Алгоритмы и исполнители 7 класс конспект урока

Обновлено: 19.08.2024

Цели: обобщить и систематизировать знания основных понятий: исполнитель, алгоритм, программа, правила записи программы для исполнителя Черепашки. Совершенствовать навыки чтения готовых алгоритмов, записанных на языке ЛОГО, составлять алгоритм решения задачи и исполнять его в среде программирования, создавать и редактировать графические изображения. Развивать алгоритмическое мышление, познавательную деятельность учащихся, внимательность. Формировать творческое отношение к выполнению заданий, интерес к предмету. Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, самостоятельность.

Оборудование и демонстрационный материал:

  • компьютеры;
  • ребусы;
  • кроссворд.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Мотивационное начало урока

(Определение темы урока и постановка цели, фронтальный опрос).

– Ребята, сегодня мы проводим урок, тему которого вы назовёте сами после того, как разгадаете ребусы



Рисунок 1, рисунок 2

Итак, тема нашего урока “Алгоритмы и исполнители”. Цель урока – обобщить знания по данной теме и использовать их для выполнения заданий.

  1. Форма представления алгоритма. (Словесная)
  2. Алгоритм, команды которого выполняются однократно в заданном порядке. (Линейный)
  3. Язык, понятный исполнителю Черепашка. (Лого)
  4. Команда, которой заканчивается программа. (Конец)
  5. Алгоритм, записанный на языке программирования. (Программа)
  6. Повторение одних и тех же действий в программе. (Цикл)
  7. Объект, который выполняет алгоритм. (Исполнитель)
  8. Приказ на выполнение действия. (Команда)
  9. Проверочное слово – совокупность команд, выполнение которых приводит к решению поставленной задачи. (Алгоритм)
  1. Закрепление изученного, совершенствование полученных навыков (выполнение заданий)
  1. Черепашка собралась в гости. Где окажется Черепашка после выполнения данного алгоритма? Определите тип алгоритма.
  2. По вп 80 лв 90 нд 100 пр 180 пп


Ответ: Тип алгоритма – линейный. Черепашка окажется в замке (Учитель демонстрирует выполнение программы на экране).

  1. Черепашке понравилось в гостях, она захотела построить собственный дом. Помогите Черепашке сделать чертёж её будущего дома. Для этого напишите программу, выполнив которую Черепашка нарисует дом. (Размеры дома учащиеся задают самостоятельно).

Программа:

Это дом
По повтори 4 [вп 140 пр 90]
вп 140 пр 45 вп 100 пр 90 вп 100 пп
домой
Конец

Определите тип алгоритма. (Циклический. Возможно, более слабые ученики напишут программу, используя линейный алгоритм. Необходимо дать возможность им реализовать свой проект. Но следует обратить внимание учащихся на рациональное решение задачи.)

Введите программу в компьютер и запустите на выполнение. Используя панели Инструментов, Формы, Рисования помогите Черепашке создать проект двора: раскрасьте дом, посадите деревья и т.п. (Работа в среде ЛогоМиры, приложение 1 – работы учащихся).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: ученики освоят понятия алгоритма и его исполнителя узнают способы описания, основные типы алгоритмов, освоят принципы решения задач с использованием основных алгоритмических конструкций.

Образовательные: будут иметь представление об алгоритмах, с их свойствами, способами описания и типами, научится определять тип алгоритмов. Ознакомится со способами описания алгоритмов и основными типами алгоритмов. Научится записывать основные типы алгоритмов в виде блок-схемы.

Развивающие: Развивать умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели; Развивать логическое мышление, умение оценивать логическую правильность рассуждений.

Воспитательные: Формирование познавательного интереса как компонента учебной мотивации; Воспитывать информационную культуру и коммуникабельность.

Учащиеся должны знать:

Назначение алгоритма и его определение

Формы представления алгоритма

Освоить основные алгоритмические конструкции

Учащиеся должны уметь:

Приводить примеры алгоритмов;

Уметь составлять и записывать алгоритм одним из способов.ид урока: Комбинированный

Вхождение в учебную деятельность.

Изучение нового материала.

I. Вхождение в учебную деятельность

Создание положительного эмоционального настроя на работу

Звучит музыка. ( Презентация )

II. Изучение нового материала

1 . Введение в тему урока

Ученики: Нужно составить план.

2. Целеполагание , постановка учебных задач (учащиеся сами ставят цели , учителю необходимо более конкретно сформулировать мысли школьников.
Цель нашего урока – выяснить, что такое алгоритм, познакомить с историей возникновения данного понятия, исполнителем алгоритма и системой команд исполнителя, а также где в реальной жизни мы встречаемся с алгоритмами ( учащиеся записывают тему урока в тетради, а затем определяют уровень знаний по этой теме). / 3 мин /

/Деление на группы прием цвета / Самостоятельная работа Работа в группах. Продуктивное взаимодействие и сотрудничества со сверстниками 15 мин

Презентация

1. Колесо истории

Свойства алгоритмов

Непонятно сколько ложек взять точно;

Непонятно каких ложек взять;

Неизвестно какой песок нужен;

Неизвестно, что нужно сделать точно, после того как ложки будут взяты.

Массовость . Алгоритм решения одной задачи может быть применён и для решения других подобных задач.

Конечность. Данное свойство алгоритма вытекает из его названия: Каждый алгоритм обязательно должен быть завершен за конечное число шагов.

Исполнитель алгоритмов.

Разработчиком алгоритмов является человек. Исполняют алгоритмы люди и всевозможные устройства – компьютеры, роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника и даже некоторые детские игрушки.

Ученикам предлагается записать в рабочую тетрадь определение исполнителя. Исполнитель алгоритмов - это человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять определенный набор команд. Этот набор команд называется системой команд исполнителя.

Для алгоритма важен не только набор действий, но и то, в каком порядке они выполняются.

Ученик, решая пример по математике 9-(2+6):4+5 ,
выдал такую последовательность действий:

Способы представления алгоритма


1. Естественный язык (исполнитель – человек) – слова русского, казахского, английского языков
2. Графический язык (исполнитель – человек)– блок-схемы
3. Язык программирования (исполнитель – компьютер) Basic, Pascal

http://teacher-almaty.clan.su/_pu/13/s21179578.jpg

Работа в группе / Работа с постером/ изобразите на постере все о чем вы узнали на уроке / 10 мин /

Деление по группам по животным

1 группа - Выполните задание №4.

2 группа - задание карточки № 7.

Минипрактикум задания с autoplay / 5 мин /

Домашнее задание. / 2 мин/

Решить задачу и написать алгоритм. Крестьянину необходимо перевезти через речку волка, козу и капусту, с левого берега на правый. В лодке может поместиться один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить на берегу волка с козой без человека, то волк съест козу. Если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как должен действовать крестьянин, чтобы перевезти свой груз через речку в целости и сохранности?

Рефлексия / 2 мин/

Я всё знаю, могу объяснить
Я всё знаю, понял, но не уверен
Всё знаю, но не объясню
У меня остались вопросы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: повторить и обобщить основные понятия темы; закрепить представление о базовых конструкциях алгоритмического языка.

Задачи урока:

Развитие логического мышления, памяти, активизация учебно-познавательной деятельности учащихся

Воспитание уважительного отношения к отвечающему, формирование культуры речи

Тип урока: урок повторения и обобщения

Форма урока: игра – хоровод

Организационный момент, запись домашнего задания.

Д/З: повторить § 3.1 – 3.4, подготовиться к контрольной работе.

Актуализация опорных знаний.

Учащиеся образуют два круга – внутренний и внешний. Ученики внутреннего круга в течение всей работы остаются на месте и задают вопросы (вопросы по данному материалу готовят дома). Ученики внешнего круга двигаются по кругу и отвечают на вопросы.

Возможные варианты вопросов:

Что такое алгоритм

Кто разрабатывает алгоритмы

Кого или что называют исполнителем алгоритма

Какие формы записи алгоритмов вам известны

Какие геометрические фигуры используются в блок-схеме и что они обозначают

Какие типы алгоритмов вы знаете

Какие алгоритмы называются линейными

Какая форма организации действий называется ветвлением

Какие алгоритмы называются циклическими

3. Решение задач на составление алгоритмов по фрагментам сказок

2) алгоритмы с ветвлениями:

А) Р.Т. № 39 с.107 (сказка «Иван – Царевич и Серый волк)

Едет он путем-дорогою, близко ли, далёко ли, низко ли, высоко ли, — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, — наконец приехал он в чистое поле, в зеленые луга. А в чистом поле стоит столб, а на столбу написаны слова: „Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется!" Иван-царевич прочел эту надпись и поехал в правую сторону, держа на уме: хотя конь его и убит будет, зато сам жив останется и со временем сможет достать себе другого коня.

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незванной,

Вмиг тогда мой петушок

Закричит и встрепенется

И в то место обернется.

В) Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтанови че и о прекрасной царевне Лебеди.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком,

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещёный мир

«Кабы я была царица, —

Говорит её сестрица, —

То на весь бы мир одна

«Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

3) Циклические алгоритмы

А) учебник с.79 № 14

4. Творческое задание.

Оформить одну из задач в Г.Р. Paint (составить алгоритм и выполнить рисунок)

hello_html_m72b3f2e8.jpg

5. Подведение итогов.

Проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих, организация внимания и внутренней готовности.

Приветствие. Подготовка рабочего места.

Этап актуализации знаний

Сейчас, наверное, практически невозможно найти человека, который бы не слышал таких слов, как информатика, программирование, а профессия программиста стала одной из самых многочисленных.

Чем же занимаются программисты?

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ba2/00019241-6d3f9fc9/hello_html_df78d6c.jpg

Решение ребуса

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

Этап открытий новых знаний:


Учитель показывает презентацию и рассказывает о понятии алгоритма, его свойствах и исполнителях алгоритмов. Разбирает примеры, включенные в слайды Исполнители алгоритмов (2)

Исполнители алгоритмов (3)


Закрепление знаний обучающихся


Для приготовления чая вам необходимо упорядочить действия исполнителя – человека в предложенном списке, переставив местами номера действий .

Закрепление выполнение заданий.

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

Расставляют в нужном порядке действия по приготовлению чая.

Выполняют задания на компьютере

http://judygoldman.com/wp-content/uploads/2016/07/happyfacesadface.jpg

Какое у вас настроение

Выполняют задания на компьютере. Работают с исполнителем

Подведение итогов занятия педагогом

Выполните алгоритм: Если понравился урок, то поднимите радостный смайлик, иначе грустный смайлик.

Высказывают свое мнение об уроке.

Перечень используемых на данном занятии ЭОР (Электронных образовательных ресурсов)

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Структура и ход занятия:

Тема: Алгоритм и исполнители

  1. Способствовать развитию алгоритмического мышления;
  2. Дать понятие алгоритма, рассказать о свойствах.
  3. Познакомить с исполнителями алгоритмов.

Задачи урока:
• образовательная – знакомство учащихся с алгоритмами и исполнителями алгоритмов

• развивающая – формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения планировать свою деятельность; развитие памяти;
• воспитывающая – воспитание самостоятельности, критичности и ответственности за выполняемую работу.

1. Организационный момент:

Прозвенел у нас звонок

Он позвал нас на урок,

Будем мы сейчас учиться,

И урок будет замечательным!

- заполнение журнала учета работы;

- проверка готовности обучающихся к занятию;

2. Этап актуализация знаний обучающихся

Рассказ темы в виде диалога с учащимися

Сейчас, наверное, практически невозможно найти человека, который бы не слышал таких слов, как информатика, программирование, а профессия программиста стала одной из самых многочисленных.

Чем же занимаются программисты?

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ba2/00019241-6d3f9fc9/hello_html_df78d6c.jpg

Решение ребуса

В жизни мы встречаемся с различными практическими задачами: например, приготовление супа, решение уравнения, покупка продуктов и т.д. при решении любой задачи человек выполняет некоторую последовательность действий. Давайте приведем пример: инструкция, режим дня.

3. Этап открытий новых знаний

Понятие алгоритма — одно из основных в программировании и информатике. Это последовательность команд, предназначенная исполнителю, в результате выполнения которой он должен решить поставленную задачу. Алгоритм должен описываться на формальном языке, исключающем неоднозначность толкования. Исполнитель может быть человеком или машиной. Исполнитель должен уметь выполнять все команды, составляющие алгоритм. Множество возможных команд конечно и изначально строго задано. Действия, выполняемые по этим командам, называются элементарными.

Поэтому обычно формулируют несколько общих свойств алгоритмов , позволяющих отличать алгоритмы от других инструкций.

Такими свойствами являются:

• Дискретность (прерывность, раздельность) – алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых (или ранее определенных) шагов. Каждое действие, предусмотренное алгоритмом, исполняется только после того, как закончилось исполнение предыдущего.

• Определенность – каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для произвола. Благодаря этому свойству выполнение алгоритма носит механический характер и не требует никаких дополнительных указаний или сведений о решаемой задаче.

• Результативность (конечность) – алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов.

• Массовость – алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, то есть, он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся только исходными данными. При этом исходные данные могут выбираться из некоторой области, которая называется областью применимости алгоритма.

На основании этих свойств иногда дается определение алгоритма, например: “Алгоритм – это последовательность математических, логических или вместе взятых операций и приводящая к решению всех задач данного класса за конечное число шагов” .


Учитель показывает презентацию и рассказывает о понятии алгоритма, его свойствах и исполнителях алгоритмов. Разбирает примеры, включенные в слайды Исполнители алгоритмов (2)


Исполнители алгоритмов (3)


Пример . Некий злоумышленник выдал следующий алгоритм за алгоритм получения чая:

  • Добавить сахар по вкусу.
  • Наполнить чайник водой
  • Поставить чайник на плиту.
  • Ждать, пока не закипит вода.
  • Зажечь газ
  • Налить в кружку кипяток
  • Поставить чайник на плиту .
  1. Закрепление знаний обучающихся

Для приготовления чая вам необходимо упорядочить действия исполнителя – человека в предложенном списке, переставив местами номера действий .


Давайте выполним задание за компьютером

6. Практическая работа (Алгоритмы):

а) Вводный инструктаж педагога:

- разъяснение задач практической работы;

7. Подведение итогов занятия педагогом :

- интересна ли Вам тема урока?

Выполните алгоритм: Если понравился урок, то поднимите радостный смайлик, иначе грустный смайлик.

http://judygoldman.com/wp-content/uploads/2016/07/happyfacesadface.jpg

- что особенно впечатлило?

Куда можно применить данную тему?

Учитель задает вопросы, подводящие учеников к формулировке выводов о цели урока и выполнении ими задач урока. Ученики отвечают на вопросы. Они должны самостоятельно прийти к выводу о соответствии целей и результатов урока.

Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а учеников думающих и умеющих рассуждать.
Оценки за работу на уроке …
Всем спасибо за урок. Урок окончен.

8. Домашнее задание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса.


Технологическая карта. 6 класс.Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник.

Технологическая карта урока. Информатика ФГОС ООО.Тема урока: Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник. Автор: Жестко.


Технологическая карта. 6 класс.Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник.

Технологическая карта урока. Информатика ФГОС ООО.Тема урока: Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник. Автор: Жестко.

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию".


Технологическая карта урока "Исполнители вокруг нас"

Технологическая карта урока по информатике по теме "Исполнители вокруг нас" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, содержит задачи и формируемые универсальные учебные действия к каждому эт.

Технологическая карта урока Языкова Анна Сергеевна Информатика 8 класс Босова Л. Л. Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот


Учебный предметИнформатикаКласс8Тип урокаУрок закрепления изученногоВид урокаКомбинированный урокМетоды веденияСловесные (беседа), наглядные и практические (работа на компьютере)Тема урокаРазработка.

Читайте также: