Биология 16 параграф конспект

Обновлено: 05.07.2024

Вопрос 1.
На раздражение большинство животных отвечает движением, а растения — существа неподвижные, хотя и у них встречаются двигательные реакции (тропизмы, настии, нутации).
Тропизмы — это ростовые движения растений, обусловленные изгибанием или искривлением органов в ответ на факторы среды, действующие односторонне. Они осуществляются в растущих частях растений и, как правило, являются следствием более быстрого роста клеток растяжением на одной стороне побега, корня или листа. Например. фототропизм – ростовые изгибы органов растения под влиянием действия света. При положительном фототропизме растения изгибаются в сторону источника света. Очень широко распространены движения на прикосновения (тигмотропизм), примером могут служить движения усиков лазающих растений.
Настии — обратимые движения (изгибы) органов в ответ на изменение диффузно действующих факторов внешней среды (например, открывание и закрывание цветков при смене дня и ночи у ночной красавицы). Настические движения обеспечивают защиту органов (закрывание цветков, опускание листьев) или захват предметов (движения усиков, железистых волосков росянки).
Нутации (от лат. nutatio - колебание, качание) – круговые или колебательные движения органов растений, в ряде случаев имеющие эндогенный (автономный) характер. Так, растущий побег совершает качания, в результате чего его верхушка колеблется относительно продольной оси. Например, вьющиеся растения (лианы), лазающие растения.

Вопрос 2.
Некоторые бактерии способны к перемещению. У подвижных бактерий имеется один или несколько жгутиков, с помощь которых они передвигаются в жидкой среде.
Органеллами движения у простейших служат ложноножки, жгутики или реснички. Ложноножки представляют собой временные выросты цитоплазмы. Жгутики и реснички имеют одинаковое внутреннее строение, в основе которого лежат микротрубочки, расположенные в определенном порядке и снаружи покрытые плазматической мембраной.

Вопрос 3.
Движения дождевого червя связаны с попеременными сокращениями кольцевых и продольных мышц. При этом сегменты его тела то сжимаются, то удлиняются. Движения червя начинаются с сокращения кольцевых мышц в переднем конце тела. Эти сокращения захватывают сегмент за сегментом, волной проходя через всё тело. Щетинки – плотные выросты на брюшной стороне тела червя – выпячиваются. Тело становится толще, и червь, опираясь щетинками заднего конца о почву, проталкивает передний конец тела вперёд. Затем сокращаются продольные мышцы, и волна сокращений вновь пробегает по всему телу. Опираясь на щетинки переднего конца, червь подтягивает заднюю часть тела.

Вопрос 4.
Плотность водной среды в сотни раз больше, чем воздушная. Она обладает характерной солёностью, бывает пресная и солёная вода.

Вопрос 5.
Животные, освоившие водную среду обитания, отлично плавают. Они имеют обтекаемую форму тела и специальные органы движения, назначение которых с силой отталкиваясь от воды продвигать тело вперёд.
У рыб органом движения является хвостовой плавник: изгибая его в стороны, рыба плывёт вперёд. Органами равновесия являются спинной и анальный плавники. Дополнительными органами движения являются грудные плавники, с помощью которых рыба может рулить, плыть вверх или вниз.
Моллюски, резко сдвигая створки раковины, выталкивают из неё назад струю воды и благодаря этому скачками движутся вперёд . Кальмары – морские головоногие, струю воды они выталкивают из мантийной полости. Это реактивное движение.
Водоплавающие птицы плавают, используя плавательные перепонки между пальцами. При плавании перепонки растягиваются и работают как вёсла. Пингвины плавают с помощью крыльев.

Вопрос 6.
Китообразные в своём движении используют, в качестве основного органа движения, хвостовой плавник. Только, в отличие от рыб, хвост у китов расположен в горизонтальной плоскости. Это позволяет китам быстро погружаться в воду и всплывать.

Вопрос 8.
Умеют летать насекомые, птицы и рукокрылые, они имеют органы полёта – крылья.

Вопрос 9.
Особенности строения птиц, связанные с полётом:
перьевой покров – облегчение тела при полёте;
наличие микроскопических крюков на перьях – придаёт прочность перу при полёте;
наличие крыла – основной движитель при полёте;
наличие хвоста – рулевое устройство, стабилизатор при полёте;
полые кости скелета – облегчение тела при полёте;
компактное тело, смещение центра тяжести назад – поддержание тела в равновесии при полёте;
срастание костей позвоночника, отсутствие хвостового позвоночника – укорочение тела, облегчение при полёте;
наличие килевой кости – прикрепление грудных мышц;
наличие клюва, отсутствие зубов – облегчение тела при полёте;
двойное дыхание – высокая скорость метаболизма, способность дышать при полёте;
воздушные мешки – приспособление для охлаждения тела при полете;
развитые грудные мышцы – опускатели крыльев.

Вопрос 10.
Животные, которые при ходьбе опираются на конечности – ноги, называются ходильными животными. К ходильным животным относятся членистоногие, земноводные, пресмыкающиеся и млекопитающие.

Вопрос 11.
К четвероногим животным относятся земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.
У земноводных, например у лягушки передние конечности значительно короче, чем задние. Поэтому лягушка перемещается по суше прыжками – прыгательный тип перемещения.
У пресмыкающихся, например у ящерицы, две пары конечностей располагаются по бокам тела так, что бедро параллельно поверхности земли и перпендикулярно голени, – это хорошо видно на рисунке. Таким образом, достигается устойчивость тела ящерицы, но при этом тело её приподнято над землёй, и она вынуждена волочить брюхо. Это пресмыкающийся тип перемещения.
У млекопитающих, в отличие от пресмыкающихся, бедро и голень образуют прямую линию, перпендикулярно поверхности земли, – это хорошо видно на рисунке. Таким образом, достигается большая приподнятость тела над землей, что увеличивает скорость передвижения животного.
В зависимости от того, сколько элементов стопы участвует в опоре животного при передвижении, различают стопоходящих (например, медведь), пальцеходящих (волк, кошачьи) и фалангоходящих (корова, лошадь) млекопитающих.
В зависимости от того, сколько элементов стопы участвует в опоре животного при передвижении, различают следующие типы движения у млекопитающих: стопоходящих, при ходьбе опираются на всю стопу (например, человек и медведь); пальцеходящих, при ходьбе и беге опирающихся на пальцы, что значительно увеличивает скорость их бега (волк, кошачьи); фалангоходящих, которые бегают на кончиках одного или двух пальцах (корова, лошадь, косуля).

Вопрос 12.
Стопоходящие животные, при ходьбе опираются на всю стопу (например, человек и медведь). В связи с прямохождением стопа человека приобрела сводчатую форму, обеспечивающую пружинистую походку.

Вопрос 13.
Кошка при движении опирается на пальцы конечностей, значит, она пальцеходящая.

Вопрос 14.
Копытные при беге опираются на один или два пальца. Так непарнокопытные при ходьбе опираются на один сильно разросшийся палец, например, лошадь. Парнокопытные при движении опираются на два пальца, например, козы, овцы.
Ходильные пальцы копытных покрыты роговым образованием – копытом. Хождение на пальцах позволяет копытным при движении уменьшать площадь опоры (парнокопытные) или увеличивать высоту нахождения тела относительно земли – всё это способствует увеличению скорости бега животных. Поэтому копытные самые быстрые животные, которые могут быстро и долго бегать.

Задачи биологии: изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой); раскрытие сущности жизни; систематизация многообразия живых организмов.

Методы биологических исследований. Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Метод измерений использует измерения характеристик объектов. Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта. Метод эксперимента даёт возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.

Связь биологии с другими науками. Биoлoгия тесно связана с фун­даментальными науками (математикой, физикой, химией), естественными (геологией, географией, почвоведением), общественными (психологией, социологией), прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы) и принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе.

Значение биологии. Биолoгия является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология. Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйстве. Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО БИОЛОГИИ






(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 7 материалов








Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Растительный организм и его особенности

• что растения принадлежат к эукариотам;

• что клетки зелёных растений содержат хлорофилл.

Отличительные особенности растительных организмов . Растения — очень разнообразная и многочисленная группа организмов, представляющая особое царство органического мира — царство Растения. Среди растений есть одноклеточные и многоклеточные формы- Они населяют водную, наземно-воздушную и почвенную среды, куда проникают лучи солнечного света.

Первой и главной особенностью растений служит способность преобладающего большинства из них (кроме паразитических видов) поглощать энергию солнечного света для осуществления фотосинтеза — процесса создания органических веществ из неорганических — углекислого газа и воды. Таким образом, по способу питания растения являются автотрофами. Эту способность растения приобрели в процессе эволюции с момента появления в их клетках зелёных пластид — хлоропластов, содержащих пигмент хлорофилл.

Вторая особенность растений состоит в том, что они, в отличие от других живых существ, способны обогащать воздух кислородом. Кислород, выделяемый растениями, является продуктом процесса фотосинтеза. Во внешнем слое атмосферы кислород превращается в озон. Слой озона является надёжным экраном, защищающим всё живое население нашей планеты от губительного воздействия ультрафиолетового излучения.

Третья особенность растений — их неспособность к активному передвижению по земной поверхности. Лишь одноклеточные растения (например, хламидомонада, эвглена) с помощью жгутиков или ресничек активно передвигаются в воде. Подобное существование — прикреплённый образ жизни — сочетается у растения со способностью к росту в течение всей жизни, к увеличению числа и размеров слагающих его тело органов. Благодаря этому увеличивается поверхность организма, через которую в растение поступают питательные вещества. Растениям свойственны ростовые движения—поворачивание листьев и цветков в сторону света, раскрывание и закрывание цветка, движение лиановидного стебля вокруг опоры, движение кончика корня в сторону питательных веществ и пр. Ростовые движения, как и неограниченный, постоянно идущий рост побегов и корней, компенсируют неподвижность растений.


Особенности строения растительных организмов . Растения весьма разнообразны по строению и образу жизни. Существуют растения, тело которых не расчленено на органы, отличается довольно простым внутренним строением и не имеет специализированных тканей.

К высшим растениям принадлежат те, тело которых расчленено на органы. Сюда входят споровые (моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные), а также голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения.

У растений различают вегетативные и генеративные органы. Основными вегетативными органами высших растений являются корень (за исключением моховидных) и побег, состоящий из стебля, листьев и почек. Вегетативные органы обеспечивают процессы минерального питания, фотосинтеза, дыхания, а также вегетативное размножение растений. Генеративные органы (спороносные колоски, стробилы или шишки, цветки, плоды, семена) выполняют функции, связанные с половым и бесполым размножением растений, обеспечивают их воспроизводство и расселение по земной поверхности.



Микроскопические строение листовой пластинки

Для высших споровых и семенных растений характерно наличие различных тканей: покровной, основной, проводящей и механической.

Процессы жизнедеятельности растительных организмов. Самым важным ассимиляционным процессом у растений является фотосинтез, а диссимиляционным — дыхание. Дыхание происходит во всех живых клетках растения днём и ночью. Растение, как и человек, дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. На свету, когда происходит фотосинтез, растение поглощает больше углекислого газа, чем выделяет при дыхании.

Фотосинтез у высших растений осуществляется в клетках основной ткани, в которых содержатся зелёные пластиды — хлоропласты. Она состоит из клеток двух типов. Под верхней кожицей располагаются в два- три плотных слоя клетки столбчатой ткани, а под ними рыхло лежат клетки губчатой ткани, имеющей межклетники — пространства, заполненные воздухом. В кожице, преимущественно с нижней стороны листа, имеются многочисленные образования — устьица, обеспечивающие газообмен и испарение воды растением.

Газообмен в листе происходит по закону диффузии (взаимного проникновения веществ). Днём, когда происходит фотосинтез, внутри листа концентрация углекислого газа уменьшается сравнительно с внешним воздухом, поскольку он расходуется на образование углеводов. Поэтому углекислый газ и проникает через устьица к межклетникам губчатой ткани, а оттуда к клеткам. В это же время из листьев выделяется кислород, освобождающийся в процессе фотосинтеза. Ночью наблюдается обратное явление: количество углекислого газа в листьях возрастает, и он выделяется в воздух, интенсивно происходит процесс дыхания.

Транспирация — процесс испарения воды листьями — имеет очень важное значение в жизни растений. Транспирация осуществляется в основном через устьица. Благодаря испарению вокруг растения создаётся определённый микроклимат, необходимый для нормальной жизнедеятельности. Испарение в жаркую погоду способствует охлаждению листьев, передвижению воды и растворённых в ней веществ.

Минеральное питание — это совокупность процессов поглощения, передвижения и усвоения растениями химических элементов, получаемых из почвы в форме ионов минеральных солей. Для нормальной жизнедеятельности растениям нужны не только углеводы, образующиеся в процессе фотосинтеза, но и белки, жиры и другие вещества. Для их образования растению, кроме кислорода, водорода, из которых состоят углеводы, необходимы другие химические элементы. Их растение получает из почвы в виде минеральных веществ, следовательно, почва — не только среда обитания, но и источник минерального питания растений. Из почвы в растение поступают калий, фосфор, азот, бор, кальций, магний, сера, кобальт, марганец, медь, цинк и др. При недостатке в почве минеральных солей их вносят в виде минеральных удобрений.

Транспорт веществ в высших растениях осуществляется в виде восходящего и нисходящего потоков. Вода с растворёнными в ней веществами попадает в растение через корневые волоски, дальше поднимается по корню к стеблю и по стеблю — к листьям и другим органам (восходящий поток). Проводящая ткань, по которой движутся вода и минеральные соли, называется ксилемой, находится она в древесине стебля.

Ткань, по которой движутся вещества, образовавшиеся в листе (нисходящий поток), называется флоэмой. Флоэма расположена в коре. Проводящие клетки флоэмы — ситовидные трубки — живые, проводящие клетки ксилемы — сосуды — мёртвые.

Движение веществ происходит благодаря корневому давлению и транспирации. Под действием корневого давления раствор воды и минеральных солей через корневые волоски попадает в кору, а затем в сосуды ксилемы. По сосудам корня раствор поднимается к стеблю и по сосудам стебля движется вверх к листьям уже под действием силы транспирации.

Получая необходимые для жизнедеятельности вещества, растение растёт, развивается и размножается. Разрастаясь, корневая система увеличивает площадь минерального питания, а рост надземной части увеличивает площадь воздушного питания — фотосинтеза.


Взаимосвязь подземной и надземной частей обеспечивает жизнь растению как целостному организму.

Рост и развитие растений тесно связаны между собой, но не заменяют друг друга. Регуляция этих процессов осуществляется биологически активными химическими соединениями — фитогормонами (ауксинами, гиббереллинами и др.). Рост растения обеспечивается меристемами — ограниченными участками тканей, клетки которых сохраняют постоянную способность к делению. Развитие растений — это те качественные изменения, которые происходят в растении на протяжении всей его жизни.

Размножение — основная биологическая функция всякого живого организма. В одних случаях размножением завершается жизненный путь, например у одноклеточных водорослей, однолетних и тех многолетних растений, у которых плодоношение бывает одни раз в жизни (бамбук, некоторые пальмы и др.). В других случаях размножение совершается многократно (многолетние травы, деревья и кустарники).

Размножение растений осуществляется бесполым и половым способами.

При бесполом размножении воспроизведение себе подобных происходит без участия половых клеток и без оплодотворения. У растений известно несколько способов бесполого размножения: бинарное деление, размножение с помощью спор, вегетативное размножение.

Бинарное деление лежит в основе размножения одноклеточных зелёных водорослей (например, эвглены, хламидомонады): каждая особь (клетка) делится на две дочерние путём митоза. Дочерние клетки ничем не отличаются от родительской, получая тот же набор хромосом.

Многие растения (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники) размножаются с помощью спор. Споры растений — это гаплоидные клетки, покрытые специальной оболочкой, защищающей их от вредного воздействия окружающей среды (холода, высыхания, перегрева и т. п.). Споры образуются преимущественно в специальных органах — спорангиях.

У наземных растений споры неподвижны и пассивно переносятся ветром, водой, животными. Некоторые водоросли размножаются зооспорами, которые имеют жгутики и активно передвигаются в водной среде. В благоприятных условиях среды оболочка споры раскрывается, спора прорастает и даёт начало новому организму. Спорообразование у высших растений (кроме семенных) — обязательная фаза их жизненного цикла, чередующаяся с половым размножением.

У растений широко представлено вегетативное размножение, в результате которого новый организм образуется из группы клеток материнского организма (какого-либо вегетативного органа растения или его части). Например, вегетативное размножение может осуществляться частью стебля или его видоизменениями: черенками (тополь), усами (земляника), клубнями (картофель), луковицами (лук, чеснок, тюльпан), отводками (смородина). У ряда многолетних растений (облепихи, малины, сливы) из придаточных почек на главных и боковых корнях развиваются надземные побеги — корневые отпрыски. Утолщёнными боковыми и придаточными корнями — корневыми шишками — размножают георгину. Некоторые растения размножают частью листа (бегония).

Половое размножение принципиально отличается от бесполого. Как вам уже известно из предыдущих курсов биологии, его особенностью является объединение наследственной информации двух родительских организмов в наследственном материале потомков. В половом размножении участвуют две особи — мужская и женская, и у каждой из них образуются гаплоидные половые клетки — гаметы: женские (яйцеклетки) и мужские (подвижные сперматозоиды у споровых растений или неподвижные, лишённые жгутиков спермии у семенных растений). Яйцеклетки у покрытосеменных растений развиваются в семязачатках пестика цветка, а у голосеменных — на чешуях женских шишек. Пылинки со спермиями формируются в пыльниках тычинок (у покрытосеменных) и в особых мужских шишечках (у голосеменных). К яйцеклетке пылинки доставляются или ветром, или насекомыми-опылителями (у цветковых растений).

Каждый дочерний организм возникает из зиготы — диплоидной клетки, образующейся в результате оплодотворения — слияния мужской и женской гамет. Половое размножение характерно для большинства растений.

Наиболее эффективное воспроизведение и расселение семенных растений обеспечивает семя, развивающееся после оплодотворения из семязачатка. У голосеменных оно формируется на поверхности чешуй шишки, а у покрытосеменных заключено в плод.

§ 16. Фотосинтез - Пасечник. 6 класс. Учебник

2. Соберите прибор, показанный на рисунке 70. В банку налейте воду, насыщенную углекислым газом. Поставьте банку на яркий свет. Наблюдайте за выделением газа веточками элодеи. Когда газ полностью вытеснит воду из пробирки, убедитесь с помощью горящей лучинки, что этот газ — кислород. Сделайте вывод.

Вывод: газ (в нашем случае кислород) может полностью заполнить весь объем пробирки вытеснив оттуда воду.

§ 16. Фотосинтез - Пасечник. 6 класс. Учебник

Задания

Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых организмов на нашей планете

Без всякого преувеличения можно утверждать что зелёные растения — это главный поставщик энергии для живых организмов на нашей планете. Не будь зелёных растений и жизнь на Земле была бы невозможна: люди и животные исчезли бы с лица планеты за считанные часы.

Это действительно так! Солнце — главный источник энергии на планете. Оно согревает и освещает Землю и всё живущее на ней. Но без зелёных растений ни люди, ни животные не смогли бы в полной мере воспользоваться щедростью солнца. Зелёные растения своими листьями ловят каждый лучик света и под его воздействием преобразуют его в энергию, которой могут воспользоваться люди и животные.

Например, растения умеют преобразовывать неорганические вещества в органические. Под лучами солнца они из воды и углекислого газа синтезируют глюкозу, а из неё они делают такие необходимые нам и животным белки, жиры и углеводы. Употребляя растения в пищу живые существа на планете наполняются энергией, необходимой для роста, развития и продолжения рода.

Растения способны передавать нам энергию не только при употреблении их в пищу, но и другими путями. Например, несколько миллионов лет назад из древних умерших растений образовались самые разнообразные полезные ископаемые: торф, уголь, горючие сланцы и т.д.

Добывая эти полезные ископаемые современный человек получает энергию необходимую ему для обогрева жилища и получения электричества. Так что без растений мы не смогли бы пользоваться ни компьютером, ни телевизором, ни холодильником, ни стиральной машиной. Мало того, вся промышленность, оставшись без энергии, не смогла бы произвести ни одну нужную человеку вещь.

Зелёные растения не только дают всему живому энергию, но и создают условия, чтобы этой энергией мы могли воспользоваться. Человек не может действовать и развиваться без кислорода. Животные не могут охотиться и жить не дыша. Все живое должно дышать, причём не просто дышать, а вдыхать кислород.

Но способность преобразовывать в кислород углекислый газ есть только у зелёных растений, в листьях которых находятся уникальные пластиды — хлоропласты. Словно маленькие химические фабрики они день за днём поглощают миллионы кубометров углекислого газа и производят необходимый для дыхания всего живого кислород. Так что зелёные растения — это лёгкие планеты, которые наполняют людей и животных энергией жизни — кислородом.

Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых организмов на нашей планете сложно переоценить — ведь именно они дают нам пищу, тепло, кислород и все, что необходимо людям и животным для жизни на Земле.

Словарик

Фотосинтез — это процесс образования органических веществ из неорганических, используя световую энергию.

Читайте также: