Конспект урока литературного чтения 4 класс планета знаний

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: урок получения новых знаний.

Задачи урока:

  • совершенствовать речевые умения и навыки;
  • формировать навык правильного выразительного чтения; развивать навыки работы с текстом, речевые умения, память, внимание;
  • расширить и обогатить представление учащихся об истории нашей Родины;
  • способствовать воспитанию таких черт личности, как патриотизм, милосердие и доброта;
  • воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Предметные результаты: расширить представление учащихся о такой форме устного народного творчества, как сказка.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место под руководством учителя; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности; самостоятельно определять последовательность выполнения действий.
  • Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; включать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
  • Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при групповой или коллективной работе; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Личностные результаты: эмоциональность и эмпатия – умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; формирование целостно – смысловых установок; уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям; обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Оборудование для учителя: компьютер, экран, проектор.

Оборудование для учащихся: листы бумаги, ручки, карточки для орфографической работы.

Зрительный ряд: презентация учителя.

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

I. Организационный момент (1 мин).

- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш необычный урок. Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их. Проверьте свою готовность.

II. Проверка д/з. (4 мин)

III. Введение в тему урока. (7 мин)

Актуализация знаний и постановка проблемы

- Сегодня на уроке мы попробуем найти в новом произведении выражения, сочетания слов, о которых шла речь в д/з. Произведение новое, а вот один из главных героев вам знаком. Кто это? (На доске портрет Петра I). (Слайд 1)
- Ученица нашего класса заранее получила индивидуальное д/з. Она подготовила мини-проект о Петре I.
- Что нового вы узнали о царе?
- Полученные знания вы сможете применить сегодня на уроке во время групповой работы.

Ученица представляет мини-проект, в котором внимание сконцентрировано на личных качествах характера Петра I. (Презентация ученицы 4 класса).
Ответы учащихся.

Словарная разминка.

(На доске слайд 2) Презентация
простое решение - (легкое, быстрое решение)
простой человек - (открытый, обыкновенный, бесхитростный, естественный человек)
простое платье - (типичное, незамысловатое, обыкновенное платье)

- Подбери синонимы к словосочетаниям.

- Как вы думаете, имеют ли эти выражения отношение к Петру I?

Ответы учащихся: подбирают синонимы к словосочетаниям.
Размышляют, высказывают своё мнение.

IV. Объявление цели урока (1 мин)

V. Знакомство с произведением. (8 мин)

V. Физкультминутка
(1 мин)

Дети под музыку выполняют ритмичные движения.

VI. Работа с текстом в группах (8 мин)

Совместное применение знаний.

- Класс разбит на 3 рабочие группы. Сейчас вы будете читать произведение самостоятельно, выполняя задания.
1 группа
- У вас на столах много книг, которые могут понадобиться вам для работы. Вы должны внимательно читать сказку и выписывать непонятные слова. Найдите информацию, которая поможет вам объяснить непонятные слова.

У учащихся группы на столах лежат различные словари, листки бумаги. Читают, выписывая сложные для восприятия слова. Находят толкование в словарях.

VII. Словарная работа (5 мин)

- С какой группы начнём?
- Без словарной работы мы упустим важные детали содержания сказки. Какой словарь вам понадобился для работы?
- Почему?
- Итак, первая группа по очереди озвучивает нам сложные для понимания слова.

Учащиеся читают слова и дают им объяснение, пользуясь толковым словарём.

IX. Выборочное чтение. (8 мин)

- Вторая группа даёт нам характеристику царя Петра.
- Третья группа даёт характеристику солдата.

Учащиеся дают характеристику героям сказки.

X. Домашнее задание (1 мин)

- Завтра на уроке мы отправимся в театр! А актёрами будете вы.
- Догадайтесь, какое будет д/з. (Чтение сказки по ролям)

XI. Итог урока. Рефлексия (1 мин)

- Наш урок окончен. Что понравилось вам на уроке?
- Вы работали хорошо и дружно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был представлен на областной конкурс "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС" в апреле 2016 года.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конспект урока литературного чтения

в 4 классе на тему: "К.Ф. Рылеев "Иван Сусанин"

Педагог: Соболева Светлана Геннадьевна

Тип урока: изучение нового материала

создание условий для достижения планируемых личностных метапредметных и предметных результатов.

Задачи направлены на:

Достижение личностных результатов учащихся:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

сформированность мотивации к обучению и познанию;

осмысление и принятие основных базовых ценностей;

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

положительного отношения и устойчивого интереса к изучению литературы и истории своей страны;

чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

чувства уважения к окружающим;

сформированность духовно-нравственных качеств личности;

развитие чувства патриотизма.

Достижение метапредметных результатов обучающихся:

освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Достижение предметных результатов:

Определить элементы композиции и их роль в создании эмоционально-смыслового содержания произведения.

Обогатить словарный запас учащихся.

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за героев Отчизны.

УУД, формируемые на уроке:

- коммуникативные - формирование умения:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в группе;

распределять обязанности при работе в группе;

учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- познавательные - формирование умения:

находить необходимую информацию в учебнике;

выделять существенную информацию из учебных текстов;

развивать речь учащихся, развитие кругозора

- регулятивные - формирование умения:

ставить учебные задачи познавательной деятельности;

планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;

осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные результаты:

Оборудование и технические средства обучения:

Мультимедийное устройство, интерактивная доска, компьютер

Наглядные пособия:

Ключевые слова:

Дума, патриот, патриотизм.

Рабочие материалы для обучающихся:

Карточки с заданиями, ЛОУДы

к учебной и познавательной деятельности учащихся через выполнение практического задания на основе ранее изученных тем и имеющихся знаний и создания проблемной ситуации

Учитель предлагает детям прочитать записи на интерактивной доске:

Далее предлагает выполнить задания:

задание 1: постарайтесь разделить прочитанное на 2 смысловые группы и дать название каждой группе:

Учитель просит предъявить результат работы.

Мнения учащихся фиксируются на доске.

Учитель выстраивает диалог в зависимости от возникшей ситуации:

Учитель акцентирует внимание на возникшей проблеме: учащиеся не смогли определить принадлежность К. Рылеева и И. Сусанина к той или иной группе.

Учитель задает вопросы: Почему? В чем сложность?

Учитель задает вопросы:

С какими авторами мы с вами уже встречались на уроках литературного чтения? Какие герои вам уже известны?

Учитель: Значит К. Рылеев и И. Сусанин вам пока неизвестны, однако, вы решили в таком варианте их распределить по группам. А насколько это правильно? (Проблема)

Задание 2: Вам предлагается соотнести автора с его героем, вспомнить название литературного произведения и его жанр.

Учитель выстраивает диалог:

Как вы думаете, кто же такие Иван Сусанин и Константин Рылеев? Кто из них автор, а кто герой?

Учитель: чтобы сложилось единое мнение, нам поможет учебник стр.85

Дети читают про себя.

Дети работают индивидуально, выполняя задание учителя.

Высказывается несколько мнений.

Результат индивидуальной работы учащихся:

1 группа: А.С. Пушкин, А.К. Толстой, К.Симонов – авторы (писатели)

2 группа: Илья Муромец, Александр Невский, Вещий Олег – герои произведений

? –Кондратий Рылеев и Иван Сусанин

Учащиеся определяют границы знания и незнания.

1 группа: А.С. Пушкин, А.К. Толстой, К. Симонов, К. Рылеев – авторы (писатели)

2 группа: Илья Муромец, Александр Невский, Вещий Олег, Иван Сусанин – герои произведений

(Могут быть и другие варианты)

Учащиеся называют авторов и героев.

Дети пока ответить не могут.

Дети предъявляют результат:

А.С.Пушкин – Вещий Олег

А.К.Толстой – Илья Муромец

К.Симонов – Александр Невский

Дети проговаривают название известных литературных произведений и называют их жанр.

? –Кондратий Рылеев и Иван Сусанин - дети не могут назвать литературного произведения и его жанр.

Дети высказывают свои предположения. Испытывают затруднения. Единого мнения нет

Дети работают с учебником.

Находят взаимосвязь (автор К. Рылеев - герой произведения И. Сусанин)

Коммуникативные

Познавателъные

Целеполагание (постановка учебной задачи учащимися и формулировка темы урока)

Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

Следовательно, темой урока будет….

Какие задачи вы перед собой бы поставили при изучении этой темы?

Учитель фиксирует задачи урока на доске.

- Познакомиться с писателем К. Рылеевым.

- Познакомиться с Иваном Сусаниным как героем литературного произведения К.Ф. Рылеева.

- Узнать, какой подвиг совершил Иван Сусанин.

- Почему Иван Сусанин стал главным героем литературного произведения К. Рылеева.

- Определить жанр литературного произведения.

УУД: Регулятивные,

Коммуникативные

Мотивация к познавательной деятельности

Учитель задает вопрос:

Как вы думаете, зачем нам нужно знакомиться с историей и героями нашей страны?

- чтобы быть образованными;

-быть похожими на героев;

- брать пример с героев

-знать нашу историю, любить свою Родину.

Действия по освоению нового знания

Задача на данный этап урока: познакомиться с биографией К.Ф. Рылеева, на основании предложенного текста составить летопись жизни писателя.

Летопись фиксируется на доске.

Одновременно демонстрируются слайды электронной презентации биографии К. Рылеева.

См. задания в Приложении 1

Дети высказывают свои мнения

Работа в группах:

- каждый участник группы индивидуально читает текст биографии (принцип индивидуальных вкладов);

- каждый участник группы находит нужную информацию (принцип индивидуальных вкладов);

- участники высказывают свое мнение и приходят к общему мнению (принцип внутригруппового взаимодействия - обмен позициями);

- лидер группы предъявляет результата работы для составления летописи (принцип межгруппового взаимодействия – выход на единый продукт).

Создается летопись (см. Приложение 2)

Познавательные,

Коммуникативные

Предлагает учащимся выполнить ряд упражнений

Учащиеся выполняют упражнения.

Открытие нового знания через проблемный вопрос на основе знакомства с литературным произведением

Учитель задает проблемный вопрос, мотивирующих учащихся на исследование научно-познавательной статьи и литературного произведения:

Почему же Рылеев посвятил Ивану Сусанину литературное произведение?

Задача на данный этап урока:

Прочитайте текст учебника, с. 84

(научно-познавательная статья о событиях, описанных в произведении создаёт необходимую атмосферу для первичного восприятия текста).

Беседа с учащимися по прочитанному тексту:

Что вы узнали из текста? О каком историческом событии идет речь в тексте? Кто такой Иван Сусанин? В чем заключается подвиг Ивана Сусанина?

Пришло время познакомиться с произведением К.Ф.Рылеева. Учитель предлагает работу в группах.

В основу деления учащихся класса на группы лежит содержательный принцип, т.к. произведение очень объемно по содержанию и подвергнуть его исследованию потребует слишком много времени. Работа же в группах сокращает время освоения содержания литературного произведения.

(отрывки из текста см. в Приложении 3)

Задания к прочитанному тексту см. в Приложении 3.

На вопрос № 5 (К какому жанру литературы вы бы отнесли это произведение:

-Рассказ, басня, дума (докажите)

учащиеся могут иметь сомнения в правильности ответа, т.к. данный жанр им незнаком или действовать методом исключения.

Учитель выразительно с напевом (мелодично) читает отрывок литературного произведения, выстраивает диалог с учащимися, подводящий к данному понятию и дает формулировку его:

Дети высказывают предположения.

Учащиеся знакомятся с научно-познавательной статьёй.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Работа в группах:

- каждый участник группы индивидуально читает определенный отрывок из текста литературного произведения (принцип индивидуальных вкладов);

- каждый участник группы отвечает на поставленные вопросы задания (принцип индивидуальных вкладов);

- участники высказывают свое мнение и приходят к общему мнению (принцип внутригруппового взаимодействия - обмен позициями);

- лидер группы предъявляет результата работы для формирования единого мнения класса (принцип межгруппового взаимодействия – выход на единый продукт).

Учащиеся вступают в диалог с учителем.

Вернёмся к теме нашего урока

- Посмотрим, какие задачи мы ставили перед собой.

-Можем ли мы оценить, насколько решены на уроке поставлен­ные задачи?

Можно ли назвать Ивана Сусанина ПАТРИОТОМ? Объясните лексическое значение этого слова.

А что такое патриотизм?

Чему учит нас это произведение?

Учитель предлагает оценить свою работу, свой вклад в общее дело познания, степень освоения знаний на уроке на листе оценки учебных достижений (ЛОУД). (см. Приложение 4)

Дети называют поставленные задачи.

Дети перечисляют полученные на уроке знания, отвечают на вопросы учителя.

Дети, опираясь на кри­терии оценки, оценивают свою работу,

Как вы думаете, почему?

Тема до конца не изучена.

Учитель обращает внимание на ЛОУДы, в которых не по всем критериям поставлен положительный знак.

На последующих уроках предстоит дальнейшее ее изучение, мы поговорим о средствах художественной выразительности, использованных автором в описании героя, событий; дадим характеристику героям и персонажам, поработаем с рифмами и ритмом, неизвестными словами

1. На дом вам предлагается творческое задание: мини-проект.

На основе различных источников информации: справочниках, энциклопедиях, интернетресурсах составить в любой доступной форме презентацию, которая бы дала ответ на вопрос:

Ученики выдвигают предположения.

Ученики убеждаются в том, что не все еще знают и умеют.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Задание группе 1

Внимательно прочитайте предложенный текст.

Постарайтесь найти в биографии писателя данные о его рождении, образовании

Задание группе 2

Внимательно прочитайте предложенный текст.

Постарайтесь найти в биографии писателя данные о его военной карьере

Задание группе 3

Внимательно прочитайте предложенный текст.

Постарайтесь найти в биографии писателя данные о его жизни после отставки

Задание группе 4

Внимательно прочитайте предложенный текст.

Постарайтесь найти в биографии писателя данные о его литературной деятельности

Задание группе 5

Внимательно прочитайте предложенный текст.

Постарайтесь найти в биографии писателя данные о его смерти

Летопись жизни К.Ф. Рылеева

Кондратий Фёдорович Рылеев родился

Петербургский первый кадетский корпус

заграничные походы русской армии

палата уголовного суда

Северное общество декабристов

Внимательно прочитайте предложенный отрывок.

Отражено ли историческое событие в прочитанном произведении?

Описан ли реальный подвиг Ивана Сусанина в литературном произведении?

К какому роду литературы вы бы отнесли это произведение?

-Проза, поэзия, драма. (Докажите)

К какому жанру литературы вы бы отнесли это произведение?

-Рассказ, басня, дума. (Докажите)

Тексты для чтения

«Куда ты ведешь нас. не видно ни зги!—
Сусанину с сердцем вскричали враги: —
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!

Луна между тем совершила полкруга;
Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга.
На небе восточном зарделась заря,
Проснулись сарматы — злодеи царя.

То скроется быстро, то ярко блеснет,
То тускло засветит, то вновь пропадет.
Стоят не шелохнясь и дуб и береза,
Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.

Друг за другом идут в молчаньи сарматы;
Всё дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес —
Всё глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми

Склонившись угрюмо до самой земли,

Дебристую стену из сучьев сплели.

Вот скатерть простая на стол постлана;
Поставлено пиво и кружка вина,
И русская каша и щи пред гостями,
И хлеб перед каждым большими ломтями.
В окончины ветер, бушуя, стучит;
Уныло и с треском лучина горит.

Давно уж за полночь. Сном крепким объяты,
Лежат беззаботно по лавкам сарматы.
Все в дымной избушке вкушают покой;
Один, настороже, Сусанин седой
Вполголоса молит в углу у иконы
Царю молодому святой обороны.

Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом.
Сусанин поднялся и в двери тайком.

«Туда, куда нужно!— Сусанин сказал.—

«Приводит сам бог тебя к этому дому,
Мой сын, поспешай же к царю молодому,
Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей,
Что гордые ляхи, по злобе своей,
Его потаенно убить замышляют
И новой бедою Москве угрожают!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения в 4 классе.

Цель: Знакомство с творчеством художника В. Васнецова и его картиной "Богатыри"

Развивать речь учащихся; Воспитывать чувство гордости и патриотизма.

1. Орг. момент

2. Проверка д/з

Что такое былина? Что вы помните из уроков литературного чтения . Былина – это жанр литературы.

Былина – это русское народное сказание о богатырях, защищавших русские земли.

Былина – это не простой пересказ истории, в былинах прославляли богатыря и его подвиги.

Во времена, когда у славян не было азбуки, люди хотели передавать из поколения в поколения память о великих и значительных событиях. - Как же это можно было сделать? Если люди не умели писать и читать?

Передавались все эти знания через устное народное творчество. От одного рассказчика к другому. Из поколения в поколение передавались эти истории.

С появлением на Руси письменности эти сказания постепенно начали записывать и затем уже рассказывать друг другу. Можно сказать, что это была такая профессия – сказитель. Сказителей брали с собой в долгое и опасное плавание по северным морям, чтобы команда не заскучала в дороге. Сказителя обязательно был при княжеском дворе, веселил князя и его гостей.

- Как называлось древнерусское государство? Мы об этом уже читали в былинах (Киевская Русь)

- Почему приходилось защищать Родину?

(Кочевые племена нападали на Русь. Заставляли платить дань, сжигали, разоряли жилища, уводили мастеров, женщин и детей забирали в рабство.

На южных границах Руси создавались укрепления, крепости, богатырские заставы, воспетые в былинах.

- Каких богатырей вы знаете? И Муромец.

Единственный из русских богатырей, гробница которого доныне существует в пещере Киево-Печерской Лавры.

Кроме Ильи Муромца были на Руси и другие известные богатыри- Добрыня Никитич, Алеша Попович.

4. Беседа о художнике – В. Васнецове.

Виктор Михайлович Васнецов родился и жил в детстве в Вятском крае, где было много дремучих лесов. Он был очень впечатлительным мальчиком и надолго запомнил сказки, которые слышал в детстве. Позже он все это воплотил в своем творчестве.

Самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – "Богатыри" . Картину "Богатыри" художник писал почти 20 лет с небольшими перерывами. Он долго выбирал подходящие натуры, изучал былины и предметы народного творчества.

Писал богатырей Васнецов со своих современников - крестьян, друзей, родственников.

Картина Виктора Михайловича Васнецова находится в Москве в Третьяковской галерее в васнецовском зале.

5. Работа по картине.

Из чего состоит снаряжение коня. (слайд)

Сбруя – комплект (собрать)

Уздечка – на оголовье надевают

Подпруга – подкрепляют седло

Стремя – железное кольцо для опоры тела человека.

Назовите доспехи и оружия богатырей.

Шлем – головной убор

Щит – защита тела

Кольчуга – защищает тело, из железных колец

Палица – оружие из крепкой стали

- Что объединяет трёх богатырей на этой картине? (богатыри зорко охраняют русскую землю. По словам самого художника, они "глядят в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого?")

- Расскажите об Илье Муромце . Как он одет? Какой у него характер?

В центре на вороном коне сидит Илья Муромец (крестьянский сын из города Мурома), славный богатырь. Илья Муромец - спокоен, уверен в себе, нетороплив. У него ясные очи, благородное русское лицо, борода с проседью. Сидит Илья в черкесском седле. Нет такой силы, которая могла бы не только выбить его из седла, но даже подвинуть его. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится напрасно проливать кровь людскую.

- Расскажите о - Добрыне Никитиче

По правую руку от Ильи Муромца – княжеский дружинник Добрыня Никитич.

Добрыня Никитич не менее известный и любимый народом богатырь. Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь. Добрыня вежливый. Он знает как вести речь. Соблюдает правила поведения. Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова. Тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, покрытый золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные сапоги цветом бирюзы. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец, он готов в любую минуту броситься в бой. Без приказа Ильи он не сдвинется с места. Уберет Илья копье, может Добрыня ринуться на врага на белом коне. Сбруя коня нарядная из красного золота.

Алеша Попович – самый младший из богатырей, тоже храбрый и смелый, но не такой сильный. Но, где не взять силой он берет ловкостью, ухваткой, находчивостью. Он хитрый, ловкий, находчивый. Сбоку у богатыря видны гусли, видно любит он веселиться.

Третий богатырь – Алёша Попович, сын ростовского попа Леонтия. Тоже храбрый и смелый, хотя не так силён, как Илья и Добрыня. Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью. Рыжий конь низко опустил голову, хочет пощипать степной травы, но уши навострил, ждёт команды. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, а тугой лук держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Шлем с наушниками и красивы. Сбоку виднеется гусли. Он весельчак .

- Где богатыри охраняют границу, какой пейзаж на картине?

Богатыри находятся на фоне степного пейзажа. Степь покрыта травой, небо – свинцовыми тучами. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Богатыри говорят о готовности защитить Русскую землю.

- Какие чувства вызвала картина в целом?

В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их могучими и красивыми. Картина вызывает чувство гордости за наш народ. Эта картина памятник воинской славы русского народа. Трудно представить себе богатырей в другом виде, чем на картине Виктора Васнецова

Какие еще картины Васнецова вы знаете? (Аленушка, Иван Царевич на Сером волке)

Откуда родом Илья Муромец? Из мурома

Откуда родом Алёша Попович? Из ростова

Какая отличительная черта характера была у Алёши Поповича? Хитрый находчивый

Какая местность на картине? (степь с холмами)

Какое небо изобразил Васнецов на картине? (низкое небо покрыто тучами)

Кто из великих русских богатырей 30 лет лежал на печи? (И. Муромец)

Гробница какого русского богатыря доныне существует в пещере Киево-Печерской Лавры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект поможет провести урок литературного чтения в 4 классе по программе "Планета знаний". В конспекте дана информация о биографии автора, а также интересные соообщения о создании басен.

Hom МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 Г. НОВОЧЕРКАССКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Подготовила учитель начальных классов I квалификационной категории Каныгина С.В.

Цель урока: Познакомить учащихся с басней И.А Крылова

Задачи:

- Создать условия для понимания морали, языка басни.

- Создать условия для отработки навыков выразительного чтения, для развития внимательности, наблюдательности, умений сравнивать, делать выводы.

-Обеспечить условия для воспитания высоких моральных качеств.

Оборудование:

- Фотография памятника Крылову в С.- Петербурге с героями его басен

-Иллюстрация к басне

- Толковые словари Ожегова и Даля

Организационный момент.

Работа над новым материалом.


Рассказ о Крылове И.А.

-Что такое басня?



БАСНЯ- это короткий иносказательный рассказ с нравоучением.


-Что такое лесть?

ЛЕСТЬ – это лицемерное , угодливое восхваление.

-Значит, какие люди живут в этой стране?

- Как вы думаете, почему эти люди страны ЛЕСТИ незаслуженно восхваляют другого человека?

3. Слушание басни. ( Читают подготовленные дети)

- Назовите героев басни

- Выскажите своё отношение к героям басни

4. Словарная работа.

АНГЕЛЬСКИЙ ГОЛОСОК - нежный голосок, в котором слышится доброта.

БОГ ПОСЛАЛ – говорят о случайно добытом

5. Характеристика героев басни.

- Как описывает Крылов ворону?

Почему при описании вороны он использует выражение НА ЕЛЬ ВОРОНА ВЗГРОМОЗДЯСЬ

- Как по - другому сказать? ( взобралась, примостилась, взлетела, пристроилась, уселась)

- Какая по характеру была ворона?

- Как понимаете слова ОТ РАДОСТИ В ЗОБУ ДЫХАНЬЕ СПЁРЛО

- Какой внешне показана лиса?

Как она подходила к дереву?

- Какой была по характеру?

- Почему она льстила вороне?

- Как понимаете выражение ЛИСИЦУ СЫР ПЛЕНИЛ ( увлёк, покорил)

- Как Крылов назвал лису в басне?

6. Прослушивание басни. ( Дать задание перед прослушиванием, записанное на доске)

- Как говорила лиса хвалебные слова вороне?

- Как лиса называла ворону?

- Что она хвалила у вороны?

- А на самом деле какая была ворона?

- Какое впечатление произвела на ворону льстивая речь лисы?

7. Выразительное чтение басни.

- Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу.

8. - Какие слова стали пословицей?

- Крылов показал в своих баснях целый зверинец. Под видом животных он изображал недостатки людей. Басни Крылова любит народ, они не могут состариться, потому что сильные и правдивые слова не стареют. Очень хорошо о его творчестве сказал М.В.Исаковский:

ВСЁ ЗНАЛ И ВИДЕЛ УМ ПЕВЦА ПЫТЛИВЫЙ

ВСЕГО СИЛЬНЕЙ ЖЕЛАЯ ОДНОГО,
ЧТОБ ЖИЛИ ЖИЗНЬЮ ВОЛЬНОЙ И СЧАСТЛИВОЙ

НАРОД ЕГО И РОДИНА ЕГО.

9 . Работа над моралью басни.

- Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов?

- О чем он советует помнить постоянно?

- Какие пороки людей осуждаются?

- Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?

-В г. С.-Петербурге в Летнем саду находится памятник И. А. Крылову. Этот памятник сооружён на деньги народа. Почему народ любит басни Крылова?

- Он помогает увидеть недостатки и подсказывает, как с ними бороться.

- Чтение его басен обогащает нас знанием жизни , родного языка.

- Познакомиться с басней Крылова, значит, стать умнее, узнать многое о людях.

Читайте также: