Антонимы конспект логопедического занятия 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

a) Коррекционно-образовательные: наблюдать явления антонимии, упражнять в подборе антонимов к словам различных частей речи, уточнить значения слов, расширить активный словарь учащихся.

b) Коррекционно-развивающие: развитие зрительного и слухового внимания, памяти.

c) Коррекционно-воспитательные: воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, вызов эмоционального отклика на сказку.

Логопед: Сядет тот, кто назовет, что бывает колючее, гладкое, тяжелое, легкое.

II. Основная часть занятия:

1. Развитие зрительного восприятия.

Логопед раздает по листочку на каждую парту (См. Приложение).
- Посмотрите на карточку. Попробуйте определить, какие из двух изображений абсолютно одинаковые, а какие отличаются. Назовите эти отличия.

2. Запись числа, работа в тетрадях (повторение материала предыдущего занятия)

- Посмотрите на доску, какое число сегодня? ( Тридцатое октября.) Давайте хором прочитаем. Найдите орфограмму (Безударная гласная и). Подберите проверочное слово (Три, тридцать).

- Откройте тетради, найдите рабочую строчку, запишите число. Не забывайте, чтобы красиво писать, надо правильно сидеть!

- Сейчас я буду диктовать вам слоги, а вам надо будет записать их, только сначала подумайте, все ли сочетания могут быть слогом, может это ловушки.

Логопед диктует: е, не, ст, ре, муд, пере, ра, че, ве, ро, ут.

Образец записи в тетрадях:

е, не, ре, муд, ра, че, ве, ро, ут

- Попробуйте прочитать последний слог и прибавить к нему предыдущий, какое слово получилось? (Утро).

- Прочитайте все слоги с конца. (Утро вечера мудренее.)

- Как называются такие предложения? (Это пословица, поучительное изречение, в нем есть мудрость, можно извлечь жизненный урок)

- О чем говорит эта пословица, чему нас учит?

- Подумайте, есть ли в этой пословице слова, противоположные по значению? (Утро, вечер).

- Сегодня мы с вами будем рассматривать противоположные по значению слова, они называются антонимы, давайте скажем это слово хором и запомним его.

4. Сравнение предметов, имеющих противоположные признаки.

  • по цвету уголь и мел,
  • по вкусу сахар и перец,
  • по величине медведя и белку,
  • по ширине реку и ручеек.

5. Работа со сказкой.

Карандаш и Самоделкин на Марсе.

- Скажите, ребята, что в марсианской жизни противоположно нашей земной?

- А кто запомнил, как называются такие слова, которые противоположны по значению?

- Как вы думаете, если бы Карандаш и Самоделкин оказались на спортивных соревнованиях на Марсе, в каких видах спорта могли бы соревноваться марсианские спортсмены? Чемпионом оказался бы штангист, который поднял самую тяжелую штангу? Атлет, который бежит быстрее всех? А прыгун?

6. Подбор антонимов с отгадыванием загадок.

- Давайте и мы с вами посоревнуемся, кто самый первый отгадает загадку:

Я – антоним к слову лето,
В шубу снежную одета
Я люблю мороз сама,
Потому что я – (зима).

Я – антоним к слову холод,
Меня любит детвора,
Потому что я – (жара).

Я – антоним к слову день,
Вот уже трудиться лень,
Все игрушки тоже прочь,
Спать пора, пришла уж (ночь).

Я – антоним шума, стука,
Я – для отдыха, для сна,
Называюсь – (тишина).

к глаголам: нашел, уронил, насорил, закрыл, помирился, забыл, купил, взял;
к прилагательным: молодой, веселый, дорогой, горячий, горький, твердый;
к существительным: шум, мир, порядок, чистота, доброта, ночь, друг, правда.

9. Работа с карточками. Верификация предложений.

Материал для карточек:

  1. Слон большой, а комар маленький.
  2. Дерево низкое, а куст высокий.
  3. Работать легко, а отдыхать тяжело.
  4. Днем светло, а ночью темно.
  5. Дедушка молодой, а внук старый.
  6. Самолет летит быстро, а воробей медленно.
  7. Река узкая, а ручей широкий.
  8. Зима холодная, а лето теплое.
  9. Мышка пищит тихо, а петух поет громко.

III. Подведение итогов урока.

- Какие слова мы сегодня рассматривали?
- Продолжите определение: АНТОНИМЫ – это слова…

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Решетникова Ирина Владимировна

Место работы: МБОУ ООШ № 15 г.Октябрьский РБ

Конспект фронтального занятия

в группе детей, имеющих нарушение чтения и письма,

обусловленное трудностями различения оппозиционных звуков и несформированностью языкового анализа и синтеза,

Коррекционно-образовательные: познакомить детей с новыми словами-антонимами, научить подбирать к словам антонимы.

Коррекционно-развивающие: обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь детей, развивать внимание, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, самоконтроль, старательность.

Тетради учащихся, картинки с изображениями клоунов, карточки со словарными словами, карточки со словами-антонимами, плакат с пословицами, карточки со словами синонимами и антонимами.

- Назовите слово на ту букву, на которое закончится слово, которое я назову.

Вспомнить, какие слова называются синонимами. (Близкие по значению слова)

Занятие по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями чтения и письма, обусловленных ОНР. Конспект сопровождается презентацией.



Целевая аудитория: для логопеда

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

с обучающимися 3 (коррекционного) класса VII вида

(для детей с ограниченными возможностями здоровья)

Провела учитель - логопед

Егорова Светлана Анатольевна


Известно, что у детей-логопатов с трудом формируются пространственные ориентировки, временные понятия, геометрические представления, поэтому в ненавязчивой игровой форме я предлагаю обучающимся закрепить данные понятия.

Моделирование заседания учёного совета позволяет активизировать словарь, способствует снятию напряжения и страха у ребёнка - логопата перед собственной речью.

При подборе упражнения, задания, предпочтение отдаётся не репродуктивным формам работы (списать, вставить букву, подчеркнуть), а тем, которые активизируют речевую и мыслительную деятельность обучающегося.

Различными способами ведётся одновременная логопедическая работа над всеми компонентами речевой системы.

всесторонне развивать личность учащегося - логопата;

обучение должно носить воспитывающий характер;

необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся с ОВЗ;

учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

добиваться прочности приобретённых знаний и навыков;

Для преодоления сниженной речевой активности необходимо использовать двигательные реакции, сопряжённые с речью.

Использование элемента театрализации привлекает внимание обучающихся, развивает их познавательный интерес, создаёт оптимальные условия для развития личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель логопедического занятия:

развивать представления об антонимах, как словах противоположных по значению.

Коррекция и развитие психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья;

Развитие пространственно-временных представлений;

Развитие связной речи;

Расширение знаний об антонимах;

Пополнение активного словарного запаса антонимами;

Развитие умения подбирать антонимы к заданным словам.

Развитие умений работать дружно, коллективно;

Осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;

Занятие проходило в виде заседания учёного совета.

Форма проведения: деловая игра; соревнование.

1. Организационный момент.

Цель: развивать логическое мышление, временные представления, быстроту реакции.

У. Сейчас сядет та команда, которая правильно ответит на вопрос:

В. Какое время года идёт после зимы, но перед летом? Какое сейчас время года?

В. Какой первый месяц весны? Перечислите по порядку весенние месяцы.

Цель: развивать зрительное внимание и зрительное восприятие.

Собрав цветочки и листочки, вы сможете прочитать тему нашего занятия.

В. Как вы думаете, какие слова мы называем словами - неприятелелями?

В. Назовите их одним словом. Давайте послушаем учёного секретаря, который расскажет нам про антонимы.

3. Слово учёному секретарю.

Цель: развитие творческих способностей ребёнка, развитие техники чтения.

Антонимы могут выражать состояние (молодость - старость; здоровый - больной), деятельность (работать - отдыхать), явления природы (жара - холод), пространственные и временные отношения (день - ночь, далеко - близко). Антонимов нет, например, у слов: нога, корова, карандаш, Дима и т.

У. Сейчас, ребята, будьте внимательны, постарайтесь запомнить пары антонимов, которые будет вам показывать наш учёный секретарь в презентации.

Цель: развитие долговременной памяти зрительного восприятия.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Только конь сказал,

Что близко,

А улитка - далеко.

А телёнок озабочен

А цыплёнок - тем,

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно:

Кислое - зачем оно?

Сладкий у него бочок.

- А какие антонимы вы услышали и увидели в презентации учёного секретаря? Назовите эти слова.

Цель: определить форму проведения занятия.

Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания;

У. Сейчас мы определим форму проведения нашего логопедического занятия.

Достаньте из конвертов геометрические фигуры и положите их на лист бумаги.

В. - Как вы думаете, что обозначает жёлто-зелёный цвет 2-х фигур? (Эти 2 слова начинаются и заканчиваются на 1 букву.)

В нижнем левом углу листа бумаги положите жёлто-зелёный круг, в нижнем правом углу - жёлто-зелёный прямоугольник, над кругом - зелёный овал, в верху по середине - зелёную звезду, слева от звезды - зелёный круг, между зелёными овалом и кругом - зелёный ромб, справа от звезды - зелёный треугольник, под ним - зелёную трапецию (показать её, спросить, на что она похожа), над желто-зелёным прямоугольником - зелёный квадрат, между трапецией и квадратом - зелёный шестиугольник.

Внизу справа от желто-зеленого круга - жёлтый треугольник, за ним - жёлтый пятиугольник, около него, справа - жёлтый овал, между овалом и жёлто-зелёным прямоугольником - жёлтый ромб. - Переверните фигуры.

В. - Какие слова у вас получились? - (Счастливый случай.)

Счастливый случай - это познавательная и развивающая игра.

6. Представление команд.

развитие слухового внимания, памяти, быстроты реакции,

расширение словарного запаса,

Слова для команд:

I. 1) Весёлый (грустный); II.1) Мягкий (твёрдый);

2) Левый (правый); 2) Длинный (короткий);

3) Лёгкий (тяжёлый); 3) Больной (здоровый);

4) Молодой (старый); 4) Узкий (широкий);

5) Грязный (чистый); 5) Жаркий (холодный);

6) Толстый (тонкий); 6) Далёкий (близкий);

7) Грубый (нежный); 7) Сухой (сырой, мокрый);

8) Злой (добрый); 8) Ранняя (поздняя);

9) Чёрная (белая); 9) Высокий (низкий);

10) Частый (редкий); 10) Медленный (быстрый);

11) Бесполезный (нужный, ценный); 11) Нижняя (верхняя);

12) Прилежный (ленивый); 12) Задний (передний);

13) Шершавый (гладкий); 13) Тупой (острый);

14) Румяный (бледный); 14) Спокойный (беспокойный,

15) Теневая (солнечная); 15) Известный (неизвестный);

16) Искусственный (натуральный); 16) Скучный (интересный);

17) Мелкое (глубокое); 17) Неряшливый (аккуратный);

18) Ясная (пасмурная); 18) Трусливый (смелый, храбрый);

19) Слабый (сильный); 19) Ветренная (безветренная);

20) День (ночь); 20) Начало (конец);

21) Утро (вечер) 21) Зима (лето);

22) Осень (весна); 22) Лёд (вода);

23) Друг (враг); 23) Соль (сахар);

24) Холод (жара); 24) Восход (закат);

25) Трудиться (отдыхать); 25) Сесть (встать).

У. Какая пара антонимов вам больше всего запомнилась? С одним из слов этой пары составьте словосочетание, ваши соперники составят словосочетание с антонимом (и наоборот).

Вывод: Какие слова называются антонимами?

8. Гимнастика для глаз (офтальмологическая пауза) с вороной Анюткой.

Цель: предупредить нарастающее утомление, укрепить глазные мышцы и снять напряжение.

Прилетела к нам Анютка,
Начинаем физминутку:

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

(Закрывают оба глаза).

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

(Продолжают стоять с закрытыми глазами.)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)

Нарисуем букву о, получается легко.

(Глазами рисуют букву о.)

Вверх поднимем, глянем вниз,

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)

Вправо, влево повернем,

(Глаза смотрят вправо- влево.)

Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх, вниз.)

Цель: развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику, координацию движений.

Её глаза доброту излучают,

И дети с охотой предмет изучают.

Она красива и стройна.

Угадайте, кто она? (Первая учительница).

У. Соедините антонимы в пары линиями. Прочитайте их. Составьте словосочетания с парой антонимов. Устно составьте предложение. (Дополнительный балл за хорошее словосочетание).

Цель: развивать координацию движений, быстроту реакции.

Анютка: я бросаю вам мяч, а вы возвращаете его и говорите слово - антоним:

"Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь : . . (низко).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : . .(близко).
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь : . .(пол).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты : . .(нашел).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты : . .(храбрец).
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай : . .(конец).

Цель: развивать мышление, устную речь, умение объяснять пословицу.


У. Если вы вытаскиваете из мешочка № 3 или №5, то это счастливый случай, то есть вы получаете дополнительный балл, не отвечая на вопрос.

У. Объясните, как вы понимаете эту пословицу. Все согласны с мнением этой команды?

У. Закончите пословицу.

"Знай больше, а говори . "
"Маленькое дело лучше большого . безделья"
" Лучшая вещь новая - лучший друг . "
" Корень учения горек, а плод его . "

12. Подведение итогов заседания учёного совета.

Цель: проверить, как обучающиеся с ОВЗ усвоили материал.

У. Каким словам было посвящено заседание нашего учёного совета?

У. Какие слова называются антонимами? Как по-другому их можно назвать? (Слова - неприятели).

У. Какие задания, упражнения вам понравились?

Цель: добиться прочности приобретённых знаний и навыков.

Каждой команде выдаётся рисунок с треугольником, в котором расположены слова антонимы. Надо найти как можно больше пар с антонимами.

Читайте также: