База данных 10 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.

Задачи урока:

Воспитательная – развивать познавательный интерес.

Учебная – совершенствовать навыки проектирования БД.

Развивающая – развивать умения выявления проблем, анализа, построения гипотез, обобщения, внимательности.

Тип урока : комплексного применения знаний.

Вид : практикум.

Мотивация учебной деятельности.

Постановка цели урока.

Актуализация опорных знаний.

Постановка проблемной ситуации.

Преобразование иерархической структуры к реляционной.

Актуализация опорных знаний (нормализация).

Определение главного ключа.

Определение базовой и подчиненных таблиц.

Определение связей и их видов.

Описание структуры БД.

Подготовительный этап:

Учащиеся самостоятельно формируют группы по 3-4 человека, в зависимости от наполняемости класса. В группах назначаются (выбираются) командиры. Перед уроком столы расставляются так, чтобы каждая группа сидела отдельно от других групп. На каждом столе заготовлены чистые таблицы для выполнения каждого этапа урока и схема БД. Заранее в тетрадях учащиеся делают заготовки таблиц (5 шт., размером 10 на 10 т.к. заранее им не известно условие задания) для дальнейшего заполнения их в ходе урока.

1. Мотивация.

Десятки тысяч лет человечество накапливало знания, но лишь сегодня, в начале двадцать первого века, мы начинаем заниматься их обработкой и сортировкой. И точкой отсчета для новой, информационной эпохи стал именно момент появления первых баз данных.

База данных – детище нового времени. Потому, что создать некий ее аналог во внекомпьютерной реальности не получится, без компьютера можно написать книгу и начертить таблицу, нарисовать картину – все, что угодно, кроме базы данных.

До баз данных существовали картотеки – но это было совсем не то, ибо сведения на карточках были мертвы и неизменчивы.

Собственно говоря, о базе данных, на деле мы подразумеваем два различных объекта. Саму базу – сырой и необщительный материал, громадный массив информации. И программу, средство управления базами данных (СУБД), которая и даст нам возможность воспользоваться этим информационным богатством. Способностью за доли секунды извлекать из большого массива информации НУЖНЫЕ данные в НУЖНОМ виде, и заключается революционность СУБД, победное шествие которых мы и наблюдаем сегодня. Без собственной базы данных не обходится сегодня ни одна корпорация, ни одно учебное заведение или госучреждение.

Мир СУБД велик и практически безграничен, поскольку базы данных применяются сегодня везде – от крупной корпорации и сети Интернет до небольшого “домашнего” офиса. Говорить о мощных промышленных СУБД мы не будем, однако познакомившись с пакетом MS Access, вы тем самым заложите основы своей успешной карьеры. Ибо разработчики и программисты СУБД сегодня без работы не остаются.

Сегодня мы и займемся разработкой БД

2. Цель нашего занятия : спроектировать БД учебного учреждения для дальнейшего ее описания в СУБД MS Access.

3 . Актуализация опорных знаний .

Что называется БД?

Какие модели БД вы знаете?

Какая БД называется реляционной?

Из каких элементов состоит таблица? Что содержат запись и поле?

Какие основные типы полей вы знаете?

Что такое первичный (главный ключ) БД?

4. Постановка проблемной ситуации :

Нашей группе поступил заказ: разработать БД для курсов иностранных языков. Обсудив заказ с менеджером курсов, мы получили данные, с которыми оперирует организация в виде схемы. Разъяснить схему ( приложение 1 );

На столах разложены схемы

Но в таком виде мы их обработать не сможем, обсудите и преобразуйте иерархическую структуру БД к табличному виду. (Учитель во время выполнения данного задания консультирует )

5. Преобразование иерархической структуры в реляционную структуру.

В результате преобразования получается таблица 1 ( приложение 2 ). Ребята по группам проверяют таблицы друг друга. Таблицы вывешиваются на доске и обсуждаются.

(Полученная БД обладает рядом недостатков, очевидна некоторая избыточность: повторение даты рождения и адреса одного и того же человека, фамилии преподавателя и номера группы). Основной недостаток такой БД - возможность нарушения достоверности данных. Для избавления от недостатков БД должна быть нормализованной.

7. Актуализация опорных знаний . (Нормализация)

Скажите, в каком случае БД считается нормализованной? (Фронтальный опрос)

БД является нормализованной, если выполнены следующие условия:

каждая таблица имеет главный ключ;

все поля таблицы зависят только от главного ключа целиком (а не от его части и не от других полей);

в таблицах отсутствуют группы повторяющихся значений.

8. Определение главного ключа .

Учащиеся обсуждают в группах и предлагают ключ, аргументируя свое предложение. В результате обсуждения выбирается главный ключ.

Главный ключ: “Фамилия” + “дата посещения”.

9. Нормализация БД. Аргументирование результатов.

В результате нормализации получается многотабличная база данных ( приложение 3 ).

Определение базовой и подчиненных таблиц.

Определение связей и их видов.

Описание структуры БД.
По группам устно.

10. Создание БД в MS Access.

Ребята создают структуру этой базы данных в программе MS Access. Создают форму для заполнения БД, вводят в нее сведения. Придумывают и создают 2–3 запроса различной сложности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по информатике

Цель урока: формирование знаний о понятии базы данных.

обучающие: формирование представления о базах данных, СУБД, раскрытие и демонстрация их назначения; знакомство с видами моделей баз данных и их основами, формирование общеучебных умений и навыков (умение анализировать, составление опорного конспекта);

воспитательные: воспитание аккуратности, исполнительности, информационной культуры учащихся.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Требования к ЗУН:

Учащиеся должны знать:

понятие базы данных, структуру и функциональное назначение;

классификацию баз данных;

понятие системы управления базами данных и их классификации;

основные действия, которые может выполнить пользователь в СУБД.

Учащиеся должны уметь:

1) определять тип данных в базе данных.

Оборудование:

Компьютер, презентация, мультимедиа проектор.

2. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2т. Т.2 / JI.A. Залогова [и др.]; под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера, — 3-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 294 с.

Организационный момент (2 мин)

Актуализация знаний (5 мин)

Объяснение нового материала (35 мин)

Подведение итогов (2 мин)

Домашнее задание (1 мин)

Организационный момент.

Приветствие учителем класса, проверка отсутствующих, проверка готовности кабинета к уроку.

Актуализация знаний

Учитель: На прошлом уроке мы изучали геоинформационные системы. Вспомним, что они представляют собой?

Ученик: Геоинформационная система - это система, базирующаяся на картах территории, предназначенная для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных объектах.

Учитель: Назовите возможные области практического применения ГИС.

Ученик: Управление и развитие территорий, территориальные службы жизнеобеспечения, справки для населения: метеосправка, адресная справка, поиск объектов.

Учитель: Что такое векторизация? В чем смысл использования этой процедуры в ГИС?

Изучение нового материала

база данных книжного фонда библиотеки;

база данных кадрового состава учреждения;

база данных законодательных актов в области уголовного права. Какие примеры вы можете привести?

Ученик: Телефонный справочник, записная книжка, словари, классный журнал.

Учитель: На интуитивном уровне вы понимаете, что же представляет собой база данных. А теперь дадим точное и полное определение данному понятию.

Запись в тетрадях:

База данных (БД) - это совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отражающих состояние и взаимодействие объектов в определенной предметной области.

Учитель: Под вычислительной системой понимается компьютер или компьютерная сеть. В первом случае база данных называется централизованной, во втором случае — распределенной.

Запись в тетрадях:

Компьютер → Централизованная БД

Компьютерная сеть → Распределенная БД

Учитель: Описание структуры данных, хранимых в БД, называется моделью представления данных или моделью данных.

Запись в тетрадях:

Модель данных - описание структуры данных, хранимых в БД.

Учитель: По виду используемой модели БД делятся на иерархические, сетевые и реляционные (табличные).

Запись в тетрадях:

БД (по виду используемой модели)


иерархические сетевые реляционные

Учитель: Классическим и пока наиболее распространенным вариантом моделей данных является реляционная модель. В базовом курсе информатики вы уже знакомились с основами реляционных БД. Вспомним основные понятия, связанные с ними. Основной информационной единицей реляционной БД является таблица. База данных может состоять из одной таблицы (однотабличная БД) или из множества взаимосвязанных таблиц (многотабличная БД). Структурными составляющими таблицы являются записи и поля.

Лекция по Информатике 10 класс на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Лекция по Информатике 10 класс на тему " Базы данных- структура, предназначенная для хранения информации" (10 класс, Информатика). В лекции представлены вопросы: 1. Базы данных. Основные понятия. 2. Базы данных и их виды. - Модели организации БД. - Этапы создания БД. - Объекты БД. - Типы данных MS Access 2003. 3. Интерфейс MS Access 2003. 4. Технология работы в MS Access 2003.Лекция по Информатике 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

образовательные – ознакомить учащихся и сформировать представление о базах данных и назначении систем управления базами данных(СУБД); сформировать представление об основных объектах СУБД Microsoft Access;

развивающие – развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере; знаний в области информационных технологий, компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся; формировать творческую способность учащихся;

воспитательные – воспитывать организованность, строгость, аккуратность, четкость.

информатике

Тема: Базы данных и система управления базами данных.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока:

образовательные – ознакомить учащихся и сформировать представление о базах данных и назначении систем управления базами данных(СУБД); сформировать представление об основных объектах СУБД Microsoft Access;

развивающие – развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере; знаний в области информационных технологий, компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся; формировать творческую способность учащихся;

воспитательные – воспитывать организованность, строгость, аккуратность, четкость.

Задачи урока:

понятие база данных

понятия поле и запись в таблице базы данных;

основных объектов СУБД Access;

понятия объектов СУБД Access: таблиц, запросов, форм и отчетов.

Формы и методы: лекция с элементами беседы.

Организационный момент. (2 мин.)

Цели урока. Постановка проблемной ситуации. (2 мин.)

Объяснение нового материала. (35 мин.)

Задание на дом(3 мин.)

Рефлексия(3 мин.)

1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь

Включите все компьютеры.

Откройте тетради и запишите тему урока.

2. Цели урока

Учитель: Целью нашего урока является:

Выяснить, как можно хранить информацию

Определить понятие базы данных и табличной базы данных

C основными объектами Microsoft Access.

3.Объяснение нового материала

Учитель: Перед нами стоит следующая задача: имеется большой объём базы данных например, о книгах в библиотеке, об учениках нашей школы, дорожно-транспортных происшествиях за длительный период времени и т. д. Необходимо организовать хранение этой информации таким образом, чтобы её было удобно просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения, делать любые выборки, осуществлять сортировку в любом порядке.

Как вы думаете, каким образом можно хранить такую информацию?

Ученик: Такую информацию можно хранить на компьютере.

Учитель: А как же хранили информацию до появления компьютеров?

Ученик: До появления компьютеров информацию хранили на бумаге, т.е. в журналах, папках, картонных карточках.

Учитель: Картонные карточки используются в библиотечных каталогах. На каждой карточке записаны сведения об отдельной книге. Они удобны тем, что легко можно извлечь нужную карточку, заменить, добавить новые карточки, сохраняя установленный порядок.

А как вы думаете, где лучше хранить информацию? На бумаге или на компьютере?

Ученик: Информацию лучше хранить на компьютере.

Учитель: Одним из распространённых средств такого хранения являются базы данных.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами просмотрим первую часть презентации.


1
слайд


2
слайд

Учитель: Какие можно привести примеры баз данных.


3
слайд

Учитель: Существует несколько классификаций баз данных, например: базы данных можно классифицировать по характеру информации. Имеются также Фактографические и Документальные.


4
слайд

Учитель: Базы данных это организованные определённым образом данные, т. е. данные, расположены в каком-то порядке и они должны быть доступны пользователю.


с
лайд

Учитель: По типу базы данных делятся на табличные БД( данные в виде одной таблицы) , сетевые БД( набор узлов, в котором каждый может быть связан с каждым), иерархические БД (в виде многоуровневой структуры), реляционные БД (набор взаимосвязанных таблиц). Самым распространёнными типом БД является реляционные.


Учитель: Сама по себе база данных не может обслужить запросы пользователя на поиск и обработку информации. Обслуживание пользователя осуществляет информационная система.

Система управления базами данных (СУБД) — это совокупность программных и языковых средств, предназначенных для создания, хранения и обработки баз данных


Учитель: Например, во время телерепортажей с крупных международных соревнований, олимпийских игр на экран мгновенно выводится досье любого спортсмена, о котором говорит комментатор – это работает компьютерная информационная система. Приведите ещё пример.

Ученик: Система продажи билетов.

Учитель: Так же СУБД можно классифицировать 1) по способу доступа к базам данных


8
слайд

Учитель: Система управления базами данных должна решать определённые задачи. Как вы думаете, какие задачи она может решать?


с
лайд

Учитель: СУБД существую различные(Microsoft Access, Paradox, dBase, FoxPro, Microsoft SQL Server, Informix, Sybase, DB2,Oracle), но мы будем работать в Microsoft Access. Давайте посмотрим какой интерфейс у Microsoft Access. Замечаем, что есть стандартная панель, окно созданной базы.


с
лайд

Учитель: Назовите объекты БД.

Ученики: Таблица, запросы, формы, отчёты, страницы, модули, макросы.

Учитель: На уроках мы будем работать с таблицами, запросами, формами и отчётами.


с
лайд


У
читель: Что же такое объект таблица базы данных?

Учитель: Что же такое объект запрос базы данных?


У
ченики:

Учитель: Что же такое объект формы базы данных?


с
лайд

Учитель: Что же такое объект отчёты базы данных?


с
лайд

Учитель: Большинство баз данных имеют табличную структуру. Как мы знаем, в табличной структуре адрес данных определяется пересечением строк и столбцов. В базах данных столбцы называются полями, а строки - записями. Поля образуют структуру базы данных, а записи составляют информацию, которая в ней содержится.


с
лайд


У
ченики:

4.Задание на дом

Учитель: Запишите домашнее задание:§9 , вопросы после параграф 1-4 стр. 107, выучить определения. На следующем уроке у вас будет тест по этой теме.

Ученик: .

Учитель: Урок окончен. До свидания!

Школе принадлежит особая роль выбрать эффективную систему оказания помощи ребенку в его подготовке к реальной жизни. Мотивы и потребности, привычки и ценности, практические навыки - багаж, которым они овладеют в школе, будет сопровождать наших детей всю последующую жизнь. Так как на уроках информатики с применением компьютеров учащиеся должны освоить ряд практических навыков и уметь применять их в дальнейшей своей деятельности.

Вид урока: изучение нового материала. На этом уроке я постаралась применить то, что является важным в преподавании информатики в 11 классе:

Урок опирался на уже имеющиеся знания и навыки учащихся, работа в Microsoft Office;

Новый материал на уроке позволяет удерживать интерес ребят к предмету, а уроки получаются не сложными и нудными, а полезными, интересными для ребят;

Цели урока были выполнены:

образовательные – ознакомить учащихся и сформировать представление о базах данных и назначении систем управления базами данных(СУБД); сформировать представление об основных объектах СУБД Microsoft Access;

развивающие – развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере; знаний в области информационных технологий, компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся; формировать творческую способность учащихся;

воспитательные – воспитывать организованность, строгость, аккуратность, четкость.

Задачи урока:

понятие база данных

понятия поле и запись в таблице базы данных;

основных объектов СУБД Access;

понятия объектов СУБД Access: таблиц, запросов, форм и отчетов.

Главная задача на этом уроке: познакомить учащихся понятием базы данных и система управления базы данных, познакомить с основными объектами СУБД Microsoft Access.

Методы и формы обучения на уроке учитывают специфику предмета информатики (была создана и использована презентация). Работа велась по подгруппам.

Считаю удачной выбранную структуру урока. Начинаю изложение материала с постановки проблемной ситуации(как хранить большой объем информации). Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение сочетаются с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте, а также с использованием презентации.

Урок получился интересным и насыщенным, т.к. школьники работами то в тетрадях приводили примеры использования баз данных в повседневной жизни. Контроль усвоения был проведён на следующем уроке в виде теста.

Читайте также: