Башкирские народные песни конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Задачи урока: 1) дать понятие о курае как о старинном и востребованном сегодня музыкальном инструменте, используемом в разных музыкальных жанрах, познакомить с известными кураистами, особенностями звучания и изготовления инструмента, композиторской музыке для курае, закрепить знания детей о кубаирах;

2) развивать музыкальные способности: вокальные данные, умение петь различными приёмами, грамотного интонирования, музыкальную память, музыкально-аналитическое мышление; совершенствовать умение понимания жизненно-образного содержания музыкальных произведений разных жанров;

СЛАЙД 1 (муз. вставка)

Ребята, скажите какое музыкальное произведение начало наш сегодняшний урок?

СЛАЙД 1 (название произведения)

К какому фольклорному жанру мы можем отнести эту песню? (кубаир)

Как музыка нам подсказывает, что это кубаир?

Кто является создателем и исполнителем кубаиров? (сэсэны)

СЛАЙД 1 (иллюстрации)

Хорошо. А теперь взгляните, пожалуйста, на доску. Здесь вы видите 2 иллюстрации. Рассмотрите их, вспомните кубаир, который начал сегодняшний урок и подумайте, о чём будет сегодня идти речь на уроке.

Сегодня мы поговорим об одном из самых древних, но в то же время востребованных сегодня, башкирском музыкальном инструменте – курае.

Проведём мы урок в виде кубаира, то есть хвалебной песни, а путеводителем по уроку будет как раз цветок курая. Каждый лепесток курая будет подсказывать нам тему для обсуждения. Ну и, конечно, так как у нас сегодня урок-кубаир, то каждому лепестку курая будут посвящены хвалебные строки. (их выразительно читают ученики)

III. Работа по теме урока

1. Происхождение инструмента

Когда я слушаю Курай,
То радость льётся через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.

Вашим домашним заданием было прочитать легенду о курае. Давайте вспомним, что вы узнали из неё.

Легенда рассказала вам, как люди узнали курай и из чего его изготовили. Из чего же изготавливают этот музыкальный инструмент? Из этого, к какой группе музыкальных инструментов мы можем его отнести?

2. Изготовление курая

Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу.
И только дуну в свежий срез, -
Как зашумит уральский лес.
И зажурчит наверняка,
В ней мелодичная река.

В народе говорили, что истинный кураист может сам изготовить себе инструмент, сделает его под себя. Сейчас я хочу познакомить вас с прославленным башкирским кураистом Сайфуллой Дильмухаметовым. А вы во время встречи с ним постарайтесь понять, почему каждый кураист играет на своём индивидуальном курае, сделанном только для него.

Проверим, что же вы узнали об изготовлении этого инструмента. Из чего изготавливают курай? Почему каждый кураист имеет свой собственный музыкальный инструмент? Вам интересно каким бы был курай сделанный для вас? Сколько ладоней отмерял Сайфулла Дильмухаметов? Отмерте и вы от угла парты длину курая для себя.

Практическая работа по отмерению длин курая

Есть и другое название этого растения – дудник, так как он полый как дудка. Так называют это растение русские люди.

От курая зависит и его песня.

Заиграй же, мой курай.

Песня, чтоб вошла в сердца.

И Урал, и весь наш край

Прославляя без конца.

Во время просмотра видеофильма об изготовлении курая, вы слышали звуки народной мелодии, исполненной на этом музыкальном инструменте. Скажите, какие чувства вызвала у вас музыка? О чём она вам рассказала?

Действительно, при звучании курая невольно в сознании возникают картины родного края. Ведь испокон века звуки этого инструмента сопровождали башкира всюду: и в радости, и в горе, и в праздники, и в час испытания для народа. Об этом свидетельствуют многие башкирские песни:

Вдоль по Уралу, гляньте, красота,

По – над Уралом свет от белых юрт.

Взойду на скалы, вырежу курай,

Уральский край всем сердцем воспою.

Сегодня мы с вами выучим одну из таких песен. Послушайте её и определите, какие средства музыкальной выразительности использованы для создания её мелодии.

Почему для создания этой песни использованы именно эти СМВ?

Разучивание 1 куплета песни, работа над плавным кантеленным звуком

4. В умелых руках (кураисты)

Кудесник! Бог курая!

Был в народе попросту – ты нам, играя

Согревал и чувства и умы!

Вслед за земляком своим великим

Голосом уральским покорял,

Города Европы многоликой,

Сам седой и гордый, как Урал!

Это стихотворение посвящено одному из самых знаменитых кураистов Башкортостана Ишмулле Дильмухаметову.

Известны и другие имена выдающихся кураистов – это

  • Кубагуш сэсэн (15-16 век),
  • Баик сэсэн (1710 – 1814 гг).

Баик сэсэн прожил длинную жизнь. Когда ему было 102 года, он встречал башкирских воинов, возвращающихся из Парижа с победой, игрой на курае собственную мелодию, которую специально для этого сочинил. Эта мелодия дошла до нас под названием “Баик”.

  • 2011 год юбилейный год для ещё одного прославленного башкирского кураиста – Юмабая Исянбаева. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения народного музыканта-кураиста.

20 июля 1925 года знаменитый башкирский кураист Юмабай Исянбаев был приглашён в Москву. Там формировалась группа артистов для поездки в Париж. Юмабай Исянбаев повёз с собой тростник с корнем. И когда настала очередь для выступления, он вышел на сцену и прямо перед зрителями сделал курай и заиграл одну мелодию за другой. Один француз поднялся на сцену, посмотрел курай со всех сторон. И когда кураист заиграл мелодию “Баик”, одна французская дама сняла с пальца золотой перстень и надела на палец кураиста.

В память о великом маэстро в нашей республике проводятся Республиканские конкурсы кураистов на приз имени Юмабая Исянбаева.

А вы хотели бы побывать сейчас в роли кураиста?

Наш урок мы назвали урок-кубаир, и сегодня звучит много хвалебных строк, посвящённых кураю. Как и положено в кубаирах. Но вспомните, что является наивысшей точкой мастерства сесэна? (умение импровизировать) Вот и вы сейчас поимпровизируете, подобно сесэнам. Только импровизация ваша будет пластическая. Во время звучания музыки вы, стоя полукругом будете показывать движения, имитирующие деятельность или черты характера, которые можно изобразить в башкирских танцах. Один из вас – кураист. Он имитирует игру на курае и выбирает того, чья импровизация особенно удачна, отдаёт ему курай, а сам становится на его место. Постараемся сделать так, чтобы курай побывал в руках у каждого играющего.

5. Курай в профессиональной музыке

Мой курай, зазвени, заиграй

Всеми красками звонкого мира,

Все печали развей, мой курай,

Чтобы дрогнуло сердце башкира!

Сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним молодым, но уже хорошо известным не только в нашей республике, но и далеко за её пределами, кураистом. Это Роберт Юлдашев.

Не смотря на то, что курай – это очень древний музыкальный инструмент. Сегодня он активно используется башкирскими композиторами. И даже порой композиторы экспериментируют, включая курай в состав симфонического оркестра. Получается очень интересное сочетание.

Сейчас в нашем классе прозвучит серьёзное композиторское музыкальное произведение. Это Фантазия №1 для курая и симфонического оркестра. Автор этого произведения Мурад Ахметов, а солировать на курае будет именно Роберт Юлдашев.

Послушайте эту музыку внимательно и подумайте, интонации какой башкирской народной песни слышны в данной фантазии.

Итак, какую знакомую вам башкирскую народную мелодию вы услышали в данной фантазии? В какой части произведения она звучала? Почему Мурад Ахметов соло в этом произведении написал для курая? Действительно, он хотел показать колорит нашей башкирской музыки, а так же красоту башкирской песни, которая звучит в исполнении на народном инструменте, на котором исполняется более 1000 лет.

СЛАЙДЫ 12, 15 – 18

Действительно, она как человек живёт.

Народной песне нет забвенья,

Её любя передаёт народ

Из поколенья в поколенье.

Итак, наш урок-кубаир заканчивается. И сейчас проверим, что вы усвоили за урок.

1. Название растения, из которого изготавливают курай (дудник)

2. Башкирский певец-импровизатор, сказитель (сэсэн)

3. Башкирская хвалебная песня (кубаир)

4. Башкирский кураист, сыгравший соло на курае в составе симфонического оркестра (Юлдашев)

5. Башкирский кураист – юбиляр, в честь него проводятся конкурсы кураистов (Исянбаев)

V. Домашнее задание

Дома вы нарисуете музыкальный инструмент курай, растение из которого его изготавливают и стилизованное изображение цветка с семью лепестками.

VII. Выход из класса

Легенда о курае

В стародавние времена за семью лесами жил коварный и злой хан. И была у того хана странная привычка – брить наголо голову. И для этого дела каждую неделю приглашал он молодого егета. Но ни один из них не возвращался обратно.

В тех местах жили старик со старухой, было у них три сына. Старшие сыновья пропали во дворце хана. Мать собрала в дорогу младшего, положила в котомку лепёшку из лебеды, замешанную на грудном молоке.

Добрался младший сын до дворца хана. Хан вручил егету острый нож и велел побрить его наголо. А на макушке головы хана возвышался козлиный рог! Егет побрил голову хана и сел кушать лепёшку, замешанную на материнском молоке. Этой лепёшкой он поделился с ханом, после чего хан не стал его убивать, а велел выслать его в дремучий лес.

Долго прожил егет в том лесу один. Однажды он услышал странную мелодию. Голос привёл его на вершину горы, и тут он увидел стебель сухого курая. Звуки курая привели его домой. Егет рассказал о тайне хана. Люди поднялись все вместе, пошли во дворец хана и прогнали его из этих мест.

А курай звучит до сих пор и радует людей своей песней.

Когда я слушаю Курай,
То радость льётся через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу.
И только дуну в свежий срез, -
Как зашумит уральский лес.
И зажурчит наверняка,
В ней мелодичная река.

- Познакомить дете й с башкирс кими композ иторами и ис полнителями.

- Познакомить дете й с башкирс кими музыкальным и инструментам и

- Развитие му зыкального вн имания, у мения слушать и слышать му зыку;

- Воспитание п ознавательного и нтереса к изу чению музыкаль ной культу ры

Мы с вами род ились в Башкорт остане, эта наша родина и о ней мы долж ны

Ребята, каких башкирских му зыкантов вы знаете? (Ответы детей)

А вы знаете вот эт ого человека ? (Слайд), (ответы детей)

Это башкирски й советский комп озитор. Его зовутмХ АСАНОВ Рим

Махмутович. Эт о наш земляк, он р одился и вы рос в Башкирии, у чился в Уфе

в Училище иску сств. В творче стве Рима Хасанова проявляет ся его ярки й

мелодический тала нт, националь ный башки рский песенны й стиль. О н

написал му зыку для спектаклей, му зыку к фильмам, и более 400 п есен ,

многие из кото рых стали нац иональными ба шкирскими ш лягерами.

Шлягер – это попу лярная, модная песня, об ычно с легкоза поминающимся

Рим Хасанов родился в 1947 году, т он до сих пор жив и живет в Уфе.

Сейчас послу шайте очень попу лярную песню на му зыку Рима Хасанова

Обратите внимани е на характер му зыки. (Просмот р видео)

А какая она была по характеру ? (Нежная, л асковая, романт ична)

Как вы ду маете о чем эта пес ня? (О любви, о том, к ак один человек оставляет

А сейчас мы с вам и посмотрим в идео, бу дет звучать произведение тог о же

Обратите внима ние на возраст исполнителя. Можно ли сказать , что это

произведение име нно башк ирского ком позитора, в чем это проявл яется?

Сразу ли понятн о, что это произве дение написал именно башкирский

Особенности башкирской му зыки заклю чается в красиво м орнаменте

музыки, мелизмы – у крашения как в которких мел одиях, так и в длинных

Сейчас мы с вам и посмотрим ещ е одно виде о, в котором бу дет

присутствовать еще одна особенность башкирских песен, послу шайте

Какая особен ность была в это й песне?(Н еобычное пение и сполнителя).

Узляу – горлов ое пение у башкир, наци ональный стиль.

(Слайд) Радик А рсланович Гареев – тоже наш земля к, оперный и эстрадный

певец, один из сам ых попу лярных оперных певц ов Башкорт остана.

В 15 лет он у же посту пил в музыкаль ное училище, затем в Уфимский

институт искусств. Сту дентом второго ку рса был пригашен в оперный театр,

Стал директором Б ашкирского го сударственног о театра опе ры и балета. К

Радик Гареев исполнял пес ни не только на свое м родном а шкирском яз ыке,

но и великолеп но пел на ру сском языке. Сейча с я предлагаю вам послушать

какого оркест ра поет Радик Га реев? (Просм отр видео)

Какой оркестр сопровождал пен ие Радика Га реева? (Симфонич еский )

Какие инстру менты входят в с имфонический о ркестр вы все знаете, а как вы

думаете какие и нструменты входят в б ашкирский народный орвестр? Какие

башкирские на родные му зыкальные инстру менты вы знает е? (ответы детей)

А давайте посмот рим вместе, какие башки рские музыкал ьные инст рументы

входят в состав б ашкирског о народного му зыкально оркест ра.

Молодцы ре бята. Каких н овых музыка нтов мы сегодня с в ами у знали? (Рим

Какие новые инст румент ы вы запомнил и? (ответы дете й)

Домашнее зад ание: На следу ющий урок, пу сть каждый выбе рет башкирски й

Цель урока: познакомить с историческими песнями.

Задачи урока:

1. Воспитывать у детей интерес к истории страны, любовь к музыкальной культуре башкирского и русского народов.

2. Учить учащихся слушать и анализировать музыку.

3. Развивать вокально-хоровые навыки.

Литература:

1. Галин С.А. Башкирские народные песни: Методическое пособие. – Уфа: БИПКРО, 1994.

2. Песня моя – Башкортостан. - Уфа: Баш. книжное изд-во, 1976.

Музыкальный материал:

Наглядность:

3. Портрет Ф. Гаскарова.

4. Портрет П. Багратиона, М. Кутузова.

Ход урока

Прозвенел уже звонок -

Начинаем наш урок.

Собрались сегодня мы

Познать историю страны.

Вас приветствовать я рада,

Добрый день вам всем, ребята!

У.: На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с музыкой башкирского народа. О чем рассказала песня, которая встретила вас?

У.: Правильно, башкирская народная песня рассказала об исторических событиях, происшедших в далеком 1812 году. Что же произошло в начале 19 века?

Д.: Французы напали на Россию.

У.: На поле битвы башкирские конники проявляли чудеса героизма и отваги. Это позже признавали в своих воспоминаниях французские офицеры и генералы. – Ребята, как вы думаете, удалось ли Наполеону победить Россию?

Д.: Нет, в песне поется о том, что французов разбили, прогнали с нашей земли и войска дошли даже до Парижа.

У.: Скажите, когда могла появиться эта песня: во время войны или после?

Д.: Наверное, после войны, потому что она веселая, звучит легко, подвижно.

У.: Обратите внимание на слова припева. Понятны ли они вам?

У.: Интересная песня? Давайте разучим ее.

(разбор непонятных слов, разучивание песни)

У.: Попробуем исполнить всю песню. Как будем петь?

У.: Молодцы! Чтобы прочувствовать настроение песни, исполним ее с движениями. Представим, что мы – башкирские воины-всадники, которые с победой возвращаются домой.

Исполнение песни: 1к. - мальчики, 2к. - девочки, 3к. - все вместе.

У.: Прекрасно исполнили, молодцы! Скажите, эта песня рассказывает только о войне?

Д.: В этой песне отражена дружба народов. О том, что башкиры, наравне с другими народами, поднялись на защиту России.

У.: Правильно, ребята! Во все времена башкиры были дружны с русскими. В 1557 году башкирский народ добровольно вошел в состав Российского государства и вот уже 455 лет наши народы живут в мире и согласии.

Песен, посвященных истории народа, очень много. Я хочу познакомить вас еще с одной. Послушайте, о чем она расскажет.

Д.: Это русская музыка.

У.: Да, вы услышали интонации русской народной песни. А как вы определили ее настроение?

У.: Подумайте, о чем она может рассказать, какие слова могли бы здесь прозвучать?




Д.: О сражении, о героях, о победе.

У.: Конечно, мы слышим бодрую, маршевую мелодию, в ней слышна уверенность в победе. Послушайте ее со словами.

У.: О чем же рассказала песня?

Д.: Русская народная песня рассказала о борьбе русского народа с французами. В этой песне звучит и насмешка над врагом, и уверенность в победе.

У.: А когда появилась эта песня: в начале или в конце войны?

Д.: В начале войны. Здесь поется о том, как солдаты с нетерпением ждут начала сражения.

У.: А чьи имена звучат в песне, знаете, кто они?

Д.: Кутузов, Суворов, Багратион – это русские полководцы.

У.: Правильно, ребята!

Краткая беседа о роли Кутузова и Багратиона в войне 1812 г.

У.: Предлагаю выучить и русскую народную песню. Чтобы было легче, обратимся к нотной записи (разучивание мелодии, текста, работа над скачками, исполнение под фонограмму)

У.: Молодцы, вы точно передали характер этой песни.

Мы с вами познакомились с двумя народными песнями - русской и башкирской, и они обе рассказали об одном историческом событии. Что же между ними общего, и чем они отличаются?

У.: В 2012 г. исполнилось 200 лет, как началась Отечественная война 1812 г., но она до сих пор хранится в истории страны, в памяти народа. Ребята, подумайте, только ли песни могут рассказать о прошлом?

Д.: Стихи, рассказы, фильмы, картины.

Просмотр танца в видеозаписи.

У.: О чем рассказал этот танец?

Д.: Солдаты спят. Русский офицер поет, а башкир слушает его. Вдруг начинается сражение. Русские и башкиры победили, но барабанщик погиб. Все горюют.

У.: Молодцы, ребята! Вы правильно поняли содержание танца. В редкие минуты затишья на войне солдаты отдыхают. Не спят только двое: башкирский воин и русский офицер. В руках у него гитара – звучит старинный русский романс. Но вот тишину нарушает барабанная дробь - наступают враги. Трубач играет сигнал тревоги. Горячая схватка, рукопашный бой. А как вы узнали о победе русского войска?

Д.: По поднятому Российскому флагу.

У.: Правильно. Развивается Российский флаг. Это – победа! Враг отступил, но погибает барабанщик. Все скорбно застыли. Последний кадр танца напоминает застывшую скульптуру, которая посвящена памяти всех героев – и русских, и башкир, погибших, защищая Родину.

У.: Сегодня я не стала объявлять вам тему в начале урока, надеясь, что вы сами определите ее в конце. Работали вы очень активно, думаю, что вы поняли главный замысел урока. Как назовем сегодняшнее занятие?

У.: Молодцы! Любая названная вами тема подойдет. Запишите в тетради ту тему, которая вам больше понравилась.

Обобщение. Много памятных дат и событий в истории нашей страны. В этом году мы будем отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 г. Эта тема нашла отражение в разных видах искусств. Народные песни и танец рассказали нам не только об историческом событии прошлого, но и о великой дружбе двух народов – русских и башкир, которые вот уже 455 лет верны друг другу, вместе они, рука об руку, и в беде, и в радости. Я очень надеюсь, что события 1812 года навсегда останутся не только в истории страны, но и в памяти народа, в наших сердцах. И мы всегда будем гордиться подвигами героев Отечественной войны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие эмоционально-нравственной сферы учащихся, расширение и углубление знаний учащихся о башкирской народной музыке.

План-конспект урока.

Башкирские музыкальные инструменты.

Тип урока: расширение темы

Вид урока: урок-знакомство

Цель: развитие эмоционально-нравственной сферы учащихся, расширение и углубление знаний учащихся о башкирской народной музыке.

Обучающие: создать у учащихся эмоциональный настрой на восприятие башкирских народных инструментов; познакомить учащихся со звучанием башкирских народных инструментов, их историей возникновения.

Развивающие: формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия башкирских народных инструментов;

Воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, родной земле.

Оборудование: проектор, компьютер, иллюстрации с изображением башкирских музыкальных инструментов

Методы: наглядный, сравнение, сопоставление, беседа.

Структура урока:

I Вводная часть:

II Основная часть

Кубыз.Слушание и анализ звучания кубыза;

Гармонь.Слушание и анализ звучания гармони;

Кыл-кубыз. Думбыра. Ударные музыкальные инструменты. Слушание и анализ произведения;

Курай. Слушание и анализ звучания курая. Известные кураисты.

Эмблема Республики Башкортостана. Прослушивание гимна РБ.

Заключительная часть.

подведение итогов, домашнее задание;

выход из класса.

I Вводная часть.

1) Мы Вас приветствовать рады учитель!

2) Я вас приветствовать рада, ребята!

С музыкой какого народа вы знакомились на уроках?

Что значит народная музыка?

Как создавалась народная песня? Как дошла до нас?

Какие жанры б.н.п. вы знаете? (Узун-кюй, кыска-кюй, такмак. халмак-кюй)

Какие древние эпические жанры б.н.п. вы знаете?( Кубаиры, баиты, мунажаты.)

К какому направлению все эти песни отнесем? (фольклору) почему? (народные песни зародились в быту, они отражают уклад жизни народа)

А что помогает нам при исполнении песен?(инструменты)

У каждого народа имеются свои народные инструменты. Какие вы знаете русские народные инструменты(гусли, рожки, балалайка)

А вы знаете какие народные инструменты у башкирского народа?

Скажите когда вы входили в класс, музыка какого народа звучала?(башкирского)

Давайте прослушаем еще раз это произведение и после прослушивания мне скажите какие инструменты звучали в данном произведении?(курай…)

А теперь проверим правильно ли вы ответили, просмотрев видеозапись в исполнении Национального оркестра народных инструментов РБ. Посмотрите внимательно, может кто увидит еще какие-либо знакомые инструменты башкирского народа?

Про какой башкирский инструмент мы учили песню?(курай)

Упражнение на дыхание

Упражнение закрытым ртом на двух звуках

Упражнение с названием и показом нот (гамма)

Как мы должны исполнить?

II Основная часть.

1. Вступительная часть.

Итак, мы вспомнили какие существуют жанры в башкирской народной музыке, говорили о народных инструментах, исполнили песню о курае. Может кто-то догадался какая сегодня тема урока?

Сегодня на уроке мы будем говорить о башкирских народных инструментах. Итак, наша тема –Башкирские музыкальные инструменты.(слайд 1)

2.Кубыз.Слушание и анализ звучания кубыза.

А начнем мы с вами путешествие в мир башкирских народных инструментов с самого древнего инструмента-кубыз.

Мастер, прославивший башкирский кубыз всему миру, является музыкант, кураист и кубызист-Роберт Загретдинов. (слайды 3,4,5)

Давайте послушаем звучание данного инструмента. На что похоже это звучание вы скажете мне после прослушивания.

3.Гармонь.Слушание и анализ звучания гармони

Гармонь попала в Башкирию вместе в переселенцами из центральных губерний России во второй половине XIX века.

Около 100 лет назад русский исследователь С.Г.Рыбаков впервые увидел в башкирском селе гармонь. Широко распространена гармоника в западном, северо-западном, северо-восточном регионах республики, а также у пермских и мензелинских башкир. Хорошие гармонисты, как мужчины, так и женщины, пользуются в республике большим уважением и находятся в центре праздничных событий.(слайд 6)

4.Кыл-кубыз. Думбыра. Ударные музыкальные инструменты. Слушание и анализ произведения

Кыл-кубыз – является древним родственником скрипки. Только при игре он не прикладывается к плечу, а ставится на колени вертикально.

Смычковый инструмент - кыл-кубыз (современный вариант)

Кыл-кубыз сегодня редко встречается в музыкальном быту башкир, его заменила скрипка, которую многие пожилые исполнители держат вертикально, подобно старинному прототипу. Кыл-кубыз имел деревянный долбленый корпус, деку из кожи длиной около 600 мл, гриф и 3 струны (средняя являлась ведущей). Смычок был из конского волоса на древке. Изначально звуки кыл-кубыза сопровождали обряд изгнания духов при лечении больных. На нем исполняли также протяжные напевы и ритуальные мелодии. Рядовым людям не разрешалось дотрагиваться до инструмента. С принятием ислама кыл-кубыз вышел из обихода. Сейчас башкирскими мастерами ведется работа по восстановлению этого музыкального инструмента.(слайд 7)

На струнном щипковом инструменте – башкирской домбре – в давние времена играли сказители-сэсэны. Под аккомпанемент домбры они в кубаирах прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли, бичевали царских прислужников, призывали к борьбе против социального и колониального гнета. Видимо, поэтому они подвергались гонениям, что и явилось одной из причин исчезновения домбры на территории Башкортостана в начале XX в.(слайд 8)

Согласно многовековой традиции башкиры в качестве ударных использовали бытовые предметы: подносы, ведра, щипцы и др. для аккомпанемента к пению и танцам.

В одном из башкирских районов Челябинской области экспедицией под руководством фольклориста Ф.Камаева зафиксирована женская игра на "Донгоре" – гладкого обрезка ствола дерева, подвешенного за оба конца на веревках. На нем по старинной технологии отбеливался материал. Звук извлекался во время отбеливания двумя специальными палочками, которыми выстукивался специфический ритм. Другое региональное название "Донгора" - "Кабак".

Посмотрите на инструменты и скажите на какие ударные инструменты других народов они похожи?

А теперь мы послушаем произведение и попробуем определить какие инструменты звучат.

5.Физминутка

6.Курай. Слушание и анализ звучания курая. Известные кураисты.

Скажите о каком башкирском инструменте мы не поговорили?(курае)

Курай - традиционный духовой инструмент. Название он получил от зонтичного растения (курай, дягиль, дудник) с полым стеблем, который шел на его изготовление. Изначально курай возник как степной пастушеский музыкальный инструмент. С переходом башкир на оседлый образ жизни он не утратил былого значения. На протяжении многих веков без этого инструмента не обходился ни один праздник. Курай - не только сольный, но и аккомпанирующий и ансамблевый инструмент; игра на нем споровождается голосовым звуком. Курай используется как сольный инструмент и великолепно звучит в ансамбле. На нем исполняются плясовые наигрыши, марши. Русские писатели, историки и путешественники уже давно обратили внимание на исключительную особенность этого простого на вид, но очень мелодичного инструмента.

Стихи учащихся.

Звуки гаммы раздаются,

И друг другу не мешая,

Дети в классе собрались.

Здесь идёт урок курая.

Объясняют им заданье,

Чтобы каждый сделать мог.

Ведь учитель спросит строго

Кто не выучит урок.

Научиться на курае

Песни разные играть,

Нужно очень заниматься,

Надо детям много знать.

Надо знать, как пишут ноты,

Чтобы звуки извлекать.

Как на нём расставить пальцы

И как правильно дышать.

Сказки разные, фольклор-

Это путь совсем не близкий.

Знать придания, легенды

И родной язык башкирский.

Ведь мелодия курая

Близкозвучна речи той,

Потому, что появился,

Он в Башкирии родной.

Горе, радость и печаль

Всё с народом разделил.

Доблесть воинскую, славу

Он на веки сохранил.

Звуки гаммы раздаются

И слова башкирских песен.

Этот древний инструмент

Для ребят стал интересен.

Но не все курай освоят-

Это вовсе не беда.

Ведь любовь к башкирской песне

Башкиры подарили миру

Свирели пламенную лиру.

Природы дивный инструмент-

Души поющей комплимент.

И в целом мире не сыскать

Травою дышащую стать.

В нем волн ритмичное движенье,

Певца живое продолженье.

Струной натянутого лука

Курай наигрывает звуки.

Никто не спел живей курая

О красоте родного края.

В его дыханье гордом –

И ширь степей, и шум берез на склоне горном.

В сердцах башкир звучат набатом

Курай и песни Салавата.

Известные кураисты- Юмабай Исянбаев, Карим Дияров, Гата Сулейманов, Ишмулла Дильмухаметов ,Рустам Шарипов и др.

А теперь мы послушаем звучание этого необыкновенного инструмента. С чем вы можете сравнить это звучание?(слайд 11)

Мы с вами разучивали песню об этом прекрасном инструменте. Давайте встанем и исполним ее. Какой характер у песни?

8.Эмблема Республики Башкортостана. Прослушивание гимна РБ.

А где еще можно увидеть курай?( На флаге и гербе Республики Башкортостан)

Что означает 7 лепестков курая?( Семь лепестков курая означает содружество семи племён башкирского народа, которые обращались к Ивану Грозному о принятии башкир в состав Русского Государства.)

При исполнении гимна Башкортостана звучит тембр курая. Это, пожалуй, единственный случай в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику.(слайд 12)

Про курай не только слагали стихи, но ставили танцы и один из них мы сейчас с вами посмотрим, а также изобразим некоторые элементы этого танца.

Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Устные предания донесли до нас около 40 инструментов. Некоторые из них сохранились до наших времен, а многие утратили свое бытование.

Давайте посмотрим какие еще существуют башкирские инструменты.(слайд 13)

III Заключительная часть.

Читайте также: