Б житков беспризорная кошка конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 1697 0

Дать характеристику героям рассказа их положительные и отрицательные качества.

Развивать умения впитывать необходимую информацию и переживать то, что читаем ; выражать свой мысли , оценивать поступки героев , развивать навыки критического мышления .

Воспитывать доброту, дружбу, прививать любовь ко всему живому .

Метод: Словесный , наглядный, частично-поисковый, самостоятельная работа.

Форма: Коллективная работа , работа по рядам.

Оборудование : портрет Борис Степановича Житкова , подборка книг автора .

1 Организационный момент.

- Ребята у нас сегодня необычный урок поэтому к нам пришли гости .

- Давайте встанем и поприветствуем гостей .

Мы приветствуем гостей

Дорогих учителей ,

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзны и весёлых.

- Начнём наш урок . Я уверена ,что постараетесь быть активными и организованными учениками.

На уроке я сижу.

Не шумлю и не кричу.

Руку тихо поднимаю

Если спросят, отвечаю.

2 Проверка домашнего задания .

- Давайте вспомним что было задано на дом ?( рассказ о своём любимце – кошке или собаке)

-Внимательно послушаем ваши рассказы.

- Какое настроение вызывают у вас домашние любимцы?

3. Актуализация знаний и постановка цели урока.

Соотнесите автора и литературное произведение.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Борис Степановича Житкова будем читать его рассказ.

- Отгадав загадку вы узнаете про кого рассказ.

Красив он строен , длинноус и мохнат.

Он любит мышей , ненавидит собак.

Так вы отгадайте скорей о ком говорится в загадке моей . (кот)

. Послушайте внимательно о писателе. Борис Степанович Житков писатель, путешественник.

Родился Борис 30 августа 1882 года в Новгороде в интеллигентной семье. Отец его был преподавателем, поэтому неудивительно, что начальное образование Борис получил дома. Первые годы жизни в биографии Бориса Житкова были проведены в Одессе. После окончания гимназии Житков стал учиться в Императорском Новороссийском университете (в Одессе). Следующей ступенькой в образовании в биографии Житкова стала учеба в политехническом институте Петербурга. Там Борис избрал другую специальность. Если в Одесском университете он посещал естественное отделение, то в Петербургском институте – кораблестроительное.

После окончания института много путешествовал, работал штурманом, капитаном судна. Также в биографии Бориса Степановича Житкова было испробовано множество других профессий. Но постоянным увлечением его была литература.

.Все герой произведении Житкова– добрые, чуткие , отзывчивые люди. Его рассказы для детей полны мягкого юмора , теплоты.

-Что интересного вы узнали у писателе ?

- Встреча с этим авторам поможет стать вам стать чутким , внимательным ,

- какое произведение можно назвать рассказом ?( ответы детей) рассказ – это эпизод одного событие из жизни героя . В рассказе один или несколько героев.

- Ребята цель нашего урока прочитать и проанализировать рассказ

Борис Степановича Житкова «Беспризорная кошка Дать характеристику героям раскрыть их положительные и отрицательные качества.

5. Ассоциациии

- Откройте глаза а теперь давайте запушим что можно отнести к доброте .

6 . Изучение нового материала.

Чтение текста 1 части учениками

Беседа по 1 части прочитанному .

-Жанр этого произведения ( рассказ)

-От имени кого ведётся повествование ?( автора)

- Чем занимался человек , от лица которого идёт рассказ? (рыбачил)

- Кто с ним рыбачил? (пёс Рябчик)

-Опишите внешний вид Рябчика как они дружили?

- Зачем понадобился писателю кот?

-Как он думал о котах хорошо или плоха ? (он думал . что коты привыкли жить на готовое : нажрался а вечерам на тёплой плите растянулся )

-как появилась кошка?

- как относья к ней автор?

- Чего он хотел задабривая кошку рыбой?

- Как вела себя кошка?

-Замените другим словом или выражением .(кушать,есть)

7. Физминутка

Как умывается кошка?

Как потягивается кошка?

Как царапается кошка?

Как шипит кошка?

Как виляет хвостиком?

Чтение 2 части рассказа

Беседа по 2 части прочитанному .

Какую картину во время дождя увидел писатель?

Кого и почему пустил Рябчик в будку?

Был ли рад Рябчик такой соседке?

- Что изменила кота ? ( доброта ,жалость, он почувствовал ,что он теперь не один ,у него есть друг и хозяин?)

Восстановление частей текста

Восстановите в правильном порядке название части текста

3.В поисках кошки

5. Частая гостья

6. Соседка Рябчика

Дайте каждому из них краткую характеристику (Работа по рядам)

1 ряд : Пёс Рябка

2 ряд: Беспризорная кошка

Осмысление авторской идей.

- Написав этот рассказ Житков хотел , чтобы мы поняли одну важную вещь

-Какую? ( Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить, и не обежать их. Нести ответственность за тех кого мы приручили )

-Добро побеждает зло – основная мысль рассказа .Доброта и милосердие – великие вещи .Первые в жизни почувствовал к себе доброту и внимание и заботу , сердце кота отозвалось .Произошло чудесное превращение он подружился с псом .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: литературное чтение

образовательные:

познакомить учащихся с новыми произведениями,

способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,

организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения,

организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.

развивающие:

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух;

создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие:

содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к животным, заботы о них,

способствовать сплочению классного коллектива,

содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:

компьютер и проектор,

комплект слайдов по изучаемому разделу,

портрет писателя Б.Житкова,

макеты обложек произведений,

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.

Основание для применения компьютерных технологий: использование демонстрационного материала в виде просмотра слайдов, фрагментов мультипликационных фильмов, прослушивание песни с клипами способствует продуктивной и рациональной организации урочной деятельности. Так как у учащихся начальных классов преобладает наглядно – образное мышление, демонстрационный материал актуален.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- Как называлось произведение, которое мы читали на прошлом уроке?

Учитель: Кто автор рассказа?

Учитель: Кто является главным героем рассказа?

Какое домашнее животное было у мальчика?

а) диалог няни и Тёмы;

Перескажите рассказ по пунктам.

(Рассказ пересказывают 2 ученика).

а) вот и выбрались из колодца (итог).

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучать произведения о животных и

познакомимся с произведением известного русского автора Бориса Степановича Житкова. Узнаем, когда он жил, какие произведения он написал. Будем учиться читать правильно и выразительно. Научимся составлять план.

IV. Новый материал.

Рассказ о биографии автора. Слайды 1 - 2 портрет писателя.

Знакомство с книгами писателя (слайды № 2 - 12) - выставка книг.

Обзор рассказов Б. Житкова.

Учитель: Рассказы Бориса Степановича можно разделить на три раздела. О море, о животных, о технике.

V. Знакомство с произведением.

- Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Б. Житкова. Один из героев – нового произведения – собака, а вот второго героя мы угадаем. Загадка:

Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем мы знакомы.

У него усы как спицы,

Он, мурлыча, песнь поёт.

Только мышь его боится…

Угадали? Это… (кот)

1. Чтение учителем.

2. Работа над содержанием. Беседа:

- От чьего имени ведётся повествование? – от имени автора, т. е. от первого лица.

- Чем он занимался?

- Какое домашнее животное было у автора рассказа?

- Кто портил сети и рыболовные снасти?

- Почему в доме было много мышей?

- Автор решил специально завести кошку. Нашёл ли он её?

-Что случилось однажды?

- Сразу ли привыкла кошка к хозяину и стала жить в доме?

- Как отнеслась к кошке собака?

- Как вы думаете, прижилась ли кошка в доме у автора?

- Теперь, когда у животного есть хозяин, правильно ли будет и дальше называть кошку беспризорной?

3. Чтение учащимися по цепочке.

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия,

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее!

Сели киски на карниз,

Посмотрели прямо вниз,

И сказали три кота:

5. Выборочное чтение:

а) описание собаки;

б) поступки и поведение собаки;

г) появление кошки;

д) кошка приходит в гости. Поведение кошки.

е) поведение животных в дождь.

6. Параллельно с выборочным чтением проводится словарная работа:

Задабривал кошку, кошка дичилась, помотал хвостом конфузливо.

VI. Развитие речи и воспитание экологической культуры.

Мы прочитали рассказ, в котором кошка и собака подружились, но ведь обычно кошки и собаки не являются приятелями.

2. Послушайте стихотворение (читает заранее подготовленный ученик)

Встречается Кошка с Собакой,

С Кошкой встречается.

3. Работа с фразеологизмом:

С давних времён считалось, что собака и кошка – непримиримые враги. Сначала кошка смотрит на незнакомую собаку, осторожно отступая, а в случае опасности взбирается на дерево. А собака думает, что кошка – очередная добыча. Но животные, выросшие вместе, прекрасно уживаются друг с другом. А вот повадки и привычки у них разные.

4. Чтение и анализ стихотворения.

Автор историй про Маугли, английский писатель Редьярд Киплинг, написал такое стихотворение о кошке и собаке (Бинки - кличка собаки)

Кошка чудесно поет у огня,

Лазит на дерево ловко,

Ловит и рвет, догоняя меня,

Пробку с продетой веревкой.

Все же с тобою мы делим досуг,

Бинки, послушный и верный,

Бинки, мой старый испытанный друг,

Правнук собаки пещерной.

Если, набрав из-под крана воды,

Лапы намочите кошке

(Чтобы потом обнаружить следы

Диких зверей на дорожке),

Кошка, царапаясь, рвется из рук,

Фыркает, воет, мяучит.

Бинки - мой верный, испытанный друг,

Дружба ему не наскучит.

Вечером кошка, как ласковый зверь,

Трется о ваши колени.

Только вы ляжете, кошка за дверь

Мчится, считая ступени.

Кошка уходит на целую ночь.

Бинки мне верен и спящий:

Он под кроватью храпит во всю мочь, -

Значит, он друг настоящий!

- О чём рассказал нам автор стихотворения?

5. Вывод: многие люди наблюдают за повадками животных у себя дома и считают, что кошки и собаки могут очень дружно уживаться между собой. Такие примеры мирного сосуществования кошек и собак можно встретить и в литературе, и в кино, и в мультфильмах.

Мы доказали, что кошки и собаки – не всегда враждуют, они могут дружно сосуществовать и радовать своих хозяев. Человек издревле приручал животных и первыми, кого он приручил, были кошки и собаки. Мы любим наших домашних животных не только за то, что они приносят нам какую-то практическую пользу, но и за их весёлый нрав, за привязанность к человеку, за их бескорыстие и преданность.

Для чего нужны коты?

Спpосил меня один знакомый:

- Вот для чего вам нужен кот?

Ведь кошек не деpжу я дома

А у тебя один живёт.

-Быть может стоpож он "от Бога",

Чужих не пустит на кpыльцо?

-Hет, он мохнатым теплым боком

Щекочет ночью мне лицо.

-Hавеpное, он очень ценен,

Пpиносит в дом большой доход?

-Hет, он свеpнувшись на коленях

Hегpомко песенку поёт.

-Я понял! Он охотник ловкий,

Спасает вас от гpызунов?

-Он ловит ленты и веpевки,

Гpоза он обувных шнуpков.

-Пpослушал, видно, я случайно

Зачем вам кот, скажи скоpей.

И я сказала: "Для муpчанья.

И это мне всего важней."

VII . Итог урока. Рефлексия.

- Сегодня на уроке мы познакомились с интересным автором, детским писателем. Как его зовут?

- Какое произведение мы прочитали?

- О чём этот рассказ?

- Что еще мы делали на уроке?

Оценивание работы на уроке.

Домашнее задание – стр. 88 – 91 чтение, составление плана, пересказ.

Мы продолжали разговор об ответственности человека за всё живое на нашей планете. Каждому из нас важно всегда помнить, что о братьях наших меньших – о животных необходимо заботиться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выделять смысловые единицы текста, развивать речь, навыки беглого осознанного выразительного чтения; воспитывать доброе отношение к животным, через осмысление произведения подвести детей к проблеме бездомных животных, учить устанавливать причины и находить пути решения; прививать чувство сострадания.

Школа: СШ № 12 г. Житикара

Дата: 12.11. 16

ФИО учителя: Щербакова Г. С.

Количество отсутствующих:2

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

выделять смысловые единицы текста, развивать речь, навыки беглого осознанного выразительного чтения; воспитывать доброе отношение к животным, через осмысление произведения подвести детей к проблеме бездомных животных, учить устанавливать причины и находить пути решения; прививать чувство сострадания.

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

- развивать умение работать над понятием;

- воспитывать чувство любви, сострадания, понимания и сочувствия к животным у учащихся;

- учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

Отвечать на поставленные вопросы учителя,

Большинство учащихся будут уметь:

Делить текст на смысловые части, выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, умеют давать характеристику главным героям

Некоторые учащиеся смогут:

Анализировать произведение; самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; самостоятельно оценить свои знания и знания одноклассников, видеть позицию автора

Языковая цель

Учащиеся могут:

пользуясь терминологией, выражать свое мнение, аргументировать свои решения, представлять результаты работы

Ключевые слова и фразы: беспризорная кошка, любовь к животным, характеристика главных героев,

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:

Discuss the chart that is created. Which is the most popular fruit choice? How do we know?

Has every learner’s choice been recorded? How can we check?

Ask learners if they can think of other questions that we might have investigated. If ideas are not forthcoming, ‘lead’ the discussion by suggesting – what else could we have put in the basket? What other things could we try, to see if people have favourites? What other questions could we have asked about our fruit basket?

Take ideas and ask – What do you think the result might be? What would the pictogram look like?

Вопросы для обсуждения: Почему у нас есть бездомные животные ? Как можно им помочь?

Можете ли вы сказать, почему необходимо воспитывать любовь . милосердие, чувство сострадания к животным

Подсказки: Проблема возникновения беспризорных животных

Объяснительно – иллюстративный, частично- поисковый, исследовательский

Начало урока

Планируемые действия

Ресурсы, познавательные действия

Организационный момент

Деление учащихся на группы( работа в группах) -Ребята, я вам на столы разложила разрезанные картинки, которые вы должны собрать в группах. -Кого вы видите на картинках? -Что может сказать первая группа о своей кошке? Опишите ее. -Что может сказать вторая группа о своей кошке? Опишите ее.

( проверка работы 3 и 4 группы) -Чем данные кошки отличаются друг от друга? Как вы думаете что привело к тому, что кошки выглядят по- разному?

Цель: выделять смысловые единицы текста, воспитать доброе отношение к животным.

Задачи: через осмысление произведения подвести детей к проблеме бездомных животных, учить устанавливать причины и находить пути решения; прививать чувство сострадания.

Ресурсы: листы с текстом для каждой экспертной группы, карточки оценивания.

1. Организационный момент

2. Этап вызова (побуждение)

Каждый берёт одну часть перевёрнутой картинки (картинки с бездомными животными разрезаны на 4 части).


По сигналу нужно быстро найти свою группу (6 групп) и правильно составить картинку.

Получившиеся картинки вывешиваются на доску.

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Что бы вы хотели сегодня узнать?

3. Этап осознания смысла

Бори́с Степа́нович Житко́в (30 августа [11 сентября] 1882 года, Новгород — 19 октября 1938 года, Москва) — русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных.

1 шаг – по составленным картинкам образуются группы.

3 шаг – презентации групп.

Необходимо настроить детей внимательно слушать презентации, для этого они должны задать группе вопрос либо сделать комментарий.

4. Этап рефлексии

- Какая она была в начале и в конце рассказа?

- Почему герой рассказа действовал таким образом?

- Почему кошка подружилась сначала с Рябкой?

- Какой момент вам понравился и почему?

- Какой момент вам не понравился и почему?

- Какой момент вас заинтересовал и почему?

- Какую проблему поднял Борис Степанович Житков в своём рассказе и автор видеоролика?

- Бездомных животных можно встретить повсюду: около магазинов, школ, на рынках, в подъездах. Они грязные, голодные и поэтому злые. Когда-то многие из них жили в доме, и вот теперь они оказались на улице. Как вы думаете, в чём причины этого явления?


- Можем ли мы что-то сделать, чтобы проблемы бездомных животных не стало?

- Дома вы можете продолжить наше исследование данной проблемы и предложить пути её решения.

Читайте также: