Беседы на перекрестке искусств музыка конспект урока 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока - урок изучения нового материала.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Предмет: Музыка

Тема урока: Два великих начала искусства

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: картинки – иллюстрации, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

- регулятивными УУД: самостоятельно организовывать рабочее место, ставить учебные цели, осуществлять самоконтроль, способность контролировать время на выполнение заданий;

- познавательными УУД: сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признаку; выделение информации существенной для решения проблемы, ориентироваться в учебнике;

- коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, сотрудничать в совместном решении учебной задачи, высказывать свою точку зрения.

У большинства учащихся не сформированы:

-коммуникативные УУД: задавать вопросы, уточнять непонятное.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Развитие познавательного интереса к предмету .

Работают с различными источниками информации.

Узнают знакомые музыкальные произведения.

1 уровень — узнавание

2 уровень- умение без подсказки учителя выполнять предметные действия

2 уровень- Воспроизведение музыкальной речи

Самостоятельно организовывают свое рабочее место.

Планируют собственную деятельность.

Ставят новые учебные задачи.

2 уровень- выполнение действий с взаимопроверкой

1 уровень- выполнение под руководством учителя

Извлекать необходимую информацию из сказанного учителем.

Умение извлекать информацию из прослушанной музыки.

1 уровень- выполнение под руководством учителя

2 уровень – воспроизводить информацию без подсказки учителя

Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения

Работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера.

1 уровень- выполнение под руководством учителя

2 уровень- выполнение действий при работе в парах.

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Высказывать свое отношение к содержанию темы.

1 уровень- выполнение под руководством учителя

1 уровень- выполнение учебного действия с использованием опорных слов

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Формируемые УУД и предметные действия

1. вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

2. организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели.

Создание проблемной ситуации.

Приветствие. Предлагает вспомнить тему прошлого урока, задает вопросы по предыдущей теме.

Приветствие в ответ учителю. Отвечают на вопросы учителя

Слушают музыкальное произведение, вспоминают, как оно называется, кто композитор.

Слушают стихотворение, выделяют важную информацию.

Ставят цель урока с помощью учителя

Познавательные УУД:

формулировать информационный запрос

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации

Предлагает методы и последовательность действий для сбора информации.

Знакомятся с предложенной последовательностью действий.

Регулятивные УУД:

составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково- исследовательский этап

организовать осмысленное восприятие новой информации

Задает вопрос о музыкальных жанрах, в которых есть и музыка и слово.

Читает отрывок стихотворения Пушкина, задает вопрос кто автор стихотворения.

Рассказывает о создании на стихи Пушкина романса Глинки.

Предлагает послушать романс.

Задает вопросы о прослушанном произведении.

Задает вопросы о прослушанном произведении.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют в парах задание учителя.

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из прослушанного текста,

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

давать определения новым понятиям темы.

Регулятивные УУД: осмысливать полученную информацию.

обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения

Демонстрация музыкальных произведений.

Распеваются и исполняют песню .

ПредметныеУУД: выразительно исполнять песню.

КоммуникативныеУУД:

Слушать друг друга.

Регулятивные УУД: Контролировать свое исполнение песни.

осмысление процесса и результата деятельности

Отвечают на вопрос учителя. Делают задание на листочке.

Регулятивные УУД:

констатировать факт завершения действий

Личностные УУД: выбирает ценностные ориентиры: для чего я это узнал, что я теперь буду делать.

Конспект урока по музыке в 5 классе

Тема урока: Два великих начала искусства

-Расширить знания детей о музыкальных жанрах, которые появились благодаря слиянию двух искусств (музыки и литературы).

- Определить единство музыкальных и литературных жанров

- Развивать воображение и эмоциональную отзывчивость у обучающихся.

- Доброе утро, ребята!

Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу.

От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.

2.Повторение

- Вспомните, какая тема была на прошлом уроке?

-Искусства различны, тема едина.

-А тема присутствует во всех видах искусства?

-Совершенно верно, ведь тема – это главная мысль, идея произведения

А что нам потребуется, чтобы понять смысл любого произведения искусства?

-Чуткость, наблюдательность, воображение, внимание.

- Вспомните, с какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке?

- Какая тема их объединяет?

- Послушайте одно из музыкальных произведений, звучавших на прошлом уроке, скажите, как оно называется.

- А почему это произведение мы рассматривали, ведь была тема осени.

-Если вслушаться, то можно представить, как опадают листочки с деревьев; мелодия печальная, и мы грустим об ушедших солнечных днях.

- Итак, какой вывод мы можем сделать?

-Что тема едина, а искусства, которые раскрывают ее разные.

3. Объяснение новой темы

-Ребята, посмотрите на доску.

Здесь изображено два дома. Давайте представим, что оказались очень-очень близко и затая дыхание послушаем, что там происходит и узнаем тогда, кто там живет.

1.Слово – это энергия, которая несет огромную информацию.

Всему название дано – и зверю, и предмету

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, -

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам

Без музыки тоскливо станет жить,

Когда ее внезапно вдруг не станет.

Никто не сможет песню сочинить

И уж тем более исполнить танец.

Она дает нам бодрость и задор,

Когда мы чей-то праздник отмечает;

Минором вдруг сменяется мажор,

Когда грустим и друга провожаем.

Она сопровождает нас везде,

Ведь с малых лет мы с ней уже знакомы:

В саду, и в школе, в отдыхе, в труде,

В гостях, в кино и, несомненно, дома.

1.Ценнее все же слово,

Ценность та не в обличье громком,

Если смысл в нем стойкий заключен, -

Это слово перейдет к потомкам,

Уцелев под натиском времен!

2.Какая музыка звучит!

Какая музыка звучала.

То эта музыка смела,

То эта музыка печальна,

То разговор с тобой ведет

На самом пике откровенья…

Умолкнет чуть и вновь взорвет

Восторгом каждое мгновенье…

О нет, не может наш язык

Так передать тревогу, чувства,

Но все на ноты положить

Способно музыки искусство.

И нету слов у языка,

Нет сил у языка любого,

Чтоб повторить полет смычка…

Пред музыкою молкнет слово!

И музыке не надо слов.

Звучат в ней каждое мгновенье

И жизнь, и слезы, и любовь…

1.И все же помни, что только Слову дано бессмертие.

Сколько бы веков ни прошло, из-под слоя древней пыли,

способны зазвучать лишь Письмена.

Сначала музыка была,

Но речь вольна о ней глаголить…

2.Без музыки земля пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет…

- Что же вы услышали?

-Мы услышали спор между музыкой и словом.

- Так кто же живет в этих домах?

-Ребята, а нужны ли эти виды искусства друг другу, может действительно каждый из них может жить самостоятельно и не зависеть друг от друга?

Давайте попробуем в этом вопросе разобраться на сегодняшнем уроке. Я предлагаю вам несколько заданий, чтобы разобраться в данном вопросе.

-Давным-давно, когда искусство было единым, поэзия и музыка не существовали отдельно друг от друга, так как рождались в игре, обряде, труде.

Шли годы, столетия. Все виды искусства приобрели самостоятельность. И каждый вид имеет свою историю, живет по своим законам. Но родство между ними сохранилось, потому что на протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют. Нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения рождают шедевры.

А какие жанры появились благодаря взаимодействию музыки и слова.

-Песни, романсы, оперы, мюзиклы.

-Предлагаю, ребята, поиграть в игру. Каждому из вас я положила на парту по бумажке с одним музыкальным произведением. На доске висит лист с четырьмя ячейками. На каждой ячейке написан музыкальный жанр: опера, мюзикл, романс, песня. Ваша задача по очереди подходить к доске и вкладывать свою бумажку в нужную ячейку. (ребята играют)

Более подробно мне бы хотелось сегодня остановиться на самых простых жанрах - песне и романсе.

Что такое романс? Что такое песня? Чем отличается романс от песни?

-Романс - музыкальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Исполняется сольно.

Песня - музыкальное произведение, которое можно исполнять сольно, дуэтом, трио, ансамблем, хором. Песня может быть с сопровождением, а может исполнятся a cappella.

-А что же объединяет эти два жанра?

- Союз музыки и слова.

-Стихотворный текст способен придать музыке новое звучание. Он обогащает ее смыслом, оттенками чувств. Но далеко не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особенному мелодичным, должно состоять из слов, которые легко поются.

И следующее задание будет таким:

Посмотрите, у каждого из вас на парте лежат две полоски (красная и синяя). Работать будете в парах.

1.Гроза прошла, и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом…

Еще трава полна прозрачных слез,

И гром вдали гремит раскатом.

2.Я послал на базар чудаков,

Дал чудакам пятаков,

Один пятак на кушак,

Другой пятак на колпак,

А третий пятак так.

3. Вот веселые стихи – апчхи!

Бесконечные стихи – апчхи!

Все чихальщики на свете

Без конца читают эти, ах, апчхи –

Чихают эти, нет, не так –

Читают эти очень звонкие стихи – апчхи!

4. Зарумянилась вишня и слива,

Налилась золотистая рожь,

И как море волнуется нива,

И в траве на лугах не пройдешь…

-Талантливая музыка часто как бы заново открывает известное стихотворение. Композитор превращает стихотворение в музыкальное произведение, благодаря чему поэзия становится частью музыки.

- Кому знакомы эти замечательные строчки?

Я помню чудное мгновенье.

Передо мной явилась ты.
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

Скажите, кто является автором этого стихотворения?

-Это стихотворение написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

-Эти строки А.С.Пушкина учили наизусть и современники великого поэта. И их потомки. Оно посвящено Анне Керн, которой поэт искренне восхищался.

-Это стихотворение легло в основу музыкального произведения известного русского композитора. Кто он? (показываю портрет)

Сохранив прекрасный образ стихотворения, размер пушкинского стиха, Глинка придал ему широкое мелодическое дыхание, подчеркнул переломы в настроении, внес живое биение пульса в фортепианное сопровождение – и сумел стать равным великому мастеру стиха. Интересна история стихотворения и романса. Пушкин посвятил свои стихи

-Как М. Глинка передал смену чувств и переживаний в романсе?

- С помощью аккомпанемента, меняется темп, динамика.

-А случается и так, что музыкальное произведение возрождает к жизни поэтическое. Если бы великий композитор к нему не прикоснулся, оно давно было бы забыто.

-Ребята, в каком характере звучит произведение?

- Быстро, с движением, взволнованно.

Что вы представили, когда его слушали?

4. Вокальная работа.

-На одном из уроков мы с вами уже познакомились с музыкальным произведением, которое появилось благодаря слиянию музыки и слова. Что это за произведение и какой это музыкальный жанр?

-Давайте вспомним эту песню.

-Ребята, я думаю вы готовы уже ответить на главный вопрос сегодняшнего урока нужны ли музыка и слово друг другу?

-Да. Без взаимосвязи музыки и слова не будет многих музыкальных жанров, возможно, некоторые стихи канут в лета, так и не став известным романсом или песней.

И в завершении нашего урока я вам предлагаю продолжить фразу и записать её в тетради.

"На сегодняшнем уроке я узнал, что …";

"Я похвалил бы себя за то, что …";

"Особенно мне понравилось…";

"Сегодня мне удалось…";

-Закончить наш урок я бы хотела замечательными стихами Евдокии Ростопчиной:

Какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся… Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду – все облекаем в них…

В словах и звуках вечный ключ сердец!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Н.А.Римский – Корсаков – композитор – сказочник.

Тема урока: «Н.А.Римский-Корсаков-композитор-сказочник.

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством композитора Н.Аю Римского-Корсакова;показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально-сценического искусства и в частности опере.

Задачи урока.

Иметь представление о жанре оперного искусства;

Ознакомить с оперным искусством, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;

Понимать взаимосвязь литературы и музыкального искусства;

развивать навыки вокально–хорового исполнения.

Воспитательные:

формировать положительное отношение к истории искусства

развивать коммуникативные взаимодействия;

Развивающие:

формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных сцен;

развивать воображение и эстетический вкус;

систематизировать знания об опере

расширение кругозора учащихся через знакомство с новым репертуаром

Тип урока: комбинированный

повторение пройденного методом устного опроса;

рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);

анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

Оборудование:

Мультимедийный комплекс, кроссворд

Видеофрагмент из мультфильма Сказка о царе Салтане

Формы работы учащихся: коллективные, групповые (пение, слушание, анализ, рассуждение).

Ход урока: 1. Целеполагание

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо- песнь заводит,

Налево- сказку говорит…

- Три девицы под окном…

Учащиеся: О царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне- Лебеди. (СЛАЙД - 1)

- А какой это литературный жанр? (сказка)

-Кто автор? (Слайд-1)

Учитель: Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами продолжим разговор о творчестве русского композитора Н.А.Римского-Корсакова. (СЛАЙД – 2)

Почему Римского-Корсакова называют композитором – сказочником?

2. Первичное усвоение знаний

Учитель: На прошлом уроке мы с вами знакомились с музыкальным произведением Николая Андреевича.

Прежде чем продолжить нашу работу, скажите, что называется оперой?

Учащиеся: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.

-Может кто-то помнить некоторые строки этой сказки?

(учащиеся читают отрывки наизусть)

- Вы помните, что в сказке А.С.Пушкина царевич с матерью очутились на пустынном острове. Там Гвидон спас Лебедя от когтей злобного Коршуна, который на самом деле был мстительным колдуном И чудо – Лебедь заговорила человечьим языком.

(Перед началом прослушивания вспоминаем правила слушания музыки) (СЛАЙД – 4)

(Прослушивание фрагмента арии Царевны – Лебедь в исполнении Анны Нетребко )

- Что называется арией?

Учащиеся: Ария – музыкальный номер в опере, который наиболее полно и разносторонне раскрывает мысли, характер и поступки главных действующих лиц оперы.

«Грусть – тоска меня съедает,

- Как поступает царевна Лебедь?

Учащиеся: Превращает Гвидона в шмеля и он летит вслед за кораблём к царю Салтану.

- чтобы царю салтану захотелось ехать к гвидону, юноша мечтает завести у себя на острове невиданные чудеса. вот о них мы и поговорим подробнее на нашем уроке. для начала оперы и всех действий римский – корсаков придумал фанфары.

фанфары – это сигнал торжественного характера.

трубы изображают звучание фанфары.

антракт – небольшое оркестровое вступление перед началом какого – либо действия. В этом антракте трижды звучат фанфары, извещающие о каждом чуде.

- первое чудо. вы знаете какое?

есть там белка, что при всех

золотой грызёт орех,

а скорлупку собирает,

кучки ровные кладёт

и с присвисточкой поёт

при честном, при всём народе

учитель: изменяется ли сама песня и как?

учащиеся: изменяется. она звучит по-разному.

учитель: и так, вы заметили, что песенка звучит с изменениями. такое постоянное повторение одной и той же мелодии, но с различными изменениями называется вариациями.

учащиеся: флейта – пикколо.

(запись на доске)

учитель: в своём творчестве русские композиторы часто использовали русские народные песни.

учитель: и опять звучат фанфары и появляется второе чудо.

море вздуется бурливо,

закипит, подымет вой,

хлынет на берег крутой,

разольётся в шумном беге

и останутся на бреге

в чешуе, как жар горя,

тридцать три богатыря.

(прослушивание второго чуда, (слайд – 9)

- что вы услышали в этой музыке?

учащиеся: слышится шум моря, под марш богатыри выходят из моря.

учитель: почему именно марш использует композитор?

учащиеся: богатыри должны охранять город леденец, а марш передаёт силу и мощь 33 богатырей.

физминутка. (дети маршеруют)

учитель: в третий раз звучат фанфары.

третье чудо – прекрасная царевна лебедь.

там царевна есть,

что не можно глаз отвесть;

днём свет божий затмевает,

ночью землю освещает,

месяц под косой блестит,

а во лбу звезда горит.

а сама-то величава,

выступает будто пава,

сладку речь-то говорит,

будто реченька журчит

.- закройте глаза и прослушайте…

- что вы увидели, слушая эту музыку?

учащиеся: музыка рисует превращение птицы-лебедь в красавицу царевну.

учитель: красивая, нежная мелодия царевны – лебедь усиливает радостное и весёлое впечатление от оперы.

-ребята обратите внимание на изображение Царевны-лебедь, знакомо ли оно вам?

Учащиеся: Это картина художника М.А. Врубеля

итог урока мы подведём необычным способом, разгадаем кроссворд. (Приложение 1)

выполнил(а) все задания

не выполнил(а) все задания

не проявлял(а) активность

Материал урока мне был

Моя оценка себе

Моё пожелание одноклассникам:

Моё пожелание учителю:

под музыку римского – корсакова выходят из класса

1. Главный персонаж оперы, сын царя Салтана и царицы Милитрисы?

По горизонтали.

6. Поэт, чей литературный текст лежит в основе оперы?

5 КЛАСС. I ЧЕТВЕРТЬ

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

Урок 5. Слово и музыка. Два великих начала искусства

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— введение обучающихся в мир жанров, связывающих музыку и слово; исследование жанров песни и романса;

- умение выявлять связи и различие между литературными и музыкальными образами и темами, выразительными средствами музыки и литературы, рассуждать о них.

— совершенствование художественного вкуса в процессе восприятия классических образцов поэзии, музыки, живописи.

— формирование навыков сравнительного анализа литературной и музыкальной составляющих вокальной миниатюры.

Цели и задачи урока:

- учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- рассмотреть проявления взаимодействий, связанных с очевидным влиянием искусств друг на друга (слова и музыки);

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по сравнению литературных и музыкальных произведений.

Учебно-дидактическое обеспечение:

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Н. Заболоцкий

- Сегодня мы будем говорить о двух великих началах – Слове и Музыке. Как вы можете определить связь между ними?

2. Работа по теме урока. Взаимодействие слов и музыки

- Слово и музыка – два великих начала, две стихии (здесь: могучая сила) искусства. Эти два понятия тесно связаны между собой. Отношения между ними непростые. На протяжении многих веков они могут спорить или бороться между собой, а могут дополнять друг друга, приходить к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – это песни, романсы, оперы.

Стихотворный текст способен придать музыке новое звучание. Он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров, делает более доступной для понимания. Как вы думаете, а каждое ли стихотворение может стать основой музыкального произведения?

- Нет, не каждое, так как стихотворение должно состоять из таких слов, которые легко поются, у него должен быть особый удобный ритм.

- Действительно, стихотворение должно по-особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных - приятных на слух - слов, которые легко поются.

Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение. Так поэзия становится частью музыки. Её интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам музыки. Некоторые слова, не совсем подходящие по звучанию или неудобные для пения, заменяются другими.

Кроме того, произведение всегда предназначается для определённого голоса. Какие вы знаете певческие голоса?

- Сопрано, меццо-сопрано, дискант, альт, контральто, тенор, баритон, бас.

- Как вы думаете, исполнение музыкального произведения зависит от того, кто его поёт?

- Конечно, ведь тембр голоса придаёт дополнительные краски, эмоциональность, и дальнейшая жизнь музыкального произведения часто зависит от исполнителя.

- Вы правы, это придаёт музыкальному произведению тембровую неповторимость, не предусмотренную в стихотворении.

Рассмотрите портрет Фёдора Ивановича Шаляпина. Портрет выполнен художником Валентином Александровичем Серовым.


В. Серов. Портрет Ф.И. Шаляпина

Ф. Шаляпин был великим русским оперным певцом, обладавший глубоким низким голосом — басом.

3. Знакомство с романсом

- Талантливая музыка часто как бы заново открывает известное стихотворение. Кому знакомы эти замечательные строчки:

Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты.

Как мимолётное виденье

Как гений чистой красоты…

Скажите, кто является автором этого стихотворения?

- Это стихотворение написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

- Рассмотрите знаменитый портрет Пушкина, написанный Василием Андреевичем Тропининым.


В. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина

Гениальные строки А. Пушкина учили наизусть и современники великого поэта, и их потомки. Оно посвящено Анне Керн, которой поэт искренне восхищался.

Это стихотворение – пример возвышенного и благородного отношения к женщине, преклонения перед красотой и поэзией человеческих отношений.


Сохранив прекрасный образ стихотворения, размер пушкинского стиха, Глинка придал ему широкое мелодическое дыхание, почеркнул переломы в настроении, внёс живое биение пульса в фортепианное сопровождение – и сумел стать равным мастеру стиха.

Подробнее о жизни и творчестве М. Глинки - см. Приложение 1.

Сейчас мы с вами послушаем это замечательное творение.

- На сколько частей можно разделить романс? О чём эти части рассказывают и как они звучат?

- Первая часть романса говорила о зарождении любви, о том, что это было чудное мгновение. Мелодия звучит легко, певуче, светло, ритм ровный.

- Средняя часть рассказывает о разлуке, чувствуется напряжение, тревога, сопровождение становится более резким, драматичным. Затем музыка постепенно успокаивается и замедляется, как бы подчёркивая строчки:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои:

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

- А в третьей части говорится о счастье новой встречи. Звучит тоже вдохновенная мелодия, что и в первой части.

Музыка чётко следует за содержанием стихотворения, она чётко откликается на каждое настроение, каждую фразу. Удивительно певучую мелодию невозможно отделить от фортепианного сопровождения – вместе они представляют единое художественное целое.

Франц Шуберт является автором более 600 песен. Шуберт писал песни на стихи как великих (например, И.В. Гёте), так и малоизвестных поэтов, своих современников.

Подробнее о жизни и творчестве Ф. Шуберта - см. Приложение 2.

В движенье мельник жизнь ведёт,

Плохой тот мельник должен быть,

Кто век свой дома хочет жить,

Вода примером служит нам,

Ничем она не дорожит

И дальше, дальше всё бежит,

Колёса тоже не стоя,

Стучат, кружатся и шумят,

С водою в путь они хотят,

Вертятся, пляшут жернова,

Кажись, бы им и не под стать,

Да ведь нельзя ж от всех отстать,

Движенье – счастие моё,

Прости, хозяин дорогой,

Я в путь иду вслед за водой,

Песня состоит из пяти куплетов: пять раз повторяется одна и та же музыка, сопровождаемая каждый раз новыми стихами. С каждым куплетом мы узнаём всё больше: о том, что вперёд движется и вода в реке, и крутящиеся колеса, и вращающиеся жернова мельницы.

Слушание, разучивание и исполнение песни.

5. Работа над нотными примерами

В романсе М. Глинки (нотный пример 4) ученики отмечают свободное волнообразное строение мелодии. Строчки стихотворения в мелодии отделены друг от друга паузами. Партия фортепиано также певучая и плавная, она поддерживает и подчёркивает красоту мелодии.

В песне Ф. Шуберта (нотный пример 5) фортепианное сопровождение изображает и приветливое журчанье ручья, и бодрую ходьбу юноши. А в вокальной партии мы слышим активные жизнерадостные интонации, близкие народным немецким и австрийским песням.

6 . Вокально-хоровая работа

- А иногда случается и такое, что музыка возрождает к жизни поэзию. Послушайте мелодию и назовите это произведение.

Учитель наигрывает мелодию на фортепиано.

- М. Таривердиев. Маленький принц.

- А теперь споём со словами. Итак, настраиваемся на первый звук, выравниваем унисон, стараемся петь, как один, слушая друг друга. Поём лёгким, полётным звуком.

Обучающиеся исполняют песню.

- Что получилось бы с только что пропетой песней, если бы не было слов, на которые она поётся? И могла бы тогда эта песня появиться на свет?

7. Выразительные средства музыкальных произведений

- Я от всей души хотела бы пожелать вам, чтобы вы всегда верили в то, что жизнь – это чудо, это сказка, только у каждого своя.

Я хочу, чтобы ваш парусник всегда мчался вперёд, навстречу ветру перемен, навстречу новым открытиям, новым свершениям, несмотря ни на что. Ведь сказал же замечательно светлый, солнечный, великий Моцарт, что жизнь – это улыбка, даже тогда, когда по лицу текут слёзы.

Ответьте мне на вопрос: кто такой человек? Чем он отличается, скажем, от животных?

- Он умеет разговаривать. А это может делать только человек.

- Совершенно верно. Но ведь разговор разговору – рознь.

- Нет, это же поэзия Пушкина, только как-то не так она звучит.

- А как должно звучать, расскажите.

- У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…

- Видите, как замечательно разговаривает с нами Пушкин. Слова берёт самые обыкновенные, но его речь, его рассказ, становятся живой, волшебной картиной.

Можно произносить слова просто так, бездумно, попросту болтать. А можно говорить взволнованно, с чувством; можно рассказывать о смешном или печальном, можно хвалить или бранить. Но самая замечательная речь та, в которой есть смысл, красота, чувства.

Так вот, ребята, музыка – это тоже речь, потому что в ней присутствует и смысл, и красота, и чувства. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения, даже чисто инструментального, можно услышать фразы и предложения, различные интонации, восклицания и вздохи – всё то, что является принадлежностью человеческой речи.

8. Итог урока

В далёкие времена музыка и слово ещё не были отделены друг от друга.

Человек трудился, грустил, танцевал и всегда при этом пел, так что и слово, и музыка, и танец возникли из одного источника, одной стихии.

9. Вопросы и задания

1) Каким должно быть стихотворение, чтобы оно зазвучало в музыке?

4) Заполни дневник музыкальных наблюдений на стр. 8.

Приложение 1

Из книги: Музыкальный словарь Гроува: пер. с англ. М., 2001. 1095 с.

Приложение 2

Из книги: Музыкальный словарь Гроува: пер. с англ. М., 2001. 1095 с.

Долгое время Шуберт был известен главным образом своими песнями.

До конца XIX в. значительная часть обширного наследия Шуберта оставалась неопубликованной и даже неисполненной. (С. 1025, 102 6.)

2. Закрепление интереса и любви к музыкальному творчеству.

1. Закрепление навыков инструментального и вокального исполнения.

2. Развитие музыкального воображения.

Методы обучения – объяснительно – иллюстративный, сравнения.

Межпредметные связи – литература, изобразительное искусство.

Учитель : Наш урок мы начнем с обычной артикуляционной гимнастики! Она очень помогает при пении, т.к. мышцы лица становятся эластичными и готовыми к работе. (Дети выполняют задание).

Ты чему так рад?

Прыгаешь, смеешься, да еще дерешься!

Я совсем не рад, отвечает град.

Просто солнца луч просверлил бока у туч

И я вывалился, лечу,

И с досады всех колочу-у-у. (По методике Емельянова)

Учитель : А теперь вспомним попевку, которая часто звучит на наших уроках. (Звучит мелодия. Дети поют ее, называя ноты до ре ми фа соль соль

соль фа ми ре до до.)

Попробуем сегодня спеть ее со словами… о музыке!

Например: музыка моя, моя

Учитель : Ребята, а почему мы пели именно с этими словами? О чем у нас пойдет речь на уроке?

Учитель : А какая она бывает, эта музыка?

Дети: Изобразительной. Она рисует портреты, окружающий мир.

Бывает выразительной. Выражает радость, печаль, грусть, смех.

Учитель: А что делает музыку выразительной?

Дети : Мелодия, интонация.

Учитель : А помните, мы учили песню о музыке композитора Г.Струве на стихи Иры Исаковой? Какая мелодия в этой песне?

(Тихо звучит мелодия)

Дети : Красивая, нежная…

Учитель: А какая интонация звучала?

Дети : Радости и печали, восхищения. Она звучала взволнованно.

Учитель: Вот именно так давайте попробуем спеть эту песню. Взволнованно, лирично, т.е. выразительно. (Дети исполняют песню)

Я хочу услышать музыку,

Я хочу увидеть музыку…

Что такое, эта музыка?

Расскажите мне скорей!

Птичьи трели – это музыка,

И капели – это музыка!

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей…

Видишь, лист кленовый кружится?

Тихо кружится под музыку…

Видишь, тучка в небе хмурится?

Будет музыка дождя…

И у ветра, и у солнышка,

И у тучки, и у дождика,

И у маленького зернышка

Тоже музыка своя…

Я хочу увидеть музыку…

Я хочу услышать музыку…

Ребята, вы любите рисовать красками?

Красиво у вас получается?

Учитель: А получилась бы картина, если б художник написал ее одной зеленой краской, без оттенков? Всмотритесь, сколько их, этих говорящих оттенков зелени. Светлая зелень – молодая зелень. Густая сочная – уже набралась сил и соков из земли. Вон та зелень – на солнце, а вот эта – в тени. Вот сколько оттенков! Они делают картину какой?

Дети : Красивой, выразительной.

Дети : Краски есть в звуках.

Тембр – окраска звука (запись на доске).

Узнаем ли мы голоса друзей и знакомых в телефонной трубке?

А голоса любимых певцов и артистов?

Дети : Да, мы различаем их по тембру.

Учитель: И звуки музыкальных инструментов мы тоже различаем по тембру?

Дети : Да, у них своя окраска, свой тембр.

(Показ иллюстраций или слайдов с музыкальными инструментами)

Учитель: Это – гобой, а это – фагот. Да -а –а, интересно бы было послушать прямо сейчас их голоса! А ведь у нас в классе есть синтезатор – электрический музыкальный инструмент. Чего он только не умеет! Может даже заменить звучание целого оркестра. С его помощью мы услышим сейчас звучание тембров гобоя, фагота и других музыкальных инструментов. Попробуем?

(Вызвать желающих и умеющих играть)

А остальные учащиеся будут слушателями. И, послушав, расскажут нам о своих впечатлениях.

Учитель: Конечно, это не совсем точное звучание инструмента. Гораздо красивее звучат живые музыкальные инструменты. А хотите, мы сегодня встретимся с настоящим музыкальным инструментом? А настоящий музыкальный инструмент у нас находится баян, вы неоднократно слушали его звуки на уроках музыки.

(Учитель наигрывает музыку на баяне)

Учитель: Красивая была музыка?

Дети : Звучание тембра баяна передало нам легкую весёлую музыку.

Ведь музыка, оказывается, еще и художник! У нее свои краски-звуки, от самых нежных оттенков до самых сочных и ярких. И называются эти краски музыки каким словом?

Послушай: музыка вокруг,
Она во всем - в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины,
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень - песенкой без слов
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст! А треск костра!
А металлическое пенье
И звон пилы и топора!
А проводов степных гуденье!

. Вот потому-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели.
А это арфы нам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой.

Домашнее задание: Выполнить работу с картинками – раскрасками с изображением музыкальных инструментов, т.к. на следующем уроке – новая встреча с музыкой!

Читайте также: