Алкоголь механизм его действия на организм конспект урока 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование и материалы, необходимые для занятия: компьютер, презентация, бумага, фломастеры, клей, раздаточный материал.

Учитель: Народная китайская мудрость гласит: "Путь длиной в тысячу шагов начинается с первого шага". И это относится к любому пути: в каждый момент перед тобой выбор - пойдёшь ты по пути разума или по дороге, которая приведёт тебя к бездне.

На прошлом уроке мы говорили о самой распространённой вредной привычке - курении. Тема нашего сегодняшнего урока: "Подросток и алкоголь". СЛАЙД 1.

Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (ответы детей)

Что такое алкоголь? Как он воздействует на организм подростка? Каковы последствия этого воздействия? А также, каковы возможные способы решения жизненных проблем без употребления алкоголя? - Вот круг вопросов, которые мы обсудим на уроке.

III. Новый материал.

1. Актуализация знаний.

Самый опасный и распространенный наркотик выпускается не в таблетках и капсулах, а в банках или бутылках. Достаточно странно, но этот наркотик вполне легален. Национальный совет по алкоголизму утверждает, что ежегодно от алкоголя погибают 98 тысяч человек - в это число входят заболевания, связанные с алкоголизмом, автомобильные катастрофы, самоубийства, убийства на почве злоупотребления алкоголем и т.п. Ни один другой наркотик не может похвастать таким массовым уничтожением молодых людей обоего пола, каждый пятый из которых является у нас бытовым пьяницей.

Кривая подросткового алкоголизма в последние годы поползла вверх. Некоторые родители облегчённо вздыхают, когда узнают, что их чада "всего лишь" пьют. Иные родители даже поощряют своих детей к выпивке. Полагая, что "незапретный" плод будет менее сладок. Однако, как правило, всё происходит как раз наоборот. За последние 3 года заболеваемость алкоголизмом среди подростков выросла в 5 раз.

Чем же грозит человеку увлечение алкоголем?

Для начала давайте сформулируем определение понятий алкоголь, алкоголизм.

Алкоголь - это вредное для здоровья вещество, которое содержится в пиве, вине, шампанском, водке.

Алкоголизм - заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам.

- Ребята, вам приходилось видеть человека, находящегося в сильной степени опьянения?

- Какие чувства он у вас вызвал?

- Как он выглядит? Как себя ведёт? Какова его речь? (ответы детей)

2. Новый материал.

Понятие об алкоголизме у большинства людей ассоциируется с типичным обликом алкоголика в неряшливой одежде, грязной обуви, с трясущимися руками и с отёчной багровой физиономией. Это верно, но в тяжёлой стадии заболевания. А сколько алкоголиков и не подозревают о страшном диагнозе, который имеют и сочли бы личным оскорблением даже намёк на это. Так что же влияет на формирование алкогольной зависимости?

Можно выделить 3 фактора, которые играют решающую роль в формировании алкоголизма:

Социальный фактор: культурный и материальный уровень жизни, стрессы, информационные перегрузки, урбанизация.

Биологический фактор: наследственная предрасположенность. /по данным исследований до 30% детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать потенциальными алкоголиками/.

Психологический фактор: психоэмоциональные особенности личности, способность к социальной адаптации и противостоянию стрессам.

Алкоголизм, как правило, развивается после нескольких лет пьянства (иногда за 1-2 года). Зависимость от алкоголя формируется тем быстрее, чем моложе человек. У подростков, которые начинают употреблять алкоголь, зависимость развивается в 3-4 раза быстрее, чем у взрослых и может сформироваться в течение нескольких месяцев. Подростковый алкоголизм носит тяжёлый злокачественный характер, приводит к деградации личности: один зарубежный исследователь поставил жестокий эксперимент на собственных детях: он давал им ежедневно по 100г лёгкого виноградного вина. Сразу после приёма дети становились оживлёнными, задорными, очень бойкими, но довольно скоро их охватывала вялость, а затем сонливость. Занимались они с трудом, почерк у них портился, становился неуклюжим. При вычислении они допускали множество ошибок, им сложно было заучивать тексты, ещё сложнее своими словами пересказать прочитанное. В школе поведение их ухудшилось, становилось более беспечным, а успеваемость неуклонно снижалась.

Как видим, привыкание к алкоголю в детском возрасте происходит очень быстро, а последствия катастрофические. Подросток тупеет эмоционально, интеллектуально, нравственно. Что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро и что есть зло - всё перепутывается в голове несчастного! Такие дети часто находятся на учёте врача-психиатра или помещаются в психиатрическую клинику.

Обратите внимание на экран. СЛАЙД 4

По данным Центра социологических исследований Минобразования России:

Употребляют алкоголь 81,8 % несовершеннолетних и молодёжи 11-24 лет.

Средний возраст начала употребления алкоголя - 13 лет.

  • на дискотеках и клубах - 32%;
  • в компаниях -52.3%;
  • в учебных заведениях - 5.8%;
  • в одиночестве - менее 4%.

Цифры ужасающие. Так почему же люди употребляют спиртные напитки? Почему начинают пить подростки? Давайте вместе попытаемся ответить на этот вопрос.

(ответы учеников).

Обратите внимание на диаграмму, отражающую результаты социологических опросов.

  • поднять настроение - 38%;
  • преодолеть чувство скованности, стеснения - 37%;
  • не отстать от других, чувствовать себя "своим" -23%;
  • так принято, по традиции - 20%;
  • забыть о неприятностях - 17%;
  • ощущение бессмысленности жизни - 25%;
  • острые ощущения - 15%
  • от скуки - 23%

Действительно, при употреблении небольшого количества алкоголя обычно настроение повышается, появляется чувство комфорта, люди становятся общительными, разговорчивыми. Многие прошли через эту, на первый взгляд, такую безобидную стадию. Но сколько непоправимых бед происходит в дальнейшем.

Алкоголь оказывает пагубное влияние на все клетки организма человека. Проникнув в организм, алкоголь начинает вести свою разрушительную работу. Давайте рассмотрим физиологические аспекты алкоголизма.

Алкоголь воздействует на организм разными способами. Он обрушивается на органы пищеварения и кровообращения, на головной и спинной мозг. Твои кровеносные сосуды расширяются, ты чувствуешь прилив тепла. Сигналы из того участка мозга, который управляет твоими движениями, попадают к местам назначения весьма искажёнными, и степень их искажённости зависит от количества выпитого. В результате язык начинает заплетаться, в глазах двоится и троится, ходить прямо ты уже не можешь, а руки трясутся. Но, словно всего этого недостаточно, некоторые колёсики в твоей голове перестают вертеться, а именно эти колёсики отвечают за здравый смысл - вот почему упившийся Вова или Петя рассказывает древний анекдот, сам умирает со смеху, и, в конце концов, его бросают в углу наедине с самим собой.

Степень опьянения зависит от твоих габаритов, количества алкоголя, его крепости, от скорости, с которой ты его выпил, от количества пищи в твоём желудке, от того, насколько хорошо в тот день работал твой организм.

Информацию эту тему радостной не назовёшь, но и обойти её тоже нельзя. Ознакомимся с тем, что способен сделать алкоголь с нашим организмом. СЛАЙД 6

ЦНС - нарушения психики, координации.

ССС - гипертония, инсульт.

Репродуктивная система - сексуальные расстройства, дети с патологиями.

Печень - цирроз, дистрофия.

Пищеварительная система - гастриты, язвы.

Ребята! Перед вами макет внутренних органов человека. Давайте отметим органы, которые являются мишенями для поражения алкоголем (отмечают фишками-кругами яркого цвета).

Что же открывается нашему взору? Какие выводы мы можем сделать? (ответы детей)

ВЫВОД: нет ни одного органа или системы алкоголика, которые не поражались бы при употреблении алкоголя.

Мы рассмотрели вопрос о влиянии алкоголя на организм человека. Но ведь алкоголь разрушает не только физическое здоровье, но и духовное, разрушает социальную сферу жизни человека.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (метод кооперативно- группового обучения). Учащиеся делятся на 4 группы: ПРИЛОЖЕНИЕ 1

I группа - медицинские работники - обсуждают вопрос об отрицательном воздействии алкоголя на здоровье.

II группа - спортсмены - обсуждают вопрос об отрицательном влиянии алкоголя на физическую подготовку человека.

III группа - психологи -обсуждают вопрос об отрицательном влиянии алкоголя на психику человека.

IV группа - социальные работники - обсуждают вопрос о разрушительном воздействии алкоголя на семью и воспитание детей. СЛАЙД 7

После выступления каждой группы, учащиеся делают вывод.

Последствия употребления алкоголя.

Физиологического характера Духовного характера Социального характера
Заболевания

- эндокринной и репродуктивной систем;

- психоз: кошмарные сноведения, депрессия, чувство тревоги, страха;

с семьёй и со сверстниками;

- духовная деградация: эгоизм, безволие, примитивное мышление, жестокость, агрессия, вспыльчивость, грубость;

- конфликт с законом;

- равнодушие к общественной жизни;

Вот каковы последствия алкоголизма. Современные подростки сейчас мало задумываются о вреде спиртных напитков. И литр пива, выпитый между делом, считается в подростковой среде нормой.

Давайте подумаем, как избежать употребления спиртных напитков, попытаемся найти способы решения жизненных проблем без употребления алкоголя.

4. РОЛЕВАЯ ИГРА "История друзей, произошедшая на дискотеке" ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(учащиеся продолжают работу в 4 группах)

После окончания четверти группа ребят: Ира, Марина, Антон и Саша решили пойти на дискотеку и отпраздновать это событие. Антон предложил всем купить по баночке пива. Ребята согласились.

Ира решила выпить пива, т.к. полученная ею "2" по математике испортила настроение.

Антон подумал, что выпив пива, он сможет высказать свои чувства Марине.

Саша посчитал, что пиво поможет ему танцевать без стеснения.

Марина - весёлая и озорная, решила поддержать своих друзей.

После выпитого ребят было не узнать.

У Иры к плохому настроению добавились головная боль и ужас от предстоящего разговора с родителями.

Антон, после выпитого, стал ревновать Марину, т.к. она стала вести себя раскованней и между ними развязалась ссора.

Саша стал посмешищем на дискотеке, т.к. музыку он не слышал и танцевал невпопад.

Вопрос: смог ли каждый из ребят решить свои проблемы? Предложите конструктивный способ решения каждой проблемы без употребления алкоголя.

Выступление каждой группы.

Очень часто молодых людей в пьянство втягивают друзья и знакомые. Давление ровесников - это принуждение, которому вы должны уметь противостоять. Принуждение, подражание кому-либо способствует потере индивидуальности, оказывает влияние на принятие собственных решений и умение действовать самостоятельно. Существуют различные виды давления, которые принуждают вас делать то, что порой не хочется.

Давление друзей. Делается в дружеской форме - "Не хочешь попробовать?"

Косвенное, искушающее давление. Приглашение человека попробовать алкоголь без прямого давления: "Саша приглашает на вечеринку, большинство ребят там будут пить и курить".

Давление "дразнилок" и "кличек" - "Давай, не будь курицей (идиотом, маменькиным сынком). Попробуй".

Тяжёлое давление. -"Давай. Лучше выпей, или ты мне не друг". "Боишься? Ты - трус!"

Нужно смело и уверенно сказать "нет". Ребята, предложите свои варианты отказа от предложения друзей выпить.

Эта ерунда не для меня;
Не сегодня и не сейчас;
Есть занятия и покруче;
Нет уж, у меня и так куча неприятностей;
Мои мозги пока не лишние;
Ты что, у меня аллергия;
Я не хочу умственно отсталых детей;
Я не тороплюсь в психиатрическую клинику.

Задание: создать плакат и придумать девиз, используя заготовки. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(работа в группах)

IV. Подведение итогов урока. РЕФЛЕКСИЯ

- Влияние алкоголя пагубно, разрушительно и приводит к деградации личности.

- Употребление алкоголя подростками приводит к быстрому привыканию. Губит здоровье, личность.

- Жизненные проблемы можно решать без употребления алкоголя.

Учитель: В трудные минуты жизни вспоминайте слова Д. Лондона:

"Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно лёгкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъём, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинные представления о ценности вещей".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15

Автор работы:

ФИО: Юманова Вера Николаевна,

место работы: МБОУ СОШ №15,

должность: социальный педагог,

стаж работы: 1 год, 2 категория,

С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлен и согласен

Разрешаю размещение своей работы на городском образовательном портале в полном объеме

Позиция педагога с логическим выходом на тему занятия:

О вреде алкоголя написаны тома и энциклопедии. Гораздо меньше сведений о пользе алкоголя. И неудивительно – вред алкоголя в размахах целой страны исчисляется миллиардами рублей, миллионами испорченных жизней и миллионами невозвратимых потерь, которые находятся сейчас в могиле. Алкоголь уничтожил не один талант, испортил не одну карьеру. Общество несет по вине пьющих неисчислимый урон – во много раз больший, нежели доход от продажи спиртного. И в ряду социальных зол алкоголизм занимает далеко не последнее место. Это распавшиеся семьи, быстрая потеря квалификации еще вчера хорошим специалистом, труженик, превратившийся в тунеядца, полезный член общества, скатившийся к преступлению. Одной из самых распространённых и страшных болезней нашего времени считают алкоголизм.

Алкоголь особенно опасен в детском и подростковом возрасте. В современном обществе, где дети очень рано начинают пробовать алкоголь, эта проблема наиболее актуальна. Исследования учённых доказали, что у юношей и девушек алкоголизм как тяжёлая, трудно излечимая болезнь возникает и развивается в 4 раза быстрее, чем у взрослых. Подросток, постоянно употребляющий спиртное, может стать алкоголиком всего за 1-1,5 года. Разрушение личности также происходит гораздо быстрее.

Тема: Влияние алкоголя на организм человека.

Цель: формировать негативное отношение к потреблению алкогольных напитков.

расширить представление детей о вреде алкоголя;

воспитывать стойкую потребность в здоровом образе жизни;

формировать умение активного противостояния пагубным привычкам.

Используемое оборудование:

экран (интерактивная доска),

плакат для голосования.

2.1. Конспект урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к усвоению материала. Постановка проблемы.

- Тему сегодняшнего урока вы узнаете, прослушав блюз в исполнении Евгения Моргулиса.

- Итак, о чем пойдет у нас сегодня разговор?

- На какие размышления натолкнула вас эта песня?

«- Алкоголь приносит вред обществу.

- Пить или не пить? Вот в чем вопрос.

3. Голосование

- У каждого из вас свое мнение и свое отношение к алкоголю. Я сейчас попрошу вас выразить его, проголосовав за одно из утверждений, написанных на плакате.

(Учащиеся голосуют, приклеивая стикеры под одним из выражений: 1) Алкоголь можно употреблять в редких случаях и в небольшом количестве.

2) Алкоголь безвреден: его можно употреблять ежедневно и в любом количестве.

3) Алкоголь в любом случае и в любом количестве вреден для человеческого организма.)

- Тема, которую мы с вами выбрали, актуальна на сегодняшний день?

- Потому что люди, употребляющие алкоголь, могут впадать от него в зависимость, тогда они становятся алкоголиками.

- Алкоголь вызывает страшные болезни, от которой люди могут потерять рассудок или даже расстаться с жизнью.

- Алкоголь разрушает семьи.

- Пьющий человек деградирует как личность.

- В последнее время по вине пьяных водителей совершается множество ДТП и гибнут безвинные люди.

4. Слово учителя по теме урока.

Дает правильный ответ на вопрос теста.

Выступление ученика № 1.

Дает правильный ответ на вопрос теста.

Выступление ученика № 2.

Дает правильный ответ на вопрос теста.

Выступление ученика № 3.

Дает правильный ответ на вопрос теста.

Выступление ученика № 4.

Дает правильный ответ на вопрос теста.

Выступление ученика № 5.

Дает правильный ответ на вопрос теста.

Выступление ученика № 6.

Дает правильный ответ на вопрос теста.

Выступление ученика № 7.

Дает правильный ответ на вопрос теста.

Выступление ученика № 8.

6. Химический опыт с яичным белком.

- Что происходит с клетками организма, когда в него поступает алкоголь?

- Белки начинают разрушаться, что ведет к нарушению работы всех клеток органов.

1) Чтение стихотворения В. Котова.

Ответы учащихся.

2) Выводы учителя.

9. Рефлексия. Голосование в конце.

Отвечают, изменилось ли у них отношение к алкоголю. При изменении позиции переклеивают стикеры.

10. Подведение итогов.

Чтение притчи о глупце и мудреце.

- У каждого из нас есть выбор. Какой? Решать каждому из вас!

2.2. Содержание материала.

Слово учителя по теме.

Одной из самых распространённых болезней нашего времени считают алкоголизм.

Ни один человек, глядя на алкоголика, не хочет повторить его путь, не хочет стать таким. Он думает, что с ним такого не случится. Но страшная статистика говорит об обратном. Сейчас, по оценке Всемирной организации здравоохранения, число алкоголиков составляет почти треть населения! Социальный ущерб от алкоголизма огромен: распадаются семьи, растет преступность, сокращается продолжительность жизни, снижается интеллектуальный уровень общества. Если в советское время были распространены такие семьи, где муж пьянствует, а жена везет на себе все хозяйство, то теперь нормой становятся семьи, где оба супруга алкоголики, а дети предоставлены самим себе. В последнее время появилась новая разновидность – подростковый алкоголизм. По международной шкале, употребление 8 л спирта в год на душу населения обозначает физическую деградацию. А в России это количество уже превышено в 2 раза.

К 9 классу мы уже многое узнали о вреде алкоголя на уроках биологии, химии, на внеклассных мероприятиях. А теперь давайте проверим, что вы знаете и что вы не знаете об алкоголе.

Тестирование.

Алкоголь является нарковеществом.

Проблема алкоголизма стала актуальна с XVIII века.

Употребление алкоголя губительно воздействует на внутренние органы человека.

Выпивший человек в состоянии контролировать свои действия.

Можно стать алкоголиком, употребляя только одно пиво.

Галлюцинации возникают только вследствие употребления наркотиков.

Алкоголь уничтожает живые клетки.

Выступления учащихся.

А теперь сравните ваши ответы с правильными:

1. Верно. Систематическое употребление алкоголя приводит к физической и психической зависимости от него. Об этом нам расскажет (называется подготовленный ученик №1).

Алкоголизм — тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддается разумным доводам прекратить пить. Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличие денег в семье, необходимость выхода на работу и т. п.). Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства. У пьяницы ослаблена воля — и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к повседневной жизни.

2. Неверно. Об этом нам расскажет … (выступление ученика № 2)

С древних времен люди поняли, какую опасность несет алкоголь. Боролись с этим злом по-разному. В Древнем Китае людей, схваченных во время попойки, приговаривали к смертной казни. В Древней Индии всегда категорически запрещалось пить вино всем женщинам. Нарушительницам грозило страшное наказание - раскаленным металлом им выжигали на лбу преступную бутылку. А представителей знати, уличенных в пьянстве, заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино, кипяток, коровью мочу или кипящее молоко до наступления смерти. Каждый римлянин имел право убить свою жену, если заставал ее пьяной. В Афинах при Солоне за пьянство первый раз штрафовали, потом казнили. В Ливерпуле уже в XIX в. пробовали публиковать в газетах имена и адреса алкоголиков.

3. Неверно. Слово предоставляется … (выступление ученика № 3)

Я приведу факты пагубного воздействия алкоголя на наследственность. Пагубное влияние алкоголя на потомство было замечено еще в Древней Греции: всем известен миф о богине Юноне, которая родила от пьяного Юпитера хромого сына.

О том, что пьянство ведет к вырождению рода, говорил и известный итальянский психиатр и криминалист XIX в. Чезаре Ломброзо. Ломброзо пишет об одном пьянице, у которого было 7 детей. Один из них сошел с ума в возрасте 22 лет, другой был идиот, двое умерли в детстве, пятый был чудак и мизантроп, шестая - истеричная, седьмой - хороший работник, но страдал расстройством нервов. Из 16 детей другого пьяницы 15 умерли в детстве, а последний, оставшийся в живых, был эпилептик.

4. Верно. Об этом нам расскажет … (выступление ученика № 4)

Я расскажу о последствиях употребления алкоголя. Из-за алкоголя из организма уходит вода и кислород, в результате чего клетки начинают сморщиваться. Если же алкоголь поступает в организм регулярно и в приличном объеме, то это вообще может привести к гибели клеток. Под действием этого вещества могут быть нарушены абсолютно все процессы, происходящие в организме и регулирующие его деятельность. Это может в итоге привести к заболеваниям сердца, сосудов, почек, печени. Заболевание печени зачастую ведет к циррозу и как следствие – к раку.

Быстрее и сильнее всего алкоголь воздействует на клетки головного мозга, в первую очередь поражая высшие отделы. Алкоголь очень быстро проникает в нервные клетки, нарушая их работу. При этом часть клеток погибает, в результате чего происходит одновременное нарушение взаимодействия между участками головного мозга.

5. Неверно. Слово предоставляется … (выступление ученика № 5)

В состоянии опьянения устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство особо жестоких и безобразных преступлений. Каждое третье дорожно-транспортное происшествие совершается людьми в состоянии опьянения. Чем же объясняется повышение риска аварий у пьяных водителей? Пьяный человек хуже различает цвета, плохо реагирует на изменения красного и зеленого цвета светофора. Алкоголь влияет и на слух, поэтому за рулем автомобиля, за пультом управления станком или прибором не может быть места людям, склонным к употреблению вина. По нашему законодательству, уже сам факт пьянства водителя автотранспорта влечет уголовное наказание. Ведь в руках пьяницы автомобиль становится орудием преступления. Также источником повышенной опасности является пьяный пешеход, неожиданно появляющийся перед быстро идущим транспортом, который уже невозможно остановить, не вызвав катастрофы. В любом случае пьяный на дороге — помеха движению и источник аварий!

6. Верно. Об этом нам расскажет … (выступление ученика № 6)

7. Неверно. Слово предоставляется … (выступление ученика № 7)

Белая горячка - наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. п.), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Её симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.

Днем галлюцинации несколько затухают, хотя больной остается возбужденным, у него трясутся руки, он суетлив и не может спокойно сидеть на одном месте.

8. Верно. Об этом нам расскажет … (выступление ученика № 8)

Наукой установлено, что алкоголь является клеточным ядом нервно-паралитического и нервно-токсического действия. Он поражает клетки различных органов. Но когда поражены клетки печени, сердца, это может быть и не заметно окружающим, а вот действие алкоголя на клетки мозга и на половые клетки скрыть невозможно. Мы покажем на опыте, как алкоголь уничтожает живые клетки.

Химический опыт. (Проводит заранее приглашенный учитель химии.)

А теперь проведем опыт, который докажет нам, что спирт — губитель жизни. В две пробирки нальем по два миллилитра яичного белка. В одну добавим 8 миллилитров воды, а в другую столько же спирта. Результат опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок — в спирте белки не растворяются. Спирт отнимает у белков воду. В результате того нарушаются структура и свойства белка, его функции.

1) Пьянство породило целую систему диких питейных обычаев. Вот как сказано об этом в стихотворении Владимира Котова:

Не бойся выглядеть недостаточно умным!

Не бойся выглядеть недостаточно смелым!

Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!

Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным!

Тем самым ты сохранишь не только свое здоровье, но и, возможно, жизнь.

Конспект по ОБЖ 9 класс - Употребление алкоголя

Установлено, что алкоголь разрушающе действует на все системы и органы человека. Обычный путь поступления алкоголя в организм — через желудочно-кишечный тракт. При этом 20% принятого алкоголя всасывается в желудке, а остальные 80% — в тонком кишечнике.

10.32.Употребление алкоголя

10.32.Употребление алкоголя

Люди давно научились изготавливать спиртные напитки

Люди давно научились изготавливать спиртные напитки

Люди давно научились изготавливать спиртные напитки. Первоначально их приём носил обрядовый характер. Опьяняющий напиток поднимал настроение, снимал эмоциональное напряжение, сближал людей. Он стал непременным атрибутом праздничных и печальных застолий. Так постепенно к употреблению алкоголя приобщилось огромное число людей. В настоящее время во многих странах злоупотребление алкоголем стало не только медицинской, но и очень серьёзной социальной проблемой. В результате неумеренного потребления спиртных напитков совершаются многие преступления, происходят промышленные аварии и катастрофы, несчастные случаи на производстве и в быту. Под воздействием алкоголя человек утрачивает способность реально оценивать ситуацию или событие и принимать адекватные решения, игнорируются нравственные и этические нормы.
Установлено, что алкоголь разрушающе действует на все системы и органы человека. Обычный путь поступления алкоголя в организм — через желудочно-кишечный тракт. При этом 20% принятого алкоголя всасывается в желудке, а остальные 80% — в тонком кишечнике.

С небольшим количеством спирта, поступающим извне, ферменты печени справляются, хотя и с определённым напряжением

С небольшим количеством спирта, поступающим извне, ферменты печени справляются, хотя и с определённым напряжением

С небольшим количеством спирта, поступающим извне, ферменты печени справляются, хотя и с определённым напряжением. Но в случае, когда количество спирта слишком велико, печёночные клетки гибнут. Погибшая клетка печени замещается другой тканью, которая выполняет только соединительную функцию. Когда количество погибших клеток печени превышает количество оставшихся, защитная функция печени полностью нарушается и развивается тяжёлое заболевание — цирроз печени.
Алкоголь существенно влияет на все железы внутренней секреции, и прежде всего на поджелудочную и половую. Поджелудочная железа в результате алкогольного воздействия воспаляется, что приводит к нарушению её работы и вызывает развитие диабета и сахарного диабета. Алкогольная импотенция развивается у 30—40% мужчин, злоупотребляющих алкоголем. На этой основе у них возникают неврозы, депрессии и другие нарушения в деятельности нервной системы.
К тяжёлым последствиям приводит воздействие алкоголя на головной мозг. Нарушается деятельность мозжечка, в результате чего утрачиваются точность и целенаправленность движений, согласованная и координированная работа многих мышц и органов равновесия. Изменяются речь и почерк — речь становится медленной, теряет свою плавность; почерк отличается неровными и крупными буквами.

Развитие алкоголизма. Систематическое неумеренное потребление алкоголя ведёт к последовательному развитию двух состояний: к пьянству и затем — к алкоголизму

Развитие алкоголизма. Систематическое неумеренное потребление алкоголя ведёт к последовательному развитию двух состояний: к пьянству и затем — к алкоголизму

Развитие алкоголизма. Систематическое неумеренное потребление алкоголя ведёт к последовательному развитию двух состояний: к пьянству и затем — к алкоголизму.
Пьянство — это систематическое употребление спиртных напитков на протяжении длительного времени, всегда сопровождающееся выраженным опьянением. Постоянное пьянство приводит к алкоголизму, который, по современным представлениям врачей, является серьёзным заболеванием и в большинстве случаев имеет неблагоприятный прогноз. Прежде чем человек становится алкоголиком, в его состоянии происходят последовательные изменения. Начинается с того, что пропадает рвотный рефлекс. Это свидетельствует о привыкании организма к алкогольной интоксикации и разрушении защитных функций. Чтобы достичь состояния опьянения, человеку необходимо каждый раз принимать всё бо́льшую дозу алкоголя. Постепенно он теряет контроль над количеством выпитого, и ему нужны всё более крепкие напитки.
Ведущим признаком алкоголизма является похмельный синдром. Признаки его многообразны: неприятные, болезненные ощущения в области сердца, учащённое сердцебиение, головная боль, повышенное артериальное давление, потливость, сухость во рту, жажда, тошнота и даже рвота.

Алкоголь - это своего рода депрессант, т. е. вещество, замедляющее все процессы в организме. Принятый внутрь, через 6 - 10 минут он всасывается в кровь и посредством крови разносится по всему организму, отравляя живые клетки, расстраивая работу органов и тканей. Быстро сгорая, он отнимает у клеток кислород и воду. При частом употреблении алкоголя клетки в конце концов погибают, что нарушает чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым последствиям.

Под воздействием алкоголя перерождается ткань печени и почек, нарушается работа сердца, изменяется тонус сосудов. Губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, при этом в первую очередь страдают высшие отделы мозга. Быстро доставленный потоком крови к головному мозгу, алкоголь нарушает связь между его различными отделами.

Кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу, сначала расширяются, и насыщенная алкоголем кровь вызывает резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда чрезмерная веселость и развязность пьянеющего человека. Вслед за усиливающимся возбуждением наступает стремительное ослабление процессов торможения. Кора головного мозга перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых, отделов. Вот почему опьяневший человек теряет контроль над собой. Утрачивая сдержанность, он говорит и делает то, чего не допустил бы в трезвом состоянии. Каждая новая порция спиртного все более и более парализует высшие нервные центры, не позволяя им вмешиваться в хаотическую деятельность резко возбужденных отделов мозга.

То, что в быту благодушно называется опьянением, в сущности, есть не что иное, как острое отравление алкоголем, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хорошо еще, если через определенное время организм, освободившийся от яда, постепенно возвращается к нормальному состоянию.

Ученые выяснили, что алкоголь, введенный в организм, выводится не сразу, какое-то количество этого вещества продолжает свое вредное действие на органы в течение одного-двух дней, а в некоторых случаях и больше.

Крайне опасен алкоголь для юных, особенно для девушек, Поскольку неокрепший организм в период роста легче подвергается воздействию вредных веществ. С незапамятных времен наши предки считали единственно пригодными напитками для детей молоко и воду.

Известно, что алкоголь оказывает отрицательное влияние на потомство.

Об этом знали еще в глубокой древности. В греческой мифологии богиня Юнона родила от опьяневшего Юпитера хромого и слабого ребенка, Вулкана. Спартанский законодатель Ликург требовал ввести запрет на употребление спиртных напитков в день свадьбы под угрозой тяжелого наказания. Гиппократ указывал, что причиной идиотизма, эпилепсии и других нервно-психических заболеваний является пьянство родителей, которые пили вино в день зачатия.

Последствия случайных половых связей, наступивших в результате опьянения, бывают трагичными. Венерические заболевания, рождение неполноценных детей это ведь не только слова, за ними стоит искалеченная, безрадостная жизнь.

Если пьянство результат неправильного воспитания, слабоволия, распущенности, подражания дурным привычкам, то алкоголизм серьезная болезнь, требующая специального лечения. Нужны большие усилия, чтобы перевоспитать человека, злоупотребляющего спиртным, но нередко эти

усилия оказываются напрасными. В этой связи следует сказать, что первым шагом на пути к новой жизни, жизни 6ез алкоголя, должно стать осознанное самостоятельное решение бросить пить, и человека, принявшего такое решение, должны поддержать близкие.

Исследования доказали, что у юношей и девушек алкоголизм как тяжелая, трудноизлечимая болезнь возникает и развивается в ЧЕТЫРЕ раза быстрее, чем у взрослых. Гораздо быстрее происходит и разрушение личности.

Преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, носят отягощенный характер и особо строго наказываются.

Хронический алкоголизм, по данным ВОЗ, занимает четвертое место среди основных причин смертности. При этом 75 % всех смертельных исходов связанно с циррозом печени (рис. 1).


Систематическое употребление алкоголя не только вредно, но и представляет огромную опасность, как с социальных, так и с биологических позиций. Человеку, тяготеющему к спиртному, испытывающему частое желание выпить, неплохо было бы представить пьяницу во всем его безобразии.

Известно, что в древней Спарте, чтобы отвратить от пристрастия к алкоголю, молодым людям показывали раба, которого предварительно спаивали. Омерзительное поведение было действующим профилактическим средством.

К сожалению, в наши дни пьют многие, и поэтому тем более важно выработать у молодежи жесткое неприятие пристрастий к бытовому пьянству независимо от порождающих его причин (дни рождения, праздники, горе, радости и неудачи).

Вопросы для самоконтроля

  1. Каков механизм воздействия алкоголя на организм человека?
  2. Как можно охарактеризовать поведение человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения?
  3. Чем опасно употребление алкоголя для девушек и юношей?
  4. Как алкоголь влияет на потомство?
  5. Влияет ли алкоголизм на продолжительность жизни?
  6. Какие, на ваш взгляд, меры могут перевоспитать человека, злоупотребляющего спиртным?

ОБЖ. Учебник для ссузов, Косолапова Н.В.,Н.А.Прокопенко.М-Академия, 2017 -336с

Читайте также: