Абылай хан конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока по истории средневекового Казахстана "7" класс

на тему " Абылай хан "

1. Сформировать у учащихся представление о жизни и политической деятельности хана Абылая , его роли в борьбе против джунгар ;

2. Развитие критического мышления , умение работать в коллективе , развитие грамотности аргументированной речи ;

3. Воспитание уважения к историческому прошлому нашей родины , к мнению других людей

Ход урока .

Здравствуйте ребята . Сегодня наш урок не совсем обычный . Сегодня на нашем уроке присутствуют гости давайте давайте посмотрим на них и поприветствуем наших гостей . Садитесь . Наш урок необычен ещё и тем , что он проходить будет в нестандартной форме : вы будете работать в парах и группах . Это урок в форме проекта Развития Критического мышления через чтение и письмо . На уроке вы сегодня познакомитесь с одним из важных государственных деятелей , который сделал очень многое для укрепления Казахского ханства .

Иллюстрации Абылай хана . ( слайд )

Как вы думаете , кто же изображён на картине ? Предполагаемые ответы : хан , правитель , Абылай .

Учитель : Сегодня на уроке мы знакомимся с выдающимся историческим деятелем Казахстана 18 века — ханом Абылаем . ( слайд 2)

Эпиграф к теме — слова писателя М . Ауэзова . ( Слайд 3). ( В конце урока можно ещё раз вернуться к этим словам или сразу сделать их проблемой ).

Представим , что мы оказались в юрте Абылая и присутствуем при беседе хана с его советником Бухар - жырау .

Диалог хана Абылая и Бухар - жырау ( в национальных костюмах ).

Бухар - жырау : Приветствую тебя , султан .

Абылый : — Во здравии ли вы , горный орел аргынов ? Гладкой ли была ваша дорога сюда ?…

Бухар - жырау : Не очень гладкой … Слушал по дороге , что говорят люди …

Абылай : — Ну , и что они говорят ?

Бухар - жырау : — Те русские люди , что строят дома и дороги , сами называют свои поселения Горькой линией . Видать , кругом нелегко жить простому человеку . Хлеб сеют они , чтобы не умереть с голоду , а живут также плохо , как и наши туленгуты …

Абылай : — Да тебе что за дело до них ?!

Бухар - жырау : — А как же ты думаешь , султан ? Неужто безразлично мне , что делается на нашей земле ? Ее у нас много , и коль начнет она родить хлеб , то всех людей на земле можно накормить .

Абылай : — А что говорят обо всем этом в степных аулах ?

Бухар - жырау : — Люди говорят , что с тех пор как начал ты войну с джунгарами , они все больше доверяют тебе . Одни считают , что правильно ты поступил , разрешив строить города и дороги на земле нашей , другие
сомневаются . Но у бедных людей появился хлеб . Я видел пашущих землю казахов …

Абылай : — Все это так , жырау . Но не испортятся ли наши люди , общаясь с русскими мужиками .? Непокорность в этом народе …

Бухар - жырау : — А разве твои аулы всегда покорны тебе ?!

Абылай : — Оставим этот разговор . Аргамак и шуба давно поджидают хозяина . И достанутся тому , кто разгадает мой сон . Накануне праздника я увидел его и не могу с тех пор успокоиться !

Бухар - жырау : — Расскажите свой сон , султан мой … Если мне , простолюдину , позволено будет разгадать сон торе , то уж постараюсь !

Абылай : — Снилось мне , мой жырау , что лежу я на одре смерти . Знамя трех казахских жузов над моей головой пытаются утащить три группы людей . По бокам моего саркофага сидят лев и дракон , а у ног — все мои многочисленные наследники . Те , что от сына моего Вали , читают по мне молитву . Те , что от сына моего Касыма , — стоят с кинжалами в руках . А я — между львом и драконом — думаю о том , как мне встать из мертвых …

Бухар - жырау : — Кому сниться собственная смерть во цвете лет , тому жить до глубокой старости . А то , что знамя над тобой , станешь ты ханом трех жузов . Но в день твоей смерти разойдутся эти жузы в трех направлениях … Льва и дракона не трудно угадать — Россия и Китай .

Абылай : — Ну , а про сыновей что означает мой сон ?

Бухар - жырау : — Одна ветвь прославит тебя ученостью , другая — кровавыми битвами … Твое имя останется на земле , Абылай ! Быть тебе святым ! Аруах !

II. Учитель : Чтобы доказать значимость правления Абылая для Казахского ханства , необходимо продолжить знакомство с его жизнью и деятельностью .

Задание : С помощью учебника и дополнительного материала найдите факты , что хан Абылай — талантливый полководец , дальновидный политический деятель , мудрый государственный деятель .

Для выполнения задания класс делится на 3 группы . Каждая группа на листе ватмана ( или в тетради , или на доске ) записывает факты , затем презентует свою работу . (20–25 минут )

Первая группа — Хан Абылай — дальновидный политический деятель
Вторая группа — талантливый полководец .
Третья группа — мудрый государственный деятель .

На экране — таблица . ( Слайд 5)

Политический деятельГосударственный деятельПолководецс . 36-39+ доп . материалс . 39-41 с . 37+ доп . материал

( учебник Ж . Касымбаев .)

Ученики по ходу выполнения задания заполняют соответствующую их теме графу . Во время презентации 1- й группы остальные ученики должны делать записи в таблице соответственно выступлению 1- й группы и т . д .

Затем на экране появляется заполненная таблица , и ученики сверяют записи в тетради с экраном . ( Слайд 6)

Учитель задает дополнительные вопросы группам .

1 группе — почему хан Абылай принимает двойное подданство — России и Китая ?
2 группе — почему казахам удается наносить поражение джунгарам и китайцам ?
3 группе — почему хан Абылай придавал большое значение земледелию ?

Учитель : Таким образом , мы доказали , что хан Абылай был выдающимся деятелем Казахстана в 18 веке .

Вот здесь мы в живую можем видеть как вымысел начинает мешаться с историей , ведь как говорилось выше во время Анракайской битвы ( а здесь по всей видимости речь идёт именно о ней ) Аблаю было 19 лет , а ханом всех казахов могли признать безопытного , безавторитетного мальчишку . Но , тем не менее , Аблай участвовал в этой битве , где и заслужил звание батыра , ханом Аблай стал упоминаться позже , когда стал владельцем рода Атыгай .

Итак , Аблай стал ханом рода Атыгай . Молодой и честолюбивый , он очень быстро набирает авторитет среди степной аристократии . Почему роды сами шли к нему ? Почему молодойбатыр - чингизид так быстро становится одним из самых влиятельных людей степи . Ответ прост . Джунгары . Роды нуждались в ханах - воинах , батырах , людях которые могли защитить их . Если в мирное время батыры вообще не влияют на политику ханов , то в военное время право решающего голоса за ними . А если один из самых удачливых и дерзких батыров ещё и чингизид , не есть ли он лучшая кандидатура в ханы .

Ойратские набеги становятся всё чаще и кровопролитнее , Аблай во время одной битвы попадает в плен , когда отправляется на разведку , и попадает прямо в окружение . В плену Аблай и там не сидит сложа руки , он учится ойратскому языку , познаёт устройство страны , знакомится с Галдан - Цереном , претендентом на трон — нойоном Амурсаной , в общем , узнаёт всё что может быть полезным в будущей борьбе …

Аблай находился в плену до весны 1743, его освободили лишь тогда , когда приехал султан Абульфеиз — аманат от Абульмамбета . Как не странно , очень большую роль в его освобождении сыграла администрация России , в ставку Галдан - Церена было направлено посольство во главе с К . Миллером , что видимо и склонило чашу весов в пользу освобождения Аблая . Этот факт говорит о том , что Россия признала в нём одного из самых влиятельных и дальновидных политиков Казахского ханства того времени …

1. Кто такой Аблай ?

2. В каком году и в каком городе родился Аблай ?

4. Назовите настоящее имя Абылая .

5. Как звали отца Абылая ?

1. Как вы считаете , почему Аблай скрывал свое ханское происхождение ?

2. Как выглядел Абылай ?

1. Как вы понимаете выражение Богенбая про Сабалака ?

2. Какими положительными качествами он обладал ?

( работа по карте )

Абульмансур стал известен в народе в двадцать лет , когда войдя в ополчение , организованное Абульмамбетом ( тоже потомком Есимхана и Жангирхана ), объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами , под воинственный клич " Аблай " он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша .

После победоносного сражения Абулмамбет подзывает к себе Абульмансура : " Кто ты такой , и что за клич у тебя Аблай ?" Абульмансур : " Я - внук Аблая и в качестве клича ( урана ) взывал к его духу ". Тогда Абульмамбет растроганно обнял его и обратился к народу со следующими словами : " Когда - то я слышал , что от Бакы Вали остался единственный сын , так вот он перед нами , если вы одобрите , то ему пристало быть великим ханом ". После одобрения со стороны 90 лучших представителей трех жузов Абульмансур был избран великим ханом . Но хотя Абульмамбет собственноручно передал ханство в руки Аблая , по - настоящему с соблюдением формальной процедуры поднятия на белой кошме он садится на трон в 25 лет . То есть становится ханом лишь в 1771 году после смерти Абульмамбета

Ситуацию красочно описывал Бухар - жырау :

" В двадцать лет взвился ты храбрым соколом , высоко и гордо поднялись твои звезда , Удача , успех сопутствовали твоим деяниям . В 25 лет птица счастья села тебе на голову , посадив тебя на трон ."

С ним изменилась традиция , когда великий хан держал ставку в Старшем жузе , одновременно непосредственно правя этим жузом . Аблай - хан решил , что поскольку основную тяжесть войны с джунгарами несет на себе Средний жуз , то логичнее руководство Средним жузом возложить на великого хана и там же разместить его ставку . Решившись на этот шаг , Аблай - хан , оказав все знаки почтения и уважение к Толе бию как духовному вождю Старшего жуза , добился от него согласия на размещение ханской ставки в Среднем жузе . Но даже важнее личного мужества , умения объединять авторитетных лидеров жузов была деятельность Аблая как дипломата и политика , нашедшего линию равновесия между двумя крупными соседями - Китаем и Россией и доведение до логического конца снятия угрозы нападений со стороны джунгаров .

Абылай для упрочения ханской власти постоянно опирался на авторитетных и талантливых людей своего времени , например , на жырау Бухара , Умбетея , Таттыкару , батыров : Кабанбая , Богенбая , Малайсары , биев : Толе , Казыбека , Айтеке .

Абылай вёл дальновидную внутреннюю и внешнюю политику Казахстана , тем самым превратив своё ханство в сильное и единое государство . При нём казахи возродили свой национальный дух . Оставил после себя 30 сыновей . Правнуком Абылая был Ч . Валиханов . Абылай умер в Туркестане в 1781 году , его тело покоится в мавзолее кожа Ахмета Йассауи .

1. Какого джунгарского батыра победил Аблай в поединке ?

2. Кто обратил внимание на Аблая после сражения с джунгарами ?

3. Что сказал Абульмамбет об Абылае узнав , о его происхождении ?

4. Сколько сыновей оставил после себя Абылай ?

5. В каком городе был похоронен Абылай и где ?

1. Почему Абульмамбет передал трон Аблаю ? Как вы оцениваете его поступок ?

1. Какие качества выделяет Бухар жырау в своём описании Аблая 7

1. Стал бы ханом Абылай , если бы Абульмамбет не захотел передать ему свой трон ?

После обретения Казахстаном независимости в 1991 году один из главных проспектов Алматы ( Коммунистический проспект ) был переименован в проспект Аблай - хана и его увенчал конный памятник хану на площади вокзала Алматы -2.

На первой национальной валюте Казахстана на банкноте в 100 тенге ( образца 1993 года ) помещён его портрет .

Абылай хану посвящена почтовая марка независимого Казахстана , 2001 год .

Посмотрите на слайды и ответь на вопросы :

Какой казахстанский фильм был снят по мотивам биографии Абылая ?

Как оценили современники вклад Абылая в укрепление и становление Казахского ханства ?

Какой казахстанский фильм был снят по мотивам биографии Абылая ?

Как оценили современники вклад Абылая в укрепление и становление Казахского ханства ?

Свободное письмо ( эссе ).

Ребята используя знания которые вы получили на этом уроке напишите важные качества Абылая , которые помогли ему стать тем кем мы его видим .

III. Закрепление .
Работа по карточкам .
1. Абулхаир родился ……… году .
2. В 1718 г . Абулхаира выбирают ханом ……………………… жуза .
3. В сентябре …………. года Абулхаир послал посольство в Уфу с посланием к императрице ……………… с просьбой о принятии в ………………………… хана Абулхаира с подвластными ему ……………….. и ……………… Младшего жуза .
IV. Подведение итогов .

Если остается время , возможно закрепление изученного материала с помощью теста .

1. Активное участие в борьбе казахского народа против джунгар Абылай ( Абилмансур ) начал в возрасте ________

2. В XVIII в . Казахское ханство находилось в тисках между двух крупных держав ___________________________

3. Ойратские вторжения побудили Абылая принять подданство и присягнуть на верность ____________________

4. Благодаря заступничеству царских властей в 1741—1743 гг . Абылай был освобожден из плена _______________

5. В 1756—1757 гг . на территорию Казахстана вторглись _________________

6. Организатором отпора китайским войскам , вторгшимся на территорию Казахстана в 1756—1757 гг . становится ______________________

7. Находясь в тисках между Российской и Цинской империями , главная цель Аблая состояла в ______________

8. В целях сохранения целостности Казахстана , в условиях возросшей угрозы со стороны Цинской империи Аблай в 1757—1760 гг . принял подданство _______________________

9. В 1771 г . после смерти хана Среднего жуза Абулмамбета единственным претендентом на ханский престол был признан ____________

10. В 1771 г . Аблай был объявлен ханом представителями ___________________________________

11. Большое влияние на Аблая оказывал его советник , знаменитый акын ________________________

12. Решая экономические проблемы края , Абылай хан поощрял развитие ________________________

13. Являясь олицетворением единства и целостности казахской земли , при жизни к лику святых
был причислен ___________________

14. Абылай умер осенью 1781 г . и был похоронен в ___________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать сведения о деятельности Абылай хана в деле объединения Казахского ханства, о его роли в казахской истории. Объяснить смысл политики Абылай хана.

Урок 15 Класс 5 Б КЗ Дата: 19.12.2016 г

Тема урока: Хан Абылай

Обучающая: дать сведения о деятельности Абылай хана в деле объединения Казахского ханства, о его роли в казахской истории. Объяснить смысл политики Абылай хана.

Развивающая: научить учащихся самостоятельно оценивать деятельность исторических личностей на примере Абылай хана и тем самым повысить познавательные способности учащихся.

Воспитательная: научить уважать деяния выдающихся исторических личностей; привить чувства патриотизма, героизма.

Тип урока: комбинированный

У казахов нет более чтимого предка,

более великого человека, чем Абылай-хан!

Опрос домашнего задания.

Учащиеся проверяет выполнения домашнего задания у нескольких человек. У остальных ребят можно спросить об историческом значении присоединения Казахстана к России, а также о деятельности хана Абылая.

Читается утверждение, учащиеся должен выбрать верно ли это утверждение или нет.

Тархан – это звание, которое присваивалось рядовому кочевнику.(-)

Курултай – это собрание всех представителей казахских родов и племен. (+)

Абулхаир – хан Старшего жуза . (–)

1730 год – это год, когда Императрица Анна Иоанновна подписала грамоту о вступлении Младшего жуза в российское подданство. (+)

Абулхаир – это инициатор принятия покровительства со стороны России. (+)

Единство народа мешает отражению натиска врага. (–)

Батыры – партизаны, сопротивляющиеся натиску джунгар. (–)

Булантинское сражение – это сражение, в котором джунгары потерпели поражение. (+)

Подвиг – это несмелый поступок. (–)

Определите 4 лишнего в ряду личностей (терминов) и объясните признак, по которому они сгруппированы:

А) Баян, Абулхаир, Есет, Малайсары. (Лишний – Абулхаир, остальные являлись батырами)

Б) Бий, батыр, хан, курултай. (Лишний – курултай, остальные являются социальными слоями в обществе)

В) Тауке, Абулхаир, Кайып, Богенбай. (Лишний – Богенбай, остальные ханы)

покажите на карте Российское государство, Казахское ханство, Джунгарское ханство.

Объяснения новой темы:

- что вы знаете об Абильмансуре из этого фильма?

- каким представляется Абильмансур в данном фильме?

С помощью юрт и всадника-указателя останавливаемся на каждом этапе: родословная Абылай хана. Затем, используя материал фильма, рассказать о детстве и юности Абылая. Сделать акцент на переименовании Сабалака в Абылая.

Жизнь и политическая деятельность Абылай хана. Абылай хан (Абильмансур) - один из великих казахских ханов, выдающийся государственный деятель, полководец и: диплома. Он родился в городе Туркестан в 1711 году в семье правителя города. Отец Абылая -Уали был убит в одном из сражений с джунгарами. Тогда погибла вся семья Абильмансура, и только остался жив. Его спас мудрый наставник, преданный слуга правителя Ораз.

Вижу в блеск в глазах твоих, малыш,

По нраву явно ты ханской крови,

Весной, когда на калмаков пойдем войной

Помощь твоя нам придется кстати!

Абылай для упрочения ханской власти постоянно опирался на авторитетных и талантливых людей своего времени, например, на жырау Бухара, Умбетея, Таттыкару, батыров: Кабанбая, Богенбая, Малайсары, биев: Толе, Казыбека, Айтеке. Абылай хан вел дальновидную внутреннюю и внешнюю политику Казахстана, тем самым превратив свое ханство в сильное и единое государство. При нем казахи возродили свой национальный дух. Абылай умер в Туркестане в 1781 году, его тело покоится в мавзолее Кожа Ахмета Йассауи.

Задание 3-заполните кластер







2-прозвище Абылая в детстве

3-джунгарский батыр, с которым сразился Абылай

4-в какой год Абылая возвели в ханы?

1. Годы правления Абылай хана:

2. Кто из казахских ханов первым принял присягу Российской империи?

3. В начале 18 века со стороны какого государства исходила наибольшая опасность казахскому народу?

а) Джунгарское ханство;

4. Кто из видных казахских деятелей помогал хану Абылая в управлении страной?

б) Богенбай батыр

5. Где был похоронен хан Абылай?

а) Жамбылская область

в) город Туркестан

г) город Оренбург

У казахов нет более чтимого предка,

более великого человека, чем Абылай-хан!

На доске даты. Учитель называет дату, ученики — событие. Возможно уточнение, если учитель ставит цель проверки глубины знаний. (3–5 минут) (слайд 1)

План изучения темы

1. Детство и юность Абылая.

2. Абылай — талантливый полководец

3. Хан Абылай — дальновидный политический деятель

4. Абылай — мудрый государственный деятель

5. Абылай в нашем крае.

Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с выдающимся историческим деятелем Казахстана 18 века — ханом Абылаем. (слайд 2)

Эпиграф к теме — слова писателя М.Ауэзова. (Слайд3). (В конце урока можно ещё раз вернуться к этим словам или сразу сделать их проблемой).

Представим, что мы оказались в юрте Абылая и присутствуем при беседе хана с его советником Бухар-жырау.

Диалог хана Абылая и Бухар-жырау (в национальных костюмах).

Бухар-жырау: Приветствую тебя, султан.

Абылый: — Во здравии ли вы, горный орел аргынов? Гладкой ли была ваша дорога сюда?…

Бухар-жырау: Не очень гладкой… Слушал по дороге, что говорят люди…

Абылай: — Ну, и что они говорят?

Бухар-жырау: — Те русские люди, что строят дома и дороги, сами называют свои поселения Горькой линией. Видать, кругом нелегко жить простому человеку. Хлеб сеют они, чтобы не умереть с голоду, а живут также плохо, как и наши туленгуты…

Абылай: — Да тебе что за дело до них?!

Бухар-жырау: — А как же ты думаешь, султан? Неужто безразлично мне, что делается на нашей земле? Ее у нас много, и коль начнет она родить хлеб, то всех людей на земле можно накормить.

Абылай: — А что говорят обо всем этом в степных аулах?

Бухар-жырау: — Люди говорят, что с тех пор как начал ты войну с джунгарами, они все больше доверяют тебе. Одни считают, что правильно ты поступил, разрешив строить города и дороги на земле нашей, другие

сомневаются. Но у бедных людей появился хлеб. Я видел пашущих землю казахов…

Абылай: — Все это так, жырау. Но не испортятся ли наши люди, общаясь с русскими мужиками.? Непокорность в этом народе…

Бухар-жырау: — А разве твои аулы всегда покорны тебе?!

Абылай: — Оставим этот разговор. Аргамак и шуба давно поджидают хозяина. И достанутся тому, кто разгадает мой сон. Накануне праздника я увидел его и не могу с тех пор успокоиться!

Бухар-жырау: — Расскажите свой сон, султан мой… Если мне, простолюдину, позволено будет разгадать сон торе, то уж постараюсь!

Абылай: — Снилось мне, мой жырау, что лежу я на одре смерти. Знамя трех казахских жузов над моей головой пытаются утащить три группы людей. По бокам моего саркофага сидят лев и дракон, а у ног — все мои многочисленные наследники. Те, что от сына моего Вали, читают по мне молитву. Те, что от сына моего Касыма, — стоят с кинжалами в руках. А я — между львом и драконом — думаю о том, как мне встать из мертвых…

Бухар-жырау: — Кому сниться собственная смерть во цвете лет, тому жить до глубокой старости. А то, что знамя над тобой, станешь ты ханом трех жузов. Но в день твоей смерти разойдутся эти жузы в трех направлениях… Льва и дракона не трудно угадать — Россия и Китай.

Абылай: — Ну, а про сыновей что означает мой сон?

Бухар-жырау: — Одна ветвь прославит тебя ученостью, другая — кровавыми битвами… Твое имя останется на земле, Абылай! Быть тебе святым! Аруах!

II. Учитель: Чтобы доказать значимость правления Абылая для Казахского ханства, необходимо продолжить знакомство с его жизнью и деятельностью.

Задание: С помощью учебника и дополнительного материала найдите факты, что хан Абылай — талантливый полководец, дальновидный политический деятель, мудрый государственный деятель.

Для выполнения задания класс делится на 3 группы. Каждая группа на листе ватмана (или в тетради, или на доске) записывает факты, затем презентует свою работу. (20–25 минут)

Первая группа — Хан Абылай — дальновидный политический деятель

Вторая группа — талантливый полководец.

Третья группа — мудрый государственный деятель.

На экране — таблица. (Слайд 5)

с. 36-39+ доп. материал

с. 37+ доп. материал

Ученики по ходу выполнения задания заполняют соответствующую их теме графу. Во время презентации 1-й группы остальные ученики должны делать записи в таблице соответственно выступлению 1-й группы и т. д.

Затем на экране появляется заполненная таблица, и ученики сверяют записи в тетради с экраном. (Слайд 6)

Учитель задает дополнительные вопросы группам.

1 группе — почему хан Абылай принимает двойное подданство — России и Китая?

2 группе — почему казахам удается наносить поражение джунгарам и китайцам?

3 группе — почему хан Абылай придавал большое значение земледелию?

Учитель: Таким образом, мы доказали, что хан Абылай был выдающимся деятелем Казахстана в 18 веке.

На экране ярмарка Петропавловска, дом Абылая до революции и сегодня. (Слайд 7, 8, 9, 10)

IV. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с жизнью и деятельностью хана Абылая. Подведем итоги. Выставим оценки.

V. Домашнее задание: параграф + эссе, либо дополнительный материал по темам влиянии хана на развитие торговли в Петропавловске и о резиденции Абылая

Если остается время, возможно закрепление изученного материала с помощью теста.

1. Активное участие в борьбе казахского народа против джунгар Абылай (Абилмансур) начал в возрасте ________

2. В XVIII в. Казахское ханство находилось в тисках между двух крупных держав ___________________________

3. Ойратские вторжения побудили Абылая принять подданство и присягнуть на верность ____________________

4. Благодаря заступничеству царских властей в 1741—1743 гг. Абылай был освобожден из плена _______________

5. В 1756—1757 гг. на территорию Казахстана вторглись _________________

6. Организатором отпора китайским войскам, вторгшимся на территорию Казахстана в 1756—1757 гг. становится ______________________

7. Находясь в тисках между Российской и Цинской империями, главная цель Аблая состояла в ______________

8. В целях сохранения целостности Казахстана, в условиях возросшей угрозы со стороны Цинской империи Аблай в 1757—1760 гг. принял подданство _______________________

9. В 1771 г. после смерти хана Среднего жуза Абулмамбета единственным претендентом на ханский престол был признан ____________

10. В 1771 г. Аблай был объявлен ханом представителями ___________________________________

11. Большое влияние на Аблая оказывал его советник, знаменитый акын ________________________

12. Решая экономические проблемы края, Абылай хан поощрял развитие ________________________

13. Являясь олицетворением единства и целостности казахской земли, при жизни к лику святых

был причислен ___________________

14. Абылай умер осенью 1781 г. и был похоронен в _______________________________________

Приложение. Материалы к уроку

Вот здесь мы в живую можем видеть как вымысел начинает мешаться с историей, ведь как говорилось выше во время Анракайской битвы (а здесь по всей видимости речь идёт именно о ней) Аблаю было 19 лет, а ханом всех казахов могли признать безопытного, безавторитетного мальчишку. Но, тем не менее, Аблай участвовал в этой битве, где и заслужил звание батыра, ханом Аблай стал упоминаться позже, когда стал владельцем рода Атыгай.

Итак, Аблай стал ханом рода Атыгай. Молодой и честолюбивый, он очень быстро набирает авторитет среди степной аристократии. Почему роды сами шли к нему? Почему молодой батыр-чингизид так быстро становится одним из самых влиятельных людей степи. Ответ прост. Джунгары. Роды нуждались в ханах-воинах, батырах, людях которые могли защитить их. Если в мирное время батыры вообще не влияют на политику ханов, то в военное время право решающего голоса за ними. А если один из самых удачливых и дерзких батыров ещё и чингизид, не есть ли он лучшая кандидатура в ханы.

Ойратские набеги становятся всё чаще и кровопролитнее, Аблай во время одной битвы попадает в плен, когда отправляется на разведку, и попадает прямо в окружение. В плену Аблай и там не сидит сложа руки, он учится ойратскому языку, познаёт устройство страны, знакомится с Галдан-Цереном, претендентом на трон — нойоном Амурсаной, в общем, узнаёт всё что может быть полезным в будущей борьбе…

Аблай находился в плену до весны 1743,его освободили лишь тогда, когда приехал султан Абульфеиз — аманат от Абульмамбета. Как не странно, очень большую роль в его освобождении сыграла администрация России, в ставку Галдан-Церена было направлено посольство во главе с К. Миллером, что видимо и склонило чашу весов в пользу освобождения Аблая. Этот факт говорит о том, что Россия признала в нём одного из самых влиятельных и дальновидных политиков Казахского ханства того времени…


Работа сформирует у учащихся представление о жизни и политической деятельности хана Абылая, его роли в борьбе против джунгар.

Описание разработки

Цели:

1. сформировать у учащихся представление о жизни и политической деятельности хана Абылая, его роли в борьбе против джунгар;

2. развитие критического мышления, умение работать в коллективе, развитие грамотности аргументированной речи;

3. воспитание уважения к историческому прошлому нашей родины, к мнению других людей

Ход урока.

1. Побуждение.

До начала урока учащиеся распределены на 2 группы по 4 человека.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Урок наш будет проходить в форме проекта РКМЧП. Мы будем использовать критическое мышление при изучении важных государственных деятелей, которые сделали очень многое для Казахстана.

Цель данного проекта это развитие критического мышления через письмо и чтение. Эти формы мы и будем использовать на уроке. Посмотрите ребята на слайд - картину художника Д. А. Каспанова, и картину А. Дузельханова. В этих картинах скрыта тема нашего сегодняшнего урока.

Как вы думаете, кто же изображён на картине? Предполагаемые ответы: хан, правитель, Абылай.

2. Реализация значения. Осмысление.

Работа с текстом по частям в группах.

Абылай – один из великих казахских ханов, выдающийся государственный деятель, полководец и дипломат. Хан Среднего жуза, один из самых знаменитых ханов.

Он родился в городе Туркестан в 1711г. в семье правителя города. Аблай в 13 лет потерял отца - Уали, убитого во время нашествия хана Джунгарии Цэван Рабдана.

Тогда погибла вся семья Абильмансура. и только он остался жив. Его спас мудрый наставник, преданный слуга правителя Ораз.

В 22 года Сабалак познакомился с батыром Богенбаем, который приехал проведать Толе би. Богенбай был человеком, который всегда умел увидеть лучшее в людях.

Богенбай при виде Сабалака сказал:

Вижу блеск в глазах твоих, малыш,

Урок истории Казахстана Хан Абылай

По нраву явно ты ханской крови,

Весной, когда на калмыков пойдём войной

Помощь твоя нам придётся кстати!

С этими словами он дал юноше своё благословление и подарил своего коня.

1. Кто такой Аблай?

2. В каком году и в каком городе родился Аблай?

4. Назовите настоящее имя Абылая.

5. Как звали отца Абылая?

1. Как вы считаете, почему Абылай скрывал совё ханское происхождение?

2. Как выглядел Абылай?

1. Как вы понимаете выражение Богенбая про Сабалака?

2. Какими положительными качествами он обладал?

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Департамент образования Акмолинской области

Буландынский районный отдел образования

Урок истории Казахстана в 5 классе


Районное кустовое методическое объединение

Учитель истории: Адамович Н.С.

с.Воробьёвка

2012 уч. год

История Казахстана

Тема:.§34. Хан Абылай.

1.сформировать у учащихся представление о жизни и политической деятельности хана Абылая, его роли в борьбе против джунгар;

2.развитие критического мышления, умение работать в коллективе, развитие грамотности аргументированной речи;

3.воспитание уважения к историческому прошлому нашей родины, к мнению других людей

Материалы: карта по истории Казахстана, ил. Картина художника Д.А.Коспанова, слайд

До начала урока учащиеся распределены на 2 группы по 4 человека.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Урок наш будет проходить в форме проекта РКМЧП. Мы будем использовать критическое мышление при изучении важных государственных деятелей, которые сделали очень многое для Казахстана. Цель данного проекта это развитие критического мышления через письмо и чтение. Эти формы мы и будем использовать на уроке. Посмотрите ребята на слайд - картину художника Д.А.Каспанова, и картину А.Дузельханова. В этих картинах скрыта тема нашего сегодняшнего урока.




Как вы думаете, кто же изображён на картине? Предполагаемые ответы: хан, правитель, Абылай.

2.Реализация значения. Осмысление.

Работа с текстом по частям в группах.

Абылай – один из великих казахских ханов, выдающийся государственный деятель, полководец и дипломат. Хан Среднего жуза, один из самых знаменитых ханов.

Он родился в городе Туркестан в 1711г. в семье правителя города. Аблай в 13 лет потерял отца - Уали, убитого во время нашествия хана Джунгарии Цэван Рабдана.

Тогда погибла вся семья Абильмансура.и только он остался жив. Его спас мудрый наставник, преданный слуга правителя Ораз.

Богенбай при виде Сабалака сказал:

Вижу блеск в глазах твоих, малыш,

По нраву явно ты ханской крови,

Весной, когда на калмыков пойдём войной

Помощь твоя нам придётся кстати!

С этими словами он дал юноше своё благословление и подарил своего коня.

Простые (Фактические) –

1.Кто такой Аблай?

2.В каком году и в каком городе родился Аблай?

4.Назовите настоящее имя Абылая.

5.Как звали отца Абылая?

Объясняющие.

1.Как вы считаете, почему Аблай скрывал совё ханское происхождение?

2.Как выглядел Абылай?

1.Как вы понимаете выражение Богенбая про Сабалака?

2.Какими положительными качествами он обладал?


Абульмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное Абульмамбетом (тоже потомком Есимхана и Жангирхана), объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич "Аблай" он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша.

После победоносного сражения Абулмамбет подзывает к себе Абульмансура: "Кто ты такой, и что за клич у тебя Аблай?" Абульмансур: "Я - внук Аблая и в качестве клича (урана) взывал к его духу". Тогда Абульмамбет растроганно обнял его и обратился к народу со следующими словами: "Когда-то я слышал, что от Бакы Вали остался единственный сын, так вот он перед нами, если вы одобрите, то ему пристало быть великим ханом". После одобрения со стороны 90 лучших представителей трех жузов Абульмансур был избран великим ханом. Но хотя Абульмамбет собственноручно передал ханство в руки Аблая, по-настоящему с соблюдением формальной процедуры поднятия на белой кошме он садится на трон в 25 лет. То есть становится ханом лишь в 1771году после смерти Абульмамбета

Ситуацию красочно описывал Бухар-жырау:

"В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялись твои звезда, Удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон."

С ним изменилась традиция, когда великий хан держал ставку в Старшем жузе, одновременно непосредственно правя этим жузом. Аблай-хан решил, что поскольку основную тяжесть войны с джунгарами несет на себе Средний жуз, то логичнее руководство Средним жузом возложить на великого хана и там же разместить его ставку. Решившись на этот шаг, Аблай-хан, оказав все знаки почтения и уважение к Толе бию как духовному вождю Старшего жуза, добился от него согласия на размещение ханской ставки в Среднем жузе. Но даже важнее личного мужества, умения объединять авторитетных лидеров жузов была деятельность Аблая как дипломата и политика, нашедшего линию равновесия между двумя крупными соседями - Китаем и Россией и доведение до логического конца снятия угрозы нападений со стороны джунгаров.

Абылай для упрочения ханской власти постоянно опирался на авторитетных и талантливых людей своего времени, например, на жырау Бухара, Умбетея, Таттыкару, батыров: Кабанбая, Богенбая, Малайсары, биев: Толе, Казыбека, Айтеке.


Бухар Жырау


Кабанбай батыр


Богенбай батыр

Абылай вёл дальновидную внутреннюю и внешнюю политику Казахстана, тем самым превратив своё ханство в сильное и единое государство. При нём казахи возродили свой национальный дух. Оставил после себя 30 сыновей . Правнуком Абылая был Ч.Валиханов.Абылай умер в Туркестане в 1781 году, его тело покоится в мавзолее кожа Ахмета Йассауи.


Простые (Фактические) –

1.Какого джунгарского батыра победил Аблай в поединке?

2.Кто обратил внимание на Аблая после сражения с джунгарами?

3.Что сказал Абульмамбет об Абылае узнав, о его происхождении?

4.Сколько сыновей оставил после себя Абылай?

5. В каком городе был похоронен Абылай и где?

Объясняющие.

1.Почему Абульмамбет передал трон Аблаю? Как вы оцениваете его поступок?

1.Какие качества выделяет Бухар жырау в своём описании Аблая7

1.Стал бы ханом Абылай, если бы Абульмамбет не захотел передать ему свой трон?

После обретения Казахстаном независимости в 1991 году один из главных проспектов Алматы (Коммунистический проспект) был переименован в проспект Аблай-хана и его увенчал конный памятник хану на площади вокзала Алматы-2.

На первой национальной валюте Казахстана на банкноте в 100 тенге (образца 1993 года) помещён его портрет.

Абылай хану посвящена почтовая марка независимого Казахстана, 2001 год.

Посмотрите на слайды и ответь на вопросы:

Какой казахстанский фильм был снят по мотивам биографии Абылая?

Как оценили современники вклад Абылая в укрепление и становление Казахского ханства?




Какой казахстанский фильм был снят по мотивам биографии Абылая?

Как оценили современники вклад Абылая в укрепление и становление Казахского ханства?

Свободное письмо (эссе).

Ребята используя знания которые вы получили на этом уроке напишите важные качества Абылая, которые помогли ему стать тем кем мы его видим.

Работу выполняете письменно.

Закончить урок я бы хотел этим выражением:

Единство народной воли было воплощено в Абылай – хане. Подвиги Абылай – хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.

Выставление оценок.

Абылай – один из великих казахских ханов, выдающийся государственный деятель, полководец и дипломат. Хан Среднего жуза, один из самых знаменитых ханов.

Он родился в городе Туркестан в 1711г. в семье правителя города. Аблай в 13 лет потерял отца - Уали, убитого во время нашествия хана Джунгарии Цэван Рабдана.

Тогда погибла вся семья Абильмансура.и только он остался жив. Его спас мудрый наставник, преданный слуга правителя Ораз.

Богенбай при виде Сабалака сказал:

Вижу блеск в глазах твоих, малыш,

По нраву явно ты ханской крови,

Весной, когда на калмыков пойдём войной

Помощь твоя нам придётся кстати!

С этими словами он дал юноше своё благословление и подарил своего коня.

1.Кто такой Абылай?

2.В каком году и в каком городе родился Аблай?

4.Как вы считаете, почему Аблай скрывал совё ханское происхождение?

5.Какими положительными качествами он обладал?

Абылай – один из великих казахских ханов, выдающийся государственный деятель, полководец и дипломат. Хан Среднего жуза, один из самых знаменитых ханов.

Он родился в городе Туркестан в 1711г. в семье правителя города. Аблай в 13 лет потерял отца - Уали, убитого во время нашествия хана Джунгарии Цэван Рабдана.

Тогда погибла вся семья Абильмансура.и только он остался жив. Его спас мудрый наставник, преданный слуга правителя Ораз.

Богенбай при виде Сабалака сказал:

Вижу блеск в глазах твоих, малыш,

По нраву явно ты ханской крови,

Весной, когда на калмыков пойдём войной

Помощь твоя нам придётся кстати!

С этими словами он дал юноше своё благословление и подарил своего коня.

1.Назовите настоящее имя Абылая.

2.Как звали отца Абылая?

4.Как выглядел Абылай?

5.Как вы понимаете выражение Богенбая про Сабалака?

Абульмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное Абульмамбетом (тоже потомком Есимхана и Жангирхана), объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич "Аблай" он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша.

После победоносного сражения Абулмамбет подзывает к себе Абульмансура: "Кто ты такой, и что за клич у тебя Аблай?" Абульмансур: "Я - внук Аблая и в качестве клича (урана) взывал к его духу". Тогда Абульмамбет растроганно обнял его и обратился к народу со следующими словами: "Когда-то я слышал, что от Бакы Вали остался единственный сын, так вот он перед нами, если вы одобрите, то ему пристало быть великим ханом". После одобрения со стороны 90 лучших представителей трех жузов Абульмансур был избран великим ханом. Но хотя Абульмамбет собственноручно передал ханство в руки Аблая, по-настоящему с соблюдением формальной процедуры поднятия на белой кошме он садится на трон в 25 лет. То есть становится ханом лишь в 1771году после смерти Абульмамбета

Ситуацию красочно описывал Бухар-жырау:

"В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялись твои звезда, Удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон."

С ним изменилась традиция, когда великий хан держал ставку в Старшем жузе, одновременно непосредственно правя этим жузом. Аблай-хан решил, что поскольку основную тяжесть войны с джунгарами несет на себе Средний жуз, то логичнее руководство Средним жузом возложить на великого хана и там же разместить его ставку. Решившись на этот шаг, Аблай-хан, оказав все знаки почтения и уважение к Толе бию как духовному вождю Старшего жуза, добился от него согласия на размещение ханской ставки в Среднем жузе. Но даже важнее личного мужества, умения объединять авторитетных лидеров жузов была деятельность Аблая как дипломата и политика, нашедшего линию равновесия между двумя крупными соседями - Китаем и Россией и доведение до логического конца снятия угрозы нападений со стороны джунгаров.

Абылай для упрочения ханской власти постоянно опирался на авторитетных и талантливых людей своего времени, например, на жырау Бухара, Умбетея, Таттыкару, батыров: Кабанбая, Богенбая, Малайсары, биев: Толе, Казыбека, Айтеке.

Абылай вёл дальновидную внутреннюю и внешнюю политику Казахстана, тем самым превратив своё ханство в сильное и единое государство. При нём казахи возродили свой национальный дух. Оставил после себя 30 сыновей . Правнуком Абылая был Ч.Валиханов.Абылай умер в Туркестане в 1781 году, его тело покоится в мавзолее кожа Ахмета Йассауи.

1. Какого джунгарского батыра победил Аблай в поединке?

2. Кто обратил внимание на Аблая после сражения с джунгарами?

3. Что сказал Абульмамбет об Абылае узнав, о его происхождении?

4. Почему Абульмамбет передал трон Аблаю? Как вы оцениваете его поступок?

5. Какие качества выделяет Бухар жырау в своём описании Аблая?

Абульмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное Абульмамбетом (тоже потомком Есимхана и Жангирхана), объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич "Аблай" он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша.

После победоносного сражения Абулмамбет подзывает к себе Абульмансура: "Кто ты такой, и что за клич у тебя Аблай?" Абульмансур: "Я - внук Аблая и в качестве клича (урана) взывал к его духу". Тогда Абульмамбет растроганно обнял его и обратился к народу со следующими словами: "Когда-то я слышал, что от Бакы Вали остался единственный сын, так вот он перед нами, если вы одобрите, то ему пристало быть великим ханом". После одобрения со стороны 90 лучших представителей трех жузов Абульмансур был избран великим ханом. Но хотя Абульмамбет собственноручно передал ханство в руки Аблая, по-настоящему с соблюдением формальной процедуры поднятия на белой кошме он садится на трон в 25 лет. То есть становится ханом лишь в 1771году после смерти Абульмамбета

Ситуацию красочно описывал Бухар-жырау:

"В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялись твои звезда, Удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон."

С ним изменилась традиция, когда великий хан держал ставку в Старшем жузе, одновременно непосредственно правя этим жузом. Аблай-хан решил, что поскольку основную тяжесть войны с джунгарами несет на себе Средний жуз, то логичнее руководство Средним жузом возложить на великого хана и там же разместить его ставку. Решившись на этот шаг, Аблай-хан, оказав все знаки почтения и уважение к Толе бию как духовному вождю Старшего жуза, добился от него согласия на размещение ханской ставки в Среднем жузе. Но даже важнее личного мужества, умения объединять авторитетных лидеров жузов была деятельность Аблая как дипломата и политика, нашедшего линию равновесия между двумя крупными соседями - Китаем и Россией и доведение до логического конца снятия угрозы нападений со стороны джунгаров.

Абылай для упрочения ханской власти постоянно опирался на авторитетных и талантливых людей своего времени, например, на жырау Бухара, Умбетея, Таттыкару, батыров: Кабанбая, Богенбая, Малайсары, биев: Толе, Казыбека, Айтеке.

Абылай вёл дальновидную внутреннюю и внешнюю политику Казахстана, тем самым превратив своё ханство в сильное и единое государство. При нём казахи возродили свой национальный дух. Оставил после себя 30 сыновей . Правнуком Абылая был Ч.Валиханов.Абылай умер в Туркестане в 1781 году, его тело покоится в мавзолее кожа Ахмета Йассауи.

1.Сколько сыновей оставил после себя Абылай?

2. В каком городе и когда был похоронен Абылай?

3. Какой казахстанский фильм был снят по мотивам биографии Абылая?

4. Ханом какого жуза был Абылай?

5.Стал бы ханом Абылай, если бы Абульмамбет не захотел передать ему свой трон?


-80%

Абылай хан

1. познакомиться с жизнью известной исторической личности казахского народа – хана Абылая,

2. узнать о периоде правления хана Абылая, изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления,

3. Продолжать развивать умения работать самостоятельно с учебником, выделять главное в тексте, умения обрабатывать информацию, составлять таблицу, кластер

4. формировать уважение к своей родине, развивать интерес к истории Казахстана.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: элементы технологии Ривина, элементы критического мышления

Оборудование : карточки с текстами для групп, разноуровневые задания, интерактивная доска, презентация

1. Организационный момент. Постановка цели урока.

2. Опрос домашнего задания.

3. Изучение нового материала

1. Работа в экспертных группах

2. Работа в кооперативных группах

3. Выступление учащихся

4. Закрепление и контроль изученного материала

1. Выполнение разноуровневых заданий

6. Инструктаж домашнего задания

1. Организационный момент .

Решите ребус и вы узнаете кому будет посвящен наш сегодняшний урок Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной из выдающихся личностей казахского народа – ханом, которому удалось объединить обособленные жузы в 18 веке – Абылаем.

Тема урока: Ханство Абылая.

Постановка цели на урок учащимися.

Вот и мы с вами сегодня узнаем о жизни, деятельности, подвигах хана Абылая, о его вкладе в объединение Казахского ханства. Но для начала немного вспомним события, происходившие в Казахском ханстве в начале XVIII века.

2. Опрос домашнего задания

Слабым учащимся (Ивновой, Багаутдиновой, Жиденко, Стаяновой) раздать разноуровневые карточки (с 1-14 выполнив одну берут другую, до тех пор пока идет опрос сильных учащихся, в табло учета отмечают какие карточки выполнили).

С сильными учащимися.

1. Почему хан Абулхаир обращается к Российской империи с просьбой о принятии Младшего жуза в подданство? (Нападения со стороны джунгар, сибирских казаков, башкир)

2. Объясни причину, по которой казахи не могли дать отпор джунгарам во второй половине XVIII века. (Несогласованность действий, междоусобицы, борьба за власть, отсутствие единства)

3. Когда Младший жуз вошел в подданство Российской империи? (В 1731 г.)

5. Назови имена людей, которые образовали Казахское ханство (Жанибек и Керей)

3. Изучение нового материала

Учитель : Абылай хан – это один из самых знаменитых ханов Казахского ханства. Великий государственный деятель, полководец, стратег, дипломат, объединитель трех жузов, воссоздатель единого казахского государства. Деяния Абылай хана воспеты в многочисленных народных эпосах и преданиях. Он выступает как поистине великий предводитель казахского народа во всех перипетиях XVIII века.

- Наша работа сегодня будет строиться по плану:

1. Детство и участие Абылая в борьбе против джунгар

2. Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае

3. Казахское ханство в период правления Абылая

4. А. Левшин о хане Абылае

- Ребята, работать будем следующим образом (метод Ривина):

По истечении времени вы должны перейти в другие группы, где необходимо познакомить других со своей темой и познакомиться с темой других. В маршрутные листы необходимо внести фамилии учащихся, рассказывающих свои темы и оценить их рассказ.

Маршрутный лист

1. Работа в экспертной группе

Чтение карточки с текстом

2. Работа в кооперативной группе

Оценка рассказа (2-5)

На работу в экспертных группах отводится 10 мин.

Тексты для изучения группам

Тексты для изучения группам:

Детство и участие Абылая в борьбе против джунгар

Абилмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное Абулмамбетом, объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич "Абылай" он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша. После победоносного сражения Абулмамбет, узнав о благородном происхождении Абылая, делает его своим приближенным и всячески поддерживает его.

Задание: составить кластер

Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае

В конце 1740 г. султан Абылай вместе с ханом Среднего жуза Абулмамбетом присягал на верность России в г.Орске.

Весной 1756 года и в июне 1757 года в Семиречье вторглись китайские войска, организатором успешного отпора китайцам стал Абылай, в результате китайцы отступили.

В 1760 г. китайские власти потребовали от казахов покинуть район Тарбагатайских гор, ранее захваченный Джунгарией. Абылай стремился разрешить спорные моменты мирным путем. В 1757-1760 гг. в целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абылай принимает в Пекине подданство Китая. Абылай хан вступает в подданство Китайской империи, находясь в подданстве России, проводя, таким образом, многовекторную политику, лавируя между двумя крупными государствами.

В 1759 г. царская администрация предложила Абылаю сместить Абулмамбета и занять его место, обещая свою поддержку, однако влиятельный султан отказался.

В 70-х годах XVIII века казахские воины под предводительством Абылая нанесли ряд поражений правителям г.Ходжента и Ташкента, которые вынуждены были платить налоги. Туркестан, Шымкент, Созак перешли во власть Абылая. В результате международные позиции Казахского ханства значительно укрепились.

Задание: составить хронологическую таблицу

Казахское ханство в период правления Абылая

После смерти хана Абулмамбета, в Туркестане, в мечети Кожа Ахмеда Яссави Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен новым ханом всех трех жузов.

Хан Абылай (1771 - 1781) - последний казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. Успешной была деятельность Абылая внутри государства. Он осуществил ряд

Успешно решал экономические проблемы, поощрял развитие земледелия, содействовал переходу населения на берегах Иртыша, Есиля, в районе Кокшетау и Тарбагатайских гор к земледелию.

Умер Абылай хан в 1781 году в Туркестане и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане.

Задание: составить кластер

А.Левшин об Абылае

Вот что пишет про него русский государственный деятель и историк Алексей Левшин: " Превосходя всех современных владельцев киргизских летами, хитростию и опытностию, известный умом, сильный числом подвластного ему народа и славный в ордах сношениями своими с императрицею российскою и китайским (Некоторые киргизы, приезжавшие на границу нашу, уверяли, что говорил по-китайски) богдоханом, Аблай соединял в себе все права на сан повелителя Средней орды.

Уверенный в своих достоинствах, он искусно привлекал к себе приверженцев важностию своею и осторожным поведением, грозил врагам (Известнейший из них был сын Барака султан Дайр, который жаловался оренбургскому губернатору, что Аблай несправедливо присваивает себе ханское достоинство) своею силою и признавал себя, смотря по нужде, то подданным русским, то китайским, а на самом деле был властитель совершенно независимый. Это сделалось особенно приметным после 1771 года, когда он стал менее заботиться о сохранении наружной покорности своей России, менее лицемерить и начал явно называться ханом."

Имя Абылая осталась в памяти казахского народа, и не раз становилось символом в борьбе за национальную независимость, за возрождение казахского государства.

Задание: составить опорный конспект

Выступление 2-3 учеников.

4. Закрепление и контроль изученного материала

Учащимся раздаются задания ( приложение 4 ) с тремя уровнями (1- на 3, 2 – на 4, 3 – на 5). Выполняются по очередности. Время на выполнение – 12 минут

Читайте также: