Аморфные и кристаллические вещества конспект урока 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока – урок изучения нового материала, изучение нового материала организовано как самостоятельная работа в парах постоянного состава (вариация индивидуально-групповой познавательной деятельности).

Задачи урока – развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого проблемные ситуации; развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности; воспитывать умение работать в коллективе; формирование ценностного отношения к окружающему миру посредством реализации принципов субъектности и ценности.

Цели урока - Дать понятие о кристаллическом и аморфном состоянии твердых веществ. Познакомить с типами кристаллических решеток, их взаимосвязью с видами химической связи и их влиянием на физические свойства веществ. Дать представление о законе постоянства состава веществ.

Оборудование и реактивы - Модели кристаллических решеток разных типов (металлов, углекислого газа, поваренной соли, алмаза и графита). Образцы жевательной резинки, пластмасс, пластилина, металлов, льда, графита и кристаллов поваренной соли.

бензойная кислота, стеклянный колокол или 3-х литровая банка, фарфоровая чашечка, горелка, образцы пластмасс и изделий из них, пластилин, жевательная резинка, смолы, воск и т. д.

1. Подготовка к восприятию нового материала

Учитель спрашивает, какие агрегатные состояния веществ известны учащимся.

Ребята называют три состояния: твердое, жидкое и газообразное. Иногда эрудиты называют и четвертое состояние — плазму, но учитель отвечает, что это область изучения физики высоких температур. Для нас важны три агрегатных состояния, т. к. любое вещество может быть газом, жидкостью и твердым веществом. Например, хорошо всем известная при обычных условиях жидкость — вода, может быть паром или льдом. Твердый натрий легко плавится и может испаряться, то есть быть газообразным. Газ кислород при низких температурах сначала превращается в жидкость, а при еще более низких — затвердевает в синие кристаллы.

Образцов жевательной резинки, образцов пластмасс, пластилина, металлов, льда, графита и кристаллов поваренной соли.

На этом уроке, продолжает учитель, мы рассмотрим твердое состояние вещества. Спрашивает, какие два вида твердых веществ различают?

Ответ: аморфное и кристаллическое.

2. Формулирование и запись на доске темы урока

3. Актуализация знаний

Актуализация знаний, полученных при изучении предшествующих разделов курса химии, актуализация опыта учащихся организуется, как самостоятельная работа учащихся с дидактическими карточками на которых дано 12 утверждений. Учащиеся либо соглашаются, либо опровергают данные утверждения. Затем, в ходе совместного обсуждения утверждений, на доске фиксируются все ответы по каждому утверждению. По некоторым утверждениям нет единого мнения. Следует отметить, что учащиеся довольно свободно оперируют такими понятиями, как ионная и ковалентная связь.

  1. Три агрегатных состояний вещества?
  2. Два агрегатных состояния твердых веществ?
  3. Аморфное состояние вещества это
  4. Кристаллическая решетка это
  5. Узлами КР называют
  6. Типы КР
  7. Какая КР в хлориде натрия и какие свойства у этого вещества?
  8. Какие КР у алмаза, кварца, горного хрусталя и какие свойства у этих веществ?
  9. Какие КР у льда, “сухого льда” и какие свойства у этих веществ?
  10. Какая КР у железа и какие свойства у этого вещества?
  11. Какие КР у нафталина, твердого кислорода, меди, графита и какие свойства у этих веществ?
  12. Закон постоянства состава вещества.
  13. Для веществ какого строения справедлив данный закон?

4. Формулирование цели и организация самостоятельной познавательной деятельности

Учитель ставит перед классом задачу: изучить текст учебника параграфа 22. Параграф делится на шесть частей, которые в свою очередь имеют два пункта: А и Б. Над каждой частью учащиеся работают по двое. Учитель сообщает о последовательности работы, характере работы на каждом этапе и форме отчетности. План работы записан на доске:

1. Чтение и организация текста

2. Докладчик – оппонент

5. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. В ходе работы происходит первичное восприятие и осмысление материала

Учащиеся работают в парах над общей частью. Каждый ученик изучает и конспектирует свой вопрос, заполняя таблицу.

Таблица: “Аморфное и кристаллическое состояние вещества”

Тип состояния вещества Тип ХС Рисунок Свойства и примеры веществ
1 Аморфное
2 Ионная
3 Атомная
4 Молекулярная
5 Металлическая

Учащиеся выступают, причем к доске выходят оба ученика, даже если рассказывает один, по каждой из четырех статей, остальные при необходимости вносят дополнения и коррективы. По ходу презентаций учащиеся на местах заполняют таблицу ( см. выше)

Учитель демонстрирует по ходу рассказа учеников модели кристаллических решеток и для веществ с молекулярной решеткой — явление возгонки или сублимации (вспомните магазинные упаковки с сублимированными пищевыми продуктами) на примере бензойной кислоты (предпочтительнее, она продается в аптеках) или нафталина. На треножник ставится подставка с дырочкой для фарфоровой чашечки. В нее насыпают немного бензойной кислоты, рядом помещают игрушечные домик и скамейку, веточки растений. Все это сверху накрывается стеклянным колоколом. Чашечку с бензойной кислотой снизу подогревают: под колоколом начинается “метель, буран”. Через некоторое время после прекращения нагревания все предметы под колоколом оказываются покрытыми красивым искристым инеем. Произошла возгонка — бензойная кислота из твердого перешла в газообразное состояние, минуя жидкую фазу, а затем снова выкристаллизовалась в виде инея.

Учитель направляет работу класса и по окончании выступления по статье предлагает вернуться к утверждениям, предложенным в начале урока. В результате совместного обсуждения всех выдвинутых гипотез, подтверждаются только те, которые обоснованы с помощью знаний, полученных в результате работы над текстом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема 4. Соединения химических элементов

Цель: Сформировать понятие о зависимости физических свойств веществ от их строения через овладение представлениями о типах кристаллических решеток.

Содержание материала

В начале нашего урока я предлагаю вспомнить, в каких агрегатных состояниях могут находиться окружающие нас вещества.

Возникает вопрос: как объяснить существование веществ в различных состояниях со столь различными свойствами?

Секрет кроется в строении кристаллической решетки вещества. Это тема нашего урока.

Различают два вида твердых веществ: аморфные и кристаллические.

У аморфных веществ нет определенной температуры плавления и расположение частиц в них строго не упорядочено.

Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул и ионов.

Итак, мы выяснили, что в кристаллических телах частицы расположены регулярно в определённых точках пространства. Если соединить эти точки прямыми линиями образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой. Кристаллическую решётку можно представить как простейшие геометрические фигуры, многократно повторяющиеся в пространстве, соединённые общими гранями с такими же фигурами.

Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решётки. Здесь могут находиться атомы, молекулы, ионы (простые и сложные), в связи с чем различают: атомные, молекулярные, ионные и металлические кристаллические решётки.

Типы кристаллических решеток.

Подведём итоги нашего обсуждения. Сделаем вывод: на что влияет тип кристаллической решетки?

От типа кристаллической решетки зависят физические свойства веществ.

Закрепление материала

Вещества, имеющие молекулярную кристаллическую решётку, как правило:
a)Тугоплавки и хорошо растворимы в воде
б) Легкоплавки и летучи
в) Тверды и электропроводны
г) Теплопроводны и пластичны

Атомная кристаллическая решётка характерна для:
a) Алюминия и графита
б) Серы и йода
в) Оксида кремния и хлорида натрия
г) Алмаза и бора

Если вещество хорошо растворимо в воде, имеет высокую температуру плавления, электропроводно, то его кристаллическая решётка:
а) Молекулярная
б) Атомная
в) Ионная
г) Металлическая

Укажите неправильное суждение:

а) вещества могут существовать в трёх агрегатных состояниях

б) агрегатное состояние вещества может быть газообразным, жидким, твёрдым

в) твёрдые вещества подразделяются на кристаллические и аморфные

г)агрегатное состояние вещества не зависит от температуры

Среди перечисленных веществ выберите вещества, которые имеют кристаллическое строение :

а) воск б) смола в) каменная соль г) алмаз

7. Вещества без определенной температуры плавления и закономерного расположения частиц называются: а) кристаллические б) аморфные

8. .Выберите вещества, имеющие атомную кристаллическую решётку:

а) графит б)сульфат меди в)вода г)алмаз

9. Очень тугоплавкими являются вещества с решёткой: а) металлической б) молекулярной в) атомной г) ионной

10. Пластичностью обладают вещества с решёткой: а) металлической б) ионной в) молекулярной г) атомной

Домашнее задание: Параграф 22, упр.1

Ключи: 1)б 2)в 3)г 4)в 5)г 6) в,г 7) б 8)а,г 9)в,г 10)г

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты: определения понятиям "кристаллическая решётка", "аморфное вещество" , "кристаллическое вещество"; основные типы кристаллических решёток (с конкретными примерами веществ); определять тип кристаллической решётки и описывать физические свойства веществ по типам кристаллических решёток; различать два вида твёрдых веществ.

Метапредметные результаты:

продолжить развивать умение формирование гипотез,

продолжить развивать умение выявлять причинно-следственные связи,

продолжить развивать умение работать в группах .

продолжить развивать умение использования различных источников для получения химической информации

Личностные результаты: 1.сформировать умения управлять своей учебной деятельностью

2. помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: урок – теоретического исследования и практическая работа.

Цель: Сформировать понимание и обеспечить усвоение теоретических знаний о зависимости физических свойств веществ от их строения через овладение представлениями о типах кристаллических решеток.

Задачи:

  • способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • развивать логические познавательные умения (анализ, классификация, сравнение, обобщение, формулирование выводов);
  • развивать навыки работы с информацией, представленной в различном виде (текстовая, видео, графическая), и перевода её в другую форму, систематизации в виде схемы или таблицы;
  • развивать коммуникативные навыки общения через работу в парах;
  • культуры умственного труда (ведения записей, самостоятельного оформления информации и др.).

Методы и технологии обучения:информационно-коммуникационные технологии (видеосюжеты, презентация в программе PowerPoint), проблемное обучение, практическая работа, самостоятельная работа учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент урока. Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку (наличие всех необходимых учебных принадлежностей).

2. Постановка проблемы. Актуализация знаний.

В начале нашего урока я предлагаю вам посмотреть короткий видеосюжет. О чем в нем идет речь? Вы скажите мне сами после просмотра, и обязательно прокомментируете условия его существования в природе.

Замечательный сюжет. Итак, о чем этот видеосюжет?

Видеосюжет о воде, о трех состояниях, в которых может находиться вода: твердое, жидкое, газообразное.

Каковы условия перехода воды из одного состояния в другое?

При обычных условиях вода находится в жидком состоянии, при понижении температуры ниже 0 0 С вода переходит в твердое состояние-лед, а при повышении температуры до 100 0 С мы получим водяной пар (газообразное состояние).

Действительно, вода, без которой жизнь на Земле была бы невозможной, каждый из нас в жизни наблюдал и в виде газа, и как жидкость, и в виде твердого тела.

Сделайте первые записи в рабочем листе.

Работа с рабочим листом.

Учащимся предлагается записать в рабочем листе агрегатные состояния вещества.

Состояние вещества

Газообразное

Жидкое

Твердое

Схема простая, я уверена, вы справились. Сравните с записью на доске. Спасибо.

3. Постановка темы урока, формулирование цели работы.

При каких условиях это происходит? Металлы при нормальных условиях находятся в твердом состоянии, при нагревании начинают размягчаться, и при определенной температуре переходят в жидкое состояние - плавятся. При нагревании до температуры кипения металлы начинают испаряться, т.е. переходить в газообразное состояние. Оказывается, и любой газ можно перевести в жидкое и твердое состояние, понижая температуру. Например, кислород, который при температуре –194 0 С превращается в жидкость голубого цвета, при температуре –218,8 0 С затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета.

Но посмотрите на уже знакомую нам схему. Она изменилась. Значит, и твердые вещества тоже могут быть разными.

Возникает вопрос: как объяснить существование веществ в различных состояниях со столь различными свойствами?

Секрет кроется в строении кристаллической решетки вещества. Это тема нашего урока. Запишите её в рабочем листе.

А вот цель работы на уроке каждому предстоит сформулировать самостоятельно. Для этого воспользуйтесь маршрутной картой темы.Сформулируйте собственную цель: что вы узнаете нового, чему научитесь, какие практические навыки приобретёте. Запишите цель урока в рабочий лист.

Постановка цели осуществляется учащимися на основе маршрутной карты изучения новой темы. Маршрутная карта темы представлена на слайде.

Учащиеся формулируют цели работы на уроке.

Учитель просматривает несколько рабочих листов по мере прохождения по кабинету, корректирует. Предлагает нескольким ученикам поделиться своими записями с классом.

Какие цели вы поставили? Давайте обменяемся информацией.

Заслушиваются ответы учащихся. Учитель подмечает интересные моменты в целевых установках учеников.

Действительно, нам предстоит сформироватьпредставление о типах кристаллических решеток, установить зависимость физических свойств вещества от его строения.

4. Основной этап урока. Теоретическое исследование и практическая работа.

Схема требует заполнения. Поэтому сегодня мы будем говорить о твердом агрегатном состоянии вещества.

Твёрдые вещества можно классифицировать, в зависимости от расположения частиц твердого вещества в пространстве, их можно разделить на две группы. Какие? Давайте вместе найдем ответ.

Практическая работа.

Назовите твердые вещества, находящиеся у вас в лабораторном лотке.

Металл, пластилин, поваренная соль (NaCl).

Подумайте, какое вещество из названныхможно исключить и почему?

Учащиеся выдвигают предположения.

Учащиеся работают с текстом: читают, отбирают информацию для заполнения таблицы. Учащиеся заполняют таблицу и схему.

Учитель по ходу работы обучающихся корректирует, помогает.

Работа с рабочим листом.

Виды твердых веществ

кристаллические

аморфные

Свойство

Кристаллическое тело

Аморфное тело

Расположение частиц в пространстве

Плавятся при определённой температуре.

Не имеет определённой температуры плавления, а при нагревании размягчается.

Поваренная соль, лед, железо.

Сливочное масло, стекло, пластилин.

Какие группы твердых веществ вы выделили? В чём особенности каждой из них? Проверьте результаты своей работы по ключу.

Заслушиваются ответы 1-2 учеников. На слайде представлена таблица как ключ для проверки результатов.

Различают два вида твердых веществ: аморфные икристаллические.

У аморфных веществ нет определенной температуры плавления и расположение частиц в них строго не упорядочено.

Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул и ионов

На слайде представлены примеры кристаллических решеток.

Рис.1. Расположение атомов в кристаллическом (а) и аморфном (б) веществе

Итак, мы выяснили, что в кристаллических телах частицы расположены регулярно в определённых точках пространства. Если соединить эти точки прямыми линиями образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой. Кристаллическую решётку можно представить как простейшие геометрические фигуры, многократно повторяющиеся в пространстве, соединённые общими гранями с такими же фигурами.

Внимание на экран.

Организация работы учеников с рабочим листом.В рабочем листе на рисунке кристаллической решетки по ходу объяснения учителя ученики делают надписи –обозначения.

Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решётки. Здесь могут находиться атомы, молекулы, ионы (простые и сложные), в связи с чем различают: атомные, молекулярные, ионные и металлические кристаллические решётки.

На слайде изображения кристаллических решеток. Такие же изображения и в рабочем листе учеников, где они подписывают каждую кристаллическую решетку.

Для того чтобы понять, на что влияет тип кристаллической решетки,предлагаю вам выполнитьсамостоятельную работу. Работу вы будете выполнять в парах, можно обсуждать, советоваться. У вас в конвертах дано задание. Изучив предложенный текст, заполнитетаблицу.

Ученики работают в паре. Каждой паре предложено одно из 4-х веществ,указанных в сводной таблице. Изучив текст, ученики заполняют таблицу. Затем каждая пара озвучивает результаты своей работы.

Для проверки: а) на доске показывается слайд с таблицей, содержание которой предъявляется последовательно; б) ученики выходят и на интерактивной доске записывают результаты своей работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по химии в 8 классе.

Оборудование и реактивы: модели кристаллических решеток, на столах учащихся – кварц, сера, флюорит, стеклянная колба, фарфоровая чашка, спиртовка, бензойная кислота.

Звучит музыка.

Ознакомление с целью урока.

Организация целевого пространства.

А) Какие агрегатные состояния веществ вы знаете? Какое вещество на Земле находится сразу в трех агрегатных состояниях? Вспомните физику и обсудите, от чего зависит агрегатное состояние воды?

Вывод. Агрегатное состояние воды (и других веществ) зависит от температуры, при которой находится вещество. Агрегатное состояние веществ зависит также от характера его частиц (атомов, молекул или ионов), их взаимного расположения

Цель: уметь различать два вида твердых веществ

Дайте характеристику аморфным веществам. Приведите примеры аморфных веществ

(Для 1 и 3 группы)

Найдите по учебнику и по приложению №1 характеристику об аморфных веществах. Подготовьте устный ответ.

Цель: уметь различать два вида твердых веществ

Дайте характеристику кристаллическим веществам. Приведите примеры кристаллических веществ.

(Для 2 и 3 группы)

Найдите по учебнику и по приложению №1 характеристику о кристаллических веществах. Подготовьте устный ответ.

Вывод по УЭ – 1

Аморфные вещества не имеют определенной температуры. Они постепенно размягчаются и переходят в текучее состояние. К аморфным веществам относятся шоколад, жевательная резинка, пластмассы, смолы, пластилин, воск, стекло, резина и т.п.

Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул или ионов. К кристаллическим веществам относятся: лед, кварц, железо, поваренная соль.

Цель: изучить разные по форме кристаллы и дать определение кристалла.

1. Рассмотрите под лупой различные вещества: кварц SiO2 , серу, флюорит СаF2 . Опишите, что вы видите.

3. Почему кристаллы различных веществ разнообразны по форме?

1. Лабораторная работа №1 в парах

2. Определение кристалла запишите в тетрадь

3. Подготовьте устный ответ

4. Используйте приложение №2

Вывод по УЭ – 2

Кристалл – это твердое вещество, имеющее определенное упорядоченное строение. Если рассмотреть под лупой различные кристаллические вещества, то можно заметить, что частицы, из которых состоит кристалл, располагаются в определенном порядке, образуя кристаллическую решетку. Кристаллы имеют разную форму – куба, параллелепипеда, призмы и др.

Например: кристаллы кварца иглистые, имеют плоские грани и похожи на лед. У серы ромбические кристаллы желтого цвета. Кристаллы флюорита темные, непрозрачные. Разные по форме кристаллы имеют разные кристаллические решетки.

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

Какие кристаллические решетки называются ионными?

Исследуйте макет кристаллической решетки хлорида натрия.

Заполните таблицу №1

Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с ионной кристаллической решеткой.

Какие вещества имеют ионную кристаллическую решетку? (1 группа)

Используйте учебник и приложение №3.

Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества.

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

Какие кристаллические решетки называются атомными?

Исследуйте макет кристаллической решетки алмаза.

Заполните таблицу №1

Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с атомной кристаллической решеткой.

Какие вещества имеют такую же кристаллическую решетку?

Используйте учебник и приложение №3.

Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества.

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

Какие кристаллические решетки называются металлическими?

Исследуйте макет кристаллической решетки натрия.

Заполните таблицу №1

Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с металлической кристаллической решеткой.

Какие вещества имеют металлическую кристаллическую решетку?

Используйте учебник и приложение №3.

Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества.

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

Какие кристаллические решетки называются молекулярными?

Исследуйте макет кристаллической решетки воды.

Заполните таблицу №1

Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с такой кристаллической решеткой.

Какие вещества имеют такую же кристаллическую решетку? (4 группа)

Используйте учебник и приложение №3.

Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества.

Кристаллические решетки, вид связи и свойства веществ

Виды частиц

в узлах решетки

Вид связи между частицами

Примеры веществ

Наиболее характерные физические свойства

Ионы (катионы и анионы)

Соли, оксиды и гидроксиды типичных металлов

Тугоплавкие, нелетучие, твердые, многие растворимы в воде и проводят электрический ток в растворе и расплаве

Алмаз, кремний, бор, кварц.

Твердые, нерастворимые, тугоплавкие, как вещества с ионной кристаллической решеткой, но часто в превосходной степени – очень твердые, очень прочные и т.д.

Молекулярная

Между молекулами-слабые силы межмолеку-лярного притяжения, а вот внутри молекул-прочная ковалентная связь

При обычных условиях газы или жидкости, или твердые вещества с низкой температурой плавления: органические вещества (нафталин), вода, углекислый газ и др.

Легкоплавкие, летучие, в твердом виде хрупкие, способны к возгонке, имеют малую твердость

Металлическая

Металлы и сплавы

Ковкие, пластичные, тягучие, электро- и теплопроводные, имеют металлический блеск и т.д.

Цель: познакомиться с явлением возгонки (сублимации)

Определение возгонки (сублимации) записать в химический словарь.

Лабораторная работа №3

Возгонка или сублимация – переход твердого вещества

в газообразное состояние, минуя жидкую фазу.

Характерно для веществ с молекулярной кристаллической решеткой

Цель: познакомиться с законом постоянства состава.

Закон постоянства состава записать в тетрадь.

Найдите по учебнику закон постоянства состава и выучите наизусть. Работайте индивидуально.

Цель: проверка знаний, умений, навыков по теме.

Проводится кодированный диктант: если правильное предложение -

Нафталин – легкоплавкое, кристаллическое вещество, потому что имеет молекулярную кристаллическую решетку.

Вещества с атомной кристаллической решеткой – твердые, тугоплавкие, нелетучие.

Для веществ с металлической кристаллической решеткой характерным свойством является хрупкость.

Кристаллическая решетка графита состоит из атомов углерода.

Контроль правильности выполнения диктанта проводят методом взаимопроверки.

Цель: использование полученных на уроке знаний при решении тестов ЕГЭ.

А1. Вещества с атомной кристаллической решеткой

1)очень твердые и тугоплавкие

2)хрупкие и легкоплавкие

3)проводят электрический ток в растворах

4)проводят электрический ток в расплавах

А2. Молекулярное строение имеет

4) поваренная соль

А3. У веществ с низкой температурой плавления кристаллическая решетка

А4. Молекулярный тип кристаллической решетки реализуется в строении:

Подведение итогов ( рефлексия )

Прочитайте цель занятия. Достигли вы цели? С какими трудностями вы столкнулись? Как вы думаете: каким образом можно улучшить свою работу в дальнейшем?

Работайте в парах.

Домашнее задание: смоделировать кристаллическую решетку любого вещества, прочитать 22 параграф.

Читайте также: