Барбос и жулька 3 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

— Прочитать с разной интонацией. Определить интонацию.

— Что мы прочитали? (скороговорку)

— Что такое скороговорка? (малый жанр фольклора, учит быстро и правильно говорить)

— Что такое жанр? (вид произведения)

— Какие жанры знаете?

— Определить жанр по его признаку.

(Выборочный тест с помощью сигнального альбома. Дети выбирают цвет соответствующему ответу. На доске - цветовая лента).

1). Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются разные пороки недостатки людей (ложь, хитрость, грубость. ) В этом произведении обычно действуют животные, вещи, в которых эти черты характера людей ярко проявляются и высмеиваются. Часто произведение заканчивается или начинается моралью, где разъясняется его смысл. (басня)

2). Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. (сказка)

3). Небольшое художественное произведение, написанное стихами, оно ритмически организованно и имеет рифму, отличается эмоциональностью, передаёт чувства, настроение и мысли героя. (стихотворение)

4). Жанр, имеющийся только в русском фольклоре. Это песня-сказание о богатырях и исторических событиях. (былины)

5). Это небольшое художественное произведение, в котором обычно изображается какое-нибудь отдельное важное событие в жизни человека, без подробного описания его прошлой будущей и жизни. (рассказ)

3. Проверка домашнего задания.

Мы продолжаем знакомиться с произведениями этого жанра.

— Откройте тетрадь на стр.12. Проверим домашнее задание.

— Прочитать абзац. Почему Постойко оказался на улице?

Проталинка №3. Какие слова выбрал автор, чтобы передать чувства Постойко и его друзей?

— Выбор. Какая это история? Грустная, забавная, поучительная?

—Чему она учит? ( Надо заботиться о домашних животных, не оставлять без присмотра, если нет условий для их содержани , то не заводить ).

— Сегодня знакомимся с новым произведением. По модели рассказать – что будем читать.

— Можно ли по названию определить тему? (о животных)

— Каким цветом закрасим прямоугольник? (коричневым)

— Мы продолжаем знакомиться с произведениями, из которых узнаём о породах собак, какую помощь они оказывают людям. История помнит немало случаев собачьей верности.

Но какой бы породы ни были собаки, или совсем беспородные, это очень преданные своим хозяевам животные. Даже такие маленькие комнатно-декоративные.

— Еще с одной историей собачьей верности нас познакомит Александр Иванович Куприн.

(Рассказ о Куприне - рассказывают дети)

— Дополнительную информацию прочитайте самостоятельно на стр.43.

— Какие произведения Куприна читали? (Выставка книг)

5. Словарная работа.

— На стр.48 познакомьтесь со словарём (самостоятельно.)

—Значения некоторых слов поясню.

6. Слушание текста (читает учитель).

— Итак, слушаем рассказ, следим за чтением.

7. Эмоциональное восприятие текста.

— Какие чувства вызвал у вас рассказ?

— Что поразило, удивило в рассказе?

— Какое произведение напоминает? (Толстой “Лев и собачка”)

8. Повторное чтение, деление на части

— Вспомним, из каких частей состоит рассказ.

— Читаем рассказ, делим на смысловые части и озаглавливаем каждую часть.

Смысловые части могут состоять из нескольких абзацев.

Если вы посчитаете, что часть закончилась, то во время чтения поднимите руку.

Чтение 1 абзаца.

— К какому виду текста относится эта часть? (Описание) Кого описывает автор? Как озаглавим? (Барбос. Карточка на доске)

—Каким представили Барбоса?

Чтение 2 абзаца.

— К какому виду текста относится эта часть? (Описание и повествование. Здесь не только даётся описание внешнего вида, но и её черты характера).

— Расскажите, какой вы представили Жульку.

Чтение 3,4 абзацев.

— О чём прочитали? Как озаглавим? (поведение Барбоса)

—Как к нему относились дети? Прочитать.

— За что изгоняли Барбоса во двор? (за неаккуратность и наглость)

— Чего ждал Барбос лёжа на подоконнике? (не появится ли какая-нибудь собака против дома, где он жил- защищал свою территорию).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 6 им.И.Т.Сидоренко

Семикозовой И.В.

учить слушать и читать произведения и выделять их особенности;

учить определять тему и жанр произведения;

отрабатывать навыки выразительного чтения;

способствовать развитию речи, образного мышления, фонематического слуха и обогащению словарного запаса детей

Планируемые результаты.

Предметные: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного произведения

Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные : знать и различать жанр, тему произведения литературы

Регулятивные : умеют принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы; удерживать внимание при выполнении необходимых действий.

Коммуникативные : умеют участвовать в учебном диалоге; формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; соблюдать нормы произнесения слов.

Личностные : развитие этических чувств, доброжелательности и нравственной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Этапы урока

Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, посмотрите на свои рабочие места, подумайте все ли у вас готово, чтобы начать урок?

Вступительное слово учителя.

- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с творчеством А.И.Куприна ( презентация о А.И.Куприне)

- Фамилия Куприн происходит от названия речки в Тамбовской губернии. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион.

Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре. Несколько позднее – на самолете едва не погиб, когда самолет начал падать.

Носился с рыбаками в бурю в старой лодке. Спускался в скафандре на морское дно. Случалось ему работать корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светится добротой, любовью, талантом.

Творчество Александра Ивановича Куприна дышит любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах.

Готовность и способность к саморазвитию

Сформированность мотивации к обучению

Актуализация и пробное учебное действие

Выявление читательского опыта

- Кто из вас читал произведения Куприна А.И.?

- Отгадайте загадку:

Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков -
Дом хранить от чужаков. (собака)

-Кто догадался, с какими животными в произведении А.И.Куприна мы сегодня познакомимся? (с собаками)

- Кто уже знает, с каким произведением мы сегодня познакомимся?

Какие цели для себя поставим?

-Правильно, будем учиться правильному, выразительному чтению текста, учиться анализировать поступки героев, развивать мышление, внимание и память.

- Поднимите руку у кого дома или у родственников есть собака? Какие породы собак вам известны? (Ответ детей)

- В настоящее время известны около 400 пород собак, чаще всего породы группируются по характеру их применения.

Словарно-лексическая работа, работа в парах .

1 ряд слова – приземистый, сталактит, флирт, фестон

2 ряд слова – подпалина, лицемерный, лицемерие, лавры.

3 ряд слова – карьер, триумфальный, репяхи, искони.

ПРИЗЕМИСТЫЙ – 1) малорослый и плотный по сложению;2) маленький, низкий.

СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

ФЛИРТ – любовная игра, кокетство.

ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.

ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.

ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (пернос.) – пользоваться плодами успехов.)

КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество.

Осознанно воспринимать и различать специфику художественных произведений

Работать в парах формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях; задавать вопросы по существу;

Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли

Слушание произведения

А сейчас мы прочитаем произведение очень внимательно и ответим на проблемный вопрос: Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

Первичное целостное восприятие (читает учитель, а дети следят по тексту)

Уметь принимать и сохранять учебную задачу, составлять план и последовательность работы.

Формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях.

Выявление первичного восприятия произведения

Беседа после слушания рассказа

? – Какое чувство вызвало это произведение?

? – Какая же главная мысль произведения? Чему нас учит? ( Дружбе, верности )

Дети высказывают свое мнение о произведении.

Работа с иллюстрациями к прослушанному произведению

Рассмотрите иллюстрацию, что на ней изображено?

Найдите в тексте слова, соответствующие данному рисунку.

Уметь участвовать в учебном диалоге.

Формировать умение слышать, слушать и понимать партнера

Высказывать суждения о произведении и поступках героев

hello_html_25f654a3.jpg

Повторное слушание произведения

Работа над осознанным чтением .

А сейчас мы будем еще раз читать это произведение по частям с анализом и словарной работой.

- Какие слова выбрал Куприн для описания своих героев?

-Как окружающие относились к Барбосу?

-Как Барбос относился к другим собакам?

-Можно ли сказать, что Жулька и Барбос не любили друг друга?

-Почему изменилось поведения Барбоса?

-Чувствовал ли себя Барбос виноватым?

- Можно ли назвать друзьями Барбоса и Жульку?

Выразительное читать небольшие отрывки произведения

Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста

Работа с содержанием произведения

-Какие слова выбрал Куприн для описания внешности своих героев?

Работа по сюжету.

Почему описание Жульки занимает 1 предложение, а описание Барбоса целый абзац?

- Эти собаки отличаются только внешностью?

- Найдите описание их характера.

- Вывод : внешность и характер собак различны!

- Что же связывало таких разных собак?

- Почему Куприн вначале рассказывает о разной внешности собак, а затем снова большое

внимание уделяет описанию разности характеров?

- К какому выводу он нас подталкивает?

- Кто ворвался во двор? Как вел себя?

- найдите этот эпизод, зачитайте его.

- Какой был самый напряженный момент рассказа?

Найдите его, зачитайте.

- Вывод: маленькая Жулька совершила необычный поступок

Можно ли назвать друзьями героев этого произведения? Могут ли дружить животные так же как люди?

Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

Задавать вопросы по существу.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Удерживать внимание при выполнении необходимых действий.

Понимать нравственное содержание прочитанного произведения

Упражнения по формированию специальных умений

- Определите жанр этого произведения, аргументируйте свой ответ.

- Какая тема произведения?

- Еще раз скажите, какая главная мысль?

- Что же связывало собак? (дружба)

Работа в паре. Дайте определение понятию дружба.

Знать и различать жанр литературного произведения

Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста

Взаимно контролировать действия друг друга

Развивать этические чувства, доброжелательность и нравственную отзывчивость

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Домашнее задание

Работа в тетради на печатной основе.

Применять приобретенные навыки в практической деятельности.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения упражнений

Итог урока

– С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Что вы можете рассказать о нем?

Рефлексия учебной деятельности на уроке .

Заполните свои оценочные листы:

-Вы сегодня довольны своей работой?

-Что тебе удалось?

-Кого бы вам хотелось отметить?

- Какие слова подбадривания вы говорили своему соседу при работе в паре?

Мне хотелось бы отметить хорошую работу на уроке …

Адекватно воспринимать оценку учителя

Способность характеризовать и оценивать собственные знания и умения

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Как вы думаете, о чем пойдем речь сегодня на уроке?

- Кто будет героями урока?

- Как вы думаете, что это за жанр?

- Что такое рассказ?

- О собаках, их жизни, повадках.

- Это произведение, в котором говорится о реальных событиях и героях. Много описаний…..

4.Проверка домашнего задания.

Разделить рассказ на смысловые части

смысловая часть.Вступление.

2Начало действия.Дружба собак.

3.Развитие действия.Бешенная собака

4.Кульминация.Подвиг Жульки.

5Продолжение действия.Жулька заболела.

Конец действия.Прощание собак.

Составление сюжетно-компазиционного треугольника. Работа над композицией произведения

- Любое произведение состоит из определенных частей:

Кульминация (самый напряженный момент)

- Я уже разбила рассказ на пункты, но они в нарушенном порядке. Нам надо отнести их к определенным частям композиции произведения.

- Выберите пункты, которые входят во вступление:

1. Описание Барбоса

2. Описание Жульки

3. Характер собак

- Кто у нас главные герои рассказа?

- Прочитайте как выглядел Барбос.

- С чем сравнивается его шерсть?

- Найдите описание Жульки.

- Почему описание Жульки занимает 1 предложение, а описание Барбоса целый абзац?

- Эти собаки отличаются только внешностью?

- Найдите описание их характера.

- Вывод: внешность и характер собак различны!

- Что же связывало таких разных собак?

- Почему Куприн вначале рассказывает о разной внешности собак, а затем снова большое внимание уделяет описанию разности характеров?

- К какому выводу он нас подталкивает?

- Кто ворвался во двор? Как вел себя?

- найдите этот эпизод, зачитайте его. Это завязка.

- Найдите пункты плана для завязки:

. появление бешеной собаки

- Какой был самый напряженный момент рассказа? Найдите его, зачитайте. Это называется кульминация. Найдите пункт.

- Вывод: маленькая Жулька совершила необычный поступок

- Выберите пункты плана для развязки.

- Как автор описывает болезнь собаки?

- В чем это проявлялось?

- Изменило ли Жульку появление бешеной собаки?

- Чувствовал ли Барбос себя виноватым?

- В чем это проявлялось?

- Найдите описание прощания собак.

- Заканчивая работу над композицией, найдем заключение.

- Прочитаем последний абзац.

- Что же произошло?

- Как все узнали о смерти Жульки?

- Что же у нас получилось на доске?

- Где его можно использовать?

Можно ли Барбоса назвать другом?

Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

Ответим на вопросы в конце урока.

Если вы слышати имена героев,которых мы изучали на уроках литер. Чтения-хлопаете, не изучали=- топаете.


Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС. В ней прописаны не только задачи урока, но и планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные. В технологической карте подробно прописаны все этапы урока с целями, содержанием урока, деятельностью учителя и деятельностью обучающихся, указаны универсальные учебные действия на каждом этапе урока.

На уроке проводится групповая работа и работа в парах, в которую включаются учащиеся всего класса. Итоги работы подводят сами учащиеся, опираясь на критерии оценивания.

На уроке учащиеся рассуждают, доказывают, высказывают свою точку зрения.

Содержимое разработки

ФИО учителя: Жукова Ирина Анатольевна

Предмет: литературное чтение

Планируемые результаты:

Умения прогнозировать содержание рассказа, увеличивать темп чтения вслух.

Метапредметные:

Регулятивные УУД - формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, высказывать свои предположения, оценивать свою работу на уроке.

Коммуникативные УУД – отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, выражать свои мысли, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Познавательные УУД – осуществлять анализ художественного текста, выделять в нем основную мысль, отбирать опорные слова для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге.

Оборудование: портрет автора, листы для групповой работы, на листах (внешность и характер собак), карточки с планом рассказа для работы в парах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Проверьте свои рабочие места.

Каким будет сегодняшний урок?

- Урок будет необычным

- Узнаем много нового

- Урок доставит радость общения

- Будет интересно на уроке

Настрой учащихся на восприятие учебного материала

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

отвечают на вопрос.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.

2. Речевая разминка.

Цель: развитие фонематического восприятия, речевого аппарата, скорости чтения вслух и про себя, повышение интереса к процессу чтения.

Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу – навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем,

Мы – неразлучные друзья.

Визжим, и прыгаем, и скачем –

И он, и я, и он, и я!

Валентин Берестов

- Прочитайте это стихотворение по слогам, жужжащим чтением, шёпотом, с ускорением, выразительно.

- Догадались ли вы, о ком идёт речь?

- О чём хотел рассказать нам автор?

- С каким произведением будем работать сегодня?

Слушает ответы учащихся.

Читают стихотворение по заданию учителя.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: смысловое чтение.

3.Проверка домашнего задания.

Цель: проверка домашнего задания,

создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Индивидуальное задание. Биография А. И. Куприна (1870- 1938)

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 г. В городе Наровчат Пензенской губернии. Отец его умер, когда мальчику был год. Семья осталась без денег и в 1874г. мать переехала в Москву. Из-за тяжёлого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротский училище. В 1880г. Куприн поступил в военную гимназию, а затем в 1888г. - в военное училище.

Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать.

Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных.

Читайте также: