Армянская сказка портной и царь конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

План для пересказа армянской народной сказки "Портной и царь" у меня получился следующим:

  1. Злой царь.
  2. Указ жестокого царя.
  3. Одеяла по заказу царя.
  4. Не получается ни у кого сшить одеяло по росту царя.
  5. Старый портной шьет одеяло для царя.
  6. Старый портной приносит ситцевое одеяло.
  7. Царь приказывает старика посадить на цепь.
  8. Палка старика.
  9. Царю пришлось сдержать своё слово.
  10. Портные освобождены из рабства.

Армянская народная сказка "Портной и царь" о том, как в одном царстве правил бессердечный и злой царь. Сказка о том, как царь издал указ о том, кто сошьёт одеяло точь-в-точь по его росту отдаст в жёны свою дочь, а тому кто не угадает с одеялом было суждено навеки стать рабами царя.

План пересказа сказки такой:

  • В одном царстве правил злой царь.
  • Указ царя.
  • Портные шьют одеяла по заказу царя.
  • Никто из портных не может сшить одеяло по росту царя и все становятся его рабами.
  • К царю пришёл старый портной.
  • Старец принёс царю ситцевое одеяло.
  • Указ царя посадить портного на цепь.
  • Не успели слуги схватить царя, как старик ударил его палкой по пяткам.
  • Царь был вынужден сдержать своё слово.
  • Все портные были освобождены из рабства.


В армянской сказке "Портной и царь" сюжет условно можно разделить на четыре смысловые части. В первой рассказывается о царе и его заказе портным и вышивальщикам. Во второй рассказывается каким образом царь глумился над мастерами и что он потом с ними делал. В третьей части идет речь о мудром старике, который решил освободить своих коллег по цеху и отправился к царю. А в четвертой, заключительной части говорится о том, как старый портной научил царя уму-разуму.

Условно этим частям можно дать названия:

  1. Царский приказ
  2. Царский каприз
  3. Старый портной
  4. Царское слово.

Но для пересказа нам потребуется более подробный план сказки "Портной и царь":

  1. Жестокий царь собирает портных
  2. Обещание царя
  3. Как царь обманывал мастеров
  4. Старый портной шьет одеяло
  5. Насмешки слуг
  6. Что царь грозится сделать со стариком
  7. Царь мухлюет
  8. Старик и его палка
  9. Царь держит слово.
  10. Свобода портным.

Еще несколько десятилетий детям это будет интересно, пока они будут узнавать знакомые слова. Хотя уже сейчас у некоторых детей могут возникнуть трудности со словами кочерга, самовар, кушак (это из "Мойдодыра". И даже умывальник для многих в диковинку. Многие дети никогда не видели зубной порошок. А насчет вечности в вопросе. Через несколько сотен лет язык так изменится, что даже взрослым нужен будет перевод. Если, например, прочитать в оригинале что-то (даже сказку), сочиненное несколько сотен лет назад и не адаптированное к современному языку, то ребенок уж точно ничего не поймет. Даже Пушкина дети далеко не всегда понимают. Известен рассказ учительницы младших классов, как дети рисовали иллюстрации к пушкинским строкам

QQe2ER8sE6cxkLkHa9ouuitpBeuyMDr.jpg

Дети не знали половину слов, рисовали бомбежку "браздов" (ведь "взрывая"!) какой-то "кубиткой" и т.д. Сейчас тоже не все сразу сообразят, что бразда - от борозда. А через сотни лет?

Знаю одну из таких сказок - хотя, возможно, и не ту, которую Вы имеете в виду.

Есть такая известная сказочка о жадности: "Сказка о рыбаке и рыбке".

Начиналась она с избушки-развалюшки и старого корыта. И уж как Золотая рыбка не угождала стариковой старухе, что только для неё не делала, но в конце-концов разозлилась и.

Закончилась сказка той же избушкой-развалюшкой и старым корытом.

Какой приём здесь используется, сказать не могу, так как не литератор.

А вот мораль сей сказки, как сейчас говорят, такова:

Hx45ikzTC2W4XwqJRtAkST7XdLewdpk.jpg

Конечно, фольклор и литература относятся к одному виду искусства, это искусству слова. Оба эти направления предназначены для создания художественных словесных образов и мы воспринимая это на слух преображаем их в своем сознании — в картинки, действо.

И фольклор и литература имеют общую родовую систему.

Конечно между фольклором и литературой имеются отличия. Основное конечно, это стадиальное, т. е. временное. Фольклор появился после возникновения речи, а литература позже — после появления письменности. Автором фольклора является народ, когда у литературного произведения автор известен, это конкретный человек (писатель, поэт и др.). По передачи информации, фольклор передается рассказчиком устно, ну а литературные через книги.

Взаимосвязь между фольклором и литературой существовала всегда, ведь многие образы в своих произведениях, писатели черпали их народного фольклора. Да и впоследствии многие литературные произведения народ стал считать фольклором, забыв, что у него есть конкретный автор.

Собственно на картинке показаны обобщенные сведения по сходству и различию фольклора и литературы:


Погребли старики по сусекам со всем старанием, лепили, пекли, душу вкладывали. Вот новоиспеченное творение и одушевилось от переданных частиц душ и любви (ведь с любовью же лепили, с гастрономической, но любовью ведь). И поняло творение что грех это, если разумные разумное существо съедят. А прикинуться ветошью нельзя было, говорящий хлеб это последнее что могли увидеть в своей жизни бедные старики. От такого и у здорового молодого волосы поседеть могут. Да и не было в те времена телевизора, не закалённые зомби ужастиками и книгами Кинга дед со старухой.

Вот и пришлось ему свинтить с родных амбаров. А старик со старухой кредит взяли, и до следующего урожая дотянули. Благо и сын из армии, в которой 25 лет был и они считали что его уже нет (в те времена тоже работала почта России) вернулся, да не с пустыми руками.

И покатилось несчастное создание куда? Правильно, куда ещё можно катиться чтобы остальных не шокировать? Правильно, в лес. В надежде выкатиться на тропку или оживленный тракт и прибиться к аналогу дядюшки Фокусу-Мокусу и поросёнку Фунтику и сделать цирковую карьеру. А что от зверей голодных бегал, так это не со зла а ради чувства самосохранения. Это всё равно что голодный медведь шатун людоед назовет лесника злым из-за того что лесник ему собой пообедать не позволил. И зверей ему жаль было. Съедят его ещё, и заболеют. Ведь все время по земле кататься, это сколько же грязи и микробов можно на себя собрать. А прививок, вакцинации тогда не было. Эпидемии не редкость. И мыться нельзя, размокнет.

С течением времени колобок начал мутировать. Хлеб превращался в создание из плоти и крови, и стал почти как ёжик, только без лапок и без колючек. Чем и воспользовалась хитрая лиса, лисы ёжиков любят кушать. А тут такой деликатес, уверовавший в собственную неуловимость. Да и старость не радость. Нигде в сказке не сказано, сколько лет колобок лесную траву приминал, в каких краях был, и с кем ещё разговаривал. Внимание уже не то, скорость тоже, естественный конец слабого в дикой природе.


Презентация использована на уроке литературного чтения по УМК "Планета Знаний" 4 класс.

Содержимое разработки

Армянская народная сказка

УМК Планета Знаний


Синонимы: Умелый – искусный, грамотный, квалифицированный, мастерской, виртуозный, артистический, артистичный.

Антонимы:Умелый – неумелый, неловкий. Антонимы:Умелый – неумелый, неловкий. Антонимы:Умелый – неумелый, неловкий. Антонимы:Умелый – неумелый, неловкий. Антонимы:Умелый – неумелый, неловкий.

Антонимы:Умелый – неумелый, неловкий.

Антонимы:Умелый – неумелый, неловкий.

Антонимы:Умелый – неумелый, неловкий.

Антонимы:Умелый – неумелый, неловкий.







-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Портной и царь

Цель урока: Познакомить учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности. Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.

Задачи урока: Формировать умение включаться в процесс дистанционного общения с автором и осознавать его отношение к тому, о ком или о чём он написал; Заложить основы литературного анализа содержания и языковых особенностей текста. Развивать способность к осознанию и словесному выражению собственного отношения к произведению.

Словарная разминка.

Синонимы: Медлительный – нерасторопный, неповоротливый, непроворный Антонимы: Медлительный - торопливый, скорый, стремительный, быстрый.

Синонимы: Умелый – искусный, грамотный, квалифицированный, виртуозный, опытный Антонимы: Умелый – неработоспособный, неловкий.

Армения находится на перекрёстке путей, соединяющих Европу и Азию. Армения — страна богатая памятниками культуры и природы. Среди художественных ремёсел развиты вышивка, плетение кружев, резьба по камню, чеканка и ювелирное искусство. Армения славится своими коврами.

Армянский народ создал, перенёс через века и сохранил до наших дней свой фольклор. Богат армянский фольклор сказаниями, различными поучениями, которые бабушки и дедушки рассказывали своим внукам, тем самым знакомили с историей своих предков. В своих поучениях, сказаниях свободолюбивый народ рассказывал о бедных и богатых, о тяжёлой доле крестьян.

3.Чтение сказки и её анализ

- Кого созвал царь? (портных, ткачей, вышивальщиков).

-Что приказал сделать? (сшить одеяло точно по царскому росту).

-Что царь обещал взамен? (руку своей дочери, царевны Рачии Огнеглазой, и полцарства в придачу).

- Зачем царь придумал испытание с одеялом? (хотел получить бесплатных рабов).

- О каких качествах характера царя мы узнали из этой части? (Алчный, жадный).

- Из какого материала портные шили одеяла? (слова из текста).

- Как портные украшали их? (слова из текста).

-Что делал царь, когда ему приносили одеяла? (слова из текста

-В кого превращал царь портных? (Царь превращал портных в рабов).

-Какие качества характера проявил царь? (Жестокий, хитрый).

-Кто решил вызволить портных из рабства? (старый, бедный, портной).

- Почему портной решил участвовать в выполнении задания? (доброе сердце).

-.Из чего он сшил одеяло? (Из обрезков ситца он сшил одеяло точно по росту царя).

-Что сделали царские слуги? (подняли портного на смех, но ввели в покои царя).

-Какие качества характера портного раскрываются в этом отрывке? (Милосердие и смелость).

-Каким царь увидел портного? ( Царь взглянул на портного и поморщился, потому что портной был стар, худ и хром).

-Как царь назвал портного? (Нищий оборванец).

-Как царь примерил одеяло? (перевернул одеяло поперёк, чтобы ноги торчали наружу).

-Что царь приказал сделать с портным? (Царь приказал надеть на портного собачий ошейник и посадить его на цепь посреди двора).

-Что ответил ему портной? (Умный человек смеется после всех)

- Что приказал царь после удара палкой? (Царь приказал казнить портного).

-Почему он отменил свой приказ? (вспомнил: Кто обманул сегодня - тому не поверят завтра).

-От чего отказался портной и о чем он попросил царя? (от царства, и от руки царевны Рачии Огнеглазой). Он попросил выпустить из горных пещер несчастных рабов.

-Что пришлось сделать царю? (отпустить всех рабов, пожелать им добра на дорогу).

-Каким вы видите царя в этом отрывке? (Царь обманщик, но в то же время он сумел признать свою ошибку).

Характеристика персонажей сказки

1. Какая внешность? 2. Какая речь 3. Какие поступки он совершил? 4. Какой характер? 5.Как народ выражает своё отношение к царю?

-Описывает ли народ внешность царя? (Нет, не описывает).

-Какая речь? (Грубая – оскорбляет портного)

-Какой характер? (Властный, жестокий).

-Как народ выражает свое отношение к царю? (Народ смеется над царем).

-Как описывает народ внешность портного и почему это важно? (Портной старый и хромой. Он не силён физически, но силён умом, добротой, мужеством).

-Какая речь у портного? (Вежливая, богатая пословицами).

-Какие поступки он совершил? ( Решил вызволить портных из рабства).

-Какой характер? (Милосердный, добросердечный, мудрый, решительный).

-Как народ выражает свое отношение к портному? (Народ уважает портного).

- А почему он его уважает? (Потому что он сумел освободить рабов).

- Найдите поговорку. Как вы понимаете ее? Как смысл поговорки раскрывается в сказке? (В живой природе лисица если попадет в капкан, то действительно отгрызает лапу, чтобы уйти от охотника. .Если такая поговорка относится к человеку, то она означает, что он вынужден сделать что-то очень неприятное для себя. В сказке эта поговорка относится к царю. Он делает страшно неприятную для себя вещь – отпускает людей, которых сделал своими рабами. Ему это так же больно, как лисе отгрызть лапу. Но ему надо остаться царем.

2) Мужик решился на эту встречу, потому что он хотел поесть и попить за счет царя. А портной хотел выручить людей, которые попали в рабство к царю. У портного цель благородная.

3) Во время встречи с царем мужик проявил умным и хитрым. Портной же проявил себя мудрым и добрым.

4) Встреча с царем для мужика завершилась получением сундука с золотом, он стал богатым. А для портного - освобождением несчастных рабов. И тот, и другой добились своей цели.

- Какие еще пословицы звучат в сказке? (Умный человек смеется после всех. Рус - Хорошо смеется тот, кто смеется последним. Кто обманул сегодня – тому не поверят завтра)

Чему учит сказка "Портной и царь"
Сказка учит не издеваться над людьми, ценить и уважать чужой труд. Учит держать свое слово и не обманывать. Учит не смеяться над стариками. Учит быть честным и справедливым.

д/з план сказки, пересказ, задать 3 вопроса по сказке.

Указ царя Портные шьют одеяла Новые рабы царя Старый портной Ситцевое одеяло Издевка царя Удар палкой Царское слово нерушимо Свобода рабам


Создал 3D книги для своих детей. Книги находятся в свободном доступе. Необходимо только подключение к сети интернет. Есть еще возможность скачивать установочные диски сборников, устанавливать на ПК и читать на любом экране: ПК, ноутбук, телевизор, экран проектора. Библиотека насчитывает порядка 400 с лишним книг, на различные тематики. В разделе вебсайт указываю свою страницу в Facebook. В других социальных сетях ВК и ОК тоже есть мои страницы. Ссылки предоставлю. Обращайтесь.

Новые записи автора

Комментарии

Новое в блогах

Конспект по лего-конструированию для детей старшей группы «Мы с…

Экологический проект «Трудно птицам зимовать, надо птахам помога…

КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занят…

Конспект занятия по лепке "Ягодки рябины для птичек" в перв…

В блогах

Информационная карта проекта: Тип проекта: ролево-игровой, групповой. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели: 16.01.17 - 27.01.17). Участники проекта: дети, воспитатель, родители. Возраст детей: 2-3 года. Актуальность проблемы: Ранний возраст –.

Танец детей подготовительной группы "Хрустальный вальс"

Я расту здоровым (НОД 6-7 лет)

Новое на сайте



Читайте также: