Ассирийская военная держава конспект урока 5 класс михайловский

Обновлено: 05.07.2024

Развивающая: продолжить формирование навыков работы с картой, документами, выявления причинно-следственных связей.

Воспитательная: на примере политики ассирийских царей на захваченных землях показать недопустимость жестокости по отношению к людям.

Основные знания: причины возникновения Ассирии как государства силовым путем захватившим лидерство в регионе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

1. Организационный момент.

2. Актуализация познавательных способностей учащихся

3. Объяснение нового материала:

3.1 Преимущества освоения железа

3.2. Ассирийское войско

3.3. Завоевания ассирийских царей

3.4. Культура ассирийцев.

3.5. Причины гибели Ассирийской державы.

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжим изучение истории древнего мира и познакомимся с новой темой. Но для этого необходимо выполнить небольшое задание.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель: древние полководцы очень любили восхвалять собственные подвиги. Сохранились, например, похвальбы Синнахериба, царя Ассирии (северного соседа Вавилонии). Выша задача заключается в прочтении предложенных отрывков, каждый из которых пронумерован и соотнесении их с предложенными заглавиями.

Работа с раздаточным материалом.

1. Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, ниспровергающую супостата, в ярости сердца своего я взошел поспешно. Могучий лук, врученный мне (богом) Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пресекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган грозно я закричал.

2. . царь Элама, вместе с царем Вавилона. страх перед натиском моим напал на них, как наводящий ужас демон. Шатры свои они покинули и ради спасения своих жизней, трепетали сердца их. Для преследования их я направил за ними свои колесницы и конницу.

3. Словно жертвенным баранам, перерезал я им горло, дорогие [им] жизни их я обрезал, как нить. Я заставил их кровь течь по обширной земле, словно воды половодья в сезон дождей. Горячие кони упряжки колесницы моей в кровь их погружались, как в реку. Колеса моей боевой колесницы, ниспровергающей скверного и злого, разбрызгивали кровь и нечистоты. Трупами бойцов их, словно травой, наполнил я землю.

4. По велению Ашшура, владыки великого, владыки моего, на фланг и фронт, словно порыв стремительного южного урагана, на врага я обрушился, оружием Ашшура, владыки моего, и яростным натиском я повернул их вспять и обратил в бегство. Вражеское войско стрелами и дротиками я преуменьшил и все тела их пронзал, словно решето.

5. Как стая многочисленной саранчи в начале года, все разом для сражения поднялись они на меня. Пыль от ног их, словно грозовая туча в зимние холода, закрывает обширные небеса. Предо мной в городе Халуле, что на берегу Тигра, выстроили они ряды, преградили мне водопой и наточили свое оружие.

Учитель: о правителях какого государства идет речь в данных отрывках? (Ассирии). Но данное государство нельзя назвать просто Ассирией, ей больше подходит название Ассирийская держава. Запишите данную тему в тетради (слайд 1).

3. Объяснение нового материала

Учитель: что поражает в этом тексте? Мы с Вами уже знаем о войнах древних государств, но никогда не сталкивались с таким прославлением войны и жестокости. Может быть, Синнахериб просто хвастается? Нет, ассирийцы действительно были удачливыми и жестокими завоевателями, они превратили свое небольшое государство в обширную державу (посмотрите на карту стр. 82 учебника и слайд 2).

Территории каких государств вошли в состав Ассирии? (Палестина, Сирия, Финикия)

Куда совершали свои походы ассирийские цари? (Египет, о. Кипр)

3.1. Преимущества освоения железа.

Учитель: для того, чтобы начать отвечать на данный вопрос нам необходимо решить историческую задачу.

Работа с раздаточным материалом.

В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего при­мерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук.

Предположите, почему железных изделий было так мало. (Железо было редким металлом и ценилось на вес золота.)

Какие металлы были известны жителям древнего Востока? (медь и бронза)

Каковы были эти металлы по свойствам? (мягкие и легко гнущиеся)

Учитель: обрабатывать железо люди начали около X в. до н. э. Еще рань­ше они научились обрабатывать медь и бронзу. Но в отличие от этих металлов железо было прочнее. На территории Ассирии, которая была гористой, залежей железа, которые можно было разработать хватало.

Как это открытие могло повлиять на жизнь людей? (Это привело к изменению орудий труда человека. С помощью же­лезных орудий труда можно было рубить лес, распахивать твердые почвы, копать глубокие колодцы. Со временем каж­дая семья могла изготовить себе топор, лопату, наконечник для плуга. Из железа можно было изготовлять и оружие для армии)

Учитель: если учесть, что ассирийцы издавна занимались охотой и скотоводством и привыкли к суровому образу жизни, то широкое использование железа привело к тому, что ассирийская армия стала самой сильной на Востоке.

3.2. Ассирийское войско

Учитель: обратите свое внимание на презентацию. Давайте рассмотрим изображения и ответим на вопросы к каждому из них.

Работа с изображениями (слайды 4-6).

Чем была вооружена армия Ассирии(слайд 4).?

(Железными мечами, боевыми топорами, круглыми щитами, обитыми метал­лическими бляхами, остроконечными шлемами, панцирями и тугими луками.)

Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся (слайд 5)?

(Ассирийцы широко использовали конницу и боевые колесницы)

Какие новые технические средства они использовали во вре­мя боя (слайд 6)?

(Они использовали таран, и при форсировании реки воины надували специальные кожаные мешки, на которых можно было перебраться вплавь.)

3.3. Завоевания ассирийских царей

Учитель: рассмотрим документ, в котором от лица ассирийского царя-победителя говорится о военном походе и ответим на вопросы.

Работа с историческим документом (стр.83 учебника).

Я — Синахериб, великий царь, могучий царь, царь Ассирии, царь всего света, премудрый, послушный великим богам, любящий справедливость, творящий доб­ро, испепеляющий врагов. Я нанес поражение царю Вавилона. Посреди битвы покинул он свой лагерь, умчался один и спас свою жизнь. В его дворец с ликовани­ем я вошел. Я отворил его сокровищницу. Золотую и серебряную утварь, драго­ценные камни, все, что там было, я забрал как добычу. Двести тысяч человек, мужчин и женщин, коней, ослов и верблюдов, крупный и мелкий скот без числа я угнал в Ассирию. Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях, ко­торые вокруг города велел поставить.

С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны? (С целью обогащения.)

Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи? (Воинов, оружие, коней, домашний скот. )

Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии? (Захватнический, грабительский, несправедливый.)

Цари какой известнейшей страны также активно вели воен­ные походы? (Фараоны Египта.)

Кто изображен в центре картины? (пленные правители покоренных земель)

Как обращались с пленными победители? (унижали их, заставляя вместо лошадей тащить колесницу ассирийского царя)

Почему именно так? (таким образом, ассирийский правитель показывал свою силу и мощь своего войска)

Как вы думаете, что осталось на той территории, по которой прошли ассирийцы? (разрушение).

3.4. Культура ассирийцев.

Учитель: поскольку делом жизни ассирийских царей была война и слава, то и культура данного народа пропитана положительным отношением к войнам и боевым действиям. Даже столица страны город Ниневия в первую очередь был крепостью (слайд 7), а не резиденцией царя.

Как вы думаете, в чем причина этого? (правители страны постоянно опасались возможных восстаний покоренных народов и всегда должны были быть начеку)

Работа с изображением.

Что можно увидеть на данном барельефе? (осаду города, как ассирийцы штурмуют городские стены, применяя таран, ассирийского царя, который участвует битве, обстреливая врага из лука).

Какова главная цель данного изображения? (показать военные успехи царя)

Однако сохранились документы, которые раскрывают его с другой стороны.

Работа с раздаточным материалом.

Подпись Ашшурбанапала

Михайловский Ф.А. История Древнего мира.

- Каким мы видим Ашшурбанапала при подавлении восстания в Египте? (Жестоким завоевателем.)

3.5. Причины гибели Ассирийской державы.

Учитель: ассирийская держава, которая была очень сильной все же нашла свой конец в 612 году до н.э.

Как вы думаете, почему это смогло произойти? (Силу державы подточили восстания народов покоренных территорий.)

4. Домашнее задание.

Учитель: домашним заданием на следующий урок для вас станет параграф 18, который вам будет необходимо не только прочитав повторить, но и сформировать свое отношение к политике ассирийских царей, методам их правления.

5. Физминутка.

Учитель: мы с вами хорошо поработили головой, а сейчас необходимо дать нагрузку телу и мышцам – проведем небольшую физкультминутку.

Учитель показывает упражнения.

Раз – нагнулся, два- нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. (повторить два раза)

6. Закрепление.

Учитель: для окончательного закрепления материала урока выполните небольшой тест, который после выполнения проверите сами же поменявшись своими тетрадями с соседом по парте. Правильные ответы на слайде 11.

Работа с раздаточным материалом. Задание 4.

1. Где впервые стали широко использовать железо?

А) Ассирии; Б) в Египте; В) в Финикии.

2. Кто первым стал широко использовать конницу?

A) евреи; Б) ассирийцы; B) египтяне.

3. Каким письмом пользовались ассирийцы?

A) иероглифами; Б) алфавитом; B) клинописью.

4. Столица Ассирийской державы, которую называли “городом крови”:

A) Ниневия; Б) Вавилон; B) Персеполь.

5. Царь Ассирии, собравший в Ниневии большую библиотеку:

A) Навуходоносор; Б) Ашшурбанипал; B) Синахериб.

6. Почему погибла Ниневия?

А) её разрушило землетрясение; Б) её разрушили враги; В) её покинули жители по непонятным причинам.

7. Итоги урока: выставление оценок.

Учитель: большое спасибо за урок.

Задание 1. Соотнесите пронумерованные отрывки и заглавия.

1. Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, ниспровергающую супостата, в ярости сердца своего я взошел поспешно. Могучий лук, врученный мне (богом) Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пресекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган грозно я закричал.

2. . царь Элама, вместе с царем Вавилона. страх перед натиском моим напал на них, как наводящий ужас демон. Шатры свои они покинули и ради спасения своих жизней, трепетали сердца их. Для преследования их я направил за ними свои колесницы и конницу.

3. Словно жертвенным баранам, перерезал я им горло, дорогие [им] жизни их я обрезал, как нить. Я заставил их кровь течь по обширной земле, словно воды половодья в сезон дождей. Горячие кони упряжки колесницы моей в кровь их погружались, как в реку. Колеса моей боевой колесницы, ниспровергающей скверного и злого, разбрызгивали кровь и нечистоты. Трупами бойцов их, словно травой, наполнил я землю.

4. По велению Ашшура, владыки великого, владыки моего, на фланг и фронт, словно порыв стремительного южного урагана, на врага я обрушился, оружием Ашшура, владыки моего, и яростным натиском я повернул их вспять и обратил в бегство. Вражеское войско стрелами и дротиками я преуменьшил и все тела их пронзал, словно решето.

5. Как стая многочисленной саранчи в начале года, все разом для сражения поднялись они на меня. Пыль от ног их, словно грозовая туча в зимние холода, закрывает обширные небеса. Предо мной в городе Халуле, что на берегу Тигра, выстроили они ряды, преградили мне водопой и наточили свое оружие…

Задание 2. Решите историческую задачу.

В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего при­мерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук.

Предположите, почему железных изделий было так мало.

Какие металлы были известны жителям древнего Востока?

Каковы были эти металлы по свойствам?

Задание 3. Рассмотрите представленные изображения и ответьте на вопросы.

Задание 4. Прочтите отрывок из исторического документа и ответьте на вопрос.

Подпись Ашшурбанапала

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока :

Разд аточный материал: рабочие листы .

Организационное начало урока.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня у нас с вами не обычный урок. Мы совершим путешествие в далекую древнюю страну под названием Ассирия, узнаем много интересного о хозяйстве это государства, политике, культурном развитии, узнаем о том, как жили ассирийские цари и как эта страна превратилась в мощную и сильную державу. Откройте тетрадь и запишите тему.

II Актуализация знаний. Загадки

1. Евреи после странствий и скитаний

Искали плодородную долину,

Ведь Моисей, согласно всем преданьям,

Ведет их в область, названную…

2. У этой крепости решалась их судьба,

Все это было правда, а не сон,

В едином крике завершилась та борьба,

Названье этой крепости…

3. Есть главный город в каждом государстве,

Его столицей называют.

И таким для всех евреев Израильского царства

Стал город, называемый…

4. В его правление на холме построен храм,

В честь бога Яхве появился он,

Народ был благодарен мастерам,

Правителя же имя…

-Давайте по карте и атласам отправимся на восток от Палестины:

-Какая древняя цивилизация называлась Междуречье? Где и когда она возникла?

- На этой территории мы уже изучили несколько небольших цивилизаций. Как называлась одна из самых загадочных цивилизаций на юге Междуречья? Что в ней было особенного?

-Как называлась другая цивилизация? Какой знаменитый правитель был в этой стране? Что особенного в этой цивилизации?

- А теперь посмотрите на север Междуречья.

Во II – I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов – Ассирия , – ставшее первой в мировой истории державой. Жители этой страны-ассирийцы.

II1 Целеполагание. Определение темы урока

1.Создание проблемной ситуации.

Учитель знакомит учащихся с мнением двух археологов

- люди благодарны государству, которое первым стало использовать железо.

- все ненавидели Ассирийское государство

IIроблемный вопрос:

- Предположите, почему железных изделий так мало?

Предполагаемый ответ учеников: железо было в Египте редким металлом и ценилось на вес

Широкое освоение железа произошло около 10-го века до н.э.

-лента времени,

-какие металлы использовали до железа?

Какой металл применялся во время построения пирамиды Хеопса?

Предполагаемый ответ учеников : медь.

Какой металл использовали во времена правления Хаммурапи?

Предполагаемый ответ учеников: (бронза)

Когда стало применяться железо? (используйте линию времени)

Предполагаемый ответ учеников: (в 10 в до н.э.)

Где стали использовать железо, как орудие труда?

Предполагаемый ответ учеников: (в земледелии ).

10 век до н.э. – широкое применение железа.

Вопрос: Вспомните, какими двумя ценными для земледельца свойствами обладали почвы по берегам Нила, Тигра и Евфрата? Ассирия же горная страна, скудная, с каменистыми почвами. Благодаря открытию железа с помощью железной кирки долбили самый твердый камень, проводили каналы. Железными плугами и мотыгами рыхлили твердые почвы, железными лопатами рыли глубокие колодцы. Тогда и земледелие стало процветать уже не только в речных долинах с мягкими плодородными почвами, орошаемыми разливами, но и в странах с более тяжелыми условиями для жизни людей.

Ассирийское войско (работа в группе)

Карточка № 1 Ассирийцы создали хорошо организованную армию, которая считалась лучшей на Востоке. Кроме пехоты и конницы в неё входили сапёрные ( то есть военно – строительные) войска и отряды разведки. Ассирийцы первыми ввели железное вооружение, намного превосходящее медные и бронзовые мечи и наконечники копий.

В ассирийской армии применялось большое количество подручных средств, необходимых для успешного ведения военной операции. Сапёры имели средства для наведения переправы через реки, а каждый воин – специальный мешок из бычьей шкуры: надутый воздухом, он хорошо держал человека на воде. При взятии штурмом городов использовались осадные тараны – специальные стенобитные орудия .

Каким вооружением пользовались ассирийцы?

Изображение ассирийского воина

При нападении страшны были также боевые колесницы, обитые медью и запряженные парой лошадей. На них обыкновенно стоял три человека: возница, стрелок из лука или копейщик, и оруженосец, закрывавший воина щитом. Ставши в ряд, эта тяжелая кавалерия старалась сильным натиском опрокинуть врага. Когда он рассеивался и бежал, воины на колесницах добивали и растаптывали колесами отстающих, сбрасывали беглецов в реку.

В Ассирии впервые появилась конница как самостоятельный род войск.

- осада городов

После того как пройдет ассирийская армия, отряды землекопов и механиков выравнивают дороги, готовят орудия для разрушения стен. Перед нами навес на колесах, покрытый кожами с металлическими бляхами. Внутри его на канатах подвешены большие бревна с железными наконечниками. Раскачивая бревна, воины разбивают стены крепостей.

Давайте же попробуем выяснить, действительно ли ассирийцы были так жестоки и почему Ассирию и её столицу Ниневию покорённые страны называли логовищем львов и городом крови

Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских подходов?

Что можно сказать о завоевателях?

Завоевания ассирийских царей

Достижения Ассирии.

Гибель Ниневии 612г. до н. э.(уч. стр. 86, лента времени)

Ответ на проблемный вопрос: Почему ассирийцы создали ненавистное всем государство?

-Ассирийцы были жестокими, убивали, плохо правили, отнимали свободу…- восстания-гибель государства.

IV . Закрепление новой темы:

По горизонтали
4. Библиотека насчитывала 30.. . глиняных табличек
5. Царь, при котором была создана библиотека
9. Ур и урук были крупными городами в…
10. Что сделали ассирийцы с Вавилоном в 698 году до н. э
13. Большое и сильное государство это.. .
14. Столица Ассирийской державы

По вертикали
1. Ассирийская держава просуществовала.. . столетия
2. Древнее государство в Северном Двуречье
3. На северо-востоке.. . жили племена ассирийцев
5. Царь, при котором была создана библиотека
6. Ниневия --.. . львов
7. Об успехах ассирийцев свидетельствуют.. .,урашающие стены царского дворца
8. Какое оружие делали ассирийцы
11. Поначалу из железа чаще делали.. . богов
12. Египет был завоеван… Кем?
15. В каком веке армия ассирийцев стала самой сильной?

Подводя итог урока отметим:

1. древние ассирийцы создали огромную державу, завоевав многих соседей;

2. крупные завоевания ассирийцев стали возможны благодаря изобретению железа, использованию конницы и таранов;

3. в Ассирии так же развивалось искусство – строились дворцы и храмы, была создана библиотека глиняных книг.

V . Рефлексия:

В какую страну мы сегодня совершили путешествие?

Возвращаемся к смайликам. Прошу показать своё настроение в конце урока

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока истории в соответствии с требованиями ФГОС

5 класс Автор учебника: Ф.А. Михайловский

Ассирийская военная держава.

Подвести к пониманию особенностей, причин возвышения и гибели Ассирийской военной державы, показав грабительский характер ассирийских завоеваний.

Планируемый результат

Научить, используя различные источники информации, характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ассирийской военной державы и определить ее сильные и слабые стороны

Предметные умения

-показывают на карте территорию Ассирийской державы;

-объясняют причины возвышения Ассирии и ее гибели;

- описывают армию ассирийцев, сравнивая с армиями других древних государств;

-характеризуют самых известных правителей Ассирии;

Личностные: -самоопределяются по отношению к завоевательной политике ассирийцев; осознают свою ответственность за собственные знания; сравнивают свои оценки исторических событий с оценками других;

Регулятивные:

-осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока;

-осуществляют самоконтроль и коррекцию своих ошибок;

Познавательные: - обрабатывают разные источники учебной информации; выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию; составляют тезисный план; определяют понятия; ориентируются по атласу и исторической карте; делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи;

Коммуникативные: -дискутируют; осуществляют смысловое чтение;

-сотрудничают в парах, группах; принимают на себя роль консультантов и экспертов;

- выслушивают мнения других, договариваются;

Основные понятия,

термины, даты, личности

Ассирия, ассирийцы, держава, тараны, Ниневия, Синаххериб, Ашшур, Ашшурбанапал, VIII - VII вв до н.э., 612г. до н.э.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Индивидуальная, парная ,групповая, фронтальная

Технологическая карта урока истории древнего мира в 5 классе / ФГОС по учебнику Ф.А. Михайловского/

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Чем мы занимались на прошлом уроке?

Включаются в деловой ритм урока.

Регулятивные: организация своего рабочего места.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

1.Организует повторение домашнего материала:

и работы 2-х помощников учителя с помощью оценки двух экспертов, оценки учащихся и самооценки .

2. Актуализация знаний (4мин.)

-Давайте по карте и атласам отправимся на восток от Палестины:

-Какая древняя цивилизация называлась Междуречье? Где и когда она возникла?

- На этой территории мы уже изучили несколько небольших цивилизаций. Как называлась одна из самых загадочных цивилизаций на юге Междуречья? Что в ней было особенного?

-Как называлась другая цивилизация? Какой знаменитый правитель был в этой стране? Что особенного в этой цивилизации?

- А теперь посмотрите на север Междуречья.

Во II – I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов – Ассирия, – ставшее первой в мировой истории державой. Жители этой страны-ассирийцы.

-это сильный ученик, фиксирует верные и неверные ответы учащихся класса на отдельном листке)

Работают фронтально, отвечают на вопросы, актуализируют свои знания

- работают в парах по атласу и исторической карте;

- работают консультанты, проверяют правильность ориентирования по атласу

- работают с атласами, находят территорию Ассирии

Регулятивные УУД:

КоммуникативныеУУД:

-выслушивают ответы других

-коррекция ошибок одноклассников;

3. Определение темы урока

Вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока

Почему? Хотите узнать?

Чему сегодня посвящаем урок?

Что будем исследовать?

-Как сформулируем тему урока?

- Каковы будут сегодня цели нашего урока?

-вступают в диалог с учителем;

-пытаются определить тему урока;

- вовлекаются в активную познавательную деятельность

-через анализ языкового материала определяют тему урока

4.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Если сегодня вы будете работать с интересом, дружно и оперативно -нам удастся узнать об этой воинственной стране под названием Ассирия, которая в страхе держала многие древние народы.

Возможная личностная проблема: зачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской державе?

-Выяснить, где находилась страна Ассирия, какие она вела войны и с кем воевала?

-Понять, каким образом ассирийцам удалось создать первую в мировой истории военную державу?

- Узнать кто управлял державой и каким образом управлялась вся держава?

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

5. Осмысление и первичное усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы и новых источников информации:

Ниневия – с VIII–VII веков до н. э. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака.

Ашшурбанапал царь Ассирии, правил приблизительно в 669–627 годах до н. э., последний великий царь Ассирии.

Ассирийская армия – это вооружённые силы Ассирийской державы, для своего времени была сильнейшей, благодаря военной технике, стратегии, разведке.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Глиняные книги. Лев Липин, Авраам Белов–Элинсон История Древнего мира. – Издательство: Государственное издательство детской литературы, 1956 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В верховьях реки Тигр располагался город Ашшур. Он был так назван в честь своего Бога покровителя Ашура – Владыки стран. Со временем он превратился в небольшую страну, которая входила в состав различных государств. Жители занимались земледелием, скотоводством, выращивали ячмень, виноград, пшеницу. Но со временем они превратились в жестоких завоевателей, покоривших себе многие страны. Что ж дало им такое преимущество?

Секрет могущества ассирийцев – железо. До этого использовали медные или бронзовые орудия труда и оружие. Они были недостаточно твёрдыми, поэтому часто ремесленникам было удобнее использовать каменные орудия. Всё изменилось, когда люди освоили выплавку железа. Произошло это около Х века до нашей эры. Обработка железа нелегкое дело. Сначала нужно нагреть железную руду, выплавить из неё металл, а потом ковать его, то есть выбивать молотом ненужные примеси. В итоге получится чистый, но хрупкий металл. Для того чтобы он стал прочным, нужна закалка. Разные мастера по-разному закаляли железо. Например, нагревали, а потом резко охлаждали его. И вот теперь получается прочный металл, из которого можно создать надёжные орудия труда и оружие.

Из небольшого государства в верховьях Тигра Ассирия превратилась в могущественную империю. Воины ассирийского царя захватили Вавилонское царство, царство хеттов, Урарту, Сирию, Финикию, дошли до Египта.

Столицей ассирийской державы в VIII–VII веках до нашей эры была Ниневия. Это был красивый и величественный город. На высоких платформах возвышались дворцы и храмы. Город окружала крепостная стена с 15 воротами. В огромном Царском парке благоухали диковинные растения. Дворец ассирийских царей был построен на искусственном холме и походил на крепость. С двух сторон у ворот стояли огромные изваяния добрых духов крылатых быков с человеческим лицом. У них было 5 ног, поэтому спереди казалось, что они стоят, а если смотреть сбоку – что идут.

Несмотря на жестокость, ассирийские владыки не чуждались просвещения. В дворцах создавались библиотеки. Самая знаменитая из них – библиотека царя Ашшурбанапала. Её обнаружили во время раскопок Ниневии.


Ниневия – столица Ассирии

Эта библиотека представляет собой собрание сотен тысяч глиняных табличек, покрытых клинописью. Таблички были размещены в строгом порядке по специальным разделам, по отдельным отраслям знаний. Таблички хранились в нескольких экземплярах. Ими могли пользоваться несколько читателей сразу. По приказу царя из всех завоеванных стран в царскую библиотеку свозились оригиналы и копии древних или редких табличек. В начале VII века до нашей эры Ассирийская держава была разгромлена армией вавилонян и их союзников. В пожаре погибла столица – Ниневия, сгорел Царский дворец, нашёл свою смерть последний ассирийский царь. А глиняные таблички только закалились в огне. 1000 лет пролежали они под слоем пепла и глины, чтобы после расшифровки учёными передать нам культурное наследие народов Месопотамии.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Какие города являлись столицами Ассирийского государства? Выберите несколько вариантов ответа.

Ответ: Ниневия, Ашшур

Пояснение: Карфаген – финикийское государство со столицей в одноимённом городе. Тир и Библ – древние города Финикии.

Поэтому правильные ответы Ниневия и Ашшур.

Задание 2. Распределите по соответствующим группам.

Внутренняя политика Внешняя политика

Покорение соседних стран.

Захват торговых путей.

Развитие земледелия и скотоводство.

Строительство городов, дорог, использование железа.

Получение дани с покорённых народов

Производство вооружения и орудий труда

Развитие земледелия и скотоводство.

Строительство городов, дорог, использование железа.

Производство вооружения и орудий труда.

Покорение соседних стран.

Захват торговых путей

Получение дани с покорённых народов

Пояснение: Необходимо вспомнить, что внутренняя политика – область государственной политики, которая касается мероприятий государства внутри страны, а внешняя политика касается взаимоотношений с другими государствами и странами.

Читайте также: