Андерсен штопальная игла конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда он только что научился говорить первые слова. Если мы последим за своим ребенком, то заметим: дети приглядываются ко всему, что их окружает гораздо внимательнее, чем это предполагают многие взрослые. Детей пугает и отталкивает все уродливое, безобразное. Зато как они радуются и распускающимся цветам, и алмазному блеску снега, и новому красивому. Ребенок верит, что за прекрасной внешностью всегда живет красивая сущность. Придет пора, и ребенок постепенно станет понимать, что внешность – это еще не обязательно точное отражение внутреннего мира человека. И помочь ему в этом могут в том числе и хорошие добрые сказки.

Я слишком тонка, я не создана для этого мира! – сказала она лежа в уличной канаве.
Г.Х. Андерсен

Цели:

  1. Продолжить знакомить с литературными сказками.
  2. Развивать представления о способах изображения персонажа средствами литературы.
  3. Формировать систему читательских умений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Подготовка к первичному восприятию.

Учитель: Умеете ли вы радоваться? Не в пол силы, не чуть-чуть, а по-настоящему? Любите ли вы жизнь во всех ее проявлениях? Способны ли вы бережно относиться к окружающему вас миру и ко всему, что наполняет его?

Все эти вопросы я задала, прежде всего самой себе, когда прочитала сказку Г.-Х. Андерсена "Штопальная игла".

III. Первичному восприятие. Чтение учителя (и хорошо читающих детей) сказки Г.-Х. Андерсена "Штопальная игла".

Учитель: Словарная работа

– Эти слова встретились вам в тексте. Чтобы полностью понять смысл текста, надо понимать значение слов. Объяснение слов.

  • Са-мо-до-вольст-во – самодовольство (убежденный в своих достоинствах и потому довольный собой).
  • Чван-ство – чванство (хвастовство, зазнайство; отрицательное моральное качество, выражающееся в высокомерном отношении к людям, их знаниям и опыту, в ложной гордости).
  • Ло-мо-вая телега (устаревшее, предназначенная для перевозки тяжестей, грузов).
  • За-знай-ка – зазнайка (человек, который зазнаётся; задавака, воображала)
  • Смерт-ный – смертный (недолговечный, непродолжительный).
  • Во-до-сточная труба.

– В сказке встречаются фразеологические обороты. Как вы их понимаете? Замените их одним словом.

  • Не падать духом – не унывать.
  • Не задирать носа – не зазнаваться.

IV. Проверка первичного восприятия.

Учитель: Понравилась ли вам сказка? Какие эпизоды особенно понравились и почему? Кто из героев сказки понравился, а кто - нет и почему?

Увидели ли вы какое–нибудь сходство с народными волшебными сказками?

V. Постановка учебной задачи.

Учитель: Герои волшебных народных сказок очень четко делятся на хороших и плохих. В литературных сказках все несколько сложнее. Давайте постараемся определить характеры персонажей. Авторское отношение к героям.

– С чего начинается повествование? На долю штопальной иглы выпало множество испытаний. Почему же штопальная игла не вызывает сочувствия?

VI. Чтение и анализ текста. Подготовка к чтению по ролям.

Учитель: А какие же внутренние качества у иглы? Какая она, эта иголка?

Учащиеся: Штопальная.

Учащиеся: Тонкая.

Учитель: Сравните иглу швейную и штопальную (показ). Штопальная игла на самом деле какая?

Учащиеся: Толстая.

Учитель: А хочет казаться тоненькой. И не только! Какой она себя считает? Найдите это место в тексте.

Учитель: Отзывчивый, тонко чувствует, понимает другого, чуткий, деликатный. Можно назвать иглу такой? (Нет)

– Но она на это претендует. И тем самым какое чувство вызывает у читателя? (Смех)

– Природа смешного, или, как говорят, комического, – очень сложный вопрос. И часто бывает трудно понять, как автор достигает этого. В чем секрет комического в этой сказке Андерсена? Как он этого достигает?

Учитель: Но давайте все-таки разберемся: почему это смешно?

Открытие секрета комического.

1) Чтение. «Жила-была штопальная игла; она считала себя такой тонкой, что воображала … до слов:

Учащиеся: Нет, иначе бы он не сказал, что она воображала. Она свиту потеряет.

– Вот и получается, что игла говорит одно, претендует на одно, а рассказчик показывает, что же она представляет собой на самом деле, рисует подлинную жизнь штопальной иглы. Вот на этом контрасте претензий иглы и ее реальной жизни и строит Андерсен свою сказку, добиваясь комического эффекта.

2) Чтение. «– Ну вот, я же говорила, – сказала она. – Я слишком тонка! …

– Каким образом штопальная игла стала брошкой? (Ею закололи шейный платок)

– Прочитайте, как к этому она отнеслась?

– Как вы понимаете выражение “занять высокое положение”? (Стать самым главным)

Чтение отрывка по ролям.

«Раз возле нее что-то заблестело, и штопальная игла вообразила, что это бриллиант. Это был бутылочный осколок, но он блестел, и штопальная игла заговорила с ним. Она назвала себя брошкой и спросила его: … до слов… В это время воды в канаве прибыло, так что она захлынула через край и унесла с собой осколок.

Учитель: Как игла и осколок думают и говорят о себе и как это их характеризует?

Учитель: Что говорит иголка о пальцах, в чем она видит их предназначение? Как это характеризует иголку?

Учитель: Найдите в тексте отрывок, где беседуют игла и бутылочный осколок.

– Разыграйте их диалог по ролям.

«И она лежала, вытянувшись в струнку, и передумала много дум.

– Я просто готова думать, что родилась от солнечного луча, – так я тонка! … до слов …

– Крак! – сказала яичная скорлупа: ее переехала ломовая телега.

– Ух, как давит! – завопила штопальная игла. – Сейчас меня стошнит! Не выдержу! Сломаюсь!

Учитель: Что вы можете сказать об игле? (Игла – хвастливая, любит только себя, считает себя самой важной и лучшей. Недаром она называет себя барышней. Считает, что она красивая, даже когда стала ржавой. При этом ей кажется, что она скромная и заслуживает к себе большего внимания).

Учитель: Какая последняя оценка рассказчика?

– Какой герой сказки тоже проходит множество испытаний? (оловянный солдатик)

– Почему же солдатик вызывал сострадание и уважение. А штопальная игла не вызывает сочувствия?

Учитель: Если бы вам нужно было подобрать музыку, то какая прозвучала бы музыка? (Музыку подобрать сложно).

VII. Обобщение.

Учитель: Чему нас учит сказка Г.-Х. Андерсена?

Итак, в литературной сказке герои могут обладать сложным характером. Не любому существу мы можем сочувствовать. Андерсен высмеивал пустое чванство, ложную гордость, спесь.

– Как вам кажется, иголка – важная вещь в доме?

– Но ведь тогда она действительно может хвастаться своим положением?

VIII. Домашнее задание.

Подготовь выразительное чтение сказки.

Задание для желающих:

Найдите информацию о книгах, в которых есть сказки Г.-Х. Андерсена.

Самостоятельно подготовь выразительное чтение одной из сказок Андерсена, персонажами которой являются обычные предметы.

Нарисуйте иллюстрацию к сказке.

Узнай, есть ли иллюстрации к этой сказке, кто художник.

Подумайте над созданием мультфильма к этой сказке.

  • Придумать последовательность кадров мультфильма и озаглавить их.
  • Придумать макеты декораций, эскизов костюмов к мультфильму.
  • Подобрать музыкальный отрывок к портрету кого-либо из героев сказки или к какому-либо ее фрагменту. Описать музыку, которая подходит к сказке.

(Данную работу можно провести с желающими, а результатом может быть показ мультфильма для учащихся начальной школы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные: Составлять личное мнение, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами на доступном уровне, составлять план изложения
текста с помощью учителя, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Личностные: Иметь представление об общих нравствен­ных категориях, мо­ральных нормах, вы­ражать эмпатию, по­нимание чувств дру­гих людей и сопере­живание им.

Метапредметные: Планировать собствен­ные действия и соотно­сить их с поставленной целью; учитывать вы­деленные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуни­кативных задач.

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Актуализация знаний:

В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…

Сказки не оставляют равнодушными никогда, они очень поучительны и интересны.

Что знаете об Андерсене?

Родился в бедной семье сапожника и прачки. Ещё мальчиком пошёл работать на фабрику, помогал матери. Трудно приходилось ему, но он упорно учился вечерами в школе для бедных, много читал. Первые сказки услышал от отца, переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал писателем.

Оказывается! Больше всего он любил придумывать сказки во время прогулок по лесам. Андерсен мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне увидеть такие подробности, из которых потом и рождались его сказки. В этих сказках много глубоких и мудрых мыслей. Они доставляют людям радость.

Вы любите сказки? Хотелось бы вам продолжить знакомство с другими произведениями и героями этого замечательного сказочника…Тогда в путь!

Закроем глаза и представим, что…

В Мир Волшебный двери отворились, мы снова в сказке с Вами очутились.

Умеете ли вы радоваться? Не в пол силы, не чуть-чуть, а по-настоящему? Любите ли вы жизнь во всех ее проявлениях? Способны ли вы бережно относиться к окружающему вас миру и ко всему, что наполняет его?

Все эти вопросы я задала, прежде всего, самой себе, когда прочитала сказку Г.-Х. Андерсена "Штопальная игла".

Словарная работа.

– Эти слова встретились вам в тексте. Чтобы полностью понять смысл текста, надо понимать значение слов. Объяснение слов.

Са-мо-до-вольст-во – самодовольство (убежденный в своих достоинствах и потому довольный собой).

Чван-ство – чванство (хвастовство, зазнайство; отрицательное моральное качество, выражающееся в высокомерном отношении к людям, их знаниям и опыту, в ложной гордости).

Ло-мо-вая телега (устаревшее, предназначенная для перевозки тяжестей, грузов).

За-знай-ка – зазнайка (человек, который зазнаётся; задавака, воображала)

Смерт-ный – смертный (недолговечный, непродолжительный).

– В сказке встречаются фразеологические обороты. Как вы их понимаете? Замените их одним словом.

Не падать духом – не унывать.

Не задирать носа – не зазнаваться.

Первичное восприятие:

Понравилась ли вам сказка? Какие эпизоды особенно понравились и почему? Кто из героев сказки понравился, а кто - нет и почему?

Увидели ли вы какое–нибудь сходство с народными волшебными сказками?

Герои волшебных народных сказок очень четко делятся на хороших и плохих. В литературных сказках все несколько сложнее. Давайте постараемся определить характеры персонажей. Авторское отношение к героям.

– С чего начинается повествование? На долю штопальной иглы выпало множество испытаний. Почему же штопальная игла не вызывает сочувствия?

А какие же внутренние качества у иглы? Какая она, эта иголка? (Штопальная)

Сравните иглу швейную и штопальную. Штопальная игла на самом деле какая? (Толстая)

А хочет казаться тоненькой. И не только! Какой она себя считает? Найдите это место в тексте.

Отзывчивый, тонко чувствует, понимает другого, чуткий, деликатный. Можно назвать иглу такой? (Нет)

– Но она на это претендует. И тем самым какое чувство вызывает у читателя? (Смех)

– Природа смешного, или, как говорят, комического, – очень сложный вопрос. И часто бывает трудно понять, как автор достигает этого. В чем секрет комического в этой сказке Андерсена? Как он этого достигает?

Но давайте все-таки разберемся: почему это смешно?

Открытие секрета комического.

1) Чтение. «Жила-была штопальная игла; она считала себя такой тонкой, что воображала … до слов:

– Фу, какая черная работа! – сказала штопальная игра. – Я не выдержу! Я сломаюсь!

Нет, иначе бы он не сказал, что она воображала. Она свиту потеряет.

– Вот и получается, что игла говорит одно, претендует на одно, а рассказчик показывает, что же она представляет собой на самом деле, рисует подлинную жизнь штопальной иглы. Вот на этом контрасте претензий иглы и ее реальной жизни и строит Андерсен свою сказку, добиваясь комического эффекта.

2) Чтение. «– Ну вот, я же говорила, – сказала она. – Я слишком тонка! …

– Каким образом штопальная игла стала брошкой? (Ею закололи шейный платок)

– Прочитайте, как к этому она отнеслась?

– Как вы понимаете выражение “занять высокое положение”? (Стать самым главным)

Чтение отрывка по ролям.

«Раз возле нее что-то заблестело, и штопальная игла вообразила, что это бриллиант. Это был бутылочный осколок, но он блестел, и штопальная игла заговорила с ним. Она назвала себя брошкой и спросила его: … до слов… В это время воды в канаве прибыло, так что она захлынула через край и унесла с собой осколок.

Как игла и осколок думают и говорят о себе и как это их характеризует? (разыгрывание отрывка)

Что говорит иголка о пальцах, в чем она видит их предназначение? Как это характеризует иголку?

Найдите в тексте отрывок, где беседуют игла и бутылочный осколок.

– Разыграйте их диалог по ролям.

«И она лежала, вытянувшись в струнку, и передумала много дум.

– Я просто готова думать, что родилась от солнечного луча, – так я тонка! … до слов …

– Крак! – сказала яичная скорлупа: ее переехала ломовая телега.

– Ух, как давит! – завопила штопальная игла. – Сейчас меня стошнит! Не выдержу! Сломаюсь!

Что вы можете сказать об игле? (Игла – хвастливая, любит только себя, считает себя самой важной и лучшей. Недаром она называет себя барышней. Считает, что она красивая, даже когда стала ржавой. При этом ей кажется, что она скромная и заслуживает к себе большего внимания).

Какая последняя оценка рассказчика?

– Какой герой сказки тоже проходит множество испытаний? (оловянный солдатик)

– Почему же солдатик вызывал сострадание и уважение. А штопальная игла не вызывает сочувствия?

Если бы вам нужно было подобрать музыку, то какая прозвучала бы музыка? (Музыку подобрать сложно).

Чему нас учит сказка Г.-Х. Андерсена?

Итак, в литературной сказке герои могут обладать сложным характером. Не любому существу мы можем сочувствовать. Андерсен высмеивал пустое чванство, ложную гордость, спесь.

– Как вам кажется, иголка – важная вещь в доме?

– Но ведь тогда она действительно может хвастаться своим положением?

Рефлексия деятельности:

Чему же посвятил свою жизнь Ханс Кристиан Андерсен?

Почему его имя и его сказки живут до сих пор и волнуют сердца людей?

Сказки Андерсена рассказывают о самоотверженной любви и верности, о торжестве добра над злом.

В своих сказках он учит любить Родину и свой народ. Великий писатель в своих сказках защищает человеческое достоинство маленьких, но храбрых и самоотверженных людей.

Андерсен подарил миру лучшие сказки и истории, в которых воспевал Любовь, Добро, и Справедливость, поэтому произведения датского писателя живут после его смерти.

У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

Какое у вас настроение?

Сегодня на уроке мне было интересно…

Домашнее задание: написать отзыв на прочитанную сказку Х.К. Андерсена (читательский дневник)

Цель: познакомить обучающихся с книгами Ханса Кристиана Андерсена.

-закрепить минимум понятий о сказке, как о литературном жанре;

-активизировать навык работы с текстом, познавательную деятельность;

- развивать смекалку, воображение, мышление, умение работать в команде ;

- продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;

- развивать умение пользоваться знаниями, полученными ранее;

-воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;

-побуждать к участию в инсценировках.

КВН стал почтенной особой,

Но не снижен к нему интерес -

Позволяет вместе с учёбой,

Разнообразить учебный процесс.

За каждый правильный ответ команда получает сигнальную фишку.

2. Актуализация опорных знаний

Задание 1. Разминка.

Любая встреча команд начинается с разминки или гимнастики для ума. А поскольку наша встреча проходит на литературном поле боя, то и разминаться команды будут не с примерами, задачами и головоломками. Нет, всё гораздо проще и интересней!

Любите ли вы сказки?

Кто писал и пишет сказки? Какие два вида сказок вы знаете? ( народные и авторские литературные)

Какие сказки появились раньше? (народные)

Может ли автор использовать сюжет народной сказки?(да, может)

Чем сказка отличается от других литературных произведений?

3. Есть поговорки и пословицы.

4. Есть волшебные цифры: 3 медведя.

5. Разговаривают звери, растения, предметы.

6. Почти во всех сказках побеждает добро.

7. Может случаться волшебство.

Чему учат сказки? (поступать благородно, мыслить гуманно, жить честно)

3. Введение в тему урока, постановка учебной задачи

Сейчас мы поговорим об авторской литературной зарубежной сказке .

Он был великим сказочником. Для всех детей на Земле Андерсен стал добрым советчиком.

Х.К. Андерсен создал 150 сказок. Герои его книг любимы вами и вы их прекрасно помните.

4. Литературные конкурсы

Задание 2. Конкурс эрудитов

1. Гадкий. утёнок

2. Новое. платье короля.

4. Стойкий. оловянный солдатик.

Задание 3. Конкурс капитанов

Приглашаю к барьеру капитанов команд! Поединок сильнейших!

Надо сказать, задание будет не из лёгких, и капитанам придётся проявить недюжинную смекалку, чтобы победить.

Вы получаете сказочные свитки, на которых напечатаны перевёрнутые названия произведений. Ваша задача — угадать сказку Андерсена.

Задание 4. Конкурс книголюбов

Хорошая книга — мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу!

Представьте себе такую ситуацию: собрались вместе страстные любители книг, прочитавшие немалое количество сказок Х. К. Андерсена. Им не составит особого труда ответить на интересные вопросы по этим произведениям.

А при том, что наш следующий конкурс — это конкурс книголюбов! И сейчас команды-соперницы попробуют блеснуть своими познаниями

2. Как появилась на свет Дюймовочка? (Из ячменного зёрнышка)

3. В кого превратился Гадкий Утёнок? (В прекрасного лебедя)

  1. 4. Какую цену заплатили русалки Ведьме за возможность спасти Русалочку? (Они отдали Ведьме свои волосы)

Задание 5. Конкурс на смекалку

Поиграем в ассоциации.

Какие человеческие качества приходят вам на ум, когда вы слышите имена этих героев?

1. Дюймовочка - маленькая, хрупкая, красивая, добрая.

2. Гадкий утенок - терпеливый, добрый, обиженный, некрасивый.

3. Голый король - франт, модник, лентяй, спесивый.

  1. 4. Элиза -добрая, трудолюбивая, самоотверженная, невинная.

Задание 6. Конкурс на сообразительность

На сказочных свитках зашифрованы герои сказки. Назовите их.

ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ,АБАЖ,СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ

Ответ: крот, мышь, жук, жаба, ласточка, эльф

КАТУ,НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, КАЙХОЗЯ, ТЕПХУ

Ответ: утка, утёнок, кот, курица, старуха, хозяйка, петух.

Я буду называть различные сказки, если ее автором является Андерсен, вы хлопаете в ладоши, если нет, то приседаете. (Свинопас, Стойкий оловянный солдатик, Красная шапочка, Русалочка, Огниво, Золушка, Теремок, Принцесса на горошине, Репка, Снежная королева)

Задание 7. Литературная гостиная

Давайте знакомую книгу откроем

И снова пройдём от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, опять подружиться.

7. Закрепление пройденного

Какой была штопальная игла?

Как к ней относится сказочник?

Задание 8. В гостях у Мельпомены

Древнегреческая богиня — покровительница театра. Итак, конкурс посвящён театру. Необходимо блеснуть талантом, быстро и убедительно инсценировать отрывок из прочитанного произведения, предложенного мной.

Любая книга — умный друг:

Чуть утомит, она смолкает;

Она безмолвно поучает,

С ней назидателен досуг.

Мы с вами, ребята, совершили небольшое путешествие в мир зарубежной сказки, в мир книг. Встретили много сказочных героев. Повторили названия сказок, познакомились с новой.

В сказках Х.К. Андерсена есть всё, что должно всегда жить в человеке:

• Уважение к мужеству;

• доброта и сочувствие всем, кому плохо;

• презрение к чванливым и бессердечным.

Результаты КВН показали, что вы хорошо знаете сказки.

А кому из вас еще захотелось почитать сказки Ханса Кристиана Андерсена?

Какое впечатление у вас оставил этот урок - КВН?

Читайте, запоминайте, рассказывайте, рисуйте, показывайте и даже сами сочиняйте сказку. Идите в библиотеку, берите книги и других зарубежных писателей. Познакомьтесь с интересным миром её величества Сказки. Книга всегда будет вам верным другом и помощником.

9. Домашнее задание

Ханс Кристиан Андерсен был большим выдумщиком, увидев какой-либо предмет он тут же придумывал его историю, описывая его характер, достоинства и недостатки. Попробуйте дома придумать свою историю о каком-нибудь предмете, например, о портфеле: как он живёт и дружит со школьными учебниками и тетрадками.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Урок по литературе в 5 классе

Литературная викторина по сказке Г.Х. Андерсена "Штопальная игла" позволит учителю целесообразнее организовать читательскую деятельность учащихся среднего звена, вызвать неподдельный интерес и любовь к чтению авторских сказок, выявить глубину прочтения и запоминания текста известного зарубежного сказочника.

Читайте также: