Андерсен штопальная игла конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда он только что научился говорить первые слова. Если мы последим за своим ребенком, то заметим: дети приглядываются ко всему, что их окружает гораздо внимательнее, чем это предполагают многие взрослые. Детей пугает и отталкивает все уродливое, безобразное. Зато как они радуются и распускающимся цветам, и алмазному блеску снега, и новому красивому. Ребенок верит, что за прекрасной внешностью всегда живет красивая сущность. Придет пора, и ребенок постепенно станет понимать, что внешность – это еще не обязательно точное отражение внутреннего мира человека. И помочь ему в этом могут в том числе и хорошие добрые сказки.
Я слишком тонка, я не создана для этого мира! – сказала она лежа в уличной канаве.
Г.Х. Андерсен
Цели:
- Продолжить знакомить с литературными сказками.
- Развивать представления о способах изображения персонажа средствами литературы.
- Формировать систему читательских умений.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Подготовка к первичному восприятию.
Учитель: Умеете ли вы радоваться? Не в пол силы, не чуть-чуть, а по-настоящему? Любите ли вы жизнь во всех ее проявлениях? Способны ли вы бережно относиться к окружающему вас миру и ко всему, что наполняет его?
Все эти вопросы я задала, прежде всего самой себе, когда прочитала сказку Г.-Х. Андерсена "Штопальная игла".
III. Первичному восприятие. Чтение учителя (и хорошо читающих детей) сказки Г.-Х. Андерсена "Штопальная игла".
Учитель: Словарная работа
– Эти слова встретились вам в тексте. Чтобы полностью понять смысл текста, надо понимать значение слов. Объяснение слов.
- Са-мо-до-вольст-во – самодовольство (убежденный в своих достоинствах и потому довольный собой).
- Чван-ство – чванство (хвастовство, зазнайство; отрицательное моральное качество, выражающееся в высокомерном отношении к людям, их знаниям и опыту, в ложной гордости).
- Ло-мо-вая телега (устаревшее, предназначенная для перевозки тяжестей, грузов).
- За-знай-ка – зазнайка (человек, который зазнаётся; задавака, воображала)
- Смерт-ный – смертный (недолговечный, непродолжительный).
- Во-до-сточная труба.
– В сказке встречаются фразеологические обороты. Как вы их понимаете? Замените их одним словом.
- Не падать духом – не унывать.
- Не задирать носа – не зазнаваться.
IV. Проверка первичного восприятия.
Учитель: Понравилась ли вам сказка? Какие эпизоды особенно понравились и почему? Кто из героев сказки понравился, а кто - нет и почему?
Увидели ли вы какое–нибудь сходство с народными волшебными сказками?
V. Постановка учебной задачи.
Учитель: Герои волшебных народных сказок очень четко делятся на хороших и плохих. В литературных сказках все несколько сложнее. Давайте постараемся определить характеры персонажей. Авторское отношение к героям.
– С чего начинается повествование? На долю штопальной иглы выпало множество испытаний. Почему же штопальная игла не вызывает сочувствия?
VI. Чтение и анализ текста. Подготовка к чтению по ролям.
Учитель: А какие же внутренние качества у иглы? Какая она, эта иголка?
Учащиеся: Штопальная.
Учащиеся: Тонкая.
Учитель: Сравните иглу швейную и штопальную (показ). Штопальная игла на самом деле какая?
Учащиеся: Толстая.
Учитель: А хочет казаться тоненькой. И не только! Какой она себя считает? Найдите это место в тексте.
Учитель: Отзывчивый, тонко чувствует, понимает другого, чуткий, деликатный. Можно назвать иглу такой? (Нет)
– Но она на это претендует. И тем самым какое чувство вызывает у читателя? (Смех)
– Природа смешного, или, как говорят, комического, – очень сложный вопрос. И часто бывает трудно понять, как автор достигает этого. В чем секрет комического в этой сказке Андерсена? Как он этого достигает?
Учитель: Но давайте все-таки разберемся: почему это смешно?
Открытие секрета комического.
1) Чтение. «Жила-была штопальная игла; она считала себя такой тонкой, что воображала … до слов:
Учащиеся: Нет, иначе бы он не сказал, что она воображала. Она свиту потеряет.
– Вот и получается, что игла говорит одно, претендует на одно, а рассказчик показывает, что же она представляет собой на самом деле, рисует подлинную жизнь штопальной иглы. Вот на этом контрасте претензий иглы и ее реальной жизни и строит Андерсен свою сказку, добиваясь комического эффекта.
2) Чтение. «– Ну вот, я же говорила, – сказала она. – Я слишком тонка! …
– Каким образом штопальная игла стала брошкой? (Ею закололи шейный платок)
– Прочитайте, как к этому она отнеслась?
– Как вы понимаете выражение “занять высокое положение”? (Стать самым главным)
Чтение отрывка по ролям.
«Раз возле нее что-то заблестело, и штопальная игла вообразила, что это бриллиант. Это был бутылочный осколок, но он блестел, и штопальная игла заговорила с ним. Она назвала себя брошкой и спросила его: … до слов… В это время воды в канаве прибыло, так что она захлынула через край и унесла с собой осколок.
Учитель: Как игла и осколок думают и говорят о себе и как это их характеризует?
Учитель: Что говорит иголка о пальцах, в чем она видит их предназначение? Как это характеризует иголку?
Учитель: Найдите в тексте отрывок, где беседуют игла и бутылочный осколок.
– Разыграйте их диалог по ролям.
«И она лежала, вытянувшись в струнку, и передумала много дум.
– Я просто готова думать, что родилась от солнечного луча, – так я тонка! … до слов …
– Крак! – сказала яичная скорлупа: ее переехала ломовая телега.
– Ух, как давит! – завопила штопальная игла. – Сейчас меня стошнит! Не выдержу! Сломаюсь!
Учитель: Что вы можете сказать об игле? (Игла – хвастливая, любит только себя, считает себя самой важной и лучшей. Недаром она называет себя барышней. Считает, что она красивая, даже когда стала ржавой. При этом ей кажется, что она скромная и заслуживает к себе большего внимания).
Учитель: Какая последняя оценка рассказчика?
– Какой герой сказки тоже проходит множество испытаний? (оловянный солдатик)
– Почему же солдатик вызывал сострадание и уважение. А штопальная игла не вызывает сочувствия?
Учитель: Если бы вам нужно было подобрать музыку, то какая прозвучала бы музыка? (Музыку подобрать сложно).
VII. Обобщение.
Учитель: Чему нас учит сказка Г.-Х. Андерсена?
Итак, в литературной сказке герои могут обладать сложным характером. Не любому существу мы можем сочувствовать. Андерсен высмеивал пустое чванство, ложную гордость, спесь.
– Как вам кажется, иголка – важная вещь в доме?
– Но ведь тогда она действительно может хвастаться своим положением?
VIII. Домашнее задание.
Подготовь выразительное чтение сказки.
Задание для желающих:
Найдите информацию о книгах, в которых есть сказки Г.-Х. Андерсена.
Самостоятельно подготовь выразительное чтение одной из сказок Андерсена, персонажами которой являются обычные предметы.
Нарисуйте иллюстрацию к сказке.
Узнай, есть ли иллюстрации к этой сказке, кто художник.
Подумайте над созданием мультфильма к этой сказке.
- Придумать последовательность кадров мультфильма и озаглавить их.
- Придумать макеты декораций, эскизов костюмов к мультфильму.
- Подобрать музыкальный отрывок к портрету кого-либо из героев сказки или к какому-либо ее фрагменту. Описать музыку, которая подходит к сказке.
(Данную работу можно провести с желающими, а результатом может быть показ мультфильма для учащихся начальной школы)
Предметные: Составлять личное мнение, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами на доступном уровне, составлять план изложения
текста с помощью учителя, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Личностные: Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, выражать эмпатию, понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные: Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Организационный момент:
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок литературного чтения,
Проверьте готовность к уроку.
Актуализация знаний:
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…
Сказки не оставляют равнодушными никогда, они очень поучительны и интересны.
Что знаете об Андерсене?
Родился в бедной семье сапожника и прачки. Ещё мальчиком пошёл работать на фабрику, помогал матери. Трудно приходилось ему, но он упорно учился вечерами в школе для бедных, много читал. Первые сказки услышал от отца, переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал писателем.
Оказывается! Больше всего он любил придумывать сказки во время прогулок по лесам. Андерсен мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне увидеть такие подробности, из которых потом и рождались его сказки. В этих сказках много глубоких и мудрых мыслей. Они доставляют людям радость.
Вы любите сказки? Хотелось бы вам продолжить знакомство с другими произведениями и героями этого замечательного сказочника…Тогда в путь!
Закроем глаза и представим, что…
В Мир Волшебный двери отворились, мы снова в сказке с Вами очутились.
Умеете ли вы радоваться? Не в пол силы, не чуть-чуть, а по-настоящему? Любите ли вы жизнь во всех ее проявлениях? Способны ли вы бережно относиться к окружающему вас миру и ко всему, что наполняет его?
Все эти вопросы я задала, прежде всего, самой себе, когда прочитала сказку Г.-Х. Андерсена "Штопальная игла".
Словарная работа.
– Эти слова встретились вам в тексте. Чтобы полностью понять смысл текста, надо понимать значение слов. Объяснение слов.
Са-мо-до-вольст-во – самодовольство (убежденный в своих достоинствах и потому довольный собой).
Чван-ство – чванство (хвастовство, зазнайство; отрицательное моральное качество, выражающееся в высокомерном отношении к людям, их знаниям и опыту, в ложной гордости).
Ло-мо-вая телега (устаревшее, предназначенная для перевозки тяжестей, грузов).
За-знай-ка – зазнайка (человек, который зазнаётся; задавака, воображала)
Смерт-ный – смертный (недолговечный, непродолжительный).
– В сказке встречаются фразеологические обороты. Как вы их понимаете? Замените их одним словом.
Не падать духом – не унывать.
Не задирать носа – не зазнаваться.
Первичное восприятие:
Понравилась ли вам сказка? Какие эпизоды особенно понравились и почему? Кто из героев сказки понравился, а кто - нет и почему?
Увидели ли вы какое–нибудь сходство с народными волшебными сказками?
Герои волшебных народных сказок очень четко делятся на хороших и плохих. В литературных сказках все несколько сложнее. Давайте постараемся определить характеры персонажей. Авторское отношение к героям.
– С чего начинается повествование? На долю штопальной иглы выпало множество испытаний. Почему же штопальная игла не вызывает сочувствия?
А какие же внутренние качества у иглы? Какая она, эта иголка? (Штопальная)
Сравните иглу швейную и штопальную. Штопальная игла на самом деле какая? (Толстая)
А хочет казаться тоненькой. И не только! Какой она себя считает? Найдите это место в тексте.
Отзывчивый, тонко чувствует, понимает другого, чуткий, деликатный. Можно назвать иглу такой? (Нет)
– Но она на это претендует. И тем самым какое чувство вызывает у читателя? (Смех)
– Природа смешного, или, как говорят, комического, – очень сложный вопрос. И часто бывает трудно понять, как автор достигает этого. В чем секрет комического в этой сказке Андерсена? Как он этого достигает?
Но давайте все-таки разберемся: почему это смешно?
Открытие секрета комического.
1) Чтение. «Жила-была штопальная игла; она считала себя такой тонкой, что воображала … до слов:
– Фу, какая черная работа! – сказала штопальная игра. – Я не выдержу! Я сломаюсь!
Нет, иначе бы он не сказал, что она воображала. Она свиту потеряет.
– Вот и получается, что игла говорит одно, претендует на одно, а рассказчик показывает, что же она представляет собой на самом деле, рисует подлинную жизнь штопальной иглы. Вот на этом контрасте претензий иглы и ее реальной жизни и строит Андерсен свою сказку, добиваясь комического эффекта.
2) Чтение. «– Ну вот, я же говорила, – сказала она. – Я слишком тонка! …
– Каким образом штопальная игла стала брошкой? (Ею закололи шейный платок)
– Прочитайте, как к этому она отнеслась?
– Как вы понимаете выражение “занять высокое положение”? (Стать самым главным)
Чтение отрывка по ролям.
«Раз возле нее что-то заблестело, и штопальная игла вообразила, что это бриллиант. Это был бутылочный осколок, но он блестел, и штопальная игла заговорила с ним. Она назвала себя брошкой и спросила его: … до слов… В это время воды в канаве прибыло, так что она захлынула через край и унесла с собой осколок.
Как игла и осколок думают и говорят о себе и как это их характеризует? (разыгрывание отрывка)
Что говорит иголка о пальцах, в чем она видит их предназначение? Как это характеризует иголку?
Найдите в тексте отрывок, где беседуют игла и бутылочный осколок.
– Разыграйте их диалог по ролям.
«И она лежала, вытянувшись в струнку, и передумала много дум.
– Я просто готова думать, что родилась от солнечного луча, – так я тонка! … до слов …
– Крак! – сказала яичная скорлупа: ее переехала ломовая телега.
– Ух, как давит! – завопила штопальная игла. – Сейчас меня стошнит! Не выдержу! Сломаюсь!
Что вы можете сказать об игле? (Игла – хвастливая, любит только себя, считает себя самой важной и лучшей. Недаром она называет себя барышней. Считает, что она красивая, даже когда стала ржавой. При этом ей кажется, что она скромная и заслуживает к себе большего внимания).
Какая последняя оценка рассказчика?
– Какой герой сказки тоже проходит множество испытаний? (оловянный солдатик)
– Почему же солдатик вызывал сострадание и уважение. А штопальная игла не вызывает сочувствия?
Если бы вам нужно было подобрать музыку, то какая прозвучала бы музыка? (Музыку подобрать сложно).
Чему нас учит сказка Г.-Х. Андерсена?
Итак, в литературной сказке герои могут обладать сложным характером. Не любому существу мы можем сочувствовать. Андерсен высмеивал пустое чванство, ложную гордость, спесь.
– Как вам кажется, иголка – важная вещь в доме?
– Но ведь тогда она действительно может хвастаться своим положением?
Рефлексия деятельности:
Чему же посвятил свою жизнь Ханс Кристиан Андерсен?
Почему его имя и его сказки живут до сих пор и волнуют сердца людей?
Сказки Андерсена рассказывают о самоотверженной любви и верности, о торжестве добра над злом.
В своих сказках он учит любить Родину и свой народ. Великий писатель в своих сказках защищает человеческое достоинство маленьких, но храбрых и самоотверженных людей.
Андерсен подарил миру лучшие сказки и истории, в которых воспевал Любовь, Добро, и Справедливость, поэтому произведения датского писателя живут после его смерти.
У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?
Какое у вас настроение?
Сегодня на уроке мне было интересно…
Домашнее задание: написать отзыв на прочитанную сказку Х.К. Андерсена (читательский дневник)
Цель: познакомить обучающихся с книгами Ханса Кристиана Андерсена.
-закрепить минимум понятий о сказке, как о литературном жанре;
-активизировать навык работы с текстом, познавательную деятельность;
- развивать смекалку, воображение, мышление, умение работать в команде ;
- продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
- развивать умение пользоваться знаниями, полученными ранее;
-воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;
-побуждать к участию в инсценировках.
КВН стал почтенной особой,
Но не снижен к нему интерес -
Позволяет вместе с учёбой,
Разнообразить учебный процесс.
За каждый правильный ответ команда получает сигнальную фишку.
2. Актуализация опорных знаний
Задание 1. Разминка.
Любая встреча команд начинается с разминки или гимнастики для ума. А поскольку наша встреча проходит на литературном поле боя, то и разминаться команды будут не с примерами, задачами и головоломками. Нет, всё гораздо проще и интересней!
Любите ли вы сказки?
Кто писал и пишет сказки? Какие два вида сказок вы знаете? ( народные и авторские литературные)
Какие сказки появились раньше? (народные)
Может ли автор использовать сюжет народной сказки?(да, может)
Чем сказка отличается от других литературных произведений?
3. Есть поговорки и пословицы.
4. Есть волшебные цифры: 3 медведя.
5. Разговаривают звери, растения, предметы.
6. Почти во всех сказках побеждает добро.
7. Может случаться волшебство.
Чему учат сказки? (поступать благородно, мыслить гуманно, жить честно)
3. Введение в тему урока, постановка учебной задачи
Сейчас мы поговорим об авторской литературной зарубежной сказке .
Он был великим сказочником. Для всех детей на Земле Андерсен стал добрым советчиком.
Х.К. Андерсен создал 150 сказок. Герои его книг любимы вами и вы их прекрасно помните.
4. Литературные конкурсы
Задание 2. Конкурс эрудитов
1. Гадкий. утёнок
2. Новое. платье короля.
4. Стойкий. оловянный солдатик.
Задание 3. Конкурс капитанов
Приглашаю к барьеру капитанов команд! Поединок сильнейших!
Надо сказать, задание будет не из лёгких, и капитанам придётся проявить недюжинную смекалку, чтобы победить.
Вы получаете сказочные свитки, на которых напечатаны перевёрнутые названия произведений. Ваша задача — угадать сказку Андерсена.
Задание 4. Конкурс книголюбов
Хорошая книга — мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу!
Представьте себе такую ситуацию: собрались вместе страстные любители книг, прочитавшие немалое количество сказок Х. К. Андерсена. Им не составит особого труда ответить на интересные вопросы по этим произведениям.
А при том, что наш следующий конкурс — это конкурс книголюбов! И сейчас команды-соперницы попробуют блеснуть своими познаниями
2. Как появилась на свет Дюймовочка? (Из ячменного зёрнышка)
3. В кого превратился Гадкий Утёнок? (В прекрасного лебедя)
- 4. Какую цену заплатили русалки Ведьме за возможность спасти Русалочку? (Они отдали Ведьме свои волосы)
Задание 5. Конкурс на смекалку
Поиграем в ассоциации.
Какие человеческие качества приходят вам на ум, когда вы слышите имена этих героев?
1. Дюймовочка - маленькая, хрупкая, красивая, добрая.
2. Гадкий утенок - терпеливый, добрый, обиженный, некрасивый.
3. Голый король - франт, модник, лентяй, спесивый.
- 4. Элиза -добрая, трудолюбивая, самоотверженная, невинная.
Задание 6. Конкурс на сообразительность
На сказочных свитках зашифрованы герои сказки. Назовите их.
ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ,АБАЖ,СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ
Ответ: крот, мышь, жук, жаба, ласточка, эльф
КАТУ,НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, КАЙХОЗЯ, ТЕПХУ
Ответ: утка, утёнок, кот, курица, старуха, хозяйка, петух.
Я буду называть различные сказки, если ее автором является Андерсен, вы хлопаете в ладоши, если нет, то приседаете. (Свинопас, Стойкий оловянный солдатик, Красная шапочка, Русалочка, Огниво, Золушка, Теремок, Принцесса на горошине, Репка, Снежная королева)
Задание 7. Литературная гостиная
Давайте знакомую книгу откроем
И снова пройдём от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, опять подружиться.
7. Закрепление пройденного
Какой была штопальная игла?
Как к ней относится сказочник?
Задание 8. В гостях у Мельпомены
Древнегреческая богиня — покровительница театра. Итак, конкурс посвящён театру. Необходимо блеснуть талантом, быстро и убедительно инсценировать отрывок из прочитанного произведения, предложенного мной.
Любая книга — умный друг:
Чуть утомит, она смолкает;
Она безмолвно поучает,
С ней назидателен досуг.
Мы с вами, ребята, совершили небольшое путешествие в мир зарубежной сказки, в мир книг. Встретили много сказочных героев. Повторили названия сказок, познакомились с новой.
В сказках Х.К. Андерсена есть всё, что должно всегда жить в человеке:
• Уважение к мужеству;
• доброта и сочувствие всем, кому плохо;
• презрение к чванливым и бессердечным.
Результаты КВН показали, что вы хорошо знаете сказки.
А кому из вас еще захотелось почитать сказки Ханса Кристиана Андерсена?
Какое впечатление у вас оставил этот урок - КВН?
Читайте, запоминайте, рассказывайте, рисуйте, показывайте и даже сами сочиняйте сказку. Идите в библиотеку, берите книги и других зарубежных писателей. Познакомьтесь с интересным миром её величества Сказки. Книга всегда будет вам верным другом и помощником.
9. Домашнее задание
Ханс Кристиан Андерсен был большим выдумщиком, увидев какой-либо предмет он тут же придумывал его историю, описывая его характер, достоинства и недостатки. Попробуйте дома придумать свою историю о каком-нибудь предмете, например, о портфеле: как он живёт и дружит со школьными учебниками и тетрадками.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Урок по литературе в 5 классе
Литературная викторина по сказке Г.Х. Андерсена "Штопальная игла" позволит учителю целесообразнее организовать читательскую деятельность учащихся среднего звена, вызвать неподдельный интерес и любовь к чтению авторских сказок, выявить глубину прочтения и запоминания текста известного зарубежного сказочника.
Читайте также: