Безопасность ручных работ технология 8 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ .

1. Опасности в работе :

• повреждение пальцев иглой или булавкой ;

• травма руки ножницами ;

• травма глаз .

2. Что нужно сделать до начала работы :

• сосчитать количество иголок и булавок в игольнице ;

• положить инструменты и приспособления в отведенное для них место .

3. Что нужно делать во время работы :

• быть внимательной;

• надевать наперсток на средний палец правой руки , чтобы не уколоть его ;

• вкалывать иглы и булавки только в игольницу ;

  • выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в на­правлении от себя;

• класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями , направ­ленными от себя ;

• передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед .

4. Что нужно сделать по окончании работы :

• количество иголок и булавок в игольнице должно быть столько , сколько было в начале работы ;

• убрать рабочее место .

Терминология ручных работ. Таблица 1.

содержание работы

примеры применения

Сметать

временно соединить 2 или несколько деталей, примерно равных по величине, по намеченным линиям или копировальным строчкам прямыми стежками

сметать части пояса, части оборки, детали изделия

Наметать

временно соединить 2 детали, наложив одну деталь на другую, прямыми стежками


При выполнении ручных работ нужно помнить и знать технику безопасности. И не важно, что вы собираетесь делать: забивать гвоздь, открывать консервную банку, регулировать и ремонтировать велосипед или просто отпарывать пуговицу. Вся ручная работа требует тщательного соблюдения правил безопасности. На данном уроке мы поговорим о безопасности ручных работ.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Безопасность ручных работ"

Наверняка вы обратили внимание, что в вашем кабинете технологии на стендах развешаны правила техники безопасности при выполнении тех или иных работ, и учитель обязательно должен вас с ними познакомить.


Кстати, и на предприятиях, где работают ваши родители также существует целый ряд таких инструкций и правил по технике безопасности. Которые они каждый раз подписывают, чтобы подтвердить, что знают их.

При выполнении ручных работ также нужно помнить и знать технику безопасности. И не важно, что вы будете делать: забивать гвоздь, открывать консервную банку, регулировать или ремонтировать велосипед, даже если просто отпарывать пуговицу. Вся ручная работа требует тщательного соблюдения правил безопасности.


Вот только задумайтесь, сколько опасностей нас подстерегают на каждом шагу: порезы, переломы и прочие неприятности. Как правило, все эти происшествия случаются вследствие непродуманных действий и пренебрежения правилами безопасности.


Хотя мы и привыкли думать, что всё что происходит – это результат случайности. Но вы же понимаете, что мы так думаем лишь для того, чтобы оправдать себя.


А как вы думаете, можно ли сделать работу по дому полностью безопасной?

Конечно можно! Но для этого надо её заранее распланировать, и продумать каждое действие – тем самым вы сможете обеспечить безопасность выполнения той или иной работы на каждом её этапе.

Вы должны понимать, что совсем нет смысла заучивать и зазубривать правила безопасной работы. Эти правила надо понимать. А лучше всего будет усвоить всё то, что разрешено правилами. И запомнить, что всё остальное – запрещено!

Вот давайте подумаем, какую опасность нам может преподнести обыкновенный гвоздь.


Если неправильно взять гвоздь в руки, он может уколоть наш палец. Если невнимательно забивать гвоздь, он может погнуться и поранить нам пальцы. А если, к примеру, нужно забить гвоздь на высоте двух метров от пола? То сколько тут вообще опасностей? Можно ненароком уронить молоток на чью-то ногу или голову, или упасть со стула, или с лестницы.


Посмотрите, казалось бы, обыкновенный гвоздь. А сколько всего может с нами произойти, если делать работу неправильно, пренебрегая правилами безопасной работы.

Даже обычное и привычное вам открывание консервной банки можно рассмотреть, как слесарную работу. И опять же эта работа требует чёткого соблюдения правил безопасности. Чтобы открыть консервную банку, вы обязательно воспользуетесь таким ручным режущим инструментом, как консервный нож. При этом можно порезаться консервным ножом, острым краем банки или вырезанной крышкой.


Запомните, любой ручной инструмент требует аккуратного обращения.

В каждом доме и квартире присутствуют осветительные приборы, телевизор, стиральная машина, пылесос, микроволновка, холодильник и многие другие электрические приборы.



Тем не менее отказаться от выполнения домашних ручных работ невозможно.

Уроки технологии в школе дают достаточно практических знаний и умений. Нужно только научиться правильно их использовать. Правда, трудность заключается в том, что знания и умения нам приходится применять, как правило, в самых разных и неожиданных для нас условиях.



Инструкции по технике безопасности категорически запрещают работу в одиночку. Мало ли что может произойти. Отсюда напрашивается простой и в то же время довольно важный вывод: ни в коем случае не приступайте к выполнению сложных работ в одиночку. И неважно где вы выполняете нужную вам работу, в школе или на дому. Лучше всего будет, если вы привлечёте кого-нибудь из взрослых.


Культура труда одинаково важна будь это работа на современном станке, или наладка промышленного робота, сложнейшего научного или медицинского прибора, мельчайший ремонт велосипеда, его разборка на зиму или замена перегоревшей лампочки на новую.


Несчастные случаи, аварии, травмы или досадные мелкие неприятности в работе зачастую случаются в результате низкой культуры труда.

Нарушение правил безопасности может привести не только к травмам различной тяжести, но даже и к смерти.


Очевидно, что все неприятности при выполнении ручных и машинных работ происходят из-за недостаточной продуманности действий. Поэтому, важно любую выполняемую работу заранее тщательно распланировать.


Перед началом любого действия вы должны сначала сформулировать для себя, что, собственно, вы хотите сделать. Также нужно определить характер и объём будущей выполняемой работы. А для этого необходимо не только внимательно осмотреть сам ремонтируемый объект, но и разобрать его, при этом вы сможете продиагностировать состояние отдельных деталей.


Вот, к примеру, у вас не включается настольная лампа. Как быть в этом случае? Сразу же бежать за всеми инструментами, что у вас есть дома? Или всё же стоит постараться выяснить причину? А причин ведь может быть много: возможно просто вывинтилась или перегорела лампочка, а может случайно отсоединилась вилка от розетки, или сломался кнопочный выключатель лампы, может даже всё дело в проводах, или просто отключили электричество в доме. Как только вы выясните причину поломки, так сразу же станет понятно насколько она серьёзна, определится время на её устранение и на выбор нужных инструментов для ремонта.



Итоги урока

На этом уроке мы говорили о безопасности ручных работ. Увидели, что даже самый, казалось бы, простой ручной инструмент таит в себе много опасностей, если неаккуратно с ним обращаться. И выяснили, что ни в коем случае нельзя пренебрегать правилами безопасной работы.

Цели: Ознакомить учащихся с приёмами безопасного труда при использовании ручного столярного инструмента, научить основным приёмам работы столярными инструментами, развивать мотивацию безопасных приёмов труда, воспитывать организованность и технологическую грамотность и дисциплину.


Тип урока : комбинированный (усвоение новых знаний, обобщение и систематизация).

Методы обучения : демонстрация учителем приёмов работы при использовании ручного столярного инструмента, практическая работа.

Домашняя мастерская - не только специальное помещение для работы, но и место, где творческие идеи её хозяина обретают зримые формы. Многое, если не всё в строительстве и украшении дома, благоустройстве усадьбы, можно сделать своими силами. И не так важно, кто хозяин домашней мастерской: тракторист или инженер, животновод или врач, молодой человек или пенсионер, - было бы желание выразить себя в работе. Тогда воплощение замыслов - в его руках, а домашняя мастерская будет служить в этом верным помощником. Навык же и умение, пусть не сразу, но обязательно придут. Как хорошо, когда в доме есть мастер-умелец, который сделает ремонт, пристроит веранду, запаяет ведро, починит утюг, изготовит книжную или цветочную полку, кормушку для птиц, переплетет ветхую книгу, подготовит к сезону садовый и огородный инвентарь, оборудует мансарду - да мало ли дел у настоящего хозяина! А раз так, то ему не обойтись без своей мастерской.

Что же такое домашняя мастерская? Где она может и должна быть размещена? Как и чем оборудована? Что в ней можно сделать? Вот на эти и некоторые другие вопросы мы и постараемся ответить.

Но прежде надо со всей определенностью сказать вот о чем. О какой бы работе ни шла речь, ее следует выполнять с разумной осторожностью, неукоснительно соблюдая требования техники безопасности. Ведь домашний мастер имеет дело с острыми, режущими, колющими и просто тяжелыми предметами, а значит, если пренебрегать соответствующими правилами, всегда сохраняется опасность пораниться, получить травму. Представленные варианты организации хранения рабочего инструмента не могут гарантировать безопасность при работе, так как это одна из причин получения травм (рис. 1). Чтобы взять для работы какой-нибудь инструмент, понадобится и время, и терпение, для того чтобы вытащить его из-под груды не только наваленного инструмента, но и хлама.

Пример неправильной организации труда: а - домашняя мастерская; б - школьная мастерская

III. Изложение программного материала

1. Вводная беседа.

Каждая технологическая операция, выполненная столярным инструментом, не только сложный, но и небезопасный технологический процесс, знакомство с каждым из инструментов сопровождается приёмами правильной и безопасной работы. В кабинетах производственного обучения внедрены современные средства техники безопасности и созданы санитарно-гигиенические условия, при которых будет исключена возможность производственного травматизма. Техникой безопасности называется совокупность мероприятий и правил, имеющих целью охрану учащихся от производственных травм и несчастных случаев во время работы.

Учитель. Почему необходимо знать не только инструмент, но и правила безопасного выполнения практических работ этим инструментом? (Ответы учащихся).
Правила по технике безопасности нужно не только хорошо знать, но и обязательно их выполнять. Согласно этим правилам, запрещается допускать учащихся к практическим работам без предварительного инструктажа и обучения правилам техники безопасности.

Каждый учащийся обязан выполнять установленные в учебном кабинете правила техники безопасности и руководствоваться существующими инструкциями:
1. Разрешается работать только исправным и остро заточенным режущим инструментом (презентация).
2. Топорища топоров, ручки молотков и других ударных инструментов должны быть изготовлены из твёрдых и вязких пород древесины (вяз, дуб, бук, берёза и т. д.), иметь гладкую поверхность и расклинены металлическим завершённым клином (презентация).
3. При работе топором ноги ставятся так, чтобы не поранить их в случае срыва топора. При работе не держите руки перед острием инструмента. Обтесывая поверхность топором, держите левую руку выше того места, по которому ударяете топором (презентация)
4. С хрупкими материалами надо работать в защитных очках. Если их у вас не оказалось, то сделайте такие очки сами из любой прозрачной пластины и резинки (презентация).
5. При работе пилами не допускается ставить палец или руку для направления пилы по риске. При запиле нужно пользоваться бруском (презентация).
6. Распиливаемый материал должен быть прочно закреплён в зажимах верстака (презентация).
7. Заканчивать пропил следует осторожно, ослабевая нажим на пилу, чтобы обрезанная часть заготовки не упала на ногу (презентация)
8. Не оставлять пилу в пропиле, если работа временно прекращена (презентация).
9. Во избежание получения травм при работе стамеской нельзя резать в направлении поддерживающей руки на себя, на весу, с упором детали на грудь и в том случае, когда деталь лежит на коленях (презентация)
10. Оставлять долота или стамески на краю крышки верстака нельзя, так как при внезапном падении инструмента можно получить травму (презентация).
11. Хвостовики стамесок, напильников и других инструментов должны быть прочно закреплены в ручке без задиров и сучков. Ни в коем случае нельзя работать неисправным молотком - с разбитым или расшлепанным бойком, с треснувшей ручкой. Работа таким инструментом может привести к травме (презентация)
12. Режущий инструмент должен быть острым и настроенным. Тупым инструментом гораздо легче пораниться, чем острым, так как к нему приходится прикладывать большие усилия, и он может соскользнуть с обрабатываемой поверхности (презентация)
13. Если вы упустили режущий инструмент, то не старайтесь поймать его на лету (презентация)
14. Сверло должно быть закреплено в патроне, коловорот или сверлилку нельзя держать так, чтобы сверло было обращено в сторону работающего. Нажимать на нажимную ручку коловорота, головку сверлилки нужно только руками.. Работать свёрлами, имеющими механические повреждения (слом режущей части, сгиб, тупое и т. д.) нельзя (презентация)
15. Гаечные ключи, используемые для ремонтных и настроечно - слесарных работ, должны быть исправны и соответствовать меру гаек (рис. презентация
16. На рабочих местах должен быть только тот инструмент и материалы, которые необходимы для производственного процесса (презентация)
17. По окончании работы необходимо убрать своё рабочее место, очистить от опилок и пыли инструмент, уложить его в шкафчик или на стеллаж, сдать инструменты учителю, обо всех неисправностях инструмента доложить учителю (презентация)

Поранить себя несложно при неправильном обращении даже с простой пилой или молотком. Поэтому, прежде чем взять в руки инструмент, необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации, которая есть в каждом кабинете практического обучения, и только потом приступать к работе. Даже если такой инструкции нет, это не значит, что можно не соблюдать элементарные правила безопасности.

Самое первое из них гласит, что для работы пригодны инструменты только в хорошем состоянии, то есть рукоятка должна быть целой и без трещин, удобно располагаться в руке (рис. 20, я), полотно ножовки должно быть без ржавых пятен, ровным, а режущие зубья остро заточены и разведены (презентация). Пользоваться напильниками без ручек нельзя.. Самым опасным из всех ручных инструментов является тупая пила (презентация)

Используя такую пилу в работе, можно не только глубоко порезать руки, но и занести в рану инфекцию. А произойти это может следующим образом.

Во-первых, тупой пилой редко когда удаётся сделать надпил на поверхности древесины: она часто срывается то вправо, то влево, а при нажиме сгибается чуть ли не пополам. В результате пила может попасть на пальцы или сломаться, а её осколки попадут в глаза. А уж что говорить, если в руках электропила или электрорубанок.

Во-вторых, это правило работы с инструментом. Производить движения необходимо правильно, а не так, как удобно, потому что результат может быть плачевным.

Например: направлять все движения режущего инструмента надо от себя. В противном случае лезвие может соскользнуть и повредить пальцы.

18. Особо внимательным необходимо быть при работе с электроинструментами. Обязательно необходимо проверить не только режущую способность инструмента, но и электропроводку, так как при работе можно задеть оголённый провод и получить удар электротоком (презентация).

Это лишь некоторые рекомендации, которые следует соблюдать три выполнении столярных работ. При работе с древесиной необходимо подобрать специальную одежду (халат, фартук), выполненную из достаточно прочного материала (презентация)

IV. Практическая работа

1. Организация рабочего места.

Учитель показывает приёмы безопасного труда при использовании столярного инструмента. Обращает внимание на последовательность выполняемых работ. Каждую технологическую операцию комментирует с учётом мер техники безопасности. Для выполнения работ понадобятся: верстак, разметочный инструмент, ножовка по дереву, рубанок, стамеска и долото, киянка, ручная дрель, заготовка из древесины.

По ходу выполнения практической работы учитель задаёт вопросы учащимся:
• Почему карандаш при разметке должен быть остро заточен?
• Кроме столярного угольника, какой ещё можно использовать
разметочный инструмент, чтобы разметку выполнить под углом
90°?
• Для чего при разметке древесины используют рейсмус?
• Как производят разметку по шаблону?
• Каким инструментом можно распилить древесину?
• Почему существует такое большое разнообразие пил по
древесине?
• Как при строгании древесины необходимо учитывать на
правление волокон?
• Почему долбёжные работы выполняются только стоя?
• Зачем на крышку верстака при долблении кладут подкла-
дочную доску?
• Что произойдёт, если использовать при работе неисправный
или тупой инструмент?

Ответы учащихся не просто комментируются и обсуждаются учащимися, помимо этого осуществляется практический показ учителем основных технологических операций по обработке древесины с учётом мер техники безопасности.

Учитель поясняет возможные ошибки при использовании столярного инструмента, причины получения травм, комментирует ответы учащихся. Уборка рабочих мест и помещения кабинета.

На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины. Учащиеся получат представление о типах графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок №17 Дата:______________________________

Ручные работы. Технология выполнения ручных стежков и строчек

Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек, техническими условиями.

Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда.

Сформировать навыки по выполнению прямых, косых стежков.

Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, образцы стежков и строчек, набор ручных инструментов, хлопчатобумажные лоскутки, нитки, ПК, проектор.

На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, сметать, наметать, заметать, пришить.

I. Организационный момент.

- Проверка готовности к уроку.

II. Повторение .

-Для чего надо знать свойства ткани?

-Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится?

- Назовите положительные и отрицательные свойства хлопчатобумажных тканей?

-Какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?

-Что относится к приспособлениям?

III. Целеполагание Изучение нового материала.

Как вы думаете? От чего зависит качество готового изделия?

(Ответы учащихся) учитель демонстрирует прихватку - игрушку или другое изделие.

Качество изделий зависит от многих факторов: от хорошо подобранной ткани, правильно построенной выкройки и т. д. Но, если все вышеназванные операции сделаны безошибочно, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить. Чаше всего в таком случае изделие безвозвратно испорчено. Чтобы такого нее случилось с вашими изделиями, будем сегодня учиться выполнять ручные швы ровными и аккуратными.

Сведения о ручных стежках и строчках.

При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала сметывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обметывание петель и срезов, пришивание пуговицы. С ручными работами вы познакомились в начальной школе. Чтобы приступить к выполнению машинных работ, нужно повторить все, что вы изучали раньше.

Качество и безопасность работы, а также производительность труда во многом зависит от правильно подобранных инструментов и приспособлений и правильных приемов работы.

Шов - это место соединения деталей.

Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную. (слайд 2)

Строчка - это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные. (слайд 3)

Виды стежков: прямые, петельные, петлеобразные.

Виды строчек : сметочные, заметочные, выметочные, наметочные, копировальные, обметочные.

К ручным операциям относятся такие операции, которые выполняются ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, а также работы по удалению из деталей или изделий стежков временного назначения.

Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой или булавкой;
травма руки ножницами;
травма глаз.

Что нужно сделать до начала работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.

Что нужно делать во время работы:
быть внимательной к работе;
надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;
вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.

Что нужно сделать по окончании работы:
посчитать количество игл и булавок в игольнице;
убрать рабочее место.

Организация рабочего места для выполнения ручных работ.

При ручных работах используют следующие инструменты: иголки, наперсток, ножницы, сантиметровая лента. (Слайд 4 )

К приспособлениям относятся: булавки, манекен, лекала, колышек, резец, линейки, угольники, мелок.

- Ручные швейные иголки выпускаются под номерами от 1 до 12. Иголки нечетных номеров - тонкие и длинные. В школьной практике используют в основном иголки № 3. Они должны быть прямыми, острыми, хорошо отшлифованными и соответствовать виду ткани и выполняемой работе.

- Нитки подбирают в соответствии с тканью и видом выполняемой работы. Самые тонкие выпускают под № 100, а самые толстые - под № 10. В школе чаще всего используют № 50 и № 40. Для отделочных швов на шелковых шерстяных тканях применяют нитки № 65, 75.

Для проталкивания иголки в ткань и предохранения при этом пальца от уколов служит наперсток. Наперстки бывают четырех номеров (2, 3, 4, 5) и двух видов: с донышком и без него. Наперсток должен соответствовать размеру среднего пальца правой руки.

- Булавки (с колечком или головкой) применяются для накалывания выкроек на ткань при временном соединении деталей изделия, а также во время примерки. Острый конец булавки должен быть без заусенцев, чтобы прокалывании не затянуть или разорвать нити ткани.

- Ножницы подразделяются на портновские, закройные и хозяйственные. Портновскими ножницами раскраивают тяжелые шерстяные ткани, закройными — легкие шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные, хозяйственными — шелковые, бельевые и хлопчатобумажные ткани.

Учащимся рекомендуются хозяйственные ножницы длиной 175 - 200 мм. Один конец у них узкий, другой широкий.

- Швейный мелок представляет собой небольшие плитки особо приготовленного белого или цветного мела. Край его затачивают так, чтобы при проведении им по ткани оставался след шириной 0,5—1,5 мм. Для нанесения линий на ткань можно использовать также сухое с тонким краем мыло.

Терминология ручных работ. Таблица № 2

Практическая работа.

Выполнение ручных стежков и строчек при изготовлении игрушки. (слайд 6-16)

Учитель показывает учащимся приемы выполнения ручных швов, обращая их внимание на аккуратность в работе, соблюдение правил безопасности работы.

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ:

Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.

Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.

Сметывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После сметывания нитки копировальных стежков удаляют.

Нитку закрепляют в начале и в конце строчки: в начале—с помощью узелка на конце нитки, в конце — двумя-тремя стежками одной длины.

Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.

Отделку на изделие пришивают нитками в цвет отделки.

Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани

Текущий инструктаж

I. Повторить правила по технике безопасности и санитарно - гигиенические требования.

• перекусывать нитку зубами — от этого портится эмаль и можно поранить губу; 1

• пороть швы и прорезать петли бритвой, так как можно порезать руки;

II. Пользование основными инструментами для шитья.

Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения

учащимися самостоятельной работы):

- разбор типичных ошибок , - вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

Читайте также: