Александр 3 лекция конспект

Обновлено: 22.07.2024

Урок истории в 8 классе с использование различных форм работы учащихся.

ВложениеРазмер
urok._vnutrennyaya_politika_rossii_v_gody_tsarstvovaniya_aleksandra_iii.doc 90 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Внутренняя политика России

в годы царствования Александра III

Урок истории в 8 классе

Бондаренко Наталья Николаевна

- учитель истории и обществознания

МОАУСОШ №5 им.Т.П. Леута

- способствовать углублению знаний учащихся по вопросу особенностей внутренней политики России в данный период;

- продолжить формирование у школьников умения анализировать события, явления, деятельность исторических лиц, строить самостоятельные умозаключения, аргументировать свои выводы;

- приводить имеющиеся в исторической литературе оценки исторических событий.

Вступительное слово учителя.

Вспомним, какой характер носили преобразования, проведенные в 60-70 годы? (Реформы имели прогрессивный характер)

Что могло бы стать логическим продолжением этих реформ?

(Логическим их продолжением могло стать утверждение царем умеренных конституционных предложений министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова)

Да, вы рассуждаете правильно, но 1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен народовольцами.

После потрясшего страну цареубийства на российский престол вступил сын погибшего императора - Александр III. Обратимся к портрету этого государственного деятеля.

Что же являл собой этот исторический деятель?

• Александр III родился в 1845 году, был вторым сыном Александра II; правил с 1881 по 1894 год; как и его отец, вступил на престол в возрасте 36 лет;

• не уступил давлению либеральной части общества и настоял на повешении убийц своего отца, а через несколько дней отменил навсегда публичную смертную казнь в России;

• уважая проведенные реформы, укреплял самодержавие. Император

в правление которого в Москве был освящен храм Христа Спасителя, открыт Исторический музей, успешно развивались просвещение и наука, творили известные художники, писатели, музыканты;

• на жизнь Александр III была предпринята попытка покушения (террористическая группа Александра Ульянова и др.);

Посмотрим на Александра III глазами его современников и историков XIX - XX веков.

Учащиеся обращаются к Приложению №1 и зачитывают оценки современников деятельности Александра III.

Работа с текстом. Приложение №1

Попытаемся обобщить, что же говорили об Александре III современники?

Как к Александру III относятся историки? (дети отвечают)

Как мы увидели, в исторической литературе и в мемуарах современников имеют место различные, подчас противоположные оценки и суждения.

А теперь обратимся к внутренней политике второй половины XIX века. Какие этапы можно выделить во внутренней политике второй половины XIX века. На доске одновременно с объяснением записываются три этапа внутренней политики России второй половины XIX века:

I этап - 50-е -начало 60-х гг.

II этап - 60 - 70-е гг.

III этап-80-90-е гг.

Вспомним, ребята, что характерно для каждого из этапов. Ученики вспоминают, что первый этап связан с подготовкой и осуществлением крестьянской реформы, второй - с продолжением реформ.

Учитель указывает на то, что третий этап характеризуется изменением правительственного курса.

Как и все мы, Александр III во многих своих действиях проявлял черты, качества и привычки, сформированные еще в детстве.

Воспитанием наследника руководил генерал Б.А. Перовский, историю читал С.М. Соловьев, законоведение - К.П. Победоносцев, экономические знания передавал Н.Х. Бунге. Эти занятия оказали серьезное влияние на формирование личности будущего императора. Уже будучи взрослым человеком, Александр III питал слабость к военным наукам. Увлекаясь историей, собрал и передал Историческому музею свою коллекцию.Под влиянием С.М. Соловьева у Александра сформировалось представление о необходимости для России сильной центральной власти. Что касается экономики, то Александр назначал на ключевые экономические должности только профессионалов.

А сейчас перед нами стоит следующая задача: мы с вами распределимся на микрогруппы, поработаем с текстом учебника, и выполним задание:

Первая группа определит безусловно позитивные мероприятия Александра III.

Вторая группа - мероприятия, которые негативно сказывались на развитии страны. Необходимо объяснить свой выбор.

Третья группа - эксперты - сопоставят результаты работы и подведут итоги.

Подобное задание формирует понимание неоднозначности и многофакторности истории, позволяет избежать односторонности суждений в оценке прошлого.

Подводится итог работы групп. В дополнение к ответам микрогруппследует отметить, что наибольшее влияние на царя оказывал его учитель, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев.

Один из учеников знакомит класс с заранее подготовленной краткой биографической справкой о К.П. Победоносцеве.

Но лучше всего об идеях Победоносцева расскажет документ, с которым ребятам предлагается поработать.

Работа с документом. Приложение №3

1. Ознакомьтесь с изложенными в документе взглядами К.П. Победоносцева. Охарактеризуйте их.

3. Какое значение, по вашему мнению, могла иметь государственная деятельность этого политика для России последней четверти XIX века?

Завершая обсуждение, следует отметить, что изменение внутриполитического курса очевидно. Давайте попытаемся установить причины этих изменений, привлекая полученные в ходе урока знания (ученики в ответах отмечают особенности воспитания царя, воздействие на него событий 1 марта 1881 года, влияние Победоносцева и др.).

Следующий этап урока посвящается подробному изучению политики контрреформ и сопоставлению ее с политикой предыдущего царствования.

В отличие от реформ (преобразований) контрреформы - ликвидация реформ предыдущего царствования. Несмотря на дискуссионность термина, он используется в учебной литературе для обозначения тенденции, преобладающей в политике определенного периода.

Задача этого этапа работы - сопоставить политику Александра III и его предшественника.

Самостоятельная работа с фрагментом параграфа учебника.

Приложение №4. (Задание выполняется в тетради).

Подводя итоги обсуждения, обратим внимание, что начавшаяся консервация и усечение реформ сильнее всего затронули социально-политическую и культурную сферы, наименее - экономическую. Однако следует иметь в виду, что и преемник Н.Х. Бунге И.А. Вышнеградский, и СЮ. Витте пытались приспособить экономическую политику к общеполитической доктрине царствования Александра III, в частности - усилить государственное вмешательство в хозяйственную жизнь страны.

Закрепление и обобщения полученных знаний.

Задания на закрепление и обобщение пройденного на уроке

В исторической науке имеет место мнение, что особенности воспитания, черты личности монарха - его ум и образованность, нравственность и способности - влияли на проводимую им внутреннюю и внешнюю политику не меньше, чем настроения масс или борьба общественных группировок. Используя конкретные факты из истории России изучаемого периода (80 - 90-е гг. XIX в.), подтвердите или опровергните это мнение.

Вновь обратитесь к оценке императора Александра III современниками и историками, но теперь предложите уже свою собственную обоснованную оценку.

В дореволюционной лево-либеральной и советской исторической литературе личность и правление Александра III получили исключительно отрицательные отзывы. Чем, на ваш взгляд, объясняется столь категоричная оценка?

В каких, на ваш взгляд, мероприятиях АлександраIII наиболее проявилось влияние К.П. Победоносцева?

Современники об Александре III

Историки о личности и правлении Александра III

Карьера Константина Петровича, выходца из образованной (его отец - профессор словесности Московского университета), но не аристократической семьи, началась с заведования кафедрой гражданского права в Московском университете (по окончании училища правоведения). Воззрения Победоносцева в те годы отличались либерализмом: так, в конце 50-х годов он выступал за реформу судебной системы, за гласность судопроизводства. Однако под впечатлением развязанного народовольцами террора Победоносцев, как и многие образованные люди того времени, переходит на консервативные позиции, отстаивая божественное проис-

Великая ложь нашего времени 14

Если бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей.

По теории парламентаризма, должно господствовать разумное большинство; на практике господствуют пять-шесть предводителей партии; они, сменяясь, овладевают властью. По теории, убеждение утверждается ясными доводами во время парламентских дебатов; на практике - оно не зависит нисколько от дебатов, но направляется волею предводителей и соображениями личного интереса. По теории, народные представители имеют в виду единственно народное благо; на практике - они, под предлогом народного блага и на счет его, имеют в виду преимущественно личное благо свое и друзей своих. По теории - они должны быть из лучших, излюбленных граждан; на практике - это наиболее честолюбивые и нахальные граждане.

По теории - избиратель подает голос за своего кандидата потому, что знает его и доверяет ему; на практике - избиратель дает голос за человека, которого по большей части совсем не знает, но о котором натвержено ему речами и критиками заинтересованной партии.

По теории - делами в парламенте управляют и двигают опытный разум и бескорыстное чувство; на практике - главные движущие силы здесь - решительная воля, эгоизм и красноречие.

Вот каково, в сущности, это учреждение, выставляемое целью и венцом государственного устройства. Больно и горько думать, что в земле Русской были и есть люди, мечтающие о водворении этой лжи у нас.

Каждая политическая партия одержима стремлением захватить в свои руки правительственную власть и к ней пробирается. Глава государства уступает политической партии, составляющей большинство в парламенте; в таком случае министерство образуется из членов этой партии и, ради удержания власти, начинает борьбу с оппозицией, которая усиливается низвергнуть его и вступить на его место. Но если глава государства склоняется не к большинству, а к меньшинству и из него избирает свое министерство, в таком случае новое правительство распускает парламент и употребляет все усилия к тому, чтобы составить себе большинство при новых выборах и с помощью его вести борьбу с оппозицией. И это называется идеалом парламентского правления. Люди обманывают себя, думая, что оно служит обеспечением свободы. Вместо неограниченной власти монарха мы получаем неограниченную власть парламента, с тою разницей, что в лице монарха можно представить себе единство разумной воли; а в парламенте нет его, ибо здесь все зависит от случайности, так как воля парламента определяется большинством; но как скоро при большинстве, составляемом под влиянием игры в партию, есть меньшинство, воля большинства не есть уже воля целого парламента: тем еще менее можно признать ее волею народа, здоровая масса коего не принимает никакого участия в игре партий и даже уклоняется от нее.

Сопоставьте мероприятия, проведенные при Александре II и при Александре III. В каких вопросах Александр III выступил преемником Александра II? Предложите объяснение и дайте оценку мерам, предпринятым Александром III.


Государственное управление.

1881- указ, по которому любая местность может объявляться на чрезвычайном положении(власти могли закрывать печать, учебные заведения, прекращать местное самоуправление, предавать жителей военному суду и ссылать их на 5 лет без суда).

1882- новые Временные правила печати, усиление цензуры. Многие газеты и журналы закрыты.

СУД.

1881- введены новые судебные уставы - гласность по политическим делам ограничена ( с 1887г, а затем вообще переданы дела Особому совещанию при Сенате), дела о насилии против должностных лиц изымались у судов присяжных).

1889- отменён суд присяжных.

1889- вводилась должность участкового земского начальника, которому переданы функции упразднённых мировых судей.

1890- земская контрреформа - для городской курии ценз повышен, для дворянской - понижен, крестьяне лишались права избирать гласных- избранные волостные кандидатуры утверждались губернатором.

1892- городская контрреформа. Круг избирателей ограничен в пользу состоятельных слоёв, мелкие и средние налогоплательщики лишались избирательных прав, усилено вмешательство администрации в дела самоуправления). 2/3 избирателей лишались права голосовать. Усилен надзор губернатора за органами городского самоуправления.

Дворянский вопрос.

Защита интересов дворян- 1885- учреждён дворянский банк.

Полицейские мероприятия.

Экономика.

Завершение промышленного переворота

1881- Создание телефонных линий С-П. ,Москве, Одессе, Риге.

1883- строительство Транскавказской магистрали Баку-Батуми

1885- Екатерининская линия ж/д связывающая Донецкий угольный бассейн с Кривым Рогом

1891-1905- Транссибирская магистраль

С 1893- промышленный подъём.

Введена система государственных заказов, поощрение крупной промышленности и ж.д. строительства.

Выросла покупка сельхозтехники в 3.5 раза, увеличился экспорт зерна в 5 раз.

1886-1896- в 3 раза увеличилась выплавка чугуна. Появились новые отрасли промышленности: химическая., машиностроение и др. Лёгкая промышленность- главная, она давала 2/3 продукции всей промышленности.

АРМИЯ

Усиливалась обороноспособность пограничных округов и крепостей.

Создавались пехотные батальоны, формировались резервные полки, создана кавалерийская дивизия, способная вести бой как в конном, так и в пешем строю.

Созданы батареи горной артиллерии ,чтобы вести бои в горной местности, были сформированы мортирные полки, осадные артиллерийские батальоны.

Для доставки войск и армейских резервов была создана особая железнодорожная бригада.

Военные гимназии преобразованы в кадетские корпуса, впервые созданы учебные унтер-офицерские батальоны, которые готовили младших командиров.

На вооружение была принята новая трехлинейная винтовка, изобретен бездымный вид пороха.

Военная форма заменена на более удобную.

Крестьянский вопрос.

1881- закон об обязательном переходе на выкуп временнообязанных, выкупные платежи понижены( с 1882г.- все помещичьи крестьяне перешли на выкуп, а с 1886г.- все государственные крестьяне).

1882- учреждён Крестьянский поземельный банк, выдавал крестьянам кредит на покупку земли.

1883-1886-поэтапно отменена подушная подать, что облегчало положение крестьян.

И в то же время правительство максимально контролировало крестьян: семьи( затрудняли семейные разделы), общины(запретило досрочный выход из общины и выкуп земли, затруднялся выход- требовалось согласие 2)3 схода с 1886г.),

1893 г.- указ, по которому разрешалось проводить переделы земли между общинниками не чаще, чем каждые 12 лет, а семейные разделы осуществлять только с согласия сельского схода. Продавать надел или отдавать его в залог запрещалось. В общине царь видел единственный гарант стабильности на селе, своеобразный щит, предохраняющий крестьянина от утраты надела, от беспросветной нищеты, от превращения в лишенного средств существования пролетария.

Усилилось социальное расслоение крестьян: 20% составляла сельская буржуазия, 50%- бедняки.

Образование.

Университетская контрреформа- 1884г. ( урезалась автономия университетов , ректоры, профессора, деканы- назначались, а не избирались).

1884-Рост числа церковно-приходских школ , получавших всяческую поддержку

Мероприятия в области печати.

1882- новые «Временные правила о печати, устанавливали жесточайшую цензуру и давали возможность беспрепятственно закрывать неугодные издания.

Политика в рабочем вопросе.

Законами 1882— 1886 гг. были заложены основы рабочего законодательства: запрещен труд детей, не достигших двенадцатилетнего возраста; запрещен ночной труд женщин и несовершеннолетних; определены условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями.
1882-Закон об ограничении использования малолетнего труда на промышленных предприятиях. Подростки с 12-15 лет не должны был работать более 8 часов

1882- Учреждены фабричные инспекции для контроля за условиями труда и выполнения законов.

1883- Введены расчетные книжки. Выдача зарплаты не менее 2 раз в месяц. Штраф за небрежное работу, прогул, нарушении дисциплины(1/3 зарплаты)

Начало рабочего движения.

Социальная политика

Была официально провозглашена политика антисемитизма, начались гонения евреев.

- отказ от реформаторской политики отца.

- в экономике - система государственных заказов, поощрение крупной промышленности и ж.д. строительства.

-делали успехи просвещение и наука, творили известные художники, писатели, музыканты

- время расцвета русской культуры.

- известен как МИРОТВОРЕЦ, т.к. за годы правления Россия не было войн

- отменил смертную казнь после казни убийц отца.

- завершил строительство храма Христа Спасителя и открытие исторического музея в Москве.

- сохранение общины и малоземелья крестьян, политика в отношении крестьян была консервативной.

Александра III называли Миротворцем, так как при нём не было войн.

1882- создание Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия), направленного против России и Франции

1891-1893- франко-русский союз, начало создания будущей Антанты. Россия + Франция. Начался новый этап противостояния стран, борьбы за предел мира.

ЛИЧНОСТИ

С.Ю.Витте - в 1892-1903- министр финансов, взял курс на индустриальный прогресс.

И.Д.Делянов- в 1882-1887- министр народного просвещения, автор нового университетского устава(1884), а также мер, ограничивающих доступность образования для низших слоёв населения и некоторых национальностей.

ТЕРМИНЫ

Американский тип аграрного капитализма: доминирование крестьянских хозяйств , подобных американским фермерским.

Социал – демократия - возникла в конце 19 в. В рабочем и демократическом движении как партия рабочего класса, стремились революционным путём перейти к социализму.

Социализм - ( лат. общественный) – наступает после победы социалистической революции, диктатура пролетариата, общество трудящихся. В идеале0 свобода, равенство, демократия, справедливость, защита общечеловеческих ценностей.

Решающую роль в разработке основ контрреформ и их последующей практической реализации сыграл воспитатель Александра III обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (1827–1907). Другими идеологами контрреформ были М.Н. Катков, Д.А. Толстой, В.П. Мещерский. Их взгляды оказали решающее влияние как на обоснование внешнеполитической доктрины, так и на выработку внутренней политики.

Основу внешнеполитического курса составляли идеи панславизма и поддержка освободительного движения славян, укрепление русского влияния в Азии и экспансия на окраинах империи, сближение с Францией.

В сфере внутренней политики идеологи контрреформ предлагали на основе сильной самодержавной власти консервацию и усечение преобразований, усиление дворянского представительства во властных структурах на местах и роли феодальных институтов типа общины.

Экономическая программа Каткова—Победоносцева также содержала идею укрепления самодержавной власти на основе развития национальной промышленности. Эта программа предусматривала строгий контроль со стороны государства над биржевыми операциями и частным предпринимательством, использование государственной винной и табачной монополии как средства налогообложения, поддержку помещичьего хозяйства, укрепление общинного землевладения в деревне.

Партия контрреформ разработала реальную программу самобытного развития России, старалась реализовать ее и вела борьбу со сторонниками реформ в государственном аппарате. Главные контрреформаторские меры были осуществлены в социально-политической и культурной сферах.

23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, упразднивший внутреннюю автономию университетов.

12 июля 1889 г. был введен институт земских участковых начальников. Они обладали полномочиями контроля за общинным самоуправлением крестьян и правом решения земельных вопросов. Они назначались из дворян, что означало определенный возврат административной власти бывших помещиков над сельскими крестьянскими обществами.

12 июня 1890 г. было утверждено новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Главная цель этого документа заключалась в усилении позиции дворянства как самой благонадежной категории населения в земствах за счет изменения земской избирательной системы. Увеличивалось число депутатов от дворян и сокращалось их число от других сословий. Из числа избирателей исключались священники, владельцы торговых заведений и лица, имевшие купеческие свидетельства. К 1890-м гг. царскому правительству удалось добиться нужных для себя сословных изменений в земских учреждениях: дворяне составляли 55,2 % гласных в уездах и 89,5 % в губернских земских собраниях.

11 июня 1892 г. было принято новое Городовое положение, которое произвело изменения в городской избирательной системе. Были отстранены от выборов мелкие и средние собственники ввиду повышения имущественного ценза, необходимого для участия в выборном процессе. Существенно ограничивались права и независимость органов городского самоуправления.

Сторонники контрреформ пытались также серьезно изменить и судебные уставы 1864 г. Но их попытки практически не удавались, за исключением изменения ценза присяжных заседателей в пользу дворянского сословия (1887) и изъятия части дел из ведения суда присяжных (1889).

Важным элементом контрреформаторской политики властей был курс на укрепление крестьянской общины не только через контроль над ней при помощи земских участковых начальников, но и за счет консервации основ патриархального строя в деревне.

18 марта 1886 г. правительство издало закон, в соответствии с которым затруднялись крестьянские семейные разделы, так как для этого требовалось получение согласия главы семьи и 2/3 сельского схода. В 1893 г. были приняты законы, ограничивающие права общины на передел земли и закрепление наделов за крестьянами. Интервал между переделами не мог быть меньше 12 лет. Передел разрешался, если за него проголосовало не менее 2/3 крестьянской общины. Эти меры были направлены на защиту интересов зажиточной части крестьянства. Более того, в том же году был принят закон, запрещавший закладывать надельные земли, ограничивавший залог и продажу крестьянских земель.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Правление Александра в вольном Новгороде

Правление Александра в вольном Новгороде Уходя в 1236 году княжить в престольный Киев-град, Ярослав Всеволодович созвал народное вече. Меч — символ княжеского наместника — при всем честном народе он передал в новгородском храме Святой Софии своему сыну Александру, а тот

Тема 10. Россия в первой половине XIX века. Правление Александра I

Тема 10. Россия в первой половине XIX века. Правление Александра I 10.1. Экономическое и социально-политическое развитие России В начале XIX в. в России продолжала господствовать самодержавная система правления на основе феодально-крепостнической экономики, структура

Тема 11. Правление Николая I

Тема 11. Правление Николая I 11.1. Ужесточение внутренней политики во второй трети XIX века Николай I (1825–1855) вступил на престол в условиях политического и социально-экономического кризиса. Восстание декабристов, которое было жестоко подавлено, и сложная ситуация в

Тема 12. Россия во второй половине XIX века. Великие реформы Александра II

Тема 12. Россия во второй половине XIX века. Великие реформы Александра II 12.1. Отмена крепостного права: причины, подготовка, основные положения Необходимость преобразований в стране, главное из которых заключалось в отмене крепостного права, для всех слоев российского

Правление Александра I

Правление Александра I К моменту своего восшествия на престол 24-летний Александр I был уже сложившейся личностью. Красивый, подтянутый, он всегда был подчеркнуто скромен и элегантен. Его любовь к порядку и симметрии порой доходила до абсурда и была поводом для шуток в

Довоенное правление Александра 3 (1801–1812)

Послевоенное правление Александра 3 (1812–1825)

Послевоенное правление Александра 3 (1812–1825) Посреди правления Александра I высочайшая вершина – Отечественная война 1812 года, година тяжких испытаний и величайшего подъема народного духа, увенчанного блистательной победой…Дворянами-рабовладельцами начало войны было

41. ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА I

41. ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА I Вступивший на престол Александр I (1801–1825) объявил свою приверженность политическому курсу Екатерины II. Он издал ряд указов, восстановивших отмененные Павлом I дворянские вольности. Так. были подтверждены жалованные грамоты дворянству и городам,

58. ПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III

Правление Александра I

Правление Александра I К моменту своего восшествия на престол 24-летний Александр I был уже сложившейся личностью. Красивый, подтянутый, он всегда был подчеркнуто скромен и элегантен. Его любовь к порядку и симметрии порой доходила до абсурда и была поводом для шуток в

Тема 24 Архитектура и изобразительное искусство римской империи в правление династии Юлиев-Клавдиев

Тема 24 Архитектура и изобразительное искусство римской империи в правление династии Юлиев-Клавдиев Эпоха империи в Риме (30 г. до н. э. – 476 г. н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (изменение в зависимости от идей династии или определенного

Тема 25 Архитектура и изобразительное искусство римской империи в правление династии Флавиев

Тема 25 Архитектура и изобразительное искусство римской империи в правление династии Флавиев Эпоха империи в Риме (30 г. до н. э. – 476 г. н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (изменение в зависимости от идей династии или определенного правителя,

Тема 26 Архитектура и изобразительное искусство римской империи в правление императора Траяна

Тема 26 Архитектура и изобразительное искусство римской империи в правление императора Траяна Эпоха империи в Риме (30 г. до н. э. – 476 г. н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (изменение в зависимости от идей династии или определенного правителя,

Тема 27 Архитектура и изобразительное искусство римской империи в правление императора Адриана

Тема 27 Архитектура и изобразительное искусство римской империи в правление императора Адриана Эпоха империи в Риме (30 г. до н. э. – 476 г. н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (изменение в зависимости от идей династии или определенного правителя,

Тема 28 Архитектура и изобразительное искусство римской империи в правление Антонина Пия, Марка Аврелия, Комода

Тема 28 Архитектура и изобразительное искусство римской империи в правление Антонина Пия, Марка Аврелия, Комода Эпоха империи в Риме (30 г. до н. э. – 476 г. н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (изменение в зависимости от идей династии или

13.1. Внутренняя политика царизма и контрреформы

Период царствования Александра III (1881–1894) часто называют временем народного самодержавия и контрреформ.[12]

Решающую роль в разработке основ контрреформ и их последующей практической реализации сыграл воспитатель Александра III обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (1827–1907). Другими идеологами контрреформ были М.Н. Катков, Д.А. Толстой, В.П. Мещерский. Их взгляды оказали решающее влияние как на обоснование внешнеполитической доктрины, так и на выработку внутренней политики.

Основу внешнеполитического курса составляли идеи панславизма и поддержка освободительного движения славян, укрепление русского влияния в Азии и экспансия на окраинах империи, сближение с Францией.

В сфере внутренней политики идеологи контрреформ предлагали на основе сильной самодержавной власти консервацию и усечение преобразований, усиление дворянского представительства во властных структурах на местах и роли феодальных институтов типа общины.

Экономическая программа Каткова—Победоносцева также содержала идею укрепления самодержавной власти на основе развития национальной промышленности. Эта программа предусматривала строгий контроль со стороны государства над биржевыми операциями и частным предпринимательством, использование государственной винной и табачной монополии как средства налогообложения, поддержку помещичьего хозяйства, укрепление общинного землевладения в деревне.

Партия контрреформ разработала реальную программу самобытного развития России, старалась реализовать ее и вела борьбу со сторонниками реформ в государственном аппарате. Главные контрреформаторские меры были осуществлены в социально-политической и культурной сферах.

23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, упразднивший внутреннюю автономию университетов.

12 июля 1889 г. был введен институт земских участковых начальников. Они обладали полномочиями контроля за общинным самоуправлением крестьян и правом решения земельных вопросов. Они назначались из дворян, что означало определенный возврат административной власти бывших помещиков над сельскими крестьянскими обществами.

12 июня 1890 г. было утверждено новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Главная цель этого документа заключалась в усилении позиции дворянства как самой благонадежной категории населения в земствах за счет изменения земской избирательной системы. Увеличивалось число депутатов от дворян и сокращалось их число от других сословий. Из числа избирателей исключались священники, владельцы торговых заведений и лица, имевшие купеческие свидетельства. К 1890-м гг. царскому правительству удалось добиться нужных для себя сословных изменений в земских учреждениях: дворяне составляли 55,2 % гласных в уездах и 89,5 % в губернских земских собраниях.

11 июня 1892 г. было принято новое Городовое положение, которое произвело изменения в городской избирательной системе. Были отстранены от выборов мелкие и средние собственники ввиду повышения имущественного ценза, необходимого для участия в выборном процессе. Существенно ограничивались права и независимость органов городского самоуправления.

Сторонники контрреформ пытались также серьезно изменить и судебные уставы 1864 г. Но их попытки практически не удавались, за исключением изменения ценза присяжных заседателей в пользу дворянского сословия (1887) и изъятия части дел из ведения суда присяжных (1889).

Важным элементом контрреформаторской политики властей был курс на укрепление крестьянской общины не только через контроль над ней при помощи земских участковых начальников, но и за счет консервации основ патриархального строя в деревне.

18 марта 1886 г. правительство издало закон, в соответствии с которым затруднялись крестьянские семейные разделы, так как для этого требовалось получение согласия главы семьи и 2/3 сельского схода. В 1893 г. были приняты законы, ограничивающие права общины на передел земли и закрепление наделов за крестьянами. Интервал между переделами не мог быть меньше 12 лет. Передел разрешался, если за него проголосовало не менее 2/3 крестьянской общины. Эти меры были направлены на защиту интересов зажиточной части крестьянства. Более того, в том же году был принят закон, запрещавший закладывать надельные земли, ограничивавший залог и продажу крестьянских земель.

13.2. Модернизация российской экономики

В первой половине 80-х гг. XIX в. в России удалось провести ряд экономических преобразований по инициативе Н.Х. Бунге (1823–1895).[13]

По мнению Н.Х. Бунге, промышленное развитие тормозилось из-за отсутствия в стране современного фабрично-заводского законодательства. Он стал инициатором его разработки и принятия.

В 1882–1886 гг. была отменена подушная подать и введены новые налоги на недвижимость, торговлю, промыслы, денежные операции.

В 1881 г. была возобновлена чеканка серебряного рубля. Для кредитования народного хозяйства были созданы Крестьянский (1882) и Дворянский земельные (1885) банки.

Н.Х. Бунге подвергался сильнейшему давлению со стороны партии контрреформ. В январе 1887 г. он был уволен с поста министра финансов и назначен на почетный, но менее влиятельный пост председателя Комитета министров. Н.Х. Бунге сменил И.А. Вышеградский (1831–1895) – ученый и предприниматель.[14] По основным направлениям экономической политики он был вынужден продолжить линию своего предшественника, направленную на увеличение косвенных налогов, поддержку промышленности. Протекционизм как основа его деятельности в экономической сфере преобладал.

В плеяде российских реформаторов одно из первых мест занимал С.Ю. Витте (1849–1915),[15] начавший свою деятельность при Александре III. В истории России он остался как один из самых крупных государственных чинов, который способствовал экономическому подъему страны. Для ускоренного промышленного развития была введена жесткая налоговая система; увеличены косвенные налоги; введена государственная винная монополия (1894); поддержка железнодорожного строительства. В области политики протекционизма проводилась защита российской промышленности от иностранных конкурентов. В 1897 г. С.Ю. Витте осуществил финансовую реформу: было введено золотое обеспечение рубля и его свободная конвертация; широко привлекался в страну иностранный капитал. Его реформы (финансовая, налоговая и др.) до сих пор считаются образцовыми по формам и методам их осуществления.

В целом политика Александра III и его окружения объективно не могла вернуть Россию к дореформенному устройству, удалось лишь восстановить несколько утраченное дворянством сословное первенство в различных сферах жизнедеятельности общества, ограничить земско-либеральные выборные начала и укрепить неограниченную власть самодержавия.

13.3. Начало рабочего движения и распространение марксизма

Развитие капитализма сопровождалось зарождением рабочего движения, началом распространения марксизма в России и возникновением социал-демократии.

13.4. Внешняя политика России в 1880–1890-х гг

В конце XIX в. в очередной раз происходит обострение противоречий между великими европейскими державами: Россией, Англией, Францией, Германией и Австро-Венгрией. И хотя Россия, особенно в период правления императора Александра III, пыталась играть роль миротворца, шел поиск союзников для формирования военно-политических блоков. Первыми такой союз в 1882 г. заключили Германия, Австро-Венгрия и Италия.

Постепенно из-за влияния на Балканах начали обостряться отношения России с Австро-Венгрией, а затем и с Германией в связи с начавшийся в 1890 г. таможенной войной. В результате этого Россия стала пересматривать традиционную ориентацию на центрально-европейские державы и начала активное политическое и военное сближение с Францией. Россия стала также получать регулярно французские займы. В 1892 г. русско-французский союз был окончательно оформлен и принял антигерманскую направленность.

На азиатском внешнеполитическом направлении происходило завершение присоединения Средней Азии (были покорены туркменские племена и в 1882 г. образована Закаспийская область с центром в г. Ашхабаде). Были установлены четкие границы с Афганистаном.

В конце XIX в. России в целом удалось сохранить статус великой державы и поддерживать мир на своих границах.

Под управлением Николая II (1894–1917) и его министров Россия вступила в XX век.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у учащихся представление о характере внутренней политике Александра III.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД): умение анализировать, обобщать, сравнивать факты, формулировать и обосновывать выводы, представлять результаты своей деятельности в форме таблицы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; воспитание интереса к предмету истории.

- развивающие (формирование регулятивных УУД): умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; умение выделять, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: частично-поисковый, наглядный.

Основные понятия: контрреформа, земские начальники, фабрично-заводская инспекция.

Персоналии: Александр III, К.П. Победоносцев, Н.П. Игнатьев, И.Д. Делянов, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, Н.Х. Бунге.

Основные вопросы изучения материала

Новый император: Александр III

Перемены во внутренней политике

Укрепление государственной власти

Политика в области просвещения и цензуры

Попечительская политика

1) Организационный этап.

2)Актуализация знаний.

Фронтальный опрос О ком идет речь?

Назовите события по датам:

1861 г., 19 февраля – Отмена крепостного права;

1864 г. – Земская реформа;

1874 г. – Военная реформа;

1 марта 1881 г – смерть Александра II

Назовите годы правления

Александра I (1801-1825),

Николая I (1825-1855),

Александра II (1855-1881),

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вступительное слово.

Любая историческая эпоха имеет свои характерные особенности. Изучая тот или иной исторический период, внимание акцентируют, в первую очередь, на главе государства.

Какую характеристику даёт императору автор этих строк?

Миротворец как вы думаете, за что правитель мог удостоиться такого имени? Действительно
все годы правления Александра III с 1881 по 1894 Россия не участвовала ни в одной войне. Строго и решительно охраняя русские национальные интересы, он уклонялся от вмешательства в европейские дела и был прозван народом "Миротворцем".

Может быть реформы будут продолжены?!

Наша задача на уроке:
Выяснить, какой путь выберет Александр III (укрепление самодержавия или сотрудничество власти и общества);
4)Первичное усвоение новых знаний

Работа с документом № 1 в приложении.

Что предлагали ввести в России накануне смерти Александра II? Кто, по – мнению собравшихся, был виновен в смерти Александра II? Как вы думаете, будет ли новый император продолжать дело отца?

Преобразования в стране при Александре III вошли в историю, как контрреформы.

Находим определение в рабочем листе.

еКонтрреформы —мероприятия правительства Александра III, направленные на стабилизацию (консервацию) социально-политической жизни в Российской империи после либеральных реформ предыдущего царствования.

В считанные недели после 8 марта руль государственного корабля был повернут на 180 градусов. Еще недавно всесильные Лорис, Абаза, Милютин получили отставку, а у кормила власти встал человек, выступивший против них 8 марта. Этим человеком был Константин Петрович Победоносцев

Какую задачу своего правления Александр III, согласно Манифеста 1881 года, считал главной? (Укрепление самодержавной власти) записать в Рабочий лист

Манифест 29 апреля, возвестивший о незыблемости самодержавия, послужил сигналом к смене правительства и перегруппировке сил в верхах. Самостоятельно изучите Пункт 2 стр.5 учебника со второго абзаца.

Назовите единомышленников и вдохновителей политики нового императора. (Толстой Дмитрий Андреевич, Победоносцев Константин Петрович, Катков Михаил Никифорович)

Давайте с вами проследим, как постепенно осуществлялись преобразования. МРабочий лист

Читайте также: