Белый пароход конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Приёмы: беседа, активизирующая впечатление от текста.

Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданный вопрос; выборочный пересказ; анализ образа героя; привлечение смежных видов искусств (эпизоды из одноимённого фильма).

Приёмы: проектная работа.

Репродуктивный метод: слово учителя.

Формирование ключевых компетенций:

— освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся, языковой компетенции, компетентности чтения, компетентности разрешения проблем, информационной компетентности.

Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации слайдов

— Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь.

Сегодняшний урок я хочу начать с легенды. А звучит она так.

Афиняне спросили философа:

— Что ты ищешь, философ, днём с огнём?

— Я ищу человека, — ответил он.

— Я ищу человека, — повторил мудрец.

Современные писатели, поэты, художники тоже пытаются разгадать тайну человеческой души, исследуют противоречия нашего общества, ищут пути борьбы со злом и бездуховностью.

Жизнь — это море!
Плыть желаешь?
Построй корабль из добрых дел… —

советовал Абуль Хасан Рудаки

А Ч.Айтматов, понимая, что добро приходит из детства утверждал:

Детская совесть в человеке как зародыш в зерне,

без зародыша зерно не прорастает.

Человек со своим внутренним миром – главная фигура в литературе.

Приятно было слышать ваши рассуждения. Главное, чтобы ваши слова не остались словами на бумаге.

  1. Индивидуальное задание (ученик) Надежда

Работа в тетради.

Запишите ассоциации к слову

— Нравственность – это… (ответы учащихся)честность,доброта, справедливость

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Основное понятие нравственности – добро, главное противоречие – зло. (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой)

— Проблема добра и зла — это одна из вечных тем. Она звучит в произведениях мировой литературы. Эта тема является основой многих сказок и легенд. Повесть “Белый пароход” интересна тем, что в ней одновременно сосуществуют и современная жизнь, и древняя легенда, причём проблема добра и зла решается иначе от привычного исхода.

Итак, повесть прочитана.

III. Формирование новых понятий и способов деятельности.

  1. Беседа по содержанию повести Давайте побеседуем

— О чём она? (Айтматов создал повесть, главным содержанием которой стала судьба подростка).Надежда

  • В нескольких предложениях расскажите о судьбе мальчика. (Мальчик живёт на попечении деда. И у отца, и у матери уже другие семьи. Живёт мальчик с дедом Момуном на далеком лесном кордоне, где их родственник Орозкул все время притесняет, унижает их. Дед не может защитить внука от жестокостей и несправедливостей мира. Мальчик живёт двумя сказками – своей и сказкой, рассказанной дедом. Дед разрушает собственную сказку: убивает возвратившегося марала. Мальчик уплывает рыбой к своей сказке – белому пароходу.)
  • Кто для мальчика является самым близким человеком? (Самым близким человеком и другом, понимающим его, является дед, который всеми силами старается сделать внука счастливым.)

— Что, по-вашему, является главной трагедией ребёнка? (Он никому не нужен.)

— Кто разрушает сказочный мир мальчика? (Дед, столько лет проживший на свете, сохранивший свою веру в сказку о матери — оленихе, прививший ее также мальчику, обрывает все разом, убивая марала.)

— Перечислите главных героев повести.

  1. Применение. Формирование умений и навыков.Представляем проектную работу
  2. Проектная работа

А) Литературный образ-персонаж

Б) Система образов произведения

В) Образы главных героев

Образ Мальчика Бахытжаи

Мальчик оставлен родителями на попечение деда Момуна. Дед — самый близкий человек и друг, понимающий его, стремящийся всеми силами сделать внука счастливым. Именно он внушает ребёнку веру в старую сказку о Рогатой матери-оленихе, которой мальчик и живет. У мальчика было две сказки. Одну рассказал дед Момун. Она — про Рогатую Мать-олениху. В основу её легло предание о начале рода киргизского, до сих пор бытующее в горах Прииссыккулья. Легенда деда – это мир добра и справедливости, это свод правил: как надо жить. Вот, что слышит мальчик от деда, вот, во что верит.

Надежда

Легенда о Рогатой матери-оленихе

— Я мать-олениха. Отпусти детей, большая мудрая женщина. Отдай их мне. Люди убили двойню мою, двух оленят. Я ищу себе детей.

— А ты хорошо подумала? Это дети человеческие. Они вырастут и будут убивать твоих оленят.

— Я буду им матерью. Разве станут они убивать своих братьев и сестёр? Я уведу их в далёкий край, где их никто не отыщет.

Привела Рогатая мать-олениха детей своих на Иссык-Куль. Так мальчик и девочка, последние из киргизского племени, обрели себе новую родину на благословенном Иссык-Куле. Быстро прошло время. Поженились они, стали мужем и женой, отцом и матерью. Назвали первенца своего Бугубаем. Когда вырос, женился на красавице из племени кипчаков и стал умножаться род бугинцев. Чтили бугинцы Рогатую мать-олениху. Так было, пока не умер один богатый человек. Захотелось его сыновьям оказать неслыханную честь отцу, послали они охотников, убили те марала, срубили его рога и велели они мастерам установить рога на гробнице. С того и пошло. Великое несчастье свалилось на потомство Рогатой матери-оленихи. Не было пощады маралам. Бежали они в недоступные горы, но и там их доставали. И не стало маралов. Опустели горы. А Рогатая мать-олениха крепко обиделась на людей. Поднялась она на самую высокую горную вершину, попрощалась с Иссык-Кулем и увела последних своих детей в другой край, в другие горы. А когда уходила, сказала она, что не вернётся…

Это была сказка деда.

Сказка мальчика – это сказка о белом пароходе. Вот как он её рассказывает…

Айдана (мальчик рассказывает свою сказку)

(мальчик уплывает рыбой)

Назымгуль Образ деда Момуна

(монолог Орозкула)

Именно Орозкул заставляет деда Момуна убить олениху и посягнуть на то, во что он верил всю жизнь, “на память предков”, на нравственные законы бугинцев. Да и не существует для Орозкула нравственных законов.

(Орозкул рубит рога марала)

«Орозкул принялся вырубать рога из черепа.

— Ах ты сволочь! Я и не такие головы могу размозжить ! – рычал Орозкул в припадке дикой злобы и ненависти. … То были те самые рога, на которых мольбами мальчика Рогатая мать-олениха должна была принести волшебную колыбель Орозкулу и тётке Бекей.

Вывод по работе

Выполняя проектную работу, мы научились

— работать с текстом;

— на основе цитат учились давать развёрнутые характеристики образов-персонажей;

— смогли понять авторское отношение к изображаемым героям: сочувствие и сострадание к мальчику и деду Момуну и неприятие жизненной позиции Орозкула;

— также смогли понять структуру исследовательской работы.

— Спасибо за работу. Через отношение героев к миру и людям мы понимаем позицию автора, но не только. Важную роль играет композиция произведения — рассказ в рассказе. Не случайно дана в повести легенда. Давайте вспомним определение.

Легенда – народное предание о выдающемся событии или поступке человека, в основе которого чудо, фантастический образ.

  1. Беседа
  • Какую сюжетную роль выполняет введенная в текст повести легенда о Рогатой матери-оленихе? (Легенда — основа повести. Она объясняет зарождение племени бугу, в ней воплощены народные представления о добре и зле, в ней же предсказывается и трагический финал произведения.)
  • Сказка про Рогатую Мать — олениху все еще живёт в памяти киргизов. Орнамент на праздничных кошмах, покрывающих юрты, передает рисунок маральих рогов, а высокий головной убор бушнок — челек — до сих пор хранит память о них. Когда-то, — говорит предание, — человек прятал под собой рога Матери-оленихи. Ч. Айтматов положил эту легенду в основу своего сказания о маралах, дал ей вторую жизнь.
  • Почему мальчик восторгается матерью-оленихой? (добротой по отношению к людям, прощение, сострадание, любовь к миру)
  • Только ли мать-олениху мы видим глазами мальчика?

— Как мы оцениваем всех героев повести? Кто даёт нравственную оценку? (Через восприятие мальчика мы видим всех героев повести. Он даёт нравственную оценку каждому персонажу: в этом особенность данного произведения автора).

— Для мальчика добро и зло конкретны. Добро — это мать-олениха и дед Момун , зло — Орозкул. Но жизнь ставит перед ребёнком неразрешимую задачу: почему дед Момун, подаривший ему чудесную сказку и научивший его верить в добро, отступает перед Орозкулом и помогает ему погубить прекрасную олениху?

Есть такой закон мирового искусства — посылать на смерть и муки лучших своих героев для того, чтобы всколыхнуть души живых, призвать их творить добро. Первоначально повесть была задумана как небольшой рассказ. Айтматов хотел написать элегическую историю, вспомнить свою юность и тех людей, которых он знавал и которых давно уже нет. Вот как сам писатель вспоминает об этом:

«Я хотел написать о том, что видел — как я еду, встречаю грузовики и разговариваю со стариком. Хотел описать, как был расстроен старик смертью марала, он пытался отговорить людей стрелять в марала. Именно в этой местности жило племя бугу, которое почитало марала как священное животное. Но когда я начал писать, я почувствовал, что за этим эпизодом скрывается нечто более важное. Появился образ мальчика. Да, я припоминаю, там бегал и мальчишка. Старик сказал, что он его водит в школу. Я спросил, где же школа, и он ответил — далеко, за лесом. Каждый день он отводил его туда и забирал. Так что в основе моей повести были реальные люди и события. Но литература должна перерабатывать реальные факты. Когда уже была написана половина повести, я еще не знал, как поведет себя мальчик в конце.

VII. Подведение итогов урока

Не написано в повести, почему, как в сказках, добро не победило зло. Право найти на них ответы предоставляется читателю.

VIII. Этап рефлексии

(текст на доске)

Дети лишь тогда обретают зрелость и становятся нравственными людьми, когда:

– когда вбирают в себя опыт отцов;
– когда они преисполняются благодарностью к подвигу самопожертвования взрослых;
– когда принимают на себя долг перед всеми, кто был до них;
– когда чувствуют свою обязанность сохранять, обогащать и передавать дальше то, что им оставило старшее поколение.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

сформирование умения пересказывать, анализировать текст, выделять в нём главное;

развитие речи, умения высказывать своё мнение, обогащение словарного запаса, расширение кругозора новыми сведениями;

нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание (воспитание человечности, трудолюбия, любви к окружающей среде, бережного отношения к природе).

Тип: урок-анализ художественного текста

Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (с опережающими заданиями).

Приём: слово учителя, репродуктивная беседа, использование наглядности, связь с жизнью.

Оборудование: интерактивная доска, слайды (книга Ч.Айтматова, словарь, рисунки)

І. Организационный момент: Приветствие, проверка присутствия учащихся на уроке, психологическая подготовка класса к уроку.

ІІІ. Вопросно-ответная беседа.

Что вы считаете главным в человеческой жизни?

Какой смысл таится здесь?

Вывод: Белый пароход – это мечта мальчика. Он хочет, чтобы белый пароход подплыл к нему поближе. Он решил и верит, что там его отец, иссык-кульский матрос, которого он ни разу не видел.

Кто его разлучил с отцом? Где его мать? (Где его корни?)

Разве мальчик не должен жить с родителями? (Выводы учащихся)

Словарная работа:

Кордон - место малолюдное, один из типов населённых пунктов в России

Расторопный - быстрый, ловкий

Отлынивать - уклоняться от какого-нибудь дела

І V . Подробный анализ текста

Определение сюжетных линий повести:

Дед Момун и жители кордона;

Работа по группам:

Краткий пересказ сюжетных линий повести;

Определение главных проблем повести:

Отношение людей к природе. Человек и природа. Природа и катастрофа. Смысл жизни человека, его предназначение, человек и мир, человек и цивилизация. Отношение к традициям народа, гуманные поступки, моральные блага человечества. Проблема алкоголизма.

(Экологическая проблема. Нравственная проблема.)

Ответ на вопрос:

Какая проблема является главной в повести?

(Проблема добра и зла)

На первом абзаце употреблён … оборот.

На втором абзаце …

На третьем … обороты.

На четвёртом абзаце … оборот.

Список терминов:

Сравнительный оборот

Причастный оборот

Деепричастный оборот

Вводные слова

V . Выводы и закрепление:

В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас дополнить свой ответ?

Человек – часть природы. Он не должен идти против природы, он должен жить законами природы – в этом его сила. Он должен бережно относиться к природе-матери. Люди по-разному видят и понимают мир и своё предназначение: у одних – любовь, интерес, мечта и цель в жизни, у других – бесцельное каждодневное времяпрепровождение. Это неправильно! Каждый должен чтить и почитать старших, заботится о детях, иметь в душе тепло и свет. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.

V І. Комментирование и выставление оценок учащихся.
Рефлексия.
Чем запомнился наш сегодняшний урок?
Что было важно в сегодняшней встрече?
О чем пришлось задуматься?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслуживать его.

Каждый должен иметь возможность жить на белом свете, дорожить и свободно распоряжаться лишь однажды дарованным и цезарю и пастуху счастьем полнокровного существования.

Оборудование: портрет писателя, плакат с цитатой, иллюстрации к повести, национальная киргизская мелодия.

Постановка задачи урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами обращаемся к творчеству замечательного писателя Чингиза Айтматова. Музыка, которую вы слышите, - это национальная мелодия киргизского народа. Я хочу, чтобы вы соприкоснулись с той культурой, которая некогда была частью нашей большой единой национальной культуры, а сейчас по волею случая оказалось зарубежной. ( Пауза. Звучит мелодия.)

- Чингиз Айтматов. Имя это – едва ли самое популярное сейчас. И не только на его родине – в Киргизии, но и во всём мире Айтматов являет собой редкий случай среди творческих личностей, когда современниками уже при жизни он был зачислен в ряд выдающихся писателей и общественных деятелей. Он – классик.

Ученица рассказывает биографию писателя.

Основное содержание урока. Беседа.

Ваше впечатление от повести. Что вызвало особое волнение, запомнилось?

Как вы понимаете смысл названия этой повести?

(Айтматов как бы говорит нам, что в жизни не только сказка, но и Орозкул. И часто они живут рядом.

Наверное, для Ч. Айтматова страшнее то, что случилось после сказки. Жизнь Момуна теряет смысл, мальчик уходит из жизни в свою сказку, пытаясь превратиться в рыбу и т.д.)

Какие, на ваш взгляд, проблемы затрагивает автор в этом произведении?

(взаимоотношения человека и природы, проблема памяти, чувства родства; противоречивая проблема добра и зла, проблема счастья в жизни каждого человека).

Каким вы видите мальчика?

( Главный герой повести в свои 7 лет уже ощутил на себе всё самое страшное, что может произойти с человеком в этом мире. Лишь потому, что он ещё слишком мал, он до конца не понимает своего положения. Надежда ни на минуту не покидает ум и сердце юного героя. Брошенный родителями на попечение деда, он лишён родительского тепла и материнской ласки, способной одарить счастьем душу родного ребенка. Казалось бы теперь ненависть должна переполнять сердце мальчика, но в душе его ещё горит огонёк надежды и веры в доброту людей. Он ждёт, что когда- то сможет вернуться к своим родителям и обрести друзей, и может быть тогда счастье словно рукою дотронется до сердца и озарит его любовью и радостью. Этого момента он готов ждать всю жизнь.)

Что противопоставляет мальчик жизни на кордоне?

Мальчик часто разговаривает вроде бы сам с собой, а на самом деле – с ними.

Если мир общения с людьми для него был ограничен, то мир общения с природой в какой-то мере компенсировал мальчику те огорчения, которые приносили ему взрослые.)

Почему мальчик без имени?

(Наверное, мальчику может быть дано любое имя. Таких мальчиков много. Он – собирательный образ, поэтому имя не нужно. Он просто мальчик, и этим всё сказано.)

Как вы понимаете легенду о Рогатой матери–оленихе? Помогает ли она узнать героев?

(В далёкие времена, повествует легенда, когда из всего киргизского племени уцелели только мальчик и девочка. Рогатая мать-олениха принесла их в горы и выкормила. От них пошёл род бугинцев, снова зазеленело дерево жизни.

Дети, взращённые Рогатой матерью-оленихой, начало людского рода, начало человека, рожденного природой. И мальчик – сын сыновей Рогатой матери-оленихи. И старик Момун несказанно горд тем, что принадлежит к роду бугинцев, который тоже ведёт начало от Рогатой матери-оленихи. Один корень, одно начало у этого родства.

Но обидели бугинцы священное животное, подняли руку на детей Оленихи, тем самым навлекли несчастье на свой род, на многие годы и поколения вперед.

Люди лишились чувства родства.)

- Чему учит Момун внука?

(Сам того не ведая, Момун учит мальчика быть человеком, учит памяти.)

(Проблема памяти и родства занимают важное место в нравственно-философской системе Айтматова. Эта память не только о прошлом, о предках. Она о самом человеке, о том, кто он и что он, зачем в этот мир пришёл, что ему в этом мире сделать предназначено.)

- А если всё это предать забвению? К чему это приведет?

(К гибели. Убита память – кончается человек. А там и род угасает, и народ несет потери, и природа, оскудевая, всё дальше уходит от нас.)

- Как легенда помогает узнать Орозкула?

(В образе Орозкула писатель раскрывает нам абсолютно обесчеловеченное существо: ни капли добра и тепла в затерянной в пороках душе. Жестокость его по отношению к окружающим ужасает. Орозкул свирепо унижает всех вокруг не только потому, что он по натуре жестокий человек, но и потому, что сам не удовлетворён своим положением в обществе и безмерно несчастен в своём внутреннем мире. У него нет сына, после него не останется никого, кто бы о нём вспомнил. И место в обществе он занимает не то, которое хотелось. Поэтому он ненавидит всех и заставляет окружающих страдать физически. Постоянными побоями и унижениями он пытается достичь недостижимого для него духовного превосходства.)

(Момун прост, его душа не воет от боли, когда вокруг себя не видит суеты, не ощущает власти. Старику Момуну не нужна власть, его душа счастлива всему живому и красивому вокруг. Он благодарит бога за то, что бог связал его жизнь с природой, ни в чем не укоряет себя, кроме одного, что слишком слаб, чтобы защитить родственников от Орозкула. Ради счастья близких он готов на всё. И вот однажды, не сумев противостоять злу, он отступил перед ним, и, посягнув на потомство Рогатой матери – оленихи – предав родство – казнил свою душу. Сдался сам и предал всё дорогое и святое для мальчика. Мальчик уходит в свою сказку, пытаясь превратиться в рыбу.)

Какое наказание и почему придумывает мальчик для Орозкула?

(Мальчик очень обрадовался, когда узнал о возвращении маралов. Он не может забыть глаза маралицы. Она смотрела на него по-доброму. У неё были материнские глаза. Жестокая смерть маралицы, с которой мальчик связывал столько надежд, потрясла его. Лихорадочное сознание ребенка, в котором перемешалось реальное и воображаемое, ищет справедливого наказания для Орозкула. Оно приходит не сразу, а после того, как он узнал о страшном злодеянии - лишить его детей, чтобы никогда не было таких фашистов.)

Почему мальчик уплывает рыбой?

( Добро в лице мальчика оказалось несовместимым со злом в лице Орозкула. А мальчик был мальчиком и противопоставить грубой силе Орозкула он мог только непримиримость. С этой непримиримостью он уплывает.)

Что есть счастье в жизни человека? Как рассматривается проблема счастья в этом произведении?

Какой же вывод из всего сказанного мы можем сделать?

(Финал повести не безысходен. Он предупреждает нас, взрослых, как тщательно надо оберегать мир ребенка, как хрупок этот мир, как страшно, когда маленький человек оказывается одиноким, никому не нужным.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: осмыслить прочитанную повесть Ч. Айтматова; раскрыть внутренний мир героев повести; продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы.

Развивающие: развивать эмоционально-образное, критическое мышление, устную речь, внимание; развивать навыки анализа текста, умения работать самостоятельно; развивать умения и навыки цитатной характеристики литературных героев; развивать навыки сценического мастерства.

Воспитательные: воспитывать высокие нравственные качества: доброту, высшую справедливость, любовь к природе, к животным, уважение к человеку, его внутреннему миру.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, презентация Power Point

Методы обучения: проблемный, исследовательский, личностно-ориентированный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Орг. момент. (1 мин)

Проверка готовности учащихся к уроку.

Психологический настрой к уроку.

Опрос учащихся – домашнее задание (2 мин)

Актуализация (2 мин)

- Что вы считаете главным в человеческой жизни? (Быть добрым. Любить людей и свою родину. Жить честно. Беречь природу и т.д.)

Новая тема (флипчарт 27) 20 мин

Слово учителя:

Чингиз Айтматов – советский писатель киргизского происхождения, Герой Киргизской Республики и Социалистического Труда, лауреат ряда государственный премий. Родился 12 декабря 1928 года в Киргизском селе Шекер в семье крестьянина-активиста, который впоследствии стал государственным деятелем, но в 1938 году был расстрелян. Мать писателя была армейским политработником и общественным деятелем. После восьми классов общеобразовательной школы, Чингиз поступил сначала в зооветеринарный техникум, а затем в сельскохозяйственный институт. Публиковаться начал в 1952 году на родном киргизском языке.

Содержание повести

Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тётка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а ещё жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тётка Бекей — самая несчастная на свете, потому что у неё нет детей, за это и бьёт её спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.

Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далёкий город.

По вечерам дед рассказывал внуку сказку.

Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошёл род Бугу.

Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется.

Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоём с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди. И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко. Тут ещё этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошёл, точно встретил братьев родных.

И когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком: тот всё отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. Не помогло даже, что Орозкул съездил его по голове пару раз — вырвался, сплюнул кровь и ушёл.

Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнал из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела, что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет? Дед ведь в руках у него.

Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесу маралов, — вернулись всё-таки! — да деду было не до того. И тогда мальчик снова ушёл в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла Орозкулу и Бекей люльку на рогах.

На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно преданная собака. Приезжие тоже увидели маралов — видно, звери были непуганые, из заповедника.

Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которого исходил мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян — мальчик никогда его таким не видел. Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делили огромную груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову. Он хотел бежать, но ноги не слушались — стоял и смотрел на обезображенную голову той, что ещё вчера была Рогатой матерью-оленихой.

Скоро все расселись за столом. Мальчика всё время мутило. Он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясо матери-оленихи. А потом Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе Орозкул его выгонит.

И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернётся в горы. Он спустился к реке. И ступил прямо в воду.

Закрепление (10 мин)

Сравнительная характеристика Момуна и Орозкула.

- Ч. Айтматов во многих своих произведениях прибегает к резким противопоставлениям героев. Такой прием позволяет ярче нарисовать персонажи. Есть ли в повести такие герои? (Момун. Орозкул)

великодушный самодовольный

надежный эгоистичный

трудолюбивый невежественный

бескорыстный грубый

добрый жестокий

приветливый хвастливый

скромный мстительный

бесхитростный

Выясняем, какие из них подходят для характеристики Момуна, а какие для объездчика Орозкула

Цитатная характеристика героев

На основании ключевых высказываний героев ученик делает вывод о противостоянии Момуна и Орозкула, у которых такие разные жизненные позиции, нравственные ценности и ориентиры.

- Кто, по-вашему, является победителем в этой нравственной борьбе? Почему Момун все-таки стреляет в марала? (Орозкул торжествует победу. Его враждебность ко всему доброму отчетливо проступает в символической сцене зверской расправы с головой убитой Матери-оленихи. Он расправляется с лучшими чувствами, которые предал старый жалкий дед Момун и которые живут в душе мальчика).

Образ мальчика

Аналитическая беседа

- В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? (Это мечта о добрых, любящих людях, об отце и о матери, о справедливости и счастье).

- Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя? (Чуткий, впечатлительный, доверчивый, светлый, дружелюбный, умеющий фантазировать и т.д. Он многому хорошему научился у деда).

Вывод учителя:

- Значит, мальчик в свои 7 лет понял, почувствовал сердцем, что главное в человеческой жизни. Он был до конца верен себе, своему идеалу, своей сказке.

6. Заключение (5 мин)

Вывод учителя.

- Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это чувство называется совестью. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.

7.Рефлексия. (2 мин)

Что мы сегодня узнали? Опишите героя произведения?

- В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас дополнить свой ответ? (Это совесть. Детская совесть в человеке).

- А что такое совесть? (Совесть – это чувство ответственности за свое поведение перед людьми).

Разработка открытого урока по внеклассной литературе для проведения в 7 классе.

ВложениеРазмер
urok_aytmatov.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

42 гимназии Приморского района

Учитель: Темченко Наталия Александровна

  1. Найти ответ на вопрос о том, каковы взаимоотношения природы и человека в данном тексте.
  2. Поразмышлять о проблемах нравственности, которые возникают в связи с этой легендой.
  3. Использовать различные формы работы с целью подготовки к написанию сочинения-миниатюры в жанре той же нравственной темы.

про белый пароход. Сегодня наша задача познакомиться с легендой о Рогатой матери-оленихе и подготовиться к написанию классного сочинения на темы, которые вы видите на доске.

Вглядимся в линогравюру 1976 года А. С. Осташева, на которой изображен мальчик.

Опишите его лицо .

Ковалева Света: Это лицо ребенка, у которого взрослые глаза.

Дружко Юля: Грустное и серьезное лицо ребенка, который знает что-то лучше, чем взрослые.

Учитель: Почему эта легенда самая любимая у деда Момуна и его внука? На этот

вопрос мы ответим в конце урока. А теперь прочитаем выразительно первый абзац . Его тема – первый пункт плана в тетради.

  1. Киргизское племя на берегу большой и холодной реки Энесай.

Учитель: Прочитайте наиболее важные цитаты из отрывка на тему:

  1. Разные народы на этой реке жили в постоянной вражде.

Учитель: Найдите в тексте вывод.

Учитель: Соедините текст с современностью.

Дружко Оксана: Очень похоже на Чечню, там ведь тоже льется кровь, нет мирной жизни.

Учитель: Отметьте отношение природы к человеку.

3. Похороны киргизского вождя

4. Нападение врагов на племя.

Учитель: Найдите в тексте главную авторскую мысль. Запишите в тетрадь.

Кузнецов Женя: Человека долго рожать и растить, а убить – скорее скорого.

Учитель: Какова реакция врагов на поголовное убийство?

Лиепин Саша: Радуются богатству, празднуют победу, нет угрызений совести.

Учитель: Как вы думаете, почему выжили мальчик и девочка из племени киргизов?

Никонов Никита: Убежали тайком от родителей в лес драть лыки на лукошки.

Макарова Катя: Природа против того, чтобы племя исчезло с лица земли.

Учитель: А теперь – устное словесное рисование : портреты детей, их поступки, жесты, когда они узнали о трагедии.

Захарченко Таня: Они застыли от ужаса, потом бросились к родной юрте. Мальчик схватил окровавленную руку мертвого отца, стоит с широко открытыми глазами. Девочка, рыдая, упала на мать.

Лебедева Света: Они мечутся по стойбищу, кругом трупы. Дети застыли, прижавшись друг к другу. Потом побежали, взявшись за руки, вслед за врагами прочь от страшного места.

5. Дети у врагов.

Марьенков Сергей: Они добежали до места, где враги празднуют победу над киргизами. В центре красная юрта…

Учитель: Красный цвет – цвет крови и власти.

Марьенков Сергей: Рядом с юртой стража с серебряными топорами. А еще в юрте белая, как снег кошма.

Учитель: Помните, белый – цвет скорби, да и смерти тоже.

Марьенков Сергей: Хан презирает своих людей, считает, что это он победил киргизов, и велит Рябой Хромой Старухе убить детей.

Учитель: Поразмышляйте над тем, почему он поручает это не мужчине, а старухе.

VI. Анализ эпизода.

Учитель: Прочитайте выразительно диалог старухи и реки Энесай, старухи и оленихи. Выскажите свое мнение о том, почему Старуха хочет столкнуть детей в реку Энесай?

6. Диалог Старухи и реки Энесай.

Ковалева Света: Боится ослушаться хана, жалеет детей. Это быстрая смерть.

Ковалева Катя: Возвращает детей природе. Знает жестокость людей, их жадность, поэтому предпочитает их раннюю смерть разочарованию детей в жестоком мире.

Марьенков Сергей: Не хочет, чтобы они стали жестокими, как взрослые.

Какие другие тексты напоминает обращение старухи к Энесаю?

Захарченко Таня: Она обращается к реке как к живому существу, словно королевич Елисей к Солнцу, Месяцу и Ветру в сказке Пушкина.

Учитель: Энесай (Енисей) – река в Сибири. А это богатый край, но этим детям, двум маленьким песчинкам, нет места в жестоком и алчном мире взрослых. Но за ребятишек вступилась сама мать-природа в лице Рогатой матери-оленихи. Она потеряла двух оленят, но не озлобилась на людей, а хочет спасти человеческих детенышей.

Процитируйте портрет Оленихи. Что он символизирует?

Глебовская Аня: Это символ природы и красоты.

Потапенко Валя: Символ материнской любви.

Учитель: В чем убеждена Старуха и во что верит Олениха?

Учитель: Олениха, то есть мать-природа, не только спасает детей от смерти, но дает им шанс начать новую жизнь, полную гармонии и любви, среди людей, которые близки к природе, ее истокам.

7. Обретение новой родины.

Анисимова Юля: Олениха уводит детей к Иссык-Кулю. Это долгий путь, во время которого она спасает ребятишек и от волков, и от людей.

Учитель: Процитируйте пейзаж озера.

Учитель: Какой завет дала детям Олениха? Как должны жить они и их потомки?

Учитель: Жить как люди означает:

  • трудиться
  • жить в мире и согласии
  • хранить язык и обычаи предков
  • жить в гармонии с природой.

Природа – их хранительница, символ материнской любви, мудрости и заботы.

(записывают в тетрадь)

Учитель: Как Рогатая мать-олениха еще раз помогла этим детям?

Полякова Надя: Когда девочка стала женщиной и мучилась в родах, разбушевался Иссык-Куль, прибежала Олениха с колыбелью – бешиком, на которой звенел серебряный колокольчик. И сразу родился мальчик, которого назвали Бугубаем в честь Оленихи. Отсюда пошел род бугинцев, для которых Рогатая мать-олениха – святыня, прародительница племени, его добрый ангел – хранитель.

Учитель: Как почитали ее бугинцы?

Пальчиков Илья: На юртах вышивался знак – рога марала. Кроме того,

Учитель: Почему Рогатая мать-олениха обиделась и ушла из этих мест с маралами?

Учитель: Какие древние законы были нарушены?

Касьяненко Женя: Они

  • подняли руку на стариков
  • унизили их
  • нарушили закон гостеприимства
  • не вняли советам старцев.

А потом они стали убивать маралов, не стесняясь, продавать их рога, запасасть их впрок.

Учитель: Чем руководствовались эти люди? Как комментирует это автор? Запишите это в тетрадь.

Автор (комментарий из текста)

Учитель: Какое наказание придумала Олениха бугинцам?

Никонов Никита: Она мать, поэтому зла пожелать не может, но она ушла с маралами в другую страну. Уходя, она не проклинала людей, но обещала, что не вернется.

Чихиркин Сергей: С ее уходом не стало хранительницы и святыни у бугинцев. Не будет им теперь удачи, пока люди не опомнятся, не покаются в грехах, не станут жить в гармонии с природой и между собой.

Учитель: Рассмотрите линогравюру 1976 года А. И. Величко. Что вам в ней нравится?

Дружко Юля: Рога оленей как крона деревьев, с которой даже цветы свисают.

Дружко Оксана: Мальчик обнимает олененка, как своего брата или друга.

Ремизова Саша: Много белого фона, может быть, потому, что это символ добра, света, любви и гармонии.

Учитель: Жаль, что это только в мечтах мальчика, да еще в старые добрые времена было возможно.

Читайте также: