слайд 6.

А вы знаете, что такое программка и для чего она нужна?

У: Программа - это печатный путеводитель спектакля. В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Слайд 7

Итак, мы купили программку и попали прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра. Так начинается опера.

А что же такое увертюра?

Д: Увертюра – это вступление к опере или к балету.

У: Да, это вступление к опере.

А кто мне может сказать, что такое опера?

Д: Опера – это музыкальный спектакль, где герои поют.

У: Да, опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв в театре?

А что делают художники в театре?

Д.: Декорации, грим, костюмы.

У.: Оперные артисты?

Д.: играют и поют.

У.: Что делают музыканты в оркестре?

Д.: Играют на музыкальных инструментах.

У.: А что делают писатели, поэты?

Д.: Пишут рассказы, сказки, стихи.

У.: А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто. Слайд 9.

У.: Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?

У.: Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр.

М. И. Глинка не просто пересказал содержание поэмы, но и для каждого героя композитор создал свой музыкальный портрет. Он языком музыки дополнил слова А.С. Пушкина и от этого музыкальные портреты получились очень яркими и интересными.

У.: Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана?

У.: Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина. Каватина это - небольшая лирическая ария.

Что вы можете сказать об этом персонаже? В каком настроении исполнен этот фрагмент?

Каватина Людмилы отражает различные настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство.

У: А чтобы познакомиться со следующим героем из оперы – сказки кот ученый вам загадает загадку.

Уже колдун под облаками;

Hа бороде герой висит;

Летят над мрачными лесами,

Летят над дикими горами,

Летят над бездною морской;

От напряженья костенея,

Руслан за бороду злодея

Упорной держится рукой.

Кот: Какого колдуна описала нам загадка?

У: Правильно, а кто такой Черномор?

У: Он настоящий или сказочный герой?

У: Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун?

- Он был коварный, хитрый.

У: В чем его волшебная сила?

Д: это злобный карлик, сила которого находится в его длинной бороде.

- А что произойдет, если ему отрубить бороду?

- (Вся его волшебная сила исчезнет и он станет абсолютно безвредным)

Но отрубить бороду обычным мечем нельзя. Для этого нужен волшебный меч, раздобыть который может только настоящий богатырь, храбрый и бесстрашный, мудрый и по-настоящему любящий Людмилу.

Какой характер прозвучавшей музыки?

Ответы детей: музыка громкая, грозная, страшная

Сохраняется ли такой характер музыки до конца произведения? (нет)

Учитель: Почему ваши жесты были разными?

Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.

Музыка звучит уже не так грозно, немного ускоряется ,появляются насмешливые интонации (ведь Черномор-это карлик, который без бороды не представляет никакой угрозы).

А часы идут, идут

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

3.Закрепление

У.: У.: Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется?

У.: Оркестр звуками может нарисовать: битву, бурю и многое другое. Он звучит на протяжении всего действия.

А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним. Слайд 15.

У: Я предлагаю вам немного отдохнуть и вместе с котом ученым потанцевать. Слайд 16.

Кот: Молодцы, ребята. Вижу, знаете, вы сказочных героев и любите сказки.

С вами мне пора прощаться, в путь дорогу собираться. Книжки ждут меня друзья, говорю я всем пока.

Ученый кот уходит.

Давайте послушаем эту песню. Слайд 17

О чем эта песня?

О каких сказках поется?

На сюжет многих сказок, которые вы услышали в песне, также написаны музыкальные спектакли. Слайд 18

Вокально-хоровая работа

Давайте разучим с вами первый куплет с припевом.

(разучивание и исполнение первого куплета песни)

-Ребята, как мы должны исполнять песню, чтобы передать волшебное таинственное настроение?

(Негромко, мягко, напевно, легко)

4.Итог урока.

Вопросы для закрепления:

- Какая была тема урока?

- О чем вы узнали сегодня на уроке?

- Какие песни слушали, пели?

- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?

Домашнее задание: Найти стихотворение о сказочных героях, которых поется в песне.

1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина. Учить видеть образы, которые сближают произведения поэта с народной поэзией-сказкой, глубже раскрыть понятие “богатырь”.

2. Развивать потребность в самостоятельном чтении и умении добывать знания из разных источников, нацеливать на детей личное творчество.

3. Воспитывать чувство патриотизма.

-выставка детских рисунков на тему “На родной сторонушке”;
-репродукция картины В. Васнецова “Богатыри”;
-магнитофон;
-аудиозапись М. Глинки “Руслан и Людмила” (увертюра);
-инструментальная пьеса Д. Маликова “Страх полета”;
-портреты А. Пушкина, В. Жуковского;
-иллюстрация “Голова”;
-костюм богатыря, бутафорское копьё;
-цветные жетоны;
-карточки с цифрами от1до 6;
-карандаши;
-плакаты с пословицами.

Тип урока – комбинированный.

Задание на дом. Дома вы подготовитесь к следующему занятию:

1 задание на выбор:

I уровень

II уровень

III уровень

2 задание: Прочитать сказку “О попе и работнике его Балде”

Кто выбрал 1 уровень, 2 уровень, 3 уровень?

Спасибо за урок. До свидания.

1. Журнал “Начальная школа.1999 г.,№6,с.32.ст. “Пушкин и Глинка - гениальные современники”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина. Познакомить учащихся с отрывком из поэмы.

Конспект урока по литературному чтению

по теме: «А.С. Пушкин. Знакомство с отрывком из поэмы

Подготовила: учитель начальных классов

Касаткина А. В.

познакомить с отрывком из поэмы А. С. Пушкина

- научить выразительному чтением.;

- сформировать начальные навыки анализа,

-умение работать со словом,

Метапредметные:

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,

- планировать и контролировать этапы своей работы.

– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями

– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения.

– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу событий и обсуждаемых проблем);

– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, в игровой деятельности;

– стремления к успешности в учебной деятельности

Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

Мотивационный этап

- Ребята, сегодня я вас приглашаю в сказочный мир. У меня на столе есть волшебная корзинка, в ней предметы из сказок. Ваша задача, определить сказку к которой относится этот предмет.

1) Учитель подходит к одному из учеников и учащийся достаёт первый предмет. ( зеркало).

- Ребята, скажите в каком произведении мы с вами встречали этот предмет?

- Кому принадлежало зеркальце? Зачем оно было нужно?

- Царице. Она любовалась в него.

- А какая по характеру была царица?

- Злая, гордая…, завистливая. Себялюбивая.

- Как вы думаете, любил ли ее автор?

- Давайте прочитаем этот отрывок из сказки и попробуем передать характер

( два ученика читают).

Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

2) Второй ученик достаёт (яблоко).

- А вот еще один предмет. Из какой сказки?

- Зачем нужно было яблоко?

- Царица хотела отравить царевну. А Царевна жила у семи богатырей.

Какими мы представляем семь богатырей?

-Сильные, смелые, добрые….

- Давайте прочитаем отрывок и попробуем представить их. И в этом нам помогут следующие строки. Послушайте.

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Семь румяных усачей.

- Получилось ли у поэта передать приближение богатыре?

- Какие звуки нам помогают услышать богатырей?

А как автор показал мощь, силу богатырей?

Какие звуки рисуют нам его?

Чтение отрывка.

- Посмотрите, сколько предметов у нас на выставке…

- Ребята, скажите, что их объединяет?

- Это волшебные предметы из сказок А.С. Пушкина.

Это авторские сказки – у них есть автор.

- А волшебный мир сказок открыла поэту его няня, Арина Родионовна .

Няня Арина Родионовна была самым близким сердцу человеком . Талантливая сказительница она первая познакомила поэта с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказки. Сюжеты многих из них поэт использовал при создании своих сказок.

- А откуда вы знаете сказки? Кто вам читает сказки? (ответы детей)

- А вот мне сказки всегда читала мама! Послушайте пожалуйста стихотворение.

Светлый месяц млечный путь умоет.

В дом войдёт на мягких лапках ночь.

Снова просит маленькая дочь.

Пушкина, достав заветный томик,

Начинаю сказку ей читать.

И восторг в глазах ребёнка тонет,

И не хочет дочка засыпать.

Просит меня дочка горячо.

«Завтра, дорогая, утром встанем,

В стихотворении дочка просит маму рассказать про Лукоморье. А кто из вас знает, что такое Лукоморье? ( ответы детей)

Давайте посмотрим значение этого слова в словаре нашего учебника стр.214.

- А вот какое значение этого слова я нашла в толковом словаре:

- Вот и мы сегодня попробуем попасть в мир Лукоморья, где живут сказочные герои.

Усвоение новых знаний.

Закройте глаза, представьте себе это сказочное пушкинское Лукоморье….послушайте!

(Аудирование)

- Какие картины мы видим в Лукоморье…

Ответы учащихся…

Посмотрите, сколько чудес Пушкин поместил в Лукоморье.

Но все ли тайны Лукоморья мы открыли?

Прочитайте (с. 86) отрывок из поэмы самостоятельно, обратите внимание на слова, с которыми необходимо поработать по словарю. Может вам встретятся сложные, по вашему мнению слова, отметьте их.

Самостоятельное чтение.

3) Словарная работа.

Объясните слова, которые выделены в тексте.

Дол – по словарю

- А еще я вам предлагаю поработать с текстом и объяснить значение слов.

У вас на листах слова, к которым вы должны подобрать верное лексическое значение. Сопоставьте и соедините стрелками. Поработайте в парах, помогите друг другу.

Проверяем на доске.

Неведомые (дорожки) – неизвестные, незнакомые.

Невиданные (звери) – неизвестные, которых никто не видел.

Витязь – воин, богатырь.

Чредой (выходят) – идут парами.

Тужить – горевать, кручиниться.

Бурый – коричневый.

Чахнет- становится больным, утрачивать былую силу.

Поведаю – расскажу.

Тихо-тихо мы идём,

В Лукоморье попадём.

Посмотрите – дуб стоит,

Волна на берег бежит.

В небе витязь пролетает, Черномора он пленяет.

Кот учёный вправо – влево

Песни сказки говорит.

Глаза закрой и покружись

В Лукоморье окажись.

Первичное закрепление

- И снова мы с вами в Лукоморье.

- Давайте попробуем при чтении передать таинственный, сказочный мир Лукоморья.

Три учащихся читают произведение по частям.

Обращать внимание на интонацию…… КОММЕНТАРИЙ…

А хотели бы вы побывать в Лукоморье…

Домашнее задание

Подготовьте дома выразительное чтение отрывка .

Выучить отрывок наизусть.

Проиллюстрировать отрывок.

Вам понравилась работа на уроке?

- Давайте оценим свои успехи с помощью смайликов. Если вам понравился урок нарисуйте улыбку, если нет то грустное лицо, если урок вас удивил нарисуйте округлый ротик.

Читайте также: